В июле 2017 года мэрия Екатеринбурга намерена внедрить новую транспортную схему, которую по заказу администрации разрабатывал фонд «Город.PRO». Новую маршрутную сеть горожане восприняли с опаской. Специалист «Город.PRO» Андрей Толмачёв говорит, что, несмотря на разъяснительную работу, которую авторы схемы ведут в СМИ, екатеринбуржцы всё равно представляют её по-своему и заранее готовятся к пробкам, сложным пересадкам и всяческим неудобствам. Попробуем развенчать самые популярные заблуждения. Слово — эксперту.
Заблуждение первое: новая система предполагает создание «коротких» маршрутов
— Это утверждение не соответствует действительности чуть более, чем полностью, — говорит Андрей Толмачёв. — Если вы посмотрите на карту маршрутов, то увидите, что большинство магистральных маршрутов, которые ходят с частотой 5–7 минут, идут через несколько районов. Как правило, от одного края города до другого. Например: трамвай № 1 будет ходить от Сортировки до ЖБИ, трамвай № 2 от Уралмаша до ЦПКиО, троллейбус № 20 от ВИЗа до Академической, а троллейбус № 22 — от Химмаша до ЖД Вокзала, автобус № 41 — с Сортировки на ЖД Вокзал, автобус № 42 — с ВИЗа на Пионерский.
У маршрута должны быть два основных качества. Первое — он должен быть максимально прямым. Ведь люди хотят кратчайшим маршрутом доехать до нужной им точки, а кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая. Второе — он должен позволять делать пересадки на максимальное количество маршрутов. Именно второе качество маршрутов позволяет добраться в большую часть города максимум с одной пересадкой. Кстати, из этого качества маршрута следует, что он должен быть длинным.
Заблуждение второе: в новой маршрутной сети придётся делать много пересадок
В новой маршрутной сети вы сможете добраться практически до любой точки города без пересадок, либо максимум с одной пересадкой — если, конечно, вы находитесь не в удалённом районе города (Рудный, Садовый, Калиновка и другие). Но из этих районов и сейчас приходится ездить с пересадками и платить за каждую из них.
Новая маршрутная сеть действует по принципу прямоугольной сетки координат (с поправкой на планировку улиц). Есть маршруты, проходящие с юга на север, и есть маршруты, которые идут с запада на восток. Если вы хотите добраться с запада на юг, то сначала едете по линии запад — восток, а потом пересаживаетесь на линию север — юг.
Например, вы едете на 3-м трамвайном маршруте от остановки «Татищева» по улице Татищева в центр города. На перекрёстке с Заводской вы можете пересесть на 44-й автобусный маршрут, который идёт через Юго-Запад, по Посадской — Большакова — Декабристов до Синих Камней. Также на перекрёстке с Красноуральской можно пересесть на первый трамвай и доехать до Сортировки и так далее.
Вот карта, показывающая, докуда можно доехать с остановки «Татищева» не более чем с одной пересадкой.
На карте показаны только магистральные маршруты с интервалом движения не более 7 минут. Как хорошо видно, сделав не более одной пересадки, можно добраться почти до любой точки города. При этом ждать транспорта и в первом и во втором случае придётся не более 7 минут. И за пересадку не придётся платить.
Заблуждение третье: 90 минут по временному тарифу — слишком мало, я не успею за это время доехать до нужной остановки
Многие люди почему-то думают, что полтора часа — это время между моментом, когда пассажир зашёл в общественный транспорт и вышел на нужной ему остановке. А если не вышел — в вагон зайдёт контролёр и, подобно Молчаливому Бобу в фильме «Догма», выкинет пассажира из вагона.
На самом деле, полтора часа — это время после оплаты проезда по Е-карте, в течение которого при последующей посадке в общественный транспорт и прикладывании карты к валидатору вам выдаётся билет, а деньги с карты не снимаются. Это значит, что сама поездка может составлять существенно больше — главное, совершить последнюю пересадку (как мы помним по предыдущему разделу, она же в большинстве случае первая) до истечения полутора часов.
Отмечу, что окончательное время действия повременного тарифа находится в разработке, но, скорее всего, будет составлять от часа до полутора часов.
Для чего нужен повременной тариф? Услуга, оказываемая жителю общественным транспортом города — довезти от места отправления до места назначения, например, от дома до работы. Сейчас же человек платит за вход в транспорт, а не за то, что его довезут куда нужно. Повременной тариф эту ситуацию исправит.
Согласны с автором?
Схемы: «Город.PRO»