Отучилась пять лет на экономиста, получила диплом переводчика и освоила графический дизайн… А потом плюнула на всё, купила швейную машинку и начала шить кукол. Так вкратце можно рассказать историю екатеринбурженки Ксении Мариненко, которая променяла карьерные высоты на нитки и ткани.
— Как все нормальные люди, после 11-го класса я ткнула пальцем в небо, и он упёрся в экономический университет. Я выбрала самую интересную по звучанию специальность: «Международные экономические отношения», — смеётся Ксюша. — Чтобы было нескучно, я параллельно выучилась на дизайнера-полиграфиста, на переводчика, поработала проводником. Окончила университет и решила применить диплом по назначению. Пыталась построить карьеру, устраивалась работать в разные компании сферы продаж. Но везде мне хватало двух месяцев, чтобы выполнить максимальную планку по продажам, и ещё двух месяцев, чтобы понять, что я там больше ни дня не задержусь.
А потом Ксюша вышла замуж и решила: больше никакой экономики! Муж сказал: «Занимайся тем, что тебе нравится», и девушка устроилась работать в… мастерскую по пошиву ростовых кукол. Шила тех самых рыжих котов для «Галамарта», которых знает вся Россия, костюмы для «Уральских пельменей», всевозможных огромных снеговиков, медведей и козликов. Но через какое-то время поняла — не хватает свободы для творчества. Тогда она придумала своих кукол. В десятки раз меньше, и на этот раз не для развлечения взрослых, а для маленьких детей.
— Первую куклу я сшила по выкройке из книги. Она до сих пор сидит у меня на полочке, — вспоминает Ксюша. — А потом я немного изменила выкройку, чтобы куклы получались более живыми: сделала больше глаза, стала экспериментировать с волосами, чтобы их можно было заплетать в косы. Первых кукол я дарила друзьям, у которых есть маленькие детки, а потом создала страницу в Instagram, придумала название «Кукла мира» и начала продавать их тем, кому хочется подарить ребёнку добрую игрушку. Я сразу решила, что игрушка должна быть мягкая, чтобы с ней было приятно играть, можно было спать с ней. А ещё ребёнок может придумать каждой кукле свой образ.
У каждой игрушки Ксюши есть своя история. Вот девочка-цветочница, она работает в саду, ухаживает за растениями, в руке у неё маленькая леечка. Вот Маруся из деревни, с ней верная подруга курочка Ряба. А эта шатенка Софи, дочка кондитера, любительница сладкого. Ещё одна — балерина.
— Когда я начинаю шить, я не знаю, что это будет за кукла. Все тела у них одинаковые. Образ начинает складываться, когда я вручную вышиваю глаза, выбираю цвет волос и создаю одежду, — рассказывает Ксения. — Это всё приходит в процессе, а потом придумывается небольшая история каждой куклы, которую я тоже выкладываю в Instagram. Мне самой это очень нравится, потому что получается, что кукла действительно рождается.
На одну игрушку у девушки уходит около недели шитья. Но это не с утра до ночи, а урывками — когда есть настроение. Без настроения она к машинке даже не подходит, всё равно ничего не получится. Одновременно Ксюша может шить сразу несколько заготовок, которые потом станут телами кукол, а потом по отдельности создаёт платья или штанишки.
— Себестоимость куклы посчитать сложно. У меня много разных тканей и ленточек, я покупала их в разное время и докупаю постоянно, — говорит Ксюша. — В целом на одну игрушку уходит, наверное, тысяча или полторы тысячи рублей. Продаю я их за три с половиной тысячи — это цена с упаковкой, доставкой и всем вместе.
Добрые игрушки Ксюши подходят детям от шести лет, а маленькие зайчики попроще — для малышей от двух. Некоторые родители обладателей кукол рассказывают, что дети таскают тряпичных друзей с собой повсюду и даже спят с ними. В одной семье живут сразу две игрушки от Ксюши — сначала у старшей девочки была кукла, а у младшей — зайчик, но потом сёстры поменялись ими.
— Это добрый образ, который не вызывает у детей агрессии, отрицательных эмоций. Эти куклы на самом деле детские, — добавляет Ксения. — У очень многих кукол, которых я вижу в магазинах и у детей друзей, накрашены глаза, какие-то вечерние платья с декольте. Мне кажется, это не очень хорошо. Поэтому у меня изначально была цель сделать моих кукол добрыми и простыми — в противоположность Барби, которые уже надоели.
Параллельно с шитьём кукол Ксюша занималась оформлением свадеб. Вместе с подругой они днями и ночами продумывали образы для украшения столов молодожёнов и гостей, рисовали эскизы, закупали килограммами ветки и живой мох, который становился реквизитом, забивали холодильники цветочными композициями, шили огромные цветы из ткани…
— Когда мы делали свадьбу с мхом в качестве украшения, у меня весь пол в квартире был усыпан землёй, еловыми иголками, всюду ползали муравьи, — вспоминает со смехом Ксюша. — За сезон мы зарабатывали около 120 тысяч на двоих, но делали это не ради денег. Если бы хотели развить бизнес, вложили бы заработанные деньги в оборот.
В итоге маленькая студия декора проработала несколько сезонов, а внимание и силы Ксюши полностью переключились на кукол.
— Надо вовремя уходить, иначе случится либо застой, либо эмоциональное выгорание. А застой в творчестве — это самое ужасное, — говорит екатеринбурженка.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU