Уральский бизнесмен предлагает изменить тактику регулирования тарифов ЖКХ
m
mobil 1
Владелец фирмы «Уралкотел» Леонид Бычков предлагает провести год эксперимента по новой схеме, предложенной ему в Курганской области.
В Екатеринбурге прошли обыски в офисе группы компаний «Уралкотел», которая занимается производством котлов и оказывает услуги теплоснабжения в четырех областях Уральского федерального округа. Следственные мероприятия проводили сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Курганской области при силовой поддержке ОМОНа, сообщает «РБК-Екатеринбург».
Как пояснили оперативники, которые изымали технику и документацию, они работали в рамках уголовного дела по факту кражи бюджетных средств на 3,5 млн рублей. Но руководитель компании Леонид Бычков ни себя, ни своего коллегу, который проходит обвиняемым по делу, виновными не считает.
Мы встретились с Леонидом Бычковым, который рассказал, почему в такой ситуации мог оказаться каждый, кто занимается этим бизнесом и как нужно изменить законодательство, чтобы разрешить конфликт.
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
— Что это вообще за уголовное дело?
— Мошеннические действия при утверждении тарифа при работе в Юргамышском районе Курганской области. Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Курганской области при силовой поддержке ОМОНа не поленились приехать к нам более чем за 350 км и привезти с собой еще и понятых. Суть обвинений — якобы мы для завышения тарифа включили затраты, которых не было, и подтвердили их фиктивным договором. Хотя этих затрат в стоимости тарифа нет, что подтверждает открытая информация на сайте Департамента цен и тарифов Курганской области.
— Но если это открытая информация на госсайте, какие тогда проблемы?
— Я спросил это у следователя на допросе, но мне ответили, что у них другие сведения. Видимо, для следствия официальный документ с печатью органа государственного регулирования ничего не значит. Ну или это вообще не к нам, а в орган госрегулирования, если есть сомнения в достоверности их заключений. Кроме того, следствие идет крайне загадочным, обходным путем. Дождались, пока я улечу в отпуск, и после этого нагрянули с обыском. Исходя из слов этого же оперуполномоченного, следствие прекрасно знало, куда, когда и на сколько я улетаю, выждало момент, когда меня не будет, и пришло ко мне на предприятие.
— Против вас тоже возбуждено уголовное дело?
— В ходе обыска было предъявлено постановление о возбуждении уголовного дела против меня. Это постановление видели несколько наших сотрудников, присутствующих на оперативных мероприятиях. Но когда в ходе допроса я попросил ознакомить меня с этим документом — следователь заявила, что против меня уголовного дела нет, а возбуждено оно против директора другой фирмы нашего холдинга, Олега Кубасова. У предприятия «ТеплоРесурс», которое он возглавляет, утвержденная стоимость тепла в сельских поселениях — 3375,74 руб., в Юргамыше — 2659,70 руб. Хотя в Курганской области есть районы, где стоимость превышает 6000 рублей.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
— Почему тогда уголовное дело возбуждено в отношении вашего предприятия, а не на ваших конкурентов?
— У нас в Курганской области в эксплуатации 62 котельных и нового оборудования мы установили больше всех остальных вместе взятых. А у нас изъяли все документы, практически со всех компьютеров сняли жесткие диски. То есть теперь мы не можем проводить конкурсные процедуры по покупке топлива к новому отопительному сезону. Работа по подготовке к следующему сезону парализована полностью.
Вообще я считаю, что МВД участвует в конкурентной борьбе. Дело в том, что мы многим мешаем со своими низкими тарифами. Вы спросите: почему у нас прайс ниже всех? Объясню: мы работаем на своем новом оборудовании, КПД которого гораздо выше, чем на старых котлах конкурентов. Мы инвестируем в этот бизнес и эту область очень большие деньги. Но, видимо, кому-то это не нравится.
— Вы знаете фабулу обвинений?
— Все началось осенью 2014 года. Зима на носу, теплогенерирующий комплекс в Юргамышском районе практически разрушен, средства на подготовку отопительного сезона отсутствуют, нужно что-то делать. Область денег не дает, да и времени в обрез. Администрация решила воспользоваться опытом соседнего, Альменевского района, который в подобной ситуации на конкурсной основе передал всё теплоснабжение нашему холдингу. Правда, там мы и работать начинали раньше, поэтому всё получилось.
В Юргамыше ситуация была похожей, только там про зиму вспомнили летом и все оказались в условиях жесткой нехватки времени. Для того чтобы начать подготовительные работы, был заключен договор на аренду сроком до 1 месяца без проведения конкурса. Это допускается, чтобы было хоть какое-то юридическое обоснование появления на этих объектах новых организаций, иначе прокуратура может пресечь любые работы. Собственно, сами работы шли по плану: котлы устанавливались, трассы ремонтировались. Серьезные затруднения возникли при утверждении тарифов. Мы не смогли преодолеть первую линию защиты юридического отдела Департамента цен и тарифов Курганской области, так как главное, на что смотрит специалист, — так называемое вещное право.
— То есть тариф нельзя утвердить, если котельная не находится у тебя в собственности?
— Или если у тебя нет на нее договора концессии или аренды. Но большая часть котельных и прилегающих сетей не имеет кадастровых паспортов. Что в Курганской области, что в Свердловской. Они никак юридически не оформлены, и сдать их в аренду нельзя. На бумаге их не существует.
— Разве такое возможно?
— Практически все муниципальные образования Курганской области являются дотационными, свободных средств на реконструкцию котельных и тепловых сетей у них нет. Как сети, так и котельные были построены еще при социализме, и были тогда в гораздо лучшем состоянии, чем теперь. Со временем они износились до такой степени, что их использование для производства и доставки тепла потребителям напоминает движение по минному полю: где рванет трубу или потечет единственный действующий старый котел — неизвестно. В прошедшем сезоне, кстати, рвануло в Целинном районе. И рвануло не просто на всю область, а на всю Россию. А средств на оформление в собственность всего этого хозяйства и в помине нет.
— Но ведь раньше они все как-то работали?
— Обычно весь теплоснабжающий комплекс района передавался в эксплуатацию муниципальным предприятиям, создаваемым самими администрациями. Оказывать прямую финансовую помощь таким организациям администрация не может, поскольку Бюджетный кодекс этого не допускает. Чтобы они выжили в таких условиях, государственные регуляторы (РЭК, Департамент цен и тарифов) повышали тарифы. Это продляло их жизнь, но через 2–3 года приходилось банкротить. Имущество (котельные, водопроводы, теплосети и проч.) передавалось без проблем, так как они являлись единственными учредителями.
В случае передачи частным организациям процедура была и есть значительно сложнее: необходимо проводить конкурсные торги на право аренды. Для этого нужны оформленные в установленном порядке документы: на землю — кадастровые паспорта, на имущество (котельные, теплосети и т.д.) — свидетельства на право собственности. Пришел октябрь, котельные готовы к пуску тепла, а документы на рассмотрение тарифа даже не приняты.
— В октябре уже холодновато, чтобы сидеть без отопления. Как решалась ситуация? Я так понимаю, что тепло вы в итоге все-таки дали.
— Заместитель губернатора собрал совещание. На повестке дня была задолженность муниципальных образований за прошедший отопительный сезон и ситуация по Юргамышу. Мы объяснили свою позицию: если прав владения на котельные нет у администрации, тогда откуда мы их можем взять? Ответ начальника департамента цен и тарифов Курганской области был примерно таким: «Не мои проблемы, администрации и вам нужно было думать, когда заходили». Я тогда ответил: «Нет тарифа — нет тепла». Я и так за счет собственных средств реконструировал весь комплекс теплоснабжения района в рекордные сроки. Люди в две смены трудились, чтобы ЧС не случилось.
Затем вмешался губернатор, состоялось уже внутреннее совещание правительства. Губернатор дал команду департаменту утвердить стоимость тепла, а «ТеплоРесурсу» — незамедлительно подать его во все объекты района. Стоимость нам утвердили, правда, только с 1 ноября.
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
— Почему возникают подобные ситуации с оформлением документации для защиты тарифа и почему так растут тарифы ЖКХ?
— В экономически слабых районах нет средств на реконструкцию, и они вынуждены поддерживать жизнеспособность муниципальных и частных предприятий, занимающихся проблемами жизнеобеспечения, поднимая тарифы, поскольку эти затраты так или иначе компенсирует федеральный центр. С таким подходом процесс роста тарифов выглядит бесконечным, правда, он постепенно замедляется, поэтапно вводились ограничения роста: 18%, 12%, 8%, теперь второй год — 4%.
До поры до времени такая ситуация устраивает всех. А потом, как говорится, приплыли: дальше поднимать некуда, потолок. Например, в Свердловской области он, как правило, не превышает 3 тыс. рублей. А в крупных городах, где используется тепло от электростанции, — от 900 до 1500 рублей. То есть если бы у нас были тарифы Курганской области, то среднестатистический владелец «двушки» платил бы за тепло около 7 тысяч рублей.
Поэтому я предлагаю правительству рассмотреть вопрос о проведении эксперимента на территории Курганской области и отменить там регулирование для тех теплоснабжающих организаций, чей тариф не будет превышать предельный, обозначенный. Например, сделать его в 3500 тысячи рублей, на 500 рублей ниже, чем средний по области на данный момент.
— Как вы себе это представляете?
— Муниципалитет объявляет конкурс на поставку тепловой энергии, в условиях конкурса указана предельно допустимая цена за 1 Гкал. Тариф на котельных с установленной мощностью менее 1 МВт с транспортировкой тепла не превышает 3500 руб., а для для котельных мощностью от 1–10 МВ — 2700 руб. Теплоснабжающая организация, считающая, что заслуживает тарифа выше предельного, защищает тарифную смету по обычной схеме.
Второе условие конкурса — объем инвестиций в теплоснабжающий комплекс района. Побеждает тот, у кого цена на Гкал ниже, а объем инвестиций выше. К тому же в условиях конкурса необходимо предусмотреть жесткие санкции за неготовность нового поставщика тепла к следующему отопительному сезону. Поэтому и аукционы считаю целесообразным проводить в последнем квартале каждого года, чтобы у победителей было время на подготовку к следующему отопительному периоду.
С 2018 года отменяется госрегулирование цен на тепловую энергию на котельных более 10 МВт, которые отапливают города. Но нас это не коснется, потому что мы самые мелкие в этой пищевой цепочке.
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
— И что это даст?
— Такой эксперимент по отмене госрегулирования цен позволит конкурентным путем не только снизить сами тарифы, но и привести их к экономически обоснованным. Регулировать тариф будет рынок и конкуренция.
— Принятие подобного глобального решения может затянуться, а зима не за горами. Ваши планы на следующий отопительный сезон?
— Сейчас мы отправили требование по возврату нам всех тарифных дел по Курганской области. Наши инвестиции в курганские обьекты ЖКХ составляют сотни миллионов рублей, нас поддерживают не только наши сотрудники, о чем свидетельствуют подписи под открытым письмом, отправленным нами в правительство Курганской области, МВО, ФСБ, Прокуратуру, но и местное население. Пора правительству области решить, нужен им в области реальный инвестор или нет. Если нет, мы готовы обсудить способы возврата арендованного нами имущества, чтобы не ставить под угрозу отопительный сезон 2016–2017 гг. Мы профессионалы, а не жулики.
В Екатеринбурге прошли обыски в офисе группы компаний «Уралкотел», которая занимается производством котлов и оказывает услуги теплоснабжения в четырех областях Уральского федерального округа. Следственные мероприятия проводили сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Курганской области при силовой поддержке ОМОНа, сообщает «РБК-Екатеринбург».
Как пояснили оперативники, которые изымали технику и документацию, они работали в рамках уголовного дела по факту кражи бюджетных средств на 3,5 млн рублей. Но руководитель компании Леонид Бычков ни себя, ни своего коллегу, который проходит обвиняемым по делу, виновными не считает.
Мы встретились с Леонидом Бычковым, который рассказал, почему в такой ситуации мог оказаться каждый, кто занимается этим бизнесом и как нужно изменить законодательство, чтобы разрешить конфликт.
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
— Что это вообще за уголовное дело?
— Мошеннические действия при утверждении тарифа при работе в Юргамышском районе Курганской области. Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Курганской области при силовой поддержке ОМОНа не поленились приехать к нам более чем за 350 км и привезти с собой еще и понятых. Суть обвинений — якобы мы для завышения тарифа включили затраты, которых не было, и подтвердили их фиктивным договором. Хотя этих затрат в стоимости тарифа нет, что подтверждает открытая информация на сайте Департамента цен и тарифов Курганской области.
— Но если это открытая информация на госсайте, какие тогда проблемы?
— Я спросил это у следователя на допросе, но мне ответили, что у них другие сведения. Видимо, для следствия официальный документ с печатью органа государственного регулирования ничего не значит. Ну или это вообще не к нам, а в орган госрегулирования, если есть сомнения в достоверности их заключений. Кроме того, следствие идет крайне загадочным, обходным путем. Дождались, пока я улечу в отпуск, и после этого нагрянули с обыском. Исходя из слов этого же оперуполномоченного, следствие прекрасно знало, куда, когда и на сколько я улетаю, выждало момент, когда меня не будет, и пришло ко мне на предприятие.
— Против вас тоже возбуждено уголовное дело?
— В ходе обыска было предъявлено постановление о возбуждении уголовного дела против меня. Это постановление видели несколько наших сотрудников, присутствующих на оперативных мероприятиях. Но когда в ходе допроса я попросил ознакомить меня с этим документом — следователь заявила, что против меня уголовного дела нет, а возбуждено оно против директора другой фирмы нашего холдинга, Олега Кубасова. У предприятия «ТеплоРесурс», которое он возглавляет, утвержденная стоимость тепла в сельских поселениях — 3375,74 руб., в Юргамыше — 2659,70 руб. Хотя в Курганской области есть районы, где стоимость превышает 6000 рублей.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
— Почему тогда уголовное дело возбуждено в отношении вашего предприятия, а не на ваших конкурентов?
— У нас в Курганской области в эксплуатации 62 котельных и нового оборудования мы установили больше всех остальных вместе взятых. А у нас изъяли все документы, практически со всех компьютеров сняли жесткие диски. То есть теперь мы не можем проводить конкурсные процедуры по покупке топлива к новому отопительному сезону. Работа по подготовке к следующему сезону парализована полностью.
Вообще я считаю, что МВД участвует в конкурентной борьбе. Дело в том, что мы многим мешаем со своими низкими тарифами. Вы спросите: почему у нас прайс ниже всех? Объясню: мы работаем на своем новом оборудовании, КПД которого гораздо выше, чем на старых котлах конкурентов. Мы инвестируем в этот бизнес и эту область очень большие деньги. Но, видимо, кому-то это не нравится.
— Вы знаете фабулу обвинений?
— Все началось осенью 2014 года. Зима на носу, теплогенерирующий комплекс в Юргамышском районе практически разрушен, средства на подготовку отопительного сезона отсутствуют, нужно что-то делать. Область денег не дает, да и времени в обрез. Администрация решила воспользоваться опытом соседнего, Альменевского района, который в подобной ситуации на конкурсной основе передал всё теплоснабжение нашему холдингу. Правда, там мы и работать начинали раньше, поэтому всё получилось.
В Юргамыше ситуация была похожей, только там про зиму вспомнили летом и все оказались в условиях жесткой нехватки времени. Для того чтобы начать подготовительные работы, был заключен договор на аренду сроком до 1 месяца без проведения конкурса. Это допускается, чтобы было хоть какое-то юридическое обоснование появления на этих объектах новых организаций, иначе прокуратура может пресечь любые работы. Собственно, сами работы шли по плану: котлы устанавливались, трассы ремонтировались. Серьезные затруднения возникли при утверждении тарифов. Мы не смогли преодолеть первую линию защиты юридического отдела Департамента цен и тарифов Курганской области, так как главное, на что смотрит специалист, — так называемое вещное право.
— То есть тариф нельзя утвердить, если котельная не находится у тебя в собственности?
— Или если у тебя нет на нее договора концессии или аренды. Но большая часть котельных и прилегающих сетей не имеет кадастровых паспортов. Что в Курганской области, что в Свердловской. Они никак юридически не оформлены, и сдать их в аренду нельзя. На бумаге их не существует.
— Разве такое возможно?
— Практически все муниципальные образования Курганской области являются дотационными, свободных средств на реконструкцию котельных и тепловых сетей у них нет. Как сети, так и котельные были построены еще при социализме, и были тогда в гораздо лучшем состоянии, чем теперь. Со временем они износились до такой степени, что их использование для производства и доставки тепла потребителям напоминает движение по минному полю: где рванет трубу или потечет единственный действующий старый котел — неизвестно. В прошедшем сезоне, кстати, рвануло в Целинном районе. И рвануло не просто на всю область, а на всю Россию. А средств на оформление в собственность всего этого хозяйства и в помине нет.
— Но ведь раньше они все как-то работали?
— Обычно весь теплоснабжающий комплекс района передавался в эксплуатацию муниципальным предприятиям, создаваемым самими администрациями. Оказывать прямую финансовую помощь таким организациям администрация не может, поскольку Бюджетный кодекс этого не допускает. Чтобы они выжили в таких условиях, государственные регуляторы (РЭК, Департамент цен и тарифов) повышали тарифы. Это продляло их жизнь, но через 2–3 года приходилось банкротить. Имущество (котельные, водопроводы, теплосети и проч.) передавалось без проблем, так как они являлись единственными учредителями.
В случае передачи частным организациям процедура была и есть значительно сложнее: необходимо проводить конкурсные торги на право аренды. Для этого нужны оформленные в установленном порядке документы: на землю — кадастровые паспорта, на имущество (котельные, теплосети и т.д.) — свидетельства на право собственности. Пришел октябрь, котельные готовы к пуску тепла, а документы на рассмотрение тарифа даже не приняты.
— В октябре уже холодновато, чтобы сидеть без отопления. Как решалась ситуация? Я так понимаю, что тепло вы в итоге все-таки дали.
— Заместитель губернатора собрал совещание. На повестке дня была задолженность муниципальных образований за прошедший отопительный сезон и ситуация по Юргамышу. Мы объяснили свою позицию: если прав владения на котельные нет у администрации, тогда откуда мы их можем взять? Ответ начальника департамента цен и тарифов Курганской области был примерно таким: «Не мои проблемы, администрации и вам нужно было думать, когда заходили». Я тогда ответил: «Нет тарифа — нет тепла». Я и так за счет собственных средств реконструировал весь комплекс теплоснабжения района в рекордные сроки. Люди в две смены трудились, чтобы ЧС не случилось.
Затем вмешался губернатор, состоялось уже внутреннее совещание правительства. Губернатор дал команду департаменту утвердить стоимость тепла, а «ТеплоРесурсу» — незамедлительно подать его во все объекты района. Стоимость нам утвердили, правда, только с 1 ноября.
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
— Почему возникают подобные ситуации с оформлением документации для защиты тарифа и почему так растут тарифы ЖКХ?
— В экономически слабых районах нет средств на реконструкцию, и они вынуждены поддерживать жизнеспособность муниципальных и частных предприятий, занимающихся проблемами жизнеобеспечения, поднимая тарифы, поскольку эти затраты так или иначе компенсирует федеральный центр. С таким подходом процесс роста тарифов выглядит бесконечным, правда, он постепенно замедляется, поэтапно вводились ограничения роста: 18%, 12%, 8%, теперь второй год — 4%.
До поры до времени такая ситуация устраивает всех. А потом, как говорится, приплыли: дальше поднимать некуда, потолок. Например, в Свердловской области он, как правило, не превышает 3 тыс. рублей. А в крупных городах, где используется тепло от электростанции, — от 900 до 1500 рублей. То есть если бы у нас были тарифы Курганской области, то среднестатистический владелец «двушки» платил бы за тепло около 7 тысяч рублей.
Поэтому я предлагаю правительству рассмотреть вопрос о проведении эксперимента на территории Курганской области и отменить там регулирование для тех теплоснабжающих организаций, чей тариф не будет превышать предельный, обозначенный. Например, сделать его в 3500 тысячи рублей, на 500 рублей ниже, чем средний по области на данный момент.
— Как вы себе это представляете?
— Муниципалитет объявляет конкурс на поставку тепловой энергии, в условиях конкурса указана предельно допустимая цена за 1 Гкал. Тариф на котельных с установленной мощностью менее 1 МВт с транспортировкой тепла не превышает 3500 руб., а для для котельных мощностью от 1–10 МВ — 2700 руб. Теплоснабжающая организация, считающая, что заслуживает тарифа выше предельного, защищает тарифную смету по обычной схеме.
Второе условие конкурса — объем инвестиций в теплоснабжающий комплекс района. Побеждает тот, у кого цена на Гкал ниже, а объем инвестиций выше. К тому же в условиях конкурса необходимо предусмотреть жесткие санкции за неготовность нового поставщика тепла к следующему отопительному сезону. Поэтому и аукционы считаю целесообразным проводить в последнем квартале каждого года, чтобы у победителей было время на подготовку к следующему отопительному периоду.
С 2018 года отменяется госрегулирование цен на тепловую энергию на котельных более 10 МВт, которые отапливают города. Но нас это не коснется, потому что мы самые мелкие в этой пищевой цепочке.
«Пока есть госрегулирование — будет коррупция»: бизнесмен из Екатеринбурга предлагает изменить законодательство в теплоснабжении
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
— И что это даст?
— Такой эксперимент по отмене госрегулирования цен позволит конкурентным путем не только снизить сами тарифы, но и привести их к экономически обоснованным. Регулировать тариф будет рынок и конкуренция.
— Принятие подобного глобального решения может затянуться, а зима не за горами. Ваши планы на следующий отопительный сезон?
— Сейчас мы отправили требование по возврату нам всех тарифных дел по Курганской области. Наши инвестиции в курганские обьекты ЖКХ составляют сотни миллионов рублей, нас поддерживают не только наши сотрудники, о чем свидетельствуют подписи под открытым письмом, отправленным нами в правительство Курганской области, МВО, ФСБ, Прокуратуру, но и местное население. Пора правительству области решить, нужен им в области реальный инвестор или нет. Если нет, мы готовы обсудить способы возврата арендованного нами имущества, чтобы не ставить под угрозу отопительный сезон 2016–2017 гг. Мы профессионалы, а не жулики.
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.