Знаменитый «Косой дом» на Горького, 14.

Проект E1.RU с ироничным названием «Улицы нашего городка» мы запустили, чтобы рассказать о самых интересных местах в городе. Первая прогулка была по улице Шейнкмана, а в этот раз мы решили изучить улицу Горького — одну из старейших улиц Екатеринбурга.


Расположена она вдоль левого берега Городского пруда и ниже по реке Исеть между улицами Клары Цеткин и Куйбышева в Центральном жилом районе Екатеринбурга — в Кировском и Ленинском районах. Улица тянется с севера на юг на 2 000 метров.


На автомобиле улицу можно проехать за 10 минут, но при этом придётся сделать большой крюк по Малышева, Карла Либкнехта и проспекту Ленина. Общественный транспорт по узенькой улочке не ходит, движение одностороннее, лучше пешком! На это уйдёт всего 12 минут.


Своё современное название она получила в 1930-е годы в честь русского писателя Максима Горького (кстати, параллельно идёт улица, названная в честь не менее великого писателя Николая Гоголя, и их часто путают). А до этого она вообще никак не называлась — в дореволюционном Екатеринбурге это были три разные улицы.


Кто такой Максим Горький, наверное, объяснять не нужно. В школе все проходили «Старуху Изергиль», «На дне», а те, кто постарше, помнят Пелагею Ниловну из романа «Мать».


От Главного проспекта до реки Мельковки шла Тарасовская набережная, на один квартал ниже — Механическая улица, за Покровским проспектом (сейчас это улица Малышева) шла на юг 2-я Береговая улица. После 1917 года 2-ю Береговую переименовали в улицу Рабочего Загвозкина (в честь руководителя екатеринбургских большевиков).


Эта улица одна из самых насыщенных в архитектурном плане. Так что заварите себе чашечку чая и читайте.


Глава первая. Улица 2-я Береговая


Несмотря на «хороший» декабрьский мороз, мы вышли на экскурсию и пригласили пройтись с нами по старинной улочке — 2-й Береговой — научного сотрудника Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова.


Наша экскурсия началась с дома, который наделал много шума — дома Чувильдина или, как его прозвали, «косого дома». Спуститься к реке у нас не получилось, во-первых, лестница заметена снегом и больше похожа на горку, хоть бери салазки и катайся. А, во-вторых, со стороны реки дом огородили забором.


Объект культурного наследия областного значения «Доходный дом купца Чувильдина» построен на рубеже веков — в 1900 году. Купец Василий Иванович Чувильдин был человеком солидных доходов — торговал мучными изделиями, дважды избирался гласным городской думы. Участок под дом он купил у некоей Марфы Филипповны Козловой, а автором проекта стал архитектор А. С. Чирковский.


К 1903 году сведения о Василии Чувильдине исчезают из справочных изданий Екатеринбурга, а в 1912 году этот доходный дом обретает нового хозяина — некоего А. Е. Сухоплюева.


Фотограф всё-таки, рискуя свернуть шею, спустился, но обойти дом не получилось. Кстати, здесь под снегом, находится необычная лэнд-арт скульптура — памятник клавиатуре.


В этих местах жили чиновники, управляющие частными заводами, купцы, промышленники, богатые иностранцы, зажиточные ремесленники и мещане


После событий октября 1917 года дом был передан в ведение горкомхоза и приспособлен под коммунальное жильё, сдавался в наём, а совсем недавно, говорят, здесь жили гастарбайтеры.


Дом практически весь разрисован граффити, а двери выкрашены в жёлтый цвет.


— Это совершенно обычное здание, рядовое, к нему были пристроены другие усадьбы и другие дома. И вот всё «обрезали», вырезали и он стал таким диковинным, совершенно причудливой формы, — рассказал Е1.RU научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. — Он построен в форме параллелепипеда, углы у дома не 90 градусов, а острые и тупые. Так «косой дом» стал уникальным, таких домов в Екатеринбурге больше нет.


Экскурсию ведёт научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.


«Косой дом» стоит без штукатурки, но не потому что при строительстве не хватило денег, а потому что тогда было модно оголять фактуру. Потом это стали использовать в хрущёвках, но там уже чисто из экономии.


Но мы увлеклись. Идём дальше.


За «Косым домом» строятся новенькие домики — в них разместятся два бильярдных клуба, ресторан и картинная галерея.


Одно из первых зданий на улице 2-й Береговой — «Особняк в стиле позднего классицизма, середина ХIХ века». Это усадьба Погадаевой. Предположительно, дом построен по проекту известного в Екатеринбурге архитектора Реутова. Татьяна Сильвестровна Погадаева была вдовой коллежского асессора. На её усадьбе в конце ХIХ века кроме каменного дома находились службы, прачечная и баня.



Следующий дом с виду совсем неприметный, обыватель пройдёт мимо и даже не обратит внимания. Но Евгений рассказывает, что в те времена — это не просто дом, а VIP-дом.


Дом купца Сапожникова можно считать VIP-домом того времени.


— Это здание построено по какому-то типовому фасаду, выверено и заверено городским архитектором. Почти все каменные дома в середине XIX века в Екатеринбурге выглядели именно так. Но иметь такие здания в то время — это показатель успешности, показатель того, что вы достаточно богатый и состоятельный человек, — рассказывает Евгений Бурденков. — Дело в том, что в то время весь Екатеринбург был практически на 90% деревянный. Главное — здесь архитектор ограничивал: как тебе хочется, строить не получится, всё очень сдержанно.


Дом купца Сапожникова и композиция его главного фасада несёт черты «образцовых проектов» периода классицизма. Его построили в первой половине XIX века.


Более старое фото.


Подходим к электростанции, за ней тоже возвышается памятник архитектуры — восьмигранная труба.


Здание электростанции, а за ним — труба.


— Ещё одно творение архитектора Чирковского — электростанция. В архитектурных описаниях имеет название «Электростанция «Луч», но это более позднее название, изначально она строилась двумя предприимчивыми людьми — Андреем Елтышевым и Николаем Панфиловым. Эти два молодых человека считались, так сказать, золотой молодёжью — их отцы занимались бизнесом. И эти молодые люди, решили вложить деньги в развитие совершенно нового дела — они придумали поставить электростанцию, — рассказал Евгений Бурденков.


Первая и долгое время единственная электростанция Екатеринбурга.


И вот в 1894 году возводится первый отправной пункт электрификации всего города, именно отсюда пошло электричество для всего города. Долгое время эта станция была в Екатеринбурге единственной.




С этим зданием связано много историй. Представители золотой молодёжи недолго занимались электростанцией, владельцы сменились, её возглавил Лев Кроль. Известный человек, тот самый лидер местных кадетов, политический деятель. С 1902-го по 1916 год он был владельцем этого здания.


Позже во флигеле жили большевики и известные революционеры. Они открывали здесь подпольную типографию и 23 января 1905 года пытались провести партийную конференцию, но тут-то их и взяли и отправили в тюрьму. Хотя потом Кроль поспособствовал их выходу.


В советское время здесь была электростанция «Луч», а сейчас находится электрохозяйство. Здание, как и было задумано изначально, используется по назначению.



Здесь же, на улице Горького, стоит Дом служащих электростанции «Луч» (бывший дом ветеринарного врача А. С. Пономарёва).


За стареньким домиком возвышаются новостройки.


С другой стороны дома некоторые окна заколочены.


Следующий — дом купца Крутикова. Он похож на деревенский дом, точнее, верхняя его часть. Но деревянные узоры — это не просто украшение, а своеобразный «акт патриотизма».


Дом купца Крутикова наполовину деревянный, а наполовину каменный.


— В конце XIX века было модно строить в русском стиле. Дом практически деревенский. Это примерно то же самое, как некоторые люди сейчас вывешивают российский флаг, то есть объявление своей патриотической позиции. Здание строилось с использованием деревянного зодчества, русского каменного зодчества. Архитектором был Коновалов, как и у большинства подобных домов, — рассказал Евгений Бурденков.



По прошению екатеринбургского юриста Сергея Яковлевича Закожурникова в пойме реки Исети около 1880 года был построен следующий дом на этой улице — кирпичный одноэтажный с полуподвалом. Автор проекта — архитектор Михаил Львович Реутов. Закожурников был значимой фигурой в Екатеринбурге. Он был юридическим консультантом Управления горной частью на Урале, а в 1876–1884 годах трижды избирался гласным екатеринбургской думы.


Дом Закожурникова на Горького, 8 — это образец жилой застройки Екатеринбурга конца XIX века.


Дом построили в 1888 году.


Рядом с этим домом в 2009 году установили первый в России (на минуточку) памятник The Beatles.



Сосед Закожурникова — один из крупнейших купцов Екатеринбурга Гаврила Скрябин занимался рыбной торговлей. Его дом построили через два года, в 1890 году, но оформлена усадьба была не на хозяина, а на хозяйку — его жену.


Дом купца Скрябина будто замаскирован. И не разглядишь, что скрывается за елями.


Чтобы разглядеть дом, придётся подойти поближе.


Конкурентов у Гаврилы Николаевича в рыбной торговле было немного, а значит, доходы были солидные, хозяин мог позволить себе красивый дом-усадьбу.


— Дом купца Скрябина делал Михаил Реутов. Стиль эклектика, дома уходят от сдержанных классических форм и начинают «кричать», — показывает на дом Евгений Бурденков.


Раньше дом был на всеобщем обозрении.


На перекрёстке Малышева — Горького, на этой же стороне, стоит здание гостиницы «Эрмитаж». Сейчас дом заполонили магазинчики и аптеки, а когда-то это было одно из первых гостиничных зданий Екатеринбурга конца XIX века.


В 1880-е годы усадебное место принадлежало мещанской вдове Суставовой. На самом углу со 2-й Береговой вдова имела небольшой деревянный дом. Здесь работала пивная лавка Гребенькова. От дома до берега Исети тянулся огород хозяйки, обнесённый высоким забором. К началу 1900-х годов на месте огорода и деревянного дома Суставовой были построены два каменных двухэтажных дома, вплотную примыкавших один к другому. А владельцем усадьбы был уже некто Жуков. Здесь работали магазины мужского платья Шалахина, шляпный отдел братьев Пазовских, контора и склад акционерного общества «Братья Белер и К°».


В 1909 году усадьба перешла Мередину. В его доме обосновалась гостиница «Эрмитаж», переехавшая сюда с Пушкинской улицы. Кроме неё здесь располагались магазины: винно-гастрономический — торгового дома «Парфёнов и Новиков», музыкальный — Гритцнера, галантерейно-парфюмерный — Аристархова, конторы Екатеринбургского отделения товарищества «Свет», «Лечебница болезней зубов» Упорова и другие учреждения.



После революции большинство екатеринбургских гостиниц было закрыто. Часть из них превратили в общежития, но гостиница «Эрмитаж» стала исключением. Она продолжала работать, только поменяла название на революционное — «Спартак». Именно в ней с 26-го по 30 января 1928 года останавливался русский поэт Владимир Маяковский.


На другой стороне Горького, или 2-й Береговой, жил мещанин Иван Погудин. Дом построили в 1890-е годы по проекту Василия Коновалова. Основным занятием Погудина была хлебная торговля, которую он вёл на Старом толкучем рынке (на его месте сейчас площадь Малышева) в шестом корпусе в лавке № 1.


Дом Погудина. Деревянные постройки усадьбы и баня не сохранились.


И здесь уличные художники оставили свой след.


Кованый фигурный козырёк.


Подходим к перекрёстку Малышева — Горького, здесь на углу стоит усадьба, которая принадлежала наследникам мещанина Рукавишникова. Дом у них был видный, а главное, что он дожил до наших дней. Каменный, трёхэтажный, он пользовался спросом у арендаторов. В конце XIX века здесь находились: магазин и мастерская мужского платья, фруктовый погреб, прачечная. Здесь же мастер Захаров ремонтировал гармони.


Усадьба на углу с Покровским проспектом принадлежала наследникам мещанина Рукавишникова.


В самом начале века владельцем усадьбы стал купец Бабушкин, а затем — Поляков. Последний перевёл сюда своё «конфетное» заведение, которое превратилось в настоящую фабрику. Основанная господином Поляковым в 1880 году первая кондитерская фабрика Екатеринбурга стала колыбелью известной фабрики «Конфи». Примыкает к этой усадьбе встроенное здание — старинное фотоателье. Сейчас его реконструируют, и здесь откроется «Живой театр».



Глава вторая. Улица Механическая


Улица Механическая — средний кусочек улицы Горького — получила своё название в 1880 году, и связано это с железнодорожными механическими мастерскими, расположившимися на месте старого Екатеринбургского завода, это было одно из крупнейших предприятий Урала. Прославили завод паровые котлы для первых паровозов, здесь их изготавливали. Закрылось предприятие в начале 1970-х годов.


Сейчас на Плотинку можно пройти через юго-восточные ворота, но это не простые ворота, а железнодорожные, потому что на месте механической фабрики появились железнодорожные мастерские. Можно сказать, что именно отсюда началось строительство железной дороги Екатеринбург — Тюмень. Отсюда тянулась ветка до станции Екатеринбург-2, ныне — станции Шарташ. И эти ворота как раз были построены в конце XIX века.


Ворота на Плотинку — вы не поверите, но в XIX веке здесь ходили паровозы, которые тащили вагоны на ремонт.


На другой стороне по адресу Горького, 33, а тогда Механической, стоит дом купца Степанова 1886 года.



Кстати, Степанов был не один, их было два брата, известные в своё время купцы-мукомолы. Производство Степановых было вне конкуренции, и они считались очень богатыми — оборот достигал 60–70 тысяч рублей.



Сейчас это жилой дом с административными помещениями. Попасть туда оказалось несложно, старенькие деревянные двери открываются без ключа.


Подъезд дома на Горького, 33. Несмотря на старинный вид, над дверью стоит камера и наблюдает за всеми, кто входит.


Общий коридор, старые почтовые ящики и запах общежития.


Напротив этого дома, по адресу Горького, 4А, стоит белое здание с зелёной крышей. Здесь находятся Музей архитектуры и дизайна и Уральский центр развития дизайна.


Вид на Музей архитектуры и дизайна с Плотинки. Он открылся после реконструкции полтора года назад.


— Если мы с вами сейчас войдём в атриум первого этажа, встанем в центр зала и вобьём там кол, то это будет абсолютно точно географический центр Екатеринбурга. И мы сейчас в самом центре города. Это то место, откуда и пошла история Екатеринбурга. Когда ты находишься здесь, работаешь, то чувствуешь, что многие поколения, жители нашего города делали историю, строили город, — рассказал Е1.RU директор Уральского центра развития дизайна Сергей Старков.


Сергей Старков — директор Уральского центра развития дизайна.


В начале 1970-х в преддверии 250-летия Екатеринбурга в историческом центре города решили создать историко-мемориальный комплекс и разместить на его территории музей старой заводской техники и истории архитектуры уральских городов.


По соседству в историческом сквере строят новый объект. Здесь будет двухэтажный ресторан, но обещают его сделать в старинном стиле.



Новостройку с другой стороны прижимает длинное белое здание тоже с зелёной крышей — это музей природы.


Здание музея находится на плотине Городского пруда. Раньше в этих зданиях размещался железоделательный завод, затем монетный двор, а теперь — исторические экспозиции о нашем городе.


Рядом стоит ещё один интересный объект — водонапорная башня. Этим летом её бесплатно отдали Музею истории Екатеринбурга и внутри башни проводят экскурсии.



Здесь же стоит памятник основателям города Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Его установили в 1998 году. Автор памятника — московский скульптор Чусовитин. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш» и был собран из 19 частей. У подножия памятника есть надпись: «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В. И. де Геннину, Екатеринбург благодарный, 1998 год». Говорят, что в жизни Татищев и де Геннин недолюбливали друг друга, но, возможно, это только слухи.



Пересекаем проспект Ленина. Кстати, перейти его напрямую не получится: нужно либо идти к светофору до Пушкина, либо спуститься в подземный переход. Мы выбрали второе, потому что переход сам по себе тоже немного памятник.


Подземный переход рядом с Плотинкой. Летом здесь слышны песни под гитару, Цоя и не только.


Это ещё одно из туристических мест. На стенах — строчки из песен Виктора Цоя и граффити в его честь. Летом здесь действительно каждый вечер играют уличные музыканты, выставив пустую шляпу, а зимой здесь песни Цоя не послушаешь. Переход Виктора Цоя открылся в 2012 году. Рады этому не только фанаты группы «Кино». Идёшь мимо, посмотришь на стену, и весь день в голове звучит песня — «Перемен требуют наши сердца».


Здесь же можно не только Цоя поразглядывать, но остановиться и прочитать надпись вот на этой плите.



Выходим из подземного перехода — и здесь улица Механическая заканчивается и начинается Тарасовская набережная.


Глава третья. Тарасовская набережная


С этим зданием должна быть фотография у каждого екатеринбуржца и туриста. На пересечении улицы Горького и проспекта Ленина стоит Дом Севастьянова. Дом стоит на набережной реки Исеть. Как только приезжий человек видит резной дом, рука сама тянется к фотоаппарату. А многие приезжие считают, что он похож на питерский Эрмитаж. Изображение с Домом Севастьянова даже хотели разместить на купюре, но не вышло.



Дом построен в первой четверти XIX века. История строительства пока никому не известна. В 1816 году участок земли, находившийся в самом центре Екатеринбурга, приобрёл титулярный советник Иван Полков, служивший в Главной конторе Екатеринбургских заводов. В 1817 году новый хозяин начинает возводить здесь большой каменный дом, и приблизительно к 1823-му строительство было завершено.


Примерно в середине 1840-х годов дом купил чиновник Степан Медведчиков, а потом продал его коллежскому асессору Николаю Севастьянову. Новоиспечённый владелец решил перестроить здание и заказал проект Александру Падучеву, помощнику архитектора Уральского горного правления. Фасады приобрели новый, эклектичный вид, но до конца неясно, какие изменения привнёс архитектор во внешний вид дома Медведчикова. Историки архитектуры находили во внешнем виде здания некий архитектурный курьёз — тут и классика, и готика, и мавританский стиль.


Сейчас в здании — резиденция президента. Хотите посмотреть, как всё обустроено внутри? Смотрите виртуальную экскурсию здесь.


Легенда гласит, что Севастьянов хотел покрыть купол дома золотом и даже подал об этом прошение на Высочайшее имя. Просьба была отклонена, а церковь наложила на возгордившегося чиновника своеобразную епитимью: каждый день, обутый в чугунные калоши, он должен был ходить в храм замаливать свой грех. Говорят также, что сам Севастьянов никогда не жил в этом дворце (благо имел ещё один дом), а только любовался на него, сидя неподалеку на скамеечке. Но, возможно, это только легенда. Достоверно известно лишь то, что, продав свой дом казне, Севастьянов навсегда покинул Екатеринбург, переселившись в северную столицу. А в Екатеринбурге — совсем в другом месте — оставался жить его брат Александр.


По соседству с резиденцией президента стоит резиденция губернатора, она же объект культурного наследия «Усадьба купцов Тарасовых».


Резиденция губернатора.


Название «Тарасовская» возникло, вероятно, с момента поселения здесь этих самых купцов Тарасовых — это были твёрдые в вере старообрядцы, золотопромышленники, они пользовались большим авторитетом в городе. В 1837 году Савва Тарасов перевёз в дом на набережной всё своё семейство: жену, двух сыновей и двух дочерей. Особняк он купил у семьи Зотовых, но дом до этого имел уже свою историю.


В 1791 году право на «место под каменный дом» получил коллежский асессор Иван Совков, дослужившийся до управляющего Екатеринбургским монетным двором, но спустя несколько лет он продал дом, и хозяева менялись, грубо говоря, как перчатки.



В советское время в доме размещались склады оперного театра, контора «Маслопром», женское общежитие. Потом долгие годы здесь находился Дом учителя. Наконец, в 1997 году здание стало резиденцией губернатора Свердловской области.


Идём дальше. По адресу Горького, 17 находятся медицинские учреждения и Уральский приборостроительный завод. Но в 2017 году завод, а точнее, его цеха гальванической обработки металлов и другие производственные отделения планируют переехать из центра Екатеринбурга в Арамиль.


Приборостроительный завод тоже ждёт реставрация.


На пересечении Первомайской и Горького стоит обветшавшее здание — здесь была Уральская золотосплавная химическая лаборатория. Её построили во второй половине XIX века, по проекту архитектора Турского. В то время извлечение золота из руд на Урале стало производиться химическим способом. Для этого вида работ в Екатеринбурге была образована эта химическая лаборатория.




— Первое здание Уральской золотосплавной химической лаборатории на набережной было построено в 1840-е годы. Здесь всё золото, добытое на уральских заводах и приисках, превращалось в слитки, здесь их плавили, и отсюда они отправлялись в государственную казну, — рассказал Е1.RU главный специалист отдела управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Игорь Данилов. — И эту лабораторию, как правило, посещали все почётные гости города, смотрели, как плавят золото. А в 1870-е годы лабораторию перестраивают, и на углу строится жилой дом для управляющего этой лабораторией. И строится целая усадьба и каменный флигель. Потом здесь были коммунальное жильё и институт Уралцветмет.



Наличники тоже поотпадали. Интересно, кому понадобилось столько игрушек?


Внутри здание выглядит почти заброшенным. Хотя инстаграммерам бы полюбилось это место.


По соседству стоит бизнес-центр «Сенат».


Горького, 7. На узенькой улочке найти парковочное место очень сложно.


А следующее здание вызывает вполне физическую боль у архитекторов. На первый взгляд здание выглядит очень даже симпатичным и является объектом культурного наследия. Но от самого объекта здесь мало чего осталось, практически всё здание новодел.


— Были сначала усадьбы, а сейчас по сути их нет — снесены, а построены новый комплекс и банк «Кольцо Урала», — рассказал Е1.RU профессор кафедры основ архитектурного проектирования Уральского государственного архитектурно-художественного университета Андрей Раевский. — Имитировать эклектику в принципе бессмысленно, тем более так безвкусно. Издалека смотрится красиво, а по сути настоящей архитектурной ценности не несёт. Горького — одна из тех улиц, где продемонстрировано абсолютное бессилие вмешательства нынешних архитекторов в исторический контекст. Нет ни одной удачной современной постройки и ни одной удачной реновации. Отчасти это можно объяснить: отсутствует видимая сюжетная линия развития пространства, с ним сложно что-то сделать. Где-то сюжет сложился и ритм наследия совпал с ритмом развития современного города, пространство заработало — это Исторический сквер, парк-музей под открытым небом.


Жаль, что в России нет такого же закона о памятниках архитектуры, как во Франции, — говорит архитектор Андрей Раевский.


— Если от старого здания отвалился какой-то кусок, то нельзя доделывать эту стену и заниматься имитацией. Пусть будет видно, где старые дома, а где новые, чтобы было чёткое разделение, — говорит он.



Эта усадьба возникла во второй половине XIX века. В 1889 году её владельцами были наследники протоиерея Матвея Попова — два его сына-чиновника. В состав усадьбы входили каменный одноэтажный дом и баня. Позже её купил лаборант Уральской химической лаборатории Павел Утяков. Впоследствии часть усадебного комплекса была приобретена семьёй известных предпринимателей Злоказовых.


В конце XIX века дом перестроили, он стал двухэтажным, а после событий октября 1917 года усадьба со всеми постройками была национализирована и передана в ведение горкомхоза.



Соседняя усадьба, которая официально относится к улице Клары Цеткин, тоже принадлежала Утякову. Сейчас здесь находится «Дом журналистов».



Чёрное дерево — это старая стена здания.


Эта усадьба тоже претерпела значительные изменения.


Завершает нашу прогулку киноконцертный театр «Космос», его адрес уже по улице Дзержинского, но, гуляя по набережной и по улице Горького, вы так или иначе выйдете к нему. Над главным концертным залом города работали архитекторы Белянкин, Надёжин и инженеры Бурдакин и Максимов. ККТ «Космос» построили в 1967 году с огромной по меркам тех лет вместимостью в 2 386 зрителей.


Памятник братьям Люмьер у центрального входа в ККТ «Космос».


Здесь наша «морозная» экскурсия заканчивается, а следующая наша виртуальная прогулка будет уже не в центре — мы изучим историю улицы Титова.


Кстати, если вы считаете себя хранителем какой-то тайны улицы, то делитесь с нами, мы опубликуем, а заодно проверим, правда это или миф. Связаться с редакцией можно по телефону +7 (343) 34–555–34 и по электронной почте news@corp.e1.ru.