В понимании большинства людей куклы – это что-то милое и для детей. Екатеринбурженка Дарья Махсумова каждый день опровергает этот стереотип. Её авторские куклы – мрачные, страшные, загадочные, готические, как будто сошедшие с картин Тима Бёртона – далеко не всем по душе. Но, нравятся они или нет, их детали можно рассматривать бесконечно, поражаясь тонкой работе и внутреннему миру человека, в голове которого смог родиться такой образ. Даша говорит, что все они внутри похожи на неё саму.
Даша Махсумова училась в Екатеринбурге, ещё будучи студенткой журфака УрГУ, она занималась декупажем, расписывала одежду, создавала аксессуары, и даже делала ёлки из макарон. Несмотря на странный материал, они пользовались популярностью среди однокурсников и приносили небольшой доход. Но однажды девушка увидела фото авторской куклы и поняла, что этот вид искусства – именно то, что она так долго искала.
– Куклы требуют от тебя навыков скульптора, художника, инженера, дизайнера, стилиста, визажиста, парикмахера и даже фотографа, – говорит Даша. – Первая моя "авторская" кукла родилась в екатеринбургской общаге в апреле 2009-го. То был чернокожий эльф, похожий на Путина. Делала я марионетку целых два дня, которые по ощущениям длились вечность – я очень нетерпелива. Использовала самый дешёвый самозастывающий пластик, потому что тогда у меня не было денег на дорогостоящие материалы.
Кукольный мир затянул. Никакого художественного образования у Дарьи нет, за плечами только базовый курс кукольного дизайна в частной школе и сотни просмотренных видеоуроков. Все шишки набивала на практике. Тогда же, через слоящиеся ногти и изрезанные скальпелем пальцы, родился собственный стиль. Русалка с голой грудью и тоннелями в ушах, Безумный Шляпник из "Алисы в стране чудес" с глазными яблоками вместо аксессуаров, Чеширский кот, который собственноручно отрывает себе голову, мрачная ведьма с острыми скулами, огарками свечей на ключицах и натуральными скелетами в шкафу…
– Почему они именно такие, как ты придумываешь образы?
– Говорят, что куклы – отражение своих авторов. Мы с моими куклами не похожи внешне, но внутренне – очень. Каждая из них – частица моей души, зеркало. Поэтому придумывать ничего не приходится, образы рождаются сами собой. Я размышляю о персонаже и ловлю ассоциации, которые приходят в голову. Круто, когда ассоциации не очевидные – тогда работу можно поразгадывать, мне это нравится.
– Продумываешь каждую куклу от начала до конца, каждую деталь? Или это всё в процессе решается?
– Стараюсь прорисовывать эскизы и сразу продумывать основную фишку. Например, когда я работала над серией кукол по мотивам "Алисы в стране чудес", я знала: Чеширский кот у меня будет держать парящую голову в руках, Абсолем – прятать кальян под рёбрами, Шляпник – носить чайник на голове, а Белый Кролик – иметь механическое сердце. Детали чаще всего продумываю тоже, но много чего добавляется в процессе. У моего небольшого бренда Apriluna Dolls есть что-то типа слогана: "Я делаю кукол, куклы делают меня". И это правда: они воспитывают и делают меня лучше, учат быть терпеливой, аккуратной, ответственной и чуткой к миру.
На одной из выставок в книге отзывов, в которой предлагают написать что-то посетителям на выходе, Дарья обнаружила разгромную запись о своей "Русалке", которую женщина с двумя художественными образованиями назвала "ужасной кичухой", которую нельзя показывать детям. "Что должно нести искусство – всё-таки что-то светлое, чистое, лучшее или просто констатировать, что наш мир болен?" – спрашивала автор отзыва. А на следующих страницах блокнота развязалась целая дискуссия, многие посетители защищали "Русалку", говоря, что это круто и красиво.
– Часто твой стиль осуждают?
– "Это некрасиво и безвкусно, мой арт – дегенеративное искусство" – позволь мне поиронизировать и перефразировать Оксимирона. Последние годы мне катастрофически везёт на чудесных людей, которым либо импонирует то, что я делаю, либо хватает чувства такта не швыряться обидными словами. Давно не слышала негативных отзывов, которые почему-то задевали меня в начале пути. Все эти высказывания такие скучные и друг на друга похожие ("у автора проблемы", "наверное, тяжёлое детство", "пора бы повзрослеть"), что сегодня вряд ли вызвали бы во мне какие-то чувства. И да, я никогда не стремилась понравиться всем. Гораздо ценнее – находить созвучных людей.
Я участвую в специализированных выставках авторских кукол – данная сфера очень развита во многих странах. Чаще всего заявляюсь в Минске, где сейчас живу, но в прошлом году отправляла работы в Питер. А в этом, если не подведёт здоровье, поеду на одну из крупнейших международных выставок в Москву. Посетители реагируют по-разному: кого-то смущает откровенность работ, кто-то находит их грустными, а кто-то после посещения музея не ленится отыскать меня в интернете, чтобы написать пару-тройку добрых слов. Я ловлю любые эмоции, ведь это круто, когда человек, разглядывая твою куклу, поразмышлял о ней и поделился своим восприятием.
На создание одной куклы уходит не меньше двух месяцев – это если лепить каждый вечер после работы и все выходные напролёт. Самое сложное, признаётся Даша, не растерять энтузиазм за это время. Она лепит дома, в съёмной однушке, о красивой мастерской со всеми удобствами пока только мечтает.
– Надо сказать, что это очень пыльная и грязная работа в прямом смысле – приходится много шлифовать, красить и убираться, – смеётся она.
– Сколько денег уходит на материалы, если не секрет?
– Учитывая габариты моих кукол (сидя они в высоту где-то 50–60 сантиметров), себестоимость одной может достигать 10 тысяч рублей. Я стараюсь использовать качественные материалы, которые позволят кукле прослужить не один десяток лет. Так получилось, что все мои работы нашли своих хозяев. Пока куклы живут в США, России, Украине, Беларуси. Хотя продажи не самоцель (я вообще панически боюсь коммерциализации), для меня важно, что моё творчество находит почитателей.
– Какая твоя любимая кукла из уже готовых?
– Любимиц у меня, наверное, нет. Каждый раз, когда заканчиваю работу над новой куклой, очень ею очаровываюсь, но быстро перехожу в режим критика, анализируя недоработки. Однако это не мешает мне относиться к своим девочкам с большой нежностью – на протяжении всего процесса я с ними разговариваю и иногда даже обнимаю из-за переизбытка чувств.
– А есть какой-то образ, который ты мечтаешь слепить?
– Из-за того, что я много работаю и мало леплю, у меня целый ящик нереализованных идей. Например, уже два года я хочу пофантазировать на тему Зубной Феи – совсем скоро приступлю к её созданию.
Кстати, недавно мы рассказывали про другую кукольницу. Мастерица из Верхней Туры делает кукол, как две капли воды похожих на людей. При взгляде на некоторых из них становится жутко – но не потому что они страшные, а потому что выглядят совсем как живые. А вот другая екатеринбурженка – Ксения – создает, наоборот, милых куколок, которые нравятся маленьким детям. Ей больше нравится естественная красота без макияжа и лишних украшений.