Российскому телевещанию исполнилось 80 лет
n
news@e1.ru
п
пластырь
+1 к 2%
l
letayuschiy_durdom
у зомбоящега убилей. нолевать будут?
V
Vasiliy1984
[Сообщение удалено пользователем 01.10.2011 13:01]
Я
Японская радиоактивная машина
тв отстой
V
Vasiliy1984
1 октября - 15.00 ?Живое слово? (ул. Родонитовая, 9) - Выступление Николая Викторовича Старикова!
N
Nahrenados
нахрена нам цифровое ТВ
Путина и Медведева щас по 20 каналам показывают с утра до вечера, а будут по 500 каналам и еще в качестве HD
цифровой дибилизатор
Путина и Медведева щас по 20 каналам показывают с утра до вечера, а будут по 500 каналам и еще в качестве HD
цифровой дибилизатор
П
Панголин из Гондолина
В настоящее время телевидение стало для россиян главным источником информации.
Главный насос по перекачке говна в незамутнённые головы.
S
SDHobbit
Однажды интернет убьет телевидение в современном виде.
Ш
Шабтай
Советское/российское телевидение - полное говно. Давно думаю выбросить телевизор с балкона, да жалко прохожих внизу.
a
anetfa
В настоящее время телевидение стало для россиян главным источником информации
ЛЖИВОЙ информации
l
letayuschiy_durdom
ЖЕРТВА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Есть телевизор - подайте трибуну,-
Так проору - разнесется на мили!
Он - не окно, я в окно и не плюну,-
Мне будто дверь в целый мир прорубили.
Все на дому - самый полный обзор:
Отдых в Крыму, ураган и Кобзон,
Фильм, часть седьмая - тут можно поесть:
Я не видал предыдущие шесть.
Врубаю первую - а там ныряют,-
Ну, это так себе, а с двадцати -
"А ну-ка, девушки!" - что вытворяют!
И все - в передничках,- с ума сойти!
Есть телевизор - мне дом не квартира,-
Я всею скорбью скорблю мировою,
Грудью дышу я всем воздухом мира,
Никсона вижу с его госпожою.
Вот тебе раз! Иностранный глава -
Прямо глаз в глаз, к голове голова,-
Чуть пододвинул ногой табурет -
И оказался с главой тет-на-тет.
Потом - ударники в хлебопекарне,-
Дают про выпечку до десяти.
И вот любимая - "А ну-ка, парни!" -
Стреляют, прыгают,- с ума сойти!
Если не смотришь - ну пусть не болван ты,
Но уж, по крайности, богом убитый:
Ты же не знаешь, что ищут таланты,
Ты же не ведаешь, кто даровитый!
Как убедить мне упрямую Настю?! -
Настя желает в кино - как суббота,-
Настя твердит, что проникся я страстью
К глупому ящику для идиота.
Да, я проникся - в квартиру зайду,
Глядь - дома Никсон и Жорж Помпиду!
Вот хорошо - я бутылочку взял,-
Жорж - посошок, Ричард, правда, не стал.
Ну а действительность еще кошмарней,-
Врубил четвертую - и на балкон:
"А ну-ка, девушки!" "А ну-ка, парням!"
Вручают премию в ООН!
...Ну а потом, на Канатчиковой даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду все смотрел передачи,
Все заступался за Анджелу Дэвис.
Слышу: не плачь - все в порядке в тайге,
Выигран матч СССР-ФРГ,
Сто негодяев захвачены в плен,
И Магомаев поет в КВН.
Ну а действительность еще шикарней -
Два телевизора - крути-верти:
"А ну-ка, девушки!" - "А ну-ка, парни!",-
За них не боязно с ума сойти!
В. Высоцкий, 1972 год
Есть телевизор - подайте трибуну,-
Так проору - разнесется на мили!
Он - не окно, я в окно и не плюну,-
Мне будто дверь в целый мир прорубили.
Все на дому - самый полный обзор:
Отдых в Крыму, ураган и Кобзон,
Фильм, часть седьмая - тут можно поесть:
Я не видал предыдущие шесть.
Врубаю первую - а там ныряют,-
Ну, это так себе, а с двадцати -
"А ну-ка, девушки!" - что вытворяют!
И все - в передничках,- с ума сойти!
Есть телевизор - мне дом не квартира,-
Я всею скорбью скорблю мировою,
Грудью дышу я всем воздухом мира,
Никсона вижу с его госпожою.
Вот тебе раз! Иностранный глава -
Прямо глаз в глаз, к голове голова,-
Чуть пододвинул ногой табурет -
И оказался с главой тет-на-тет.
Потом - ударники в хлебопекарне,-
Дают про выпечку до десяти.
И вот любимая - "А ну-ка, парни!" -
Стреляют, прыгают,- с ума сойти!
Если не смотришь - ну пусть не болван ты,
Но уж, по крайности, богом убитый:
Ты же не знаешь, что ищут таланты,
Ты же не ведаешь, кто даровитый!
Как убедить мне упрямую Настю?! -
Настя желает в кино - как суббота,-
Настя твердит, что проникся я страстью
К глупому ящику для идиота.
Да, я проникся - в квартиру зайду,
Глядь - дома Никсон и Жорж Помпиду!
Вот хорошо - я бутылочку взял,-
Жорж - посошок, Ричард, правда, не стал.
Ну а действительность еще кошмарней,-
Врубил четвертую - и на балкон:
"А ну-ка, девушки!" "А ну-ка, парням!"
Вручают премию в ООН!
...Ну а потом, на Канатчиковой даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду все смотрел передачи,
Все заступался за Анджелу Дэвис.
Слышу: не плачь - все в порядке в тайге,
Выигран матч СССР-ФРГ,
Сто негодяев захвачены в плен,
И Магомаев поет в КВН.
Ну а действительность еще шикарней -
Два телевизора - крути-верти:
"А ну-ка, девушки!" - "А ну-ка, парни!",-
За них не боязно с ума сойти!
В. Высоцкий, 1972 год
I
Ikar_x
Про то, как просмотр телевизора влияет на человека.
По мотивам книги Райнера Пацлафа "Застывший взгляд". (это моя личная переработка - книга гораздо объемнее)
1 Глаза.
1.1 Аккомодация.
В реальности различные объекты, на которые смотрит человек расположены на различном расстоянии от человека и друг от друга. Таким образом человек вынужден переводя взгляд от предмета к предмету как бы "наводить резкость" на конкретное расстояние восприятия. Этот процесс называется аккомодацией. От тренированности к аккомодации зависит острота зрения.
При просмотре телевизора человек смотрит часами на изображение расстояние до которого практически не меняется. Таким образом мышцы аккомодационного аппарата глаза как бы застывают в одном положении, это приводит к полной остановке аккомодации глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком. Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах. А если с обычного расстояния смотреть на телеэкран средних размеров, то поле зрения оказывается суженным до 6?7 градусов, т. е. сокращается на 97%.
1.2 Глаз и мозг.
При обычном зрении картина действительности как бы складывается из кусочков. Человек постоянно переводит и перефокусирует взгляд с предмета на предмет. Зрительные образы в мозге сохраняются и накладываются друг на друга. Таким образом формируется одна четкая картинка из предметов воспринятых по отдельности. Например воспринимая движение, человек не фокусируется постоянно на неподвижных предметах, он их просмотрел один раз, они отложились в сенсорной памяти, и он просто фокусирует взгляд отмечая изменение положения движущегося предмета относительно неподвижного, выделяя таким образом движущийся элемент, и фокусируя внимание на нём. Даже при просмотре неподвижного изображения глаз подвижен, воспринимая четко и по отдельности все его детали, путём микродвижений, называемых саккады.
При просмотре телевизора этот механизм нарушается испытывая ненормальные нагрузки. Из-за особенности ритмов работы мозга(о них будет сказано позже) при просмотре телевизора снижается внимание, и чтобы его постоянно удерживать, картинка должна постоянно меняться. Любой режиссер знает, что нужно около 2-5 изменений в кадре в секунду чтобы удержать внимание зрителя, любое движение. Поэтому постоянно движется камера как в стороны, так и путем наведения, смены плана (наведение, уменьшение, переход от общего к крупному и т.д.). Вместо восприятия картины действительности путем функционирования сложных механизмов взаимодействия аккомодации и построения картины в мозгу, мы получаем картину, которая складывается сама по себе, без движений и с нарушением механизмов построения в сенсорной памяти. Получается застывший взгляд телезрителя. В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад. Если сравнить это число с 2?5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40?100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.
2 Работа мозга.
Оказывается частота мышления, частота работы мозга непостоянны. Когда была изобретена электроэнцефалограмма, в которой специальными электродами были измерены биотоки возникающие в следствии работы мозга, выяснили что существуют два основных типа частот: альфа-частоты(8-13 Гц), и бета-частоты(14-30 Гц).
В альфа-частотах мозг работает во время: сна, гипноза, транса, медитации, и т.д. Альфа-ритмы соответствуют активной работе подсознания.
В бета-частотах мозг работает во время активного восприятия действительности. В движении, при чтении, разговоре и т.д. Бета-ритмы соответствуют активной работе сознания.
В 1970 г. Герберт Э. Кругмен исследовал, какие изменения происходят в ЭЭГ, когда испытуемый от чтения переходит к телепросмотру. Уже первые измерения обнаружили то, что позже только подтвердилось: когда испытуемый смотрел телевизор, бета-частоты почти исчезали, доминировали альфа-частоты. Преобладание альфа-частот исследователи единодушно расценивают как признак снижения визуального внимания. Поэтому Кругмен говорил относительно телевидения о пассивном восприятии без собственного участия. Но уже в ходе дальнейших исследований выявилась намного более сложная картина.
Альфа-частоты, как оказалось, вовсе не обязательно связаны с пассивностью ? они могут возбуждаться и активно, скажем, в состоянии медитации: и без того преобладающие при закрытых глазах альфа-частоты еще больше берут верх по мере того, как медитирующему удается отрешиться от всех чувственных впечатлений и полностью ориентировать сознание вовнутрь.
Поэтому не удивительно, что в определенных ситуациях усиление альфа-частот наступает даже при открытых глазах. Такое бывает, к примеру, когда человек предается мечтам и ?спит с открытыми глазами?. Тут глаза, правда, глядят, как если бы они что-то замечали, но взгляд ?отсутствует?, в нем нет признаков активности, потому что все внимание обращено вовнутрь, на субъективные картины и мысли. Такое состояние близко к трансу.
3 Обмен веществ.
При телепросмотре, помимо гипнотического состояния сна наяву, имеет место и другое явление. После того как в США достоянием общественности стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии ожирение детей и подростков напрямую зависит от количества проведенных у телевизора часов, американские исследователи в 1992 г. впервые задались вопросом, как, собственно, телевидение воздействует на обмен веществ в организме телезрителя. Они обследовали 31 девочку в возрасте от восьми до двенадцати лет, из которых у 16 был нормальный вес, а у 15 ? избыточный; все они должны были принять удобную для просмотра позу на кровати. Сначала измерялся так называемый основной обмен веществ (количество энергии, потребляемой в состоянии покоя для поддержания нормальных физиологических функций), а потом ? его изменения в ходе 25-минутного телепросмотра перед периодом спокойного состояния той же длительности или после него. (Демонстрировался популярный фильм ?The Wonder Years?.)
Можно было ожидать, что расход энергии в состоянии покоя будет несколько меньшим, чем при начальном измерении. Но никто и представить себе не мог, что его величина резко пойдет вниз, как только будет включаться телевизор. У всех детей было зафиксировано снижение основного обмена в сравнении со значением начального измерения на 12?16, или в среднем ровно на 14%. Другими словами: хотя их тела уже до начала телепросмотров были в состоянии абсолютной бездеятельности, расход энергии с началом просмотров снизился еще, и притом значительно.
Получается, что за проведенный у телевизора вечер в зрителе сжигается гораздо меньше калорий, чем при абсолютном безделье, ? а ведь, сидя перед экраном, он любит еще и перехватить чего-нибудь вкусненького и сладкого, битком набитого калориями. Стоит ли удивляться, если в таких условиях свирепствует ожирение? А вот еще одна плохая новость для ожиревших: в ходе эксперимента выяснилось, что у ожиревших девочек происходит несравненно более заметное снижение расхода энергии, чем у их худощавых сверстниц. Ну а когда по телевизору показывают бесконечные рекламные клипы, у них слюнки текут при виде жирных и переслащенных лакомств ? тут уж эффект только усугубляется.
4 Психика. Иллюзия собственной активности.
4.1 Дефицит в полсекунды.
Поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры вынуждены со?здавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала ?дефицитом в полсекунды?
Имеется в виду вот что: в повседневных ситуациях у воспринимающего человека почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и его наступлением. Это относится и к ситуациям речевого общения, и к действиям?. Если, скажем, кто-то звонит вам по телефону, он, как правило, не ошарашивает вас своим сообщением сразу же, а сперва называется и здоровается, и вы можете внутренне подготовиться, сориентироваться на звонящего. Даже в рискованных автомобильных ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и подготовиться к соответствующей реакции.
Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами. Как правило, он не может предвидеть, каким будет следующий кадр, к которому надо подойти с соответствующей настройкой восприятия. Ведь специальные телевизионные способы подачи материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука, развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто ведут к смене места, ситуации и сцены. Но это означает, что никаких полусекунд для подключения своего опыта и ожиданий тут никогда не бывает. Все эти смены места, ситуации и сцены просто происходят слишком быстро. Свойственные только телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности.
4.2 Камера незаметно управляет мыслями.
У кино и у телевидения есть одно общее свойство: посредством монтажа они соединяют разные кадры, пуская их непосредственно друг за другом, благодаря чему у зрителя напрашивается впечатление связи между ними и устанавливается соответствующее отношение, хотя в действительности такой связи может и не быть. Если, скажем, в репортаже о выступлении политика вслед за такой-то его фразой показывают аплодирующих слушателей, любой зритель, естественно, будет уверен в том, что аплодисменты относятся именно к данной фразе. Но, возможно, никаких аплодисментов не было, просто в телестудии вмонтировали фрагмент заключительных рукоплесканий, а то и сцену рукоплесканий, взятую из совсем другой съемки. Зритель не может проверить это и вынужден верить, питая иллюзию, будто так оно и было, ? потому только, что соответствующие кадры шли один за другим. Но если во время речи камера разворачивается на публику, показывая нескольких откровенно скучающих слушателей, то зритель непроизвольно заключает, что оратор, скорее всего, был не на высоте. А уж если оратора вдобавок еще и показывают из весьма невыгодной ?лягушачьей? перспективы, то он, можно считать, уже утратил симпатии телезрителей.
Одно и то же выступление политика можно снять по разному. При эдном монтаже оно будет вызыват подсознательно положительные эмоции, при другом отрицательные. Учитывая ещё то, что при просмотре мозг переходит в альфа-состояние, при котором подсознательное восприятие действиельности более активно, открывается достаточно широкий простор для манипуляций...
4.3 Эмоции в отрыве от действительности.
Эффект был обнаружен в результате экспериментов.Гертой Штурм в 1972 г. Она исследовала эмоциональное воздействие радио и телевидения на реципиентов, точно измеряя его на уровне бессознательных физиологических реакций (частота пульса, частота и глубина дыхания, электропроводность кожи). Эксперимент повторялся по прошествии одной, двух и трех недель с одними и теми же испытуемыми, чтобы проверить, что из воспринятых знаний и пережитых эмоций сохранилось в их памяти.
Результаты оказались неожиданными для всех участников. Штурм сообщает: ?По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты в соответствии с уже давно известными кривыми забывания (скорость забывания со временем замедляется), а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде. В эмоциональных переживаниях не обнаружено никаких изменений, никаких коррекций; эмоции реципиентов, возникшие у них в ходе первой передачи, не подверглись забыванию.
Эта неожиданная даже для нас стабильность эмоциональных воздействий масс-медиа была исследована на других группах реципиентов и на материале других передач (например, телевизионных игр). И устойчивость эмоциональных переживаний вновь подтвердилась ? как для передач самых различных содержаний и форм, так и в ходе интернациональных исследований.
Все это означает: полученное в ходе телепередачи эмоциональное переживание оказывается отделившимся и в значительной степени независимым от сохраненных или утраченных знаний. Значит, можно сказать: Телевидение как масс-медиа вызывает эмоциональные переживания, в силу своей устойчивости равнозначные эмоциональным привязанностям. Таким образом постоянный просмотр телевизора оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу человека.
5 Неоправданные надежды.
Изначально к телевидению не подходили с теми мерками объективности и трезвости, какие мы считаем естественными для отношения к другим аппаратам: едва началось его победоносное шествие в отдаленнейшие уголки планеты, как вокруг него возник ореол универсального культуртрегера и благодетеля человечества. С его распространением связывались самые далеко идущие ожидания, мало того, имел место чуть ли не религиозный экстаз, когда сбылось то, что прежде лишь смутно маячило где-то вдали. Телевидение, как гласило общее эйфорическое мнение,
? избавит человека от социальной изоляции,
? даст большую экономию времени в быту,
? будет показывать реальный мир,
? позволит массам населения осваивать все больше информации,
? значительно поднимет образовательный уровень всего населения,
? сгладит различия между социальными слоями,
? будет способствовать развитию когнитивных способностей зрителя,
? поможет детям добиться лучшей успеваемости в школе,
? будет помогать лучше понимать политику и укрепит демократию.
Поначалу наука о масс-медиа не особенно старалась разогнать этот туман благих пожеланий. Но в ходе десятилетий разрабатывались все более тонкие и подходящие инструменты наблюдения за предполагаемыми эффектами телевидения, и чем дальше продвигалось дело, тем менее предсказуемым становилось его поведение в действительности. Результат оказался удручающим, поскольку ни одна из возлагавшихся на телевидение надежд не сбылась. Совсем наоборот.
5.1 Одиночество растёт.
Человек отнюдь не избавился от изоляции. В 1996 г. опросы 57% населения Германии выявили растущие опасения относительно воздействия новых масс-медиа на межчеловеческую коммуникацию. Известный исследователь со?циальных тенденций Хорст Опашовски замечает по этому поводу: Чуть больше половины населения убеждено, стало быть, в том, что сращение компьютера, телефона и телевизора ведет только к одиночеству с машиной. Многие видят в новых мультимедийных возможностях скорее бич одиночества, нежели прогресс в области коммуникации.
5.2 Ловушка для времени: стресс вместо свободного времени
Какой телезритель не пришел уже на своем опыте к выводу, что мнимое наслаждение в конце концов оборачивается непреднамеренным способом убить, растратить время. При переходе в альфа-ритмы сознание утрачивает свою активность. Человек, присевшие вечером "на пару минут" посмотреть передачу остается перед телевизором на многие часы, порой просто постоянно переключая каналы, чтобы за что-то уцепиться. Взаимодействие с мультимедиа расхищает временные ресурсы их потребителя. Последствия этого ? стресс и хронический цейтнот.
5.3 Нереальность и страх
Люди думают, что телевидение показывает им реальный мир. Мол, телевизионные изображения в конце концов не могут обманывать. Вот им и верят, верят безусловно. Но авторы передач нацеливают камеры не на обычную жизнь, а на все необычное, сенсационное, на войны, катастрофы, насилие ? словом, на все то, что годится для показа по телевидению больше, чем будни. Постоянная битва за квоты эфирного времени не оставляет телередакторам никакого другого выбора.
Благодаря такому упорному выпячиванию всего проблематичного и негативного, преподносимого через множество ужасных картин, задевающих за живое, у заядлого телезрителя неизбежно усиливается впечатление, что он живет в мире, полном зла и опасности, и соответственно растет ощущение угрозы, а в его душе воцаряются страх и недоверие. ?Специфическая логика этой ориентации на аномальное состоит в том, что с ее помощью все аномальное практически становится нормальным, предстает правилом ? тем самым действительность переворачивается с ног на голову.
5.4 Культура чтения катастрофически снижается.
За счет более высокой доступности, за счет большей привлекательности телевидение вытесняет традиционные книги и печатные СМИ. Это вызывает резкое снижение умений анализировать, критически воспринимать информацию, умению пользоваться воображением, прорисовывающим в сознании человека напечатанные истории. Таким образом телевидение, вытесняя чтение снижает активность основных познавательных механизмов человека.
5.5 Чем больше телевидения, тем меньше знания.
Снижение познавательной активности напрямую ведёт к снижению образования. Журнал ?Шпигель? обследовал в 1994 г. состояние общего образования в Германии, установив, что во всех сферах (кроме спорта) знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор. Значит, о том, что телевидение способствует образованию, не может быть и речи.
Разумеется, этой оценке прямо противоположна самооценка завзятого телезрителя: вопреки всем научным результатам он упрямо остается при мнении, будто лично он ?понял все?, что передавали, да и вообще, ?понимает то, что показывают по телевизору, легче всего?. В этой связи Герта Штурм приводит результаты следующего эксперимента: 100 подростков и взрослых просмотрели передачу на тему ?бережливость?. Передача была весьма трудная: речь шла о значении бережливости для всей экономики, а также о международной интеграции. Авторы очень гордились передачей, особенно, как они думали, по причине ее доходчивости. Результат: все испытуемые сказали, что поняли передачу. Но при детальной проверке обнаружилось, что подавляющее большинство не поняло ничего; и именно претензии авторов прояснить международные взаимосвязи оказались зрителям явно не по плечу.
Штурм констатировала, что все они двигались по цепочке отдельных конкретных образов, от одного к другому, но совсем не обращали внимания на сопровождающий текст. Действовали по принципу наименьших затрат: цепочка образов уже сама по себе внушает ощущение, будто все ?понятно?, ? так зачем еще тратить силы на усвоение слов, по большей части абстрактных! Эта форма поведения ? воспринимать только образный ряд, а текстовой в той или иной степени игнорировать ? засвидетельствована в многочисленных научных исследованиях как типичная для телепросмотров.
Стало быть, телевидение препятствует подлинному усвоению знаний как раз тем самым, что" в нем ценится больше всего ? картинами, как будто бы совершенно реалистическими.
5.6 Социальные дистанции растут
Да и различия между социальными слоями отнюдь не сглаживаются телевидением. ?Население с низким уровнем образования предпочитает телевидение, с более высоким ? газету, журнал, книгу?, ? гласит итог долголетних исследований. А вот и другой итог: заядлые читатели гораздо лучше разбираются в масс-медиа, чем заядлые телезрители, а значит, много лучше умеют использовать телевидение. Потому-то ?пропасть в знаниях? между богатыми и бедными, как выражаются авторы исследования, грозит неуклонным расширением. При этом важно, по словам Элизабет Нёлле-Нойман, что ?речь идет вовсе не только о знаниях ? речь идет и о воображении, памяти, интуиции, фантазии, и мышлении в общем. А ведь именно эти процессы во многом определяют способности ориентироваться в обществе, дают способность к социальной реализации человека.
5.7 Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
Проводившиеся в США на двенадцати?пятнадцатилетних подростках исследования взаимосвязи между потреблением телевидения, школьной успеваемостью и уровнем интеллекта ?обнаружили исключительно негативную зависимость выразительности речи, математических способностей и навыков чтения от частоты телепросмотров. Дороти Сингер в 1981 г. констатировала, ?что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже. В ходе одного исследования, проведенного в Израиле в 1976 г., у заядлых зрителей детской передачи ?Дорога к сокровищам? наблюдалось разительное снижение желания заниматься трудными задачами, если их решение удавалось найти не сразу же, а после сколько-нибудь напряженных усилий. Можно привести множество других данных, которые вновь и вновь говорят о том, что телевидение не способствует школьной успеваемости, а, как правило, влияет на нее негативно.
Длительные просмотры телепередач значительно снижают волевую сферу, речевые и аналитические способности человека.
6 Заключение.
Многочисленные исследования в области воздействия телевизора приведены здесь лишь вкратце, но уже заставляют задуматься. Телеведение во многом формирует настоящую и будующую реальность, влияя на современного человека к сожалению далеко не с лучшей стороны. Телевидение вызывает сильное снижение познавательной и общей активности, снижение обмена веществ при повышенном потреблении пищи и пониженной двигательной активности, приводит к нарушениям зрения, к нарушениям волевой и эмоциональной сферы. Яркая направленность большинства сюжетов на агрессивные эмоциональные переживания ведут к росту общей напряженности и агрессивности человека, что проявляется к сильной склонности к стрессу современного человека.
Конечно все это кажется пугающим и преувеличенным. Человеческий организм уникален, и во многом может компенсировать негативное воздействие окружающей среды, в том числе и телевидения. Но чрезмерное увлечение телевизором - это слишком сильная нагрузка для него. Это и приводит к вышеперечисленным последствиям.
Стоит ли всего этого ящик с экраном?
По мотивам книги Райнера Пацлафа "Застывший взгляд". (это моя личная переработка - книга гораздо объемнее)
1 Глаза.
1.1 Аккомодация.
В реальности различные объекты, на которые смотрит человек расположены на различном расстоянии от человека и друг от друга. Таким образом человек вынужден переводя взгляд от предмета к предмету как бы "наводить резкость" на конкретное расстояние восприятия. Этот процесс называется аккомодацией. От тренированности к аккомодации зависит острота зрения.
При просмотре телевизора человек смотрит часами на изображение расстояние до которого практически не меняется. Таким образом мышцы аккомодационного аппарата глаза как бы застывают в одном положении, это приводит к полной остановке аккомодации глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком. Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах. А если с обычного расстояния смотреть на телеэкран средних размеров, то поле зрения оказывается суженным до 6?7 градусов, т. е. сокращается на 97%.
1.2 Глаз и мозг.
При обычном зрении картина действительности как бы складывается из кусочков. Человек постоянно переводит и перефокусирует взгляд с предмета на предмет. Зрительные образы в мозге сохраняются и накладываются друг на друга. Таким образом формируется одна четкая картинка из предметов воспринятых по отдельности. Например воспринимая движение, человек не фокусируется постоянно на неподвижных предметах, он их просмотрел один раз, они отложились в сенсорной памяти, и он просто фокусирует взгляд отмечая изменение положения движущегося предмета относительно неподвижного, выделяя таким образом движущийся элемент, и фокусируя внимание на нём. Даже при просмотре неподвижного изображения глаз подвижен, воспринимая четко и по отдельности все его детали, путём микродвижений, называемых саккады.
При просмотре телевизора этот механизм нарушается испытывая ненормальные нагрузки. Из-за особенности ритмов работы мозга(о них будет сказано позже) при просмотре телевизора снижается внимание, и чтобы его постоянно удерживать, картинка должна постоянно меняться. Любой режиссер знает, что нужно около 2-5 изменений в кадре в секунду чтобы удержать внимание зрителя, любое движение. Поэтому постоянно движется камера как в стороны, так и путем наведения, смены плана (наведение, уменьшение, переход от общего к крупному и т.д.). Вместо восприятия картины действительности путем функционирования сложных механизмов взаимодействия аккомодации и построения картины в мозгу, мы получаем картину, которая складывается сама по себе, без движений и с нарушением механизмов построения в сенсорной памяти. Получается застывший взгляд телезрителя. В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад. Если сравнить это число с 2?5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40?100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.
2 Работа мозга.
Оказывается частота мышления, частота работы мозга непостоянны. Когда была изобретена электроэнцефалограмма, в которой специальными электродами были измерены биотоки возникающие в следствии работы мозга, выяснили что существуют два основных типа частот: альфа-частоты(8-13 Гц), и бета-частоты(14-30 Гц).
В альфа-частотах мозг работает во время: сна, гипноза, транса, медитации, и т.д. Альфа-ритмы соответствуют активной работе подсознания.
В бета-частотах мозг работает во время активного восприятия действительности. В движении, при чтении, разговоре и т.д. Бета-ритмы соответствуют активной работе сознания.
В 1970 г. Герберт Э. Кругмен исследовал, какие изменения происходят в ЭЭГ, когда испытуемый от чтения переходит к телепросмотру. Уже первые измерения обнаружили то, что позже только подтвердилось: когда испытуемый смотрел телевизор, бета-частоты почти исчезали, доминировали альфа-частоты. Преобладание альфа-частот исследователи единодушно расценивают как признак снижения визуального внимания. Поэтому Кругмен говорил относительно телевидения о пассивном восприятии без собственного участия. Но уже в ходе дальнейших исследований выявилась намного более сложная картина.
Альфа-частоты, как оказалось, вовсе не обязательно связаны с пассивностью ? они могут возбуждаться и активно, скажем, в состоянии медитации: и без того преобладающие при закрытых глазах альфа-частоты еще больше берут верх по мере того, как медитирующему удается отрешиться от всех чувственных впечатлений и полностью ориентировать сознание вовнутрь.
Поэтому не удивительно, что в определенных ситуациях усиление альфа-частот наступает даже при открытых глазах. Такое бывает, к примеру, когда человек предается мечтам и ?спит с открытыми глазами?. Тут глаза, правда, глядят, как если бы они что-то замечали, но взгляд ?отсутствует?, в нем нет признаков активности, потому что все внимание обращено вовнутрь, на субъективные картины и мысли. Такое состояние близко к трансу.
3 Обмен веществ.
При телепросмотре, помимо гипнотического состояния сна наяву, имеет место и другое явление. После того как в США достоянием общественности стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии ожирение детей и подростков напрямую зависит от количества проведенных у телевизора часов, американские исследователи в 1992 г. впервые задались вопросом, как, собственно, телевидение воздействует на обмен веществ в организме телезрителя. Они обследовали 31 девочку в возрасте от восьми до двенадцати лет, из которых у 16 был нормальный вес, а у 15 ? избыточный; все они должны были принять удобную для просмотра позу на кровати. Сначала измерялся так называемый основной обмен веществ (количество энергии, потребляемой в состоянии покоя для поддержания нормальных физиологических функций), а потом ? его изменения в ходе 25-минутного телепросмотра перед периодом спокойного состояния той же длительности или после него. (Демонстрировался популярный фильм ?The Wonder Years?.)
Можно было ожидать, что расход энергии в состоянии покоя будет несколько меньшим, чем при начальном измерении. Но никто и представить себе не мог, что его величина резко пойдет вниз, как только будет включаться телевизор. У всех детей было зафиксировано снижение основного обмена в сравнении со значением начального измерения на 12?16, или в среднем ровно на 14%. Другими словами: хотя их тела уже до начала телепросмотров были в состоянии абсолютной бездеятельности, расход энергии с началом просмотров снизился еще, и притом значительно.
Получается, что за проведенный у телевизора вечер в зрителе сжигается гораздо меньше калорий, чем при абсолютном безделье, ? а ведь, сидя перед экраном, он любит еще и перехватить чего-нибудь вкусненького и сладкого, битком набитого калориями. Стоит ли удивляться, если в таких условиях свирепствует ожирение? А вот еще одна плохая новость для ожиревших: в ходе эксперимента выяснилось, что у ожиревших девочек происходит несравненно более заметное снижение расхода энергии, чем у их худощавых сверстниц. Ну а когда по телевизору показывают бесконечные рекламные клипы, у них слюнки текут при виде жирных и переслащенных лакомств ? тут уж эффект только усугубляется.
4 Психика. Иллюзия собственной активности.
4.1 Дефицит в полсекунды.
Поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры вынуждены со?здавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала ?дефицитом в полсекунды?
Имеется в виду вот что: в повседневных ситуациях у воспринимающего человека почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и его наступлением. Это относится и к ситуациям речевого общения, и к действиям?. Если, скажем, кто-то звонит вам по телефону, он, как правило, не ошарашивает вас своим сообщением сразу же, а сперва называется и здоровается, и вы можете внутренне подготовиться, сориентироваться на звонящего. Даже в рискованных автомобильных ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и подготовиться к соответствующей реакции.
Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами. Как правило, он не может предвидеть, каким будет следующий кадр, к которому надо подойти с соответствующей настройкой восприятия. Ведь специальные телевизионные способы подачи материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука, развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто ведут к смене места, ситуации и сцены. Но это означает, что никаких полусекунд для подключения своего опыта и ожиданий тут никогда не бывает. Все эти смены места, ситуации и сцены просто происходят слишком быстро. Свойственные только телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности.
4.2 Камера незаметно управляет мыслями.
У кино и у телевидения есть одно общее свойство: посредством монтажа они соединяют разные кадры, пуская их непосредственно друг за другом, благодаря чему у зрителя напрашивается впечатление связи между ними и устанавливается соответствующее отношение, хотя в действительности такой связи может и не быть. Если, скажем, в репортаже о выступлении политика вслед за такой-то его фразой показывают аплодирующих слушателей, любой зритель, естественно, будет уверен в том, что аплодисменты относятся именно к данной фразе. Но, возможно, никаких аплодисментов не было, просто в телестудии вмонтировали фрагмент заключительных рукоплесканий, а то и сцену рукоплесканий, взятую из совсем другой съемки. Зритель не может проверить это и вынужден верить, питая иллюзию, будто так оно и было, ? потому только, что соответствующие кадры шли один за другим. Но если во время речи камера разворачивается на публику, показывая нескольких откровенно скучающих слушателей, то зритель непроизвольно заключает, что оратор, скорее всего, был не на высоте. А уж если оратора вдобавок еще и показывают из весьма невыгодной ?лягушачьей? перспективы, то он, можно считать, уже утратил симпатии телезрителей.
Одно и то же выступление политика можно снять по разному. При эдном монтаже оно будет вызыват подсознательно положительные эмоции, при другом отрицательные. Учитывая ещё то, что при просмотре мозг переходит в альфа-состояние, при котором подсознательное восприятие действиельности более активно, открывается достаточно широкий простор для манипуляций...
4.3 Эмоции в отрыве от действительности.
Эффект был обнаружен в результате экспериментов.Гертой Штурм в 1972 г. Она исследовала эмоциональное воздействие радио и телевидения на реципиентов, точно измеряя его на уровне бессознательных физиологических реакций (частота пульса, частота и глубина дыхания, электропроводность кожи). Эксперимент повторялся по прошествии одной, двух и трех недель с одними и теми же испытуемыми, чтобы проверить, что из воспринятых знаний и пережитых эмоций сохранилось в их памяти.
Результаты оказались неожиданными для всех участников. Штурм сообщает: ?По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты в соответствии с уже давно известными кривыми забывания (скорость забывания со временем замедляется), а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде. В эмоциональных переживаниях не обнаружено никаких изменений, никаких коррекций; эмоции реципиентов, возникшие у них в ходе первой передачи, не подверглись забыванию.
Эта неожиданная даже для нас стабильность эмоциональных воздействий масс-медиа была исследована на других группах реципиентов и на материале других передач (например, телевизионных игр). И устойчивость эмоциональных переживаний вновь подтвердилась ? как для передач самых различных содержаний и форм, так и в ходе интернациональных исследований.
Все это означает: полученное в ходе телепередачи эмоциональное переживание оказывается отделившимся и в значительной степени независимым от сохраненных или утраченных знаний. Значит, можно сказать: Телевидение как масс-медиа вызывает эмоциональные переживания, в силу своей устойчивости равнозначные эмоциональным привязанностям. Таким образом постоянный просмотр телевизора оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу человека.
5 Неоправданные надежды.
Изначально к телевидению не подходили с теми мерками объективности и трезвости, какие мы считаем естественными для отношения к другим аппаратам: едва началось его победоносное шествие в отдаленнейшие уголки планеты, как вокруг него возник ореол универсального культуртрегера и благодетеля человечества. С его распространением связывались самые далеко идущие ожидания, мало того, имел место чуть ли не религиозный экстаз, когда сбылось то, что прежде лишь смутно маячило где-то вдали. Телевидение, как гласило общее эйфорическое мнение,
? избавит человека от социальной изоляции,
? даст большую экономию времени в быту,
? будет показывать реальный мир,
? позволит массам населения осваивать все больше информации,
? значительно поднимет образовательный уровень всего населения,
? сгладит различия между социальными слоями,
? будет способствовать развитию когнитивных способностей зрителя,
? поможет детям добиться лучшей успеваемости в школе,
? будет помогать лучше понимать политику и укрепит демократию.
Поначалу наука о масс-медиа не особенно старалась разогнать этот туман благих пожеланий. Но в ходе десятилетий разрабатывались все более тонкие и подходящие инструменты наблюдения за предполагаемыми эффектами телевидения, и чем дальше продвигалось дело, тем менее предсказуемым становилось его поведение в действительности. Результат оказался удручающим, поскольку ни одна из возлагавшихся на телевидение надежд не сбылась. Совсем наоборот.
5.1 Одиночество растёт.
Человек отнюдь не избавился от изоляции. В 1996 г. опросы 57% населения Германии выявили растущие опасения относительно воздействия новых масс-медиа на межчеловеческую коммуникацию. Известный исследователь со?циальных тенденций Хорст Опашовски замечает по этому поводу: Чуть больше половины населения убеждено, стало быть, в том, что сращение компьютера, телефона и телевизора ведет только к одиночеству с машиной. Многие видят в новых мультимедийных возможностях скорее бич одиночества, нежели прогресс в области коммуникации.
5.2 Ловушка для времени: стресс вместо свободного времени
Какой телезритель не пришел уже на своем опыте к выводу, что мнимое наслаждение в конце концов оборачивается непреднамеренным способом убить, растратить время. При переходе в альфа-ритмы сознание утрачивает свою активность. Человек, присевшие вечером "на пару минут" посмотреть передачу остается перед телевизором на многие часы, порой просто постоянно переключая каналы, чтобы за что-то уцепиться. Взаимодействие с мультимедиа расхищает временные ресурсы их потребителя. Последствия этого ? стресс и хронический цейтнот.
5.3 Нереальность и страх
Люди думают, что телевидение показывает им реальный мир. Мол, телевизионные изображения в конце концов не могут обманывать. Вот им и верят, верят безусловно. Но авторы передач нацеливают камеры не на обычную жизнь, а на все необычное, сенсационное, на войны, катастрофы, насилие ? словом, на все то, что годится для показа по телевидению больше, чем будни. Постоянная битва за квоты эфирного времени не оставляет телередакторам никакого другого выбора.
Благодаря такому упорному выпячиванию всего проблематичного и негативного, преподносимого через множество ужасных картин, задевающих за живое, у заядлого телезрителя неизбежно усиливается впечатление, что он живет в мире, полном зла и опасности, и соответственно растет ощущение угрозы, а в его душе воцаряются страх и недоверие. ?Специфическая логика этой ориентации на аномальное состоит в том, что с ее помощью все аномальное практически становится нормальным, предстает правилом ? тем самым действительность переворачивается с ног на голову.
5.4 Культура чтения катастрофически снижается.
За счет более высокой доступности, за счет большей привлекательности телевидение вытесняет традиционные книги и печатные СМИ. Это вызывает резкое снижение умений анализировать, критически воспринимать информацию, умению пользоваться воображением, прорисовывающим в сознании человека напечатанные истории. Таким образом телевидение, вытесняя чтение снижает активность основных познавательных механизмов человека.
5.5 Чем больше телевидения, тем меньше знания.
Снижение познавательной активности напрямую ведёт к снижению образования. Журнал ?Шпигель? обследовал в 1994 г. состояние общего образования в Германии, установив, что во всех сферах (кроме спорта) знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор. Значит, о том, что телевидение способствует образованию, не может быть и речи.
Разумеется, этой оценке прямо противоположна самооценка завзятого телезрителя: вопреки всем научным результатам он упрямо остается при мнении, будто лично он ?понял все?, что передавали, да и вообще, ?понимает то, что показывают по телевизору, легче всего?. В этой связи Герта Штурм приводит результаты следующего эксперимента: 100 подростков и взрослых просмотрели передачу на тему ?бережливость?. Передача была весьма трудная: речь шла о значении бережливости для всей экономики, а также о международной интеграции. Авторы очень гордились передачей, особенно, как они думали, по причине ее доходчивости. Результат: все испытуемые сказали, что поняли передачу. Но при детальной проверке обнаружилось, что подавляющее большинство не поняло ничего; и именно претензии авторов прояснить международные взаимосвязи оказались зрителям явно не по плечу.
Штурм констатировала, что все они двигались по цепочке отдельных конкретных образов, от одного к другому, но совсем не обращали внимания на сопровождающий текст. Действовали по принципу наименьших затрат: цепочка образов уже сама по себе внушает ощущение, будто все ?понятно?, ? так зачем еще тратить силы на усвоение слов, по большей части абстрактных! Эта форма поведения ? воспринимать только образный ряд, а текстовой в той или иной степени игнорировать ? засвидетельствована в многочисленных научных исследованиях как типичная для телепросмотров.
Стало быть, телевидение препятствует подлинному усвоению знаний как раз тем самым, что" в нем ценится больше всего ? картинами, как будто бы совершенно реалистическими.
5.6 Социальные дистанции растут
Да и различия между социальными слоями отнюдь не сглаживаются телевидением. ?Население с низким уровнем образования предпочитает телевидение, с более высоким ? газету, журнал, книгу?, ? гласит итог долголетних исследований. А вот и другой итог: заядлые читатели гораздо лучше разбираются в масс-медиа, чем заядлые телезрители, а значит, много лучше умеют использовать телевидение. Потому-то ?пропасть в знаниях? между богатыми и бедными, как выражаются авторы исследования, грозит неуклонным расширением. При этом важно, по словам Элизабет Нёлле-Нойман, что ?речь идет вовсе не только о знаниях ? речь идет и о воображении, памяти, интуиции, фантазии, и мышлении в общем. А ведь именно эти процессы во многом определяют способности ориентироваться в обществе, дают способность к социальной реализации человека.
5.7 Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
Проводившиеся в США на двенадцати?пятнадцатилетних подростках исследования взаимосвязи между потреблением телевидения, школьной успеваемостью и уровнем интеллекта ?обнаружили исключительно негативную зависимость выразительности речи, математических способностей и навыков чтения от частоты телепросмотров. Дороти Сингер в 1981 г. констатировала, ?что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже. В ходе одного исследования, проведенного в Израиле в 1976 г., у заядлых зрителей детской передачи ?Дорога к сокровищам? наблюдалось разительное снижение желания заниматься трудными задачами, если их решение удавалось найти не сразу же, а после сколько-нибудь напряженных усилий. Можно привести множество других данных, которые вновь и вновь говорят о том, что телевидение не способствует школьной успеваемости, а, как правило, влияет на нее негативно.
Длительные просмотры телепередач значительно снижают волевую сферу, речевые и аналитические способности человека.
6 Заключение.
Многочисленные исследования в области воздействия телевизора приведены здесь лишь вкратце, но уже заставляют задуматься. Телеведение во многом формирует настоящую и будующую реальность, влияя на современного человека к сожалению далеко не с лучшей стороны. Телевидение вызывает сильное снижение познавательной и общей активности, снижение обмена веществ при повышенном потреблении пищи и пониженной двигательной активности, приводит к нарушениям зрения, к нарушениям волевой и эмоциональной сферы. Яркая направленность большинства сюжетов на агрессивные эмоциональные переживания ведут к росту общей напряженности и агрессивности человека, что проявляется к сильной склонности к стрессу современного человека.
Конечно все это кажется пугающим и преувеличенным. Человеческий организм уникален, и во многом может компенсировать негативное воздействие окружающей среды, в том числе и телевидения. Но чрезмерное увлечение телевизором - это слишком сильная нагрузка для него. Это и приводит к вышеперечисленным последствиям.
Стоит ли всего этого ящик с экраном?
б
Ё-буржец
Ikar_x - ещё бы "войну и мир" целиком перепечатал и гордился!
Я
Японская радиоактивная машина
По мотивам книги Райнера Пацлафа "Застывший взгляд". (это моя личная переработка - книга гораздо объемнее)
1 Глаза.
1.1 Аккомодация.
В реальности различные объекты, на которые смотрит человек расположены на различном расстоянии от человека и друг от друга. Таким образом человек вынужден переводя взгляд от предмета к предмету как бы "наводить резкость" на конкретное расстояние восприятия. Этот процесс называется аккомодацией. От тренированности к аккомодации зависит острота зрения.
При просмотре телевизора человек смотрит часами на изображение расстояние до которого практически не меняется. Таким образом мышцы аккомодационного аппарата глаза как бы застывают в одном положении, это приводит к полной остановке аккомодации глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком. Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах. А если с обычного расстояния смотреть на телеэкран средних размеров, то поле зрения оказывается суженным до 6?7 градусов, т. е. сокращается на 97%.
1.2 Глаз и мозг.
При обычном зрении картина действительности как бы складывается из кусочков. Человек постоянно переводит и перефокусирует взгляд с предмета на предмет. Зрительные образы в мозге сохраняются и накладываются друг на друга. Таким образом формируется одна четкая картинка из предметов воспринятых по отдельности. Например воспринимая движение, человек не фокусируется постоянно на неподвижных предметах, он их просмотрел один раз, они отложились в сенсорной памяти, и он просто фокусирует взгляд отмечая изменение положения движущегося предмета относительно неподвижного, выделяя таким образом движущийся элемент, и фокусируя внимание на нём. Даже при просмотре неподвижного изображения глаз подвижен, воспринимая четко и по отдельности все его детали, путём микродвижений, называемых саккады.
При просмотре телевизора этот механизм нарушается испытывая ненормальные нагрузки. Из-за особенности ритмов работы мозга(о них будет сказано позже) при просмотре телевизора снижается внимание, и чтобы его постоянно удерживать, картинка должна постоянно меняться. Любой режиссер знает, что нужно около 2-5 изменений в кадре в секунду чтобы удержать внимание зрителя, любое движение. Поэтому постоянно движется камера как в стороны, так и путем наведения, смены плана (наведение, уменьшение, переход от общего к крупному и т.д.). Вместо восприятия картины действительности путем функционирования сложных механизмов взаимодействия аккомодации и построения картины в мозгу, мы получаем картину, которая складывается сама по себе, без движений и с нарушением механизмов построения в сенсорной памяти. Получается застывший взгляд телезрителя. В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад. Если сравнить это число с 2?5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40?100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.
2 Работа мозга.
Оказывается частота мышления, частота работы мозга непостоянны. Когда была изобретена электроэнцефалограмма, в которой специальными электродами были измерены биотоки возникающие в следствии работы мозга, выяснили что существуют два основных типа частот: альфа-частоты(8-13 Гц), и бета-частоты(14-30 Гц).
В альфа-частотах мозг работает во время: сна, гипноза, транса, медитации, и т.д. Альфа-ритмы соответствуют активной работе подсознания.
В бета-частотах мозг работает во время активного восприятия действительности. В движении, при чтении, разговоре и т.д. Бета-ритмы соответствуют активной работе сознания.
В 1970 г. Герберт Э. Кругмен исследовал, какие изменения происходят в ЭЭГ, когда испытуемый от чтения переходит к телепросмотру. Уже первые измерения обнаружили то, что позже только подтвердилось: когда испытуемый смотрел телевизор, бета-частоты почти исчезали, доминировали альфа-частоты. Преобладание альфа-частот исследователи единодушно расценивают как признак снижения визуального внимания. Поэтому Кругмен говорил относительно телевидения о пассивном восприятии без собственного участия. Но уже в ходе дальнейших исследований выявилась намного более сложная картина.
Альфа-частоты, как оказалось, вовсе не обязательно связаны с пассивностью ? они могут возбуждаться и активно, скажем, в состоянии медитации: и без того преобладающие при закрытых глазах альфа-частоты еще больше берут верх по мере того, как медитирующему удается отрешиться от всех чувственных впечатлений и полностью ориентировать сознание вовнутрь.
Поэтому не удивительно, что в определенных ситуациях усиление альфа-частот наступает даже при открытых глазах. Такое бывает, к примеру, когда человек предается мечтам и ?спит с открытыми глазами?. Тут глаза, правда, глядят, как если бы они что-то замечали, но взгляд ?отсутствует?, в нем нет признаков активности, потому что все внимание обращено вовнутрь, на субъективные картины и мысли. Такое состояние близко к трансу.
3 Обмен веществ.
При телепросмотре, помимо гипнотического состояния сна наяву, имеет место и другое явление. После того как в США достоянием общественности стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии ожирение детей и подростков напрямую зависит от количества проведенных у телевизора часов, американские исследователи в 1992 г. впервые задались вопросом, как, собственно, телевидение воздействует на обмен веществ в организме телезрителя. Они обследовали 31 девочку в возрасте от восьми до двенадцати лет, из которых у 16 был нормальный вес, а у 15 ? избыточный; все они должны были принять удобную для просмотра позу на кровати. Сначала измерялся так называемый основной обмен веществ (количество энергии, потребляемой в состоянии покоя для поддержания нормальных физиологических функций), а потом ? его изменения в ходе 25-минутного телепросмотра перед периодом спокойного состояния той же длительности или после него. (Демонстрировался популярный фильм ?The Wonder Years?.)
Можно было ожидать, что расход энергии в состоянии покоя будет несколько меньшим, чем при начальном измерении. Но никто и представить себе не мог, что его величина резко пойдет вниз, как только будет включаться телевизор. У всех детей было зафиксировано снижение основного обмена в сравнении со значением начального измерения на 12?16, или в среднем ровно на 14%. Другими словами: хотя их тела уже до начала телепросмотров были в состоянии абсолютной бездеятельности, расход энергии с началом просмотров снизился еще, и притом значительно.
Получается, что за проведенный у телевизора вечер в зрителе сжигается гораздо меньше калорий, чем при абсолютном безделье, ? а ведь, сидя перед экраном, он любит еще и перехватить чего-нибудь вкусненького и сладкого, битком набитого калориями. Стоит ли удивляться, если в таких условиях свирепствует ожирение? А вот еще одна плохая новость для ожиревших: в ходе эксперимента выяснилось, что у ожиревших девочек происходит несравненно более заметное снижение расхода энергии, чем у их худощавых сверстниц. Ну а когда по телевизору показывают бесконечные рекламные клипы, у них слюнки текут при виде жирных и переслащенных лакомств ? тут уж эффект только усугубляется.
4 Психика. Иллюзия собственной активности.
4.1 Дефицит в полсекунды.
Поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры вынуждены со?здавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала ?дефицитом в полсекунды?
Имеется в виду вот что: в повседневных ситуациях у воспринимающего человека почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и его наступлением. Это относится и к ситуациям речевого общения, и к действиям?. Если, скажем, кто-то звонит вам по телефону, он, как правило, не ошарашивает вас своим сообщением сразу же, а сперва называется и здоровается, и вы можете внутренне подготовиться, сориентироваться на звонящего. Даже в рискованных автомобильных ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и подготовиться к соответствующей реакции.
Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами. Как правило, он не может предвидеть, каким будет следующий кадр, к которому надо подойти с соответствующей настройкой восприятия. Ведь специальные телевизионные способы подачи материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука, развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто ведут к смене места, ситуации и сцены. Но это означает, что никаких полусекунд для подключения своего опыта и ожиданий тут никогда не бывает. Все эти смены места, ситуации и сцены просто происходят слишком быстро. Свойственные только телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности.
4.2 Камера незаметно управляет мыслями.
У кино и у телевидения есть одно общее свойство: посредством монтажа они соединяют разные кадры, пуская их непосредственно друг за другом, благодаря чему у зрителя напрашивается впечатление связи между ними и устанавливается соответствующее отношение, хотя в действительности такой связи может и не быть. Если, скажем, в репортаже о выступлении политика вслед за такой-то его фразой показывают аплодирующих слушателей, любой зритель, естественно, будет уверен в том, что аплодисменты относятся именно к данной фразе. Но, возможно, никаких аплодисментов не было, просто в телестудии вмонтировали фрагмент заключительных рукоплесканий, а то и сцену рукоплесканий, взятую из совсем другой съемки. Зритель не может проверить это и вынужден верить, питая иллюзию, будто так оно и было, ? потому только, что соответствующие кадры шли один за другим. Но если во время речи камера разворачивается на публику, показывая нескольких откровенно скучающих слушателей, то зритель непроизвольно заключает, что оратор, скорее всего, был не на высоте. А уж если оратора вдобавок еще и показывают из весьма невыгодной ?лягушачьей? перспективы, то он, можно считать, уже утратил симпатии телезрителей.
Одно и то же выступление политика можно снять по разному. При эдном монтаже оно будет вызыват подсознательно положительные эмоции, при другом отрицательные. Учитывая ещё то, что при просмотре мозг переходит в альфа-состояние, при котором подсознательное восприятие действиельности более активно, открывается достаточно широкий простор для манипуляций...
4.3 Эмоции в отрыве от действительности.
Эффект был обнаружен в результате экспериментов.Гертой Штурм в 1972 г. Она исследовала эмоциональное воздействие радио и телевидения на реципиентов, точно измеряя его на уровне бессознательных физиологических реакций (частота пульса, частота и глубина дыхания, электропроводность кожи). Эксперимент повторялся по прошествии одной, двух и трех недель с одними и теми же испытуемыми, чтобы проверить, что из воспринятых знаний и пережитых эмоций сохранилось в их памяти.
Результаты оказались неожиданными для всех участников. Штурм сообщает: ?По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты в соответствии с уже давно известными кривыми забывания (скорость забывания со временем замедляется), а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде. В эмоциональных переживаниях не обнаружено никаких изменений, никаких коррекций; эмоции реципиентов, возникшие у них в ходе первой передачи, не подверглись забыванию.
Эта неожиданная даже для нас стабильность эмоциональных воздействий масс-медиа была исследована на других группах реципиентов и на материале других передач (например, телевизионных игр). И устойчивость эмоциональных переживаний вновь подтвердилась ? как для передач самых различных содержаний и форм, так и в ходе интернациональных исследований.
Все это означает: полученное в ходе телепередачи эмоциональное переживание оказывается отделившимся и в значительной степени независимым от сохраненных или утраченных знаний. Значит, можно сказать: Телевидение как масс-медиа вызывает эмоциональные переживания, в силу своей устойчивости равнозначные эмоциональным привязанностям. Таким образом постоянный просмотр телевизора оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу человека.
5 Неоправданные надежды.
Изначально к телевидению не подходили с теми мерками объективности и трезвости, какие мы считаем естественными для отношения к другим аппаратам: едва началось его победоносное шествие в отдаленнейшие уголки планеты, как вокруг него возник ореол универсального культуртрегера и благодетеля человечества. С его распространением связывались самые далеко идущие ожидания, мало того, имел место чуть ли не религиозный экстаз, когда сбылось то, что прежде лишь смутно маячило где-то вдали. Телевидение, как гласило общее эйфорическое мнение,
? избавит человека от социальной изоляции,
? даст большую экономию времени в быту,
? будет показывать реальный мир,
? позволит массам населения осваивать все больше информации,
? значительно поднимет образовательный уровень всего населения,
? сгладит различия между социальными слоями,
? будет способствовать развитию когнитивных способностей зрителя,
? поможет детям добиться лучшей успеваемости в школе,
? будет помогать лучше понимать политику и укрепит демократию.
Поначалу наука о масс-медиа не особенно старалась разогнать этот туман благих пожеланий. Но в ходе десятилетий разрабатывались все более тонкие и подходящие инструменты наблюдения за предполагаемыми эффектами телевидения, и чем дальше продвигалось дело, тем менее предсказуемым становилось его поведение в действительности. Результат оказался удручающим, поскольку ни одна из возлагавшихся на телевидение надежд не сбылась. Совсем наоборот.
5.1 Одиночество растёт.
Человек отнюдь не избавился от изоляции. В 1996 г. опросы 57% населения Германии выявили растущие опасения относительно воздействия новых масс-медиа на межчеловеческую коммуникацию. Известный исследователь со?циальных тенденций Хорст Опашовски замечает по этому поводу: Чуть больше половины населения убеждено, стало быть, в том, что сращение компьютера, телефона и телевизора ведет только к одиночеству с машиной. Многие видят в новых мультимедийных возможностях скорее бич одиночества, нежели прогресс в области коммуникации.
5.2 Ловушка для времени: стресс вместо свободного времени
Какой телезритель не пришел уже на своем опыте к выводу, что мнимое наслаждение в конце концов оборачивается непреднамеренным способом убить, растратить время. При переходе в альфа-ритмы сознание утрачивает свою активность. Человек, присевшие вечером "на пару минут" посмотреть передачу остается перед телевизором на многие часы, порой просто постоянно переключая каналы, чтобы за что-то уцепиться. Взаимодействие с мультимедиа расхищает временные ресурсы их потребителя. Последствия этого ? стресс и хронический цейтнот.
5.3 Нереальность и страх
Люди думают, что телевидение показывает им реальный мир. Мол, телевизионные изображения в конце концов не могут обманывать. Вот им и верят, верят безусловно. Но авторы передач нацеливают камеры не на обычную жизнь, а на все необычное, сенсационное, на войны, катастрофы, насилие ? словом, на все то, что годится для показа по телевидению больше, чем будни. Постоянная битва за квоты эфирного времени не оставляет телередакторам никакого другого выбора.
Благодаря такому упорному выпячиванию всего проблематичного и негативного, преподносимого через множество ужасных картин, задевающих за живое, у заядлого телезрителя неизбежно усиливается впечатление, что он живет в мире, полном зла и опасности, и соответственно растет ощущение угрозы, а в его душе воцаряются страх и недоверие. ?Специфическая логика этой ориентации на аномальное состоит в том, что с ее помощью все аномальное практически становится нормальным, предстает правилом ? тем самым действительность переворачивается с ног на голову.
5.4 Культура чтения катастрофически снижается.
За счет более высокой доступности, за счет большей привлекательности телевидение вытесняет традиционные книги и печатные СМИ. Это вызывает резкое снижение умений анализировать, критически воспринимать информацию, умению пользоваться воображением, прорисовывающим в сознании человека напечатанные истории. Таким образом телевидение, вытесняя чтение снижает активность основных познавательных механизмов человека.
5.5 Чем больше телевидения, тем меньше знания.
Снижение познавательной активности напрямую ведёт к снижению образования. Журнал ?Шпигель? обследовал в 1994 г. состояние общего образования в Германии, установив, что во всех сферах (кроме спорта) знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор. Значит, о том, что телевидение способствует образованию, не может быть и речи.
Разумеется, этой оценке прямо противоположна самооценка завзятого телезрителя: вопреки всем научным результатам он упрямо остается при мнении, будто лично он ?понял все?, что передавали, да и вообще, ?понимает то, что показывают по телевизору, легче всего?. В этой связи Герта Штурм приводит результаты следующего эксперимента: 100 подростков и взрослых просмотрели передачу на тему ?бережливость?. Передача была весьма трудная: речь шла о значении бережливости для всей экономики, а также о международной интеграции. Авторы очень гордились передачей, особенно, как они думали, по причине ее доходчивости. Результат: все испытуемые сказали, что поняли передачу. Но при детальной проверке обнаружилось, что подавляющее большинство не поняло ничего; и именно претензии авторов прояснить международные взаимосвязи оказались зрителям явно не по плечу.
Штурм констатировала, что все они двигались по цепочке отдельных конкретных образов, от одного к другому, но совсем не обращали внимания на сопровождающий текст. Действовали по принципу наименьших затрат: цепочка образов уже сама по себе внушает ощущение, будто все ?понятно?, ? так зачем еще тратить силы на усвоение слов, по большей части абстрактных! Эта форма поведения ? воспринимать только образный ряд, а текстовой в той или иной степени игнорировать ? засвидетельствована в многочисленных научных исследованиях как типичная для телепросмотров.
Стало быть, телевидение препятствует подлинному усвоению знаний как раз тем самым, что" в нем ценится больше всего ? картинами, как будто бы совершенно реалистическими.
5.6 Социальные дистанции растут
Да и различия между социальными слоями отнюдь не сглаживаются телевидением. ?Население с низким уровнем образования предпочитает телевидение, с более высоким ? газету, журнал, книгу?, ? гласит итог долголетних исследований. А вот и другой итог: заядлые читатели гораздо лучше разбираются в масс-медиа, чем заядлые телезрители, а значит, много лучше умеют использовать телевидение. Потому-то ?пропасть в знаниях? между богатыми и бедными, как выражаются авторы исследования, грозит неуклонным расширением. При этом важно, по словам Элизабет Нёлле-Нойман, что ?речь идет вовсе не только о знаниях ? речь идет и о воображении, памяти, интуиции, фантазии, и мышлении в общем. А ведь именно эти процессы во многом определяют способности ориентироваться в обществе, дают способность к социальной реализации человека.
5.7 Заядлые телезрители все хуже успевают в школе
Проводившиеся в США на двенадцати?пятнадцатилетних подростках исследования взаимосвязи между потреблением телевидения, школьной успеваемостью и уровнем интеллекта ?обнаружили исключительно негативную зависимость выразительности речи, математических способностей и навыков чтения от частоты телепросмотров. Дороти Сингер в 1981 г. констатировала, ?что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже. В ходе одного исследования, проведенного в Израиле в 1976 г., у заядлых зрителей детской передачи ?Дорога к сокровищам? наблюдалось разительное снижение желания заниматься трудными задачами, если их решение удавалось найти не сразу же, а после сколько-нибудь напряженных усилий. Можно привести множество других данных, которые вновь и вновь говорят о том, что телевидение не способствует школьной успеваемости, а, как правило, влияет на нее негативно.
Длительные просмотры телепередач значительно снижают волевую сферу, речевые и аналитические способности человека.
6 Заключение.
Многочисленные исследования в области воздействия телевизора приведены здесь лишь вкратце, но уже заставляют задуматься. Телеведение во многом формирует настоящую и будующую реальность, влияя на современного человека к сожалению далеко не с лучшей стороны. Телевидение вызывает сильное снижение познавательной и общей активности, снижение обмена веществ при повышенном потреблении пищи и пониженной двигательной активности, приводит к нарушениям зрения, к нарушениям волевой и эмоциональной сферы. Яркая направленность большинства сюжетов на агрессивные эмоциональные переживания ведут к росту общей напряженности и агрессивности человека, что проявляется к сильной склонности к стрессу современного человека.
Конечно все это кажется пугающим и преувеличенным. Человеческий организм уникален, и во многом может компенсировать негативное воздействие окружающей среды, в том числе и телевидения. Но чрезмерное увлечение телевизором - это слишком сильная нагрузка для него. Это и приводит к вышеперечисленным последствиям.
Стоит ли всего этого ящик с экраном?
коротко и ясно
М
Марсианские микроорганизмы
А мы телевизор любим смотреть.
Столько нового узнаём. Фильмы еще разные интересные. С утра вот фильм "Грибы" ещё раз посмотрели. Ужас какой
Столько нового узнаём. Фильмы еще разные интересные. С утра вот фильм "Грибы" ещё раз посмотрели. Ужас какой
В
Вик32
На современном "российском" ТВ каналов развелось, как "колбасы" в магазинах....а посмотреть нечего... И почему 80 лет ? Всего лишь 20
Хотел прикрепить картинку одного художника, да что то не вставляется....
Хотел прикрепить картинку одного художника, да что то не вставляется....
l
letayuschiy_durdom
Хотел прикрепить картинку одного художника, да что то не вставляется....
у тебя шильдика нет. а без шильдика щас хрен вставишь
+1 к 2%
Ещё +1. Что-то не так в расчётах ВЦИОМ. Судя по тому, что на 25 сообщений в теме 2 чел. указали, что ТВ не смотрят, это уже 8%, а не 2%.
Интересно, рейтинги Медведева и Путина во ВЦИОМ так же считают?
I
Ikar_x
Ещё +1. Что-то не так в расчётах ВЦИОМ. Судя по тому, что на 25 сообщений в теме 2 чел. указали, что ТВ не смотрят, это уже 8%, а не 2%.
На опросах случайная выборка. А здесь выборка среди интернет-аудитории.
Если делать опрос: сколько людей из тех, кто регулярно пользуются интернетом, смотрят телевизор, результаты будут разумеется другие.
А вообще социология вещь такая... очень зависящая от выборки и места проведения.
Например если случайно выбрать место для проведения на выходе из съезда ПЖиВ - то из якобы "случайной" выборки будут явно не случайные результаты высоких рейтингов.
[Сообщение изменено пользователем 01.10.2011 15:15]
Р
Русское слово
Телевизор не смотрю уже 2 года.И понял. что стал лучше себя чувтствовать. Надоели еврейские морды .Как ни включишь-телекомментатор-еврей,певец-еврей, глава государства и его министры-все сплошь евреи, даже клоуны в цирке-и те жиды!!Ну найдите мне хоть один канал без евреев, тогда ,может,буду
смотреть!.
Поэтому МНЕ и НАМ не кажется, что МЫ живём во 2-м Исраиле,хотя жидам во сласти этого бы очень хотелось А некоторые из ортодоксланых евреев настолько в это уверовали , что уже открыто говорят везде: -а русских-то давно уже и нет вовсе!
Поэтому МНЕ и НАМ не кажется, что МЫ живём во 2-м Исраиле,хотя жидам во сласти этого бы очень хотелось А некоторые из ортодоксланых евреев настолько в это уверовали , что уже открыто говорят везде: -а русских-то давно уже и нет вовсе!
l
letayuschiy_durdom
найдите мне хоть один канал без евреев
попробуй дискавери
Л
Лунной походкой.
Че за конь на мну любит телевизор "рекорд 312
http://rusfoto.net/img2816.htm и сейчас такой бабушка смотрит.
[Сообщение изменено пользователем 01.10.2011 15:46]
"http://rusfoto.net/img2816.htm и сейчас такой бабушка смотрит.
[Сообщение изменено пользователем 01.10.2011 15:46]
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.