Йозеф Куделка (для тех, кто не читает форум на фотолайфе)

Хочу рассказать об одном удивительном фотографе. Человек ездит по миру и снимает то, что ему интересно. А нам интересно смотреть.

Смотреть тут: http://www.masters-of-photography.com/K/koudelka/k...
и тут: http://www.magnumphotos.com/archive/C.aspx?VP=XSpe...

[b]«Театр изгнания» Куделки[/b]
…поразительно представить, сколькое в западной цивилизации Куделка отверг и свел на нет, будто этого никогда не существовало. Кто-то может практически безуспешно искать историческую Европу или туристические виды, жизнь среднего класса, пластику, потребительский рынок, знаки, машины, современные развлечения, жизнь «синих воротничков», производственные системы, короче говоря, характерный для позднего двадцатого столетия карнавал. Нужен некий исключительный гений, чтобы отрицать эти взгляды, утверждая свою привязанность к людям. Многое дал дух одиночества в творчестве Куделки, но этот дух слишком сильно протестует. Из-за риторической отчужденности его мир может быть настолько суровым, насколько Он непривычен, но он остается миром малых культур, чьи религиозные и погребальные обряды Он досконально раскрывает. Вопрос, сколько ещё просуществуют эти культуры в своем особенном виде волнует нас в его фотографиях. Прединдустриальные и, в основном, не принадлежащие ни к какой крупной экономике, они, кажется, вросли в эти земли, их вымирание – вот что сподвигло его к написанию последних заметок. В Европе не нашлось места для восточно-словацких цыган, которых Куделка снимал в шестидесятые, да и у испанского крестьянства с его последних фотографий не такие уж безоблачные перспективы. На первый взгляд кажется, что он заявил своей темой деревенскую нищету третьего мира, но обветренные лица, похожие на те, что встречаются в этих неразвитых странах, европейские. Сюжеты его фотографий, будто бы, имели место давным-давно, в старомодных обстоятельствах, трудно вспомнить… поэтому их современность кажется неуместной.
Первая страница книги Куделки «Изгнанники», которая сопровождала выставку в Международном Центре Фотографии в Нью-Йорке, изображает левую руку фотографа на фоне пустого пражского бульвара. Судьбоносный 1968 год и безошибочный жест человека, сверяющегося с часами. Двенадцать часов, полдень здесь имеет значение из-за своей тишины и пустоты, словно знак надвигающегося удара. Фотограф вовлекает нас в символический период своей войны на стороне прерванной либерализации Дубчека. Его последующее бегство от брежневского вторжения вместе с чешскими интеллигентами художниками и кинематографистами было бегством к свободе на Западе, слабую надежду на которую они потеряли дома. (В эту эру гласности целостность чешского режима с его непоколебимым реакционным курсом четко показала все свои проблемы.)
В случае Куделки, однако, вступление в западные творческие круги не привело его к признанию материализма менее, чем капиталистической этики, окружавшей его там. Единственное, что действительно повлияло на его творчество – советские танки в Чехословакии, окруженные непокорными, но беспомощными толпами во время национального унижения и беспорядков. Такие события имеют возможность оставить след в видении художника. Несмотря на дружелюбие запада (особенно фотоагентства «Магнум», принявшего его в свои ряды), и, безусловно, благодарный ему, Куделка никогда не успокаивался. Это можно объяснить тем, что застенчивый человек, путешествующий так легко, как возможно, не имеет корней. В начале шестидесятых молодой человек, авиаинженер и театральный фотограф, уже снимал изгнанных цыган, предчувствие его собственной судьбы переселенца. До сих пор у него была лишь одна родина, и теперь он должен воспроизвести её, полагаясь только на свой блуждающий дух. Таким образом, визуальное вступление к его книге так же и наивысшая точка, кульминация, за которой должен последовать спад. Но это значение следует из понимания того, что Западная Европа была наполнена печальным взглядом Куделки на Восточную Европу.
Один из его поклонников, Ромео Мартинес, замечает, что «Куделка распознал театр формы и метафору жизни.» Эта идея поддерживается Робертом Дельпайром, который не только организовал одну из выставок Куделки во Франции, но и первым опубликовал Американцев Франка в пятидесятых. Дельпайр говорит, что творчество Куделки «отличается театральной организацией действительности.» С этой точки зрения, персонажи фотографий являются как бы актерами на сцене, и действительно, некоторые из них очевидно играют роли, например, ребенок в кедах с крыльями на велосипеде или молодой цыган, арестованный и осужденный на краю деревни. Интересно, что они оба как бы вырваны из обычного окружения, но находятся близко к камере. Мнимые или реальны их одноразовые сценарии, они неосознанно играют в драмах, разыгрывающихся прямо перед наблюдательным глазом странствующего фотографа. Он эксперт в совмещении в кадре двух смежных сюжетов, но не просто показывает их вместе, а склеивает в единое произведение. Однорукий купальщик кажется обиженным на визжащего ребенка на португальском пляже. Дети возятся на испанской аллее, в то время как в углу на переднем плане парень в мешковатой одежде собирается играть с ними в прятки, не дожидаясь приглашения. Четверо ирландцев, писают у стены в бетонном тупике, чтобы не быть замеченными, как мужчины обычно делают в таких местах, Куделка, у них за спиной, делает драматический синтез их изоляции.
Пока город или деревня предлагают театральному чутью Куделки такие вспышки необщительности (которые смешны, но немного зловещи), что говорить о стране? Кажется, что его так же волнует депрессивная пустота открытых просторов и равнин. Он – бродячий исследователь незаселенных мест, где то и дело находятся единомышленники: животные или люди. Он настаивает на свободе не иметь направления, быть беспризорным, привлекаемым неприглядными непахаными полями, поросшими вереском, где нет укрытия от чувства утраты. Здесь природа, испорченная не промышленностью, но внутренним ощущением наблюдателя. Фотографии Куделки никогда не станут пейзажами. Погода плохая. Кто-то подбрасывает мяч в поэтической тоске, а вдалеке гуляет лошадь. Позже в его работе мы поймем, что это унылое состояние овладевает всецело; экстаз от переполнения. Впечатление усиливается тем, что превосходная независимость духа может иметь болезненную сторону: вместо того, чтобы идти своей дорогой, фотограф предостерегает людей от потребности одиночества, скуки, возможно, или подозрительности. Если малейший случай со скромным объектом – вспышка, то красивые развалины становятся событием, возможно, потому, что унылая живучесть хочет замаскироваться.

[b]Йозеф Куделка, р. 1938[/b]
Родился в крохотной деревне в Моравии. Подростком фотографировал свою семью на камеру Bakelite 6x6.
Учился в Пражском Техническом Университете и работал аэроинженером в Праге и Братиславе в 1961-67 гг. Он смог достать старый Rolleiflex в 1961, когда работал театральным фотографом в Праге, он также начал подробное изучение Словацких цыган, впоследствии подвергшихся попыткам «ассимиляции» с Чехией. Его работа была темой выставки в Праге в 1967.
В 1968 Куделка расширил свой проект до цыганских общин в Румынии и в том же году запечатлел вторжение в Прагу войск Варшавского договора. Вывезенные контрабандой из страны и опубликованные под псевдонимом P.P. (Пражский фотограф) чтобы защитить семью, драматические кадры, показывающие русские танки, въезжающие в Прагу и чешское сопротивление, стали международными символами и принесли ему престижную Золотую медаль Роберта Капы.
В 1970 Куделка покинул Чехословакию и, официально не имеющий гражданства, нашел убежище в Англии. Представлен в Магнум Эллиоттом Эрвиттом, стал партнером в 1971, полноправным членом – в 1974, однако до сих пор отказывается от большинства репортерских командировок: в постоянном движении, он предпочитает странствовать по Европе в поисках картинок мира, стремительное исчезновение которого он ощущает. Куделка был лауреатом крупнейших грантов и наград, таких как Приз Надара (1978), исследовательский грант и официальное приглашение от французского кабинета министров запечатлеть городской и сельский ландшафт Франции (1986), Гран-при национальной фотографии (1989) и гран-при Картье-Брессона (1991). Гранты поддерживали его в долгосрочных черно-белых проектах, которые привели ко многим выставкам публикации нескольких книг, таких как «Цыгане» (1978) и «Изгнанники» (1988), снятые на окраинах Европы в Ирландии, Испании, Португалии и Греции.
После получения французского гражданства в 1987 Куделка смог вернуться в Чехословакию впервые в 1990 и представил Черный треугольник, учение о его родной стране, испорченной индустриализацией и экологическими катастрофами. В этих крупноформатных снимках человеческое присутствие заметно, но оно исчезает и панорамные снимки показывают несчастно вытянувшиеся загрязненные и беспорядочные пространства.
В 1994 году, по приглашению продюсера Эрика Хьюманна, Куделка принял приглашение участвовать в съёмках “Взгляда Улисса” Тео Ангелопулоса, путешествуя с ним по Греции, Албании, Румынии и экс-Югославии вплоть до смерти Жана Марии Волонте, ключевого актёра в фильме. Последние несколько лет Куделка продолжает работать с европейскими пейзажами, добавив к своему обычному оборудованию панорамную камеру.

Информация с сайтов (перевод)
http://www.masters-of-photography.com/
http://www.magnumphotos.com/
3 / 0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.