Е1.RU продолжает вместе с учителями давать полезные советы родителям. В рубрике «Родительское собрание» мы рассказываем о том, как привить школьнику любовь к спорту, отучить ребёнка врать и сделать отношения в семье доверительными. Сегодня поговорим о проблемах, которые возникают у младших школьников.
Пожалуй, родители многих первоклассников и вообще учеников начальной школы сталкивались с тем, что дети каждый день что-нибудь теряют, то шапку где-то оставят, то и вовсе домой придут без рюкзака. Ругаешь, объясняешь, что нельзя так делать, а на следующий день то же самое. Или другая ситуация: учишь-учишь с ребёнком уроки, 100 раз всё ему объяснил, а контрольная на двойку. Как так? И ещё одна проблема: возможности контролировать каждый шаг ребёнка нет, а без указки за уроки он не садится. Как помочь ребёнку влиться в школьный ритм и при этом не стать родителем-деспотом?
Распутать этот клубок проблем мы попросили учителя начальных классов, завуча 69-й школы, победителя конкурсов «Учитель года России — 2008» и «Педагогический дебют — 2016» в номинации «Молодые управленцы» Екатерину Белоцерковскую.
Совет первый: не заставляйте ребёнка быть в школе тише воды ниже травы
— Если родители считают, что дисциплина — это только красиво сидеть за партой и правильно ходить по коридору — это неправильно. Иногда на уроках мы шумим, смеёмся, веселимся. Ребёнок на уроке должен говорить, высказывать свою точку зрения. Подвижным ребёнок должен быть. Для этого есть динамические паузы, физминутки на уроках. Многих взрослых пугает ситуация беготни на перемене, но тут всё зависит и от родителей, и от педагога — необходимо детей научить играть в коллективные игры. Попробуйте рассказать детям об играх нашего детства. Если ребёнку будет интересно в игре, он никогда не будет бегать сам по себе.
Проблема в том, что дисциплину учителя и родители понимают по-разному, поэтому и возникает недопонимание. На уроке ребёнок не должен все 40 минут сидеть тише воды ниже травы. Дисциплина в нашем, учительском понимании — это самостоятельность. Когда ребёнок может сам собрать портфель, сам приготовиться к уроку, сам может объяснять, что было на уроке. А если он сидит напряжённо весь урок — это не есть хорошо.
Совет второй: помогайте ребёнку делать проекты, но не делайте за него уроки
— Если родители неправильно понимают, что такое учебная дисциплина, они пытаются включиться в процесс обучения не там, где надо это делать. Иногда помощь родителей, правда, нужна — в подборе и выборе информации, в организации исследовательского процесса, когда надо вместе вести наблюдение. Но часто родители делают уроки за ребёнка, даже в тетради пишут: и мамы пишут, и папы пишут, и бабушки. Это неправильно. Любой результат ребёнка — это его результат, каким бы он ни получился. Взрослые могут помочь оценить, организовать работу над ошибками, спланировать будущий результат.
Представим такую ситуацию: родитель делает уроки, ребёнок получает пять. В итоге всё равно наступит ситуация, когда этому ребёнку предстоит что-то самому сделать в классе. У ребёнка возникает стресс, он будет бояться делать что-то сам. Оказывая гиперпомощь, родитель создаёт для ребёнка стрессовую ситуацию к самостоятельной деятельности.
Очень важно, чтобы родитель понимал свою зону ответственности. Если взрослый выполняет задания за ребёнка, ребёнок в этой ситуации ничего не узнает. Если ребёнок выполнил сам и ошибся, он поймёт свою ошибку и разберёт её с учителем.
Совет третий: разрешайте ребёнку ошибаться
— В нашем классе есть такое правило «Можно ошибаться», никто за это ребят не наказывает. Не бывает так, что ребёнок всё сразу делает правильно, иной раз приходится много раз переделывать, чтобы получился хороший результат. Но, если переделывать будет родитель, результата не будет никакого. Обучение — это процесс погружения в проблемную ситуацию и поиск решения. Даже взрослый в сложной ситуации сразу не находит правильного решения.
Совет четвёртый: не запугивайте ребёнка наказанием за двойки
— Любая оценка — это результат ребёнка. Не надо бояться отметок, надо попробовать получить всё: и два, и три, и четыре, и пять, для этого и существуют оценки. Во взрослой жизни человеку порой будут ставить и хорошие, и плохие оценки.
Совет пятый: научите ребёнка беречь вещи
— Каждый день мы собираем забытые шапки, шарфы, варежки, учебники, телефоны… Почему это происходит? Чаще дети отвлекаются во время общения или игры. Родители остро воспринимают ситуацию, ругая ребёнка. На самом деле первичные навыки отношения к вещам и бережливости закладываются в более раннем возрасте, поэтому не стоит ругать, давайте сначала научим наших чад быть самостоятельными и ответственными.
Совет шестой: составьте для ребёнка режим дня
— Если у вас есть какие-то требования к ребёнку, их надо выполнять ежедневно, а не раз от разу. Бывает, что родители увидят плохую работу в тетради, поругают за это. Ребёнок сегодня сделает хорошо, а потом родители забывают контролировать. Ребёнок будет делать хорошо, когда понимает, что это ежедневная система контроля со стороны родителя, когда нет страха сделать что-то не на «пять». Чтобы он ничего не забывал, сделайте вместе памятки и повесьте над столом, напишите смску, позвоните. У ребёнка должно быть расписание: встаёт, заправляет за собой постель, приходит из школы, моет за собой посуду…
У ребёнка должны быть домашние обязанности. Родители ведь забывают об этом. Бывает, говоришь на собрании, что ребёнок дома должен мыть посуду, помогать с уборкой, а мамы и папы удивляются: какие обязанности, они же дети! Но если эти качества ребёнку не привить, сами собой они не появятся. Родители должны понимать, что, договариваясь с ребёнком сейчас, у них есть шанс быть услышанными потом, когда ему будет лет 15...
Совет седьмой: всегда объясняйте, за что ругаете ребёнка
— Мамам и папам надо понимать, что если они хотят указать на неправоту ребёнка, они должны это аргументировать, чтобы он понял, что именно он сделал не так. Без аргументов критика превращается в брань по отношению к своему чаду. Эмоциональное напряжение взрослых по разным причинам накапливается, и его надо уметь снимать вне стен дома и уж тем более не на глазах ребёнка. Родители кричат на ребёнка, потому что он беззащитный. Но делать этого нельзя. Хотите прочитать нравоучения — делайте это объективно, чтобы это не выглядело, как «мама хочет прокричаться».
Вообще, если ребёнок что-то делает плохо, это повод разобрать ситуацию, раскрутить её назад и понять причину. Ни в коем случае нельзя в ответ на детскую истерику проявлять свою взрослую агрессию.
Напомним, о чём мы говорили на предыдущих «Родительских собраниях»:
учительница труда из 167-й школы дала советы, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов;
преподаватель литературы из 2-й гимназии рассказала, как убедить подростка взять в руки книгу;
учительница английского из 94-й гимназии — как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу;
математик из 121-й школы — о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий;
учитель химии из 116-й гимназии — о том, как пробудить интерес к опытам;
учитель физики из 130-го лицея доступно рассказал о том, как и с какого возраста можно увлечь ребёнка физикой;
учитель информатики из 200-й школы — о том, как покемоны и мультики помогают учёбе;
педагог-психолог объяснила, почему подростки плохо учатся и как правильно их ругать;
учитель технологии из 200-й школы раскрыла секрет, как угадать талант ребёнка;
учитель русского языка из 59-й школы рассказала, как проверять текст методом микроскопа и чем вредны диктанты.
педагог-хореограф дала советы, как совмещать кружки с учёбой и уберечь ребёнка от звёздной болезни