Катерина и её пластилиновая неваляшка 

Заходишь в мастерскую к Катерине Нежуриной, а на тебя со стены смотрят десятки огромных детских глаз. Сначала ахаешь: «Как круто!», а потом вглядываешься — и становится немного жутко. В глазах этих детей на картинах, кажется, вся боль мира.


— Друзья говорят, что у меня все герои с каким-то надрывом, просят нарисовать кого-то веселого, — говорит художница Катерина. — Но они получаются такими. Вот этот рыжий парень, например, — это моя собака породы фокстерьер. Однажды я подумала, как бы она выглядела, если бы была человеком. И появился он. А вот эту индийскую девочку я нарисовала, когда собака погибла, её сбила машина.


Со стены глазами, полными слёз, смотрит девочка с красной точкой на лбу. Кажется, через секунду по её щекам покатятся крупные капли.


— А эта бабушка — несбывшаяся балерина, — говорит художница, снимая плёнку с другой картины. На ней изображена морщинистая старушка, из головы у которой проросли белые перья. — Я бы хотела подвигнуть людей не тратить жизнь на то, чего они не хотят. Чтобы, как эта бабушка, они потом не жалели о том, что они побоялись или постеснялись сделать.


Печальные глаза выдуманных героев


Это картины, нарисованные не красками, а пастелью и пластилином. Катерина говорит, что ей важно в процессе чувствовать картину пальцами. Первую такую работу из пластилина она сделала несколько лет назад и подарила родителям на день свадьбы. С тех пор в её студии повсюду коробки с липкой массой.


— Всегда хотела красками рисовать, но я ими не умею, не получается передать то, что в голове. Ведь там кистью рисуешь, а мне надо чувствовать, что я делаю, — объяснила девушка. — Сначала делаю набросок карандашом на плотной поверхности, а потом заполняю пластилином. Смешиваю разные цвета, как и в красках. На лицах получается совсем тоненький слой — меньше миллиметра, там, где нужна сплошная заливка, слой потолще — миллиметра два. Пластилином легко рисовать — если что-то не нравится, я сдираю ножичком и заново рисую. Некоторые картины — по нескольку раз. Иногда откладываю, когда совсем не получается. Главное, чтобы руки были сухие и теплые. Зимой иногда даже приходится специально наливать кружку чая и греть об неё руки.


Почти ювелирная работа голыми руками


Среди героев Катерины есть и известные люди — например, футболисты Мохамед Салах, Поль Погба, Лионель Месси. Но в основном это несуществующие персонажи с чертами тех, кто встречается Катерине в жизни — на улицах Екатеринбурга, на занятиях в её студии.


— Я рисую даже не портреты, а именно лица, эмоции, — говорит она. — Первым прототипом послужил мой ребёнок, у него в жизни такие огромные глазищи, как-то они меня зацепили, а потом и у остальных героев тоже стали появляться такие глаза. Некоторые портреты — это герои книг. Например, моя любимая книга — «Монгол» Тейлора Колдуэлла. Меня очень вдохновляет история человека, который стал вождём в 15 лет, повёл за собой всех. Одним из первых я нарисовала его, представила, как бы он выглядел в детстве.


На улицах меня всегда цепляют лица людей, я в них прямо впиваюсь взглядом, могу сфотографировать того, кто меня зацепил. Потом воплощаю их в картинах, но частично — могу, например, нарисовать только глаза или только нос. Нос, кстати — это тоже очень выразительная часть лица. Они у всех разные.


На стеллаже у Катерины десятки коробок с обычным детским пластилином. Говорит, что иногда приходится покупать несколько коробок только ради чёрного и белого цветов, потому что они быстрее всего заканчиваются.


«Несбывшаяся балерина» как напоминание всем, кто занимается нелюбимым делом


Кроме занятий собственным творчеством девушка ведёт уроки с детьми и планирует начать заниматься с пожилыми в доме престарелых. Тем, кто постоянно мнёт что-то в руках (а таких среди бабушек и дедушек много), должен понравиться такой способ рисования.


— Люди по-разному реагируют на мои картины. Кто-то говорит: «Ужас какой-то!», но меня это не обижает, — призналась художница. — Я рисую, потому что мне это просто необходимо. У меня возникает чувство безопасности в процессе рисования, я от всего отключаюсь. Когда долго не получается рисовать, у меня наступает какая-то тревожность. Мне кажется, когда человек рисует, он перестаёт быть одиноким. Он становится самим собой, ни перед кем не красуется. Процесс важен больше результата.


В мастерской повсюду картины — на стенах, на полу, на стеллажах


Рыжий парень — собака в человеческом обличье. Индианка рядом появилась, когда любимого питомца сбила машина


Процесс создания новой картины


Чтобы получить нужный цвет, надо смешать два кусочка пластилина


Миниатюрные «колбаски» нужны, чтобы сделать контур глаз



Так художник может провести весь день



Такие коробки с пластилином в мастерской повсюду


Только два веселых персонажа


Рассматривать пластилиновые детали можно очень долго


Старики получаются особенно реалистичными



Лего-человечек


Лошадь тоже нарисована пластилином


Кони — любимые персонажи Катерины после людей




Портреты, нарисованные пастелью


Мальчик справа — сын Катерины. Он был одним из первых героев, которых она нарисовала


Идею слепить этого пряничного человечка подсказал как раз младший сын художницы, а старший, по её словам — главный критик, который подсказывает, как сделать лучше