В Екатеринбург доставлены мощи святого князя Александра Невского
n
news@e1.ru
Сегодня ковчег с останками великого князя крестным ходом доставят в Свято-Троицкий Кафедральный собор, где поклонится им сможет любой желающий.
Оригинал статьи
Оригинал статьи
Y
Yava
не понимаю я этого...
нееее ну я фигею с нашей церкви и народа!!!!
ленина (ульянов который) дак мы до слюней доказываем - ХОРОНИТЬ !!!!
а тут по всей стране таскают
этож до чего дегенератоми надо быть
чтобы трупам покланятся - целовать эту гадось
со скоростью 60 лобызаний в секунду
(наиболее поулярно облизывание после сифилитика или тубика) а ведь ешё детей ташят
тьфу мля ... противно
великий человек был ни спорю
дак дайте ему полежать то спокойно
ленина (ульянов который) дак мы до слюней доказываем - ХОРОНИТЬ !!!!
а тут по всей стране таскают
этож до чего дегенератоми надо быть
чтобы трупам покланятся - целовать эту гадось
со скоростью 60 лобызаний в секунду
(наиболее поулярно облизывание после сифилитика или тубика) а ведь ешё детей ташят
тьфу мля ... противно
великий человек был ни спорю
дак дайте ему полежать то спокойно
Опять священники ящик с костями таскать везде будут. Сделай это обычный человек - давно бы в дурку упекли, а тут...
С
Свeтлана2000
нам умилится или что? Ну вот зачем останки из города в город таскают? Для чего? Смысл в чем? Могилы рушить нельзя. А упокоить останки и не таскать их с места на место разве не надо?
G
GigaVolt
Вот бы мощи Курта Кобейна или Сида Вишеса привезли!
С
Созерцатель
стервятники труп на куски растащили
p
ptktyfz
не кощунствуйте. )))))))))))))))) Господь не Тимошка, видит немножко (с)
P
Peligro!
Вот бы мощи Курта Кобейна или Сида Вишеса привезли!
Тогда уж Джима Моррисона лучше.
Пушкина, Лермонтова, Толстого, Мусоргского и Му-му.
С
Свeтлана2000
не кощунствуйте. ))))))))))))))))
ты про что? По моему церковь денно и нощно кощунствует. Тока чо та бог не спшит церковников наказывать!
С
Свeтлана2000
а целование мощей от простатита излечает?
главное - церковь от денех освобождает недалеких людей!
Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского
http://scepsis.ru/library/id_1471.html
Протокол
По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Раб. и Кр. Депутатов от 27-го января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р. К. П. (большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28-го января 1919 г. в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита. Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.
Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.
По словам монахов, мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором (петербургским), воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность. По словам монашествующих, мощи с того времени оставались неприкосновенньми; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать. После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.
Монашествующие стали советовываться, кому по чину начать снимать дорогое обличение о Тихоне. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов (около 7).
Снявши последнюю повязку, увидели вату слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.-е. рассыпавшийся при прикосновении).
Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось.
После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т. к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения.
Взору присутствовавших представилось следующее.
Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Tихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.
Затем было приступлено к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.
Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.
Внутри картона — вместо мощей оказалась вата.
Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень. и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.
В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.
Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной частью (т.-е. кость была перевернута).
Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и все возможных тряпок, увязанных бинтовой материей.
Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была так же составлена, но в ней было несколько перстяных костей.
Ни плеча, ни подплечья совершенно не было.
После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т. п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.
Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свеже отделанном ящике.
В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул.
Протокол нам прочитан и признан правильным, в чем и подписуемся.
Собственноручно подписали (следуют многочисленные подписи).
+++
Мощи Митрофана Воронежского
http://scepsis.ru/library/id_1471.html
Огласив постановление С'езда и проверив мандаты членов комиссии, председатель предложил настоятелю монастыря руководить процессом вскрытия. До вскрытия рака с мощами была сфотографирована. Облачившись в священные одеяния, два престарелых священника начали перекладывать «воздухи» с изголовья к ногам «мощей». Снято было несколько покрывал, но тела все еще не было видно. Наконец, показалась бархатная, шитая золотом подушка, а ниже коричневый череп с темно-рыжими волосами. Череп передается на обследование врачам, которые констатируют, что он гораздо более позднего происхождения, чем все остальные открытые затем кости; волосы были грубо прилеплены к костяку. Масса костяка рыхлая, рассыпчатая. Из черепа сыплется взвесть и пепел.
Затем святые отцы извлекают руку, сшитую из парчи; на тряпичной кисти— несколько перчаток. Рука распарывается, и из нее вытаскивают вату и маленькую темную косточку.
Далее из груды тряпок и ваты священники вытаскивают коленкоровое чучело — мешок, разрезают его, и из него высыпается разная гнилая, труха.
Из «внутренностей» идет пыль. Монахи смущены. Они отходят в сторону. Кто-то из членов комиссии начинает рыться в тряпках, шелке и бархате, наполняющих раку, и извлекает кусок «мощей», долженствующий изображать ногу: тонкая кишка, сшитая из. светлой материи, гнущаяся, как нога сшитая «домашними средствами» куклы, преломляется в колене, и то место, которое носит название бедра, туго набито белой ватой. На ступне картонная кукольная туфелька, поверх нее еще одна комнатная туфля из шелка с золотой обшивкой. Другая нога такая же искусственная и сверху обвита узкими атласными лентами.
Комиссией был составлен соответствующий протокол.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Отрывок из На «вскрытии» (Впечатления очевидца)
http://scepsis.ru/library/id_1476.html
...
Мощи монахам и церковникам были нужны, как тот блестящий предмет, который держит гипнотизер перед глазами усыпляемого. Без вида этого гроба народ не пошел бы за «слепыми вождями», у которых так часто слово расходилось с делом, которые сегодня лицемерно кадили и падали ниц перед гробницей, а на завтра шли в посад, в гостиницы или в «блинные ряды», чтобы там обманом вырванную у народа мирскую копейку прожить в ночной оргии, заливая хересами и мадерами свою сожженную совесть...
Протокол вскрытия.
мощей Сергия Радонежского
11-го апреля 1919 года.
Присутствуют: Президиум и все члены Сергиевского Исполкома, делегат Наркома Юстиции Галкин М. В., представитель Губ. Исполкома Семенов М., представитель Наркома Здравоохранения Ловягин, представители организации коммунистов Сергиевского района: Казакевич. Годин, Золотов, члены технической комиссии по вскрытию мощей: Шатагин. Цимбаревич, представители волостей: Рогачевекой, Софринской, Хотьковекой и др., врачи: доктор медицины Гвоздикский Ю. А. и доктор П. П. Попов, представители Красной армии, верующие, члены профессиональных союзов и пр., и пр.
От духовенства: наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятели Гефсиманского монастыря и Черниговского, иеродиакон Сергий Большаков, из киновии иеромонах Ионафан, благочинный лавры Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Аполлос, много монахов лавры.
В 20 час. 50 мин. председатель Сергиевского Исполкома тов. Ванханен предлагает приступить духовенству к вскрытию. Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы: зеленый, голубой, черный, темно-синий, малый покров, черный бархатный — с головы, в ногах черная лента-пояс с кистями. Все это кладется им в ноги на раке. Покрывала все шитые золотом, серебром с крестами. Видны контуры, напоминающие человеческое тело, накрест перевитое на высоте груди и у колен узкой синей лентой. Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру. С головы снимают черный мешок, вышитый крестами, снимают покров. Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим покровом. Фигура в голубом, голова в черном. С головы снимают шапочку, с шеи — бинт фиолетовый, затем голубой. Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчовый голубой мешок. Вынул сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской, толщиной в четыре пальца, снимает распоротый голубой мешок, под которым обнаруживается полуистлевшая ткань серо-коричневого цвета. Снизу лубок. По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа справа виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань... нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов. Слева черепа лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все из'едено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль. Видны отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедренная кости целы, малые берцовые кости найдены полуразрушившимися. Все осматривают доктора. Общее впечатление скелета, который разрушался 500 лет. Доктор Попов поднимает черную коробку, вынимает из нее завернутые в провощенную бумагу желтого цвета волосы русо-рыжеватого оттенка, без седины. Он собирает массу мертвой моли и показывает присутствующим.
Доктор Гвоздинскнй говорит, что от предплечий остались отдельные истлевшие части. Все рассыпалось. В области лобка пучок рыжих волос без седины. Всюду масса мертвой моли, бабочек и личинок. По заявлению доктора Попова, череп соответствует по своей древности костям. В области грудной клетки лежат в беспорядке кости ручных кистей. Одежда была, невидимому, из грубого деревенского сукна. Все было перевязано крест-на-крест ремнем в виде веревочки, толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежат слой истлевшей одежды.
Настоящий протокол читается тов. Шатагиным всем присутствующим. Возражений нет.
22 часа 50 мин. Все время шла кино-с'емка.
[Сообщение изменено пользователем 16.10.2007 12:59]
http://scepsis.ru/library/id_1471.html
Протокол
По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Раб. и Кр. Депутатов от 27-го января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р. К. П. (большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28-го января 1919 г. в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита. Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.
Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.
По словам монахов, мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором (петербургским), воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность. По словам монашествующих, мощи с того времени оставались неприкосновенньми; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать. После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.
Монашествующие стали советовываться, кому по чину начать снимать дорогое обличение о Тихоне. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов (около 7).
Снявши последнюю повязку, увидели вату слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.-е. рассыпавшийся при прикосновении).
Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось.
После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т. к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения.
Взору присутствовавших представилось следующее.
Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Tихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.
Затем было приступлено к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.
Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.
Внутри картона — вместо мощей оказалась вата.
Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень. и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.
В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.
Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной частью (т.-е. кость была перевернута).
Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и все возможных тряпок, увязанных бинтовой материей.
Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была так же составлена, но в ней было несколько перстяных костей.
Ни плеча, ни подплечья совершенно не было.
После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т. п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.
Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свеже отделанном ящике.
В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул.
Протокол нам прочитан и признан правильным, в чем и подписуемся.
Собственноручно подписали (следуют многочисленные подписи).
+++
Мощи Митрофана Воронежского
http://scepsis.ru/library/id_1471.html
Огласив постановление С'езда и проверив мандаты членов комиссии, председатель предложил настоятелю монастыря руководить процессом вскрытия. До вскрытия рака с мощами была сфотографирована. Облачившись в священные одеяния, два престарелых священника начали перекладывать «воздухи» с изголовья к ногам «мощей». Снято было несколько покрывал, но тела все еще не было видно. Наконец, показалась бархатная, шитая золотом подушка, а ниже коричневый череп с темно-рыжими волосами. Череп передается на обследование врачам, которые констатируют, что он гораздо более позднего происхождения, чем все остальные открытые затем кости; волосы были грубо прилеплены к костяку. Масса костяка рыхлая, рассыпчатая. Из черепа сыплется взвесть и пепел.
Затем святые отцы извлекают руку, сшитую из парчи; на тряпичной кисти— несколько перчаток. Рука распарывается, и из нее вытаскивают вату и маленькую темную косточку.
Далее из груды тряпок и ваты священники вытаскивают коленкоровое чучело — мешок, разрезают его, и из него высыпается разная гнилая, труха.
Из «внутренностей» идет пыль. Монахи смущены. Они отходят в сторону. Кто-то из членов комиссии начинает рыться в тряпках, шелке и бархате, наполняющих раку, и извлекает кусок «мощей», долженствующий изображать ногу: тонкая кишка, сшитая из. светлой материи, гнущаяся, как нога сшитая «домашними средствами» куклы, преломляется в колене, и то место, которое носит название бедра, туго набито белой ватой. На ступне картонная кукольная туфелька, поверх нее еще одна комнатная туфля из шелка с золотой обшивкой. Другая нога такая же искусственная и сверху обвита узкими атласными лентами.
Комиссией был составлен соответствующий протокол.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Отрывок из На «вскрытии» (Впечатления очевидца)
http://scepsis.ru/library/id_1476.html
...
Мощи монахам и церковникам были нужны, как тот блестящий предмет, который держит гипнотизер перед глазами усыпляемого. Без вида этого гроба народ не пошел бы за «слепыми вождями», у которых так часто слово расходилось с делом, которые сегодня лицемерно кадили и падали ниц перед гробницей, а на завтра шли в посад, в гостиницы или в «блинные ряды», чтобы там обманом вырванную у народа мирскую копейку прожить в ночной оргии, заливая хересами и мадерами свою сожженную совесть...
Протокол вскрытия.
мощей Сергия Радонежского
11-го апреля 1919 года.
Присутствуют: Президиум и все члены Сергиевского Исполкома, делегат Наркома Юстиции Галкин М. В., представитель Губ. Исполкома Семенов М., представитель Наркома Здравоохранения Ловягин, представители организации коммунистов Сергиевского района: Казакевич. Годин, Золотов, члены технической комиссии по вскрытию мощей: Шатагин. Цимбаревич, представители волостей: Рогачевекой, Софринской, Хотьковекой и др., врачи: доктор медицины Гвоздикский Ю. А. и доктор П. П. Попов, представители Красной армии, верующие, члены профессиональных союзов и пр., и пр.
От духовенства: наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятели Гефсиманского монастыря и Черниговского, иеродиакон Сергий Большаков, из киновии иеромонах Ионафан, благочинный лавры Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Аполлос, много монахов лавры.
В 20 час. 50 мин. председатель Сергиевского Исполкома тов. Ванханен предлагает приступить духовенству к вскрытию. Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы: зеленый, голубой, черный, темно-синий, малый покров, черный бархатный — с головы, в ногах черная лента-пояс с кистями. Все это кладется им в ноги на раке. Покрывала все шитые золотом, серебром с крестами. Видны контуры, напоминающие человеческое тело, накрест перевитое на высоте груди и у колен узкой синей лентой. Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру. С головы снимают черный мешок, вышитый крестами, снимают покров. Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим покровом. Фигура в голубом, голова в черном. С головы снимают шапочку, с шеи — бинт фиолетовый, затем голубой. Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчовый голубой мешок. Вынул сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской, толщиной в четыре пальца, снимает распоротый голубой мешок, под которым обнаруживается полуистлевшая ткань серо-коричневого цвета. Снизу лубок. По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа справа виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань... нижняя челюсть отделилась. В ней семь зубов. Слева черепа лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все из'едено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль. Видны отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедренная кости целы, малые берцовые кости найдены полуразрушившимися. Все осматривают доктора. Общее впечатление скелета, который разрушался 500 лет. Доктор Попов поднимает черную коробку, вынимает из нее завернутые в провощенную бумагу желтого цвета волосы русо-рыжеватого оттенка, без седины. Он собирает массу мертвой моли и показывает присутствующим.
Доктор Гвоздинскнй говорит, что от предплечий остались отдельные истлевшие части. Все рассыпалось. В области лобка пучок рыжих волос без седины. Всюду масса мертвой моли, бабочек и личинок. По заявлению доктора Попова, череп соответствует по своей древности костям. В области грудной клетки лежат в беспорядке кости ручных кистей. Одежда была, невидимому, из грубого деревенского сукна. Все было перевязано крест-на-крест ремнем в виде веревочки, толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежат слой истлевшей одежды.
Настоящий протокол читается тов. Шатагиным всем присутствующим. Возражений нет.
22 часа 50 мин. Все время шла кино-с'емка.
[Сообщение изменено пользователем 16.10.2007 12:59]
P
Peligro!
Буквицы сiи зело многочисленны суть, тяжко бо разумети
церковь денно и нощно кощунствует.
Перечень христианских мощей-дубликатов здесь: http://absentis.front.ru/qt/moshi_dubble.htm
m
maxima66
Оригинал статьи :
http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=4&ar...
Для того чтобы лучше понять смысл почитания мощей в Православной Церкви, нужно прежде всего обратиться к этимологии, происхождению самого русского слова «мощи». Это слово происходит от слова «мощь», «сила». Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое "Махт" -- «сила, власть», греческое "Манос" -- «маг, волхв», дословно «могущественный» (этим словом названы в Евангелии волхвы). То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Точно так же происходит с почитанием икон: мы же не дереву и не краскам поклоняемся, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву. Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Ведь в православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа. Господь создал нас трехчастными: тело, душа и дух. И у святых тело не менее свято, чем душа и дух. По нашей молитве к угоднику и к Господу эта благодать может нам содействовать и помогать. И надо заметить, не только мощи святых являются источником благодатной силы, но и то, что от них остается: иконы, личные вещи и т. д. Известно, например, что мантия прп. Серафима была чудотворна и исцеляла. Самые храмы и обители, где подвизались и молились святые, их сохранившиеся облачения или богослужебные сосуды, на которых они совершали Евхаристию, их надгробные пелены, гробы и раки -- все это проникнуто благодатью.
Миф о нетленности
Существует распространенное заблуждение, что тела святых должны обязательно сохраняться нетленными. Это абсолютно неверно. Как сказано выше, мощи -- это мощь, сила. А что такое сила в теле человека? Это кость! Крепость и сила человека -- в костях. Расслабленный -- это тот, кто своим скелетом не владеет. Что касается почитания исключительно якобы нетленных тел, то никогда такой традиции не было. От мучеников нетленных тел, как уже было сказано выше, остаться не могло из-за самого характера мучений.
Откуда же идет это заблуждение? У нас оно возникло в XVIII-XIX веках, в синодальный период, под влиянием Запада. Западное благочестие ведь более осязательное в отличие от восточного, более чувственно-телесное. Там тоже нет нетленных тел. Но все же надо прикоснуться именно к телу. И тогда возникает -- в эпоху Возрождения -- портретность в изображении святых. И тогда же возникает представление о нетленных телах, которые передаются в пластике статуй, которые представляют святого как живого.
Это заблуждение сыграло в свое время пагубную роль в истории Русской Церкви. В начале советской власти, когда начались гонения на веру, стали проходить массовые вскрытия мощей. Безбожники с большим удовольствием стали рассказывать, что вместо святых мощей в раках обнаруживались «черепки, тряпки и чучела, набитые бумагой». Чаще всего эти сведения были сильно преувеличены, а иногда и просто лживы. Но, к сожалению, надо признать, что здесь церковный народ как бы сам себя «подставил». Потому что в таких вопросах должна быть прозрачность. Нужно было прямо написать: «мощи не сохранились», или «мощи находятся под спудом», или «осталась только лобная часть черепа» -- а не нетленные мощи. А ведь именно эти обманные слова, эта словесная оболочка дали большевикам возможность абсолютно объективно, с помощью фотоаппаратов и киносъемок строить на разоблачении мощей антирелигиозную пропаганду! И именно этого опасался Святейший Патриарх Тихон, издавая 4 (17) февраля 1919 года указ епархиальным архиереям «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Подобные указы издавались русскими архиереями и раньше, в XIX веке, но стремление к осязанию, к «нетленности» -- заглушало голоса святителей.
Конечно, бывают и случаи нетленности тел святых. Например, в Киево-Печерском, Псково-Печерском монастырях даже и некоторые не прославленные угодники лежат нетленными. Но это условия климата. Хотя, конечно, действие благословения Божьего здесь тоже присутствует. И тем не менее так ведь не во всех монастырях происходит! Если бы это было обязательным правилом, это было бы везде. Но получается, что в Киево-Печерском монастыре есть, а рядом, в Чернигове, например, этого нет. И уж конечно, нетленность никак не может быть критерием святости. На Афоне даже наоборот: считается, что если тело не истлело, значит, человек не угоден Богу. И это убеждение достаточно основательно. Земля не принимает. Ведь существуют предания о том, что колдунов или ведьм не принимает земля, и они часто лежат нетленные. На этом основаны и древние предания о вурдалаках, о живых мертвецах и т. п. Останки людей, связанных с нечистой силой, часто бывают нетленными.
А бывает, по благодати Божией, и по-другому. Например, в монастыре Георгия Хозевита под Иерусалимом лежат мощи св. Иоанна Румына или Иоанна Нового -- почти не тронутые тлением. При этом он сам про себя написал перед смертью стихи:
Недостойно мое тело
Чтобы чествовать его
Ибо часто не хотело
Слушать Бога своего.
Но Господь решил, что достойно. А рядом лежат мощи самого Георгия Хозевита, основателя Лавры, -- и это только череп святого, только честная глава.Теперь обратимся к самому слову «нетленное». Что это? Оказывается, это не то, что сохранилось от мертвого тела в целости. Когда мы говорим «нетленное наследие Церкви» -- мы имеем в виду то, что и не подлежит тлению. Есть вещи духовные, вещи благодатные, которые тлению не подлежат. Вот что значит нетленность! Вот здесь можно говорить о критерии святости! Если мощи сохранили силу святого, благодатый дар чудотворения, значит, он действительно был святым! И с этой точки зрения косточки преподобного Серафима и косточки преподобного Сергия Радонежского (а ведь тела этих великих святых не оказались «нетленными») гораздо сильнее, живее и мощнее, чем некоторые совершенно нетленные тела, которые могут быть показаны в анатомическом театре. Вопрос о необязательности нетления мощей для канонизации возник еще при канонизации преподобного Серафима. При подготовке к канонизации специально было запрошено мнение известного церковного историка Е. Е. Голубинского, который на тему канонизации святых в Русской Церкви написал целую книгу. Так вот, там совершенно четко сказано, что никогда, начиная от древнейших времен, от преподобных Антония и Феодосия Печерских и до преподобного Серафима Саровского, -- никогда Церковь не требовала нетленности мощей. А чего же она требовала?
Вернемся, однако, к мощам. Определенных сроков, по истечении которых начинается почитание святых угодников, не существует. Например, когда умер св. Александр Невский, его везли хоронить из Городца во Владимир. В Житии святого князя сказано, что, когда митрополит Кирилл захотел вложить в руку покойного разрешительную грамоту, князь сам протянул руку. Почитание началось мгновенно, без всяких сроков. Так же было с чудесами свт. Петра Московского. Не успели похоронить, сразу начинаются чудеса и почитание. А бывает и по-другому: чудеса начинаются лишь через много лет. Времена и сроки знает только Господь. Поэтому Церковь и в древние времена, и сейчас дает время свидетельству. Что будет? Господь проявит. Не надо торопиться и торопить события, надо подождать. Господь и народ церковный скажут свое слово.
Не было прежде и определенной процедуры вскрытия, идентификации и прославления святых. При нормальной церковной жизни -- какие могут быть процедуры и протоколы? Да, конечно, должны быть свидетельства мOщи, свидетельства благодати, свидетельство исцеляющей силы -- это требовалось всегда. Но какой-либо формализованной процедуры могло не быть. Это опять-таки все заимствовано из католического протокола -- у католиков есть градация святости: беатификация, канонизация и т. д. А у нас этого нет. Святой -- значит святой. Святой -- он и при жизни святой.
Иногда люди сомневаются: а точно ли почитаемые мощи являются мощами именно этого святого. Этот вопрос решается только и исключительно нашим доверием к церковному Преданию. Церковный историк Н. Н. Глубоковский говорил, что Православие вообще доказать нельзя, это не теорема математическая. Его показать можно, предъявить: вот преподобный Серафим Саровский, вот отец Николай с острова Залита -- вот что такое Православие. Точно так же обстоит с верой в подлинность мощей. К примеру, в ризнице Иерусалимского Храма Гроба Господня хранится косточка, на которой написано, что это косточка Марии Магдалины. Никакого документа при ней не было и не будет. Это дело веры -- и доверия к Церкви. Хочешь верь, хочешь не верь. Еще автор XI века Иаков Мних, агиограф св. княгини Ольги, писал, что ко гробу с ее мощами можно приникнуть и посмотреть и видеть ее. Но тот, кто с верой приникает, видит ее нетленной, а кто без веры -- ничего не видит. Кстати, мощи святой княгини Ольги, как и князя Владимира, были утрачены, их нет. До монгольского нашествия были, а потом исчезли. И что же теперь, они от этого святыми перестали быть? Конечно же нет.
Часто мощи святого или отсутствуют, или находятся под спудом, а для поклонения ему в храмах выставляется пустая гробница -- кенотаф. Это нормальное и очень традиционное древнее явление, и в нем нет ничего предосудительного. Одна угодница Божия, когда ей в 1903 году сказали про преподобного Серафима: «Говорят, что от вашего Серафима одни кости остались, какой же это святой?» -- ответила: «Мы не костям поклоняемся, а Божией благодати!»
Неправильно также полагать, что подлинность мощей обязательно должна подтверждаться какой-либо документацией. Ведь для одних документом может быть житие, а для других -- только то, что выдано нотариусом и припечатано печатью. Если нам требуется второй вариант, то надо учесть, что нотариального свидетельства с печатью нет ни при каких мощах, этого не делалось никогда -- ни в древности, ни в новое время. Другое дело -- агиография, жития святых. Это обязательно. Про древних мучеников -- мученические акты, про преподобных -- жития, которые, как правило, писались ближайшими учениками вскоре после кончины угодника. Так Епифаний Премудрый уже через 20 лет после смерти преподобного Сергия написал его житие, где говорит, что видел еще всех очевидцев и разговаривал с ними. Какие же нам еще документы требуются?
http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=4&ar...
Для того чтобы лучше понять смысл почитания мощей в Православной Церкви, нужно прежде всего обратиться к этимологии, происхождению самого русского слова «мощи». Это слово происходит от слова «мощь», «сила». Этот корень есть во всех индоевропейских языках: немецкое "Махт" -- «сила, власть», греческое "Манос" -- «маг, волхв», дословно «могущественный» (этим словом названы в Евангелии волхвы). То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Точно так же происходит с почитанием икон: мы же не дереву и не краскам поклоняемся, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву. Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Ведь в православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа. Господь создал нас трехчастными: тело, душа и дух. И у святых тело не менее свято, чем душа и дух. По нашей молитве к угоднику и к Господу эта благодать может нам содействовать и помогать. И надо заметить, не только мощи святых являются источником благодатной силы, но и то, что от них остается: иконы, личные вещи и т. д. Известно, например, что мантия прп. Серафима была чудотворна и исцеляла. Самые храмы и обители, где подвизались и молились святые, их сохранившиеся облачения или богослужебные сосуды, на которых они совершали Евхаристию, их надгробные пелены, гробы и раки -- все это проникнуто благодатью.
Миф о нетленности
Существует распространенное заблуждение, что тела святых должны обязательно сохраняться нетленными. Это абсолютно неверно. Как сказано выше, мощи -- это мощь, сила. А что такое сила в теле человека? Это кость! Крепость и сила человека -- в костях. Расслабленный -- это тот, кто своим скелетом не владеет. Что касается почитания исключительно якобы нетленных тел, то никогда такой традиции не было. От мучеников нетленных тел, как уже было сказано выше, остаться не могло из-за самого характера мучений.
Откуда же идет это заблуждение? У нас оно возникло в XVIII-XIX веках, в синодальный период, под влиянием Запада. Западное благочестие ведь более осязательное в отличие от восточного, более чувственно-телесное. Там тоже нет нетленных тел. Но все же надо прикоснуться именно к телу. И тогда возникает -- в эпоху Возрождения -- портретность в изображении святых. И тогда же возникает представление о нетленных телах, которые передаются в пластике статуй, которые представляют святого как живого.
Это заблуждение сыграло в свое время пагубную роль в истории Русской Церкви. В начале советской власти, когда начались гонения на веру, стали проходить массовые вскрытия мощей. Безбожники с большим удовольствием стали рассказывать, что вместо святых мощей в раках обнаруживались «черепки, тряпки и чучела, набитые бумагой». Чаще всего эти сведения были сильно преувеличены, а иногда и просто лживы. Но, к сожалению, надо признать, что здесь церковный народ как бы сам себя «подставил». Потому что в таких вопросах должна быть прозрачность. Нужно было прямо написать: «мощи не сохранились», или «мощи находятся под спудом», или «осталась только лобная часть черепа» -- а не нетленные мощи. А ведь именно эти обманные слова, эта словесная оболочка дали большевикам возможность абсолютно объективно, с помощью фотоаппаратов и киносъемок строить на разоблачении мощей антирелигиозную пропаганду! И именно этого опасался Святейший Патриарх Тихон, издавая 4 (17) февраля 1919 года указ епархиальным архиереям «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Подобные указы издавались русскими архиереями и раньше, в XIX веке, но стремление к осязанию, к «нетленности» -- заглушало голоса святителей.
Конечно, бывают и случаи нетленности тел святых. Например, в Киево-Печерском, Псково-Печерском монастырях даже и некоторые не прославленные угодники лежат нетленными. Но это условия климата. Хотя, конечно, действие благословения Божьего здесь тоже присутствует. И тем не менее так ведь не во всех монастырях происходит! Если бы это было обязательным правилом, это было бы везде. Но получается, что в Киево-Печерском монастыре есть, а рядом, в Чернигове, например, этого нет. И уж конечно, нетленность никак не может быть критерием святости. На Афоне даже наоборот: считается, что если тело не истлело, значит, человек не угоден Богу. И это убеждение достаточно основательно. Земля не принимает. Ведь существуют предания о том, что колдунов или ведьм не принимает земля, и они часто лежат нетленные. На этом основаны и древние предания о вурдалаках, о живых мертвецах и т. п. Останки людей, связанных с нечистой силой, часто бывают нетленными.
А бывает, по благодати Божией, и по-другому. Например, в монастыре Георгия Хозевита под Иерусалимом лежат мощи св. Иоанна Румына или Иоанна Нового -- почти не тронутые тлением. При этом он сам про себя написал перед смертью стихи:
Недостойно мое тело
Чтобы чествовать его
Ибо часто не хотело
Слушать Бога своего.
Но Господь решил, что достойно. А рядом лежат мощи самого Георгия Хозевита, основателя Лавры, -- и это только череп святого, только честная глава.Теперь обратимся к самому слову «нетленное». Что это? Оказывается, это не то, что сохранилось от мертвого тела в целости. Когда мы говорим «нетленное наследие Церкви» -- мы имеем в виду то, что и не подлежит тлению. Есть вещи духовные, вещи благодатные, которые тлению не подлежат. Вот что значит нетленность! Вот здесь можно говорить о критерии святости! Если мощи сохранили силу святого, благодатый дар чудотворения, значит, он действительно был святым! И с этой точки зрения косточки преподобного Серафима и косточки преподобного Сергия Радонежского (а ведь тела этих великих святых не оказались «нетленными») гораздо сильнее, живее и мощнее, чем некоторые совершенно нетленные тела, которые могут быть показаны в анатомическом театре. Вопрос о необязательности нетления мощей для канонизации возник еще при канонизации преподобного Серафима. При подготовке к канонизации специально было запрошено мнение известного церковного историка Е. Е. Голубинского, который на тему канонизации святых в Русской Церкви написал целую книгу. Так вот, там совершенно четко сказано, что никогда, начиная от древнейших времен, от преподобных Антония и Феодосия Печерских и до преподобного Серафима Саровского, -- никогда Церковь не требовала нетленности мощей. А чего же она требовала?
Вернемся, однако, к мощам. Определенных сроков, по истечении которых начинается почитание святых угодников, не существует. Например, когда умер св. Александр Невский, его везли хоронить из Городца во Владимир. В Житии святого князя сказано, что, когда митрополит Кирилл захотел вложить в руку покойного разрешительную грамоту, князь сам протянул руку. Почитание началось мгновенно, без всяких сроков. Так же было с чудесами свт. Петра Московского. Не успели похоронить, сразу начинаются чудеса и почитание. А бывает и по-другому: чудеса начинаются лишь через много лет. Времена и сроки знает только Господь. Поэтому Церковь и в древние времена, и сейчас дает время свидетельству. Что будет? Господь проявит. Не надо торопиться и торопить события, надо подождать. Господь и народ церковный скажут свое слово.
Не было прежде и определенной процедуры вскрытия, идентификации и прославления святых. При нормальной церковной жизни -- какие могут быть процедуры и протоколы? Да, конечно, должны быть свидетельства мOщи, свидетельства благодати, свидетельство исцеляющей силы -- это требовалось всегда. Но какой-либо формализованной процедуры могло не быть. Это опять-таки все заимствовано из католического протокола -- у католиков есть градация святости: беатификация, канонизация и т. д. А у нас этого нет. Святой -- значит святой. Святой -- он и при жизни святой.
Иногда люди сомневаются: а точно ли почитаемые мощи являются мощами именно этого святого. Этот вопрос решается только и исключительно нашим доверием к церковному Преданию. Церковный историк Н. Н. Глубоковский говорил, что Православие вообще доказать нельзя, это не теорема математическая. Его показать можно, предъявить: вот преподобный Серафим Саровский, вот отец Николай с острова Залита -- вот что такое Православие. Точно так же обстоит с верой в подлинность мощей. К примеру, в ризнице Иерусалимского Храма Гроба Господня хранится косточка, на которой написано, что это косточка Марии Магдалины. Никакого документа при ней не было и не будет. Это дело веры -- и доверия к Церкви. Хочешь верь, хочешь не верь. Еще автор XI века Иаков Мних, агиограф св. княгини Ольги, писал, что ко гробу с ее мощами можно приникнуть и посмотреть и видеть ее. Но тот, кто с верой приникает, видит ее нетленной, а кто без веры -- ничего не видит. Кстати, мощи святой княгини Ольги, как и князя Владимира, были утрачены, их нет. До монгольского нашествия были, а потом исчезли. И что же теперь, они от этого святыми перестали быть? Конечно же нет.
Часто мощи святого или отсутствуют, или находятся под спудом, а для поклонения ему в храмах выставляется пустая гробница -- кенотаф. Это нормальное и очень традиционное древнее явление, и в нем нет ничего предосудительного. Одна угодница Божия, когда ей в 1903 году сказали про преподобного Серафима: «Говорят, что от вашего Серафима одни кости остались, какой же это святой?» -- ответила: «Мы не костям поклоняемся, а Божией благодати!»
Неправильно также полагать, что подлинность мощей обязательно должна подтверждаться какой-либо документацией. Ведь для одних документом может быть житие, а для других -- только то, что выдано нотариусом и припечатано печатью. Если нам требуется второй вариант, то надо учесть, что нотариального свидетельства с печатью нет ни при каких мощах, этого не делалось никогда -- ни в древности, ни в новое время. Другое дело -- агиография, жития святых. Это обязательно. Про древних мучеников -- мученические акты, про преподобных -- жития, которые, как правило, писались ближайшими учениками вскоре после кончины угодника. Так Епифаний Премудрый уже через 20 лет после смерти преподобного Сергия написал его житие, где говорит, что видел еще всех очевидцев и разговаривал с ними. Какие же нам еще документы требуются?
Это нормальное и очень традиционное древнее явление, и в нем нет ничего предосудительного.
Неправильно также полагать, что подлинность мощей обязательно должна подтверждаться
какой-либо документацией.
Ведь для одних документом может быть житие, а для других -- только то, что выдано нотариусом и припечатано печатью.
Бла-бла-бла
Одна угодница Божия... ответила: «Мы не костям поклоняемся, а Божией благодати!»
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
[Сообщение изменено пользователем 16.10.2007 13:18]
I
Ikar_x
+1
Господь не Тимошка, видит немножко
Он забанен на нашем форуме
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.