Даже если у вас есть ОСАГО, то велика вероятность, что вам придётся доплачивать потерпевшему из своего кармана 

В рубрике «Группа разбора» вместе с нашими экспертами мы рассматриваем различные ситуации, в которые попадают автомобилисты. Это могут быть спорные аварии, проблемы со страховыми компаниями или разногласия с сотрудниками ГИБДД. Если у вас есть интересные истории, видеозаписи, то присылайте их на s.panin@corp.e1.ru с пометкой в теме «Группа разбора».


Сегодня мы разберёмся, что делать, если вы стали виновником ДТП, убытки пострадавшему возместили по ОСАГО, а он с вас потом требует доплатить внушительную сумму.


Ситуация


В августе 2015 года екатеринбуржец Дмитрий ехал на своей Skoda по Малышева. В какой-то момент он решил перестроиться в соседний ряд, но вдруг неожиданно BMW, который был перед ним, резко затормозил, а Дмитрий не успел. Совершенно рядовая авария. В итоге у BMW треснул бампер и светоотражатель на нём.


ДТП оформили в ГИБДД и разъехались. Дмитрий был спокоен: у него была обязательная страховка гражданской ответственности, которая без проблем покрывает затраты на ремонт BMW. В итоге пострадавший сделал машину по КАСКО, а его страховая регрессом получила деньги по ОСАГО с компании Дмитрия.


По ОСАГО ущерб компенсируют с учётом износа, который может достигать 50% 


И вот спустя два года забывший уже про эту мелкую аварию Дмитрий вдруг получает письмо от страховой владельца BMW.


— В нём они мне предложили добровольно покрыть разницу между тем, сколько они потратили на ремонт BMW, и тем, сколько выплатила моя страховая по ОСАГО, — рассказал E1.RU Дмитрий. — Разница составила чуть больше 5 тысяч рублей — ОСАГО покрыло 55 тысяч, а по КАСКО они выплатили около 60 тысяч.


Дмитрий, конечно, удивился такому развитию событий, но платить ничего не стал. И вот спустя год он получил повестку в суд.


— Они ссылаются на то, что ОСАГО покрывает ущерб с учётом износа, а КАСКО — без износа. И теперь эту разницу должен почему-то покрывать я. Тогда в чём смысл ОСАГО? — возмущается Дмитрий.


Мнение экспертов


Максим Едрышов, представитель Федерации автовладельцев России:


— Действительно, была практика, что взыскание износа с причинителя вреда является неосновательным обогащением. Потом ряд граждан обратились в суд и оспорили это положение. Дело в том, что ОСАГО покрывает ущерб с учётом износа (он не может превышать 50%).


В итоге было вынесено постановление, что пострадавший может взыскать непосредственно с причинителя вреда сумму износа, которую не покрыла обязательная страховка. И тогда по стране пошла волна подобных исков, когда страховые и пострадавшие стали требовать доплатить разницу. После этого стало окончательно непонятно, зачем нужно обязательное страхование. Оно, конечно, покрывает большую часть суммы ущерба, но далеко не всю. Это неправильно, что виновники должны доплачивать.


И даже если доплата всего пять тысяч, то всё равно возникают вопросы. Сначала ты покупаешь ОСАГО, затем после ДТП платишь с повышающим коэффициентом, да к тому же должен компенсировать разницу. И никак от этого уберечься нельзя. А срок давности по таким делам 3 года с момента ДТП. 


Кирилл Форманчук, представитель комитета по защите прав автовладельцев:


— Действительно, по ОСАГО выплаты происходят с учётом износа, который зависит от года выпуска машины, но не более 50%. Этот износ вправе возмещать пострадавший, поскольку он ничего не должен терять из-за ДТП. В итоге разницу между выплатой по ОСАГО и ущербом без учёта износа компенсирует виновник аварии.


Надо ещё учитывать, что по ОСАГО выплаты происходят по ценам, которые прописаны в специальном справочнике. И от реальных они очень далеки и крайне занижены. И эту разницу потерпевший также может взыскать с виновника ДТП.


Но все расходы на ремонт должны быть доказаны и разумны. Так что всегда есть возможность оспорить сумму, которую требует пострадавший или его страховая. В этих счетах всегда есть лишние операции, которые никогда не проводились, а нужны только для увеличения финальной суммы. И их можно оспорить — у нас есть такая практика. Страховые надо ставить на место.


В прошлых сериях «Группы разбора» мы уже касались страховой темы. В частности, рассказывали, как оформить ДТП без участия гаишников, но при этом не стать должником страховой компании.


Также мы публиковали инструкцию, как возместить ущерб, если ваша машина заглохла в луже. 


Подписывайтесь на канал E1.RU в Telegram — там мы публикуем самые свежие новости, интервью и истории.