Виталий Волович проработал в Екатеринбурге почти всю жизнь

Виталий Волович за 90 лет дал сотни интервью, много раз выступал на творческих вечерах, писал книги. В его высказываниях много мудрости, иронии и удивительного жизнелюбия. Он ушёл из жизни рано утром 20 августа, но память о нём останется в Екатеринбурге навсегда. Мы уже публиковали подборку работ художника, а теперь предлагаем вам перечитать его правила жизни — отрывки из разных интервью.


«Я не могу сказать, что современное искусство мне очень близко или задевает какие-то сердечные струны, но мне интересно. Я понимаю, что у тех художников, которые делают сейчас современное искусство, есть такое же право быть самими собой, которое было у меня, когда я делал свои работы». (Из интервью порталу E1.RU.)


«Екатеринбург стал совершенно другим, поэтому у меня только воспоминания о городе, как о чём-то прошедшем. Это совершенно другой город, новый. Не хочу говорить ничего плохого о том, что происходит сейчас, размах строительства потрясает, но те интимные взаимоотношения, которые складывались у меня со старыми домами, где какие-то события происходили, или возле них, ничего этого нет, поэтому вот такая связь, к сожалению, исчезла. Кроме конструктивизма в Екатеринбурге шедевров архитектуры почти не осталось». (Из интервью порталу E1.RU.)


«Вряд ли основные человеческие ценности будут иными, чем ценности моего поколения. Любовь, профессия, друзья — это навсегда. Преданность избранному делу. Труд как основа жизни. Как нравственная необходимость. Цель как результат труда, а не только удачи и жажды успеха. Воспитайте в себе любовь к искусству — она сделает вашу жизнь глубокой и расширит ее пространство. Искусство поможет вам пережить неудачу, драматические обстоятельства и утраты… Никто не может исключить их из нашей жизни. Пусть ваша жизнь проходит на пределе ваших сил. Пусть ее наполнит любовь, дети, путешествие, труд и радость. Я желаю вам жизни такой же полной, насыщенной, захватывающей и интересной, как та жизнь, которой живет наше поколение. Но, если возможно, пусть она будет лучше! Будьте счастливы!» (Письмо Воловича из книги «Почетные граждане города Екатеринбурга.)


Виталий Волович в музее Миши Брусиловского


«Если цензура приобретет жесткие формы, то, естественно, каждый художник, имеющий чувство собственного достоинства, найдет свои поводы ее преодолевать». (Из интервью Znak.com.)


«В этом городе [Екатеринбурге] у меня 300 тысяч хороших знакомых, 100 тысяч приятелей и 50 тысяч друзей, которые практически мои родственники». (Из интервью газете «Аргументы и факты».)


«Есть такая фраза: "Рисует — значит любит". Я люблю этот город и много рисовал старый Екатеринбург, каждый дом тогда для меня был живым, одухотворенным. И я, безусловно, люблю этот город. Но в последнее время в этой любви появилась теневая сторона. Связана она с тем, что Екатеринбург растет и развивается не сам по себе, как это должно быть, а вытесняя старый город, меняя его характер. Это печальное зрелище. Сейчас рисовать город неинтересно. Искать старые дома бессмысленно — выкорчевали все. Борьба за сохранение города велась всегда, сколько я себя помню. Я подписывал несметное количество писем и был автором самостоятельных писем с просьбой сохранить тот или иной дом, не сносить то или иное здание. Дом все равно сносили, но была хотя бы какая-то видимость борьбы. Сегодня все просто. Можно суетиться сколько угодно, но приезжает машина, дом сносят, жгут, ставят железный сарай и все. Словом, историческая часть города как-то мгновенно исчезла. А те здания, которые сохранились, обставлены цементом, стеклом, металлом, завешены рекламой. Они потеряли свой характер и даже… свой смысл. Их превратили в нелепую деталь города, которая смотрится крайне неорганично, чуждо». (Из интервью газете «Аргументы и факты».)


«Но я бы хотел, чтобы вы любили свой город. Это очень важное ощущение — любить город, в котором живешь. Всем сердцем, всеми нервами, всей душой. Надо стараться любить свой город так, чтобы почувствовать себя необходимым ему. Невероятное чувство быть нужным не только самому себе, но и тем людям, которые рядом с тобой, городу, с которым связана твоя судьба и судьба твоих близких». (Из интервью газете «Аргументы и факты».)


Таким Волович запомнил и полюбил Екатеринбург


«Мы с друзьями периодически собирались у меня в мастерской пить водку. Это нормальное занятие для художников и вообще для мужчин. Но мы пили водку как-то невероятно осмысленно. Обязательно рассказывали друг другу о событиях в своей жизни, произошедших за тот период, пока мы не виделись». (Из интервью газете «Аргументы и факты».)


«Я о возрасте вообще не думаю. Когда мне исполнилось 50 лет и пошёл шестой десяток, я очень переживал. Думал: "Господи, жизнь кончилась. Впереди доживание, дотягивание». Я был в полном отчаянии. Если вы помните, в русской литературе по этому поводу много чего написано. Например, в «Бесах» Достоевского есть, по-моему, такая фраза: "Пётр Верховенский был довольно мерзким старикашкой в возрасте 52 лет". Помню, что меня эта фраза просто потрясла. Или, например, Пушкин и его окружение воспринимали 37-летного Карамзина как глубокого старика. А потом…После 80 я перестал размышлять на эту тему. […] После 89 я готовился к большой выставке к моему юбилею. Вот когда мне исполнится 90 лет, я, быть может, займусь личной жизнью». (Из интервью «Областной газете».)


«В моём возрасте без иронии просто прожить нельзя. Это единственное условие полноценной жизни — высмеивать собственные недостатки и немощи. Когда ты смеёшься над ними, то они теряют половину своей силы». (Из интервью «Областной газете».)


«Я человек не компьютерный и совершенно несовременный. Правда, один термин знаю — краудфандинг. Означает он стояние с протянутой рукой». (Из интервью «Областной газете».)


«То, что я делал иллюстрации для детских книг, было моей творческой ошибкой, несмотря на то, что многие меня по ним и узнали, запомнили. Я тяжеловесен в своей манере. Поэтому я, пожалуй, более драматический художник — мне интересно делать иллюстрации к трагическим романам, таким, как «Тристан и Изольда», например». (Из интервью «Российской газете».)



Образ Воловича (в центре) в скульптуре «Горожане» в сквере на пересечении проспекта Ленина и улицы Мичурина


Виталий Михайлович Волович отмечал 90-летие 3 августа. Мы публиковали монологи искусствоведов о том, почему творчество Воловича имеет огромное значение для всего Екатеринбурга. Сам Виталий Михайлович два года назад давал интервью E1.RU.