Ген.план развития города
Уважаемые господа! Может всётаки может сказать или дать ссылку на этот пресловутый план. Ну просто нигде его нет,обыскался. Судя по запросам это интересно многим. Заранее благодарен.
Это оказывается большущий секрет для малленькой компании.. Он есть . Все раенны прорисованны, с перспективной застройкой и т.д.... Но его ни кому не показывают... чиновники хотят нагреть руки на этом деле... поэтому ни че невозможно узнать.:-(
R
Real!?
В городской администрации. раздают книжечки. бесплатно вроде. Там всё прописано.
Схема развития города до 2025 года
А здесь ???
Только у меня возникает впечатление, что жилой зоной будут Березовск, В.Пышма, Арамиль а в Е-бурге - точечная застройка.... Или я что-то не понимаю ???
Или я что-то не понимаю ???
А тут ни кто ни че по этому плану не понимет...
Даж понять как транспортные магистрали пойдут, не просто...
"Читайте газету "Правда" (с) :-)
Я ТВ редко смотрю, но последние или предпоследние "Итоги недели" с Ениным на 4канале посмотрел. Был там замЧАМа Смирнов, и говорил он о расширении границ Е-бурга за счет присоединения городов-спутников - В.Пышмы, Березовского и Арамиля.
Енин мог бы и понастойчевее его расспрашивать о целях, а не удовлетворяться чепухой про Лион, но кое-что стоящее Смирнов обронил...
Я сделал вывод, что планируется застройка _между_ Е-бургом и Арамилем, ну а с Пышмой и Березовским ясно - хотят нахаляву (почти - экс-мэрам компенсацию надо же дать для отказа от полномочий:-) получить площади и, что более важно, инфраструктуру и инженерные сети (коммуникации) для строительства нового жилья.
[Сообщение изменено пользователем 24.11.2004 11:26]
Я ТВ редко смотрю, но последние или предпоследние "Итоги недели" с Ениным на 4канале посмотрел. Был там замЧАМа Смирнов, и говорил он о расширении границ Е-бурга за счет присоединения городов-спутников - В.Пышмы, Березовского и Арамиля.
Енин мог бы и понастойчевее его расспрашивать о целях, а не удовлетворяться чепухой про Лион, но кое-что стоящее Смирнов обронил...
Я сделал вывод, что планируется застройка _между_ Е-бургом и Арамилем, ну а с Пышмой и Березовским ясно - хотят нахаляву (почти - экс-мэрам компенсацию надо же дать для отказа от полномочий:-) получить площади и, что более важно, инфраструктуру и инженерные сети (коммуникации) для строительства нового жилья.
[Сообщение изменено пользователем 24.11.2004 11:26]
говорил он о расширении границ Е-бурга за счет присоединения городов-спутников - В.Пышмы, Березовского и Арамиля.
По плану они остаются отдельными городами...
http://www.ekburg.ru/captext.php?tid=224
J
Jerom
http://www.nus-ural.ru/vart.php?cid=26&sid=190&pid...
Если вы не были в столице Среднего Урала лет пять, очередная встреча с городом, без преувеличения, просто ошеломит массой новых впечатлений от его стремительно меняющегося облика. Сбросив «типовую» униформу, Екатеринбург устремился в будущее, реалии которого четко определены в комплексном градостроительном документе – Генеральном плане развития города Екатеринбурга на период до 2025 года, регулирующем архитектурно-планировочные, транспортные, инженерные, социальные и экологические аспекты развития города третьего тысячелетия.
Каковы основные положения нового Генерального плана? В чем особенности работы над этим проектом? Все детали и тонкости огромной работы над новым планом большого коллектива его авторов хорошо знает начальник «Мастерской Генерального плана» города Екатеринбурга Надежда Васильевна ЛЫЖИНА.
– Надежда Васильевна, это третий Генеральный план в истории Екатеринбурга. Первый появился на свет в 1721 году, второй Генплан был утвержден в 1972 году. Третья градостроительная концепция разрабатывалась в кардинально новых социально-экономических условиях. На каких принципах строилась работа над новым Генпланом?
– Время изменилось. Конечно, существенно изменились и требования к разработке градостроительной документации. Прежний Генеральный план 1972 года носил чисто директивный характер, он, по сути, был главным ресурсоопределяющим документом, в соответствии с которым и осуществлялось финансирование программ капитального строительства. В основу предыдущего Генплана был положен «Комплексный план развития промышленности и других отраслей Свердловска», нынешний сориентирован на Человека и развитие Города для Человека.
При этом новый Генеральный план – это, прежде всего, градорегулирующий документ, определяющий порядок градостроительной деятельности и привлечения инвестиций для всех участников строительства. Другими словами, новый Генеральный план дает четкие и определенные гарантии застройщикам и инвесторам в обеспечении информацией о потенциале и возможности каждой территории и объекта недвижимости. Кстати, впервые в Генерального плане Екатеринбурга земля рассматривается как объект недвижимости и ресурс для выполнения градо-строительных программ, а решения Генплана направлены на формирование инвестиционно привлекательного имиджа территории. Таким образом, новая градорегулирующая документация устанавливает единые как для городской администрации, так и для всех субъектов градостроительной деятельности «правила игры».
Разработка нового Генплана началась в январе 2001 года. Ей предшествовала большая подготовительная работа. Все, что необходимо было учесть в связи с изменившимся законодательством и условиями нашей жизни, было определено на предварительном этапе нашей коллективной работы – формировании концепции, разработке ТЭО, проекта районной планировки Свердловской агломерации и других регламентирующих документов. Были утверждены генеральные планы прилегающих городов – Среднеуральска, Березовского, Верхней Пышмы, Арамиля, Сысерти. Ведь рассматривать сегодня Генплан Екатеринбурга в отрыве от перспектив развития прилегающих территорий и городов первого пояса агломерации просто невозможно, мы видим, что это – единый организм. Такой подход к разработке Генплана Екатеринбурга стал также принципиально новым.
Особую роль в этом процессе сыграл, конечно, Стратегический план развития города Екатеринбурга до 2015 года, определяющий миссию областного центра и направления его развития. Стратегический план лег в основу выработки конкретных градостроительных решений и обеспечил широкое обсуждение на самых разных уровнях перспектив развития Екатеринбурга. Нынешний Генплан, в отличие от прежнего, секретного документа, был максимально открыт и доступен для обсуждения участниками градостроительной деятельности и жителями Екатеринбурга.
Следует также отметить, что в новом Генеральном плане муниципальное образование «Город Екатеринбург» рассматривается как центр Екатеринбургской городской агломерации, в состав которой входят Екатеринбург и 31 населенный пункт. Многофункциональное использование территорий и привлечение инвестиционных ресурсов рассматривается на площади более 114 тысяч га, ранее в городской черте было 46 тыс. га. Разница колоссальная! С учетом перспектив развития города решена задача по упорядочению городской черты, изменению статуса населенных пунктов в составе городской застройки, которые практически являются отдаленными районами Екатеринбурга. Так что разработчикам нового Генплана необходимо было решить немало серьезных задач, чтобы детально проработать в градостроительном плане такую огромную территорию.
На самом старте было принято решение, что творческий коллектив по разработке Генплана должен объединять всю научную, техническую мысль проектировщиков и архитекторов, которые – каждый в своей отрасли – в каком-то отдельном направлении занимались проблемами развития Екатеринбурга. Новый Генплан стал результатом коллективного труда вузовской науки, отраслевых и ведомственных институтов, государственных служб. Авторский коллектив Генплана объединил 35 различных организаций и около 100 авторов.
– Очевидно, что этот проект потребовал и значительных организационных усилий, ведь такой разноликий творческий потенциал необходимо было направить в единое русло, «заразить» узких специалистов решением общих задач…
– Безусловно. К тому же, к сожалению, проектировщиков, способных стратегически мыслить на таких больших территориях, у нас осталось не так уж много. Это беда не только Екатеринбурга. В Москве Центральный институт проектирования городов «Гипрогор» практически расформирован. Развал в проектной сфере за годы перестройки произошел значительный, поэтому мы собирали авторский коллектив Генплана, как говорится, по крупицам. В первую очередь, конечно, привлекали разработчиков Генплана 1972 года, которые в течение трех десятилетий воплощали намеченное в жизнь и могли проанализировать результаты. Они на практике увидели, какие коррективы в задуманное может внести время, поэтому принимали взвешенные решения. Глагосэкспертиза Москвы поразилась объему многогранного и многопланового материала, который проанализирован и выполнен как обосновывающий для принятия градостроительных решений. С разработкой Стратегического плана научная и общественная мысль была взбудоражена во всех аспектах, и это нам сыграло на руку. Отмечу, что все материалы подготовлены силами региона, до этого города-«миллионники» заказывали подобные проекты в Москве.
– Получается, что Стратегический план развития Екатеринбурга – это теория, а Генеральный план – руководство к действию?..
– Если коротко, то можно и так сказать. Эти два ключевых документа гармонично взаимоувязаны. И то, что процессы их разработки шли практически одновременно, принесло большую взаимную пользу. Стратегический план – это сбалансированное видение администрации, науки, бизнеса и общественности картины будущего Екатеринбурга, выработка философии его развития. Генеральный план, приемля во многом эту стратегию развития, дает градостроительное решение по всем направлениям жизнедеятельности мегаполиса, конкретизируя время, место, территорию.
К примеру, много споров было по прогнозу численности населения Екатеринбурга. Но ученые Института экономики УроРАН провели прогнозный анализ, согласно которому постоянное население областного центра до 2025 года составит в среднем 1млн. 400 тыс. человек. Исходя из этого главного показателя, в рамках Генплана и прорабатывалась конкретная городская инфраструктура.
– Квартирный вопрос, к сожалению, по-прежнему остается для жителей Екатеринбурга одним из главных. Как эта проблема отражена в Генплане?
– И с точки зрения развития территорий жилищное строительство – это важнейший аспект. Чтобы решать проблемы по жилью, необходимо было проанализировать существующее состояние жилого фонда, его размещение, выявить тенденции спроса, структуру населения и другие параметры. На первом этапе была выполнена комплексная оценка территорий города, определены наиболее перспективные для застройки микрорайоны. Кстати, в предыдущем Генплане по жилищному строительству во главу угла был положен принцип трудового тяготения и расселения населения, для нынешнего Генплана московский институт Гипрогор, который выполнял ТЭО, всю перспективу развития жилищного строительства построил на том, что жилье требуется размещать в северной части Екатеринбурга, на прилегающих территориях, в районе Среднеуральска, Пышмы, Березовского.
– Совершенно не интересно.
– Да. Именно поэтому была проведена большая работа по выявлению перспективных территорий в границах Екатеринбурга. Выяснилось, что в пределах МО «Город Екатеринбург» имеется достаточно территорий для размещения большого количества жилья, мы можем расселить, если потребуется, и три миллиона жителей. Новый Генеральный план Екатеринбурга предусматривает увеличение объема жилого фонда с 25 млн. кв. метров до 42 млн. кв. метров. Конечная цель – к 2025 году существующую норму 19,7 кв. м на человека довести до 28 – 30 кв.м жилой площади в пересчете на одного жителя Екатеринбурга. В этом плане мы сразу взяли повышенную планку, чтобы приблизиться к европейским стандартам.
Дальнейшее жилищное строительство планируется вести по линии формирования 15 крупных планировочных районов с населением от 50 до 200 тысяч жителей. Эти районы разместятся вдоль главных лучей развития городской застройки: Орджоникидзевский, Садовый, Шарташский, Сибирский, Кольцовский, Нижнеисетский, Южный, Шабровский, Горнощитский, Академический, Юго-Западный, Широкореченский, ВИЗ-Правобережный, Сортировочный, Палкинский. Планируется построить более 17 млн. кв. метров жилья различной этажности.
Тщательно прорабатывались и просчитывались в Генплане и вопросы этажности будущих новостроек. Это очень важно. К 2025 году мы закладываем 40 % (7 млн.кв.м) потребности малоэтажного жилья и 60 % (10,4 млн.кв. м) размещается в средней и многоэтажной жилой застройке. Генеральный план предусматривает строительство целых районов малоэтажной застройки с развитой инфраструктурой, транспортом, социальными объектами. Как показывает мировой опыт, такой тип жилья является самым оптимальным и благоприятным для жизни людей.
Более того, новый Генеральный план предусматривает сохранение и развитие усадебной застройки в отдаленных районах города, строительство малоэтажной застройки городского коттеджного типа в зонах природного и урбанизированного каркасов, перевод садоводств, расположенных в зонах градостроительной ценности территории, в полноценные малоэтажные жилые районы. В каждом административном районе определены территории под малоэтажную и среднеэтажную застройку. Например, учитывая, что юго-западное направление у нас самое экологически благоприятное, оно имеет большой потенциал для развития мало- и среднеэтажного жилья.
В Орджоникидзевском районе с учетом выноса антенных полей будет построено 1,5 млн. кв. метров жилья. В Орджоникидзевской администрации создан ЖСК-Союз, который уже сегодня размещает на месте антенных полей малоэтажную застройку. Жилые районы «Вторчермет», «Елизавет» и «Совхозный» рассматриваются как основа крупного жилого района «Южный». Здесь предусматривается, в основном, индивидуальное строительство. На свободных от застройки территориях, южнее района «Совхозный», частично занятых пока сельскохозяйственными угодьями, предполагается разместить около 900 тыс. кв. м малоэтажного жилья. Жилой район Кольцово вместе с поселками Исток и Мостовка образуют планировочный район «Кольцовский» – один из перспективных районов индивидуального малоэтажного строительства. И такие территории выделены по каждому административному району Екатеринбурга.
– Учитывая проблемы с землей, выдачей необходимой разрешительной документации, нашим строителям пока что больше нравится строить высотные дома…
– Такая ситуация обусловлена еще и тем, что районы малоэтажной застройки требуют достаточно протяженных инженерных коммуникаций, и без участия города застройщикам эти вопросы очень сложно решить. Магистральные сети в районах массового жилищного строительства будут возводиться совместными бюджетными усилиями. В одном из разделов Генерального плана проработан комплекс инженерных мероприятий и сооружений по обеспечению пригодности территории для различных видов градостроительного использования при соблюдении оптимальных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий. Например, с жилых микрорайонов «Широкая Речка», «Московский» и «Мичуринский» начнется освоение нового планировочного района «Широкореченский». Расположенный на экологически благоприятных территориях, в окружении лесных массивов, этот район планируется для строительства 2 млн.кв.м общей жилой площади. Продолжится формирование жилого района «ВИЗ-Правобережный». Геологические особенности территории предопределили здесь строительство зданий повышенной этажности с активным использованием подземного пространства.
Сегодня сама земля является объектом привлечения инвестиций, это наш ресурс для реализации градостроительных программ. А правовое зонирование позволяет упорядочить эти процессы, предоставляя потенциальным инвесторам исчерпывающую градорегулирующую информацию.
– Большая работа намечена, и она уже началась по выносу промышленных предприятий, что особенно актуально для центральных районов Екатеринбурга.
– Генеральный план развития Екатеринбурга предусматривает коренные изменения в структуре мегаполиса, в том числе и вынос производства за городскую черту.
Екатеринбург трансформируется, из промышленного центра он превращается в город, где резко возрастает значимость информационных и культурных структур, качество городской среды. И эти процессы уже идут. Например, в центре города, на площадке предприятия «Спортобувь», будет построен современный жилой и административный центр. На площадке шарикоподшипникового завода по улице Шарташской, который перемещается в северо-восточный промрайон, планируется возвести новую школу и жилой комплекс. Завод ОЦМ, даже без административного нажима, переносит производство за пределы Екатеринбурга, оставляя в центре города только офисное здание.
Особая зона – пойменная часть Исети. Здесь предстоит провести большую работу по освобождению нашей набережной от всевозможных складских и производственных зон. Для элеватора и мукомольного завода площадка выноса была определена еще в старом Генплане. С берега Верх-Исетского пруда планируется вывести цеха Верх-Исетского металлургического завода, завод № 404 из района «Ботанический» переедет в Кольцово, сменит место прописки и завод безалкогольных напитков «Тонус», располагающийся в пойме реки Исеть.
Долгосрочные планы по реконструкции предприятий строятся исходя из общего развития города. Конечно, в ходе этой работы возникает немало проблем, но нас радует понимание со стороны предприятий необходимости реализации таких решений. В целом планируется постепенный вывод 30 промышленных предприятий из центральной части Екатеринбурга.
– Город не может развиваться, если не развиваются его транспортные артерии. И все мы это сегодня остро ощущаем. А что дальше?
– Предыдущий Генплан был спроектирован исходя из того, что обеспеченность автомобильным транспортом на тысячу человек составит 150 автомобилей. В то время и эта цифра казалась не реальной. Соответствующими темпами, к сожалению, модернизировалась и наша дорожная сеть. А сейчас мы это количество уже имеем. И сильно отстаем по протяженности скоростных дорог от необходимого для такого мегаполиса, как Екатеринбург, уровня. Прогноз на 2025 год – 350 автомобилей на тысячу жителей Екатеринбурга. Нетрудно представить актуальность дорожной проблемы!
Новым Генеральным планом предусматривается развитие улично-дорожной сети – с 866 до 1625 км. Также планируется создание сети транспортных «колец» в городе и вокруг него, а также новых улиц и транспортных развязок: вынос транзитного и грузового транспорта за пределы города, продолжение строительства Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД). Формирование срединного кольца позволит обеспечить пропуск грузопотоков в промышленные районы, минуя жилые территории. Малое защитное кольцо в пределах центра Екатеринбурга снизит нагрузки на центральную часть, а строительство разноуровневых транспортных развязок на наиболее напряженных магистралях повысит их пропускную способность. Планом предусмотрено также строительство современных трасс для обеспечения устойчивых транспортных связей периферийных районов с центром. И конечно, без развития метрополитена в нашем очень компактном городе практически невозможно эффективно решать транспортные проблемы.
Само время и статус города ставят сегодня вопросы развития транспорта в ранг приоритетных, ведь Екатеринбург выполняет функцию транспортно-логистического центра. Через город проходит сеть наиболее важных автомагистралей страны.
Принципиально важным пунктом развития транспортной инфраструктуры Екатеринбурга в ближайшие годы станет перенос станции Свердловск-Сортировочный в район станции Седельниково и создание там мощного логистического центра.
– Екатеринбург называют третьей столицей, какие архитектурные доминанты появятся в городе уже в ближайшее время?
– Учитывая статус Екатеринбурга как центра Уральского федерального округа, возникает потребность в значительных территориях для размещения уникальных объектов административно-делового назначения, культурных и спортивных сооружений. Дополнительная потребность в территориях для размещения учреждений обслуживания на расчетный срок составит 1,5 тыс.га.
Почти три десятилетия мы не отдавали центр Екатеринбурга под типовую застройку, как это сделали наши соседи. Немало по поводу «трущоб» в центре звучало критики в адрес городской администрации. Время подтвердило жизненную силу этого решения, сегодня центр Екатеринбурга стал большой строительной площадкой для реализации самых «модных» архитектурно-строительных идей и проектов. Функциональной структурой общественного центра предусматривается концентрация основных объектов административно-деловой зоны в центре Екатеринбурга. Наиболее значительные и крупные из них – это Административно-деловой и Представительский центры, которые предполагается разместить на главной оси города – Ленина, Татищева; Екатеринбург- Сити – центр бизнеса и торговли будет построен в районе улиц Челюскинцев и 9 Января с мощными офисными и банковскими зданиями до 42 этажей. Деловой центр появится в районе улиц Челюскинцев, Европейской, недалеко от железнодорожного вокзала. Существенная часть центральных районов города отойдет именно под деловую застройку, соответственно кардинально изменится архитектурный облик и стилевое восприятие Екатеринбурга.
Проектом Генерального плана рекомендованы места для размещения культурно-информационных и спортивных центров практически во всех планировочных районах города и создание системы общественных центров. Так что понятие «спальный район» постепенно отмирает, развитая инфраструктура должна быть максимально приближена к человеку.
– Надежда Васильевна, а есть ли среди этого громадья планов и проектов у вас самый любимый?
– Пожалуй, это благоустройство поймы реки Исеть. Сегодня наш Исторический сквер – это только «вестибюль», это лишь приглашение пройтись по набережной. Очень хотелось бы вселить жизнь, благоустроить и развить всю эту территорию, сделать ее яркой городской доминантой. Сейчас приводится в порядок участок набережной, между улицами Малышева и Куйбышева, следующая очередь – от цирка через Парк культуры и отдыха до ТРЦ «Екатерининский». Хотелось бы уже при нашей жизни насытить эту зону развитой инфраструктурой, сформировать здесь комплекс стационарных площадок для проведения массовых мероприятий и просто создать уютные уголки для прогулок и отдыха горожан.
Сегодня, когда в меняющемся облике Екатеринбурга я вижу очертания и воплощение того, что намечено Генеральным планом, хочется как можно быстрее увидеть всю картину.
Тамара МИХАЙЛОВА
[Сообщение изменено пользователем 03.12.2004 11:07]
Если вы не были в столице Среднего Урала лет пять, очередная встреча с городом, без преувеличения, просто ошеломит массой новых впечатлений от его стремительно меняющегося облика. Сбросив «типовую» униформу, Екатеринбург устремился в будущее, реалии которого четко определены в комплексном градостроительном документе – Генеральном плане развития города Екатеринбурга на период до 2025 года, регулирующем архитектурно-планировочные, транспортные, инженерные, социальные и экологические аспекты развития города третьего тысячелетия.
Каковы основные положения нового Генерального плана? В чем особенности работы над этим проектом? Все детали и тонкости огромной работы над новым планом большого коллектива его авторов хорошо знает начальник «Мастерской Генерального плана» города Екатеринбурга Надежда Васильевна ЛЫЖИНА.
– Надежда Васильевна, это третий Генеральный план в истории Екатеринбурга. Первый появился на свет в 1721 году, второй Генплан был утвержден в 1972 году. Третья градостроительная концепция разрабатывалась в кардинально новых социально-экономических условиях. На каких принципах строилась работа над новым Генпланом?
– Время изменилось. Конечно, существенно изменились и требования к разработке градостроительной документации. Прежний Генеральный план 1972 года носил чисто директивный характер, он, по сути, был главным ресурсоопределяющим документом, в соответствии с которым и осуществлялось финансирование программ капитального строительства. В основу предыдущего Генплана был положен «Комплексный план развития промышленности и других отраслей Свердловска», нынешний сориентирован на Человека и развитие Города для Человека.
При этом новый Генеральный план – это, прежде всего, градорегулирующий документ, определяющий порядок градостроительной деятельности и привлечения инвестиций для всех участников строительства. Другими словами, новый Генеральный план дает четкие и определенные гарантии застройщикам и инвесторам в обеспечении информацией о потенциале и возможности каждой территории и объекта недвижимости. Кстати, впервые в Генерального плане Екатеринбурга земля рассматривается как объект недвижимости и ресурс для выполнения градо-строительных программ, а решения Генплана направлены на формирование инвестиционно привлекательного имиджа территории. Таким образом, новая градорегулирующая документация устанавливает единые как для городской администрации, так и для всех субъектов градостроительной деятельности «правила игры».
Разработка нового Генплана началась в январе 2001 года. Ей предшествовала большая подготовительная работа. Все, что необходимо было учесть в связи с изменившимся законодательством и условиями нашей жизни, было определено на предварительном этапе нашей коллективной работы – формировании концепции, разработке ТЭО, проекта районной планировки Свердловской агломерации и других регламентирующих документов. Были утверждены генеральные планы прилегающих городов – Среднеуральска, Березовского, Верхней Пышмы, Арамиля, Сысерти. Ведь рассматривать сегодня Генплан Екатеринбурга в отрыве от перспектив развития прилегающих территорий и городов первого пояса агломерации просто невозможно, мы видим, что это – единый организм. Такой подход к разработке Генплана Екатеринбурга стал также принципиально новым.
Особую роль в этом процессе сыграл, конечно, Стратегический план развития города Екатеринбурга до 2015 года, определяющий миссию областного центра и направления его развития. Стратегический план лег в основу выработки конкретных градостроительных решений и обеспечил широкое обсуждение на самых разных уровнях перспектив развития Екатеринбурга. Нынешний Генплан, в отличие от прежнего, секретного документа, был максимально открыт и доступен для обсуждения участниками градостроительной деятельности и жителями Екатеринбурга.
Следует также отметить, что в новом Генеральном плане муниципальное образование «Город Екатеринбург» рассматривается как центр Екатеринбургской городской агломерации, в состав которой входят Екатеринбург и 31 населенный пункт. Многофункциональное использование территорий и привлечение инвестиционных ресурсов рассматривается на площади более 114 тысяч га, ранее в городской черте было 46 тыс. га. Разница колоссальная! С учетом перспектив развития города решена задача по упорядочению городской черты, изменению статуса населенных пунктов в составе городской застройки, которые практически являются отдаленными районами Екатеринбурга. Так что разработчикам нового Генплана необходимо было решить немало серьезных задач, чтобы детально проработать в градостроительном плане такую огромную территорию.
На самом старте было принято решение, что творческий коллектив по разработке Генплана должен объединять всю научную, техническую мысль проектировщиков и архитекторов, которые – каждый в своей отрасли – в каком-то отдельном направлении занимались проблемами развития Екатеринбурга. Новый Генплан стал результатом коллективного труда вузовской науки, отраслевых и ведомственных институтов, государственных служб. Авторский коллектив Генплана объединил 35 различных организаций и около 100 авторов.
– Очевидно, что этот проект потребовал и значительных организационных усилий, ведь такой разноликий творческий потенциал необходимо было направить в единое русло, «заразить» узких специалистов решением общих задач…
– Безусловно. К тому же, к сожалению, проектировщиков, способных стратегически мыслить на таких больших территориях, у нас осталось не так уж много. Это беда не только Екатеринбурга. В Москве Центральный институт проектирования городов «Гипрогор» практически расформирован. Развал в проектной сфере за годы перестройки произошел значительный, поэтому мы собирали авторский коллектив Генплана, как говорится, по крупицам. В первую очередь, конечно, привлекали разработчиков Генплана 1972 года, которые в течение трех десятилетий воплощали намеченное в жизнь и могли проанализировать результаты. Они на практике увидели, какие коррективы в задуманное может внести время, поэтому принимали взвешенные решения. Глагосэкспертиза Москвы поразилась объему многогранного и многопланового материала, который проанализирован и выполнен как обосновывающий для принятия градостроительных решений. С разработкой Стратегического плана научная и общественная мысль была взбудоражена во всех аспектах, и это нам сыграло на руку. Отмечу, что все материалы подготовлены силами региона, до этого города-«миллионники» заказывали подобные проекты в Москве.
– Получается, что Стратегический план развития Екатеринбурга – это теория, а Генеральный план – руководство к действию?..
– Если коротко, то можно и так сказать. Эти два ключевых документа гармонично взаимоувязаны. И то, что процессы их разработки шли практически одновременно, принесло большую взаимную пользу. Стратегический план – это сбалансированное видение администрации, науки, бизнеса и общественности картины будущего Екатеринбурга, выработка философии его развития. Генеральный план, приемля во многом эту стратегию развития, дает градостроительное решение по всем направлениям жизнедеятельности мегаполиса, конкретизируя время, место, территорию.
К примеру, много споров было по прогнозу численности населения Екатеринбурга. Но ученые Института экономики УроРАН провели прогнозный анализ, согласно которому постоянное население областного центра до 2025 года составит в среднем 1млн. 400 тыс. человек. Исходя из этого главного показателя, в рамках Генплана и прорабатывалась конкретная городская инфраструктура.
– Квартирный вопрос, к сожалению, по-прежнему остается для жителей Екатеринбурга одним из главных. Как эта проблема отражена в Генплане?
– И с точки зрения развития территорий жилищное строительство – это важнейший аспект. Чтобы решать проблемы по жилью, необходимо было проанализировать существующее состояние жилого фонда, его размещение, выявить тенденции спроса, структуру населения и другие параметры. На первом этапе была выполнена комплексная оценка территорий города, определены наиболее перспективные для застройки микрорайоны. Кстати, в предыдущем Генплане по жилищному строительству во главу угла был положен принцип трудового тяготения и расселения населения, для нынешнего Генплана московский институт Гипрогор, который выполнял ТЭО, всю перспективу развития жилищного строительства построил на том, что жилье требуется размещать в северной части Екатеринбурга, на прилегающих территориях, в районе Среднеуральска, Пышмы, Березовского.
– Совершенно не интересно.
– Да. Именно поэтому была проведена большая работа по выявлению перспективных территорий в границах Екатеринбурга. Выяснилось, что в пределах МО «Город Екатеринбург» имеется достаточно территорий для размещения большого количества жилья, мы можем расселить, если потребуется, и три миллиона жителей. Новый Генеральный план Екатеринбурга предусматривает увеличение объема жилого фонда с 25 млн. кв. метров до 42 млн. кв. метров. Конечная цель – к 2025 году существующую норму 19,7 кв. м на человека довести до 28 – 30 кв.м жилой площади в пересчете на одного жителя Екатеринбурга. В этом плане мы сразу взяли повышенную планку, чтобы приблизиться к европейским стандартам.
Дальнейшее жилищное строительство планируется вести по линии формирования 15 крупных планировочных районов с населением от 50 до 200 тысяч жителей. Эти районы разместятся вдоль главных лучей развития городской застройки: Орджоникидзевский, Садовый, Шарташский, Сибирский, Кольцовский, Нижнеисетский, Южный, Шабровский, Горнощитский, Академический, Юго-Западный, Широкореченский, ВИЗ-Правобережный, Сортировочный, Палкинский. Планируется построить более 17 млн. кв. метров жилья различной этажности.
Тщательно прорабатывались и просчитывались в Генплане и вопросы этажности будущих новостроек. Это очень важно. К 2025 году мы закладываем 40 % (7 млн.кв.м) потребности малоэтажного жилья и 60 % (10,4 млн.кв. м) размещается в средней и многоэтажной жилой застройке. Генеральный план предусматривает строительство целых районов малоэтажной застройки с развитой инфраструктурой, транспортом, социальными объектами. Как показывает мировой опыт, такой тип жилья является самым оптимальным и благоприятным для жизни людей.
Более того, новый Генеральный план предусматривает сохранение и развитие усадебной застройки в отдаленных районах города, строительство малоэтажной застройки городского коттеджного типа в зонах природного и урбанизированного каркасов, перевод садоводств, расположенных в зонах градостроительной ценности территории, в полноценные малоэтажные жилые районы. В каждом административном районе определены территории под малоэтажную и среднеэтажную застройку. Например, учитывая, что юго-западное направление у нас самое экологически благоприятное, оно имеет большой потенциал для развития мало- и среднеэтажного жилья.
В Орджоникидзевском районе с учетом выноса антенных полей будет построено 1,5 млн. кв. метров жилья. В Орджоникидзевской администрации создан ЖСК-Союз, который уже сегодня размещает на месте антенных полей малоэтажную застройку. Жилые районы «Вторчермет», «Елизавет» и «Совхозный» рассматриваются как основа крупного жилого района «Южный». Здесь предусматривается, в основном, индивидуальное строительство. На свободных от застройки территориях, южнее района «Совхозный», частично занятых пока сельскохозяйственными угодьями, предполагается разместить около 900 тыс. кв. м малоэтажного жилья. Жилой район Кольцово вместе с поселками Исток и Мостовка образуют планировочный район «Кольцовский» – один из перспективных районов индивидуального малоэтажного строительства. И такие территории выделены по каждому административному району Екатеринбурга.
– Учитывая проблемы с землей, выдачей необходимой разрешительной документации, нашим строителям пока что больше нравится строить высотные дома…
– Такая ситуация обусловлена еще и тем, что районы малоэтажной застройки требуют достаточно протяженных инженерных коммуникаций, и без участия города застройщикам эти вопросы очень сложно решить. Магистральные сети в районах массового жилищного строительства будут возводиться совместными бюджетными усилиями. В одном из разделов Генерального плана проработан комплекс инженерных мероприятий и сооружений по обеспечению пригодности территории для различных видов градостроительного использования при соблюдении оптимальных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий. Например, с жилых микрорайонов «Широкая Речка», «Московский» и «Мичуринский» начнется освоение нового планировочного района «Широкореченский». Расположенный на экологически благоприятных территориях, в окружении лесных массивов, этот район планируется для строительства 2 млн.кв.м общей жилой площади. Продолжится формирование жилого района «ВИЗ-Правобережный». Геологические особенности территории предопределили здесь строительство зданий повышенной этажности с активным использованием подземного пространства.
Сегодня сама земля является объектом привлечения инвестиций, это наш ресурс для реализации градостроительных программ. А правовое зонирование позволяет упорядочить эти процессы, предоставляя потенциальным инвесторам исчерпывающую градорегулирующую информацию.
– Большая работа намечена, и она уже началась по выносу промышленных предприятий, что особенно актуально для центральных районов Екатеринбурга.
– Генеральный план развития Екатеринбурга предусматривает коренные изменения в структуре мегаполиса, в том числе и вынос производства за городскую черту.
Екатеринбург трансформируется, из промышленного центра он превращается в город, где резко возрастает значимость информационных и культурных структур, качество городской среды. И эти процессы уже идут. Например, в центре города, на площадке предприятия «Спортобувь», будет построен современный жилой и административный центр. На площадке шарикоподшипникового завода по улице Шарташской, который перемещается в северо-восточный промрайон, планируется возвести новую школу и жилой комплекс. Завод ОЦМ, даже без административного нажима, переносит производство за пределы Екатеринбурга, оставляя в центре города только офисное здание.
Особая зона – пойменная часть Исети. Здесь предстоит провести большую работу по освобождению нашей набережной от всевозможных складских и производственных зон. Для элеватора и мукомольного завода площадка выноса была определена еще в старом Генплане. С берега Верх-Исетского пруда планируется вывести цеха Верх-Исетского металлургического завода, завод № 404 из района «Ботанический» переедет в Кольцово, сменит место прописки и завод безалкогольных напитков «Тонус», располагающийся в пойме реки Исеть.
Долгосрочные планы по реконструкции предприятий строятся исходя из общего развития города. Конечно, в ходе этой работы возникает немало проблем, но нас радует понимание со стороны предприятий необходимости реализации таких решений. В целом планируется постепенный вывод 30 промышленных предприятий из центральной части Екатеринбурга.
– Город не может развиваться, если не развиваются его транспортные артерии. И все мы это сегодня остро ощущаем. А что дальше?
– Предыдущий Генплан был спроектирован исходя из того, что обеспеченность автомобильным транспортом на тысячу человек составит 150 автомобилей. В то время и эта цифра казалась не реальной. Соответствующими темпами, к сожалению, модернизировалась и наша дорожная сеть. А сейчас мы это количество уже имеем. И сильно отстаем по протяженности скоростных дорог от необходимого для такого мегаполиса, как Екатеринбург, уровня. Прогноз на 2025 год – 350 автомобилей на тысячу жителей Екатеринбурга. Нетрудно представить актуальность дорожной проблемы!
Новым Генеральным планом предусматривается развитие улично-дорожной сети – с 866 до 1625 км. Также планируется создание сети транспортных «колец» в городе и вокруг него, а также новых улиц и транспортных развязок: вынос транзитного и грузового транспорта за пределы города, продолжение строительства Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД). Формирование срединного кольца позволит обеспечить пропуск грузопотоков в промышленные районы, минуя жилые территории. Малое защитное кольцо в пределах центра Екатеринбурга снизит нагрузки на центральную часть, а строительство разноуровневых транспортных развязок на наиболее напряженных магистралях повысит их пропускную способность. Планом предусмотрено также строительство современных трасс для обеспечения устойчивых транспортных связей периферийных районов с центром. И конечно, без развития метрополитена в нашем очень компактном городе практически невозможно эффективно решать транспортные проблемы.
Само время и статус города ставят сегодня вопросы развития транспорта в ранг приоритетных, ведь Екатеринбург выполняет функцию транспортно-логистического центра. Через город проходит сеть наиболее важных автомагистралей страны.
Принципиально важным пунктом развития транспортной инфраструктуры Екатеринбурга в ближайшие годы станет перенос станции Свердловск-Сортировочный в район станции Седельниково и создание там мощного логистического центра.
– Екатеринбург называют третьей столицей, какие архитектурные доминанты появятся в городе уже в ближайшее время?
– Учитывая статус Екатеринбурга как центра Уральского федерального округа, возникает потребность в значительных территориях для размещения уникальных объектов административно-делового назначения, культурных и спортивных сооружений. Дополнительная потребность в территориях для размещения учреждений обслуживания на расчетный срок составит 1,5 тыс.га.
Почти три десятилетия мы не отдавали центр Екатеринбурга под типовую застройку, как это сделали наши соседи. Немало по поводу «трущоб» в центре звучало критики в адрес городской администрации. Время подтвердило жизненную силу этого решения, сегодня центр Екатеринбурга стал большой строительной площадкой для реализации самых «модных» архитектурно-строительных идей и проектов. Функциональной структурой общественного центра предусматривается концентрация основных объектов административно-деловой зоны в центре Екатеринбурга. Наиболее значительные и крупные из них – это Административно-деловой и Представительский центры, которые предполагается разместить на главной оси города – Ленина, Татищева; Екатеринбург- Сити – центр бизнеса и торговли будет построен в районе улиц Челюскинцев и 9 Января с мощными офисными и банковскими зданиями до 42 этажей. Деловой центр появится в районе улиц Челюскинцев, Европейской, недалеко от железнодорожного вокзала. Существенная часть центральных районов города отойдет именно под деловую застройку, соответственно кардинально изменится архитектурный облик и стилевое восприятие Екатеринбурга.
Проектом Генерального плана рекомендованы места для размещения культурно-информационных и спортивных центров практически во всех планировочных районах города и создание системы общественных центров. Так что понятие «спальный район» постепенно отмирает, развитая инфраструктура должна быть максимально приближена к человеку.
– Надежда Васильевна, а есть ли среди этого громадья планов и проектов у вас самый любимый?
– Пожалуй, это благоустройство поймы реки Исеть. Сегодня наш Исторический сквер – это только «вестибюль», это лишь приглашение пройтись по набережной. Очень хотелось бы вселить жизнь, благоустроить и развить всю эту территорию, сделать ее яркой городской доминантой. Сейчас приводится в порядок участок набережной, между улицами Малышева и Куйбышева, следующая очередь – от цирка через Парк культуры и отдыха до ТРЦ «Екатерининский». Хотелось бы уже при нашей жизни насытить эту зону развитой инфраструктурой, сформировать здесь комплекс стационарных площадок для проведения массовых мероприятий и просто создать уютные уголки для прогулок и отдыха горожан.
Сегодня, когда в меняющемся облике Екатеринбурга я вижу очертания и воплощение того, что намечено Генеральным планом, хочется как можно быстрее увидеть всю картину.
Тамара МИХАЙЛОВА
[Сообщение изменено пользователем 03.12.2004 11:07]
U
1975
Ляпота!
N
Netman
слишком длинно и баянисто.
попробую сократить и выделить главное:
Всё будет хуже, дороже, удаленнее.
попробую сократить и выделить главное:
Всё будет хуже, дороже, удаленнее.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.