Фурсенко, глазами Wikileaks

http://rusrep.ru/article/2011/05/12/fursenko

12 мая 2011 размер текста: aaa Перевод Михаила Гельфанда

Конфиденциально.
Госдеп также для INR/B и EUR/RUS. Рассекретить 07/06/2917.
Тема: Андрей Фурсенко:
физик, ставший министром.
Засекречено поверенным в делах
Дэном Расселом. Причины: 1.4 (b, d).

Резюме

1. Как министр науки и образования с 2004 г. Андрей Фурсенко вызывает много противоречивых чувств своими попытками реформировать российские сферы науки и образования, ограниченные традициями. Фурсенко с энтузиазмом относится к теме модернизации науки, стремясь сделать ее более конкурентоспособной и рыночно-ориентированной. Он лоббировал вложения в нанотехнологии и продолжает бороться за реформу Академии наук. Несмотря на периодические слухи о грядущей отставке, по всей видимости, Фурсенко продолжит руководить министерством, пока президентом будет Путин. Сменив продолжительную карьеру ученого-физика в советский период на предпринимательскую в 1990-е гг., Фурсенко вошел в правительство, чтобы продвигать реформы. По окончании срока работы он, видимо, вернется в частный сектор экономики. Конец резюме.

Начало. Советский физик

2. Андрей Фурсенко родился в 1949 г. в академической семье. Его отец, академик Александр Фурсенко, — специалист по американской истории. Ранние интересы Фурсенко лежали в области точных наук. В 1990 г. он стал доктором физико-математических наук (высшая ученая степень в российской системе). С 1971 по 1991 год он работал в Физико-техническом институте им. Иоффе, одном из лучших институтов РАН в области фундаментальной физики. Студентом Фурсенко был активным членом комсомола, молодежной коммунистической организации. В конечном счете, он стал членом КПСС, выйдя из нее только после ее запрета в августе 1991 г.

Взлет Фурсенко

3. В 1990-91 гг. Фурсенко с коллегами по институту Иоффе Юрием Ковальчуком и Владимиром Якуниным организовал несколько компаний по развитию приложений, основанных на фундаментальных научных открытиях. Для финансирования этих компаний они открыли собственный банк. (Якунин сейчас руководит Российскими железными дорогами.) Взлет Фурсенко частично связан с его знакомством с Владимиром Путиным, которое началось в 1993 г. В 1995 г. Фурсенко вступил в партию «Наш дом — Россия», руководителем санкт-петербургской организации которой был Владимир Путин. В 1996 г. вместе с Юрием Ковальчуком и еще шестью участниками Путин и Фурсенко организовали дачный кооператив «Озеро», позволивший новой поднимающейся элите не только работать, но и отдыхать вместе.

Министр образования и науки

4. Фурсенко вошел в правительство в 2001 г. в качестве заместителя министра промышленности, науки и технологий. Когда в марте 2004 г. Фрадков сменил Касьянова на посту премьер-министра, Путин назначил Фурсенко на должность главы нового Министерства образования и науки. Фурсенко потом говорил журналистам, что назначение стало для него сюрпризом, добавляя: «Я ближе к проблемам промышленности, чем к вопросам образования». Фурсенко быстро принялся осуществлять обширную программу реформ, которая продолжает сотрясать российские научные и образовательные круги. «Вас поставили на эту должность, чтобы разрушить всё, что до сих пор оставалось не разрушенным», — сказал один из слушателей, позвонивших на радиостанцию «Эхо Москвы» во время интервью Фурсенко в 2004 г. (в передаче прозвучало так: «Вас поставили сюда, чтобы все преобразовать, то есть развалить то, что еще недоразвалено было" – прим. «РР-онлайн»).

Министр и его инициативы: наука

5. Фурсенко пытается усилить конкурентность науки путем закрытия непродуктивных исследовательских институтов. Ранее в этом году он подчеркнул, что «только 50 исследовательских институтов занимаются активной научной деятельностью» и «еще в 50 можно найти отдельные активные группы. При этом в Российской Федерации имеется 450 институтов». Фурсенко отметил, что РАН в 1990-е гг. открыла 30 новых институтов, но это увеличило только административный и обслуживающий аппарат, а не количество научных достижений. Он утверждает, что РАН зря потратила деньги, и некоторые институты должны быть закрыты. Для повышения конкурентоспособности Фурсенко поощряет прикладные исследования. Он также хочет изменить механизмы финансирования науки. Согласно Фурсенко, 70% финансирования науки в Японии и США идет из частного сектора, в то время как в России эта доля составляет только 40%.

Министр и Академия

6. Видимо, основное противоречие, окружающее Фурсенко, — его конфликт с РАН (ссылка А). Потребность в реформе РАН обусловлена тем, что это основной получатель государственных средств на проведение исследований, доля которого составляет треть всего финансирования науки из государственного казначейства. Фурсенко считает, что государство должно решать, какие проекты финансировать, и иметь непосредственный контроль над этим. Для РАН это означает сокращение и потерю финансового контроля, а также контроля над имуществом и прочими активами. Реформы Фурсенко означают также, что существенно большая доля исследований будет проводиться в университетах вне системы РАН, что будет соответствовать американскому и европейскому опыту.

Министр и нанотехнология

7. Фурсенко тесно связан с провозглашенным курсом на обильные вложения в развитие нанотехнологий. Президент Путин привлек внимание к нанотехнологиям в своем президентском послании от 2007 г. (ссылка В). Россия планирует вложить миллиарды долларов в исследования и разработки. Нанотехнологии, с их множественными коммерческими и военными приложениями, — яркий пример того, к чему стремился Фурсенко после того, как он покинул институт им. Иоффе в 1991 г.: наука, приложенная для нужд коммерции и национальной экономики.

Министр и его инициативы: образование

8. Фурсенко был основным сторонником двустороннего Меморандума о взаимопонимании, подписанного в мае 2006 г. и предусматривающего усиление кооперации и обменов между США и Россией в области образования. В результате, осенью 2007 г. министерства США и России совместно финансируют первую в истории программу партнерства университетов.

9. Став министром, Фурсенко унаследовал процесс преобразования российского высшего образования из существующей системы специалист-кандидат в западную — бакалавр-магистр-Ph.D. Это является составной частью Болонского процесса, который должен выравнять европейские университетские стандарты во всей «европейской зоне высшего образования». Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г.

10. Фурсенко унаследовал также Единый государственный экзамен (ЕГЭ), набор тестов, которые должны служить основным критерием приема в высшие учебные заведения. ЕГЭ по предметам похожи на экзамены AP (advanced placement. — ТрВ-Наука) или SAT-II (scholastic aptitude test. — ТрВ-Наука) в США. Впервые введенный в ходе эксперимента в 2001 г., в 2006 г. ЕГЭ был пройден более миллионом выпускников средних школ. Оппоненты, такие как ректор Московского государственного университета Виктор Садовнич (так в тексте: Sadovnich. — ТрВ-Наука), утверждают, что ЕГЭ должен быть только одним элементом процесса поступления. Сначала Фурсенко критически относился к ЕГЭ, но впоследствии стал его сторонником. Путин подписал закон о том, что начиная с 2009 г. ЕГЭ должен проводиться во всей Российской Федерации, однако предусматривает исключения для ряда университетов, которые могут проводить прием с использованием других механизмов.

11. В России преподавание религии в школах является предметом споров. Фурсенко сказал, что он намеревается ввести изучение религии в школах, но это было неправильно интерпретировано как намерение впустить в школу православие. Фурсенко несколько раз пояснял, что он поддерживает преподавание истории и культуры мировых религий, а не религиозное преподавание православия. На самом деле Фурсенко критиковал решение нескольких регионов ввести обязательное преподавание в школах основ православия.

Фурсенко как человек: его стиль и его политика

12. Фурсенко дружелюбен, вежлив и изыскан. Один российский обозреватель назвал его «настоящим европейским министром». Он хорошо выглядит на экране телевизора и обычно старается руководить, находя консенсусные решения. Говорят, что у его характера есть и жесткая сторона, которая проявляется только «за сценой»; он крайне лоялен к доверенным коллегам, таким, как его заместитель Дмитрий Ливанов, который в начале этого года был вынужден покинуть пост под огнем критики. Фурсенко хорошо владеет английским языком и часто проводит заседания по-английски. Стиль управления Фурсенко — доверять полномочия и разделять ответственность.

13. Фурсенко часто расходится во мнениях с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Кроме того, многие представители научных кругов невысоко ценят его научные достижения. Жорес Алферов, директор института им. Иоффе, в котором Фурсенко работал много лет, весьма шумно критиковал Фурсенко. Другие ученые, однако, отмечают, что по большей части критика Алферова — из серии «зелен виноград».

14. Политически Фурсенко умерен и прагматичен. Как многие россияне, он поддерживает идею сильного президента и верит, что Россия нуждается в усилении централизованного контроля.

15. Глубоко внутри Фурсенко страстно желает сделать российскую науку более конкурентной и рыночно-ориентированной. Многие представители традиционной науки недовольны этими реформами, но при продолжающейся поддержке российского правительства реформы, скорее всего, заработают и станут постоянными. Менее ясно, к чему приведут образовательные реформы Фурсенко.

16. Периодически возникают слухи, что Фурсенко собирается подать в отставку с поста министра образования и науки. Некоторые из этих слухов даже содержали конкретные даты, однако пока ни одно из предсказаний не оправдалось. До настоящего времени Фурсенко сохраняет полный контроль. По окончании срока работы он, видимо, вернется в частный сектор экономики, который оставил в 2001 г.

Рассел

Как грилось в программе"Человек и закон": "-Выводы как обычно делать вам"
7 / 3
Olstera
От пользователя BeeeZ z Z z z z
Менее ясно, к чему приведут образовательные реформы Фурсенко.

ыыы
1 / 0
От пользователя BeeeZ z Z z z z
Его отец, академик Александр Фурсенко, — специалист по американской истории.


Ну всё понятно, ихний папа и оба младших фурсенки были завербованы американской разведкой и щас трудятся во благо звёдно-полосатого флага.
6 / 1
eygin
Основная проблема российских реформаторов - страшно далеки они от народа (с) В.И.Ульянов (Ленин)
11 / 0
ждем про Мутко, как он владеет английским языком.
0
Скандинав
блин сменить бы скорей всех министров в правительстве всех....
кто там сам долгоиграющий - Шойгу, не?
0
Я думаю, что это провокационная утка
0
От пользователя BeeeZ z Z z z z
Менее ясно, к чему приведут образовательные реформы Фурсенко.

А мне ясно к чему!
К созданию управленческой элиты. Все правильно Андрей Александрович делаете, так держать!
(отмените только ЕГЭ, плодим дебилов же)
0
И все-же делать платными образование и здравоохранение - низя! Иначе, мне зарплату нада в 100 000 минимум)) А то на детский садик, на стоматологию, гастрит, жкх, техосмотр....поесть не хватит :ultra:
1 / 0
как ни странно - позитивный отзыв. к чему бы это.
От пользователя eygin
Основная проблема российских реформаторов - страшно далеки они от народа (с) В.И.Ульянов (Ленин)

так тут как раз нет "отрыва". научный деятель руководит министерством науки.

[Сообщение изменено пользователем 17.05.2011 18:00]
0
Шарль Латэн (ограничение 16+)
От пользователя BeeeZ z Z z z z
Рассекретить 07/06/2917.

Как-то надолго засекретили.
0
Fenix F
От пользователя BeeeZ z Z z z z
Тема: Андрей Фурсенко:

Бесполезное и бездарное существо. Потому и оказался востребованным в эпоху бездарных реформ и вождей.
Стране нужны воры-руководители, а не реформаторы с замашками воров. :-D

[Сообщение изменено пользователем 17.05.2011 18:17]
0
acro
От пользователя Молодой и перспективный
К созданию управленческой элиты. Все правильно Андрей Александрович делаете, так держать! (отмените только ЕГЭ, плодим дебилов же)


Письмо учеников средней школы №3 министру образования РФ А.А.Фурсенко.

Уважаемый Андрей Александрович! Мы обращаемся к Вам, так как больше не знаем, кто нам может помочь. Вы единственный человек, который понимает, что нужно нам - школьникам, а не педагогам. Последний раз это было доказано Вами утверждением новых норм русского языка. Hесмотря на то, что у общественности изменения вызвали ряд негодований, мы в силу ряда причин поддерживаем эту Вашу инициативу. В связи с этим мы просим Вас выступить инициатором еще ряда изменений в гуманитарных, естественных и точных науках, разрушив тем самым сложившиеся стереотипы, которые нам годами навязывает средняя школа. Мы просим произвести следующие изменения.
В математике: - разрешить делить на ноль; (Продолжить)- признать допустимым, что сумма углов в треугольнике может быть выше или ниже значения 180 градусов; - округлить число "Пи" до 3-х; - разрешить называть шар кругом; - отменить дроби и квадратные уравнения.
В литературе: -признать допустимыми утверждения, что помимо Тургенева "Му-Му" мог написать Лермонтов, Есенин или вообще сделать это народной сказкой; - сказать всем, что Толстой был один и Островский тоже; - уменьшить число стихотворений, написанных Пушкиным хотя бы до двух; - сократить "Войну и мир" до одного тома.
В истории: - отменить точные даты Куликовской битвы, Ледового побоища, Бородинского сражения, начала Великой Отечественной войны и Французской революции; - разрешить считать, что Древний Рим, Египет и Греция - одно государство; - признать несуществующими Древних Шумеров, Инков, Майя и другие неинтересные цивилизации; - допустить, что о Ленине сохранилось мало фактов и поэтому рассказать о нем нечего.
В географии: - сократить число континентов до четырех, а материков до двух; - сделать Hью-Йорк столицей США, - столицы всех государств кроме европейских, разрешить называть по имени страны (как в Бразилии); - сократить число рек на территории России; - отменить моря.
В физике: - признать, что проводником электричества могут являться не только электроны, но и протоны, нейтроны, фотоны и, собственно, молекулы; - допускать, что иногда угол падения может быть не равен углу отражения; -разрешить считать постоянную ускорения свободного падения (g) равным не только "9,8", но "9","10", "11", а в отдельных случаях и "7"; -признать, что влажность воздуха может быть больше 100%, вода при нормальном давлении кипеть при температуре, как выше, так и ниже 100%.
В химии: - признать, что оксиды, кислоты, щелочи и соли не обладают однозначными свойствами и, в принципе, могут соединяться с кем угодно и как угодно; - допустить, что вещество при химических реакциях может деваться неизвестно куда, и неизвестно откуда браться; - считать допустимым, что таблицу Менделеева первым придумал Ломоносов. :write:
0
От пользователя Fenix F
Бесполезное и бездарное существо.

От пользователя BeeeZ z Z z z z
В 1990 г. он стал доктором физико-математических наук (высшая ученая степень в российской системе). С 1971 по 1991 год он работал в Физико-техническом институте им. Иоффе, одном из лучших институтов РАН в области фундаментальной физики.

феникс то поди академик. как петрик.
0
От пользователя Fenix F
Бесполезное и бездарное существо.

Совковый ученый. Порождение БЕСПЛАТНОГО совкового образования.
Что же это в Совок-то таких нелюдей плодил? :-D :lol:
0
Fenix F
От пользователя Молодой и перспективный
Совковый ученый. Порождение БЕСПЛАТНОГО совкового образования.

Папа академик - дети автоматом доктора наук, какие тупоголовые бы не были.
При советской системе на академиков(особенно евреев) трудилась огромная армия научных рабов, которые кропали диссертации нужным для этих академика людям(в основном своем большинстве тоже евреям) и ихним детям. Были как редкость исключения из этого правила.
0
Тема автоматически закрыта.
0
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.