Развитый город - это не метро и шоссе, но тротуары и парки
v
vudu
В одной из прошлых моих тем фигурировала вот такая картинка:
Это система скоростного автобусного сообщения (BRT) TransMilenio в Боготе. Недавно я нашел интервью бывшего мэра Боготы, Энрике Пеньялосы, который собственно и внедрил эту систему, а также по сути развернул столицу Колумбии с пути деградации на путь развития и улучшения качества жизни в городе.
Это интервью (с русскими субтитрами) можно посмотреть у меня в блоге: http://bit.ly/djAviO
Для нелюбителей ходить по ссылкам и для обсуждения привожу расшифровку:
_______________________
Я не знал другого города, который бы смотрел сам на себя, более негативно, чем Богота. Люди считали, что их собственный город ужасен. Не было никакого чувства собственного достоинства. И люди считали, что их город не только плох, но что он становится только хуже. Не было никакой надежды на улучшение. Но отношение совершенно изменилось. Возможно, даже не столько город, сколько отношение людей к нему. Люди стали чувствовать, что улучшение возможно, что можно мечтать и делать мечты реальностью.
Быстрые изменения
Я мечтал о том, каким должен быть город на протяжении долгого времени. И у меня был очень небольшой срок - всего 3 года на посту мэра. Поэтому нужно было сделать много за короткий срок. И мы сделали, хотя это было трудно и болезненно. Например, автомобилисты в Боготе десятилетиями парковались на тротуарах. Крупнейшие дороги в Боготе в течение последних 50-60 лет строились без тротуаров. Считалось, что жители и бизнесы построят их но естественно, они этого не делали. Они строили только парковки там где должны были быть тротуары. Я начал изгонять машины с тротуаров. Сотни, тысячи, десятки тысяч машин. Это была война.
Развитые и отсталые города
Настоящая разница между развитым городом и отсталым городом не в том, как считают в развивающихся странах, что в развитом городе есть шоссе или метро - нет! Настоящая разница в том, что в развитом городе люди с высоким достатком ходят в парки, ходят по тротуарам, ездят на общественном транспорте, ходят в библиотеки. Люди высокого и низкого достатка встречаются на равных в общественных местах и пространствах. Наиболее важный элемент инфраструктуры для города, который отличает развитые города от отсталых - это не шоссе и не метро, но качественные тротуары и, по возможности, защищенные велодорожки. Это было трудно, но что удивительно, в итоге даже люди с высоким достатком оценили это. Когда я доработал свой срок... Скажу для начала, что в какой-то момент моего мэрства только боевиков-партизан люди ненавидели больше чем меня. Но когда завершился мой срок, у меня был самый высокий рейтинг за всю историю Боготы.
Равенство
Мы решили инвестировать в большее равенство в городе. Нашей движущей силой было желание создать равенство. А в развивающихся странах общественные и пешеходые пространства создают равенство. Вы можете подумать, а так ли это важно? Для страны с таким уровнем бедности думать о таких, казалось бы, смехотворных вещах? Но все как раз наоборот. В рабочее время человек высокого достатка, например, вице-президент компании и самый низкооплачиваемый работник этой компании, который моет полы или приносит кофе - оба они примерно одинаково удовлетворены или неудовлетворены. Но в свое свободное время они сильно отличаются. Человек с высоким достатком едет в большой дом с большим садом, он едет в загородный клуб, за город, он идет в ресторан, едет в отпуск. А человек низкого достатка и его или ее семья отправляется иногда всего лишь в комнату, где живет вся семья. Или же, в лучшем случае - в очень маленький дом или квартиру. И единственный вариант отдыха для них, кроме телевидения - это пешеходные общественные пространства. Так что я бы сказал, что самый минимум, который демократическое общество должно давать своим гражданам - это возможность гулять, возможность безопасно ходить по городу, по возможности - ездить на велосипеде. Я думал об этих вещах многие годы и для меня было ясно, что мы должны создать город большего равноправия, большего гуманизма - город для людей, для велосипедов и общественного транспорта; что единственным решением был общественный транспорт.
Инвестиции
Мы инвестировали почти 100 млн. долларов в велодорожки, защищенные выделенные велодорожки. Этого никогда никто не делал в Америке. Не только в Колумбии или Латинской Америке, но и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В Америке не было велодорожек в то время. У нас в Боготе уже была очень важная традиция уже в течение 20-30 лет - по воскресеньям мы закрывали главные улицы для автомобилей на 7 часов и они становились велодорогами (исп. Ciclovia). Так что нам пришлось изобрести новое название для новых постоянных защищенных велодорожек. Кстати, мы увеличили длительность воскресного закрытия улиц. Это было очень важно... Это ведь даже никогда не обсуждалось! Если рассуждать в терминах северной страны, это было не слишком демократичное решение, потому что никто никогда не думал об этом, не было даже никакой дискуссии на эту тему. Так что это был риск, на который мы должны были пойти. И мы смогли в Боготе увеличить использование велосипедов с уровня около 0% до примерно 5%. Конечно, несравнимо с 35-37% в Копенгагене, но каждый день 350 тыс. человек ездят на велосипедах в нашем городе. Защищенная велосипедная дорожка - это очень важный символ равенства в городе в развивающейся стране. Она показывает, что горожанин на велосипеде за 30 долларов также важен, как и горожанин на машине за 130 тыс. долларов. И я могу сказать, что в Боготе рост использования велосипедов в первую очередь связан с тем, что мы предоставили велосипедистам защиту, а также мы подняли социальный статус велосипедистов. До этого людям было стыдно ездить на велосипеде. А теперь люди невысокого достатка были рады надеть шлем или светоотражающий жилет, потому что теперь они ощущали свою важность. Мы увеличили социальный статус использования велосипеда.Интервьюер: Как? В первую очередь - созданием инфраструктуры! Наличие велодорожек дает совершенно новый статус. Велосипедисты никогда и представить не могли, что у них будет право на такие вещи... Мы также ввели меры по ограничению использования машин. Например, мы ввели правило, что 40% машин должны находиться вне дорог и улиц в течение 2 пиковых часов утром и 2 часов вечером. Мы внедрили много мер по ограничению использования машин и это была первая из них. 40% машин должно было быть вне улиц и дорог утром и вечером. Нарушители этого правила штрафуются. Интервьюер: Как люди реагировали на ограничения? Это было очень трудно. Все ограничения использования машин - очень сложны, потому что машинами владеют наиболее обеспеченные люди. Я объяснял им: послушайте, эти меры - для вас, потому что в конечном счете это улучшит ситуацию для вас. Сначала люди протестовали, но потом поняли, что так действительно лучше.
Доступ к природе
Тротуары, парки.. Мы инвестировали очень много в парки. Мы покупали землю под парки. Парки очень важны, потому что в будущем люди небольшого достатка будут иметь все те же вещи, которые люди высокого достатка имеют сегодня. Раньше никто не думал, что у бедных будет электричествоили музыкальные центры, фото- и видеокамеры или мобильные телефоны... Сейчас у них есть все эти вещи. В будущем у них будут iPod'ы, компьютеры, автомобили и т.д. Но чего у них не будет - это доступа к зелени и природе. Возможно, доступ к паркам и к общественным пространствам - это ключевой элемент в создании равенства и включенности в будущем или, наоборот, исключенности и неравенства. Парки - это особенный вопрос, потому что если мы не будем сохранять землю для парков, мы не сможем сделать это позднее. Например, через 30-40 лет мы сможем внедрить план очистки воды или очистить реку, которая сейчас загрязнена. Но если мы не сохраним землю для парков, будет очень сложно сносить потом многие гектары застройки, чтобы создать парки. Поэтому мы купили много участков под парки, мы придали паркам значение, которого раньше не было в городе... Все эти меры хорошо работает на снижение преступности и на снижение уровня насилия в городе.
Трансмиленио
Например, система Трансмиленио перевозит почти 1,5 млн. пассажиров в день за небольшую долю стоимости перевозки того же количества людей на метро. И дело не только в расходах на строительство. Строительство метро стоит примерно 200 млн. долларов за км. А эта система - примерно 10 млн. долларов за км или меньше. Сейчас мы строим линию стоимостью 6 млн. долларов за км. Но дело также и в операционныех расходах для метро. Минимальный уровень операционных расходов на пассажира, который мне известен, составляет 1,5 доллара. Наша же система, Трансмиленио, работая без субсидий, требует всего 60 центов на пассажира. Так что это гораздо более эффективная система, работающая на сопоставимых с метро скоростях. Трансмиленио - это также очень сильный символ демократии. Она символизирует превосходство общественного блага над частными интересами. Она показывает, что общественный транспорт имеет приоритет в использовании дорожного пространства. Приоритет перед личными автомобилями. Это является очень важным принципом и я думаю, что это хорошо, когда люди находятся наверху, на поверхности, когда они могут видеть город и наслаждаться солнцем и в то же самое время ехать очень быстро, потому что автобусная система может быть даже быстрее рельсовой. Если мы отдаем приоритет общественному транспорту, то почему мы оставляем автомобилистам наслаждаться солнцем, свежим воздухом и природой, а пассажиров общественного транспорта загоняем под землю, как мышей?
Зеленая велосипедная дорожка
Одна из вещей, которую мы сделали в Боготе, например, это два интересных проекта. Мы создали 24-километровую улицу только для пешеходов и велосипедистов через одни из самых бедных районов города. Такого нет больше нигде в мире, насколько я знаю, и это полностью изменило эти районы. Это как вытянутая площадь, 50 метров ширины, подземная разводка для уличного освещения. Это полностью изменило среду в районах, где даже не было асфальта. Автомобильные дороги не были асфальтированы, а пешеходная улица имела деревья, свет и выглядела шикарно. Такая улица становится осью новой концепции города как и другие проекты такого типа... Другая вещь, которую мы сделали - там где японская фирма предложила нам проложить 8-полосное шоссе, мы создали 35-километровый гринвэй (вело-пешеходный путь). И тысячи велосипедистов каждый день едут по нему на работу. Это веломаршрут соединяет беднейшие и богатейшие районы города.
Принципы для хорошего города
Вещи, которые сделают город лучше, вещи, которые создают большее равноправие в городе, общие принципы. Вещи, которые объединят богатых и бедных на равных. Вещи, делающие город более дружелюбным к пешеходам, которые ограничивают использование автомобилей. Город для самых уязвимых жителей: для детей, для престарелых. Если дети могут быть в безопасности в большем числе районов города. Если люди могут ездить на велосипедах и быть в безопасности в большинстве районов города. Если город дружелюбен к пожилым людям, к детям к людям небольшого достатка. Если можно создать большую интеграцию. Если можно улучшить общественный транспорт - это сделает город лучше. Сделает город более приятным, веселым. Я не буду сейчас углубляться в конкретные проекты, но нужно понять, что нам нужно в городе? Нам нужно не чувствовать себя малозначительными. Нам нужно играть. Нам нужен город, удобный для самых уязвимых жителей: для бедных, для пожилых, для детей. Нам нужна связь с природой, с деревьями, с зеленью, с водой. Нам нужно видеть людей, так что нам нужна плотность. Мы должны иметь возможность СХОДИТЬ за хлебом и молоком. Если кому-то нужно садиться в машину, чтобы купить хлеб или молоко, значит город не работает. Это общие принципы, которые работают для любого города в любой точке мира.
_______________________
Сделаю одно примечание: система ограничения автомобильного трафика в пиковые часы, о которой говорит Пеньялоса, состоит в том, что машины, с номерами оканчивающимися на определенные цифры не допускаются на дороги в пиковые часы в определенные рабочие дни недели.
Что скажете на это, дамы и господа?
Это система скоростного автобусного сообщения (BRT) TransMilenio в Боготе. Недавно я нашел интервью бывшего мэра Боготы, Энрике Пеньялосы, который собственно и внедрил эту систему, а также по сути развернул столицу Колумбии с пути деградации на путь развития и улучшения качества жизни в городе.
Это интервью (с русскими субтитрами) можно посмотреть у меня в блоге: http://bit.ly/djAviO
Для нелюбителей ходить по ссылкам и для обсуждения привожу расшифровку:
_______________________
Я не знал другого города, который бы смотрел сам на себя, более негативно, чем Богота. Люди считали, что их собственный город ужасен. Не было никакого чувства собственного достоинства. И люди считали, что их город не только плох, но что он становится только хуже. Не было никакой надежды на улучшение. Но отношение совершенно изменилось. Возможно, даже не столько город, сколько отношение людей к нему. Люди стали чувствовать, что улучшение возможно, что можно мечтать и делать мечты реальностью.
Быстрые изменения
Я мечтал о том, каким должен быть город на протяжении долгого времени. И у меня был очень небольшой срок - всего 3 года на посту мэра. Поэтому нужно было сделать много за короткий срок. И мы сделали, хотя это было трудно и болезненно. Например, автомобилисты в Боготе десятилетиями парковались на тротуарах. Крупнейшие дороги в Боготе в течение последних 50-60 лет строились без тротуаров. Считалось, что жители и бизнесы построят их но естественно, они этого не делали. Они строили только парковки там где должны были быть тротуары. Я начал изгонять машины с тротуаров. Сотни, тысячи, десятки тысяч машин. Это была война.
Развитые и отсталые города
Настоящая разница между развитым городом и отсталым городом не в том, как считают в развивающихся странах, что в развитом городе есть шоссе или метро - нет! Настоящая разница в том, что в развитом городе люди с высоким достатком ходят в парки, ходят по тротуарам, ездят на общественном транспорте, ходят в библиотеки. Люди высокого и низкого достатка встречаются на равных в общественных местах и пространствах. Наиболее важный элемент инфраструктуры для города, который отличает развитые города от отсталых - это не шоссе и не метро, но качественные тротуары и, по возможности, защищенные велодорожки. Это было трудно, но что удивительно, в итоге даже люди с высоким достатком оценили это. Когда я доработал свой срок... Скажу для начала, что в какой-то момент моего мэрства только боевиков-партизан люди ненавидели больше чем меня. Но когда завершился мой срок, у меня был самый высокий рейтинг за всю историю Боготы.
Равенство
Мы решили инвестировать в большее равенство в городе. Нашей движущей силой было желание создать равенство. А в развивающихся странах общественные и пешеходые пространства создают равенство. Вы можете подумать, а так ли это важно? Для страны с таким уровнем бедности думать о таких, казалось бы, смехотворных вещах? Но все как раз наоборот. В рабочее время человек высокого достатка, например, вице-президент компании и самый низкооплачиваемый работник этой компании, который моет полы или приносит кофе - оба они примерно одинаково удовлетворены или неудовлетворены. Но в свое свободное время они сильно отличаются. Человек с высоким достатком едет в большой дом с большим садом, он едет в загородный клуб, за город, он идет в ресторан, едет в отпуск. А человек низкого достатка и его или ее семья отправляется иногда всего лишь в комнату, где живет вся семья. Или же, в лучшем случае - в очень маленький дом или квартиру. И единственный вариант отдыха для них, кроме телевидения - это пешеходные общественные пространства. Так что я бы сказал, что самый минимум, который демократическое общество должно давать своим гражданам - это возможность гулять, возможность безопасно ходить по городу, по возможности - ездить на велосипеде. Я думал об этих вещах многие годы и для меня было ясно, что мы должны создать город большего равноправия, большего гуманизма - город для людей, для велосипедов и общественного транспорта; что единственным решением был общественный транспорт.
Инвестиции
Мы инвестировали почти 100 млн. долларов в велодорожки, защищенные выделенные велодорожки. Этого никогда никто не делал в Америке. Не только в Колумбии или Латинской Америке, но и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В Америке не было велодорожек в то время. У нас в Боготе уже была очень важная традиция уже в течение 20-30 лет - по воскресеньям мы закрывали главные улицы для автомобилей на 7 часов и они становились велодорогами (исп. Ciclovia). Так что нам пришлось изобрести новое название для новых постоянных защищенных велодорожек. Кстати, мы увеличили длительность воскресного закрытия улиц. Это было очень важно... Это ведь даже никогда не обсуждалось! Если рассуждать в терминах северной страны, это было не слишком демократичное решение, потому что никто никогда не думал об этом, не было даже никакой дискуссии на эту тему. Так что это был риск, на который мы должны были пойти. И мы смогли в Боготе увеличить использование велосипедов с уровня около 0% до примерно 5%. Конечно, несравнимо с 35-37% в Копенгагене, но каждый день 350 тыс. человек ездят на велосипедах в нашем городе. Защищенная велосипедная дорожка - это очень важный символ равенства в городе в развивающейся стране. Она показывает, что горожанин на велосипеде за 30 долларов также важен, как и горожанин на машине за 130 тыс. долларов. И я могу сказать, что в Боготе рост использования велосипедов в первую очередь связан с тем, что мы предоставили велосипедистам защиту, а также мы подняли социальный статус велосипедистов. До этого людям было стыдно ездить на велосипеде. А теперь люди невысокого достатка были рады надеть шлем или светоотражающий жилет, потому что теперь они ощущали свою важность. Мы увеличили социальный статус использования велосипеда.Интервьюер: Как? В первую очередь - созданием инфраструктуры! Наличие велодорожек дает совершенно новый статус. Велосипедисты никогда и представить не могли, что у них будет право на такие вещи... Мы также ввели меры по ограничению использования машин. Например, мы ввели правило, что 40% машин должны находиться вне дорог и улиц в течение 2 пиковых часов утром и 2 часов вечером. Мы внедрили много мер по ограничению использования машин и это была первая из них. 40% машин должно было быть вне улиц и дорог утром и вечером. Нарушители этого правила штрафуются. Интервьюер: Как люди реагировали на ограничения? Это было очень трудно. Все ограничения использования машин - очень сложны, потому что машинами владеют наиболее обеспеченные люди. Я объяснял им: послушайте, эти меры - для вас, потому что в конечном счете это улучшит ситуацию для вас. Сначала люди протестовали, но потом поняли, что так действительно лучше.
Доступ к природе
Тротуары, парки.. Мы инвестировали очень много в парки. Мы покупали землю под парки. Парки очень важны, потому что в будущем люди небольшого достатка будут иметь все те же вещи, которые люди высокого достатка имеют сегодня. Раньше никто не думал, что у бедных будет электричествоили музыкальные центры, фото- и видеокамеры или мобильные телефоны... Сейчас у них есть все эти вещи. В будущем у них будут iPod'ы, компьютеры, автомобили и т.д. Но чего у них не будет - это доступа к зелени и природе. Возможно, доступ к паркам и к общественным пространствам - это ключевой элемент в создании равенства и включенности в будущем или, наоборот, исключенности и неравенства. Парки - это особенный вопрос, потому что если мы не будем сохранять землю для парков, мы не сможем сделать это позднее. Например, через 30-40 лет мы сможем внедрить план очистки воды или очистить реку, которая сейчас загрязнена. Но если мы не сохраним землю для парков, будет очень сложно сносить потом многие гектары застройки, чтобы создать парки. Поэтому мы купили много участков под парки, мы придали паркам значение, которого раньше не было в городе... Все эти меры хорошо работает на снижение преступности и на снижение уровня насилия в городе.
Трансмиленио
Например, система Трансмиленио перевозит почти 1,5 млн. пассажиров в день за небольшую долю стоимости перевозки того же количества людей на метро. И дело не только в расходах на строительство. Строительство метро стоит примерно 200 млн. долларов за км. А эта система - примерно 10 млн. долларов за км или меньше. Сейчас мы строим линию стоимостью 6 млн. долларов за км. Но дело также и в операционныех расходах для метро. Минимальный уровень операционных расходов на пассажира, который мне известен, составляет 1,5 доллара. Наша же система, Трансмиленио, работая без субсидий, требует всего 60 центов на пассажира. Так что это гораздо более эффективная система, работающая на сопоставимых с метро скоростях. Трансмиленио - это также очень сильный символ демократии. Она символизирует превосходство общественного блага над частными интересами. Она показывает, что общественный транспорт имеет приоритет в использовании дорожного пространства. Приоритет перед личными автомобилями. Это является очень важным принципом и я думаю, что это хорошо, когда люди находятся наверху, на поверхности, когда они могут видеть город и наслаждаться солнцем и в то же самое время ехать очень быстро, потому что автобусная система может быть даже быстрее рельсовой. Если мы отдаем приоритет общественному транспорту, то почему мы оставляем автомобилистам наслаждаться солнцем, свежим воздухом и природой, а пассажиров общественного транспорта загоняем под землю, как мышей?
Зеленая велосипедная дорожка
Одна из вещей, которую мы сделали в Боготе, например, это два интересных проекта. Мы создали 24-километровую улицу только для пешеходов и велосипедистов через одни из самых бедных районов города. Такого нет больше нигде в мире, насколько я знаю, и это полностью изменило эти районы. Это как вытянутая площадь, 50 метров ширины, подземная разводка для уличного освещения. Это полностью изменило среду в районах, где даже не было асфальта. Автомобильные дороги не были асфальтированы, а пешеходная улица имела деревья, свет и выглядела шикарно. Такая улица становится осью новой концепции города как и другие проекты такого типа... Другая вещь, которую мы сделали - там где японская фирма предложила нам проложить 8-полосное шоссе, мы создали 35-километровый гринвэй (вело-пешеходный путь). И тысячи велосипедистов каждый день едут по нему на работу. Это веломаршрут соединяет беднейшие и богатейшие районы города.
Принципы для хорошего города
Вещи, которые сделают город лучше, вещи, которые создают большее равноправие в городе, общие принципы. Вещи, которые объединят богатых и бедных на равных. Вещи, делающие город более дружелюбным к пешеходам, которые ограничивают использование автомобилей. Город для самых уязвимых жителей: для детей, для престарелых. Если дети могут быть в безопасности в большем числе районов города. Если люди могут ездить на велосипедах и быть в безопасности в большинстве районов города. Если город дружелюбен к пожилым людям, к детям к людям небольшого достатка. Если можно создать большую интеграцию. Если можно улучшить общественный транспорт - это сделает город лучше. Сделает город более приятным, веселым. Я не буду сейчас углубляться в конкретные проекты, но нужно понять, что нам нужно в городе? Нам нужно не чувствовать себя малозначительными. Нам нужно играть. Нам нужен город, удобный для самых уязвимых жителей: для бедных, для пожилых, для детей. Нам нужна связь с природой, с деревьями, с зеленью, с водой. Нам нужно видеть людей, так что нам нужна плотность. Мы должны иметь возможность СХОДИТЬ за хлебом и молоком. Если кому-то нужно садиться в машину, чтобы купить хлеб или молоко, значит город не работает. Это общие принципы, которые работают для любого города в любой точке мира.
_______________________
Сделаю одно примечание: система ограничения автомобильного трафика в пиковые часы, о которой говорит Пеньялоса, состоит в том, что машины, с номерами оканчивающимися на определенные цифры не допускаются на дороги в пиковые часы в определенные рабочие дни недели.
Что скажете на это, дамы и господа?
К
Каха08
это писец
j
jLa
vudu
че тут думать ты заманал в край...
К
Каха08
в три то ночи
д
д. Степа
смирись уже... ну или форум пешЫходафф выбери.. тут тебя не понимают и поддержки у нас не исчи
д
д. Степа
машины, с номерами оканчивающимися на определенные цифры не допускаются на дороги в пиковые часы
кто У НАС это будет определять? или новая погоня за длинным рублем в продажах "блатных" номеров?
вот скажи, какая головная боль тебя заставила проснуться по среди ночи в понедельник и выложить тут этот бред?
Ш
Шарль Латэн (ограничение 16+)
А вот в Пекине для велосипедистов и мопедистов не просто дорожки, а целые проезжие части отдельные на проспектах. Отделены как минимум железным заборчиком. А чаще вообще конструктивными элементами дороги. Скажем, газоном.
К
Каха08
А вот в Пекине
уже зокозал билет до шанхайа
j
jLa
[Сообщение удалено пользователем 07.06.2010 07:55]
Ш
Шарль Латэн (ограничение 16+)
Шарль ты умный человек ,но сравнения твои не со всем в тему....
А где в моем сообщении сравнения? Просто вот наблюдением поделился.
j
jLa
[Сообщение удалено пользователем 07.06.2010 07:55]
К
Каха08
срач срач срач
Ш
Шарль Латэн (ограничение 16+)
хм это как ?
j
jLa
[Сообщение удалено пользователем 07.06.2010 07:56]
В
Вейпер
Автор-экстремист. Владимир Владимирович прилагает немыслимые услилия, направленные на увеличение количества производимых в РФ автомобилей, автор же предлагает предпринять комплекс мер, делающих владение автомобилем бессмысленнным, и, как следствие, следует ожидать снижения количества производимых
автомобилей, которое повлечет новый виток кризиса. То есть автор выступает против существующей власти, что запрещено правилами форума, и посему я предлагаю его зобанедь.
A
Afrikan
где такая Богота находится? Там так же как в Екатеринбурге 9 месяцев в году мерзкая погода с дождем, холодным ветром или снегом?
Если так - тогда мне жаль людей высокого и низкого достатка, которые вынуждены шляться по ненастью из за придурковатого мера.
Если так - тогда мне жаль людей высокого и низкого достатка, которые вынуждены шляться по ненастью из за придурковатого мера.
U
User 178734
да забаньте уже этого тролля
v
vindex
мазахист
A
Atropin™
если автор станет чиновником, наверняка в обязательном порядке заставит всем прописывать велосипеды от всех болезней, пенсию ими выдавать... начнут, заберет у всех права, машины, и гужевые повозки. Всё пойдет на переплавку в велосипеды
а так то молодец, старается.
а так то молодец, старается.
С
СивЫс-Ях
Что скажете на это, дамы и господа?
чо скажу, пусть автобусные пассажиры скидываются и стоят эти полосы, только не за счет дорожного фонда ;-)
Ч
Чиполлино (запрещен в РФ)
Не поймут.
Провинция-с.
да забаньте уже этого тролля
Да ладно Вам. Один из не многих кто регулярно выкладывает СВОИ МЫСЛИ не о сиськах.
Не нравится - не читайте, ни кто же не заставляет.
Н
Никанорыч (2041)
и навязчиво! Поэтому: регулярно
и заманал в край...
срач срач срач
З
Зю.
Вуду малаца, все правильно делает. Только тут, к сожалению, большинство этого не поймет. Как же - его ведро в центр не пустят, конец света же.
Н
Невидимый
У автора маниакальная идея.. реально одолел уже всех.
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.