Трамвай в Верхнюю Пышму поедет с Эльмаша: до метро тут 200 метров

Весной 2018 года проекты по строительству трамвайной ветки Екатеринбург — Верхняя Пышма наконец-то вышли на стадию реализации. Госконтракт на 2,2 миллиарда рублей выиграл «Инженерно-строительный центр УГМК». За эти деньги строители должны проложить примерно 5,5 километра новых путей по Екатеринбургу и 3,3 км — по территории Верхней Пышмы (если считать в однопутном исчислении, то есть туда и обратно, то получится 17,7 км). 


Новая линия пойдет от трамвайного кольца на Старых Большевиков по Фрезеровщиков, а потом по Шефской. Дальше ее запроектировали не на существующих улицах, а вдоль Калиновского лесопарка и по новому району от УГМК на землях бывших плодоовощных и тепличных хозяйств. Потом ветка вернется на проспект Космонавтов и под ЕКАД плавно перейдет на Успенский проспект в Верхней Пышме. На нем она и закончится кольцом рядом с улицами Октябрьской и Козицына. 


Мы решили проехать (а где не получится — пройти) по всему маршруту линии, чтобы посмотреть, какие пейзажи увидят первые пассажиры из окон трамвая.


Кстати, с момента, когда разыграли госконтракт, прошло ровно пять месяцев. В 2018 году планировалось сносить дома, попадающие на территорию линии, а еще выносить инженерные коммуникации. Так что заодно посмотрим, что уже сделано.


Наш первый отрезок в масштабе всей линии: от кольца на Старых Большевиков по Фрезеровщиков и Шефской до Калиновского лесопарка


Так сейчас выглядит трамвайное кольцо на Старых Большевиков — Фрезеровщиков. Оно находится недалеко от станции метро «Проспект Космонавтов», и именно отсюда в Екатеринбурге начнется новая трамвайная ветка, которая пойдет в Верхнюю Пышму.


Пока нет признаков, что в ближайшее время тут что-то поменяется


Сейчас это лишь конечная трамваев № 2 и 25


Трамвай от кольца пройдет по отрезку Фрезеровщиков и выйдет на Шефскую. Тоже пока незаметно, что здесь готовятся к каким-то строительным работам. Но с этих улиц уже убрали нестационарные объекты — остановочные комплексы «Старых Большевиков», «Фрезеровщиков» и «Шефская».


Вид на Шефскую, по которой пройдет трамвай. Рельсы будут с нечетной стороны (то есть по левую сторону на этом фото)


Подъезжаем к автомойке на Шефской, 122. Рядом — тропа в Калиновский лесопарк. В прошлом году на этом месте стоял павильон кафе. Аккурат по нему в Калиновский лесопарк повернет перешедшая здесь на четную сторону трамвайная линия, так что сейчас павильон снесен. 


А в прошлом году это место выглядело вот так:



Сейчас тут также находится въезд на большую стройплощадку, и его уже вымостили бетонными блоками. Когда-то на этом месте было тепличное хозяйство. А сейчас это большие стройки УГМК: ТЦ «Веер», а за ним — «Изумрудный бор», район, который изначально планировалось назвать «Северная корона».



Охрана вряд ли пустит нас на стройку. Но еще будет шанс посмотреть на нее поближе


А пока сворачиваем в лесопарк (из-за близости которого, видимо, и переназвали район) 


Наш второй отрезок — вдоль Калиновского лесопарка.


Как это ни странно, трамвайная линия пойдет именно по узкой полоске леса вдоль стройки, а не по пустырю бывшего сельскохозяйственного комплекса, которым владеет УГМК и его топ-менеджмент. Поэтому эту полоску лесопарка изъяли из охраняемых территорий (предполагается, что парку добавят площадь в другом месте, то есть поставят на охрану другой кусочек леса). 


Схема земель, которые подлежат изъятию в парке


Правда, рубить деревья тут так и не начали — мы писали почему: границы городских лесов в этом месте не были изменены к началу работ. Сейчас кажется невероятным, что это место через два года превратится в большую дорогу — улицу Меридиональную 1-ю. 


Сначала идем вдоль полуразрушенного забора, который отделяет лесопарк от стройки 


Но совсем рядом с забором идти трудно — из-за зарослей шиповника, одичавшей малины и других кустарников. Зато поблизости идет утоптанная тропинка — вот такая. Она параллельна проспекту Космонавтов.


Тут будут трамвайные рельсы 


Где мы находимся 


Спустя несколько минут прогулки по относительно нетронутому лесу с левой стороны — там, где забор — становятся видны многометровые земляные отвалы. Некоторое время даже кажется, что это отсыпка под дорожное полотно. Но нет: это стройка огромного торгового центра «Веер», и землю сюда убрали, чтобы сделать площадь перед ним (как объяснили рабочие). 


Свежие отвалы грунта. За ними видны далекие антенные поля со стороны Уралмаша 


Вот так выглядит стройплощадка 


Площадь центра составит 167 тысяч квадратных метров (это вдвое меньше нынешнего «Гринвича», но все равно очень много) 






Эскиз «Веера» (мы смотрели на его стройку со стороны леса) 


Оценив масштаб коммерческой стройки, спускаемся с отвалов и отправляемся обратно к забору, чтобы продолжить путь вдоль него. Все-таки наша главная цель — это трамвайная линия, хоть ее еще и не начинали. 




Старая водонапорная башня 


Сейчас прямо на месте будущих трамвайных путей вовсю растут грибы. Это сыроежка 


А это опята. Еще кругом много срезанных, но червивых груздей (неизвестно, сохранится ли это грибное место в следующем году)


В общем, довольно приятная территория для прогулок 


Если не учитывать, что кроме грибников, ягодников и выгуливающих собак жителей района под забор приходят «культурно отдохнуть», а иногда, кажется, даже пожить...


Но вот мы дошли до конца забора


Мы не будем поворачивать и продолжать путь вдоль ограждения: трамвайная линия делает здесь крюк через лесопарк, обходя территорию нового района. Посмотрим, что на этих дорогах сейчас. 


Третий отрезок. Леса, поля и теплицы (или будущие улицы Ново-Садовая и Меридиональная 2-я). 


Сворачиваем на Ново-Садовую (то есть просто заходим в лес). Снова кажется невероятным, что к концу 2020 года тут все построят. Осталось ведь всего два лета. 


Хотя вообще считается, что на таких «чистых» площадках новые улицы строить легче, чем в городе, где нужно переносить трубопроводы


Нужная лесная дорога выводит на большой пустырь с десятком грунтовок, но нам надо снова свернуть в лес



Дорога в лесу довольно свежая — скорее всего, тут недавно прошла строительная техника, судя по торчащим и оборванным корням деревьев 


Рядом нетронутый лес


Но вот он снова расступается 


Еще немного... 


И вот мы в полях


По полям из лесопарка нам нужно будет пройти возле бывшего 9-го тепличного комбината, а потом выйти на улицу Чуцкаева, которая выведет нас на проспект Космонавтов — как и трамвайную линию. Тут множество переплетающихся между собой дорог и тропинок, так что четко держать маршрут по будущим трамвайным рельсам сложновато.


Сверху это место выглядит так (тепличный комбинат — большой квадрат возле улицы Заречной)


А пейзажи тут вот такие





Вот и до тепличного хозяйства добрались. Покатая крыша слева — это бывшие теплицы, рядом трубы котельной. В будущем всего этого не будет — тут построят один из кварталов района «Изумрудный бор»



Уже непонятно, для чего построили эту башенку — возможно, тут был КПП 


Дорога от тепличного хозяйства с обеих сторон окружена вот такими заросшими прудами


Да, и тут тоже пройдут трамвайные рельсы — их запроектировали вокруг этого живописного озерца


От пруда дорога наконец выводит нас к людям — на улицу Чуцкаева


Наш четвертый отрезок: от Чуцкаева по Космонавтов и до развязки на ЕКАД. 


Чуцкаева — это извилистая улица в частном секторе. Она идет от тепличного комбината к проспекту Космонавтов и трижды параллельна сама себе. Взгляните сами.


Трамвайная линия, если судить по схемам, пройдет по «средней» улице Чуцкаева 


Судя по проектам, когда-нибудь частный сектор тут отселят полностью: в этом месте планировали и новый Северный автовокзал, и гостиницу, и перехватывающие парковки. Но это, скорее всего, дело очень далекого будущего. 


Один из ранних проектов по освоению частного сектора в этом месте


Дело будущего поближе — это разворотное кольцо трамвая и станция «Калиновская» с электродепо, но они относятся ко второму этапу строительства трамвайной линии. А ближайшее будущее, то есть первый этап — просто трамвайная линия в этом месте, которая выйдет на Космонавтов. Но и она потребует сноса нескольких домов. 


Красивые живые изгороди на Чуцкаева соседствуют с поваленными заборами 



Но в большинстве своем дома здесь аккуратные и ухоженные — практически коттеджи. Пока они все целы


На улицах в рабочий день довольно безлюдно





Правда, кажется, кто-то за нами наблюдает... 


То тут, то там навстречу выходят кошки, которые не боятся ни машин, ни людей, ни собак 


Некоторые жители Чуцкаева недавно отстроились 


Нам повезло — в одном из домов, который изымают под муниципальные нужды для строительства первой очереди трамвайной линии, в ответ на звонок открыли. 


Этот дом на Чуцкаева должны снести ради стройки


Пожилая женщина рассказывает, что она совсем не в восторге от переезда. Заодно открывается секрет, почему будущая магистраль с трамваем в этом месте все еще находится в таком пасторальном виде. Дела о стоимости домов и участков для выкупа в этом месте сейчас находятся в судах. 


— Нам предлагают 7,6 млн рублей, — говорит хозяйка, — но этого мало, у нас же полностью благоустроенный дом 170 метров площадью. Хотим, чтобы хотя бы 9,6 миллиона дали. А у наших соседей вообще беда: на их участке для стройки надо всего несколько метров. Но как раз в этом месте у них стоит дом... 


Ближе к проспекту Космонавтов картина меняется. Несколько домов у перекрестка снесены — или находятся в процессе сноса. Всего под трамвайную линию (на оба этапа) в Екатеринбурге изымают порядка 60 участков, на которых стоят около 40 домов (это не считая киосков, автомоек и рекламных щитов). Многоэтажки под снос не попали. 


На выкуп имущества под трамвайную линию (помимо 2,2 миллиарда на ее строительство), по предварительным расчетам, должно уйти полмиллиарда рублей в ценах 2016 года (которые с тех пор не особенно изменились). Эта информация приведена в проектной документации госконтракта на строительство линии. 417 миллионов рублей планировалось потратить на выкуп недвижимости в Екатеринбурге и гораздо меньше — 65 миллионов — в Верхней Пышме. Но суды еще могут внести свои коррективы. 


Первые объекты в процессе сноса


Тут был магазин


По четной стороне Космонавтов идет строительный забор. Его деликатно поставили за памятником погибшим в Великой Отечественной войне


Так это место выглядело раньше. Если бы не памятник, было бы очень трудно вспомнить, что вообще-то это территория скандальной мечети «Рахман», работавшей здесь с 2004 года, где частенько бывали ФСБ и полиция. Ее имама осудили за экстремизм


За забором пустота — как и не было ничего 


В отличие от незаметно снесенной мечети «Рахман» (как раз на ее месте будет разворотное кольцо) ее соседка — православная церковь Иоанна Предтечи по адресу Космонавтов, 184 — цела. Ее тоже должны снести. Взамен этой церкви в УГМК уже пообещали построить новую, в микрорайоне «Изумрудный бор». Но пока нет даже самого района, а значит, и места, куда приход мог бы переместиться. Так что вопрос сноса храма очень сложный, но поговорить со священнослужителями о том, к какому решению пришли на настоящий момент, не получилось — церковь была заперта. 


Церковь Иоанна Предтечи по адресу Космонавтов, 184


Правда, рядом уже работали два гастарбайтера. На вопрос, когда снесут храм, ответить они не смогли — сказали, что их просто привез сюда «хозяин» и заставил копать выгребную яму. 


У забора, возможно, готовят место для строительного городка 


За храмом начинаются уже выкупленные и отселенные дома на Космонавтов. В них можно снимать фильмы ужасов. 


Вид у домов устрашающий, двери и окна вынесены


Немного прогуляемся по «зоне отчуждения» — ей явно осталось недолго стоять 


Некоторые строения повреждены огнем 


Выгоревший двор 




Большая часть вещей вынесена, но кое-какая утварь до конца останется здесь — если не приглянется мародерам 


С этого дома сняли сайдинг 









Трамвайная ветка пройдет по четной стороне Космонавтов — там, где идут сносы. Под железнодорожными путями, которые пересекают проспект Космонавтов, для трамвая сделают специальный тоннель. Но признаков работ тут больше нет. 


Выезжаем к развязке, проезжаем под ЕКАД (тут, кстати, трамвайные пути с восточной стороны дороги перейдут в середину — на разделительную) и направляемся в Верхнюю Пышму.


По дороге к ЕКАД снесли остановку «Проезжая» — теперь люди стоят просто под деревом


Трамвайные пути пройдут под ЕКАД 


На въезде в Верхнюю Пышму 


В Верхней Пышме ради трамвайной линии изымают порядка сотни участков, на половине из которых стоят дома. Большая их часть расположена по четной стороне Успенского проспекта (бывшей Советской).


Но пока тут тишь и гладь — дома стоят на своем месте. Можно предположить, что 65 миллионов на выкуп — это очень мало, и жители тоже судятся




Единственное странное строение, которое попалось по пути


Успенская церковь 


Въезд в центр Верхней Пышмы сейчас выглядит очень торжественно: высокий путепровод, с которого видны музей военной техники, музей автотехники, большая уличная экспозиция, будущий театр, а теперь еще и «Рабочий и колхозница».


Вид с путепровода



Но тем, кто поедет на трамвае, откроются немного другие пейзажи, потому что пути пройдут не по мосту, а под ним. Трамвайная ветка возле Успенской церкви свернет к нечетной стороне Успенского проспекта — в сторону улицы Обогатителей. Сделав по ней небольшой крюк, ветка пойдет обратно под путепроводом на проспекте, вернувшись на его четную сторону, и завершится кольцом на огромной площади перед театром. 


Трамвайная ветка пойдет не по мосту (прямо), а через улицу Обогатителей (влево) 


Кстати, вот так тут было два года назад: деревянные многоквартирники отселили и снесли 


С Обогатителей линия уйдет под путепровод на проспекте


Сейчас проезд под мостом ограничен бетонными блоками 


Но мы все равно под ним прошли 


Встретили стадо коров, пасшихся под мостом 


«Как это по моему лугу пустят трамвай?»


Уходим от моста... 


И выходим к строящемуся гастрольному театру 


У театра расчищается место: рядом расположен гаражный комплекс, и на его части запроектировано разворотное кольцо для трамвая


Здесь мы и завершаем нашу прогулку по несуществующим пока трамвайным рельсам 


Кстати, гастрольный театр в Верхней Пышме строят с 2014 года, и ответ на вопрос, что доделают раньше — трамвайную линию или это здание, — вовсе не очевиден. Может быть, в 2020 году с оркестром откроют и то, и другое? Было бы неплохо.