В скором времени экзамен на автодроме могут упразднить

Полиция снова решила изменить правила сдачи экзамена в автошколах. Конечно же, они будут ужесточены. Например, практику предлагается сдавать исключительно на городских улицах. А процесс сдачи нового экзамена может занять «не один день и не один месяц». Полностью проект постановления вы можете прочитать здесь. А об основных нововведениях и о том, как они скажутся на водителях-новичках, читайте в колонке автоюриста Юрия Панченко. 


Лучшее средство от перхоти — гильотина. Данный афоризм приходит на ум после ознакомления с проектом поправок в правила сдачи экзаменов в ГАИ, размещенных на «Федеральном портале проектов нормативных правовых актов». Правила в очередной раз усложняют, требования к выпускникам автошкол повышают, что неизбежно ведет к снижению количества желающих получить права. Отсюда у меня и сложилось устойчивое мнение, что в ГАИ преследуют цель: меньше новичков — лучше статистика.


Все идет к тому, что в скором времени новичкам не останется ничего другого, как нелегально ездить без водительского удостоверения 2–3 года, чтобы привыкнуть к движению с большими скоростями и набраться опыта прежде, чем решиться идти сдавать экзамены для получения водительского удостоверения.


Из чего это следует? Упраздняют экзамен на автодроме и в условиях улицы предъявляют к новичкам выполнение на экзамене нескольких элементов. Начало движения: с места, после остановки во время движения, на подъеме, на спуске (при наличии подъема (спуска); движение со скоростью более 60 км/ч; постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед и выезд с места стоянки; движение задним ходом с поворотом под углом 90 градусов с сохранением соответствующей полосы движения; разворот транспортного средства на 180 градусов, используя переднюю и заднюю передачу; постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом и выезд с места стоянки.


Возле автошколы, чтобы втиснуться в узкий промежуток на стоянке, мне приходится парковаться задним ходом. При этом я перекрываю одну из двух полос, а когда двигаюсь задним ходом с вывернутым рулем, то захватываю и вторую полосу. Все это в промежуток времени с 17:00 до 18:00. Приходится заблаговременно подгадывать, чтобы движение в этот момент было не столь интенсивным. Ошибка при парковке повлечет ДТП. Даже для опытного водителя задача не из приятных. А для новичка?


Я не совсем уютно себя чувствую, когда впервые попадаю на незнакомую дорогу или в незнакомый район города. Как правильно повернуть или развернуться на перекрестке? Где разрешена или запрещена стоянка? Как правильно подъехать к нужному объекту? И т. д. и т. п. А здесь новичку в той же ситуации придают еще и сопровождающего, доведя его до стресса, а затем заставляют выполнять не самые простые элементы.


Получив права новички начинают ездить самостоятельно по знакомым маршрутам, избегая движения в часы пик и крайне аккуратно, набираясь опыта, который ни в какой автошколе не получить. Чему действительно нужно новичка научить, так это парковке в родном дворе и парковке возле работы.


«Человеку разумному» примерно 200–300 тыс. лет. Мозг и тело человека приспособлено к движению со скоростями до 40 км/ч. При этом мозг успевает обрабатывать информацию, поступающую от глаз, а тело приспособлено падать на данной скорости без особых последствий.


Как тут не вспомнить забег Рональдо на ЧМ, когда он развил скорость 39 км/ч.


Чтобы стать водителем, человеку нужно решить две задачи: научить мозг обрабатывать информацию на скоростях свыше 40 км/ч и преодолеть генетический страх движения со скоростью более 40 км/ч.


Первая задача решается через 2–3 года вождения после проезда 30–40 тыс. км. И за два с половиной месяца обучения в автошколе ее не решить. Тут выход только один: введение двухуровневой системы обучения, когда по прошествии двух лет новичок возвращается в автошколу доучиваться. Данный подход позволяет удержать новичка в поле зрения автошколы и сформировать правильные навыки и привычки после адаптации мозга к движению с большими скоростями.


Параллельная парковка — одно из самых сложных упражнений на автодроме


А вот вторую задачу как раз и решают автошколы в течение двух с половиной месяцев обучения. Делается это просто.


Сознание не может долго находиться в состоянии стресса. Рано или поздно включаются защитные механизмы. Все прекрасно знают, что по прошествии 40 дней после смерти близкого человека нужно успокоиться, иначе состояние стресса может повлечь расстройство психики. Это и есть как раз тот срок, когда включается защита сознания. 40 дней = 6 недель.


Через 6 недель после начала занятий по вождению сознание курсанта включает защиту от стресса, и именно в этот момент его и выводят на экзамен в ГАИ. 6 недель по два занятия в неделю по вождению по 2 часа, это 24 часа практического обучения. Если заниматься по три раза в неделю, то получим 36 часов. Берем среднее — 30 часов. Набрасываем один час на внутренний экзамен, и один час на экзамен в ГАИ. Итого — 32 часа.


Именно 32 часа практических занятий и было предусмотрено старыми программами. Увеличение часов вождения приводит к чувству ложной уверенности у новичков и ожиданию подсказки, как действовать в экстремальной ситуации, что в итоге ведет к увеличению количества ДТП с новичками.


— Тренировка навыков на самом деле заключается в систематическом отучении от страха во многих рискованных ситуациях, — «Справочник по безопасности дорожного движения».


Еще один месяц из двух с половиной месяцев обучения необходимы, чтобы курсант отучился бояться теоретического экзамена.


Автошколы успешно справляются с поставленными перед ними задачами десятки лет, в отличие от руководства ГАИ. Не верите? Выгляните в окно и посмотрите, сколько водителей воспитала старая школа.


Казалось бы, отстаньте от автошкол, никакие изменения в обучении и правилах сдачи экзаменов не повлекли перемен в продаже полисов ОСАГО для новичков. Следовательно, статистика якобы положительного эффекта от изменений о ГИБДД — дутая, а вбуханные силы и средства пошли прахом. А сколько еще сил и средств будут потрачены впустую?


Ничего зазорного в возврате к старому положению вещей нет.


Из последних примеров: все СМИ раструбили, что школьные автобусы не должны быть старше 10 лет, на них должен быть желтый проблесковый маячок, тахограф и аппаратура спутниковой навигации. Постановлением Правительства от 08.08.2018 обязательное выполнение данных требований перенесли на 30.06.2020.