земельный вопрос
I
Iva_I
Господа юристы, можно ли что-то предпринять вот по такому вопросу: имеется наследник дома и имеется собственник земли под домом, который получил ее в собственность в девяностые годы прошлого века, не являясь собственником дома.
Законна ли вообще такая ситуация и что может предпринять наследник, что бы устранить такое вот "двоевластие".
Получается что любой желающий мог в то время получить землю в собственность у своего соседа под домом даже не поставив его в известность или были какие-то ограничения?
Законна ли вообще такая ситуация и что может предпринять наследник, что бы устранить такое вот "двоевластие".
Получается что любой желающий мог в то время получить землю в собственность у своего соседа под домом даже не поставив его в известность или были какие-то ограничения?
G
Grace
О! Классная ситуация (если мягко выразиться) - только суд!
Еще имейте в виду, что собственник тот, кто в регпалате им записан, а не тот, кто думает что он собственник.
Еще имейте в виду, что собственник тот, кто в регпалате им записан, а не тот, кто думает что он собственник.
I
Iva_I
Еще имейте в виду, что собственник тот, кто в регпалате им записан, а не тот, кто думает что он собственник.
Можно робко возразить:
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
I
Iva_I
О! Классная ситуация (если мягко выразиться) - только суд!
Наследник сразу рассматривал вариант суд, т.к. предпочитает решать дела правовым способом.
Но восстановление какого нарушенного права надо требовать от суда вот в чем вопрос...
d
dang
К собственнику дома переходит земля непосредственно под строением...
Кроме того, нужно смотреть на каком основании была приобретена земля, какие документы были и проч...
Кроме того, нужно смотреть на каком основании была приобретена земля, какие документы были и проч...
I
Iva_I
вот именно что переходит земля непосредственно под строением, а наследнику хочется еще и приусадебным участком пользоваться. Его наследодатель обладал правом постоянного (бессрочного) пользования, которое никто по суду не отменял, и наследник теперь владеет землей на том же праве. Но и собственник
получается тоже владеет землей, поскольку а) собственник и б) целевое назначение выделения земли - огородничество. Получается конфликт прав.
Все понимают, что ситуация "ненормальная" - одним и тем же участком земли владеют разные лица и при этом земля не находится в их совместной собственности.
Как теперь наследнику перевести понимание вот такой "ненормальной" ситуации в правовые требования?
Все понимают, что ситуация "ненормальная" - одним и тем же участком земли владеют разные лица и при этом земля не находится в их совместной собственности.
Как теперь наследнику перевести понимание вот такой "ненормальной" ситуации в правовые требования?
Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
2. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
3. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
4. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
2. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
3. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
4. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
--------------------------------------------------------------------------------
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
--------------------------------------------------------------------------------
Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие данного Кодекса в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
--------------------------------------------------------------------------------
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
(абзац введен Федеральным законом от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
(абзац введен Федеральным законом от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
...
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
--------------------------------------------------------------------------------
О применении пункта 6 статьи 36 см. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 187-О.
--------------------------------------------------------------------------------
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
--------------------------------------------------------------------------------
Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие данного Кодекса в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
--------------------------------------------------------------------------------
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
(абзац введен Федеральным законом от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
(абзац введен Федеральным законом от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
...
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
--------------------------------------------------------------------------------
О применении пункта 6 статьи 36 см. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 187-О.
--------------------------------------------------------------------------------
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
I
Iva_I
спасибо, но все эти приведенные статьи не подходят для наследника:
1. Участок получен во времена действия предыдущего ЗК, поэтому ссылаться на преимущественное право действующего ЗК мне кажется некорректным. Другое дело если в предыдущем ЗК найти статью, указывающую на преимущественное право приобретения.
2. Наследник не собирается выкупать землю, а скакой это радости он должен выкупать землю у собственника, когда по закону он должен ее всего лишь зарегистрировать, если решится на перевод ее в собственность. Право постоянного пользования у него никто не отменял.
1. Участок получен во времена действия предыдущего ЗК, поэтому ссылаться на преимущественное право действующего ЗК мне кажется некорректным. Другое дело если в предыдущем ЗК найти статью, указывающую на преимущественное право приобретения.
2. Наследник не собирается выкупать землю, а скакой это радости он должен выкупать землю у собственника, когда по закону он должен ее всего лишь зарегистрировать, если решится на перевод ее в собственность. Право постоянного пользования у него никто не отменял.
Мне кажется, основной вопрос здесь - на каком основании возникло право собственности на землю у лица, которое не имело (насколько я поняла) ранее никаких прав, а наследодатель имел право бессрочного пользования?
На мой взгляд, здесь надо рассмотреть вопрос о предъявлении иска о признании недействительным зарегистрированного права собственности на землю и доказывать недействительность возникновения.
На мой взгляд, здесь надо рассмотреть вопрос о предъявлении иска о признании недействительным зарегистрированного права собственности на землю и доказывать недействительность возникновения.
I
Iva_I
Мне кажется, основной вопрос здесь - на каком основании возникло право собственности на землю у лица, которое не имело (насколько я поняла) ранее никаких прав, а наследодатель имел право бессрочного пользования?
именно так
На мой взгляд, здесь надо рассмотреть вопрос о предъявлении иска о признании недействительным зарегистрированного права собственности на землю и доказывать недействительность возникновения
я предполагал вариант иска об отмене решения местного органа власти по предоставлению зем. участка и отмене выданного на его основе свидетельства о праве собственности.
Интересно, а какая-то разница есть между двумя этими вариантами или просто первая формулировка лаконичнее?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.