Любители КАВКАЗОВ!

Примерный рацион щенка кавказской овчарки
( по книге С.Успенской)

3,5 – 6 месяцев , 3-4 кормления в день.

Мясо и мясопродукты; 300 – 600 гр. в день
рыба ( 2 раза в неделю) 50 - 200
молоко или кефир с творогом; 450 - 500
каши 250 - 300
овощи; 150 - 300
жиры; 20 – 40
0
бух@
От пользователя бух@
Сделали ему будку и вот думаем насчет вальера сразу строить

идеал вольера
http://www.volier.ru/ мона у умелых ручек в соседней ветке по строительству заказать похожие..
нахально тырю с сайта Воронежские богатыри..http://vbo.narod.ru/b4-vospit.html
Воспитание и содержание щенка очень тесно связаны между собой. Правильное содержание есть начало воспитания.
Воспитание щенка - еще не дрессировка, это всего лишь привитие ему необходимых навыков, которые помогут в дальнейшем его дрессировке.
Обязательная дрессировка кавказской овчарки КС -караульная служба, но навыки и некоторые команды из ОКД - общий курс дрессировки - нужны владельцу для управления собакой.
Ко времени, когда щенка можно будет дрессировать на площадке клуба, у него должны быть в основном отработаны некоторые дисциплинирующие навыки: приучение к кличке, подзыв, место, усадка, показ зубов, хождение рядом. Но отрабатывать их надо в игре, без применения насилия, поощряя за каждое выполнение навыка; Нельзя требовать от щенка большой выдержки и способности к длительным занятиям. Хозяин должен пользоваться командами только нормативными.
Воспитание щенка начинается с момента появления его в доме. Владелец должен быть со щенком всегда терпеливым, но настойчивым. Если щенок не знает, научить его, не хочет - заставить.
1. Первые шаги воспитания: кормление в определенные часы, никаких подачек со стола, между кормлениями, лакомство только за выполнение приема, ласка только от своих (членов семьи).
2. Заниматься со щенком дома и дрессировать его на площадке должен один человек в семье.
3. Не следует позволять щенку всякие баловства, которые забавны в маленьком щенке и неприятны во взрослой собаке, например, прыганье на хозяина, лазанье на диван.
4. Если и нужно наказывать щенка, то только в момент совершения им нежелательного поступка и не обязательно путем физического воздействия, иногда достаточно интонации голоса. Наказание щенка через некоторое время после совершения им проступка принесет только вред, так как он не поймет, за что его наказывают.
5. Не разрешайте дразнить щенка и причинять ему боль. Не разрешайте посторонним ласкать вашего щенка.
6. Не натравливайте щенка на посторонних людей, агрессивность появится у него с возрастом, естественно. При самостоятельной попытке щенка облаять постороннего в квартире или на своем дворе - поощрите его. На улице щенок не должен проявлять агрессии, отвлеките его игрушкой, апортом, запрещающей командой.
7. Первое, к чему необходимо приучить щенка - это кличка. Давая корм, надо называть кличку, добавляя команду "Ко мне!". Позвав щенка, приласкайте его или дайте лакомство, поощряя щенка за подход. Кличка служит, щенку сигналом "Внимание!". За кличкой обычно следует какая-либо команда или действие по отношению к собаке. Никогда не искажайте кличку, придавая ей уменьшительные или иные формы, не повторяйте ее слишком часто и бесцельно.
Команду "Ко мне!" нельзя давать угрожающим тоном, эта команда самая ласковая для щенка. Если щенок не послушается, отвлеките его, переключите его внимание, повторите команду более четким тоном, заставьте выполнить. После выполнения - ласка и поощрение.
Чтобы ваш призыв во всякое время был сильнее всех уличных соблазнов, нужно с раннего возраста закреплять безотказное выполнение команды "Ко мне!" с учетом индивидуальных особенностей питомца. Лакомку поощряют за каждый подход по команде кусочком сухарика, изюминкой или хоть маленькой крошкой хлеба. Внимательного, ласкового щенка гладят, почесывая за ухом. Озорника вознаграждают игрой с мячом или иным развлечением.
На прогулке следует иметь лакомство, которое дается щенку при каждом подзыве, затем отпустите щенка бегать командой "Гуляй!". Но не следует делать это слишком часто, утомившись, щенок не будет реагировать на вашу команду. Нельзя пользоваться командой "Ко мне!" в тех случаях, когда вы хотите забрать щенка домой, а он не нагулялся. Он быстро поймет, в чем дело, и не будет подходить на подзыв.
Случается, что щенок охотно подбегает за лакомством, но старается получить его, не даваясь в руки. Во избежание этого не следует каждый раз ловить подбежавшего по команде малыша, но лакомство нужно давать только после остановки его возле дрессировщика и сглаживания головы, шеи, холки щенка.
Нельзя наказывать собаку, провинившуюся вдали от дрессировщика, подозвав ее командой: у собаки короткая память, и полученную взбучку она свяжет не со своим проступком, а с подходом на ваш призыв.
При необходимости наказать собаку подходите к ней сзади, подловите в момент проступка, наконец, бросьте в нее чем-либо, но ваш призыв должен сулить ей только удовольствие и поощрение. В противном случае добиться послушания невозможно.
8. Нельзя наказывать щенка, если он не подходит на подзыв или убегает от хозяина.
Когда бы он не подошел, надо обласкать его и дать ему лакомство. Случается, что по команде "Ко мне!" щенок вначале идет к вам, но затем останавливается на некотором расстоянии от хозяина. Начинаете к нему подходить - отбегает, либо просто ждет, оставаясь на месте. Заставить упрямца подойти можно, сделав несколько резких шагов от него, либо наказав за непослушание метким броском камешка. Можно прятаться от щенка, для начала недалеко, чтобы он вас видел, и называть его кличку. Когда испуганный непослушник подбежит, его надо непременно похвалить и погладить.
9. Щенок быстро привыкает к отведенному для него уголку, но необходимо, чтобы он шел туда и оставался на месте по приказанию. Для этого стараются уловить момент, когда щенок хочет сам направиться на свою постель.
Например, после прогулки, и дают команду "Место!", а затем поощряют за нужное действие. В других случаях, после команды "Место!", щенка берут за ошейник и водворяют на место. Строгий тон приказаний с момента, когда малыш оказывается в своем углу, сменяют поощрительным словом "хорошо", которое произносится в мягких, ласкательных, интонациях. Непослушание и попытки покинуть место пресекают строгим повторением команды или шлепком.
10. Примерно с 2-3-х месяцев следует приучать к команде: "Фу!", предупреждая нежелательное действие, но следует помнить, что не нужно ежеминутно, по мелочам "зафукивать" щенка.
Команда "Фу!", в отличие от "Ко мне!", строгая, следует настойчиво, но без грубости добиваться ее выполнения.
11. С 4-5 месяцев следует приучать к команде "Сидеть!", позже к команде "Лежать!", не давая большой выдержки.
12. С 4-х месяцев неплохо, встретив на прогулке ручей, заставить щенка переплыть его (но не бросать щенка в воду), перепрыгнуть через канаву, преодолеть лежащее бревно. При этом нельзя забывать, что костносвязочный аппарат щенка еще не окреп, и не злоупотреблять прыжками.
13. В 4-5 месяцев приучать к команде "Рядом!". Лучше работать над этим приемом, когда идете с прогулки и щенок достаточно нагулялся. В начале прогулки полезно поводить щенка на поводке в натяжку без команды, это полезно для формирования конечностей и укрепления спины.
14. Месяцев с 6-ти приучайте к наморднику, надевая его мягко, без насилия, вначале на короткое время. При попытке снять намордник нужно одернуть и дать запрещающую команду.
15. Нельзя допустить попыток преследования щенком животных, птиц, проходящий транспорт, а также нельзя травить собак между собой.
16. Щенок не должен бояться уличного шума, движения автомашин, поездов. Для этого прогулки с ним следует начинать с тихих улиц, постепенно переходя на более оживленные.
17. Воспитывая щенка, необходимо уделять большое внимание его сторожевым качествам и, прежде всего, развитию недоверчивого отношения к посторонним лицам, которым нельзя разрешать ласкать, кормить, а также дразнить щенка. Неумелое наступление на щенка может вместо развития у него злобы привить трусость.
18. Очень важно приучить щенка в необходимые моменты отказаться от корма.
Для отработки приема используют момент кормления собаки, а также дачи лакомства. При попытке щенка взять корм его удерживают командой "Фу!", "Нельзя!" и поводком. Взять пищу разрешают только после команды "Возьми!".
Усложняя прием, добиваются длительной выдержки питомца над кормом. На улице и в других местах отказ от найденного корма поощряют лакомством из кармана.
Недопустимо, чтобы щенок брал корм из чужих рук. Не позволяйте ни в коем случае чужим (а для щенка все -чужие, кроме ограниченного круга членов семьи) кормить и ласкать щенка. Попросите кого-нибудь из своих друзей угостить щенка, и в момент попытки взять корм, пусть ваш знакомый шлепнет щенка или ущипнет за нос. Испуганного щенка подзовите, приласкайте и угостите сами. Приучать к отказу от корма надо не ранее 4-5-ти месяцев, чтобы не запугать щенка, а до этого возраста - никакой чужой ласки!
Часто у владельцев собак породы "кавказская овчарка" возникают сложности и проблемы:
1. При кормлении собаки (собака не подпускает хозяина, когда ест пищу).
2. При показе зубов на выставке (собака кусает хозяина, потому что не приучена или не подчиняется желанию хозяина).
3. Собака не подчиняется, не слушает хозяина (не считает хозяина своим вожаком).
Советы:
с первого дня появления щенка в вашем доме, при кормлении щенка больше уделяйте внимания ему своим присутствием, помешивайте рукой его пищу. Этим приучайте щенка доверять вам. Щенок быстро привыкнет к этому и не будет охранять от вас пищу. Так же. рекомендуется забирать игрушку у щенка, а также лакомый кусок. Если щенок хорошо воспринимает это и без трудности отдает, поощрите лаской и радостной интонацией, после чего нужно вернуть забранный предмет собаке. В случае злобной попытки укусить хозяина или члена семьи, необходимо жестоко одернуть щенка, сказав при этом командным голосом "Фу!", при необходимости ударить, но в тот же момент и в разумных пределах. В таких случаях уступать щенку нельзя, иначе щенок будет наглеть и уверенно чувствовать себя хозяином (вожаком).
Кавказская овчарка одна из сильнейших пород, знающая свою силу, уважающая себя, с наследственной злобой. Поэтому подчиняется только сильному человеку. Прежде всего надо найти контакт, взаимопонимание, обязательно, чтобы щенок уважал и чувствовал ваше превосходство над ним, а также понимал, за что его наказывают, за что хвалят.
Так вы приучите щенка подчиняться вам, показывать зубы и отдавать любые предметы, не огрызаясь на это.

[Сообщение изменено пользователем 01.04.2009 20:35]
0
Я уже отвечала пользователю sprutik о дрессировке, хочу повторить еще раз ^

В клубе служебного собаководства, пер.Торфяной - 10 можно записаться на дрессировку. В данный момент на площадке занимается группа кавказских овчарок "детский сад" (детки от 4 месяцев до 1 года), дрессировщик Влад Зайцев.

ТУРМАЛИН ( Штурман) присоединился к группе на 4м занятии, встретил и вспомнил своих сестренок-однопометниц. Девчонки налетели на него как фурии, кувыркались и мутузили друг друга, поэтому Штурман после первого своего занятия выглядел очень уставшим. Вечером мне позвонил владелец щенка и поинтересовался, а стоит ли так нагружать ребенка, везти его в машине, потом заниматься и надо ли ему всё это. Я убедила Николая, что это нужно и Штурману, и ему лично. Занятия продолжаются. Другие владельцы наших щенков, занимающиеся на площадке, мне звонят и рассказывают об успехах Штурмана и его хозяина. Им очень нравится что Турмалин с первого раза стал правильно выполнять команду "рядом" как на поводке, так и без оного. Вот он, Турмалин, справа (слева Талисман), в возрасте 3 месяца 20 дней. Сейчас-то он, конечно, уже подрос, сегодня щеникам исполнилось 5 месяцев. Владельцы приглашают в гости, как-нибудь выберусь и сфотографирую ребенка, интересно же как растёт.

Фотография из Фотогалереи на E1.ru
0
бух@
От пользователя sprutik
Насчет прогнутой немного спинки и приподнятого таза обратиться думаем к ветеринару? Стоит ли?

без :fotku: трудно советовать..может солнышка не хватать..но не лишнее сдать анализы на глисты.и доктору показаться,можно в Неовит,Айболит,я обычно в эти клинники обращаюсь..про другие ничего не могу сказать..еще Бабкину Юлю хвалят..
..по дрессуре можно присоединиться к Натальиным деткам,можно обратиться в Собачью Академию,можно пригласить тренера на дом, можно самим дрессировать, есть интересная методика с кликером,если на выставки можно заниматься самим, можно заниматься с хендлером.. :hi:
0
бух@
Варта а ты Иргу себе оставила как тебе советовали или продаешь еще?

Фотография из Фотогалереи на E1.ru

Игра перед экспертами..и у тебя еще щенки должны быть,где :fotku:
хвастайся детками..
У Натальиных знакомых помоему только одна деушка осталась..
1 / 0
бух@
Боняшна

Фотография из Фотогалереи на E1.ru

все колтуны рачесали,шерсть пригладили :lol:

Фотография из Фотогалереи на E1.ru
0
От пользователя бух@
У Натальиных знакомых помоему только одна деушка осталась..

Да, у Руслана и Людмилы Дубок осталась только одна девочка - Акварель, но для очень ответственных ручек.

Фотография из Фотогалереи на E1.ru

В помете было еще 2 девочки, они сегодня уехали к своим новым родителям. А единственный мальчик улетел к папе РУССКОМУ РИСКУ ЕСАУЛУ в Новосибирск.
http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=143&i=56131... Это ссылка, гда про Акварель поболее написано.
0
sprutik
От пользователя vilian

Спасибо за советы, обязательно приму к сведению.

Насчет дрессировки, думаю к концу апреля появится возможность посещать площадку для дрессировки. Только вот вопрос мучает, с Диком (кличка щени нашего) постоянно отец находиться, я только в выходные и вечерами постоянно с ним, а отец целый день. Как быть, например, вот водить его в Клуб на дрессировку можно мне? Или нужно чтобы отец с ним ходил, т.к. он больше времени с ним проводит?
0
sprutik
И еще щеня наш постоянно хватается за руки, ну так играючи но прикусывает легонько, зубки то острые уже)))) Стоит ли это пресекать или это просто игра для него? Не будет ли он так делать когда взрослым будет?
0
бух@
От пользователя sprutik
наш постоянно хватается за руки, ну так играючи но прикусывает легонько, зубки то острые уже


ручками гладим, зубки чешутся, даем игрушки косточки, у магазинах куча всего, заменяем "Постоянно хватается за ручки" на "косточка, мячик,игрушка-лучше" моя любила пищалки..замену поощряем "Ай, умница", если хватает и за ноги и просто за рукава, берем сворачиваем газету, и по попе с шуршанием,(что б не видела что это вы с газетой), лучше если кто-то другой и неожиданно.. и "Ой что это было" и игрушку и "Ай умница" если возьмет..(насчет по морде, и сковородкой слышала не пробовала)..мы так росли без сковородок.. :hi:
От пользователя sprutik
Насчет дрессировки, думаю к концу апреля появится возможность посещать площадку для дрессировки

Кому больше нравится, пусть тот и с собакой ходит..тут настроение хозяина очень важно..папа может дома повторять, то что вам на площадке показали..только игрой не до фонатизма..что б у собаки интерес не пропал..вообще кавказцы очень сообразительные и хитрые.. :lol:
0
Варта
От пользователя бух@


Фотография из Фотогалереи на E1.ru

Фотографии щенков хозяин привёз только такие. Заберу алиментного , тогда буду ставить в продаже щенков.
На этом фото щенкам 20 дней.
0
Варта
0
бух@
От пользователя Варта
Заберу алиментного

Ждем :fotku: красавца..
0
бух@
ПРО ТЕСТИРОВАНИЕ..
Положение о проведении тестирования поведения собак
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Отобрать для племенной работы полноценных по поведенческим реакциям собак, соответствующих требованиям стандарта, выявить и не допустить к племенному использованию собак, имеющих явные отклонения в психике и поведении (трусливость, чрезмерная агрессивность).
Данный тест разработан для оценки природных поведенческих реакций собаки.
Тестирование проводится комиссией опытных специалистов по породе, в состав которой входят эксперт РКФ по рабочим качествам и эксперт по данной породе.
Комиссия, уполномоченная оценивать собак по данному Положению, должна собираться не реже одного раза в квартал, чтобы каждый желающий мог пройти с собакой тестирование в удобное для него время.
К прохождению данного теста допускаются собаки, достигшие возраста 12 месяцев и имеющие клеймо.
Владелец собаки обязан предъявить комиссии оригинал родословной.
ОЦЕНКИ: положительные (Т1 и Т2) и отрицательная ( - ).



ОСМОТР
Эксперт сверяет номер клейма на собаке с номером клейма, указанным в родословной. Затем проводится осмотр собаки. Обязательным требованием является проверка прикуса и зубной формулы, а также наличия семенников у кобелей. Мануальный осмотр проводит эксперт по породе.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

- выраженное робкое поведение (-);
- кратковременное агрессивное, робкое или выраженное ориентировочное поведение, легко корректируемое владельцем (Т2);
- безразличное отношение или кратковременное ориентировочное поведение (Т1);
- выраженное агрессивное поведение (-).


ПРОВЕРКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ
Владелец с собакой на свободном (провисшем) поводке длиной 1-1,5 метра проходит через группу людей (не менее 5 человек). Поведение людей должно быть естественным, без агрессии и страха. Они должны двигаться в разных направлениях, могут жестикулировать, громко разговаривать, смеяться, наклоняться, приседать. При этом они не обращают внимания на тестируемую собаку и не делают попыток её испугать. Владельцу разрешается общаться с собакой и корректировать её поведение.
Количество проходов через группу людей должно быть достаточным для того, чтобы оценить характер поведения собаки (минимально 3 раза).
Затем эксперт подходит к владельцу собаки, пожимает ему руку, разговаривает с ним некоторое время.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

- трудногасимое робкое поведение (-);
- робкое, агрессивное, выраженное ориентировочное поведение, легко корректируемое владельцем (Т2);
- спокойное, доброжелательное или безразличное отношение (Т1);
- трудногасимое агрессивное поведение (-).


ЗВУКОВОЙ ТЕСТ (ВЫСТРЕЛ)
Собака во время теста на свободном поводке. По сигналу эксперта с расстояния 20-25 метров от собаки двукратно производится выстрел из стартового пистолета. Возможна проверка группы собак одновременно, но не более 5 собак.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

- выраженное робкое или длительное (более 30 секунд) ориентировочное поведение (-);
- кратковременная (не более 30 секунд) ориентировочная реакция (Т2);
- безразличное отношение (Т1);
- агрессивное поведение (-).


МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОБАКИ
1. Итоговая оценка собак выводится по результатам трех тестов.
При преобладании оценок Т1 собака считается успешно прошедшей тесты.
Собаки, получившие оценку Т1, наиболее точно соответствуют требованиям стандарта породы по природным поведенческим реакциям.
При преобладании оценок Т2 собака считается прошедшей данный тест. Она имеет допустимое, хотя и не вполне соответствующее требованиям стандарта породы поведение. При племенном использовании такой собаки следует обратить внимание на правильный подбор пары, чтобы не закрепить в породе нежелательные поведенческие реакции.
Итоговая оценка тестирования фиксируется в оценочном листе, копия которого выдаётся владельцу собаки. Кроме того, владельцу собаки выдаётся диплом специального образца, или же результаты тестирования вносятся в квалификационную книжку.
Диплом должен содержать следующую информацию: порода, кличка, пол, дата рождения, номер родословной и клейма, окрас, фамилия владельца, оценка по всем трем тестам, итоговая оценка, дата проведения тестирования, фамилия и имя эксперта и членов комиссии.
Оценочные листы должны быть переданы для регистрации в РКФ.
Если собака сдала тесты с оценкой Т2, то она должна проходить тестирование каждые два года.
2. При получении отрицательной оценки на любом из этапов данного теста собака снимается с испытаний и считается не прошедшей данный тест.
Эксперт делает отметку "тест не пройден" в оценочном листе собаки.
Собаки, получившие отрицательную оценку, могут быть допущены к повторному тестированию, но не ранее чем через 3 месяца. Повторное тестирование проводится не более двух раз.
Собаки, трижды получившие оценку "тест не пройден", дисквалифицируются и считаются непригодными к племенному использованию, так как их поведение не соответствует требованиям стандарта породы. Данная отметка вписывается в родословную собаки и отмечается в базе данных.
Данное Положение может быть использовано для всех пород, кроме немецкой овчарки, имеющей по стандарту обязательные испытания по рабочим качествам. Для допуска немецкой овчарки в племенное разведение обязателен кёрунг.
Данный тест (в части 2-4) обязательно проходят собаки пород: боксёр, доберман, ротвейлер, ризеншнауцер, русский черный терьер, ЮРО, САО, КО, московская сторожевая, бельгийские овчарки, бриар, фландрский бувье.



:hi:
0
***Ty-160*** /Белый лебедь/
От пользователя бух@
.да и так домашние выложите..интересней темка будет..

Выкладывала уже,где то выше,но ещё сделаю ;-)
И в моих альбомах есть наши собачки

[Сообщение изменено пользователем 02.04.2009 14:00]
0
***Ty-160*** /Белый лебедь/
От пользователя бух@

Спасибо,увидела свою собачку :hi:
0
***Ty-160*** /Белый лебедь/
0
***Ty-160*** /Белый лебедь/
0
бух@
http://shnauzer.org.ua/pressa/public/index.html
ЛИТЕРАТУРА
о собаках и их хозяевах
19 ПРАВИЛ
общекинологическо-человеческой вежливости
Этот материал был найден, где-то на необъятных просторах сети Интернет, и я размещаю его здесь, так-как, на мой взгляд, является достаточно актуальным. Если кто-то признает свое авторство, с удовольствием поставлю автора.

Собаководы встречаются - и, конечно, общаются между собой - иногда на выставках, изредка в клубах, но каждый день - и не по разу - там, где гуляют со своими собаками. На выставках все придерживаются регламентов, позволяющих проводить эти мероприятия без сбоев. В клубах свои правила тоже существуют - ради нормального организационного процесса. (Хотя по сути своей клуб должен быть местом не единичных, а постоянных контактов объединенных им членов, то есть людей, имеющих какие-то схожие интересы и увлечения; но, пожалуй, нет сейчас таких клубов у собаководов: другие у клубов цели, другие заботы). И для владельцев собак лишь общие выгулы (пустыри, скверы, задворки) остаются местом непринужденного общения с себе подобными. Но раз люди встречаются там чаще всего, то, соответственно, именно там и складывается самая прочная культура общения, живая этика налаживания и поддержания добрых отношений между ними. Не этикет, который нужен на выставках и клубных мероприятиях, а - этика. Не культура обмена ценной информацией и опытом, которой, по идее, должны быть пронизаны клубы, а культура взаимоотношений, позволяющая бесконфликтно сосуществовать разным людям (и их разным собакам) на довольно ограниченных, какими приходилось и до сих пор приходится пользоваться, пространствах общих выгулов. Это все к чему: была, именно БЫЛА такая этика еще в недавнем прошлом. Пусть не везде развившаяся в равной степени и даже впитавшая кое-какие предрассудки и глупости, но она отвечала своему предназначению. В отличие от уставных положений и юридически оформленных правил, неписаные, но зато общепринятые (так и хочется сказать - исторически сложившиеся) законы этой этики блюлись без всякого администрирования довольно строго, поскольку были удобны и выгодны всем окрестным владельцам собак.
Теперь же кто-нибудь знает, где такие законы существуют до сих пор? Сомнительно что-то. Сплошь и рядом любые, даже очень мягкие попытки напомнить о необходимости уважения интересов других людей, гуляющих с собаками, многими не знающими об этих традициях "собаковладельцами" принимаются в штыки. Увы, произошел разрыв преемственности. Надо полагать, с течением времени какие-то правила вновь сами собой образуются; но сегодня разве не лучше помнить о тех, что сложились прежде? Неужели приятно злить друг друга и злиться, если можно (и нужно!) ладить по-хорошему, доставляя удовольствие спокойной жизни и себе, и своим собакам? Вот они, те неписаные законы (может быть, не все, но - главные) и комментарии к ним.

1. Если довелось привести собаку туда, где выгуливают своих собак другие люди, то, пусть вы и не знакомы, но поздоровайтесь.
2. Если ваш пес драчлив, то выбирайте место и время, где и когда выгуливают тех собак, с кем он драться не станет.
3. Если собаки собираются подраться, то хозяева по возможности должны воспрепятствовать этому.
4. Если все же собаки разодрались, то их растаскивают. Но каждый хозяин - только свою собаку. За чужую хвататься можно только в исключительных случаях: если хозяин ее в этом беспомощен, или когда она, большая, атаковала маленькую, или при нападении на щенка.
5. Крошечных, хрупких, легко травмируемых собак даже любопытства ради не стоит приводить туда, где бегают крупные и сильные.
6. Нельзя отпускать собаку на общем выгуле, не сняв с нее металлического ошейника.
7. Не пускайте бегать с другими собаку с волочащимся за ней поводком.
8. Если кто-то дрессирует собаку на выгуле, то не вмешивайтесь ни с советами, ни с возмущением (по крайней мере, пока урок не закончится). И даже если собака очень громко орет при наказании. А если ваши собаки к ней лезут - и дрессировщик вас попросит - отзовите их.
9. Когда рядом находятся свободно отпущенные собаки, то при наказании своей нельзя размахивать ни руками, ни хлыстом.
10. Без разрешения владельца нельзя гладить его собаку.
11. И тем более нельзя (даже с разрешения владельца) угощать его собаку.
12. Игра в "апортики" может спровоцировать драку, а может закончиться потерей мяча или игрушки. Если никто не возражал против игры, то и виноватых нет.
13. Течных сук нельзя приводить на общие выгулы, даже когда там нет ни одной собаки.
14. Нельзя на общий выгул приводить собак больных и только что переболевших заразной болезнью.
15. Даже если хозяин у собаки отпетый негодяй и болван, то ведь собака в том не виновата. И не годится на ней вымещать злость и неприязнь к ее хозяину.
16. Бродячих собак, забежавших на выгулы, нельзя прогонять (если, конечно, они не затевают драки или не покрыты лишаем).
17. Нельзя разрешать своей собаке оправляться на тротуарах. А если такое случилось, то экскременты надо убрать.
18. Стекла и кости с территории выгула нужно убирать всем, кто приводит туда собак.
19. Если увидели явно потерявшуюся собаку, позаботьтесь о ней.



[Сообщение изменено пользователем 02.04.2009 23:11]
0
бух@
Много букв но интересно... :-D

КАК ИСПОРТИТЬ СОБАКУ
Авторы: А.Хабургаев, И.Гай.
Статья была опубликована в журнале "ДРУГ" №8-9 2002 г.

Вообще-то, это не так-то просто. Но при сильном желании и некотором опыте можно. Мне, например, удалось. Моя ненаглядная собака - позор породы. Удивительно, но для того, чтобы собаку испортить, надо любить ее больше жизни - это первое непременное условие. Об остальных поговорим ниже. А еще я обратил внимание на то, что между воспитанием ребенка и собаки НЕТ АБСОЛЮТНО НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ! Те же законы, те же принципы. Правда, человеческий детеныш (в отличие от собачьего) имеет больше соблазнов и, соответственно, шансов попасть в дурную компанию или под плохое влияние. Но и собака не гарантирована от подобной участи. Мне известны случаи, когда за месяц передержки (причем у ближайших родственников) собака приобретала такие стойкие нехорошие привычки, что избавиться от них окончательно так и не помог ни один специалист.

Предлагаю занятную тему для дискуссии:
"Что эффективнее портит собаку - излишнее баловство или излишняя жестокость?" Не удивлюсь, если регулярные побои и голодное существование в неустроенном быту окажутся полезнее, чем всяческое потакание малейшим капризам четвероногого чада. Однажды к нам в редакцию зашел коллега журналист (телевизионного профиля). Мы шли по коридору, увешанному портретами известных артистов и звезд эстрады со своими любимцами. Увидев фото очень известной певицы (с которой он несколько лет прожил в "гражданском браке") коллега задрожал всем телом и, отвернувшись, ускорил шаг. "В чем дело? - удивился я, догнав коллегу. - Вы же вроде нормально жили и мирно расстались?" "Ненавижу!!!! Тварь эту четвероногую ненавижу! - буквально заорал бывший сожитель звезды, тыча пальцем в собачонку, которую популярная певица нежнейше обнимала. Причем, коллега-то - человек интеллигентный и очень выдержанный (не один год знакомы). После феерической тирады из ослепительно-матерных фраз коллега-телевизионщик, захлебываясь от ненависти, добрых полчаса рассказывал о мерзостях и подлостях, которые ему от этой собаки пережить довелось и из-за которой, как оказалось, они и расстались.

Кому из нас не приходилось встречать собак с мерзким характером?
Только пожалуйста, не кидайте в меня камни с яростными криками, что это только люди бывают мерзкими, а животные - никогда! Еще как бывают, слава Богу, значительно реже, чем люди. Вот давайте и разберемся, ПОЧЕМУ? Откуда берутся эти ужасные собаки? Передаются ли по наследству им от собачьих родителей подлость, трусость, брехливость и прочие качества, отравляющие окружающим (и двуногим и четвероногим) жизнь или мы их делаем таковыми своими легкомысленными до преступности действиями? Попробуем разобраться втроем. Я - ваш покорный слуга, досконально знающий по собственному кинологическому опыту "как нельзя" (далее - А.Х.), дрессировщик Игорь Гай, знающий "как надо" (далее -И.Г.)и уже знакомый вам по статье о собачьих драках ("Друг №4 2001г.) наш третий собеседник, тот самый N-неизвестный дрессировщик, покорно ожидавший прихода Главного и как-то незаметно включившийся в нашу беседу. Впоследствии мы с Игорем Гаем все-таки вычислили эту известную в "собачьих кругах" персону, но она, вернее он, попросил не раскрывать инкогнито. Ибо по-ленински скромен.

А.Х. Если позволите, я начну с собственного печального опыта. Если хотите испортить человека, начинайте заниматься этим с детства. Эта же истина справедлива и в отношении собак. Моя Луша с месячного возраста сильно болела (не так важно чем, там был целый "букет", от которого любой ветеринар вздрогнет). В результате практически до 6 месяцев она просидела дома и была лишена радости общения с себе подобными и прогулок по дворам и скверам. Иными словами, мы пропустили важнейший период социального становления, или социальной адаптации, как принято говорить у дрессировщиков. Последствия не заставили долго ждать. Собака с первого же дня в "обществе" стала шарахаться ото всех других собак, так ни разу (за все 12 лет жизни!) ни с кем не подружилась и ни разу не играла с другим животным! Малейшие попытки даже мелких собачонок вовлечь ее в свои забавы, при всем их откровенном дружелюбии натыкались на трусливо-агрессивный отпор.

И.Г. Александр! По-моему, вы бросаетесь в крайности. Я имею в виду ваше вступление. "Регулярные побои и голодное существование..." Поверьте мне, эти вещи никого и никогда не доводили до хорошего! Мне интересно посмотреть, если бы вас регулярно били (по поводу и без оного), морили голодом, то смогли бы вы дожить до своих не таких уж преклонных лет? И даже если бы и смогли, кем бы вы стали? Наверное, жалким и забитым существом с рабской психологией. Конечно, некоторые люди так и считают, что чем больше бьешь собаку или жену, тем она крепче любит. И вместо того, чтобы иметь ДРУГА, имеют покорного РАБА. Реализовывать свои скрытые садистские наклонности легче всего на безответных и молчаливых существах. Вторая крайность - излишнее баловство и потакание малейшим капризам собаки: это верный путь вырастить мелкого домашнего тирана. Если интересно мое мнение по поводу любви к животному, то здесь наиболее уместно высказывание Экзюпери "Мы ОТВЕТСТВЕННЫ за тех, кого приручили!" Расшифрую - если я завел себе собаку, то именно я ответственен за ее судьбу. Это значит, что я обязан обеспечить ей ту жизнь, для которой она предназначена. Если это служебная собака, то она обязана пройти те курсы обучения, которые предназначены для служебных собак, если охотничья, то соответственно - натаску, нагонку.... и т.д. Вот тогда собака будет жить ПОЛНОЦЕННОЙ жизнью. И здесь не будет места ни излишней жестокости (от незнания мотивов поведения животного), ни излишней избалованности, потому что, обучая свою собаку, начинаешь ПОНИМАТЬ ее. Но я уже повторяюсь. В предыдущих номерах мы говорили об этом.

N. О забитых собаках вспоминать не хочется, а вот о заласканных можно. Вот какой случай, как говорится, с намеком на "классику", произошел с одним моим помощником П. Его как-то пригласили на так называемое "укрощение", т.е. выезд к собаке, которая терроризировала своих владельцев. По их словам, милый добрый щенок, любимец семьи, внезапно превратился в монстра, терроризирующего своих хозяев. Что же касается последних, то воспитывать террориста они пытались дуровским методом - с помощью любви и ласки. Любопытный факт, характеризующий ситуацию - в квартире горемыки-владельцы встречаться с П. отказались. Мол, мы за свою собаку не ручаемся. И вот стоит помощник П. в условленном месте и видит, как на двух поводках, как на растяжке, к нему ведут плотного, лоснящегося ротвейлера. Для того чтобы начать разговор, поводок пришлось обвязать вокруг дерева. Впоследствии выяснилось, что по-другому с бывшим "пупсиком" и "лапочкой", когда-то уморительно вилявшим обрубком при виде хозяев, гулять невозможно. А еще выяснилось, что с возрастом почувствовавший силу и не получивший должного отпора от "папика" с "мамулей" пес обнаглел и начал сам "регламентировать" жизнь хозяев - с помощью доступных средств (а именно укусов) в тех случаях, когда он считал, что его владельцы что-то делают не так. Например, ему нельзя было мешать спать - в этом случае запрещалось ходить возле его места - которое потомок мясницких собак из города Ротвайль, к слову, тоже выбирал себе сам - диван, кресло, или просто уютный угол в прихожей. Он мог выгнать хозяев на прогулку, когда ему этого хотелось или потребовать еды, а мог и часами не выпускать из квартиры, не позволяя уйти на работу. Опущу тактику лечения, которую предлагал мой помощник П., ибо она довольно сложна, поскольку перестраивать запущенные семейные отношения значительно сложнее, нежели строить новые. И только опытный мастер, каковым, к сожалению, помощник П. никогда не являлся, мог с этим случаем справиться, поэтому и "лекарство", предложенное им, было весьма упрощенным по составу и от того малоэффектиным.

А.Х. Ваш пример нагляден и поучителен, но у меня-то выросла забитая собака, которую никто ни разу пальцем не тронул. Естественно, мы регулярно обращались к специалистам, в том числе и к тем, что занимаются "коррекцией психики". Большинство из них сами нуждались в немедленной коррекции, причем профиля работы. Один очень профессиональный человек, которому я всецело доверяю, дословно сказал мне так: "Конечно, твоя Луша не безнадежна, но для того, чтобы "выправить" ей мозги и нервы, тебе придется самому изучить зоопсихологию и этологию на уровне кандидатского минимума, бросить работу и заниматься с ней часов 6-8 каждый день!" Конечно, я - негодяй, которому нет прощения, но я не последовал этому совету. Хотя знания в вышеперечисленных науках углубил основательно. Скажите, что делать остальным, таким же, как я, бедным владельцам собак, пропустившим важнейший момент социальной адаптации? Можно ли наверстать упущенное и, если можно, то как?

И.Г. Действительно, момент социализации является одним из важнейших в жизни собаки. И своевременно не пройдя этот этап, можно получить массу неожиданных проблем: собака начинает бояться шумов, людей, других собак и т.п. Неуравновешенность таких собак порой выражается в так называемой неспровоцированной агрессии - когда собака ни с того ни с сего бросается на другую собаку - или человека. На самом деле неспровоцированной агрессии не бывает - всегда найдется причина, ее вызвавшая, другое дело, что выявить ее и растолковать может только специалист. У животных с отклонениями, полученными в процессе неправильной социализации, не всегда нормальные реакции на самые, казалось бы, безобидные для других собак ситуации. Они просто своевременно не научились реагировать на те или иные внешние воздействия - а затем способность этому обучению у них прошла. Все это азы этологии, и на эту тему написаны тома исследований.
Особеннно часто неправильным, неадекватным поведением грешат собаки с так называемым "синдромом питомника". Это те псы, которые выращивались до 4-5 и более месяцев в замкнутом мирке питомника или квартиры и только потом их продавали. Попадая в "большой мир" (например, выходя с новым владельцем на улицу) получали сильнейший стресс. Это происходит потому, что мирок питомника (квартиры) был очень ограничен и ту информацию об окружающем мире, которую щенок должен был получить в 2-3-х месячном возрасте, он не получил. Поэтому если заводчик - ответственный человек, то он обязан ознакомить щенка с окружающим миром своевременно. Пусть даже вынося щенков на улицу на руках с двухмесячного возраста, - эта осторожность необходима до получения щенком необходимых прививок, поскольку существует опасность заражения какой-либо болезнью при контакте щенка с другими собаками.

А.Х. Кстати, пытаясь "социализировать" свою Лушу, я не раз специально создавал ситуации, когда ей целый день, а то два и три приходилось жить в одном доме с другой (специально подбирал мирных и дружелюбных) собакой, причем и в собственной квартире, и в гостях, и на нейтральной територии. Результат неизменно был один: другая собака пыталась подружиться, но натыкалась на ту же трусливую агрессивность. Луша огрызалась всякий раз, когда предпринималась очередная настойчивая попытка. В конце концов, она забивалась в самый дальний укромный угол или прошмыгивала куда ей нужно, вдоль стенки. Собаки быстро теряли к ней всякий интерес, предпочитая общаться с людьми, но что интересно, почти никогда не проявляли ответной агрессии, а вели себя с "равнодушным снисхождением". Вопрос: "Поможет ли постоянное проживание в доме другой собаки (нескольких собак или других животных) восстановить или установить социальную... нет, я все-таки скажу по другому осуществить психическую и социальную реабилитацию травмированного существа?

И.Г. Я считаю, что собака с сильной нервной системой при умелом воспитании может частично компенсировать те ошибки, которые были допущены на начальном этапе ее жизни. Если же трусость, точнее слабый характер, были заложены генетически, т.е. передавались из поколения в поколение, то коррекция невозможна. Можно лишь сгладить, нивелировать последствия этих ошибок.

N. Наверное, все же не всегда и не до конца. То, что собака недополучает в обучении социальному поведению в период запечатления, потом уже восстановить невозможно. В случае с взрослой собакой, каковой, безусловно, является ваша десятилетняя как ее там? Луша? - так вот в этом случае лечить болезнь поздно. Кстати, у неправильно выращенных собак вовсе не обязательно нарушения будут связаны с социальным или агрессивным поведением. Очень часто встречаются нарушения полового поведения. Само существование такой почетной в кинологии специальности, как специалист по вязкам, - следствие массовых нарушений у собак в этой сфере. Существа, получившие правильное половое воспитание в нужный, с точки зрения физиологии, период времени, сами прекрасно справляются с этим волнующим занятием - продолжением собственного рода. Об этом, как говорится, знает каждый школьник. А вот у собачек получается не всегда - если их неправильно воспитали.

А.Х. Расскажу один случай в подтверждение того, что хорошие привычки тоже надолго сохраняются. Один мой знакомый - яростный кинолог - с четверть века назад ушел служить в армию вместе со своми кобелем. Охраняли государственную границу. Охраняли, надо сказать, справно, в отличниках и передовиках ходили. По увольнении в запас друг определил своего кобеля маме, а сам уехал на строительные работы в Африку. Так вот, пограничный служака-кобель быстро сориентировался в микрорайоне, проложил себе маршрут вдоль воображаемой границы и каждое утро в 6.00 поднимал маму на обход. Так они всю границу добрых 5-6 километров и обходили от столбика к столбику. Вот что значит старый служака! Но мы отвлеклись. Еще она причина, вернее, даже не причина, а следствие того, что процесс "порчи" собаки протекает в нужном русле, - это "проблемы с доминантностью", когда собака берет верх над своим хозяином. Первые симптомы: непослушание, агрессивное рычание или даже попытка укусить, если хозяин отнимает игрушку или приближается к миске с едой. Недавно просматривал статьи одного известного американского дрессировщика (не запомнил фамилию), он посоветовал в этом случае не снимать дома с собаки строгий ошейник с поводком. И при первом же проявлении подобного неуважения к хозяину сильно дергать за поводок с громким властным "Фу!"

И.Г. На самом деле все гораздо проще. Очень часто владельцы щенка сами провоцируют его на такое поведение, например, позволяя кусать себя совсем еще маленькому щенку (и радуясь при этом), позволяют прыгать на себя, позволяют рычать при приближении к миске, спать на кровати и т.п. Уверяю вас, что если в раннем возрасте запретить это делать, то и у взрослой собаки не появится ни малейшего желания проявлять такие реакции. Не буду подробно рассказывать, как это делать, больно долгий получится разговор, просто посоветую - не слушайте тех, кто говорит вам, что с собакой надо заниматься только после года, а некоторые "умники" советуют и до двух лет не обременять животное учебой. Начинайте воспитывать щенка с того самого момента, как он попал к вам в дом, причем старайтесь всеми силами сделать из него ту самую собаку, о которой мечтали. Но уж если произошло то, что собака начала доминировать над вами, забудьте о жалости, восстановите свой авторитет вожака стаи так, как это принято в природе, - силой. Конечно, лучше "восстановительные мероприятия" проводить под руководством опытного специалиста, чтобы не переусердствовать.

N. В том случае, который я вспоминал чуть раньше, у ротвейлера-монстра "история болезни" была похожей на ту, что описал уважаемый Гай. В его случае демократия и любовь подменялась вседозволенностью. Тем не менее категорически не советовал бы укрощать собаку с уже сложившимся агрессивным, по отношению к владельцам, комплексом, с помощью только лишь поводка со строгим ошейником. Результат их использования абсолютно очевиден. Мощная агрессивная собака (параметров кавказской овчарки, к примеру), "укуса" "строгача" может и не почувствует, но осознав посягательство на свою свободу и статус, обидится и может, развернувшись, так наподдать хозяину, что "мало не покажется". Значительно безопаснее надеть на опасного пса намордник - но и эта мера предосторожности не может претендовать на универсальность. Лучше все же поискать грамотного "лекаря", чтобы он хотя бы время от времени наблюдал процесс перевоспитания трудного подростка и давал корректирующие советы. Что касается лежания собаки на диване - здесь я категорически за. Сам грешен, люблю поваляться там вместе со своим псом. Правда, когда, с кем, и кому лежать на моем диване, определяю я, а не он.

А.Х. "Зри в корень" - советовал Козьма Прутков. Вот, давайте все-таки до корней докопаемся. Может быть, у собаки просто плохой характер, от Бога? Или от родителей, если угодно, или собака тем и отличается от человека, что ее всегда можно выправить, скорректировать ее поведение, только делать это надо грамотно и терпеливо? Откуда они берутся, эти мерзкие собачонки, выкатывающиеся на улицу с непрекращающимся ни на минуту истеричным лаем и так и норовящие вцепиться вам сзади в пятку?

И.Г. Да! У собаки может быть генетически "плохой" характер, а ее владелец может его сделать очень плохим. И не всегда можно скорректировать его, разве если не положить на это всю жизнь. А берутся эти собачки от некоторых горе-разведенцев и горе-владельцев. То есть плохой характер можно получить по наследству, а можно и в результате дурного влияния окружающих.

N. Есть целая группа случаев, вызванных, скажем так, недостаточной информированностью хозяев. Скажем, люди заводят себе собаку служебной породы с заведомо сильным и твердым характером, полагая, что заботы и минимального обучения для ее воспитания вполне достаточно, и не замечают возрастных изменений, происходящих с их питомцем, которые требуют коррекции поведения. Был в моей практике случай, когда пес одной служебной породы, в юности весельчак и добряк, идеально послушный и души не чаявший в своих хозяевах, милейших, к слову, людях, в один прекрасный день решил, что он караульная собака. Собственно так и должно было случиться, ибо свои сторожевые качества он получил в наследство от предков. После того, как большая часть соседей по поселку почувствовала крепость хватки нашего молодца, знакомые забили тревогу. Понятно, что винить собаку, охранявшую участок, за нападения на людей, зашедших на ее территорию, не стоило. Однако ситуация усугублялась тем, что границы охраняемой зоны пес расширил до территории всего поселка и прилегающего леса, а кроме того, не пройдя вовремя полного курса обучения, он просто не знал запрещающей команды, прерывающей его действия во время атаки. То есть про существование такой команды он, конечно, слышал, но как-то не соотносил ее с данной ситуацией. Кстати, это тот случай, когда своевременно забившим тревогу и правильно оценившим ситуацию хозяевам удалось помочь.

А.Х. Каким образом? Что вы с ним сделали?

N. С моей точки зрения, ситуация была достаточно заурядной и не сложной - контакт-то с хозяевами у собаки был и подчинить их себе он вовсе не пытался! Он их просто слишком усердно охранял - как и положено настоящей овчарке. По ряду причин я сам не мог заниматься с этим псом и порекомендовал владельцам знакомого тренера. И он, конечно, справился с ситуацией. К чести моих знакомых, они не прекратили занятия с достижением первых успехов и продолжают занятия по более сложной программе - в том числе по защитной службе, что, кстати, еще больше дисциплинировало нашего подопечного.

А.Х. Если я правильно понял, тренер сам начал заниматься с собакой? Как же она его-то не "съела"? Он что, волшебное слово знает?

И.Г. Обязательно бы съела, и при первой же возможности. И в моей практике были такие случаи. Но на то и существуют специальные технологии. Например, одна из них основана на том, что агрессивны такие, склонные "поохранять" территорию собаки в основном в том месте, которое им хорошо знакомо. В незнакомом месте их пыл здорово угасает, и они уже не столь уверены в себе. Тут-то и бери их голыми руками.

N. И это правильно. В принципе и "укрощать" незнакомую собаку и перестраивать неправильно сложившиеся отношения хозяин-собака лучше вдали от той территории, которую пес считает своей. Дело в том, что в поведении собак тенденция к подчинению "сильной руке" столь же выражена, как тенденция к доминированию. Просто надо уметь правильно все это использовать. Кстати, говоря о сильной руке, я вовсе не подразумеваю под этим избиение собаки. Упаси, господи! Кроме того, то, о чем мы говорим, - описание метода в самых общих чертах. Ни в коем случае не надо пытаться применить его на практике без отеческого присмотра опытного специалиста. Самодеятельность может плохо кончиться, и мне такие случаи известны. Ну, а лучше не запускать ситуацию и заниматься с собакой со щенячьего возраста.

А.Х. Простите, можно вас перебить? Может быть, это и не относится к делу, но откуда у преимущественно бесхозных собак эта непримиримая, буквально черносотенная ненависть к автомобилям и велосипедистам? Почему они всякий раз с остервенелым лаем кидаются прямо под колеса? Что это - то самое явление, которое применительно к птицам этологи называют моббинг - "окрикивание" врага с целью указать на него и маршрут его передвижения всему сообществу? Непохоже, зачем тогда под колеса кидаться?

N. Это, конечно, не одно и то же. Но не будем походя о терминах. Факт, что облаивание велосипедиста имеет корни в так называемом "территориальном поведении": тявкающие собаки обычно провожают велосипедиста вдоль границ своей территории - атакуя не дальше некоей невидимой, но от этого не менее реальной черты. Но почему те же собаки значительно реже лают на пешеходов и бегунов? Ответ очевиден - вероятность получения отпора от велосипедиста (надо остановится, вылезти из седла - кому лень, кому страшно) ничтожно мала - в отличие от варианта с пешеходом. Но и, конечно, стремительно удаляющийся велосипедист стимулирует своим мнимым бегством "отвагу" собак. Ведь, как правило, атака следует сзади.

А.Х. На примере не только своей собаки, но и некоторых собратьев по ее "собачьей национальности", возьму на себя смелость констатировать, что средние и маленькие шнауцеры склонны к излишней брехливости (не бейте меня, братья по породе, я от этого их всех меньше не люблю), то же можно сказать о колли, мелких пуделях... Можете ли вы как профессионалы констатировать в определенных породах определенные (генетически заложенные) неудобства в поведении? Я понимаю некорректность вопроса, но не требую от вас объективности, а только субъективный опыт - результаты собственных наблюдений. Я думаю, господину N, скрывшись за псевдонимом, это сделать нетрудно?

N. Есть целые группы пород, которым по долгу службы необходимо громко и долго лаять. Лайкам, например. Что же касается маленьких собак, то тут дело не в породе. Там, где нет давления отбора, всегда "вылезают" самые разные, в том числе и вредные признаки. Если вы отбираете собаку на основе внешних критериев, то и получите то, что отбираете - а характер-то при этом может быть "любым". Могут "вылезти" и такие его черты, как брехливость, агрессивность, трусость, но с такой же вероятностью собака может быть смелой, спокойной и молчаливой. Просто проявление этих качеств будет в высшей степени случайным. Любому тренеру, и мне в том числе, встречались отважные, "рабочие" пудели и трусливые ротвейлеры и кавказские овчарки. Однако представители пород, у которых определенный тип характера, так или иначе контролируется разведением, в массе лишены подобных недостатков. На их фоне вероятность встретить неуравновешенного "декората", конечно, значительно выше.

А.Х. Ну, а теперь, кажется, мы приблизились к главному. Чего мы все требуем от своих собак и без чего просто невозможно нормальное существование человека и собаки - это ПОСЛУШАНИЕ. При этом, естественно, подразумевается, что собака будет слушаться человека. Я помню случаи, когда человек слушается свою собаку и, поверьте, это не нормальное существование! Но вот что любопытно. У нас - рядовых владельцев собак - нет и намека на какие-либо разночтения этого термина, в то время как в среде профессиональных дрессировщиков разворачиваются целые дискуссии на тему: "Так что такое "послушание", и как правильно понимать этот термин?" Кое кто даже указывает на определенную путаницу - под общим названием "послушание", различные дрессировщики проводят различные курсы дрессировки, в то время как под этим словом понимают знание собакой простого набора команд. Но это еще не настоящее послушание... Минуточку, настоящее - это тогда, когда собака беспрекословно выполняет эти команды в ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ. То есть, одно дело, когда на площадке (в привычной обстановке) вы поднимаете руку, командуете "Сидеть!" и собака садится, и другое, когда собака гонится за кошкой и вы кричите ей ту же команду. Она бросает погоню, вздымая пыль, тормозит всеми четырьмя лапами и послушно приземляется на задницу.

N. Сразу видно, интеллигентный Вы человек, Александр, Лоренца читывали. В его книге "Человек находит друга" как раз приводится подобный пример. Но мне в тренерской жизни, столь "здорово" отдрессированные псы как-то не встречались. "Прерванную атаку" видел - это когда собака по команде "Фас!" атакует фигуранта, но хозяин, не дав ей выполнить хватку, подает команду "Ко мне!" и пес пулей бежит обратно. Все это, конечно, в рамках бельгийского ринга и мондьоринга. Да и сам я эту "прерванную атаку" не раз отрабатывал. С собаками - любителями атаковать кошку или другую собаку. Как, спрашиваете? Шнурком, рогаткой (или ключами) и "пряником". Да Ваш консультант Гай в первом приближении эту методу описывал - правда, говорят, "получил" он за это от какой-то педагогической тетеньки. Типа "левреток так дрессировать нельзя". Они мол, от этого болеют. И я в общем-то соглашусь с этой мыслью. Однако не знаю как Гаю, но мне как-то левретки, любящие закусить кошкой, отлупить соседского кобеля или пугнуть велосепедиста, в работе не попадались. Все больше овчарки разные, доберманы, ротвейлеры, стаффордширы - американские и не очень. Вот для них эта метода весьма полезна. Впрочем, глупо выдавать ее за собственное изобретение. В моем детстве, пришедшемся на далекие семидесятые, в магазине "Дружба" продавалась замечательная книга на немецком языке " 400 советов собаководу". Впоследствии ее перевели на русский. В общем, там этот метод как раз и описывается.

И.Г. Обобщая проблему, скажу, что в моем понимании послушание - это не более чем возможность реально управлять собакой. При этом если владелец собаки не собирается делать вместе с ней спортивную карьеру , то набор команд послушания может быть минимален. Это четко усвоенные навыки выполнения команд "Ко мне!", "Рядом!", "Сидеть!" и "Лежать!" с выдержкой и сигнал, прерывающий действие (или в просторечии, запрещающая команда) типа "Фу!" или "Нельзя!". Этого набора при четком исполнении собакой вполне достаточно, чтобы реально управлять ею в ЛЮБОЙ ситуации. Но для полноты жизни желательно обучить вашего питомца команде "Апорт!" (что позволит нагрузить его физически, не слишком утруждая себя) и команде "Стоять!" - для того чтобы разбить связку "Сидеть -Лежать!". Полезно также обучение команде "Место!" - мало ли где надо оставить питомца. Напоминаю, что я говорю только о командах послушания. Есть еще и защитная служба, пройти которую, на мой взгляд, - святая обязанность каждой служебной собаки.

N. Ну, может, не каждой. Кроме "защиты" есть много других специальностей - скиджоринг или аджилити, скажем. Тут уж выбор за владельцем: ему виднее, для чего он заводил собаку. Другое дело, если человек думает, что, купив служебную собаку, он "автоматом" получает надежную защиту. Вот тут он сильно заблуждается. Без специального обучения надежно ни одна собака защитить не может. И более того, я убежден, что и выдрессированную в рамках тех или иных "спортивных" или "околоспортивных" нормативов типа IPO или нашей ЗКС собаку необходимо "доделывать", а порой и "переделывать" для реальной работы. То же, впрочем, касается и навыков реального послушания. Обучение и экзамен, проходящие в рамках одной дрессировочной площадки, вовсе не гарантия, что собака будет беспрекословно "слушаться" хозяина в незнакомой или стрессовой обстановке.

А.Х. Но, знаете ли, меня просто потрясает, что многих вполне удовлетворяет работа площадочных мастеров и они даже не предпринимают ни малейших попыток проверить эффективность дрессировки в любом другом месте. Вы абсолютно напрасно улыбаетесь, но я видал подобных примеров немало. "Чем отличается условный рефлекс от безусловного", впрочем, так же, как "Чем отличается автомобильный аккумулятор от генератора" - это еще не тест для определения, умный ли перед вами человек и насколько он вменяем. Того, что очевидно вам, как простая истина, многие могут просто не знать. Так что давайте сократим этот путь к знанию.

И.Г. Да дело тут чаще не в площадочных мастерах, а в самих владельцах. Просто отзанимавшись на площадке и добившись от собаки формального выполнения каких-либо команд, владелец перестает продолжать их отрабатывать в условиях реальной жизни, не ищет тех ситуаций, где собака перестает выполнять знакомые ей команды, т.е. не доводит обучение до логического завершения - так называемой автоматизации навыка. А для этого полученные на площадке знания необходимо постоянно применять и в реальной жизни, поскольку в условиях площадки невозможно смоделировать все жизненные ситуации. Я вспоминаю случай, о котором недавно уже писал журнал "Друг". Дрессировщик Валерий Варлаков, ныне руководитель Московского кинологического центра, при помощи вашего главного редактора, тогда молодого аспиранта, проверяли на выставке навыки послушания у служебных собак, подвесив над рингом, где все происходило, клетку с кошкой. Всевозможные чемпионы площадок (и даже Москвы!) и обладатели первых степеней ОКД - в общем почти все в такой довольно простой ситуации забыли свои навыки, и с тявканьем подпрыгивали в направлении заманчиво свисающего сквозь прутья хвоста кошки, как обычные дворняги, несмотря на призывные вопли хозяев. Почему хитроумный Варлаков в качестве приманки использовал кошку? Да потому, что они сидят у каждого подъезда и неизвестно, сколько собачьих жизней было загублено колесами автомобилей в пылу погонь за извечным классовым врагом каждой уважающей себя собаки.
А ведь отработай с собаками в различных жизненных ситуациях знакомые по нормативам ОКД команды, глядишь и не попали бы владельцы в дурацкое положение, а собаки под автомобили.

N. Верно. В свое время, в юности, особенно не отдавая отчета в своих действиях, я отработал со своей собакой все основные навыки послушания, перемещаясь с ней на наземном транспорте и пересекая во время прогулки многочисленные переулки с не очень сильным движением, бродя по стройкам и пустырям. Так, невзначай, мы научились четко ходить рядом, с поводком, а затем и без, садиться во время остановки движения, стоять - или лежать, когда этого требовала ситуация, возвращаться на место, прыгать через барьеры, ходить по узким доскам через овраги. Когда я законопослушно (времена иные были) пришел с питомцем на площадку, инструктор к его чести признался, что ничему меня и мою собаку он научить не может и перевел разговор на общие зоопсихологические темы.

А.Х. Перенос полученных навыков с площадки в повседневную жизнь - чья это забота, дрессировщика или владельца? Ведь нет "клятвы Гиппократа", которую бы давал каждый инструктор.

И.Г. Повторюсь - это забота общая. Инструктор должен объяснить владельцу, что ему необходимо продолжить отработку полученных навыков в той среде обитания, в которой будет или может находиться собака. При необходимости надо провести индивидуальные занятия.

А.Х. Насколько я знаю, у вас в клубе "Гард" занятия по послушанию проводятся только индивидуально? Чем это вызвано?

И.Г. Преимущество индивидуальных занятий в данном случае очевидно - на таких занятиях время общения владельца с инструктором гораздо больше, чем при занятиях в группе из 10-15 собак, где за тот же час занятий на каждого владельца приходится 5-10 мин. Кроме того, собака обучается на том месте, где она проживает и взаимодействует с окружающей действительностью. И еще существенный момент - не всегда владелец собаки располагает временем для поездок на площадку. Но, кстати, я вовсе не против обучения послушанию в условиях площадки, там есть свои преимущества. Кроме того, индивидуальные занятия значительно отличаются по стоимости от занятий в группе.

N. О чем тут спорить? Как лучше обучать ребенка английскому языку или математике - в классе, где 50 человек, в классе, где только 5 учеников, или дома, с преподавателем? Спросите у любого родителя, чье чадо поступает в ВУЗ. Тут все зависит от финансов. Занятия в группе тоже полезны, хотя во многом похожи на коллективное обучение языку методом погружения - основные навыки приобретаются быстро, но так же легко и забываются. Хотя многие со мной могут в этом не согласиться.

А.Х. Продолжу параллель с воспитанием ребенка. Говорить можно сколько угодно, но на практике все (во все времена и у всех народов) знали и знают, что есть только два инструмента, по-моему даже не надо добавлять какие. С маленьким уточнением, что и тот и другой следует применять только по делу и немедленно. Но когда речь заходит о животных, люди начинают особенно усиленно взывать к гуманности. Дедушка Дуров никогда не бил своих зверей!!! И вообще, я тут на одном дрессировочном сайте вычитал: "Такая техника (имеется в виду тыкать щенка носом или хлопать его газетой) не только унижает собаку, но и разрушает связь с ней владельца!" Что скажете?

И.Г. Что скажу? Давайте все-таки уточним, какие это инструменты воспитания. Это - положительное воздействие, подкрепляющее какое-либо поведение (например, похвала, лакомство, игра) и отрицательное (механическое воздействие, причиняющее боль или хотя бы дискомфорт). И как ты правильно заметил, оба эти инструмента необходимо применять по делу и немедленно. Это собственно и есть дрессировка. С учетом всех многочисленных нюансов применения этих инструментов к той или иной собаке. И возвращаясь к теме гуманности, тоже могу сказать: никогда не бейте зверей (как это делал дедушка Дуров), если достаточно громкого крика, чтобы собака прекратила нежелательные действия и НИКОГДА не возобновляла их. Но если этого недостаточно...Тогда обращайтесь к специалисту-дрессировщику. Надеюсь, понятно, что это шутка. Но в каждой шутке есть доля правды Если вы взяли собаку впервые, то чтобы не испортить ее, в любом случае обращайтесь к специалистам.
0
бух@
Славный малыш, вы прививки делали? :hi:
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.