1. Кто ездил на машине в Абхазию (Гагра, и.т.д.)
T
Toyota Corona
Нужен совет, може кто знает, с какими проблемами могу столкнуться на Границе ???
M
Meg
Наш регион видел, сам не ездил, шмонают только наши, абхазам все пофиг. Оружие, наркотики.... :-)
T
Toyota Corona
А де видел наш регион ????
M
Monstr™
в Гаграх полно 66 региона, а также в Сухуми встречал.
T
Toyota Corona
А сколько по времени заминает проезд через границу?????
W
Weboff
А сколько по времени заминает проезд через границу?????
Говорят не больше 30 минут.
T
Toyota Corona
Спасибо!!!!!
Мы ездили два года назад. Время на границе примерно часов от 3 до 15. Мы стояли 15 часов, просто нам не повезло, а платить по 2000 с машины, мы не захотели. Дело в том, что там две очереди, одна это автобусы с экскурсиями, местные жители, свои, сотрудники, знакомые и платные, другая - это те,
скромные, вроде нас
Но это сразу же забылось и показалось сущим пустяком, когда мы ее пересекли. Отдохнули отлично! И даже разруха и запустение придавали некий шарм этим курортам. Там остановилось время.
Жили в Пицунде, на берегу моря, снимая две комнаты в доме.
Море, природа, Рица!
Единственное место, где любят русских . Гаишники останавливают, чтобы спросить как дела, есть ли проблемы и дико извиняются за то, что остановили.
Сказка!
Проехали до Сухуми.
Информация по состоянию на позапрошлый год.
[Сообщение изменено пользователем 16.08.2005 10:58]
Но это сразу же забылось и показалось сущим пустяком, когда мы ее пересекли. Отдохнули отлично! И даже разруха и запустение придавали некий шарм этим курортам. Там остановилось время.
Жили в Пицунде, на берегу моря, снимая две комнаты в доме.
Море, природа, Рица!
Единственное место, где любят русских . Гаишники останавливают, чтобы спросить как дела, есть ли проблемы и дико извиняются за то, что остановили.
Сказка!
Проехали до Сухуми.
Информация по состоянию на позапрошлый год.
[Сообщение изменено пользователем 16.08.2005 10:58]
T
Toyota Corona
Ели я правильно понял, хочешь проехать быстро то нужно заплатить 2000 рублей.
Ели я правильно понял, хочешь проехать быстро то нужно заплатить 2000 рублей.
Ну, тогда было так, да. Там ходят всякие кадры и предлагают такую услугу. Цены колеблются в этих пределах, чем дальше от границы, тем выше стоимость.
S
SECSIBOY
Были в этом году в Гаграх.Проезд через границу до 3-5 часов, как попадешь..... Шмонают уже не сильно, выборочно в основном, 66го региона много, Москвичей валом, все очень дешево, так что дерзайте....без машины там скучно, надо на машине ехать. Рица, пещеры, за все местные просят много денег, чтобы
на машинах скатать, можно ехать самим, просто кого нибудь из местиных, с кем познакомитесь, в проводники взять, а так. супер, наше побережье отдыхает!!!
M
Maple
Мы только что приехали из Абхазии. На границе стояли 1 час в ту сторону и обратно столько же! Не шмонали! Шмонали когда въехали в Краснодарский край. И вообще таких добрых гаишников как в Абхазии ни где не встретите
Ж
Жeнь
Ездил этим летом, но не на машине.
По поводу регионов - там есть все наши регионы! Натурально все! А вот родной 66 видели только один раз (и то из окна газели) и не на чем нибудь, а на Хаммере. Вообщем порадовались за Урал проехжая мимо.
По поводу регионов - там есть все наши регионы! Натурально все! А вот родной 66 видели только один раз (и то из окна газели) и не на чем нибудь, а на Хаммере. Вообщем порадовались за Урал проехжая мимо.
i
ivanko
2 недели назад:
туда - не было ни одной машины, все проехали минут за 7, проезжяли в 5 утра
обратно - минут 10 в очереди, проезжяли в 12 дня
туда - не было ни одной машины, все проехали минут за 7, проезжяли в 5 утра
обратно - минут 10 в очереди, проезжяли в 12 дня
Z
Zcmdx ---
Я ездила 2 года назад.
Из неприятных особенностей - на границе стояли туда 6 часов (и то потому что к границе подъехали к 6оо утра), обратно - 8 часов.
Все остальное совершенно здорово - особенно море с медузами и гостеприимность населения.
Из неприятных особенностей - на границе стояли туда 6 часов (и то потому что к границе подъехали к 6оо утра), обратно - 8 часов.
Все остальное совершенно здорово - особенно море с медузами и гостеприимность населения.
A
----Aлекс
Абхазия.
Перед поездкой в Абхазию мы немного провентилировали ситуацию. Разузнали, что пускают туда всех подряд. Главное чтобы был новый Российский паспорт. Обстановка там спокойная. Граница работает круглосуточно.
Посовещавшись, ехать решили пораньше, чтобы проскочить через границу, пока нет основного наплыва автолюбителей и экскурсантов. К границе подъехали в 7.30 и вот, первая неудача – пересменка пограничников и таможни. Пока стали запускать, пришлось простоять минут 30. За это время к границе подтянулись «свежие силы» первых автобусных экскурсантов. У этих всё схвачено. Их пропускают без очереди. А это, в свою очередь, отнимает время пограничников. Автобусы пропускают по спискам. Тур фирма, везущая экскурсантов, готовит список реально въезжающих граждан, а таможенники впускают всех, считая по количеству голов. Главное, чтоб у всех (кому положено) был на руках паспорт. Ну вот и до нас очередь доходит. Пару КПП проезжаем обоими машинами. Все наши пассажиры находятся в машинах. Перед таможней, пассажиры вылезают из машин, и проходят границу пешком, с паспортами и личными вещами (типа ручная кладь). Мы с Андрюхой (водители), сворачиваем вниз, на пост досмотра транспорта. Заполняем таможенные декларации. Тем, кто едет в Абхазию не на один день, советую уточнить, до какой суммы денег, можно не декларировать валюту, и если есть возможность, перераспределить максимум денег среди ваших пассажиров, а в декларации написать сумму в 1-2 тысячи рублей. Это делается для того, чтобы умерить пыл Абхазских гаишников, которые любят спрашивать вашу декларацию, для того чтобы оценить вашу платёжеспособность. Да и вообще, для всех остальных, любознательных элементов. Итак, заполняем декларации, показываем автомобиль, ставим штампики и проезжаем дальше. На последнем КПП (пограничники Абхазии), я благополучно проезжаю, а Андрюха задерживается… Я выехал из турникетов, посадил в машину всех наших ребят (4 человека) и поехал на выезд. Минут через 5 Дрюня позвонил на трубу и расстроенным голосом поведал, что в Абхазию его не пустили. Потом стало известно, что не пустили его из-за какой то глупости. В его паспорте (ещё старом СССР), стояла временная прописка в Казахстане, на время его учёбы в лётном училище. Причём, то, что после этого стоит современная прописка в Екатеринбурге, никого не волнует! Ему не удалось договориться ни за деньги, ни как. Просто, упёрлись, и не пустили, и никого не волнует, что с ним, возможно, едет ещё жена и дети, которые перешли границу пешком.
Ну что ж делать, едем впятером на нашей Марусе! Привычного экологического сбора (ка в прошлом году), на привычном месте, почему-то нет. Пост ДПС, на котором в прошлом году просили меня дать денег «на шампанское», «чтоб всё у нас в дороге было хорошо» © , тоже пустой, это начинает радовать! Дорога, которая в прошлом году была отсыпана гигантским, острым щебнем, заасфальтирована, а асфальтовый путь через деревню, с висячим в кустах ржавым знаком «кирпич», перекрыта напрочь. В прошлом году, мы после прохождения границы, в лёгком шоке, поехали через деревню, под кирпич (тем более, нам показалось, что других дорог просто нет), и нас благополучно приняли Абхазские гайцы на 100р. В этом году, мы учли все ошибки. Едем аккуратно, по новой дороге, соблюдаем все знаки. Выезжаем за селом, на трассу. Здесь небольшое столпотворение. Кучка гаишников тормозит всех подрят. Все платят какие то деньги и едут дальше. Меня тоже остановили, ничего не объясняя. Я вышел из машины, подошёл к будке, с сидящим в ней «офицером». Подаю документы, он смотрит на меня удивлённо и возмущённо: « зачем мне твои документы?! Тридцать рублей давай, за не пристёгнутый ремень!». Честно скажу, я пристёгиваюсь всегда, категорически, и когда езжу пассажиром, и тем более, когда рулю! Но, в этот раз, не отойдя от лёгкого стресса, я не помнил, пристегнулся я или нет. Будучи обескураженным такой твёрдой постановкой вопроса, решил просто отдать эти 3 червонца, чтоб не спорить лишний раз. Дорога то ещё предстоит не малая!
Всего, с момента подъезда к границе, до начала путешествия по гостеприимной Абхазии прошло около 1,5 часа. Едем не быстрее 70 км.ч., т.к. дорога пролегает через непрерывную гряду населённых пунктов. Само по себе, покрытие довольно умеренного качества. Ехать можно и гораздо быстрее сотни. Машин попадается мало, но зато, в этот раз мы насчитали несколько грузовиков (в прошлом году большегрузной техники вообще не было видно!), междугородние автобусы системы икарус, «миротворческие» джипы лендровер, с длинными антеннами, и красными крестами на бортах. Каждый более-менее серьёзный населённый пункт снабжён ДПСами с блок постами.
В Гаграх решаем наконец остановиться и позавтракать. Заезжаем в центр, на единственном перекрёстке со светофорами (как всегда не работающими), сворачиваем направо и едем в сторону набережной. На набережной выбираем одну из многих закусочных. Заказываем Абхазскую солянку, ёкУ, и ещё всякой мелочи, а также «среднегазированный напиток КОЛА» произведённый в Миницехе «АГА» п. Цандрипш ул. Октябрьская 223, тел 8-82 (этикетка сделана в стиле и цветах ПЕПСИ-КОЛЫ, бутылка 0,5л стоит 6 рублей. Кафе выходит прямо на берег. На длинном Гагрском пляже довольно много народу. Перекусываем, и едем дальше. Дорога уже знакомая, кое где подремонтированная. Коровы всё также бесцеремонно «живут» прямо на дороге. Где то через час с небольшим доехали до Нового Афона.
Для начала, решили заехать в уже знакомый нам ресторанчик, на ЖД вокзале. За год веранду, выходящую на море благоустроили, и на ней за парой столов даже кушали отдыхающие. Поскольку всё это происходило 8 июля, в мой День Рождения, предпочтение было отдано всем национальным Абхазским блюдам и вину. Заказали: копчёное мясо, хачапури, мамалыгу с алычёвым соусом, солчянку, и пару бутылок вина. На четверых хорошо посидели на 600 рублей. После приёма пищи, запив всё вином, пошли тут же искупались в море. Пляж безлюдный. На нём полно всяких ракушек (собирать то некому), и к сожалению, мусора тоже (тот мусор, который выносит море)… Водичка совсем не такая, как в Адлере! Гораздо более чистая и тёплая.
Охладившись в море мы поехали на Анакопийскую гору. На этой горе стоит моя старая (ещё с детства) страсть, полуразрушенная древняя крепость. Доехав до парковки в районе Ново Афонской пещеры, мы поставили отдыхать Марусю, заплатив 10р., и пошли вверх по дороге через село. Минут 15 занял крутой подъём по асфальтовому серпантину, и ещё минут 20 по горной серпантинной тропе, по которой можно проехать только на лошадях или ишаках. Как утверждают современные археологи и историки, данная крепость была построена в 5 веке н.э. Затем она неоднократно перестраивалась, и расширялась. Есть легенда, которая гласит о том, что давным-давно, в эти края пришли иностранные захватчики, и наткнувшись на сопротивление местных жителей, устроили бессрочную осаду крепости. Говорят, что численный перевес войск был у нападающей стороны примерно в сто раз! Но крепость была настолько искусно построена и оказалась настолько не преступной, что осада длилась не один месяц, а может даже и год. За это время, нападавшую армию поразили страшные болезни, и её численность многократно упала. А защитники крепости спокойно выходили в долину за едой и оружием, по системе кастовых тоннелей, идущей внутри всей горы, и в последствии ставших известной нам, и посещаемой по сей день пещерой.
Вода в крепости была только дождевая. Собирали её (и собирают по сей день), при помощи не хитрого сооружения. Вокруг храма были сделаны многоярусные постройки, крыша которых была вогнутой, и являлась сирпантинообразным водостоком, в нижней части которого был канал, ведущий в каменную цистерну, сооружённую на уровне земли. Цистерна эта вмещает от 30 до 50 кубов воды. Мы пили её, и надо сказать, что вода не отличается ни по вкусу ни по запаху, от чистейшей, ключевой.
Сейчас в этой крепости , внутри останков храма, сохранилась стена с древними останками (захоронения 534 и 437 годов н.э.), и часовня, в которую приходят священослужители из местного мужского монастыря, и приезжают немногочисленные поломники.
Всё это жутко интересно! Все камни в крепости пропитаны многовековой историей и источают положительную энергетику. Уходить из крепости не хочется, но отсняв пару плёнок, мы всё же покидаем живописные развалины.
Спустившись вниз, на грешную землю, мы сходили в старый, всем известный парк с прудом и лебедями. Приятно было увидеть, что за пруд наконец то взялись. Его стали чистить и приводить в порядок. Уже второй год работает знаменитый ресторан под навесом, в центре пруда. У лебедей прибывает потомство. Дорожки парка стали менее безлюдными и не такими безжизненными.
В этот раз сбылась моя давняя мечта. Поднявшись по дорожке мимо старой гидроэлектростанции, мы сходили на ж.д. станцию ПЦЫРСХА. Станция эта находится ровно меж двух тоннелей. В центре платформы стоит огромная ротонда выполненная в Сталинском ампире. Даже сейчас, в полуразрушенном состоянии, со следами выбоин от пуль, она выглядит потрясающе. Внизу, вдоль платформы протекает небольшая речушка, и часть этой огромной «беседки» как бы нависает над водой.
Когда мы с братом и отцом отдыхали здесь в начале 80 годов, жизнь бурлила, было полно отдыхающих, и на платформе дежурили специальные люди в штатском. Я, будучи увлечённым фотографией (как и сейчас), фотографировал всё подряд. Естественно я не мог пропустить такие потрясающие кадры. Меж двух гор, из тоннеля, в тоннель, протянулась железнодорожная платформа, с гигантской беседкой посередине, нависающей над рекой… Я, успел сделать всего несколько снимков, как к нам подошёл какой то злой мужик, вырвал мою «Смену» из рук, открыл её и выдрал всю плёнку! На этой плёнке были потрясающие редкие снимки, плоды моих недельных трудов! Я готов был вцепиться этому нахалу крепкими молодыми зубами в руку, но по глазам отца понял, что делать этого не надо. Потом я проревелся, не помню как долго. Но страшная ненависть к Гбшникам сохранилась в моей душе на всю жизнь.
Теперь, когда мы вышли на станцию, на ней не было ни одной души! Ты хоть клип снимай, хоть голым бегай, никто ничего тебе не скажет! Отсняв дрожащими руками несколько заветных снимков, я осмелел, и решил исполнить ещё одну свою заветную мечту. Как-то внезапно, очень сильно, мне захотелось в туалет (по маленькому...). Не долго думая, я зашёл в тоннель и помочился на рельсы. Подумать только! Смог бы я это сделать в 80 году?!! Думаю, что у меня не только плёнку бы вырвали… из рук. Вот так я отомстил этим безмозглым тварям, которым пофиг на детские мечты и радости, а главное сохранить верность приказу, в «сохранении военной тайны на стратегическом объекте».
Погуляв ещё по Афону, мы двинулись в обратный путь. По дороге, нас остановили на посту в Питсунде. Один гаец махнул палкой, и указал мне пройти «к кассе». В «кассе», усатый «кассир» в погонах генералиссимуса, заявил мне, что я не был пристёгнут. Ха! (сказал я ему) как раз я БЫЛ ЗДОРОВО ПРИСТЁГНУТ! Тот, который махнул мне своей палкой, услышал этот громкий разговор, и подтвердил, что я был пристёгнут. Тогда, «кассир» объявил, что моя пассажирка не была пристёгнута. На что, моя жена тут же крикнула из открытого окна машины, что она КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРИСТЁГНУТА даже сейчас, показывая ремень на груди, и вот, сзади сидят двое свидетелей, что мы ВСЕ были пристёгнуты! Генералиссимус приуныл, попросил декларацию, и когда увидел в ней всего 1000р, и услышал, что мы едем домой, в Россию, отдал мне все бумаги с грустным (тут бы хорошо подошла опечатка с «ГНУСНЫМ») лицом, стал плющить Омичей, которые обогнали нас перед самым этим ЛПСом.
В Гаграх прикупили вина, по 4 бутылки на 1 человека (больше не выпускают на границе).
Чегем. Красное сухое.
Фазиль Искандер прославил это горное село в Абхазии своим известнейшим произведением Сандро из Чегема». Чегемцы всегда славились своими винами и гостеприимством. Натуральное красное сухое вино «Чегем» готовится по оригинальной технологии, благодаря чему цвет его становится нарядным, вкус полным и бархатистым, а в аромате появляются неповторимые тона полевых цветов.
Так написано на каждой бутылке Абхазского вина. Все вина со смыслом, и неповторимым вкусом. Далее я не буду цитировать местных виноделов, а только напишу названия вин, которые нам довелось привезти с собой и выпить дома с друзьями по большим праздникам.
Букет Абхазии. Красное, десертное.
Анакопия. Белое, полусладкое.
Лыхны. Красное, полусладкое.
Эшера. Красное, полусладкое.
Апсны. Красное, полусладкое.
Амра. Красное, полусладкое.
Диоскурия. Белое, сухое.
Радеда. Красное, сухое.
К границе мы подъехали в 19.30, и опять попали на пересменку. Не считая ожидания начала работы границы, мы прошли всю процедуру без проблем, и минут за 20. Единственной неожиданностью оказалось взимание 50 рублей с водителя каждой машины за проезд по грязной луже. Это якобы считается «дезинфекция» автомобиля. На всех дорогах Абхазии, даже в период проливных дождей, наверное не собрать столько грязи, сколько скопилось в этой смердящей железной ванне. Рядом с ванной сидит грозная и тупая тётка, отбивающая чеки, с видом, как будь то, она подписывает Декларацию Независимости Организации Объединенных наций. Вот вам и наглое, совершенно очевидное, узаконенное взимание денег НИЗАЧТО. Дык, для ещё более полной прибыли, могли бы и пешеходов заставить прогуляться в душ, по 5 рублей с человека. И тогда, и через границу нашу «никакая зараза» бы не прошла, и граница бы была на полном «хоз. расчёте»!
Несмотря на всякие мелкие происки Абхазских гаишников, наша поездка в целом удалась! У всех осталось хорошее настроение, отличные фотки, и Абхазское вино.
(выдержка из отчёта поездки 2003г. Весь отчёт полностью и обсуждение тут: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&t=207750...
Желаю удачи!
Перед поездкой в Абхазию мы немного провентилировали ситуацию. Разузнали, что пускают туда всех подряд. Главное чтобы был новый Российский паспорт. Обстановка там спокойная. Граница работает круглосуточно.
Посовещавшись, ехать решили пораньше, чтобы проскочить через границу, пока нет основного наплыва автолюбителей и экскурсантов. К границе подъехали в 7.30 и вот, первая неудача – пересменка пограничников и таможни. Пока стали запускать, пришлось простоять минут 30. За это время к границе подтянулись «свежие силы» первых автобусных экскурсантов. У этих всё схвачено. Их пропускают без очереди. А это, в свою очередь, отнимает время пограничников. Автобусы пропускают по спискам. Тур фирма, везущая экскурсантов, готовит список реально въезжающих граждан, а таможенники впускают всех, считая по количеству голов. Главное, чтоб у всех (кому положено) был на руках паспорт. Ну вот и до нас очередь доходит. Пару КПП проезжаем обоими машинами. Все наши пассажиры находятся в машинах. Перед таможней, пассажиры вылезают из машин, и проходят границу пешком, с паспортами и личными вещами (типа ручная кладь). Мы с Андрюхой (водители), сворачиваем вниз, на пост досмотра транспорта. Заполняем таможенные декларации. Тем, кто едет в Абхазию не на один день, советую уточнить, до какой суммы денег, можно не декларировать валюту, и если есть возможность, перераспределить максимум денег среди ваших пассажиров, а в декларации написать сумму в 1-2 тысячи рублей. Это делается для того, чтобы умерить пыл Абхазских гаишников, которые любят спрашивать вашу декларацию, для того чтобы оценить вашу платёжеспособность. Да и вообще, для всех остальных, любознательных элементов. Итак, заполняем декларации, показываем автомобиль, ставим штампики и проезжаем дальше. На последнем КПП (пограничники Абхазии), я благополучно проезжаю, а Андрюха задерживается… Я выехал из турникетов, посадил в машину всех наших ребят (4 человека) и поехал на выезд. Минут через 5 Дрюня позвонил на трубу и расстроенным голосом поведал, что в Абхазию его не пустили. Потом стало известно, что не пустили его из-за какой то глупости. В его паспорте (ещё старом СССР), стояла временная прописка в Казахстане, на время его учёбы в лётном училище. Причём, то, что после этого стоит современная прописка в Екатеринбурге, никого не волнует! Ему не удалось договориться ни за деньги, ни как. Просто, упёрлись, и не пустили, и никого не волнует, что с ним, возможно, едет ещё жена и дети, которые перешли границу пешком.
Ну что ж делать, едем впятером на нашей Марусе! Привычного экологического сбора (ка в прошлом году), на привычном месте, почему-то нет. Пост ДПС, на котором в прошлом году просили меня дать денег «на шампанское», «чтоб всё у нас в дороге было хорошо» © , тоже пустой, это начинает радовать! Дорога, которая в прошлом году была отсыпана гигантским, острым щебнем, заасфальтирована, а асфальтовый путь через деревню, с висячим в кустах ржавым знаком «кирпич», перекрыта напрочь. В прошлом году, мы после прохождения границы, в лёгком шоке, поехали через деревню, под кирпич (тем более, нам показалось, что других дорог просто нет), и нас благополучно приняли Абхазские гайцы на 100р. В этом году, мы учли все ошибки. Едем аккуратно, по новой дороге, соблюдаем все знаки. Выезжаем за селом, на трассу. Здесь небольшое столпотворение. Кучка гаишников тормозит всех подрят. Все платят какие то деньги и едут дальше. Меня тоже остановили, ничего не объясняя. Я вышел из машины, подошёл к будке, с сидящим в ней «офицером». Подаю документы, он смотрит на меня удивлённо и возмущённо: « зачем мне твои документы?! Тридцать рублей давай, за не пристёгнутый ремень!». Честно скажу, я пристёгиваюсь всегда, категорически, и когда езжу пассажиром, и тем более, когда рулю! Но, в этот раз, не отойдя от лёгкого стресса, я не помнил, пристегнулся я или нет. Будучи обескураженным такой твёрдой постановкой вопроса, решил просто отдать эти 3 червонца, чтоб не спорить лишний раз. Дорога то ещё предстоит не малая!
Всего, с момента подъезда к границе, до начала путешествия по гостеприимной Абхазии прошло около 1,5 часа. Едем не быстрее 70 км.ч., т.к. дорога пролегает через непрерывную гряду населённых пунктов. Само по себе, покрытие довольно умеренного качества. Ехать можно и гораздо быстрее сотни. Машин попадается мало, но зато, в этот раз мы насчитали несколько грузовиков (в прошлом году большегрузной техники вообще не было видно!), междугородние автобусы системы икарус, «миротворческие» джипы лендровер, с длинными антеннами, и красными крестами на бортах. Каждый более-менее серьёзный населённый пункт снабжён ДПСами с блок постами.
В Гаграх решаем наконец остановиться и позавтракать. Заезжаем в центр, на единственном перекрёстке со светофорами (как всегда не работающими), сворачиваем направо и едем в сторону набережной. На набережной выбираем одну из многих закусочных. Заказываем Абхазскую солянку, ёкУ, и ещё всякой мелочи, а также «среднегазированный напиток КОЛА» произведённый в Миницехе «АГА» п. Цандрипш ул. Октябрьская 223, тел 8-82 (этикетка сделана в стиле и цветах ПЕПСИ-КОЛЫ, бутылка 0,5л стоит 6 рублей. Кафе выходит прямо на берег. На длинном Гагрском пляже довольно много народу. Перекусываем, и едем дальше. Дорога уже знакомая, кое где подремонтированная. Коровы всё также бесцеремонно «живут» прямо на дороге. Где то через час с небольшим доехали до Нового Афона.
Для начала, решили заехать в уже знакомый нам ресторанчик, на ЖД вокзале. За год веранду, выходящую на море благоустроили, и на ней за парой столов даже кушали отдыхающие. Поскольку всё это происходило 8 июля, в мой День Рождения, предпочтение было отдано всем национальным Абхазским блюдам и вину. Заказали: копчёное мясо, хачапури, мамалыгу с алычёвым соусом, солчянку, и пару бутылок вина. На четверых хорошо посидели на 600 рублей. После приёма пищи, запив всё вином, пошли тут же искупались в море. Пляж безлюдный. На нём полно всяких ракушек (собирать то некому), и к сожалению, мусора тоже (тот мусор, который выносит море)… Водичка совсем не такая, как в Адлере! Гораздо более чистая и тёплая.
Охладившись в море мы поехали на Анакопийскую гору. На этой горе стоит моя старая (ещё с детства) страсть, полуразрушенная древняя крепость. Доехав до парковки в районе Ново Афонской пещеры, мы поставили отдыхать Марусю, заплатив 10р., и пошли вверх по дороге через село. Минут 15 занял крутой подъём по асфальтовому серпантину, и ещё минут 20 по горной серпантинной тропе, по которой можно проехать только на лошадях или ишаках. Как утверждают современные археологи и историки, данная крепость была построена в 5 веке н.э. Затем она неоднократно перестраивалась, и расширялась. Есть легенда, которая гласит о том, что давным-давно, в эти края пришли иностранные захватчики, и наткнувшись на сопротивление местных жителей, устроили бессрочную осаду крепости. Говорят, что численный перевес войск был у нападающей стороны примерно в сто раз! Но крепость была настолько искусно построена и оказалась настолько не преступной, что осада длилась не один месяц, а может даже и год. За это время, нападавшую армию поразили страшные болезни, и её численность многократно упала. А защитники крепости спокойно выходили в долину за едой и оружием, по системе кастовых тоннелей, идущей внутри всей горы, и в последствии ставших известной нам, и посещаемой по сей день пещерой.
Вода в крепости была только дождевая. Собирали её (и собирают по сей день), при помощи не хитрого сооружения. Вокруг храма были сделаны многоярусные постройки, крыша которых была вогнутой, и являлась сирпантинообразным водостоком, в нижней части которого был канал, ведущий в каменную цистерну, сооружённую на уровне земли. Цистерна эта вмещает от 30 до 50 кубов воды. Мы пили её, и надо сказать, что вода не отличается ни по вкусу ни по запаху, от чистейшей, ключевой.
Сейчас в этой крепости , внутри останков храма, сохранилась стена с древними останками (захоронения 534 и 437 годов н.э.), и часовня, в которую приходят священослужители из местного мужского монастыря, и приезжают немногочисленные поломники.
Всё это жутко интересно! Все камни в крепости пропитаны многовековой историей и источают положительную энергетику. Уходить из крепости не хочется, но отсняв пару плёнок, мы всё же покидаем живописные развалины.
Спустившись вниз, на грешную землю, мы сходили в старый, всем известный парк с прудом и лебедями. Приятно было увидеть, что за пруд наконец то взялись. Его стали чистить и приводить в порядок. Уже второй год работает знаменитый ресторан под навесом, в центре пруда. У лебедей прибывает потомство. Дорожки парка стали менее безлюдными и не такими безжизненными.
В этот раз сбылась моя давняя мечта. Поднявшись по дорожке мимо старой гидроэлектростанции, мы сходили на ж.д. станцию ПЦЫРСХА. Станция эта находится ровно меж двух тоннелей. В центре платформы стоит огромная ротонда выполненная в Сталинском ампире. Даже сейчас, в полуразрушенном состоянии, со следами выбоин от пуль, она выглядит потрясающе. Внизу, вдоль платформы протекает небольшая речушка, и часть этой огромной «беседки» как бы нависает над водой.
Когда мы с братом и отцом отдыхали здесь в начале 80 годов, жизнь бурлила, было полно отдыхающих, и на платформе дежурили специальные люди в штатском. Я, будучи увлечённым фотографией (как и сейчас), фотографировал всё подряд. Естественно я не мог пропустить такие потрясающие кадры. Меж двух гор, из тоннеля, в тоннель, протянулась железнодорожная платформа, с гигантской беседкой посередине, нависающей над рекой… Я, успел сделать всего несколько снимков, как к нам подошёл какой то злой мужик, вырвал мою «Смену» из рук, открыл её и выдрал всю плёнку! На этой плёнке были потрясающие редкие снимки, плоды моих недельных трудов! Я готов был вцепиться этому нахалу крепкими молодыми зубами в руку, но по глазам отца понял, что делать этого не надо. Потом я проревелся, не помню как долго. Но страшная ненависть к Гбшникам сохранилась в моей душе на всю жизнь.
Теперь, когда мы вышли на станцию, на ней не было ни одной души! Ты хоть клип снимай, хоть голым бегай, никто ничего тебе не скажет! Отсняв дрожащими руками несколько заветных снимков, я осмелел, и решил исполнить ещё одну свою заветную мечту. Как-то внезапно, очень сильно, мне захотелось в туалет (по маленькому...). Не долго думая, я зашёл в тоннель и помочился на рельсы. Подумать только! Смог бы я это сделать в 80 году?!! Думаю, что у меня не только плёнку бы вырвали… из рук. Вот так я отомстил этим безмозглым тварям, которым пофиг на детские мечты и радости, а главное сохранить верность приказу, в «сохранении военной тайны на стратегическом объекте».
Погуляв ещё по Афону, мы двинулись в обратный путь. По дороге, нас остановили на посту в Питсунде. Один гаец махнул палкой, и указал мне пройти «к кассе». В «кассе», усатый «кассир» в погонах генералиссимуса, заявил мне, что я не был пристёгнут. Ха! (сказал я ему) как раз я БЫЛ ЗДОРОВО ПРИСТЁГНУТ! Тот, который махнул мне своей палкой, услышал этот громкий разговор, и подтвердил, что я был пристёгнут. Тогда, «кассир» объявил, что моя пассажирка не была пристёгнута. На что, моя жена тут же крикнула из открытого окна машины, что она КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРИСТЁГНУТА даже сейчас, показывая ремень на груди, и вот, сзади сидят двое свидетелей, что мы ВСЕ были пристёгнуты! Генералиссимус приуныл, попросил декларацию, и когда увидел в ней всего 1000р, и услышал, что мы едем домой, в Россию, отдал мне все бумаги с грустным (тут бы хорошо подошла опечатка с «ГНУСНЫМ») лицом, стал плющить Омичей, которые обогнали нас перед самым этим ЛПСом.
В Гаграх прикупили вина, по 4 бутылки на 1 человека (больше не выпускают на границе).
Чегем. Красное сухое.
Фазиль Искандер прославил это горное село в Абхазии своим известнейшим произведением Сандро из Чегема». Чегемцы всегда славились своими винами и гостеприимством. Натуральное красное сухое вино «Чегем» готовится по оригинальной технологии, благодаря чему цвет его становится нарядным, вкус полным и бархатистым, а в аромате появляются неповторимые тона полевых цветов.
Так написано на каждой бутылке Абхазского вина. Все вина со смыслом, и неповторимым вкусом. Далее я не буду цитировать местных виноделов, а только напишу названия вин, которые нам довелось привезти с собой и выпить дома с друзьями по большим праздникам.
Букет Абхазии. Красное, десертное.
Анакопия. Белое, полусладкое.
Лыхны. Красное, полусладкое.
Эшера. Красное, полусладкое.
Апсны. Красное, полусладкое.
Амра. Красное, полусладкое.
Диоскурия. Белое, сухое.
Радеда. Красное, сухое.
К границе мы подъехали в 19.30, и опять попали на пересменку. Не считая ожидания начала работы границы, мы прошли всю процедуру без проблем, и минут за 20. Единственной неожиданностью оказалось взимание 50 рублей с водителя каждой машины за проезд по грязной луже. Это якобы считается «дезинфекция» автомобиля. На всех дорогах Абхазии, даже в период проливных дождей, наверное не собрать столько грязи, сколько скопилось в этой смердящей железной ванне. Рядом с ванной сидит грозная и тупая тётка, отбивающая чеки, с видом, как будь то, она подписывает Декларацию Независимости Организации Объединенных наций. Вот вам и наглое, совершенно очевидное, узаконенное взимание денег НИЗАЧТО. Дык, для ещё более полной прибыли, могли бы и пешеходов заставить прогуляться в душ, по 5 рублей с человека. И тогда, и через границу нашу «никакая зараза» бы не прошла, и граница бы была на полном «хоз. расчёте»!
Несмотря на всякие мелкие происки Абхазских гаишников, наша поездка в целом удалась! У всех осталось хорошее настроение, отличные фотки, и Абхазское вино.
(выдержка из отчёта поездки 2003г. Весь отчёт полностью и обсуждение тут: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&t=207750...
Желаю удачи!
A
----Aлекс
Вот ещё выдержки из отчёта о поездке 2002года: http://www.autoclub.ur.ru/info/south5.htm
Абхазия.
Попасть в Абхазию можно двумя путями. Во первых с экскурсией. Вы просто покупаете путёвку в том месте, где отдыхаете (Лазаревское, Дагомыс, Сочи, Адлер и пр.) и вас будут возить, кормить, культурно развлекать целый день. В эту путёвку входит посещение Ново-Афонской пещеры, Ново-Афонского мужского монастыря, озера Рица и ещё пара мест в Гаграх на выбор. Стоимость путёвки около 500 р.чел. Получается что это цена только дороги и сопровождения экскурсоводом. Питание, билет в пещеру и другие платные посещения в стоимость путёвки не входят! Казалось бы дорого. Но в этом варианте есть свои преимущества. У вас не о чём "не болит голова" и с самого начала вы полностью можете наслаждаться красотами и достопримечательностями Абхазии. Проход через границу быстр и прост. Российские автобусы высаживают туристов перед границей (и потом, вечером забирают и везут по домам). Туристы пешком проходят все турникеты, показывают грозным пограничникам и таможенникам паспорта (и то, паспорта смотрят не у всех подряд) и на территории Абхазии садятся в Абхазский автобус и едут дальше. Вся процедура занимает минут 15-20.
Второй вариант это проехать в Абхазию самостоятельно, на своей машине. Перед границей желательно появиться не позже 8 - 9 часов утра. Начиная с 9 часов желающих автомобилистов начинает сильно прибывать и выстраивается длинная очередь. Сам проход через границу открывается в 8 часов. Запускают по 5-10 машин. Проехав наш МВДшный турникет вас останавливают, просят выйти всех пассажиров. Далее пассажиры спокойно переходят на ту сторону а вас отправляют на досмотр транспорта. Обычная формальная процедура. Заполняете декларацию, таможенник бегло осматривает авто, ставит печать и отправляет вас дальше. На следующих турникетах записывают данные вас и автомобиля и всё! Здесь к вам подсаживаются ваши пассажиры, и вы довольные начинаете своё путешествие по Абхазии. Проехав метров 50, вас опять останавливают у домика и требуют купить временную регистрацию, рублей по 20 на человека. Купили, ну всё, теперь поедем дальше! Проезжаем за поворот метров 50, опять останавливают и подзывают к домику с местными людьми в форме. Местный человек в форме просто желает вам счастливого пути и чтоб у вас в пути всё действительно было хорошо, просит дать ему на шампанское… Фиг его знает какие у них там дальше порядки, но лучше думаю дать а то потом опять на каждом посту ни за что будут докапываться. Дал 50 р. За это добрый человек рассказал мне как лучше выехать на трассу. Проехать до развилки, потом налево, по щебёнке метров 100.
Проехав немного дальше, мы доехали до развилки. Дорога по которой мы ехали была асфальтирована и уходила направо, в село Весёлое, но перед ней в кустах стоял старый весь облезлый знак "кирпич". Налево отходила дорога (хотя дорогой это назвать очень сложно! Скорей это было русло высохшей горной реки…), отсыпанная крупным, острым щебнем. Остановившись перед развилкой мы спросили у местных бабушек как проехать на трассу. Местные бабушки развеяли наши сомнения, показав на асфальтированную дорогу. Мы, довольные туда и поехали. Минуты через три выехали на трассу, всю загроможденную людьми и автобусами. Кое как проехав это столпотворение выехали наконец на чистый и ровный участок трассы. Тут меня опять остановили и подозвали к себе местные ГАИшники. Оказывается, мы всё-таки нарушили, проехав под кирпич и они отсекают всех кто едет по хорошей дороге. Пришлось заплатить 100 р., хотя я и поворчал насчёт их знака, которого совсем не видно. На что приветливые Абхазские ГАЙцы ответили, что как раз на новый знак и собирают деньги!
Едем дальше. Дорога прямая, покрытие нормальное. Вполне можно ехать 100км.час или больше, но ни где не видно было знака об окончании села. На всякий случай едем не более 70 км.час. Машин попадается очень мало. После длинной прямой от границы до первого поворота проехали не спеша. Перед поворотом, в кустах стоят родимые! Старая копейка, два ГАЙца и на капоте лежит "фара". Проезжаем спокойно. ГАЙцы приветливо улыбаются.
Не заметно въезжаем в Гагры. Красивый курортный город. По прежнему, везде видны следы от войны, но кое где уже появляются отремонтированные и ремонтирующиеся здания и новые кафе. По городу едем 50 км.час. Ни одного работающего светофора, правда машин по прежнему мало. Народу на центральной улице много, в том числе и явно приезжих отдыхающих. На выезде из города пост, ГАЙцы смотрят внимательно, но пропускают нас без остановок.
Так и приходится ехать от села к селу и от города к городу со скоростью не более 70 км.час. Между населёнными пунктами часто попадаются "охотники на скорость".
На посту при въезде в Пицунду нас всё-таки тормозят. Майор сначала посмотрел документы, декларацию (видимо чтобы оценить сколько денег везу) и стал расспрашивать куда едем да на сколько. Я ответил что едем до Афона в пещеру и обратно. И что вообще то хотели пожить здесь недельку, но по разным причинам не получилось. Он обрадовался и стал предлагать свой адрес. Мол если будете в следующем году, приезжайте ко мне в Гудауту, всем буду рад! На всякий случай мы записали адресок: г.Гудаута, ул.Очимчирская, д-14, Сичинава Роман Васильевич, тел - 48-61. Как я понял из нашего не продолжительного разговора с гостеприимным майором, они останавливают в основном такие номера: 55, 66, 77, 99. Во первых запоминаются хорошо, во вторых видно из далека, в третьих всем известно что люди из этих регионов едут богатые и не жадные. Отдохнувшие у него хоть раз, потом ездят каждый год.
Таким образом, часа через два добрались до Нового-Афона. Для начала решили пообедать. Сейчас центром этого маленького курортного городка является комплекс зданий вокруг пещеры. Кафе там имеются, но часто они переполнены народом и цены в них не слабые. Решили покушать где-нибудь в стороне. Доехали до ЖД вокзала. Хотелось посмотреть на городок спустя 20 лет после моего отдыха в нём. В прошлом году были с экскурсией, так кроме пещеры и монастыря ничего не удалось увидеть. Проехали мимо знаменитого парка с прудом и лебедями, потом по центральной улице мимо бывших закрытых пансионатских пляжей.
На площади перед ЖД вокзалом (как и раньше) имеется кафе и ресторан. Ресторан видимо, совсем недавно капитально реконструирован. Имеются кабинки с кондиционерами внутри здания, а также большая крытая терраса с видом на море. В этот день было не сильно жарко и мы конечно расположились на террасе.
Меню достаточно объёмное, но мы не стали долго копаться и выбирать. Заказали все местные блюда: мамалыгу (кукурузная каша, типа нашей манной, но гуще) с алычовой подливой (кисло-сладкий красный соус, подаётся отдельно), хачапури (пирог с сыром, имеет массу разных способов приготовления), лобио (салат из бобов с зеленью, бывает жидким и острым как подлив, и густым как "еврейский" с сыром), копчёное мясо (обычная говядина или телятина, приготовленная не обычным методом холодного копчения), грузинская солянка (собственно не суп а мясо типа бефстроганов, тушёное в красном соусе). Ко всему этому заказали Абхазского вина Апсны (страна счастья).
Замечательно покушав, рассчитались. На весь обед, на четверых взрослых, голодных людей, с вином и мясными блюдами ушло 350 р., то есть по 88 р на человека!!!
Следующим пунктом нашей поездки была знаменитая Ново-Афонская пещера.
Сами мы с женой были в ней в прошлом году и сейчас решили не ходить. Отправили наших друзей: штурмана Дрюню с Юлишной. Если не ошибаюсь, экскурсия по пещере стоит чуть больше 100 р. чел. И занимает около двух часов. Желательно иметь при себе тёплые вещи, т.к. температура там около 15 градусов тепла. На первый взгляд кажется не очень холодно, но из-за большёго перепада (на улице то +35!) и влажности, за два часа многие начинают швыркать носом а у некоторых даже начинается ангина.
Отправив друзей в пещеру, мы поехали в знаменитый парк с прудом. Кто хотя бы раз в Советское время бывал в Афоне, никогда не забудет этот парк, пруд с островками, с кафе и пальмами, огромное количество белых и чёрных лебедей, людей, катающихся по протокам пруда на прогулочных лодках… Сейчас пруд сильно зарос, но несколько лебедей всё таки живут здесь. Кафе на острове процветает. Имеется даже какое то количество прогулочных лодок. Поностальгировав немного, я решил исполнить свою давнюю мечту - посетить Анакопийскую крепость.
Эта древняя крепость стоит на вершине горы Анакопия. Не помню точно её возраст, но по моему она была построена ещё до нашей эры. Существует придание о том как древние местные жители со своим не многочисленным войском держали в этой крепости осаду Римской армии из нескольких тысяч человек. И вроде как держали они оборону толи несколько месяцев толи несколько лет и так и не дали Римлянам захватить крепость и поработить себя. На сколько я помню секрет заключался в целой сети пещер и ходов находящихся в горе на которой стоит крепость (в этой горе, кстати Ново-Афонская пещера как раз и находится), и по этим ходам древние местные воины как то выходили в долину за едой и припасами. А в это время в римской армии чума косила солдат пачками. Так и пришлось остаткам Римской армии убраться восвояси ни с чем. Не уверен что в точности передал что там и когда происходило, но смысл именно такой и осада была реальная.
Так вот, последний раз я был в этой крепости ещё в юности, в начале восьмидесятых годов. Помню, как тогда мы с отцом и младшим братом решили что обязательно пойдём и попробуем подняться на эту гору. Башня крепости видна на самой вершине горы и с побережья, но представить насколько это высоко и далеко очень сложно. Помню, что начали свой поход мы утром. До деревни дорога была более-менее нормальной (а деревня находится где то по середине высоты горы), а после деревни переходила в козью тропу.
На этот раз я был на машине и это сильно облегчало задачу. По довольно не плохой дороге мы с женой проехали за деревню и на это ушло минут 10. Попробовав проехать метров 100 по козьей тропе я всё-таки решил что так рисковать не стоит и вернулся на то место где кончается асфальт. Припарковав машину в сторонке мы, не спеша пошли в гору. Пройдя пару серпантинов мы поняли, что так будем подниматься очень долго и не успеем встретиться с нашими пещерными друзьями в назначенное время. Жена поняла что теперь я не отступлюсь и буду идти пока не дойду до крепости и предложила идти наперерез, поперёк серпантина. Оказалось это не так трудно. Интуитивно мы вышли на заросшую тропинку, когда то протоптанную здесь такими же любопытными туристами. По этой тропинке мы действительно не спеша поднимались по поросшим мхом камням как по ступенькам ведущим наверх под углом около 45 градусов. Таким образом нам удалось забраться на вершину горы всего за пол часа и при этом мы обогнали пару групп людей идущих по серпантину козьей тропы.
С вершины горы открывается потрясающий вид! Сочинская гора Ахун кажется с этой высоты горкой вылепленной маленьким мальчиком в песочнице. Если не ошибаюсь, то в южной стороне побережья видна столица Абхазии Сухуми. Ново-Афонский мужской монастырь с его яркими шикарными куполами еле заметен внизу и кажется, что стоит на самом побережье, тогда как на самом деле до него тоже надо идти вверх минут сорок, от центральной улицы Афона.
Крепость, не смотря на разваленный вид все же сохранила свои очертания. Полазив не много по развалинам и пофотографировав всё это, я удовлетворил своё любопытство и давнюю мечту. Налетевшая внезапно из-за горы грозовая туча, окатила нас плотным ледяным ливнем. Надеясь что он скоро пройдёт мы укрылись в укромном местечке и простояли там минут 10-15. Ливень только усиливался, просвета в туче не видно, до назначенного времени оставалось минут сорок… Что же делать? Придется бежать в низ под дождём! В начале пути почва ветки и камни под ногами ещё не сильно промокли и идти в низ было терпимо с нормальной скоростью. Неожиданно прямо перед нами, буквально за верхушками ниже стоявших по склону деревьев раздался резкий раскатистый взрыв! От неожиданности и громкости этого громового раската и от ощущения что это совсем рядом мы упали и покатились вниз по уже сырой земле остановившись и придя в себя метров через пять. И видимо уже от шока и безысходности, что хуже уже ничего быть не может, побежали вниз держась за руки. Не припомню чтоб я когда то промокал так под дождём, буквально до нитки! Кажется, что ты и вся твоя одежда сырей, чем если бы ты в ней упал в воду. Так мы добрались до нашей "козявочки", минут за 20-25. В машине нас ждала печка и сухая тёплая одежда.
Переодевшись и растеревшись сухими полотенцами, мы съехали с горы вниз наперегонки с бурным, грязным потоком. Когда подъезжали к намеченному месту, дождь почти перестал, и наши "спелеологи" довольные своей экскурсией только подходили.
Так, весело и полезно мы провели время в Новом -Афоне и поехали дальше по Абхазии. Следующим пунктом нашей поездки была Питсунда.
Большую часть дороги в обратную сторону мы преодолели без каких бы то ни было проблем. Свернув с трассы у последнего указателя, мы поехали по дороге не обозначенной на карте. Проехав так несколько километров, мы увидели ГАИшный пост и решили остановиться и расспросить как проехать на Питсунду и где там лучше отдохнуть. Остановились, жена вышла из машины и стала расспрашивать молодого гайца. В это время ко мне подошёл другой геец и докопался до моего "голого торса". Я вышел из машины и попытался объяснить что вся одежда промокла и одеть мне просто нечего. Показал ему мокрую ещё рубаху, и даже одел её на себя, но его это не удовлетворило. Мы ещё долго с ним спорили про то как можно ездить и у кого какие права, но он упёрся и дал понять , что пока я не дам ему хотя бы 30 рублей, он меня никуда не отпустит. Пришлось дать.
До Питсунды мы добрались. Купили там по 4 бутылки Абхазских вин, искупались в девственно чистом море на песочном пляже и поехали домой, в Россию. По дороге ещё раз покушали в ресторане в Гаграх. От Гагр до границы минут 30-40 езды. Уже стемнело, пошёл дождь. Дорогу видно плохо. И так темно, да ещё кругом нависает густая растительность. Машин мало. Людей вообще не видно. К границе подъехали в 21.30. Переход прекращается в 23.00. Процедура проста. Подъезжаем к первому посту. Высаживаю пассажиров с их вином и вещами. Дальше они проходят почти не останавливаясь в Россию, а я с машиной на досмотр. Заезжаю на досмотр. Получаю и заполняю какие то бумажки. Со мной ещё машин 10. В основном машины идущие в Абхазию. По разговорам узнаю, что некоторые из водил подъехали к границе часов в пять вечера. Сейчас около десяти. Не слабо продержали бедолаг! Заполняем мы, значит свои формуляры. Пограничник постепенно обходит багажники. И вдруг, на всём посту отрубается свет! Через несколько секунд шок проходит, и мы узнаём, что такое бывает часто. Свет могут вообще не дать и все водилы со своими машинами вернутся в страны, откуда ехали, а их пассажиры останутся там, куда уже перешли! Понятное дело, в измотанной толпе, постепенно начинает зреть истерика. Кто-то уже в тихушку договаривается с таможенниками "за деньги", кто-то думает как устроить всем светло. В общем у всех свои проблемы. У меня тоже, на Российской стороне трое пассажиров. У каждого по четыре бутылки вина, не известно сколько денег и одна пассажирка (с ещё одной девчонкой, которая осталась дома, в Дагомысе) должна завтра улетать домой из Адлера! Время пока начало одиннадцатого. Я конечно переживаю, но думаю, что рублей за пятьсот удастся в крайнем случае уговорить погранцов меня выпустить на Родину. Как раз во время одной из таких мыслей, на посту вновь включается свет! Все радостно восклицают, пограничники быстро ставят свои печати, и мы мигом уносимся на выезд из этой западни.
Южные дороги размечены отлично, покрытие хорошее и не смотря на сильный дождь, мы пролетели Адлер и Сочи и через час были уже в Дагомысе.
На следующий день проводили наших девчонок домой. Вылет задерживали и мы все два часа наблюдали за работой рулёжных диспетчеров. Рядом с новым зданием порта, с пригорка, открывается чудесный вид на ВПП и рулёжные дорожки. Самолётов прилетает и улетает тьма! Трафик почти как в Хитроу. Вот и наш ИЛ-86 поехал на старт. Всё. Взлёт!
На следующий день, в 6 часов утра и мы отправились в дорогу. Благополучно выехали из гостеприимного Краснодарского Края. В Саратовской области заехали в какую то деревню и искупались в Волге. Отдали пару штрафов за скорость перед постом и за нарушение указаний дорожной разметки. Одним экипажем оказалось ехать гораздо быстрей. Может быть это из-за того, что хотелось скорей приехать домой…
Абхазия.
Попасть в Абхазию можно двумя путями. Во первых с экскурсией. Вы просто покупаете путёвку в том месте, где отдыхаете (Лазаревское, Дагомыс, Сочи, Адлер и пр.) и вас будут возить, кормить, культурно развлекать целый день. В эту путёвку входит посещение Ново-Афонской пещеры, Ново-Афонского мужского монастыря, озера Рица и ещё пара мест в Гаграх на выбор. Стоимость путёвки около 500 р.чел. Получается что это цена только дороги и сопровождения экскурсоводом. Питание, билет в пещеру и другие платные посещения в стоимость путёвки не входят! Казалось бы дорого. Но в этом варианте есть свои преимущества. У вас не о чём "не болит голова" и с самого начала вы полностью можете наслаждаться красотами и достопримечательностями Абхазии. Проход через границу быстр и прост. Российские автобусы высаживают туристов перед границей (и потом, вечером забирают и везут по домам). Туристы пешком проходят все турникеты, показывают грозным пограничникам и таможенникам паспорта (и то, паспорта смотрят не у всех подряд) и на территории Абхазии садятся в Абхазский автобус и едут дальше. Вся процедура занимает минут 15-20.
Второй вариант это проехать в Абхазию самостоятельно, на своей машине. Перед границей желательно появиться не позже 8 - 9 часов утра. Начиная с 9 часов желающих автомобилистов начинает сильно прибывать и выстраивается длинная очередь. Сам проход через границу открывается в 8 часов. Запускают по 5-10 машин. Проехав наш МВДшный турникет вас останавливают, просят выйти всех пассажиров. Далее пассажиры спокойно переходят на ту сторону а вас отправляют на досмотр транспорта. Обычная формальная процедура. Заполняете декларацию, таможенник бегло осматривает авто, ставит печать и отправляет вас дальше. На следующих турникетах записывают данные вас и автомобиля и всё! Здесь к вам подсаживаются ваши пассажиры, и вы довольные начинаете своё путешествие по Абхазии. Проехав метров 50, вас опять останавливают у домика и требуют купить временную регистрацию, рублей по 20 на человека. Купили, ну всё, теперь поедем дальше! Проезжаем за поворот метров 50, опять останавливают и подзывают к домику с местными людьми в форме. Местный человек в форме просто желает вам счастливого пути и чтоб у вас в пути всё действительно было хорошо, просит дать ему на шампанское… Фиг его знает какие у них там дальше порядки, но лучше думаю дать а то потом опять на каждом посту ни за что будут докапываться. Дал 50 р. За это добрый человек рассказал мне как лучше выехать на трассу. Проехать до развилки, потом налево, по щебёнке метров 100.
Проехав немного дальше, мы доехали до развилки. Дорога по которой мы ехали была асфальтирована и уходила направо, в село Весёлое, но перед ней в кустах стоял старый весь облезлый знак "кирпич". Налево отходила дорога (хотя дорогой это назвать очень сложно! Скорей это было русло высохшей горной реки…), отсыпанная крупным, острым щебнем. Остановившись перед развилкой мы спросили у местных бабушек как проехать на трассу. Местные бабушки развеяли наши сомнения, показав на асфальтированную дорогу. Мы, довольные туда и поехали. Минуты через три выехали на трассу, всю загроможденную людьми и автобусами. Кое как проехав это столпотворение выехали наконец на чистый и ровный участок трассы. Тут меня опять остановили и подозвали к себе местные ГАИшники. Оказывается, мы всё-таки нарушили, проехав под кирпич и они отсекают всех кто едет по хорошей дороге. Пришлось заплатить 100 р., хотя я и поворчал насчёт их знака, которого совсем не видно. На что приветливые Абхазские ГАЙцы ответили, что как раз на новый знак и собирают деньги!
Едем дальше. Дорога прямая, покрытие нормальное. Вполне можно ехать 100км.час или больше, но ни где не видно было знака об окончании села. На всякий случай едем не более 70 км.час. Машин попадается очень мало. После длинной прямой от границы до первого поворота проехали не спеша. Перед поворотом, в кустах стоят родимые! Старая копейка, два ГАЙца и на капоте лежит "фара". Проезжаем спокойно. ГАЙцы приветливо улыбаются.
Не заметно въезжаем в Гагры. Красивый курортный город. По прежнему, везде видны следы от войны, но кое где уже появляются отремонтированные и ремонтирующиеся здания и новые кафе. По городу едем 50 км.час. Ни одного работающего светофора, правда машин по прежнему мало. Народу на центральной улице много, в том числе и явно приезжих отдыхающих. На выезде из города пост, ГАЙцы смотрят внимательно, но пропускают нас без остановок.
Так и приходится ехать от села к селу и от города к городу со скоростью не более 70 км.час. Между населёнными пунктами часто попадаются "охотники на скорость".
На посту при въезде в Пицунду нас всё-таки тормозят. Майор сначала посмотрел документы, декларацию (видимо чтобы оценить сколько денег везу) и стал расспрашивать куда едем да на сколько. Я ответил что едем до Афона в пещеру и обратно. И что вообще то хотели пожить здесь недельку, но по разным причинам не получилось. Он обрадовался и стал предлагать свой адрес. Мол если будете в следующем году, приезжайте ко мне в Гудауту, всем буду рад! На всякий случай мы записали адресок: г.Гудаута, ул.Очимчирская, д-14, Сичинава Роман Васильевич, тел - 48-61. Как я понял из нашего не продолжительного разговора с гостеприимным майором, они останавливают в основном такие номера: 55, 66, 77, 99. Во первых запоминаются хорошо, во вторых видно из далека, в третьих всем известно что люди из этих регионов едут богатые и не жадные. Отдохнувшие у него хоть раз, потом ездят каждый год.
Таким образом, часа через два добрались до Нового-Афона. Для начала решили пообедать. Сейчас центром этого маленького курортного городка является комплекс зданий вокруг пещеры. Кафе там имеются, но часто они переполнены народом и цены в них не слабые. Решили покушать где-нибудь в стороне. Доехали до ЖД вокзала. Хотелось посмотреть на городок спустя 20 лет после моего отдыха в нём. В прошлом году были с экскурсией, так кроме пещеры и монастыря ничего не удалось увидеть. Проехали мимо знаменитого парка с прудом и лебедями, потом по центральной улице мимо бывших закрытых пансионатских пляжей.
На площади перед ЖД вокзалом (как и раньше) имеется кафе и ресторан. Ресторан видимо, совсем недавно капитально реконструирован. Имеются кабинки с кондиционерами внутри здания, а также большая крытая терраса с видом на море. В этот день было не сильно жарко и мы конечно расположились на террасе.
Меню достаточно объёмное, но мы не стали долго копаться и выбирать. Заказали все местные блюда: мамалыгу (кукурузная каша, типа нашей манной, но гуще) с алычовой подливой (кисло-сладкий красный соус, подаётся отдельно), хачапури (пирог с сыром, имеет массу разных способов приготовления), лобио (салат из бобов с зеленью, бывает жидким и острым как подлив, и густым как "еврейский" с сыром), копчёное мясо (обычная говядина или телятина, приготовленная не обычным методом холодного копчения), грузинская солянка (собственно не суп а мясо типа бефстроганов, тушёное в красном соусе). Ко всему этому заказали Абхазского вина Апсны (страна счастья).
Замечательно покушав, рассчитались. На весь обед, на четверых взрослых, голодных людей, с вином и мясными блюдами ушло 350 р., то есть по 88 р на человека!!!
Следующим пунктом нашей поездки была знаменитая Ново-Афонская пещера.
Сами мы с женой были в ней в прошлом году и сейчас решили не ходить. Отправили наших друзей: штурмана Дрюню с Юлишной. Если не ошибаюсь, экскурсия по пещере стоит чуть больше 100 р. чел. И занимает около двух часов. Желательно иметь при себе тёплые вещи, т.к. температура там около 15 градусов тепла. На первый взгляд кажется не очень холодно, но из-за большёго перепада (на улице то +35!) и влажности, за два часа многие начинают швыркать носом а у некоторых даже начинается ангина.
Отправив друзей в пещеру, мы поехали в знаменитый парк с прудом. Кто хотя бы раз в Советское время бывал в Афоне, никогда не забудет этот парк, пруд с островками, с кафе и пальмами, огромное количество белых и чёрных лебедей, людей, катающихся по протокам пруда на прогулочных лодках… Сейчас пруд сильно зарос, но несколько лебедей всё таки живут здесь. Кафе на острове процветает. Имеется даже какое то количество прогулочных лодок. Поностальгировав немного, я решил исполнить свою давнюю мечту - посетить Анакопийскую крепость.
Эта древняя крепость стоит на вершине горы Анакопия. Не помню точно её возраст, но по моему она была построена ещё до нашей эры. Существует придание о том как древние местные жители со своим не многочисленным войском держали в этой крепости осаду Римской армии из нескольких тысяч человек. И вроде как держали они оборону толи несколько месяцев толи несколько лет и так и не дали Римлянам захватить крепость и поработить себя. На сколько я помню секрет заключался в целой сети пещер и ходов находящихся в горе на которой стоит крепость (в этой горе, кстати Ново-Афонская пещера как раз и находится), и по этим ходам древние местные воины как то выходили в долину за едой и припасами. А в это время в римской армии чума косила солдат пачками. Так и пришлось остаткам Римской армии убраться восвояси ни с чем. Не уверен что в точности передал что там и когда происходило, но смысл именно такой и осада была реальная.
Так вот, последний раз я был в этой крепости ещё в юности, в начале восьмидесятых годов. Помню, как тогда мы с отцом и младшим братом решили что обязательно пойдём и попробуем подняться на эту гору. Башня крепости видна на самой вершине горы и с побережья, но представить насколько это высоко и далеко очень сложно. Помню, что начали свой поход мы утром. До деревни дорога была более-менее нормальной (а деревня находится где то по середине высоты горы), а после деревни переходила в козью тропу.
На этот раз я был на машине и это сильно облегчало задачу. По довольно не плохой дороге мы с женой проехали за деревню и на это ушло минут 10. Попробовав проехать метров 100 по козьей тропе я всё-таки решил что так рисковать не стоит и вернулся на то место где кончается асфальт. Припарковав машину в сторонке мы, не спеша пошли в гору. Пройдя пару серпантинов мы поняли, что так будем подниматься очень долго и не успеем встретиться с нашими пещерными друзьями в назначенное время. Жена поняла что теперь я не отступлюсь и буду идти пока не дойду до крепости и предложила идти наперерез, поперёк серпантина. Оказалось это не так трудно. Интуитивно мы вышли на заросшую тропинку, когда то протоптанную здесь такими же любопытными туристами. По этой тропинке мы действительно не спеша поднимались по поросшим мхом камням как по ступенькам ведущим наверх под углом около 45 градусов. Таким образом нам удалось забраться на вершину горы всего за пол часа и при этом мы обогнали пару групп людей идущих по серпантину козьей тропы.
С вершины горы открывается потрясающий вид! Сочинская гора Ахун кажется с этой высоты горкой вылепленной маленьким мальчиком в песочнице. Если не ошибаюсь, то в южной стороне побережья видна столица Абхазии Сухуми. Ново-Афонский мужской монастырь с его яркими шикарными куполами еле заметен внизу и кажется, что стоит на самом побережье, тогда как на самом деле до него тоже надо идти вверх минут сорок, от центральной улицы Афона.
Крепость, не смотря на разваленный вид все же сохранила свои очертания. Полазив не много по развалинам и пофотографировав всё это, я удовлетворил своё любопытство и давнюю мечту. Налетевшая внезапно из-за горы грозовая туча, окатила нас плотным ледяным ливнем. Надеясь что он скоро пройдёт мы укрылись в укромном местечке и простояли там минут 10-15. Ливень только усиливался, просвета в туче не видно, до назначенного времени оставалось минут сорок… Что же делать? Придется бежать в низ под дождём! В начале пути почва ветки и камни под ногами ещё не сильно промокли и идти в низ было терпимо с нормальной скоростью. Неожиданно прямо перед нами, буквально за верхушками ниже стоявших по склону деревьев раздался резкий раскатистый взрыв! От неожиданности и громкости этого громового раската и от ощущения что это совсем рядом мы упали и покатились вниз по уже сырой земле остановившись и придя в себя метров через пять. И видимо уже от шока и безысходности, что хуже уже ничего быть не может, побежали вниз держась за руки. Не припомню чтоб я когда то промокал так под дождём, буквально до нитки! Кажется, что ты и вся твоя одежда сырей, чем если бы ты в ней упал в воду. Так мы добрались до нашей "козявочки", минут за 20-25. В машине нас ждала печка и сухая тёплая одежда.
Переодевшись и растеревшись сухими полотенцами, мы съехали с горы вниз наперегонки с бурным, грязным потоком. Когда подъезжали к намеченному месту, дождь почти перестал, и наши "спелеологи" довольные своей экскурсией только подходили.
Так, весело и полезно мы провели время в Новом -Афоне и поехали дальше по Абхазии. Следующим пунктом нашей поездки была Питсунда.
Большую часть дороги в обратную сторону мы преодолели без каких бы то ни было проблем. Свернув с трассы у последнего указателя, мы поехали по дороге не обозначенной на карте. Проехав так несколько километров, мы увидели ГАИшный пост и решили остановиться и расспросить как проехать на Питсунду и где там лучше отдохнуть. Остановились, жена вышла из машины и стала расспрашивать молодого гайца. В это время ко мне подошёл другой геец и докопался до моего "голого торса". Я вышел из машины и попытался объяснить что вся одежда промокла и одеть мне просто нечего. Показал ему мокрую ещё рубаху, и даже одел её на себя, но его это не удовлетворило. Мы ещё долго с ним спорили про то как можно ездить и у кого какие права, но он упёрся и дал понять , что пока я не дам ему хотя бы 30 рублей, он меня никуда не отпустит. Пришлось дать.
До Питсунды мы добрались. Купили там по 4 бутылки Абхазских вин, искупались в девственно чистом море на песочном пляже и поехали домой, в Россию. По дороге ещё раз покушали в ресторане в Гаграх. От Гагр до границы минут 30-40 езды. Уже стемнело, пошёл дождь. Дорогу видно плохо. И так темно, да ещё кругом нависает густая растительность. Машин мало. Людей вообще не видно. К границе подъехали в 21.30. Переход прекращается в 23.00. Процедура проста. Подъезжаем к первому посту. Высаживаю пассажиров с их вином и вещами. Дальше они проходят почти не останавливаясь в Россию, а я с машиной на досмотр. Заезжаю на досмотр. Получаю и заполняю какие то бумажки. Со мной ещё машин 10. В основном машины идущие в Абхазию. По разговорам узнаю, что некоторые из водил подъехали к границе часов в пять вечера. Сейчас около десяти. Не слабо продержали бедолаг! Заполняем мы, значит свои формуляры. Пограничник постепенно обходит багажники. И вдруг, на всём посту отрубается свет! Через несколько секунд шок проходит, и мы узнаём, что такое бывает часто. Свет могут вообще не дать и все водилы со своими машинами вернутся в страны, откуда ехали, а их пассажиры останутся там, куда уже перешли! Понятное дело, в измотанной толпе, постепенно начинает зреть истерика. Кто-то уже в тихушку договаривается с таможенниками "за деньги", кто-то думает как устроить всем светло. В общем у всех свои проблемы. У меня тоже, на Российской стороне трое пассажиров. У каждого по четыре бутылки вина, не известно сколько денег и одна пассажирка (с ещё одной девчонкой, которая осталась дома, в Дагомысе) должна завтра улетать домой из Адлера! Время пока начало одиннадцатого. Я конечно переживаю, но думаю, что рублей за пятьсот удастся в крайнем случае уговорить погранцов меня выпустить на Родину. Как раз во время одной из таких мыслей, на посту вновь включается свет! Все радостно восклицают, пограничники быстро ставят свои печати, и мы мигом уносимся на выезд из этой западни.
Южные дороги размечены отлично, покрытие хорошее и не смотря на сильный дождь, мы пролетели Адлер и Сочи и через час были уже в Дагомысе.
На следующий день проводили наших девчонок домой. Вылет задерживали и мы все два часа наблюдали за работой рулёжных диспетчеров. Рядом с новым зданием порта, с пригорка, открывается чудесный вид на ВПП и рулёжные дорожки. Самолётов прилетает и улетает тьма! Трафик почти как в Хитроу. Вот и наш ИЛ-86 поехал на старт. Всё. Взлёт!
На следующий день, в 6 часов утра и мы отправились в дорогу. Благополучно выехали из гостеприимного Краснодарского Края. В Саратовской области заехали в какую то деревню и искупались в Волге. Отдали пару штрафов за скорость перед постом и за нарушение указаний дорожной разметки. Одним экипажем оказалось ехать гораздо быстрей. Может быть это из-за того, что хотелось скорей приехать домой…
N
Nat_V
А сколько по времени заминает проезд через границу?????
Были в Абхазии в конце июля. Заезжали туда днем очередь 20-30 минут это было после 12-00. Выезжали утром около 10-00 стояли 1ч 15минут в нашу сторону, а в Абхазию в это время пропускали только туристические автобусы, а остальные машины стояли, т.е.с утра туда сложно заехать, а вечером в 20-00 у них пересменка тоже очередь образовывается и туристы на автобусах обратно в Адлер едут где-то около шести-семи.
M
Meg
А де видел наш регион ????
в Абхазии вестимо, не много но есть. Если учесть что в Гагарх супермаркет держит ОПС-Уралмаш, то 66 на номере это круто :-)
M
Meg
Ели я правильно понял, хочешь проехать быстро то нужно заплатить 2000 рублей.
не надо ниче платить, просто проедь границу ночью и все :-)
N
Nat_V
таких добрых гаишников как в Абхазии ни где не встретите
не все гаишники там добрые
не надо ниче платить, просто проедь границу ночью и все
мы как раз ночью и проходили...но, если в этом году так все элементарно...уж не съездить ли, нам тоже.
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.