Ученые: "Титаник" погубила медлительность команды

Orin (Партия Теплотрассы)
От пользователя L'original sur la lettre М
жить будет: местные умельцы его подшаманят и продадут как "не каршенный, не биты 100%"

"Это не вмятины, это новый ассимметричный дизайн!" ї :-D
1 / 0
Наискосок от la Skala
От пользователя L'original sur la lettre М
его подшаманят и продадут как "не каршенный, не биты 100%"



Мишаню тоже подшаманят

и будет не бит не крашен
1 / 0
хомяк радостный и корректный
От пользователя Orin (Партия Теплотрассы)
Мну все ждал, когда его на гребной винт корабля намотает. Очень расстроился.

а мну ржал, когда она ему пальцы разжимала. на весь зал посоветовал ногами пинать :ultra:
4 / 0
Orin (Партия Теплотрассы)
От пользователя хомяк радостный и корректный
а мну ржал, когда она ему пальцы разжимала. на весь зал посоветовал ногами пинать

"Пробить с ноги" - это универсальный метод решения 90% проблем :-D
1 / 0
творческий узбек
От пользователя Orin (Партия Теплотрассы)
"Пробить с ноги" - это универсальный метод решения 90% проблем

Господа, позвольте я пробъю с ноги! (с) :-D
1 / 0
Стерх-натурал
От пользователя excellent17+
Мишаню тоже подшаманят

и будет не бит не крашен

... честен...
0
Feya1408
Какие вы все бяки, а я вот рыдала весь фильм и жалела героев. И на экскурсию на Титаник не прочь сьездить, стоит блин только дорого... Эх, может мну в партию вступить, в Единую Россию...
0
От пользователя news@e1.ru
Ученые: "Титаник" погубила медлительность команды

-Владимир Владимирович,что случилось с лодкой "Курск"?
-Она утонула... (с)
0
творческий узбек
От пользователя Feya1408
Какие вы все бяки

:-o

От пользователя Feya1408
а я вот рыдала весь фильм и жалела героев


ленчик утонул, да... :weep:


От пользователя Feya1408
И на экскурсию на Титаник не прочь сьездить


типун те 8(

От пользователя Feya1408
Эх, может мну в партию вступить, в Единую Россию...


а с виду - приличная барышня :-D
2 / 0
От пользователя excellent17+
Мишаню тоже подшаманят

отпетушат чтоль? 8(
0
Minod Vesp
Россия не Титаник, не?
Так-то три сигнала в колокол от впередсмотрящего уже было
:-D :-D :-D
1 / 0
От пользователя Gerasims speechwriter
А что учОные говорят насчёт "мерседеса" Мишарина? :-p

говорят череп сломал 8(
0
Orin (Партия Теплотрассы)
От пользователя Намёк Нургалиева
отпетушат чтоль?

Не. Сделают шлем а-ля "Дарт Вейдер". Будет ходить и бликами на глянцевой броне сверкать . Мишарин v 2.0 :-D
0
Fantomas81
британский ученый: Любой человек, хоть раз одевший штаны, рано или поздно умирает. Это доказанный научный факт. Следовательно, ношение штанов приводит человека к гибели. :ultra:
0
3652460
12 декабря 1939 года

Советский пароход наскочил на риф у северного берега Хоккайдо (Япония) и затонул. Большое количество жертв.

На почетном месте в Музее морского флота во Владивостоке можно видеть небольшой макет памятника, установленного в японской деревне Саруфуцу. Этот экспонат возвращает нас к трагедии века, которая долгое время скрывалась от всех, - история гибели парохода ?Индигирка?.

8 декабря 1939 года из бухты Нагаева во Владивосток под командованием 58-летнего капитана Н. Лапшина вышел пароход ?Индигирка?, принадлежавший ?Дальстрою?. На его борту находились около полутора тысяч человек (точная цифра до сих пор не установлена) 700 промысловых рабочих и членов их семей, 750 освобожденных из-под стражи и 60 заключенных под конвоем.

Тот рейс ?Индигирки? был последним в навигации 1939 года. Желающих попасть на пароход было очень много Только что была объявлена амнистия, неожиданно принесшая свободу более чем полутора тысячам колымских зеков. На пристань амнистированных перевозили открытыми полуторками. Поздней осенью на Колыме холодно, уголовники, пользуясь отсутствием охраны, избивали и раздевали ехавших вместе с ними ?политиков?, потом выбрасывали на обочину.

Жестокий шторм несколько дней выматывал людей. На подходе к проливу Лаперуза в перерывах между натисками пурги с мостика ненадолго увидели огонь маяка Анива и, пройдя его, проложили курс между рифом Камень Опасности и берегом острова Хоккайдо. Вскоре после смены вахты в полночь на 12 декабря заступивший на вахту второй помощник капитана В. Песковский сквозь пургу увидел огни и принял их за маячные. Это действительно был огонь маяка, но японского, на мысе Соя-Мисаки острова Хоккайдо. Ошибка оказалась роковой.

Пароход на полном ходу наскочил на риф Тодо у северного берега Хоккайдо. Судно получило пробоину по всей длине корпуса. Удары волн и ветра в одно мгновение перебросили его через риф, опрокинув на борт, и выбросили на прибрежную отмель в 700 метрах от берега.

В эфир полетел сигнал SOS (по некоторым источникам SOS не посылался, связь велась шифром). Вскоре вода вывела из строя радиопередатчик, связь оборвалась. Моряки и пассажиры остались одни в борьбе со стихией.

Большинство из них сразу же оказались в воде. Остальные через иллюминаторы вытащили одеяла, одежду, закрывая от волн и пронизывающего ветра женщин и детей. Их на судне было более ста.

Вышли из строя механизмы, погас свет. С каждым часом судно все больше погружалось. Тех, кто уже не мог самостоятельно выбраться на палубу, вытаскивали на канате через отверстие, прорезанное по приказу капитана. На незатопленном борту по всей его длине натянули канат, за который держались люди.

С большим трудом удалось спустить шлюпку, на которой десять добровольцев попытались добраться до берега. С большим трудом она достигла береговой полосы. В воде навсегда остались пять моряков. Остальные, промокшие и еле живые, в кромешной тьме разыскали рыбацкую хижину и, обессилев, рухнули на пороге.

Тем временем капитан решил послать на берег еще одну, последнюю, шлюпку. Как только шлюпка коснулась воды, волны смыли четверых. Остальные шестеро, обрубив канат, исчезли в ночи. Но до берега удалось добраться только двоим.

В поселке Саруфуцу первым о катастрофе узнал рыбак Дзин Гиньитиро. В дверь его дома громко постучали - на пороге стояли пять чуть живых иностранцев. Хозяин усадил их около печки, дал водки. По жестам понял, что в море большая беда. Пошел будить жившего по соседству брата Дзин Гиндзо. Тот в испуге стал уверять, что это вовсе не потерпевшие с корабля, а высадившийся на остров советский десант, - ведь отношения между нашими странами после конфликта на Халхин-Голе были довольно сложными. Тем не менее братья сообщили о спасшихся русских в порт Вакканай.

Начальник полицейского управления городка Вакканай Такэси, которому было доложено о кораблекрушении, был в полном замешательстве. С одной стороны, не направлять спасательные суда нельзя, с другой - посылать их в такую непогоду - явное безумие. Спасать врага, жертвуя своими людьми, не хотелось. Было принято решение командировать на место происшествия помощника полицейского инспектора и с ним еще трех человек.

Полицейский инспектор Тоэиси Исаму приказал трем судам приступить к спасательным работам. Японские экипажи в течение нескольких часов прилагали все усилия, чтобы спасти людей. Одно судно было зафрахтовано военными, и майор Танабэ Райти, отдавая приказ о выходе в море в сильный шторм, брал на себя большую ответственность. Если бы с кораблем что-нибудь случилось, то майору не оставалось бы ничего другого, как сделать себе харакири.

На рассвете жители Саруфуцу увидели лежащее на боку судно, на котором стояли люди, взывая о помощи. Деревушка ничем помочь не могла. А шторм не ослабевал, выбрасывая на побережье тела погибших. Жители попробовали спустить небольшое рыболовное судно, но оно тут же опрокинулось. Члены молодежной организации, отрядов самообороны поселка вытаскивали на берег тела, перевязывали тех, кто подавал признаки жизни, кормили спасенных.

12 декабря в 16 часов информация о гибели парохода ?Индигирка? была передана посольству СССР в Токио. В это время ситуация на судне стала критической. ?Индигирка? сильно накренилась. Волны продолжали омывать людей, чьи силы были на исходе.

Японцы попытались снова завести маленькую рыболовную шхуну ?Тенхо-Мару?. Но и она, отойдя от причала, в конце концов перевернулась. К счастью, японским спасателям удалось благополучно добраться до берега. В это время на место происшествия прибыли представители полицейского управления городка Вакканай, врач, переводчики.

Три парохода ?Карафуто-Мару?, ?Сосуи-Мару? и ?Санте-Мару? только 13 декабря около двух часов ночи смогли выйти из порта Вакканай на место катастрофы. Рискуя жизнью, экипажи пытались спасти людей. В результате к 13 часам в безопасное место были доставлены 395 человек. Жители поселка не смыкая глаз, всю ночь и утро продолжали убирать трупы, приводить в чувство оставшихся в живых.

Спасенных согревало сердечное тепло простых японцев, которые поделились с ними своей одеждой. Когда пострадавшие ехали на санях до железнодорожной станции, в каждом поселке их поздравляли с благополучным исходом.

В Вакканай были доставлены 402 человека, их посадили на пароход ?Карафуто-Мару?, и 14 декабря он отбыл в Отару.

15 декабря консул острова Хоккайдо посетил пострадавших. Он находился с ними до тех пор, пока их не отправили на родину на пароходе ?Ильич?.

Но возвращение домой оказалось трагическим: капитана ?Индигирки? Н. Лапшина приговорили к расстрелу, больше повезло его второму помощнику В. Песковскому, который получил десять лет лишения свободы.

А на побережье у поселка Саруфуцу волны продолжали выбрасывать трупы. Все погибшие по согласованию с Советским правительством были кремированы, а затем отправлены в СССР спецпоездом.

Однако позже японцы обнаружили еще 30 трупов советских граждан. Они были похоронены на кладбище у храма около деревни Саруфуцу. На могиле установили деревянное надгробие с соответствующей надписью на японском.

По данным японских газет, всего было спасено 430 человек, в том числе 35 женщин и 22 ребенка. 741 человек погиб.

Гибель парохода ?Индигирка? - одна из самых трагических катастроф в мировой истории кораблекрушений. Однако пребывание на его борту заключенных сделало это событие малоизвестным. Его пытались предать забвению. Но не забыли о гибели несчастных в поселке Саруфуцу. Ежегодно 12 декабря местные жители отмечали день их памяти.

В 1969 году у местной администрации возникла идея установить на месте надгробия настоящий памятник. В 1970 году было создано ?Общество по сооружению памятника погибшим при кораблекрушении судна ?Индигирка?".

12 октября 1971 года состоялось открытие монумента. По задумке японского архитектора И. Кендзи, пьедестал выполнен из серого дальневосточного гранита. Сам памятник представляет собой пятиметровую металлическую скульптуру в виде трех взявшихся за руки стилизованных фигур, защищающих человеческую жизнь. Своеобразный символ помощи в общей беде?
3 / 0
3652460
27 июля 1941 года

Советский пароход, шедший во главе каравана судов, затонул в районе мыса Сарыч на Черном море. Погибли около 900 человек.

В 1909 году для царской России на германской судоверфи в Данциге (ныне Гданьск) был построен пароход ?Симбирск?. Этот элегантный двухтрубный красавец, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на дальневосточных линиях России, имел длину 94,8 метра, ширину - 12,6 метра, осадку - 5,7 метра. Пароход был вполне комфортабелен по тем временам, имел хорошие каюты и кубрики для размещения 472 пассажиров и два трюма в носовой части, рассчитанные на 400 тонн груза.

В годы Советской власти пароход переименовали в ?Ленин?. В сентябре 1925 года по решению правительства ?Ленин? доставил в японский порт Нагасаки груз для пострадавших от землетрясения. В конце 1925 года пароход перевели на Черное море, где он совершал в основном рейсы по крымско-кавказской линии. Даже по сравнению со своими более молодыми собратьями ?Ленин? имел приличную скорость - 16,5 узла.

Перед самой войной пароход сел на камни под Одессой. В 1941 году судно было модернизировано - вместо двух труб сделали одну, более широкую. В это же время капитаном ?Ленина? стал 48-летний Иван Семенович Борисенко. С 1930 года он возглавлял экипажи таких известных судов, как ?Чичерин?, ?Сванетия?, ?Львов?, ?Грузия?, ?Абхазия?. За рейсы на пароходе ?Зырянин? с грузом помощи для республиканской Испании Борисенко был награжден орденом Ленина.

В первый свой военный рейс пароход ?Ленин? вышел из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года с эвакуированными и грузом сахара на борту.

22 июля пароход при подходе к Одессе был атакован тремя фашистскими бомбардировщиками, но их отогнал огнем крейсер ?Коминтерн?.

В эти дни немецкая авиация начала регулярные бомбежки города и порта. Появились первые жертвы среди мирного населения. Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства срочно принять груз и пассажиров и следовать вновь в Мариуполь.

На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта старший лейтенант Романов. Впоследствии на суде он показал, что пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону проходили два-три взрослых пассажира. Дети в счет не шли. Много людей приходило с записками от городских и областных руководителей, военной комендатуры города Одессы. Члены экипажа размещали родных и друзей в своих каютах. Многие из них составили печальный список ?пропавших без вести?.

Капитан Борисенко никакого учета принятых пассажиров не вел. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальным данным, пароход ?Ленин? только одних пассажиров принял на борт около 4000 человек!

Людей было столько, что ими были забиты все салоны, столовые, коридоры, трюмы и палубы, а тут пришел еще приказ принять команду в 1200 человек необмундированных призывников. А люди все продолжали прибывать?

Боцман в очередной раз доложил, что судно перегружено, когда наконец последовала команда: ?Отдать швартовы!?

С началом войны на Черном море во многих районах выставили оборонительные минные заграждения и ввели особый режим плавания, предусматривавший обязательную лоцманскую проводку. Корабли проходили по специальным фарватерам, которые знал ограниченный круг лиц. Маяки были переведены на ?манипулируемый режим? по особому расписанию, как и все береговые навигационные огни, дабы затруднить плавание кораблям противника. Однако единой и четкой службы обеспечения коммуникаций, которой бы подчинялись и капитаны, и лоцманы, увы, на Черном море, по крайней мере, в первые месяцы войны не было.

Пароход ?Ленин? отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года. В 22 часа 00 минут он медленно отвалил от причала и вышел в море, возглавив конвой. Конвой состоял из теплохода ?Ворошилов?, судна ?Березина? и двух шаланд, которые плелись в хвосте, все время грозя потерять из виду основной конвой.

Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество над кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему военный совет флота не заботился о проводке судов через ?секретные фарватеры?, и транспорты стали подрываться на собственных минах!

Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих минах в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул два судна, а накануне в районе Керчи - транспорт ?Кола?. Но почему-то флот весь 1941 год напряженно ждал высадки фантастического вражеского десанта на берег Крыма, из-за чего допускал большие тактические просчеты.

Лоцман, находившийся на пароходе ?Ленин?, не имел связи с оперативным дежурным флота, поэтому радиосвязь осуществлялась через военные катера и другие корабли. На переходе морем выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман и они могут следовать к месту назначения самостоятельно.

Наконец-то ?Ленин? и ?Ворошилов? могли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверзе мыса Лукулл капитан ?Ворошилова? доложил, что на теплоходе вышла из строя машина и он не может двигаться самостоятельно. Капитан Борисенко знал, что это результат поспешного и некачественного ремонта, и принял решение отбуксировать ?Ворошилов? в Севастополь. Знал он и то, что ?Ворошилов? так же перегружен людьми, как и его судно.

До Севастополя было рукой подать, но из-за шаланд время было упущено. В условиях войны это была непростительная ошибка, как и ошибочно было составлять конвой из таких разных судов, да еще с плохо отремонтированными машинами.

Чудом избежав налетов авиации противника, ?Ленин? отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту (Казачью), а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. Но до Ялты он так и не дошел?

Капитан 2-го ранга А.Е. Абаев свидетельствовал: ?Лоцманом на пароход ?Ленин? для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища. Судоводитель из него мог получиться не скоро. Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время, а в военное тем более?. Ему вторит контр-адмирал А. Р. Азаренко: ?Свистун был зачислен в состав лоцманской службы перед самой войной? подготовлен не был, так как не имел практических навыков в вождении судов большого водоизмещения?. А ведь ?Ленину? предстояло плавание в районе минных полей!

Идут третьи сутки, как пароход ?Ленин? отошел от одесского причала. Капитан Борисенко мрачен. Заполненный до отказа измученными и уставшими людьми, пароход ждет ?добро? на выход в море. К Севастополю подошел теплоход ?Грузия?, вышедший из Одессы на два дня позже.

?На судне людей как сельдей в бочке, - рассказывала пассажирка М.А. Чазова, - на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову. Кто-то усмотрел в этом ?непорядок?. На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором?.

Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачьей. Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время?

Во время томительного ожидания происходит обмен пассажирами. С комфортабельного ?Ленина? принудительно отправляют одну семью на ?Ворошилов?, а с ?Ворошилова? другую семью - добровольно на ?Ленин?. Пассажир парохода ?Ворошилов? вспоминал: ??на теплоходе оказалась высокопоставленная семья, которая потребовала перевести ее на комфортабельный пассажирский ?Ленин?. Дело в том, что на ?Ворошилове? все жили в грузовых трюмах, где были оборудованы нары. Были спущены шлюпки, и вскоре обмен состоялся. После трагедии наутро капитан ?Ворошилова? А. Шанцберг сказал прибывшей семье: ?Видите, как обернулась судьба, а вы вчера так возмущались??"

Наконец вечером 27 июля в 19 часов 15 минут получили радиограмму: ?Транспортам сняться и следовать в Ялту?.

?Ленин? и ?Ворошилов? в сопровождении сторожевого катера СКА-026 вышли в море, но конвой был жестко ограничен в скорости передвижения: ?Ворошилов? не может дать больше 5 узлов!

Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский скажет: ?Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов я считаю преступным!? Но все молчали. Молчал капитан, молчали его помощники?

Наконец, нельзя не сказать о еще одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят моряки, ?дополнительный металл? - следовательно, необходимо было ?устранить девиацию?, дабы сделать более точными показания компаса. Кроме того, в трюмы также был загружен металл в качестве необходимого груза (450 тонн), подлежащего перевозке в Мариуполь.

И наконец, последнее, также немаловажное: на пароходе ?Ленин? почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для вычисления скорости судна был не выверен!

Итак, целый ряд упущений, ошибки плюс преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс, по узкому фарватеру в окружении минных полей. При этом для охраны ?Ленина?, ?Ворошилова? и ?Грузии?, на которых находились около 10000 человек, был выделен лишь один сторожевой катер СКА-026.

Причина этого - несогласованность действий гражданского и военного руководства на Черном море.

Южная ночь наступает быстро. Кромешная тьма окутала ?Ленин?, ?Грузию?, ?Ворошилов? и сторожевой катер, следовавшие в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка). Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту.

Лоцман Свистун нервничал. По мере следования, с берега ?манипуляторная служба? по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней не было видно, и не было возможности по пеленгу уточнить курс.

Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение за мысом Фиолент.

Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. Никакого ?флотского порядка?!..

Приглушенно работали машины, заставляя корпус парохода слегка вибрировать. Скорость хода - минимальная.

В 23 часа 33 минуты сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход ?Ленин?. Взрыв произошел между трюмами ? 1 и ? 2 с правого борта, после чего пароход стал оседать носом при возникшем крене на правый борт. Раздались крики: ?Тонем!?

Капитан Борисенко дал команду: ?Лево руля!? и затем: ?Полный вперед!? - в надежде поближе подойти к крымскому берегу.

Очевидец Колодяжная рассказывала:

?В момент взрыва я спала в каюте? Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый борт. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна был примерно 15-20 градусов. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся, и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды.

Крен судна увеличивался. Меня мать тащила к правому борту, а я ее к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери?

Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он стал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу?

Продержалась на воде часа три, потом меня подняли на борт ?Грузии?".

Пароход ?Ленин? погрузился в воды моря за 7-10 минут. Шедшая в кильватере ?Грузия? приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду по трансляции: ?Спустить шлюпки на воду!? Не разобрав, в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. ?Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам ?Ленина?", - хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустить не успели?

Конечно, многие члены экипажа парохода ?Ленин? вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки. ?Грузии?, ?Ворошилову? и подоспевшим катерам удалось спасти в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек. В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умели плавать, тонули мгновенно. Многих увлекла в пучину намокшая одежда?

Точной цифры погибших нет по той простой причине, что не было сведений о числе людей, находившихся на борту. Разумеется, капитан обязан знать эту цифру, но он не знал ее.

По регистру СССР пассажировместимость парохода ?Ленин? была 472 места. В действительности было принято в три раза больше людей, то есть свыше 1300. Если к этому добавить 1200 человек мобилизованных, которые размещались на верхней палубе, и учесть людей, которые были в других помещениях парохода, то число в 3000 человек, находившихся на пароходе в момент взрыва, станет реальным.

Спасение людей на пароходе ?Ленин? производилось по принципу ?спасайся, кто может?. Находившиеся в помещениях в большинстве своем там и остались.

Получив доклад о взрыве парохода, оперативный дежурный приказал всем обеспечивающим службам действовать, для спасения людей выслал из Балаклавы торпедные катера в район взрыва и доложил командующему флотом. В дневнике адмирала Октябрьского появляется запись:

?23 июля. ?В 00.25 оперативный дежурный штаба флота доложил, что получено донесение о гибели пассажирского ПХ ?Ленин?, шедшего из Одессы на Кавказ и в 23.00 27.07 затонувшего в районе мыса Сарыч. Что за причина гибели ПХ, сколько погибло людей - уточняют. На ПХ был наш военный лоцман, в конвое один катер МО-4″.

?29 июля. Принял у себя на БФКП капитана ПХ ?Ленин? тов. Борисенко и нашего военного лоцмана тов. Свистуна. Оба остались живы после той ужасной катастрофы. Очень много погибло женщин, стариков, детей. А сколько? Капитан не знал, сколько на борту у него было людей. Это непостижимо, но это так. Будут уточнять в Одессе?.

?31 июля. Наконец кое-что уточнили в связи с походом из Одессы на Кавказ ПХ ?Ленин?. Все шло по линии гражданской и Морфлота. ПХ ?Ленин? взял на борт около (точно никто не знает) 1250 пассажиров и 350 тонн груза (цветные металлы в слитках). На борт прибыл наш военно-морской лоцман тов. Свистун, и ПХ ?Ленин? вышел из Одессы? По всем дачным, ориентировочно погибло до 900 человек??

В Москву пошли уменьшенные данные - призывников 700 человек, эвакуированных - 458, погибли - 650.

Автор книги ?Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне? Б. Вайнер утверждает, что было спасено 500 человек: 200 спас ?Ворошилов?, а ?Грузия? и сторожевые катера - 300.

Обратимся к другим источникам. Л. Болгаров считает: ?всего было спасено 272 человека. Эта цифра, можно сказать, достоверна, так как сразу же по прибытии в Ялту ?Грузии? и ?Ворошилова? была проведена проверка спасшихся. Им была оказана помощь. Мне, к примеру, выдали полотняные брюки, черную сатиновую косоворотку и парусиновые туфли коричневого цвета. Для получения подобной помощи были составлены списки спасенных. Из числа команды спаслась половина?.

Капитан Борисенко на следствии назвал число погибших членов экипажа - 43 человека из 92.

Почему произошел взрыв? Из-за плавающей мины или торпеды? Вахтенный помощник Бендерский говорил: ?Убежден, что взрыв - от стоячей мины. Я наблюдал внимательно за горизонтом и ничего подозрительного - следов торпеды или подводной лодки не было?.

А вахтенный радист И. Назаретий на допросе заявил: ?27 июля около 23 часов 45 минут или 23 часов 46 минут я находился в радиорубке, и в этот момент с правого борта, у носа корабля произошел взрыв, которому предшествовал сильный металлический удар, от него судно сильно содрогнулось, и через 1-2 секунды произошел взрыв, вся верхняя палуба была окутана белым дымом? Когда мы были в порту Ялта на теплоходе ?Ворошилов? в кают-компании вместе со старшим радистом Ткачуком, к нам обратился какой-то пассажир с этого судна, который сообщил, что в числе спасенных с парохода ?Ленин?, находящихся на ?Ворошилове?, есть два пассажира, которые в момент взрыва находились у правого борта и до взрыва видели белую светящуюся струю в море, приближавшуюся к пароходу ?Ленин?".

Об этом на допросе говорил машинист 1-го класса П. Попов, находившийся в машинном отделении и слышавший сильный удар в правый борт до взрыва.

Следователей это показание не заинтересовало. Но почему?

28 июля ровно в 10 часов наши СКА атаковали обнаруженную в районе Севастопольской базы подводную лодку и потопили ее. 2 июля Военный совет Черноморского флота доложил наркому ВМФ: ??было точно установлено, что на черноморском театре в наших ВМБ действовали 11- 12 немецких подводных лодок??

Карл Дениц, командовавший в 1936-1943 годах подводным флотом фашистской Германии, утверждал, что подводные лодки начали перебрасываться с Северного и Балтийского морей по Эльбе до Дрездена, затем по автостраде до Регенсбурга и потом вниз по Дунаю на Черное море лишь весной 1942 года.

Если это так, то работа разведки Черноморского флота была не на высоте, и запись в дневнике вице-адмирала Октябрьского от 29 июля, что Босфор прошло большое количество ПЛ - вошли в Черное море, сделанная по докладу разведотдела, недостоверна.

Однако в Черном море были румынские подводные лодки, была и торпедоносная авиация. Капитан 1-го ранга в отставке И. Поляк писал, что некоторые лоцманы утверждали, что в трофейных документах был обнаружен доклад фашистского командира подводной лодки о торпедировании парохода ?Ленин?, но документальных подтверждений найти не удалось. Исключить версию торпедирования можно только после осмотра корпуса парохода.

Спасенных пассажиров разместили в санатории ?Большевик?, где им была оказана помощь. Спасшиеся члены экипажа интенсивно допрашивались сотрудниками НКВД Крымской области и Особого отдела Черноморского флота.

30 июля было возбуждено уголовное дело по обвинению военных лоцманов лейтенанта Ивана Ивановича Свистуна, 1909 года рождения, и старшего лейтенанта Ивана Авраамовича Штепенко, 1895 года рождения. 11 и 12 августа состоялось закрытое заседание Военного трибунала Черноморского флота в составе председательствующего бригвоенюриста Лебедева, членов бригвоенюриста Бондаря и военюриста юриста 3-го ранга Фридмана. Трибунал заседал 7 часов и, не добившись признания обвиняемых в вине, не доказав вины лоцманов, не назначив технической экспертизы, не сделав частного определения в адрес основных виновников катастрофы, 12 августа приговорил лишить И. Свистуна воинского звания лейтенанта на основании статьи 193-17б и подвергнуть высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал. И. Штепенко был приговорен к 8 годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны.

Напрасно Иван Свистун доказывал суду (и это подтвердили свидетели), что ?манипулируемый режим? бездействовал, что лоцманская проводка не была обеспечена, что маяк на мысе Сарыч зажегся лишь после того, как ?Ленин? подорвался и стал тонуть. Суд не принял во внимание его показания.

Когда материалы о гибели парохода ?Ленин? были рассекречены, офицеры и моряки Севастопольского военно-научного общества потребовали дополнительного расследования всех обстоятельств.

18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота под председательством полковника юстиции А.Д. Ананьева, с участием помощника прокурора флота подполковника С.Г. Мардашина рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по протесту в порядке надзора и определил: ?Приговор Военного трибунала Черноморского флота от 12 августа 1941 года в отношении И.И. Свистуна отменить, а делопроизводство прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления?.
1 / 0
3652460
Этот мощный по тем временам линейный корабль под названием ?Джулио Чезаре? (или ?Юлий Цезарь?) начали строить на верфи итальянского города Генуя еще в 1910 году. Предполагалось, что он станет третьим после возводившихся там же линкоров-гигантов ? ?Леонардо да Винчи? и ?Конте ди Кавур?. Закончили сооружение линкора довольно быстро ? ровно через четыре года.

Хорошо вооруженное и быстроходное судно водоизмещением 24 тысячи тонн развивало скорость до 22 узлов в час. У него имелись два трехствольных орудия и три двуствольных, три подводных торпедных аппарата, весь корпус линкора был бронирован.
Но судьба всех трех линкоров оказалась похожей по своей трагичности. ?Леонардо да Винчи? еще в 1916 году перевернулся от взрыва, прогремевшего под его корпусом, и затонул в Таранто возле Италии. ?Конти ди Кавур? был потоплен в 1940 году английской авиаторпедой. ?Джулио Чезаре? был передан в 1949 году советской стороне по соглашению о разделе военно-морского флота Италии, принятому в декабре 1943 года на Тегеранской конференции.

Его передача советской стороне состоялась в албанском порту Влера в феврале 1949 года. Тогда же линкор переименовали в ?Новороссийск? и на нем был поднят военно-морской флаг СССР. Это был уже не тот корабль, который сошел ее стапелей генуэзской верфи в 1914 году. Итальянские корабелы еще в 1937 году основательно модернизировали судно: нарастили его переднюю часть, сделали более плавные обводы, и корабль сразу увеличился в длину на 10 метров. Заметно усилился и калибр вооружений.
Особую сложность для советских моряков представляла транспортировка линкора в 1949 году в родной Севастополь. Никакой технической документации на судне не осталось, а все надписи на нем были сделаны на итальянском языке, который никто не знал. При передаче линкора советской стране итальянцы даже через переводчика ничего толком не объяснили. Кроме того, советское командование вполне справедливо опасалось диверсии со стороны бывших противников в войне.

Несколько дней было потрачено на то, чтобы обследовать все уголки линкора. Проверялись даже баки, в которых хранилось топливо. Особое подозрение вызывал наращенный нос корабля. Всюду были заметны сварные швы. Не заложили ли итальянцы туда взрывчатку? Но проникнуть через бронированную новую обшивку и все проверить было невозможно: корабль потерял бы тогда свою плавучесть.
Столь тщательные меры обследования ?Новороссийска? то время были вполне обоснованы. А в том, что диверсия возможна, тогда никто не сомневался: все помнили о судьбе его предшественников и с большим подозрением относились ?подарку данайцев?. Кроме того, стало известно, что бывшие боевые пловцы из спецподразделения князя Боргезе поклялись, что итальянский флагман будет взорван.
Однако ничего подозрительного обнаружить не удалось, и была дана команда сниматься с якоря. Развив в пути скорость до 16 узлов, корабль своим ходом на всех парах благополучно добрался до Севастополя.

Начиная с 1949 года, линкор служил, собственно, демонстрационным целям военного устрашения. Судно выходило в море, чтобы показать вооруженным силам НАТО (в частности, Турции и Италии) свою боеготовность, оно участвовало во многих учебных маневрах и операциях. Его восемь раз ремонтировали и тоже модернизировали, правда, на советский лад: содрали всю краску подводной части, которая способствовала лучшему скольжению корабля, заменив ее на традиционный сурик, отчего ?Новороссийск? сразу погрузнел и потерял свою первоначальную скорость. Проведенное очередное обследование корпуса судна и его машин в 1955 году показало, что, хотя износ составляет 15 процентов, линкор послужит еще, как минимум, лет десять.

В конце октября 1955 года после очередных учений линкор ?Новороссийск? вернулся в Севастопольскую бухту и встал на якорь напротив Военно-морского госпиталя. Глубина моря в этом районе составляла всего 17?18 метров. Вечером часть офицеров и моряков сошла на берег, а на судне оставалось 1600 человек команды.

Линкор НовороссийскНочью бодрствовали только вахтенные офицеры и матросы. Ничего необычного в их поле зрения не попадало, не было никаких тревожных сообщений. Неожиданный взрыв, сопровождавшийся вспышкой, прозвучал в половине второго ночи. Взрыв раздался под водой, причем как раз под носовой частью ?Новороссийска?. Корпус огромного судна тяжело вздрогнул. В темноте трудно было разобрать, что же произошло. Проснувшиеся моряки сначала предположили, что с ними столкнулся один из миноносцев, возвращавшихся из похода, но потом выяснилось, что никаких судов поблизости не было.
От взрыва на ?Новороссийске? из строя вышел генератор, не работало и аварийное освещение. Носовая часть судна, получив, видимо, огромную пробоину, наполнялась водой и стала быстро погружаться в море. Но и тогда еще никто не думал о возможных трагических последствиях. Вся команда пыталась удержать судно на плаву. Вскоре наладили работу аварийной энергоустановки, появился свет, заработали помпы и начала выкачиваться вода ? в общем делалось все возможное, чтобы определить размер разрушенной подводной части корабля. Перекачка мазута с одного борта на другой привела к выравниванию судна, однако его носовая часть все равно уходила под воду и вскоре на значительной части палубы (вплоть до первого трехствольного орудия) уже плескались волны.

Естественно, на помощь тонущему линкору сразу же пришли другие военные корабли, прибыло высокое начальство во главе с командующим флотом вице-адмиралом Пархоменко. Но никакие принятые меры не могли спасти судно, а появление на линкоре командующего только добавило нервозности и беспорядка в проведение спасательных работ. Все понимали, что судну грозит опасность затопления на мелководье, и была тотчас предпринята попытка отбуксировать его на мель, где оно не могло бы уйти под воду.
Но отбуксировать его удалось совсем недалеко, так как уже много воды поступило внутрь корабля и он сильно потяжелел. Корабль стал сильнее накреняться, а в 4 часа 15 минут линкор ?Новороссийск? с находящимся на борту экипажем перевернулся.
Спасти тех, кто оказался внутри и мог еще некоторое время продержаться в воздушных пузырях, не представилось возможным. Из-под тонущего линкора выбралось только около десяти человек, остальные или задохнулись, или захлебнулись.

Это была страшная трагедия, замолчать которую даже в то время никто не решился. Для выяснения причин гибели линкора была создана правительственная комиссия. Однако она так и не смогла обнаружить, что же послужило причиной взрыва.
Одна из выдвигавшихся версий предполагала, что взорвалась лежавшая на дне немецкая крупногабаритная мина, которую зацепил якорь ?Новороссийска?.

Была и вторая версия ? подводная диверсия. Пловцы-диверсанты князя Боргезе не могли простить потери своего линкора и решили отомстить Советам. Они сумели каким-то образом добраться до Севастополя и подвели под свой линкор мощный заряд с часовым механизмом.
Правительственная комиссия склонялась к первой версии. В ее пользу говорили многие факты. Когда линкор удалось с этой небольшой глубины поднять и осмотреть пробоину, то по характеру разрыва и загнутости металла внутрь определили, что взрыв был внешний, донный, так как в корпус корабля попало много ила. Вес взрывного устройства был большим, до нескольких сот килограммов. Кто мог отбуксировать такое значительное количество взрывчатки, способной пробить броню толщиной в двадцать сантиметров, в Севастопольскую бухту?
Едва ли итальянцы решились бы на такую сложную и дорогостоящую операцию. Если доставлять все это морем, то им потребовался бы по меньшей мере катер. Но кто бы его пропустил в советские территориальные воды? Если по железной дороге ? то такой груз они вообще не смогли бы транспортировать. Самолет тоже исключался.
Позднее, уже в 1980-е годы, когда прежнее руководство военно-морским флотом Италии давно уже было на пенсии и старые распри позабылись, некоторых военачальников спрашивали о возможной диверсии на линкоре ?Джулио Чезаре?. Ответ был отрицательный. Такая задача не ставилась, да и не нужна она была в то время итальянскому правительству и народу, истощенному недавней войной и стремившемуся залечить собственные раны.
2 / 0
От пользователя news@e1.ru
Кораблю не хватило для спасения 30 секунд.


ково это сейчас волнует??? ну лоханулись, дак вся история человечества так пишется...
0
чаЁк ї
- Капитан! Что случилось с кораблем?
- Она утанула :-)

[Сообщение изменено пользователем 06.12.2011 17:28]
1 / 0
0Maximum0
приговорите его к 10 годам строгача за это! :ultra: :-D
0
Iron Bug
о да! вот она - настоящая наука!
а до этого открытия мы все страдали от неизвестности: то ли 60 секунд, то ли 30 до столкновения с айсбергом!
0
Се ля ви
Это они вовремя.
0
news@e1.ru
Тема автоматически закрыта.
0
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.