Профессор Евгения Набойченко советует родителям воспитывать в детях положительный настрой к жизни.

Если вам показалось, что вы уже видели эту статью на E1.RU, то вам не показалось: еще в феврале мы публиковали серию полезных советов от психологов УрГПУ для родителей, которые только-только записали своих малышей в первый класс. Сейчас, в начале учебного года, мы решили заново опубликовать все серии этого проекта (они будут выходить каждый будний день) и предлагаем вам освежить их в памяти и сохранить в закладках. Кстати, полезные советы касаются не только первоклашек.


В прошлый раз мы поговорили о том, как правильно настроить ребёнка на школу. Сегодня же речь пойдёт о психическом здоровье ребёнка. Порассуждаем, какой подход в воспитании поможет первоклашке учиться с интересом, подружиться с учителем и не бояться рассказать родителям о двойке.


О том, что такое психическое здоровье ребёнка, как на него влияют родители и почему от него напрямую зависят успехи первоклассника, нам рассказала доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Евгения Набойченко.


— Одним из основополагающих понятий в психологии является психологическое благополучие ребёнка. Именно оно формирует отношение ребёнка к новой среде и влияет на его ощущение комфорта.


К сожалению, родители зачастую обеспокоены вовсе не теми проблемами, на которые следовало бы обращать внимание. Когда ребёнок идет в школу, главное — чтобы он чувствовал поддержку родителей, был уверен в ней. Кроме того, важно создать у ребёнка ощущение того, что окружающий мир настроен к нему доброжелательно, — объясняет психолог.


— Как сформировать этот положительный настрой?


— Во многих семьях родители неосознанно формируют психическое нездоровье детей. Обсуждая бытовые проблемы, сетуя на уровень жизни и недостаток средств для комфортного существования, упрекая и даже уничижая детей в их беспомощности, неудачах, родители держат их в постоянном психологическом напряжении, чем могут спровоцировать формирование невротических реакций. Отсюда появляются дети, которые грызут ногти, вырывают себе волосы, кричат и непослушно себя ведут.


По словам психолога, дети начинают грызть ногти и вести себя непослушно из-за того, что родители видят всё в чёрном цвете и постоянно говорят о неудачах.


Положительная мотивация и поддержка родителей невероятно важны для детей. День должен начинаться с хорошего: просыпайся утром, радуйся солнцу… Когда взамен этого дети слышат о том, как всё плохо, как достала работа и нет денег — формируется нездоровая среда. Критиковать, делать замечания — это легко, но я всегда говорю своим детям: можешь сделать лучше — сделай, но не говори, что ты живёшь там, где плохо. Ты родился и живёшь для того, чтобы сделать этот мир лучше.


Родителям надо понимать, что в первую очередь именно они несут ответственность за своих детей, за их воспитание. Не государство и не учителя — а мы, мамы и папы. Надо формировать такую позицию, что мир, может быть, несовершенен, но он настроен положительно, и всё будет так, как хочешь, если будешь добрым, будешь стараться, хорошо учиться и стремиться к успеху.


— Как быть родителям, если на ребёнка жалуется учитель — тут уже не до положительного настроя…


— Не всегда наши дети нравятся учителям. В основном учителя оценивают ребёнка по собственной шкале, состоящей из «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо». Сидит ребёнок, слушает учителя — он хороший, если ребёнок гиперактивный, не может усидеть на месте — то плохой. Одной из причин возникновения невротических реакций является недопонимание во взаимодействии учителей и родителей.


Если учителю не нравится ребёнок, психолог советует родителям самим, в первую очередь, найти общий язык с педагогом.


Происходит следующая ситуация: родители приходят в школу, и им там говорят: ваш ребёнок неусидчив, ваш ребёнок плохо учится, он не справляется с программой. И есть два варианта развития событий, которые чаще всего происходят. Первый: родители занимают позицию учителя. Они говорят ребёнку: «Ты плохой, ты должен слушать учителя, посмотри, сколько мы вкладывали в тебя, а ты ничего не можешь». И ребёнок находится в очень непростой позиции — с одной стороны на него давит учитель, с другой родитель, что ему делать? Сначала возникает протестная реакция, которая перерастает в психосоматическое расстройство: скрыто растёт артериальное давление или снижается до гипотонии, появляются головные боли, боли в сердце, желудке. Все это развивается на нервной почве.


Вторая ситуация диаметрально противоположная — когда родители говорят: «Не слушай Марью Ивановну, она глупая, ничего не понимает, посмотри на неё, что она из себя представляет?». Тем самым они роняют авторитет учителя и, даже не понимая этого, свой собственный, ведь модель поведения родителей в дальнейшем избирается ребёнком. Это два неверных подхода.


— Как найти золотую середину?


— На наш взгляд, самая верная позиция — говорить ребёнку о том, что учителей надо уважать, потому что это взрослые люди, которые получили образование, скорее всего, хорошо учились в школе, а теперь передают свои знания детям. И подумай, если ты будешь хорошо учиться, то какие будут перспективы.


Самые счастливые дети, чьи родители совмещают в воспитании позицию и друга, и наставника.


При этом психологически грамотные родители обязательно должны пообщаться и с учителем. Важно объяснить ему, что их ребёнок, возможно, не самый старательный и усидчивый, но он тоже требует внимания, а враждебное отношение к нему лишь усугубит ситуацию. Найти общий язык с учителем — задача для родителей не менее важная, чем найти общий язык с ребёнком.


По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья у детей происходят из-за недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения к детям. Дети эмоционально мудрых родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями и более успешны в учебе.


— У родителей разные подходы к воспитанию, кто-то даёт полную свободу, кто-то тотально контролирует…


— Родители делятся на несколько групп. Бывают родители с авторитарным подходом, которые «лучше всех все знают». В таких семьях самые несчастные дети, потому что у их родителей очень высокая планка. Эти родители, скорее всего, будут поддерживать позицию учителя и вместе с ним ругать ребёнка. Именно у таких родителей дети до трёх лет думают, что их имя — «нельзя». Лучшая оценка из их уст звучит так: «ты сделал хорошо, но мог сделать ещё лучше». У таких детей низкая самооценка и куча комплексов.


Другая группа родителей говорит, что не важно, как ребёнок учится — главное, чтобы ему было хорошо. А что такое хорошо? Когда не захотел идти на урок и не пошёл? Это попустительство, такие родители не смотрят на перспективу ребёнка. Такие семьи либо очень хорошо обеспечены и их не заботит его самостоятельность, успех в жизни, либо наоборот — они не добились ничего в жизни и перекладывают эту модель на ребёнка.


Те родители, которые говорят «ты сделал хорошо, но мог сделать лучше», формируют у ребёнка низкую самооценку.


Существует третий подход, который не калечит психику ребёнка — когда родители вникают во все интересы ребёнка, но не занимают полностью это пространство, а помогают ему выбрать. Это родители, которые говорят ребёнку, что они всегда рядом, что бы ни случилось, что они во всём помогут.


Приведу пример с оценками. Вышли из школы две девочки, обе получили двойку за контрольную по математике. Одна идёт и плачет, потому что знает, что получит от родителей втык. А вторая радостно бежит к маме и говорит, что получила двойку. На что мама ей отвечает: ничего страшного, у нас с тобой такие планы на день хорошие, всё сделаем, а потом позанимаемся и разберёмся, что там у тебя с математикой.