E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

5 м/c,

ю-в.

742мм 78%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город интервью Скульптор Константин Грюнберг: «Хочу поставить в Екатеринбурге памятник Росселю и Ельцину»

Скульптор Константин Грюнберг: «Хочу поставить в Екатеринбурге памятник Росселю и Ельцину»

Автор «Черного тюльпана» и памятника Георгию Жукову — о том, как бы он изменил облик города

Константин Грюнберг показал нам свою мастерскую, где рождались самые известные памятники уральской столицы

Константин Грюнберг — екатеринбургский скульптор, автор известных в городе монументов: «Черный тюльпан», памятник маршалу Жукову, памятник царской семье у Храма-на-Крови, памятник воинам-спортсменам в Зеленой роще. Родился в 1944 году в Свердловске, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Константин Грюнберг принимал нас в своей мастерской — огромном складе за Птичьим рынком. Мы ходили между бюстами и скульптурами: новыми и старыми. Константин Васильевич с запалом рассказывал нам о своих работах, ругал облик современного Екатеринбурга и наших местных чиновников от архитектуры.

«За «Черный тюльпан» взялся от безденежья»

— Константин Васильевич, скоро после реконструкции открывают обновленный «Черный тюльпан». Вы, кстати, точную дату знаете?

— Мне говорили про декабрь.

— Монумент реконструировали после скандала. Ваш соавтор Андрей Серов был против всех переделок, считал, что нарушается замысел автора. Даже в суд подал. Инициатором переделок были солдатские матери, матери ребят, погибших в Чечне (женщины требовали установить пилоны с именами их сыновей взамен плит, на которых до этого были имена участников чеченской войны. — прим. ред.). А вас не обидело, что вроде как далекие от искусства люди требуют внести коррективы в ваш памятник?

— Да, инициатива была от матерей. Но скандальная история выеденного яйца не стоит! Надо было просто выслушать мнение этих пожилых женщин и попытаться сделать, как они просят. И все! А этот (имелся в виду архитектор Андрей Серов — прим. ред.) уперся рогами: этого делать нельзя! А почему нельзя-то? Вот я, скульптор, говорю, что можно. И права у нас с архитектором одинаковые. Но он вдруг возомнил себя самым главным и подал в суд. Я победил: суд принял мою сторону. Решено было делать не реставрацию, а реконструкцию.

Сейчас Константин Васильевич по заказу бизнесмена из Березовского работает над памятником Льву Брусницыну — мастеру, открывшему промышленное золото на Урале.

А в предыдущем варианте, по моему мнению, была композиционная недоработка. Надо было завершить полукольцо вот этими самыми пилонами, которые сейчас установили. И я об этом говорил изначально, когда только начинали делать «чеченское» продолжение памятника. Но меня не послушали. Решали товарищи, которые не имеют отношения ни к архитектуре, ни к живописи, ни к скульптуре. У этого памятника вообще печальная и нехорошая аура. Ничего позитивного в нем нет. Ну да, сделал я его. Но тогда безработица была, у меня заказов не было, это же 90-е годы были. А тут мне предложили: попробуй, сделай. Я взялся. Не потому что хотел сильно, а потому что на хлеб надо было заработать.

Прошло 18 лет, и снова вылезла какая-то ерунда, связанная с «Черным тюльпаном». То ли дело памятник маршалу Жукову! Я когда подъезжаю, смотрю на него, и мне жить хочется. Такая гордость за свой народ, за свою армию, за талантливых людей. За то, что мы победили.

Грюнберг рассказал E1.RU, как ребята-«афганцы» в девяностые охраняли его мастерскую от бандитов, когда он делал «Черный тюльпан».

— Не хотелось бы вам поменять местами памятник Жукову с «Черным тюльпаном»? Памятник маршалу-победителю на широкую площадь Красной армии, а «Черный тюльпан» — к Министерству обороны… Как укор военным начальникам.

— Перенести «Черный тюльпан», как укор, — нет. Зачем обижать нашу армию?.. В назидание? Да все войны одинаковые. И везде умирают не генералы, а обыкновенные пацаны. Я помню, как меня охраняли эти ребята-«афганцы» от жуликов и бандитов, когда я делал памятник. Я ведь здесь в мастерской один остался, директор сбежал, все разворовав. На меня наехали люди, близкие к тогдашней городской администрации: давай, мол, убирайся отсюда, пытались отобрать мастерскую. Я обратился к «афганцам», и они установили здесь пост. Круглые сутки охраняли меня и свой памятник. Хотя изначально я хотел поставить памятник Жукову на место, где сейчас стоит «Черный тюльпан», на площадь Красной армии. Так же, как в Петербурге на Марсовом поле стоит памятник Суворову. А у нас на площади Красной армии должен стоять памятник маршалу Жукову. Но меня никто не послушал.

Маршал Георгий Жуков — самая любимая работа скульптора.
Композицию «Несение креста» он так и не смог установить в Екатеринбурге — говорит, что она не понравилась мэру Чернецкому.

«Правильно, что снесли «Пассаж»!»

— Представим, вам предлагают занять пост главного архитектора, что бы тогда изменилось в облике города?

— Я уже старый для этого поста, мне 69 лет. Если б пораньше предложили... Я бы хотел возвеличить Екатеринбург. Сделал бы так, чтобы в городе было больше памятников. Когда-то я хотел установить Триумфальную арку на въезде в Кольцово. Это монумент на колоннах. Наверху скачет Старик Урал, по бокам — барельефы, гербы всех уральских городов. Роскошные, красивые ворота, чтобы видели, что въезжаем мы в столицу Урала — Екатеринбург, а не в деревню. Но все боятся: как бы чего не вышло. Но не надо совсем «технотизировать» наш город! Памятники Ленину и Свердлову я бы убрал с тех мест, где они сейчас стоят. Но ломать их не надо! Их надо снять и поставить в яму — в Исторический сквер. Вот пусть там стоят и смотрят друг на друга. Произведением искусства эти памятники назвать нельзя, но сделаны они квалифицированно. А вот снесенный «Пассаж» не имеет ни малейшей художественной ценности, на мой взгляд.

— Это же памятник конструктивизма, как говорят архитекторы…

— Да это обычная коробка, ящик. Чего в нем хорошего-то? Правильно сделали, что снесли.

— Сейчас на месте «Пассажа» построят очередное творение из стекла и бетона. Лучше будет?

— Что «Пассаж», что эти высотки стеклянные — одно и то же. Ничего красивого в них нет. Единственное архитектурное произведение — это «Белая башня» на Уралмаше. Это здание — настоящее искусство, достойное стоять века.

Константин Грюнберг готов сотворить свой памятник первому президенту России.

— А как относитесь к некоторым городским памятникам, далеким, конечно, от монументальности вашей? Например, к памятнику клавиатуре или человеку-невидимке?

— Отрицательно. Вот вспомните Петергоф. Памятники, поставленные там еще три века назад, нравятся и понятны всем: и господам, и работягам. Сделаны с душой. И из настоящего материала: из бронзы, да еще позолочены. Они будут стоять вечно. А кто-то «ноги сделал» (памятник человеку-невидимке в виде человеческих следов стоит в Екатеринбурге около библиотеки Белинского — прим. ред.). У автора ума не хватило на большее! Оригинальным он хочет быть! Человек-невидимка, блин. Взял бы Минерву изобразил. Еще до того, как Хрущев разогнал всех абстракционистов, мне, помню, один замечательный человек сказал о подобных «скульпторах», которые ничего не умеют и только прикрывают собственное неумение вот этими делами. А чтобы что-то настоящее сделать — это большой труд.

Скульптор принимает заказы как от властей, так и от церкви — например, он — автор композиции у Храма-на-Крови.
Стелу, посвященную Победе, художник планировал установить внутри трамвайного кольца на Ленина-Луначарского, но планы так и остались на бумаге.
Один из проектов памятника Святой Екатерине, который мог встать на насыпном острове посреди Городского пруда.

«Вместо Краснознаменной группы — мой памятник!»

— Власти все-таки вам благоволили… По крайней мере, Россель. Сейчас заказы от властей есть?

— Давно уже нет. Последний был около семи лет назад. Я делал скульптуру Акинфия Демидова. Она стоит сейчас на острове посреди Чусовой в деревне Харенки — там, где по воде проходят туристические маршруты сплавщиков.

— Там, где дача Росселя…

— Ну, он же не на свою дачу скульптура поставил! А для людей. Молодец. Сейчас есть заказ от частного предпринимателя: делаю скульптуру в город Березовский. Это памятник Льву Брусницыну, мастеру из Березовского, который открыл россыпное, промышленное золото. В Березовском строится епархиальное училище, и эта скульптура будет стоять напротив. Есть заказы от частных лиц и бизнесменов. Не буду говорить, от кого и сколько стоит. Сейчас я не бедствую. Несколько работ делаю по заказу от епархии: вот бюст Александра Пушкина, Николая Второго, Петра Первого.

А недавно ко мне в гости в мастерскую приехал владыка Кирилл (архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский — прим. ред.). Одна из моих работ ему очень понравилась. Сейчас ждем, когда он вернется из командировки. Будем предпринимать дальнейшие шаги, пойдем на переговоры с властями, чтобы в центре города встала моя новая скульптура — «Памятник работному люду». Видите (Константин Васильевич показывает нам композицию. — прим ред.), — отец и сын Демидовы. Вокруг них — работный люд, первые строители, первооткрыватели Екатеринбурга. Венчать композицию будет женская статуя с крестом — это святая великомученица Екатерина, в честь которой назван наш город. Пилон, на котором будет стоять Екатерина, должен быть стеклянным и подсвечиваться изнутри. А по бокам надо установить прожекторы.

Были предложения поставить этот памятник на специально устроенный островок посреди Городского пруда. Но я считаю, что эта композиция высотой в 30 метров должна стоять в центре города, на центральном проспекте. Памятник должен возвышаться над Историческим сквером, ее надо установить прямо на месте, где стояла Краснознаменная группа.

Этот памятник первым строителям Екатеринбурга, который венчает Святая Екатерина, по замыслу автора должен встать в самом центре города — на месте Краснознаменной группы.

— Константин Васильевич, а Краснознаменную группу, по вашему мнению, куда надо перенести? Многие горожане требуют шпили вернуть на Плотинку.

— Да убрать их подальше! Это груда железа. А тут будет заглавная городская композиция. Кроме того, по карте Екатеринбург как раз на границе Европы и Азии.

— С нынешними властями у вас как складываются отношения? С мэром Евгением Ройзманом дружите?

— Я его не знаю совсем. Но интересно, конечно, познакомиться. Вот с Росселем хорошо общались. Ельцин меня всегда поздравлял, обещал государственную премию дать. Дважды памятник Жукову номинировался на государственную премию. Но так и не дали.

Мастерская одного из ключевых скульпторов нашего города находится на задворках Птичьего рынка.

— А кто из уральцев, живущих или живших, по вашему мнению, достоин памятника?

— Я бы поставил памятник Ельцину. Я и место придумал, и композицию интересную. В отличие от того памятника, что у нас есть, у меня бы получилась очень интересная работа. А то сделали без всякого конкурса проектов!..

— Расскажите, в чем идея вашего памятника?

— Ничего пока не скажу. Россель еще достоин памятника. Это вообще самый мой любимый и уважаемый человек в России. Всегда меня поддерживал. Эту мастерскую дал мне он. Но вопрос с памятником при жизни щепетильный, можно обидеть. Часто люди боятся, думают, что я сделаю что-то надгробное. Хотя я столько раз делал бюсты людям при жизни, и все живут и здравствуют. Еще бы сделал памятник нашему композитору Евгению Родыгину, написавшему музыку к «Уральской рябинушке». Когда-нибудь сделаю, а если не найдется места в городе, поставлю у себя на даче. У меня там уже целая выставка скульптур: Есенин, Микеланджело, Рембрандт, Мусоргский, Моцарт. А еще Хозяйку Медной горы хочу поставить — такую мадам, красавицу с зелеными глазами, в короткой юбке. Но я понимаю, что эти памятники никогда не поставят в Екатеринбурге. Я представляю, как депутаты городской Думы Екатеринбурга будут обсуждать бюджет города. Какой там памятник Рембрандту, у нас общественных туалетов в городе нет! И, выбирая между новым дорогостоящим памятником и туалетами, выберут последнее…

Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления