Сегодня на областном Градсовете губернатор, чиновники и архитекторы решали судьбу ледовой арены, которую собираются строить на месте снесённой телебашни. Планируется, что объект начнут строить в следующем году, он будет рассчитан на 12,5 тысячи зрителей — как спортивная арена, на 15 тысяч — в качестве концертного комплекса.


Строительством займётся предприятие АО «Ледовая арена» (на 60% принадлежит УГМК, на 40% — областным властям). Разработано три варианта внешнего облика. Мы следили в режиме онлайн, какой вердикт вынесут скандальному проекту.




Градсовет проходит в резиденции губернатора. Как всегда на Градсоветах у губернатора, в зал пустили только фотографов и операторов. Остальные журналисты сидят в отдельном зале и смотрят заседание на экране.



Пришёл Куйвашев, заседание началось.





— Считаю строительство этого объекта делом важным и актуальным, — начинает он. — Только в этом году планируется ввести в строй четыре ледовых арены в области — это в Красноуральске, Кировграде, Ревде и в Верхней Пышме, но объект, который предстоит построить в Екатеринбурге, — это совершенно особый случай.



Сергей Ерыпалов, директор по капитальному строительству и инвестициям УГМК-холдинга начинает представлять проект.


— Проект планировки вызывает много замечаний, — говорит он. — Сегодня в этом районе есть станция метро, которая может перевезти больше 6 тысяч пассажиров, есть автобусы, трамваи. Особое внимание уделено парковкам, они должны быть за территорией объекта. Есть согласование на тысячу машино-мест — они должны быть на существующих и прилегающих парковках. Рассматривается вариант строительства многоуровневого паркинга на улице Декабристов.



По его словам, с общественным транспортом не должно возникнуть проблем.



— Предпочтение горожан было отдано первому варианту арены — говорит Ерыпалов, — особое внимание было отдано сохранению памятников архитектуры (речь идёт о памятниках архитектуры на улице Декабристов. — Прим. ред.). Их хотят вовлечь в проект. Там могут быть детские спортивные клубы и спортивные федерации.




Первый вариант арены, о котором говорит Ерыпалов:







Про второй и третий варианты Ерыпалов особо ничего не говорит. Он заявил, что сейчас идёт проработка медиафасадов.


Ерыпалов просит рассмотреть первый вариант арены. И начинает рассказывать про то, как арена будет выглядеть изнутри.



Играть можно будет в хоккей на льду, баскетбол, гандбол, волейбол, заниматься фигурным катанием. И ещё арену можно использовать как концертную площадку (даже для крутых артистов), можно проводить выставки, говорит представитель УГМК.


Хоккей


Баскетбол



Так арену можно будет использовать во время концертов



На нулевом уровне будет паркинг на 400 авто, тренировочная арена, спортивный зал для разминки перед соревнованиями, раздевалка. На первом уровне — фан-зона, продажа сувенирки, на втором уровне — скайбоксы, на торце площадки ресторан. Четвёртый этаж будет технический.




Схема расположения трибун





Начинает выступать сити-менеджер Александр Якоб. Вот так его видят журналисты.




Он заявил, что нужно дорабатывать планировку.


— Я бы хотел остановиться на паркинге, там нет окончательного решения. С одной стороны, паркинг там иметь хорошо, но мы должны понимать, что этот вопрос не решён из-за метрополитена. Это нужно проработать. И архитектуру нужно доработать, и она будет идеальной.


Речь Якоба оказалась короткой.




Вот второй вариант арены:



А вот третий:




Теперь выступает академик Российской академии архитектуры и строительных наук

Григорий Мазаев.


— Мы получили прекрасную возможность для развития такого объекта, — говорит он. — Я предлагаю усилить вход по улице Чапаева и сделать сплошной пешеходный выход на север, это позволит быстро разгрузить выход после матчей. Мне кажется, что нужно не только реставрировать памятники архитектуры, но и реконструировать. И ещё я считаю, что нужно убирать оттуда заправку, которая сейчас находится рядом.



Мазаев предложил подключить к проекту иностранных специалистов, а в принципе он сказал, что если доработать проект, то всё будет отлично.



Заместитель главы администрации по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Белышев:


— Если вокруг арены не будет организована общественная жизнь, если вокруг неё не будет общественных интересов, то и арене будет тяжело работать. Хотел сказать, что завод «Тонус» и его территория должна наполниться, ну, допустим, там будет развит общепит, или там будут арт-объекты.



— У нас возникла идея, чтобы арена подсвечивалась так, чтобы её было видно из космоса, — продолжает Белышев. — Чтобы светилась буква «Е». Все, кто будет пролетать над Екатеринбургом будут понимать, что в мире появилась ледовая арена и она не где-нибудь, а эта арена в Екатеринбурге. Говоря о символах, я вспоминаю песню «Даже свод тюрьмы старинной здесь положен буквой "Е"». А здесь будет другой символ.


Потом Белышев сказал, что Екатеринбург — город глобальный и самый лучший на земле.




Вероятно, защитники телебашни сейчас негодуют — они как раз таки считали, что телебашня и есть символ.



Председатель Градсовета Михаил Вяткин:


— В силу своего социального положения я могу говорить более свободно. И буду единственным, кто выскажется критически.


Вяткин был против строительства ледовой арены здесь на всех этапах и предлагал рассматривать другие места для нее.



— Такой мега объект в исторической части города — это нонсенс, — говорит он. — Арена должна быть на развивающейся территории, рядом с другими спортивными объектами и рядом с крупными магистралями, а здесь это отсутствует. Рассчитывается 0,7-0,9 га на тысячу зрителей. Здесь должно быть 10 гектаров на 12 тысяч человек, а у нас в два раза меньше — 4,8 га примерно — это что касается площади.



Теперь про парковку.


— На такое количество зрителей нужно 2 тысячи мест. Утверждение, что метро пропустит 6 тысяч зрителей, очень удивительно. Простой пример: я был на матче «Амкара», и там было тысяч 15 человек, и все вышли и пошли, инспекторы там перекрывали, и всё было нормально. А здесь и 8 Марта, и Розы Люксембург — они уже исчерпали свою пропускную способность. Вопрос транспортного обслуживания должен пройти независимую транспортную оценку.



— А если в цирке будет в этот момент представление, то все площадки снесут вместе с детьми.



— Вот в Москве снесли объект и сделали на этом месте парк «Зарядье». Почему бы здесь не сделать парк? Мы предлагали другие места для строительства арены. Здесь возможно строительство жилых домов. 


Вяткин сказал, что дома здесь строить логичнее, потому что из домов все разом не выезжают, как например, все покидают арену после того, как закончится матч. 



Когда Вяткин говорил про снос башни, он тяжело вздохнул. И вообще он выглядит грустным.


Фотографов через 10 минут после начала Градсовета попросили выйти из зала, поэтому фото только с экрана



Член совета «Ассоциации строителей Урала» Геннадий Черных начинает говорить про арену с улыбкой:


 — Я неожиданно выступлю в защиту этого объекта, несмотря на мои хорошие отношения с Михаилом Борисовичем Вяткиным. Я считаю, что нужно отказаться от строительства парковки, и правильно Алексей Аркадьевич Белышев сказал, что нужно проработать пространство вокруг арены. В остальном я думаю, что нужно завидовать, что у нас будет такой объект. Я жду, когда он появится, чтобы ребёнок пошел туда заниматься спортом.




Общественник Олег Букин из организации охраны культурного наследия «Уральский хронотоп» начинает рассказывать, что это историческое место и здесь жили старообрядцы. И вообще говорит про значимость этого места. Например, рядом находятся усадьбы братьев Казанцевых.


Букин пытался признать телебашню памятником архитектуры, чтобы защитить ее от сноса, но безуспешно.




— Мы считаем, что объект обладает рядом недостатков. Можно эту территорию сделать парком и общим пространством с музеем «Россия — моя история», — говорит Букин.



Выступает Букин, а на экране журналистам уже минут семь показывают Владимира Крицкого, управляющего «ЛСР. Недвижимость-Урал». Хотя он пока что молчит.




— Мы предлагаем взять застройщику перерыв и, может быть, сделать здесь парк, — закончил Букин, которого журналистам практически не показали.



Замгубернатора Сергей Швиндт:


— По моему мнению, ледовая арена сопоставима с Центральным стадионом. Наверное, есть вопросы, которые требуют дополнительной проработки, но я думаю, что однозначно это станет местом притяжения.




А вот и слово Владимиру Крицкому:


— Господин Букин взял на себя роль общественности, так вот, я тоже общественность и с ним не согласен. Мы знаем массу примеров, например, в Братиславе, где проходил чемпионат мира по хоккею, и там арена находится в исторической части города. Это как пример. 




Крицкий заявил, что место выбрано как нельзя удачно.


— Реконструкция этой части города, безусловно, пойдёт только на пользу. Я считаю, что место выбрано очень удачно, — сказал Крицкий. — Этот объект надо строить как можно быстрее, потому что весь город ждёт того момента, когда мы сможем прийти посмотреть хоккейные матчи либо другие мероприятия на нормальном объекте, который будет соответствовать стандартам XXI века.




— У нас ДИВС не проработан, это мы только потом проработали вопрос набережной возле неё, — говорит Сергей Мямин из «Форум-групп». — Музей «Россия — моя история» мы построили, и он так и остался у нас на задворках. Здесь мы должны проработать пешеходные зоны, их надо проработать параллельно со всем, а не во вторую очередь. Пешеходные мостики и дорожки очень важны.




Председатель правления Свердловского отделения Союза архитекторов России Сергей Алейников тоже заметил, что важно проработать территорию вокруг арены. А про три варианта дворца сказал, что они все одинаковые, какой ни выбери.



Полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль сказал спасибо главе УГМК Андрею Козицыну и отметил, что эта арена — крайне важный объект.



Евгений Куйвашев начинает подводить итоги.


— Я понял, что в основном все поддерживают идею, но не могу не согласиться и с Михаилом Вяткиным — и по транспортным потокам, и по пешеходным. Будем утверждать этот объект.




В общем, Куйвашев одобрил проект. 



Но архитектурно проект будут дорабатывать.



— Почему вы не учли парковки на Южном автовокзале, вы его почему-то не учли. Посчитайте вопрос по парковкам, — наставляет Крицкого-младшего уже после совета Наталья Серёгина, начальник «Управления государственной экспертизы».



Поговорили после Градсовета с Сергеем Ерыпаловым, директором по капитальному строительству и инвестициям УГМК-холдинга. На заседании он заявил, что компания рассматривает вариант строительства многоуровневого паркинга на улице Декабристов.


— Было сказано очень много разных пожеланий, больше всего связанных с развитием инфраструктуры. Это на самом деле один из важнейших вопросов. Будем работать, — сказал он.


— Доработанный проект когда можно будет увидеть?


— До конца года мы хотим сделать проект самой арены. Работа по благоустройству всех инфраструктурных проектов ведется параллельно. Это на самом деле несколько проектов — создание улично-дорожной сети, перенос объектов, которые стоят на этой территории, отдельно — восстановление и приспособление памятников.


— Острый вопрос был про парковки.


— А что такое парковки? Давайте поговорим, там на самом деле очень интересно. Есть сегодня зоны безопасности, требования безопасности для учреждений при проведении массовых мероприятий. Они жесточайшие. Все мысли о возможном парковочном пространстве внутри арены становятся бессмысленными. Я понимаю, супервип приехал, скорая помощь, 150–200 машин можно разместить, все остальное бессмысленно. По нормативу время на досмотр одной машины — 3 минуты, посчитайте, сколько нужно, чтобы досмотреть хотя бы 500 машин. Все парковочные пространства выносят за периметр безопасности.



И последний комментарий от генерального директора АО «Ледовая арена» Данила Крицкого.


— Михаил Вяткин говорил, что площадь арены не соответствует нормативам.


— Во-первых, он ссылался на неутверждённые нормативные документы. Во-вторых, он их трактовал своеобразно, говорил про концертную деятельность, а основная деятельность все равно спортивная. Если считать тот же паркинг, мы считаем для спортивной деятельности по утверждённым СНиП надо 450 машино-мест, у нас будет от 480 до 700 в зависимости от потребности.


Вопрос необходимости и достаточности территории законодательно ничем не регламентирован. Есть опыт реализации аналогичных арен и на меньших земельных участках. Говорить о том, что территории недостаточно, сомнительно, потому что арена уже вписана в территорию. Если бы у нас не была детально проработана концепция, тогда можно было бы говорить, что есть опасения, что не влезет. Сейчас у нас уже есть габаритные размеры вплоть до сантиметров, есть проведенные инженерные изыскания, посаженные на реальную ситуацию.





На этом мы заканчиваем трансляцию.