Очередная версия закона о долевке грядет..
15.12.2005
Вчера в Комитете Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям прошел круглый стол, в ходе которого депутаты высказали негативную оценку в адрес закона №214 "О долевом строительстве". Депутаты предложили внести в закон ряд поправок, которые изменили бы наиболее важные стороны закона на фактически противоположные. Кроме того, официально было заявлено о пагубном влиянии этого закона на рынок недвижимости.
Вчера на заседании круглого стола Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям состоялось обсуждение закона о долевом строительстве и последствий вступления его в силу. Как выяснилось, последствия исключительно негативные: стоимость строительства возросла, начало многих новых проектов было отложено. Кроме того банки отказываются кредитовать застройщиков, а последние изобрели различные "серые" схемы, наприемр, договоры подряда, совместной деятельности, купли-продажи с рассрочкой платежа, уступки требования (цессии) и другие. Эти договоры не попадают "в сферу" 214-ФЗ, благодаря чему дольщики рискуют значительно больше застройщиков.
Между тем, проблемы у участников долевого строительства возникают повсеместно. По имеющимся данным, в этом году в Москве было зафиксировано около 15 тыс. "проблемных" договоров долевого участия, в Московской области - около 20 тыс., в Санкт-Петербурге - 12 тыс. Всего по стране таких договоров насчитывается около 80 тысяч. Если говорить о количестве людей, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, то эту цифру следует умножить как минимум на два (так как квартиру обычно покупает не один человек, а семья).
Существует несколько видов нарушений прав дольщиков. Во-первых, это прямое мошенничество, когда руководители строительных организаций скрываются, собрав денежные средства. Во-вторых, двойные и тройные продажи одной и той же квартиры. В-третьих, несоблюдение сроков строительства и прекращение строительства из-за неэффективного использования собранных денежных средств. В-четвертых, неправомерные требования строительных компаний к дольщикам внести дополнительную сумму сверх обозначенной в договоре. Как ни парадоксально, но все эти правонарушения расцвели пышным цветом именно после вступления в силу 214-ФЗ.
Таким образом, закон зарекомендовал себя как абсолютно неэффективный - фактически, застройщики его просто проигнорировали. Участники круглого стола вчера официально признали, что 214-ФЗ "заблокировал строительство жилья по долевым схемам". Поэтому Госдума предложила в кратчайшие сроки внести изменения в наиболее существенные нормативы данного закона.
Например, предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по контролю и надзору в сфере долевого строительства. При этом в существующем ныне законе такой государственный орган четко не определен. Затем, правительству РФ предложили разработать типовой договор долевого строительства. До сих пор форма договора была произвольной. Также законотворцы предлагают ужесточить условия, при которых дольщик имеет право расторгнуть договор участия с застройщиком. Кстати, именно положение закона о том, что дольщик имеет право в любое время расторгнуть договор, до сих пор считалось одним из наиболее либеральных положений закона. Отметим, что раньше дольщик вообще мог не получить обратно свои деньги. Еще предлагается снизить процентную ставку, которую застройщик обязан уплатить дольщику при расторжении договора. Кроме того, депутаты рекомендуют отказаться от субсидиарной ответственности банка-кредитора. Сейчас именно из-за этой ответственности банки отказываются кредитовать те строительные проекты, в которых привлекаются средства дольщиков.
Если данные поправки будут приняты, то увидит свет совершенно новый закон "О долевом строительстве", который не будет иметь ничего общего с существующим сейчас. И, соответственно, кардинально изменятся правила игры на рынке. Выиграют ли от этого дольщики, остается неясным.
Вера Ковалева
РБК-Недвижимость
[Сообщение изменено пользователем 16.12.2005 16:57]
Вчера в Комитете Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям прошел круглый стол, в ходе которого депутаты высказали негативную оценку в адрес закона №214 "О долевом строительстве". Депутаты предложили внести в закон ряд поправок, которые изменили бы наиболее важные стороны закона на фактически противоположные. Кроме того, официально было заявлено о пагубном влиянии этого закона на рынок недвижимости.
Вчера на заседании круглого стола Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям состоялось обсуждение закона о долевом строительстве и последствий вступления его в силу. Как выяснилось, последствия исключительно негативные: стоимость строительства возросла, начало многих новых проектов было отложено. Кроме того банки отказываются кредитовать застройщиков, а последние изобрели различные "серые" схемы, наприемр, договоры подряда, совместной деятельности, купли-продажи с рассрочкой платежа, уступки требования (цессии) и другие. Эти договоры не попадают "в сферу" 214-ФЗ, благодаря чему дольщики рискуют значительно больше застройщиков.
Между тем, проблемы у участников долевого строительства возникают повсеместно. По имеющимся данным, в этом году в Москве было зафиксировано около 15 тыс. "проблемных" договоров долевого участия, в Московской области - около 20 тыс., в Санкт-Петербурге - 12 тыс. Всего по стране таких договоров насчитывается около 80 тысяч. Если говорить о количестве людей, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, то эту цифру следует умножить как минимум на два (так как квартиру обычно покупает не один человек, а семья).
Существует несколько видов нарушений прав дольщиков. Во-первых, это прямое мошенничество, когда руководители строительных организаций скрываются, собрав денежные средства. Во-вторых, двойные и тройные продажи одной и той же квартиры. В-третьих, несоблюдение сроков строительства и прекращение строительства из-за неэффективного использования собранных денежных средств. В-четвертых, неправомерные требования строительных компаний к дольщикам внести дополнительную сумму сверх обозначенной в договоре. Как ни парадоксально, но все эти правонарушения расцвели пышным цветом именно после вступления в силу 214-ФЗ.
Таким образом, закон зарекомендовал себя как абсолютно неэффективный - фактически, застройщики его просто проигнорировали. Участники круглого стола вчера официально признали, что 214-ФЗ "заблокировал строительство жилья по долевым схемам". Поэтому Госдума предложила в кратчайшие сроки внести изменения в наиболее существенные нормативы данного закона.
Например, предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по контролю и надзору в сфере долевого строительства. При этом в существующем ныне законе такой государственный орган четко не определен. Затем, правительству РФ предложили разработать типовой договор долевого строительства. До сих пор форма договора была произвольной. Также законотворцы предлагают ужесточить условия, при которых дольщик имеет право расторгнуть договор участия с застройщиком. Кстати, именно положение закона о том, что дольщик имеет право в любое время расторгнуть договор, до сих пор считалось одним из наиболее либеральных положений закона. Отметим, что раньше дольщик вообще мог не получить обратно свои деньги. Еще предлагается снизить процентную ставку, которую застройщик обязан уплатить дольщику при расторжении договора. Кроме того, депутаты рекомендуют отказаться от субсидиарной ответственности банка-кредитора. Сейчас именно из-за этой ответственности банки отказываются кредитовать те строительные проекты, в которых привлекаются средства дольщиков.
Если данные поправки будут приняты, то увидит свет совершенно новый закон "О долевом строительстве", который не будет иметь ничего общего с существующим сейчас. И, соответственно, кардинально изменятся правила игры на рынке. Выиграют ли от этого дольщики, остается неясным.
Вера Ковалева
РБК-Недвижимость
[Сообщение изменено пользователем 16.12.2005 16:57]
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.