Виталий Волович отмечает юбилей

Сегодня исполняется 90 лет народному художнику России, легенде Екатеринбурга Виталию Воловичу. Это его фигура вместе с Мишей Брусиловским и Германом Метелевым изображена в скульптурной группе «Горожане. Разговор» в сквере на углу проспекта Ленина и улицы Мичурина. Мы попросили людей, которые его знают, рассказать, в чем уникальность художника Воловича. 


Виталий Волович живет на Урале с четырех лет. Как пишет Анна Матвеева в книге «Горожане», в детстве Витя, как звали его дома, не только хорошо рисовал, но и хорошо пел. Но судьба распорядилась так, что он стал все-таки художником. Сам Виталий Михайлович в интервью E1.RU два года назад говорил, что с профессией определился очень рано.


— В школе я мечтал поступить в художественное училище, а в училище мечтал поступить в институт. Приехав из института, мечтал делать вещи, которые мне интересны и нравятся. Сделав одну, я мечтал о другой, которая ещё интереснее.


Евгений Ройзман, знакомый близко и с Воловичем, и с Мишей Брусиловским, говорит, что оба они — одни из самых крупных людей, которые сформировали культурный образ Екатеринбурга:


— Что Волович, что Брусиловский всю жизнь шли своим путем, на горло никому не наступали, чужого не брали, в партию не вступали, друзей не предавали и при этом всю жизнь росли, дарили людям радость и совершенствовались. Согласитесь, что уже немало?


Виталий Волович и Евгений Ройзман


Виталий Волович считается одним из лучших русских книжных графиков, его знают во всей Европе, пожалуй, даже больше, чем здесь, говорит Евгений Ройзман.


— Он считается лучшим иллюстратором Брехта, он один из лучших иллюстраторов Шекспира, и он человек мировой книжной культуры, на его уровне сейчас близко никого нет. Волович сделал лучшие иллюстрации к «Малахитовой шкатулке». И, конечно, «Тристан и Изольда», «Вересковый мед» — это образцы книжной графики, — считает Ройзман. — Волович очень точный художник, он очень многое успел зафиксировать. Например, его зарисовки по Таватую имеют просто научное значение, потому что того Таватуя, села, уже нет. Это именно настоящий мастер, которых со времен Возрождения, в общем-то, не было. До последнего времени он делал гравюры, умел делать мозаику, мог делать графику, живопись, и для нас очень важно, что он всю свою жизнь связан с Екатеринбургом.


После смерти жены Виталий Михайлович практически каждый вечер приходил в гости к своему близкому другу Брусиловскому, а после смерти Миши Шаевича — к Татьяне, его супруге. Брусиловский и Волович были близкими друзьями.


Виталий Волович (слева) и Миша Брусиловский пять лет назад


«Виталий Волович — личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее, — писал Миша Брусиловский. — Трудно найти фамилию, которая бы так подходила ее носителю. Высокий мужик, немного сутулый, руки — здоровенные клешни, большие очки сидят на большом горбатом носу. Человек в высшей степени умный, но интеллект расходует в зависимости от обстоятельств и степени подготовки собеседника. Обожает нравиться женщинам и действительно нравится. В компании человек азартный, шумный, веселый, остроумный, дуэлянт в споре. Художник с мировым именем, но это область искусствоведения. Я же ограничусь тем, что скажу главное: он мой друг, и я этим горжусь».


Работы Виталия Воловича востребованы у коллекционеров по всему миру, подтвердил E1.RU галерист, владелец аукционного дома «Суворовъ» Валерий Суворов.


— Гениальные работы мирового уровня, — сказал он. — Волович — один из лучших живущих сегодня графиков в мире. [На его работы] всегда был и будет спрос у интеллектуально развитой части населения, у тех, кто любит классическую литературу высокого уровня и гуманитарно подготовлен.


Виталий Волович считается лучшим иллюстратором Брехта и одним из лучших иллюстраторов Шекспира


Завкафедрой истории искусств и музееведения УрФУ Тамара Галеева отметила «фантастическую трудоспособность и творческую энергию Виталия Михайловича».


— Виталий Волович, сколько себя помнит, всегда рисовал. Ему словно на роду было написано стать художником, причем именно книжным иллюстратором, ведь книги окружали его с детства. В родительском доме была богатейшая библиотека, содержавшая не только современные советские издания, но и дореволюционные, в том числе и «крамольные» по тем временам. То есть осознание себя художником произошло очень рано, в детстве, — сказала она. — Сейчас выставки, посвященные Воловичу, будут пытаться подвести какие-то итоги его творческой жизни, и это невероятно сложно, потому что это человек, который все время в развитии, художник, который всегда собой недоволен, всегда в сомнениях, самоироничен. И это все зерна дальнейшего роста.


— Вы хорошо знакомы с Виталием Михайловичем, какой он человек?


— Виталий Михайлович совершенно потрясающей доброты товарищ и человек, с ним исключительно приятно и комфортно общаться. Он обладает блестящим чувством юмора, потрясающий рассказчик, человек, в жизненном багаже которого столько всяких памятных и занимательных историй о встречах с интересными людьми. Человек-праздник, я бы сказала.


— Если представить какую-то галерею лет через 100, где будут собраны картины разных эпох. Рядом с чьими работами вы бы повесили работы Воловича?


— Я бы его рядом с Пикассо повесила, честно признаться. Абсолютно единое художественное пространство. Да, Пикассо, может быть, был более разнообразен, потому что и в театре работал, и скульптурой занимался, и керамикой, но если говорить о той сфере, в которой Волович абсолютный профессионал, о графике, то, я думаю, что они рядом смотрелись бы совершенно органично.


Сегодня в Екатеринбурге откроются выставки работ Воловича, посвященные его 90-летию, — в библиотеке Белинского и в Музее Эрнста Неизвестного.


Редакция E1.RU поздравляет Виталия Воловича с юбилеем, желает здоровья и счастья!