Ергаки. В поисках снега. Фотоотчёт.
Всем привет! Представляю вашему вниманию отчётик о поездке в Сибирь с целью катания по нетронутой целине. Так как нынче на Урале наблюдается отсутствие снега, мы решили посетить во второй половине марта Западные Саяны, а конкретнее, небольшой хребет Ергаки.
Местечко славится среди сибиряков как место тусовки туристов, скалолазов, художников, ну а зимой здесь можно встретить немногочисленных туристов и снегоходчиков. Поехали вдвоём, я и Серёга Брянцев, коллега.
Сразу хочу сказать, что мы не пользовались услугами ГЛК "Ергаки", то есть поднимались вверх своими ножками, можно сказать, катали бэккантри.
1. Вид на Ергаки с трассы М-54
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Добирались до Абакана на поезде, затем до района на бешеной тувинской маршрутке. Маршрутка обошлась всего в 700 рэ с человека, правда мы мягко говоря выделялись среди 15 тувинцев, которые не очень умеют разговаривать по-русски. Погодка отличная, снега вроде как всё больше и больше, настроение хорошее. Часов в 10 мы добираемся до Тормозаковского моста, дальше нам идти пешком.
Хотели заглянуть к МЧС-никам, но в лачуге спасателей зимой видимо никто не бывает. Плохо. Пройдя несколько метров по снегоходной колее, поняли, что без снегоступов здесь делать нечего, глубина снега по самые я..ца. Дальше идём только на снегоступах, без них никак. Потихоньку добираемся до Радужного озера, и сразу идём наверх в сторону пика Мать Саян. Доски мы прицепили к рюкзакам на оттяжках, они бедненькие катились за нами в двух метрах. Рюкзаки набиты полностью, у нас явный перегруз, вес за спиной около 40 кг.
2. Подъём в цирк.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Чем выше лезем, тем меньше снега, появляется наст, фирн, камни и прочие прелести. Зато какой вид! Со всех сторон огромные Скалы, Пики, море Снега и Солнца! Красота!
3. Подъём на перевал Красноярцев
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Залезли наверх, здесь слой снега уменьшился до 2 см, о катании на досках речи не может и быть, жалко. Перевал несложный, 1А зимой. Тут ветер сильный поднялся, начинаем замерзать, надо спускаться в зону леса и готовить ночлег. На спуске катание невозможно, ибо прямо посередине широкого кулуара валяется отколовшийся когда-то кусок скалы размером с хрущёвку и кучи обломков. Аккуратно перелезаем через камни, стараясь не поцарапать доски. Спустившись вниз до ГЗЛ, обнаруживает, что уже темнеет, и откапываем лопатами место под палатку. Готовим на газу, ибо дров здесь маловато.
4. Приготовление картофельного пюре в зелёной палатке
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Местечко славится среди сибиряков как место тусовки туристов, скалолазов, художников, ну а зимой здесь можно встретить немногочисленных туристов и снегоходчиков. Поехали вдвоём, я и Серёга Брянцев, коллега.
Сразу хочу сказать, что мы не пользовались услугами ГЛК "Ергаки", то есть поднимались вверх своими ножками, можно сказать, катали бэккантри.
1. Вид на Ергаки с трассы М-54
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Добирались до Абакана на поезде, затем до района на бешеной тувинской маршрутке. Маршрутка обошлась всего в 700 рэ с человека, правда мы мягко говоря выделялись среди 15 тувинцев, которые не очень умеют разговаривать по-русски. Погодка отличная, снега вроде как всё больше и больше, настроение хорошее. Часов в 10 мы добираемся до Тормозаковского моста, дальше нам идти пешком.
Хотели заглянуть к МЧС-никам, но в лачуге спасателей зимой видимо никто не бывает. Плохо. Пройдя несколько метров по снегоходной колее, поняли, что без снегоступов здесь делать нечего, глубина снега по самые я..ца. Дальше идём только на снегоступах, без них никак. Потихоньку добираемся до Радужного озера, и сразу идём наверх в сторону пика Мать Саян. Доски мы прицепили к рюкзакам на оттяжках, они бедненькие катились за нами в двух метрах. Рюкзаки набиты полностью, у нас явный перегруз, вес за спиной около 40 кг.
2. Подъём в цирк.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Чем выше лезем, тем меньше снега, появляется наст, фирн, камни и прочие прелести. Зато какой вид! Со всех сторон огромные Скалы, Пики, море Снега и Солнца! Красота!
3. Подъём на перевал Красноярцев
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Залезли наверх, здесь слой снега уменьшился до 2 см, о катании на досках речи не может и быть, жалко. Перевал несложный, 1А зимой. Тут ветер сильный поднялся, начинаем замерзать, надо спускаться в зону леса и готовить ночлег. На спуске катание невозможно, ибо прямо посередине широкого кулуара валяется отколовшийся когда-то кусок скалы размером с хрущёвку и кучи обломков. Аккуратно перелезаем через камни, стараясь не поцарапать доски. Спустившись вниз до ГЗЛ, обнаруживает, что уже темнеет, и откапываем лопатами место под палатку. Готовим на газу, ибо дров здесь маловато.
4. Приготовление картофельного пюре в зелёной палатке
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Утром дрыхнем до появления солнца, затем что-то едим, сворачиваем лагерь и начинаем идти по целине. Здесь снега ещё больше, идти тяжело, снегоступы под тяжестью рюкзаков уходят глубоко в снег, но мы находим старую лыжню, идти по ней гораздо проще. Лес здесь очень густой, частота деревьев меньше
метра, ещё и подроста много. Борды на верёвочке так и норовят нырнуть носом между каких-нибудь ёлок.
5. Доска постоянно сваливается с тропинки
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
С матом прорываемся через лес, и выходим к речке Большой Кебеж. Здесь пополняем запасы воды. Дальше нам нужно пройти метров 500 до следующего ручья по бездорожью. 500 метров мы шли часа два. Полтора метра снега , крутой рельеф, огромные валуны, рюкзаки с досками и густая тайга не позволяют двигаться быстро. После этого мы пообедали горячим супчиком. Дальше мы поднялись по Правому истоку Кебежа до границы леса и здесь заночевали. Ужин сегодня на костре.
Проснулись, упаковались, пошли на перевал Сказка. После границы леса начинается широкая катабельная висячая долина с небольшим уклоном. Но нам нужно на перевал. Подъём представляет собой склон крутизной 35-40 градусов, под ногами фирн и наст. Кошки на снегоступах здорово помогают.
6. Подъём на пер. Сказка
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Перевал Сказка зимой оценивается как 1Б, и не случайно. Здесь образуются карнизы, выходящие на северный склон, поэтому спуск опасен. На верху дует очень сильный ветер, сбивающий с ног. У нас нет верёвок, дела плохи. Думаем, что делать... Или рисковать и лезть без верёвок, ещё и с тяжёлыми досками, которые тянут вниз, или вернуться вниз, и отказаться от части запланированного маршрута?
7. На перевале
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Решаем возвращаться в долину Кебежа, а там решать что делать дальше. Холодно. Ветрено. Быстренько спускаемся вниз, как только немного согреваемся, снимаем горные ботинки, снегоступы, одеваем сноубордические боты, встёгиваемся, и пробуем катать с рюкзаками. Вроде получается. Сфотографировать не получилось, скажу лишь что выглядит это забавно и ощущения необычные, так скажем. Управлять доской непросто, так как участки пухляка чередуются с участками наста, плюс заструги и наддувы. Проехали пару километров, пока не начался густой лес. здесь снег рыхлый и доски зарываются. Выехать из сугроба с 40 кг за спиной невозможно. Одеваем снегоступы, спускаемся на Большой Кебеж, устанавливаем лагерь. Здесь множество дров, хорошая уютная полянка, и рядом есть вода.
5. Доска постоянно сваливается с тропинки
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
С матом прорываемся через лес, и выходим к речке Большой Кебеж. Здесь пополняем запасы воды. Дальше нам нужно пройти метров 500 до следующего ручья по бездорожью. 500 метров мы шли часа два. Полтора метра снега , крутой рельеф, огромные валуны, рюкзаки с досками и густая тайга не позволяют двигаться быстро. После этого мы пообедали горячим супчиком. Дальше мы поднялись по Правому истоку Кебежа до границы леса и здесь заночевали. Ужин сегодня на костре.
Проснулись, упаковались, пошли на перевал Сказка. После границы леса начинается широкая катабельная висячая долина с небольшим уклоном. Но нам нужно на перевал. Подъём представляет собой склон крутизной 35-40 градусов, под ногами фирн и наст. Кошки на снегоступах здорово помогают.
6. Подъём на пер. Сказка
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Перевал Сказка зимой оценивается как 1Б, и не случайно. Здесь образуются карнизы, выходящие на северный склон, поэтому спуск опасен. На верху дует очень сильный ветер, сбивающий с ног. У нас нет верёвок, дела плохи. Думаем, что делать... Или рисковать и лезть без верёвок, ещё и с тяжёлыми досками, которые тянут вниз, или вернуться вниз, и отказаться от части запланированного маршрута?
7. На перевале
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Решаем возвращаться в долину Кебежа, а там решать что делать дальше. Холодно. Ветрено. Быстренько спускаемся вниз, как только немного согреваемся, снимаем горные ботинки, снегоступы, одеваем сноубордические боты, встёгиваемся, и пробуем катать с рюкзаками. Вроде получается. Сфотографировать не получилось, скажу лишь что выглядит это забавно и ощущения необычные, так скажем. Управлять доской непросто, так как участки пухляка чередуются с участками наста, плюс заструги и наддувы. Проехали пару километров, пока не начался густой лес. здесь снег рыхлый и доски зарываются. Выехать из сугроба с 40 кг за спиной невозможно. Одеваем снегоступы, спускаемся на Большой Кебеж, устанавливаем лагерь. Здесь множество дров, хорошая уютная полянка, и рядом есть вода.
На следующий день устраиваем днёвку, в течении которой устраиваем катание по лесу, по каньону реки, а также занимаемся постройкой кикеров лопатами.
8,9. Катание по лесу.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
10. Прыгаем с валунов
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Ну и немного антуража
12. Листочек клевера всегда с нами
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
13. Любимая сумка
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
14. Перчатки, хорошие
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Сегодня никуда не ходили, спали, ели и катались. Погода весь день пасмурная и идёт снег.
8,9. Катание по лесу.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
10. Прыгаем с валунов
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Ну и немного антуража
12. Листочек клевера всегда с нами
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
13. Любимая сумка
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
14. Перчатки, хорошие
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Сегодня никуда не ходили, спали, ели и катались. Погода весь день пасмурная и идёт снег.
На следующий день мы взяли с собой рюкзаки, катальную экипировку, запас еды, и пошли в цирк перевалов Тайгиш 1,2 с целью найти там пригодный для катания склон. Наверх идём в снегоступах. Погода хмурая, опять валит снег, видимость уменьшается с набором высоты. На перевалы мы не полезли, так как
сверху снега почти нет, голые камни.
15. Nidecker Legend 164
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
16. Nidecker Megalight 163
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
17. Середина спуска к озеру Лазурному
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Здесь нам удалось неплохо покататься, хороший уклон, хороший снег, но нужно быть начеку - есть присыпанные камни. Потом пришлось пересечь озеро пешком, после него спуск до лагеря по лесу на сноубордах. Здесь опять крутой уклон, но мало место для затормаживания, поэтому здесь имели место уборки. Я поломал себе хайбэк на крепах и в двух местах пробил шлем. Но счастья было много. Вернувшись в лагерь поели, легли спать.
На шестой день мы свернули наш "базовый лагерь", и пошли в обратную сторону в долину Буйбы через тот же самый перевал Красноярцев. Со стороны Кебежа он оказался сложнее, так как на подходах к нему мы попали на участок открытого льда, опять выручили зубы на снегоступах.
18. Подъём на перевал Красноярцев с севера
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Погодка так себе, желания переобуваться нет, поэтому спускаемся с перевала пешком, хотя склон вполне катабельный. От Радужного озера спускаемся ещё ниже, до Нижней Буйбы, там встаём на ночёвку.
15. Nidecker Legend 164
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
16. Nidecker Megalight 163
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
17. Середина спуска к озеру Лазурному
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Здесь нам удалось неплохо покататься, хороший уклон, хороший снег, но нужно быть начеку - есть присыпанные камни. Потом пришлось пересечь озеро пешком, после него спуск до лагеря по лесу на сноубордах. Здесь опять крутой уклон, но мало место для затормаживания, поэтому здесь имели место уборки. Я поломал себе хайбэк на крепах и в двух местах пробил шлем. Но счастья было много. Вернувшись в лагерь поели, легли спать.
На шестой день мы свернули наш "базовый лагерь", и пошли в обратную сторону в долину Буйбы через тот же самый перевал Красноярцев. Со стороны Кебежа он оказался сложнее, так как на подходах к нему мы попали на участок открытого льда, опять выручили зубы на снегоступах.
18. Подъём на перевал Красноярцев с севера
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Погодка так себе, желания переобуваться нет, поэтому спускаемся с перевала пешком, хотя склон вполне катабельный. От Радужного озера спускаемся ещё ниже, до Нижней Буйбы, там встаём на ночёвку.
Седьмой день. Сегодня лезем без досок, налегке, на перевал Художников-1. Оставляем лагерь, выдвигаемся. Погода отличная, ни ветра, ни облачка. По крайней мере пока. Путь не близкий, 5 км, целиком по пухляку без лыжни. Без рюкзаков идти по целине гораздо легче. Вышли поздно, поэтому залезли на
перевал только на закате.
19. Сосули
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
20. Идём по Каровым озёрам
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
21. Снегоступы "999"
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
22. На перевале Художников-1, внизу умопомрачительная долина Тайгиша.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Спустились в лагерь уже затемно. Поели картошечки из пакета и легли в промёрзшую палатку.
19. Сосули
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
20. Идём по Каровым озёрам
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
21. Снегоступы "999"
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
22. На перевале Художников-1, внизу умопомрачительная долина Тайгиша.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Спустились в лагерь уже затемно. Поели картошечки из пакета и легли в промёрзшую палатку.
Утром 8-го дня стоит чудесная погода, бортовой термометр показывает температуру +20 на солнце. Как раз прогреть косточки. Покушали, пошли в сторону Тушканчика (это гора такая, 1998 метров). Наша задача сегодня - покатать с неё. Когда пошли, поняли, что на снегоступы очень хорошо налипает мокрый
снег. Ну кое- как дошли до подножия Тушканчика, приготовили на газу обед, высушили спальники, палатку.
23. Подготовка места под палатку
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Также мы намазали доски экспресс-мазью скольжения, потому как парафин, нанесённый ещё в городе, начал стираться.
24. Подготовка бордов
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
После обеда вышли по следу снегохода на вершину Тушканчика, решили взять гору "в лоб". Подъём долгий, всё-таки набор высоты 700 метров, но не слишком сложный. Огорчило то, что ближе к вершине опять много голых камней, а снега мало. Зато очень красиво, ибо закат, да и гора достаточно удобно расположена, вид с неё отличный.
25. Подходы к горе
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
26. Вид на Ергаки
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
27. Склон катабельный
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
28. Закат
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Потом начался длинный спуск с горы, очень весёлый, вот только прямо до базы нам доехать не удалось, на маленьком уклоне доска всё равно зарывается. Пришлось уже по темноте тащиться километр по снежному полю. Зато над головами - чистое небо, и тысячи звёзд. Славный денёк.
23. Подготовка места под палатку
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Также мы намазали доски экспресс-мазью скольжения, потому как парафин, нанесённый ещё в городе, начал стираться.
24. Подготовка бордов
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
После обеда вышли по следу снегохода на вершину Тушканчика, решили взять гору "в лоб". Подъём долгий, всё-таки набор высоты 700 метров, но не слишком сложный. Огорчило то, что ближе к вершине опять много голых камней, а снега мало. Зато очень красиво, ибо закат, да и гора достаточно удобно расположена, вид с неё отличный.
25. Подходы к горе
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
26. Вид на Ергаки
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
27. Склон катабельный
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
28. Закат
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Потом начался длинный спуск с горы, очень весёлый, вот только прямо до базы нам доехать не удалось, на маленьком уклоне доска всё равно зарывается. Пришлось уже по темноте тащиться километр по снежному полю. Зато над головами - чистое небо, и тысячи звёзд. Славный денёк.
Девятый день. Поспали, позавтракали каким-то супом, то ли борщом, то ли рассольником, и выдвинулись вниз на Мост, ну то есть в цивилизацию, на трассу. По пути захватили припрятанный чехол для досок, вышли на трассу, и в течении получаса поймали попутку до Абакана. В тот же день мы уже мчались домой
на скором поезде "Саяны".
29. Гуд бай, Ергаки
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Выводы: Снег на Ергаках есть, его много, но не всегда там где надо, всё-таки есть районы, которые больше подходят для бэккантри, напимер, соседний Араданский хребет. Зато радует возможность передвигаться на снегоступах, и доступность района. Впечатления от поездки сплошь положительные. Вот.
Про снарягу:
Главное в нашем снаряжении - это снегоступы. Без них - не пройти и 10 метров. Мы брали с собой проверенные Salewa Tacul pro, и новые супер-пупер современные Salewa 999. И те и другие не подвели. Но новые ступы имеют ряд хороших нововведений, которые здорово улучшают горные свойства - держут на траверсах, на фирне, очень удобны при подъёме "в лоб", улучшены крепления, и, самое главное, подгибаются на жёстком рельефе.
Доски - Nidecker Legend 164 & Nidecker Megalight 163. Ну что сказать, крутые доски для фрирайда, всё как надо: длинный, очень длинный и широкий нос, рокер сразу от закладных, плюс мягонькие носочки, плюс виброгасители, плюс магнетрэкшн, плюс база 8800, и полезные бонусы в виде алюминиевых пластин на носке и пятке. Шикарные целинные корабли. Легенда мягче, немного потяжелее, а Мегалайт жёстче и легче, и у него есть листочек клевера.
Крепы: На Легенде стояли F2 Allride, сломался хайбэк, Nidecker Evol - отлично вели себя.
Боты: Vans Hi Standart & Salomon Malamute. Надёжные крепкие боты, это все знают.
Рюкзаки: Deuter Aircontact & Salewa Sikkim, оба очень хороши, но Дёйтер крепче.
Ну и так отстальное по мелочи всё хорошо себя вело, ничего не пострадало.
Всё.
29. Гуд бай, Ергаки
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Выводы: Снег на Ергаках есть, его много, но не всегда там где надо, всё-таки есть районы, которые больше подходят для бэккантри, напимер, соседний Араданский хребет. Зато радует возможность передвигаться на снегоступах, и доступность района. Впечатления от поездки сплошь положительные. Вот.
Про снарягу:
Главное в нашем снаряжении - это снегоступы. Без них - не пройти и 10 метров. Мы брали с собой проверенные Salewa Tacul pro, и новые супер-пупер современные Salewa 999. И те и другие не подвели. Но новые ступы имеют ряд хороших нововведений, которые здорово улучшают горные свойства - держут на траверсах, на фирне, очень удобны при подъёме "в лоб", улучшены крепления, и, самое главное, подгибаются на жёстком рельефе.
Доски - Nidecker Legend 164 & Nidecker Megalight 163. Ну что сказать, крутые доски для фрирайда, всё как надо: длинный, очень длинный и широкий нос, рокер сразу от закладных, плюс мягонькие носочки, плюс виброгасители, плюс магнетрэкшн, плюс база 8800, и полезные бонусы в виде алюминиевых пластин на носке и пятке. Шикарные целинные корабли. Легенда мягче, немного потяжелее, а Мегалайт жёстче и легче, и у него есть листочек клевера.
Крепы: На Легенде стояли F2 Allride, сломался хайбэк, Nidecker Evol - отлично вели себя.
Боты: Vans Hi Standart & Salomon Malamute. Надёжные крепкие боты, это все знают.
Рюкзаки: Deuter Aircontact & Salewa Sikkim, оба очень хороши, но Дёйтер крепче.
Ну и так отстальное по мелочи всё хорошо себя вело, ничего не пострадало.
Всё.
r
russian_red
Каталки мало. Туризма много. Рекламы снаряжения из магазина по адресу "Дом 53, Проспект Ленина" много.
Снега, за которым охотились, не заметил.
За упорство и старание плюсы, конечно.
Снега, за которым охотились, не заметил.
За упорство и старание плюсы, конечно.
Б
БандераZz
дааа, ребята, вы фанаты! :-) молодцы
K
Kompressor
Хард факинг бэкантри
N
No IS
Отличная разведка. Бывает идешь на Поднебесный бэккантри, а попадаешь на Хакайсинг. Селява!
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.