Памятник «Ваньке голому» на постаменте от памятника Александра Второго 

В последние годы центр Екатеринбурга «пережил нашествие» новых памятников. В спорах и прениях были установлены, к примеру, памятники первому президенту России Борису Ельцину и герою сериала «Счастливы вместе» Гене Букину. Но эти монументы далеко не первые, которые вызывали спор у екатеринбуржцев.


Самым первым необычным и, как считали несколько десятилетий назад, «скандальным» монументом был памятник «Освобождённому труду». В народе же его называли «Ванька голый».


Итак, 18 марта 1920 года Екатеринбургский губернский отдел народного образования заказал скульптору Степану Эрьзе срочное изготовление памятника Свободы. Заказ должен был быть исполнен к 1 мая — Международному дню трудящихся. Талантливый скульптор исполнил заказ, вернее, даже ему и не надо было этого делать. Скульптура уже некоторое время просто стояла в его мастерской, а договор был только формальным поводом покупки изваяния.


Установили памятник на пустовавший к тому времени постамент от памятника «Царю-освободителю» Александру Второму. В момент празднования со скульптуры сняли покрывало, и, как писала местная пресса, «…перед зрителями предстала обнажённая фигура исполинских размеров с богато развитой мускулатурой…». Жители города ахнули от смелости автора, объяснявшего всем, что фигура символизирует освобождение от старых законов и преград, а прототипом её стало знаменитое творение итальянского скульптора Микеланджело, установленное во Флоренции.


Памятная доска скульптору Степану Эрьзи 


Мраморная фигура работы скульптора Степана Эрьзи украшала центр Екатеринбурга с 1 мая 1920-го по 11 июля 1926 года. Официально она называлась памятником «Освобождённому труду» и, по задумке Степана Эрьзи, должна была представлять собой пирамидальное сооружение, у подножия которого расположились бы изваяния 20 великих людей: Кампанеллы, Достоевского, Маркса и многих других. Венчать всю композицию должна была та самая скульптура «Освобождённому труду», которую в народе прозвали «Ванька голый». Но денег, впрочем, как и всегда, хватило только на одну скульптуру.


За прошедшие десятилетия журналисты многократно писали, что эта скульптура была установлена «…на главной площади Екатеринбурга взамен снесенного Кафедрального собора» или в худшем случае «на месте памятника Ленину». Но скульптура заняла именно постамент памятника императору Александру II, уничтоженного в 1917 году. А ныне на этом месте всего лишь автостоянка и светофор!


Ещё одна выдумка, что жители города заплевали скульптуру. Попробуйте плюнуть на семь метров вверх — не считая постамента, такого размера и был памятник! Его местные жительницы, отказывавшиеся смотреть на «срамоту», просто закидывали чернильницами с тушью. В связи с этим 11 июля 1926 года между 3 и 4 часами утра скульптуру по лебёдке спустили в специальный грузовик и увезли в краеведческий музей.


Автопортрет Степана Эрьзи. 1910 год


До войны 1941 года он лежал «заколоченный» в деревянный ящик у здания музея в переулке Воеводина. После чего по приказу властей вместе с ящиком её просто выбросили в пруд.


В сентябре 2007 года во время объезда уральской столицы с мэром Аркадием Чернецким губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил, что мраморный шедевр был утоплен в Городском пруду и его необходимо достать. Как показал тогда опрос населения, не поддержали идею губернатора поднять скульптуру из пруда 48% жителей, 39% высказались — за, а 13% затруднились с ответом. «Ленина убирать не надо, пусть стоит, а «Ваньку» надо сначала найти, а потом поставить где-нибудь рядом», — считал бывший губернатор Эдуард Россель.


Между тем точно известно, что памятника в пруду уже давно нет! Известно даже место, куда монумент скинули (в начале 1990-х годов местные аквалангисты проводили безрезультатные поиски на этом месте). Одно время деревянный ящик, в котором лежала скульптура, использовали местные мальчишки в качестве пирса для купания. А затем пришли мужики, и зацепив ноги «освобождённого пролетария» кордовым ремнем, частично выволокли «Ваньку…» на берег. Постепенно он исчез. По слухам — мрамор использовали работники расположенной рядом камнерезной мастерской.


Статуя Иоанна Крестителя для собора в Феццано


Возможно, когда-нибудь на площади 1905 года воссоздадут все монументы, не выдержавшие перипетий истории: императора Александра II, статую Свободы с факелом, Ваньку Голого и голову Карла Марса...


А между тем, скульптор Степан Эрьзя при создании монумента скрыл ещё одну правду. Изначально памятник он создавал ещё в Италии в 1914 году — для собора в Феццано. Правда, тогда его звали совсем не Ванька и не Давид, а Иоанн Креститель.