Куда жаловаться на всё: как вернуть деньги за просроченный йогурт и кому сказать про таракана в кафе

Сдаем явки и пароли организаций, которые помогут наказать продавца.

Если потребитель нашёл что-то в продукте, то он может поменять товар или вернуть деньги

Гвоздик в булочке или таракан в супе — о такой мерзости многие слышали, а кто-то с этим и сталкивался. Первая реакция в такой ситуации — скорее выплюнуть, выбросить и забыть, как страшный сон. Но можно поступить иначе — вернуть продукт и забрать обратно свои деньги.


Мы поговорили со специалистами Роспотребнадзора о том, как правильно действовать в подобных случаях и куда нести испорченный продукт.


Если нашли в еде червя / гвоздь / камень


Согласно закону «О защите прав потребителей», если покупатель нашёл в товаре какое-то инородное тело, то он может потребовать, чтобы товар ему заменили (на такой же этой же марки) или вернули деньги.


— Обнаружив в продукте питания стекло, бумагу, камень и тому подобные предметы, необходимо иметь как можно больше фактических доказательств, подтверждающих факт приобретения товара и обнаружения в нём инородного тела, — пояснили Е1.RU в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.


Доказательством может быть товарный или кассовый чек, фото, видео и письменные показания свидетелей — всё это надо собрать самому. После этого нужно составить в произвольной форме претензию продавцу или производителю с требованием возместить материальный и моральный ущерб, прикрепить собранные доказательства и отнести всё в компанию, где купили товар.


— Кроме того, потребитель может обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора, либо в его территориальные отделы, — добавили в управлении.


Территориальных отделов у нас в городе три: Центральный, Северный и Южный. В каждом отделе есть ещё несколько подразделений (всего их 14). Вам нужно пойти в тот, который находится ближе всего к месту, где вы купили некачественный товар, адреса найдёте по ссылке.


Обращение нужно написать на руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (так звучит полная должность) Сергея Владимировича Кузьмина. В обращении нужно обязательно оставить свой обратный адрес, куда должен прийти ответ. Готовое обращение можно оставить в канцелярии управления. В жалобе нужно указать, где находится компания продавца.


Если купили в магазине продукт, у которого истёк срок годности


Недовольный потребитель может написать жалобу изготовителю или продавцу продукции. Также покупатель может написать обращение в управление Роспотребнадзора по схеме, описанной выше.


На самом деле, не все екатеринбуржцы относятся к просрочке негативно. В конце января прошлого года мы заглянули, наверное, на самый известный в городе рынок просрочки неподалёку от трамвайной остановки «Пионерская» и выяснили, почему продавцов неликвидных продуктов никто не гоняет. Кроме того, Союз потребителей России намерен добиться, чтобы продукты, у которых вот-вот истечёт срок годности, продавали дешевле.


Рынок просрочки. Как говорится, дёшево и сердито


Если в ресторане или кафе ползали тараканы, а в супе плавала муха


Купили булочку с гвоздём в магазине или съели что-то испорченное в ресторане — не имеет значения, бороться с этим нужно одним способом — писать обращение в Роспотребнадзор. После жалоб посетителей такие заведения проверят и могут даже закрыть. Вот, например, настоящий кошмар ведущей программы «Ревизорро» Елены Летучей — кафешка на Библиотечной. Здесь нашли десятки нарушений, причем на кафе «Перекрёсток» пожаловались люди, которые живут по соседству. Кафе закрыто по сей день, но должно открыться, когда там закончится ремонт.


Стали бы вы есть такой суп, если бы видели, что он так хранится? Думаем, что нет


Если купили испорченный продукт и отравились


Если вы отравились и попали в больницу, то виновнику грозит штраф, сумма зависит от того, кто вам продал испорченный товар. Например, должностным лицам в такой ситуации светит штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Если отравились по вине предпринимателя, но он не был оформлен как юридическое лицо, то штраф будет от 30 до 40 тысяч с возможной конфискацией. Если виновно юридическое лицо, то штраф уже во много раз выше — от 300 до 600 тысяч рублей, и здесь также возможна конфискация.


Если вы попали в больницу или продукция магазина/ресторана навредила вашему здоровью, то компании грозит штраф


В этой ситуации вы имеете право подать в суд.


— Если сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей, то это подсудность мирового судьи, и нужно обращаться на участок по месту жительства, — пояснили Е1.RU в пресс-службе областного суда.


В каждом районе есть несколько участков, и нужный вам можно найти на сайтах судов.


— Если ущерб свыше 50 тысяч рублей, то уже нужно обращаться в районный суд, точно так же по месту жительства, — добавили в пресс-службе суда. — Кроме самого иска на руках необходимо иметь доказательства: сумму понесённых расходов, если были траты на лекарства, то эти препараты должны быть назначены врачом, а не куплены самостоятельно. Моральный вред тоже необходимо доказывать, должна быть выписка из больницы, например.


Куда и в какой день бежать с иском, расписано на сайте судов.


Пример работы Ленинского суда. Красным отмечено нужное вам время


— Что касается защиты прав потребителей, не меньше 90% таких исков удовлетворяются в пользу потребителей. В случае если в досудебном порядке, в добровольном порядке продавец не выполняет законное требование потребителя, то по суду с него ещё взыскивается штраф в размере 50% от суммы покупки в пользу потребителя, — добавили в пресс-службе областного суда.


Если в компании не соглашаются принимать товар обратно и возвращать деньги


Принудить вернуть вам деньги может только суд, так что, если решить вопрос миром не удалось, вы вправе предъявить иск. Как это правильно сделать, смотрите выше.


Продавец может отказаться возвращать деньги, по договору он не несёт ответственность за испорченный товар


Нужно ли приносить испорченный продукт в управление Роспотребнадзора, чтобы доказать свою правоту?


— Для проведения лабораторных испытаний частное лицо может обратиться в любую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке, — пояснили в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.


Принести продукт в лабораторию, конечно, можно, но это будет нецелесообразно, отметили в управлении. Продукты на проверку можно нести, только если соблюдена методика отбора проб, а это вряд ли сможет сделать обычный покупатель. Кроме того, специалистам нужно оценить условия хранения, условия транспортировки продуктов в лабораторию. А ещё взглянуть на сопроводительные документы, маркировки и так далее.


Напомним, в предыдущих сериях «Куда жаловаться на всё» мы рассказали о том, что делать, если дома бежит грязная вода, как бороться с брошенными во дворе машинами и как вернуть бракованный товар и поставить нечестного продавца на место.

Текст: Мария ИГНАТОВА; Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; читательница Е1.RU Елена; пресс-служба прокуратуры Свердловской области

11425

Продажа авто, мото