Владимир Злоказов — один из авторов новой транспортной схемы, которая так и не была внедрена в Екатеринбурге

На Розы Люксембург по требованию гаишников убрали выделенную полосу для общественного транспорта — из-за того, что там есть платная парковка, теряется смысл выделенки. Урбанист Владимир Злоказов написал в своем Facebook, что убирать лучше не выделенные полосы, а как раз парковки. Публикуем его мнение.


Вспоминаю, что, когда в первый раз обсуждали в ЦОДе выделенки на Малышева, на совещании присутствовал специалист от комитета благоустройства. Когда я сказал, что в случае организации выделенной полосы придется ликвидировать все парковочные карманы, у нее сделались квадратные глаза: «Как ликвидировать?! А где оставлять машину?!»


Давайте разберемся. Уличное пространство — это один из наиболее ценных ресурсов, которыми обладает город, и этот ресурс следует использовать максимально эффективно. Иерархия пользователей улиц по мере убывания эффективности использования пространства выглядит следующим образом. На первом месте — пешеходы, затем велосипедисты и прочие самокатчики, на третьем месте — общественный транспорт, затем легковые машины с пассажирами, затем — легковые с одним лишь водителем, на последнем месте — припаркованный транспорт.


Таким образом, ставя сохранение парковочных карманов в приоритетное положение по отношению к выделенкам, вы отдаете приоритет наименее эффективному способу использования уличного пространства против одного из наиболее эффективных. Не очень логично, правда?


Что интересно, ЦОД и комитет по транспорту безо всяких сожалений ликвидируют парковки на проезжей части даже там, где этого можно и не делать, но при этом они не притрагиваются к парковочным карманам. Подоплека тут такая, что вроде как частные лица и организации в свое время строили эти карманы (по предписанию мэрии в том числе) — как же мы теперь можем их убрать?


Однако, если посмотреть на центр города, можно заметить, что большинство карманов на главных улицах делалось в стародавние времена и люди, и организации, их строившие, в большинстве своем уже давно не имеют отношения к тем помещениям на первых этажах, для которых их делали. Никакой моральной дилеммы в том, чтобы при необходимости эти карманы убрать, не существует.


При этом совершенно необязательно для ликвидации карманов сразу же затевать масштабные работы по возвращению газонов между деревьями, да и самих деревьев там, где из-за парковки их вырубили (хотя это можно только приветствовать). Для начала достаточно убрать знаки, обозначающие парковки, а сами карманы заблокировать вазонами, полусферами и другими малыми архитектурными формами.


И да, это придется делать, если мы намерены строить систему общественного транспорта, стабильно работающую вне зависимости от пробок.


Выделенка на Розы Люксембург и Карла Либкнехта появилась в июне — её сделали по требованию FIFA. Стоит отметить, что на Малышева и Розы Люксембург выделенки уже были в прошлом году, но силами ГИБДД их ликвидировали.