Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка

Вот ещё тут можно почитать и видео посмотреть,очень познавательно :-)
http://dressura.ucoz.com/publ/pravila_v_obuchenii_...

[Сообщение изменено пользователем 01.04.2011 12:47]
1 / 0
Здорово! Очень понравился мотивационный предмет в виде гибкого фризби диска!!! Ройка фанат фризби...потягушки очень любит...но фризби больше...так что попробуем!
0
В. В. Гриценко. «Послушание собак»

Потребности и мотивации
Организм животных и человека время от времени испытывает необходимость в каких-
либо веществах или продуктах, а также в создании определенных ситуаций или в накопле-
нии информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в
конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.
Такая необходимость в чем-либо называется потребностью. Например, чтобы заста-
вить собаку сесть, мы довольно сильно нажимаем ей на круп в области крестца, вызывая тем
самым неприятные ощущения от давления и, естественно, потребность избавиться от него
(оборонительную потребность): в итоге собака садиться. Считается, что именно потреб-
ность служит причиной поведения, а беспричинного поведения не бывает.
Возникающая потребность вызывает изменение поведения, только если достигнет
определенного уровня. Например, при начинающемся недостатке питательных веществ
понижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами.
Незначительная потеря быстро восстанавливается за счет оперативных резервов организма,
т. е. гомеостатически и внешне никак не проявляется. По мере истощения резервов организм
начинает испытывать специфическое чувство голода, которое заставляет его изменить пове-
дение в сторону удовлетворения аппетита. При этом в центральной нервной системе раз-
виваются и такие процессы, которые организуют и поддерживают нужное поведение. Эти
процессы и соответствующая им деятельность нервной системы называются мотивацией.
Состояние мотивации отражает степень выраженности и качество потребности – это
психический ее эквивалент. Можно определить мотивацию и как осознанное желание.
Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной
научения, ведь, стремясь удовлетворить потребность, животное осваивает навыки, необхо-
димые для этого, добиваясь наибольшей их эффективности.
Цель научения – удовлетворить насущную потребность. В конечном счете это способ-
ствует сохранению и поддержанию жизни. Без такой цели и поведение, и научение стано-
вятся бессмысленными.
Существует несколько классификаций потребностей. Наиболее удачной считается
классификация известного российского ученого П. В. Симонова, который разделил потреб-
ности на 3 основные группы.
1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) – направлены на сохра-
нение организма. Это потребности в пище, питье, обороне (при необходимости), сне, двига-
тельной нагрузке, положительных ощущениях и т. п. Неудовлетворение какой-либо из них
ведет к гибели животного.
2. Зоосоциальные потребности – обеспечивают сосуществование животного с другими
животными и способствуют сохранению не только индивидуума, но и вида. Различают поло-
вые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формиро-
вании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей
реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.
3. Потребности саморазвития – ориентированы на будущее. Их роль заключается в
подготовке организма к возможным условиям существования. Сюда относят потребность в
свободе, игре, новой информации, имитационную (подражательную) потребность и др.
Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генети-
ческой программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо одной потреб-
ности над другими в силу наследственных причин или в результате соответствующего вос-
питания. Наиболее важны витальные потребности, и главная из них – оборонительная.
Важность и целесообразность использования соответствующих потребностей и моти-
ваций для дрессировочного процесса заключается в их биологически значимых свойствах.
Биологическое значение мотиваций заключается в том, что они:
– увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражи-
тели-стимулы, в том числе и на индифферентные, т. е. вначале безразличные для животного
(возрастание моторной активности, например, особенно важно при использовании оперант-
ного метода дрессировки и способов, связанных с отбором поведения);
– повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность
обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных;
– приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориен-
тировочной реакции (в результате этого животное с легкостью воспринимает информацию,
нужную ему для удовлетворения возникшей в данный момент потребности, и хуже воспри-
нимает сигналы, не имеющие к этому отношения);
– увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение
(животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности);
– вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенапра-
вленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые
хранятся в памяти;
– способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.
Мотивации подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду дея-
тельности и поддерживают ее все время, пока не будет удовлетворена вызвавшая ее потреб-
ность.
С точки зрения использования потребности и мотивации дрессировочный процесс
можно разбить на несколько стадий.
1. Создание целесообразных потребностей и мотиваций, т. е. вызывающих нужное нам
поведение собаки.
2. Удовлетворение данной потребности: поданная собаке команда разрешает совер-
шить ей конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благо-
даря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а
удовлетворение последней становится подкреплением этого действия.
3. Снижение значимости начальной потребности. Со временем команда будет легко
вызывать определенное действие, если она связана с потребностью. Однако по мере трени-
рованности (многократного повторения) команда приобретает свойство сама вызывать дан-
ную потребность, так что необходимость специально вызывать соответствующую потреб-
ность со временем отпадает. Точно так же устанавливается связь между командой и
следующим за ней движением, причем после достаточно длительного повторения двига-
тельная реакция может приобретать некоторую автономность по отношению к вызывавшей
ее ранее потребности.
Часто мотивации, первоначально используемые для освоения действий, впоследствии
заменяются на оборонительные, что гарантирует более стабильное воспроизведение необ-
ходимого действия.
И дело здесь в том, что первичные мотивации (вызвавшие потребность в пище, игре и
др.) могут в результате «конкуренции» мотиваций проигрывать возникающим у животных
спонтанным или навязанным окружающей средой мотивациям.
4. Автоматизация действия до выработки навыка. При многократном повторении дей-
ствие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное, оно вызывает положи-
тельные эмоции. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в
воспроизведении данного поведенческого акта.
1 / 0
В. В. Гриценко. «Послушание собак»

В обычных условиях организм испытывает не одну потребность, но, как правило, реа-
лизуется только одна. Редко удается решить одновременно две задачи.
Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доми-
нирующими, а становятся они таковыми в результате «конкуренции» мотиваций. Орга-
низм сам оценивает мотивации с точки зрения их важности, вероятности удовлетворе-
ния в данных условиях и определяет энергетическую «стоимость» этого удовлетворения.
Поэтому потребность, которую вызывает дрессировщик, должна быть такой, чтобы выдер-
жать борьбу с другими потребностями, постоянно возникающими у собаки. Только тогда она
надолго сохранит работоспособность, заинтересованность в работе и не будет отвлекаться
на посторонние раздражители.
Наиболее частые ошибки дрессировщика – в недооценке величины потребности и кон-
куренции мотиваций.
Чаще всего потребность создается лишением животного чего-либо. Например, чтобы
вызвать пищевую потребность, нужно какое-то время не кормить собаку, а потребность в
физической нагрузке возникает, если не дают ей долго бегать и гулять.
Иногда потребность, например игровую или оборонительную, можно вызвать и непо-
средственным воздействием на животное, но при этом необходимо учитывать индивидуаль-
ные особенности собаки. Для одних собак достаточно пропустить лишь одно кормление,
чтобы они испытывали пищевую потребность, а других надо не кормить целые сутки. Чтобы
вызвать оборонительную потребность у ротвейлера, необходимо приложить немало усилий,
а для малого пуделя хватит и шлепка свернутой газетой.
Инициация поведения имеющейся на данный момент потребностью не всегда одно-
значна, так как успех ее удовлетворения зависит от внешней информации, гарантирующей
его, исключающей или делающей вероятностным. Обычно значение потребности в иници-
ации поведения находится в обратной зависимости от внешней стимуляции. Такое взаимо-
действие потребности и внешней стимуляции получило название мотивационной изоклины.
Если существующая потребность не может быть удовлетворена в данных условиях,
животное может либо отказаться от попыток добиться желаемого, либо удовлетворить сле-
дующую по значимости потребность, даже если это и неадекватно окружающим условиям.
Такое поведение называют смещенной активностью. Иногда животное во избежание фру-
страции меняет «адрес» поведения. Например, собака в состоянии оборонительной агрес-
сии, вызванной помощником, находящимся вне досягаемости, может нанести покусы стоя-
щему рядом владельцу. Такое поведение называют переадресованной активностью.
1 / 0
alhimida
Очень познавательно! Мне понравилось! :-)
0
Fenechka (работаем для вас)
ап
1 / 0
Добавлю умных мыслей умного человека

В.В.Гриценко Собака без проблем.
Агрессивное поведение собак

Повышенная агрессивность собак имеет несколько причин, но все они могут быть объединены в 3 большие группы: плохое разведение, неадекватный импринтинг (неправильное содержание в раннем возрасте) и плохое воспитание.
Окружающая обстановка может также влиять на выраженность агрессии. Жизненные условия, характеризующиеся недостаточной социализацией, чрезмерными наказаниями, атаками агрессивных собак, неправильной и неоправданной похвалой владельцев, недостатком общения с людьми, незащищенностью от нападок невоспитанных детей, гиподинамией – все это приводит к извращенному поведению собак.
Агрессивная собака не становится монстром за один день. Обязательно бывают признаки, свидетельствующие о ее наклонностях и возможном нежелательном поведении. Или она слишком робкая и трусливая, что опасается за свою жизнь и в опасной, с ее точки зрения ситуации, пытается себя защитить и поэтому проявляет агрессию. Или это могло развиваться медленно, сначала проявляясь по отношению к людям, которые проходили рядом с ее игрушками или миской с кормом.
Обычно, когда мы воспитываем щенка, нас больше волнует его аппетит и нежелание подходить по команде, поэтому относимся снисходительно к его игривому рычанию. Иногда нас забавляет "отважность” маленького песика и мы задумываемся только тогда когда сталкиваемся с той же отважностью, но уже большого пса.
Агрессивное поведение, как компонент, встречается у собак при иерархическом, территориальном, оборонительном, охотничьем, пищевом, игровом, половом и родительском поведении. Некоторые из видов агрессии были рассмотрены в предыдущей главе, оставшиеся вкратце рассмотрим здесь.
Иерархическая агрессия (агрессия доминирования):
Если верить Ed Frawley большинство укусов наносится собаками, относящимися к некрупным породам. Калифорнийским университетом был сделан анализ, результат которого показал, что чаще всего на людей швыряются собаки весом до 10-и килограммов. Это потому, что большинство владельцев небольших собак не воспринимают серьезно своих питомцев и часто игнорируют проблемы доминирования, считая, что их маленький терьер просто шалит, когда он рычит на детей или на тех, кто садится рядом с ним на диван. Нужно помнить, что именно некрупные собаки могут кусать маленьких детей в лицо. Владельцы же крупных собак все же предпринимают некоторые попытки контролировать агрессивность своих собак.
Если вашей целью является воспитание защитной собаки, развивайте агрессию других типов. Нейтрализовать иерархическую агрессию взрослой собаки (старше 18 месяцев) бывает очень трудно или совсем невозможно.
0
Территориальная агрессия:
Территориальная агрессия может быть рассмотрена как форма доминирования. В процессе взросления собака учится смотреть на двор, автомобиль или дом как на свою собственность. Иногда доминирующая собака начинает утверждать это по отношению к членам своей семьи-стаи, но чаще территориальная агрессия направлена на защиту собственности от чужаков.
Собаки, которые выращиваются и содержатся на привязи или в вольере, вырастают более территориальными (более зависимыми от конкретной территории), чем те собаки, которых содержат свободно. Причем содержание собаки на привязи (что не очень гуманно по отношению к собаке) или в вольере может увеличить ее агрессивность.
Оборонительная агрессия (агрессия страха):
Вы, наверное, все слышали термин "трусливо-агрессивная собака”. Этот тип собак боится и стремится избежать, как им кажется, "опасных” людей и "опасные” места. Почти всегда от страха кусаются собаки, которые имеют неуравновешенный темперамент и слабую нервную систему. Причинами этого могут быть плохое разведение и ранняя сенсорная депривация - выращивание собаки в обедненных общением и впечатлениями условиях.
Трусливо-агрессивные собаки очень непредсказуемы в своем поведении. Они демонстрируют позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, они избегают прямого взгляда, стараются казаться меньше, прячут хвост между ногами, часто мочатся), лижут руки и переворачиваются на спину, подставляя живот. Они не хотят, чтобы их касались руками, например, во время ветеринарных процедур, ненавидят, когда касаются их ног, не любят ласки и шарахаются прочь от протянутой руки. Они кусаются от страха – защищаясь, они кусаются, когда попадают в безвыходное положение и часто кусают людей, которые поворачиваются спиной и отходят от них.
Если у вашей собаки именно этот тип агрессии проведите несколько тренировочных занятий, которые помогут ей установить добрые отношения с окружающими и увериться в собственной безопасности. Например, если собака боится идущих на встречу людей, попросите своих знакомых подходить к вам и давать собаке кусочки чего-нибудь вкусного.
Если вы имеете несчастье обладать очень робким щенком, постепенно приучайте его к всевозможным предметам и явлениям нашей повседневной жизни. Берите его с собой, куда бы вы ни шли. При этом внимательно следите, чтобы ничто не причинило собаке вред или сильно ее напугало.
Дрессировка по какому-нибудь курсу послушания и социализация - лучшее решение проблем большинства робких собак.
Второй формой оборонительной агрессией является защита членов стаи. Что собаки воспринимают как угрозу и насколько агрессивно они защищают, зависит от предшествующего опыта: воспитания и дрессировки. Довольно часто случается, что собак воспитывают женщины и такие собаки могут быть агрессивны к мужчинам. Это случается когда на улице мужчина обращается за чем-либо к хозяйке. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна (смелость собак, даже больше чем у людей, зависит от наличия группы - эффект группы), особенно если владелец взволнован. Агрессия таких собак резко уменьшается по мере удаления от владельца.
0
Охотничья агрессия (хищническая агрессия):
Современная собака где-то в глубине души все-таки волк и ей свойственно желание, прежде чем пообедать, догнать и убить свой обед. Даже овчарка, чье поведение очень изменено отбором, любит гоняться за тем, что кажется ей жертвой. Это проявляется в желании побежать за коровой, собакой, автомобилем, велосипедом и спортсменом-бегуном. Терьеры и некоторые гончие имеют очень развитый инстинкт охотника, поэтому не могут быть идеальными собаками для любителей морских свинок и домашней птицы. Инстинктивное поведение устранить невозможно, и это накладывает определенные ограничения на наши взаимоотношения с собаками. Хищническая агрессия очень серьезная проблема! Если другие виды агрессивного поведения призваны, чтобы запугать противника, то хищническая агрессия заставляет собаку серьезно покалечить или убить противника.
И в этом случае наиболее эффективно пройти курс послушания и провести коррекцию иерархического положения собаки в семье. Некоторые собаки во время погони за "жертвой", легче прекращают погоню по команде "Лежать!", другие - по команде "Ко мне!". В любом случае, вы должны обладать такой властью, чтобы остановить собаку во время погони.
Вы можете научить собаку прекращать погоню, укладывая ее по команде, тренируя это во время игры с предметами - вы бросаете предмет и укладываете бегущую за ним собак (если нужно, используйте длинный поводок). Одновременно это поможет вашему утверждению как лидера стаи и улучшит управление собакой.
Материнская агрессия
Как правило, материнская агрессия проявляется при защите щенков кормящими суками. Обычно достаточно покорные суки при наличии щенков могут стать очень агрессивными к людям и собакам. Эта агрессия, как правило, уменьшается по мере взросления щенков и отлучения их от груди.
Половая агрессия (агрессия половой конкуренции)
Для самцов всех видов животных характерна половая агрессия, смысл которой заключается в отборе наиболее подходящего отца для следующего поколения. Выраженность половой агрессии у самцов определяется мужским гормоном - тестостероном.
Кстати, большинство встреч кобелей заканчивается только демонстрацией угроз, если не вмешиваются владельцы. Но если какой-нибудь из владельцев решит предотвратить якобы назревающую драку, один из кобелей может решиться на атаку. При этом собаки могут укусить кого-либо из владельцев. Конечно, такой укус совершенно случаен, но все равно бывает больно. Содержание изолированно или прогуливание кобелей на поводках практически сводит к нулю половую агрессию.
Кастрация также значительно снижает половую агрессию.
0
Приобретенная (инструментальная) агрессия
Не смотря на то, что склонность к агрессивному поведению генетически обусловлена, если ее не развивать, то можно и не узнать, что ваша собака очень злобна. Часто, если собака демонстрирует агрессивное поведение по какой-либо причине и добивается благодаря этому желаемого результата, она сделает это снова. В качестве примера можно привести дрессировку служебных собак или собак-телохранителей. Некомпетентные дрессировщики формируют такую агрессию через болевые ощущения, но правильная дрессировка заключается в том, что агрессивное поведение является "игрой" для собаки. Тогда агрессия легко контролируется владельцем и правильно обученные собаки абсолютно дружелюбны, когда не несут службу.
Совершенно не факт, что приобретенная агрессия формируется только в результате специальной дрессировки на дрессировочной площадке. Часто во время выращивания и воспитания щенка владельцы или члены семьи бессознательно формируют у собаки этот тип агрессии. Например, вы вытираете собаке лапы, она вырывается и вдруг, в какой-то момент, рычит. Вы, хоть и не тщательно, но уже достаточно вытерли лапы и думаете: "Ну и бог с тобой. Вроде вытерла, тем более и тебе не нравится”. И оставляете щенка в покое. Вы считаете, что поступили разумно. Собака же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она зарычала. В следующий раз вы уже столкнетесь с агрессией, которой, не желая того, научили собаку. И агрессия становится приобретенной – закрепляется и развивается.
Игровая агрессия
Игра для молодой собаки, это, прежде всего тренировка и, причем не по одному виду "спорта”. Во время игр молодые животные выясняют и устанавливают иерархические взаимоотношения, обучаются половому поведению, моделируют и тренируют навыки охоты, защиты и нападения, учатся "разговаривать” – понимать значение вокальных, мимических и пантомимических сигналов. И, что очень важно для будущего, формируют уровень, манеру, форму или норму, как хотите, взаимоотношений со своими социальными партнерами. Часто игры сопровождаются элементами агрессивного поведения. И если мы позволяем щенку играть с нами в "охотничьи” игры: хватать за края одежды, прикусывать за ноги или руки, играть грубо, это становится для него привычной формой общения с человеком. И когда наш мастифчик вырастает в мастифа и, продолжая играть (совершенно не желая вас обидеть!), берет в пасть нашу руку и дружески ее сжимает, синяк получается самый настоящий.
Чтобы избежать осложнений, учите щенка играть в спокойные игры и обязательно посредством игрушек. Запрещайте ему бесцеремонно и грубо обращаться с членами семьи.
1 / 0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.