Хороший пшек, умный пшек
С
Саня Ниваклуб
Комплекс России ("Rzeczpospolita", Польша)
Невозможно представить такую Россию, на существование которой многие поляки великодушно дали бы согласие
Петр Сквециньский (Piotr Skwiecinski), 15 сентября 2008
Сюжет: Переводы наших читателей
[отослать ссылку] [версия для печати]
Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель ursa, за что мы ей крайне признательны
____________________________________
Для начала скажу ясно: Польша имеет реальные причины не исключать в будущем возвращения российской угрозы. Поэтому в ее интересах усиление независимости постсоветских государств. Втягивание их в западные структуры. Уменьшение зависимости от российских энергоносителей.
Это приводит к реальному конфликту интересов между Варшавой и Москвой. Ситуация неприятная, но нормальная. Однако нельзя назвать нормальным связанное с этой ситуацией состояние польских умов и эмоции, кипящие в комментариях в СМИ и в публицистике. Состояние, которое можно определить как нездоровое. И это будет самое мягкое из всех возможных определений.
Двойная мораль
Одним из основных элементов польского представления о России является лицемерие.
Я повторяю - в наших интересах усиление независимости государств, которые отделились от России. Этот общий принцип относится также и к осетинскому конфликту. И хотя можно задать вопрос, соответствует ли наше участие в событиях в столь отдаленном регионе нашим средствам и возможностям, вместе с тем, очевидно, что в этом конфликте польские национальные интересы - на стороне Грузии.
Вот только большинство из нас не ограничивается этой реалистической констатацией. Поражает степень невежества, с каким в дискуссиях об этом конфликте мы умалчиваем об основном связанном с ним факте. А именно - что Грузия пыталась силой вернуть под свою власть маленькую страну, подавляющее большинство жителей которой этого не желает.
Внешняя политика - это сфера национального эгоизма. Никто - а в особенности страна маленькая и слабая, каковой является Польша - не обязан руководствоваться в этой области чем-либо иным. Без особого внутреннего сопротивления я признаю факт, что мы поддерживаем агрессию. Это нормально.
Но совсем другое дело - лицемерие. Мы совершенно закрываем глаза на тот факт, что - говоря модным языком - возможен такой дискурс, в котором Россия благородно выступила в защиту маленького народа, когда его попытался аннексировать большой брат.
Конечно, Путин с Медведевым руководствовались не сочувствием к осетинам, а своим пониманием интересов России. Это правда. Однако позвольте напомнить, что когда несколько лет назад Ирак занял Кувейт, и западный мир под предводительством Америки решил освободить захваченную страну, противники интервенции представляли весьма похожие аргументы. И именно - подчеркивали, что действия США вовсе не вызваны благородным протестом против оккупации Кувейта, что американцам важна только нефть. Тогдашние сторонники интервенции (к которым относился и я, и большинство нынешних публицистов, настроенных крайне антироссийски) отвечали на это, что если к благородному поступку кого-то склоняет и собственная выгода, то само по себе это поступка не компрометирует, и это вовсе не повод, чтобы от такого поступка отказаться.
Прошло почти двадцать лет, сегодня ситуация весьма похожая, но на страницах польской прессы не видно подобных раздумий. Почему?
Увы, этот вопрос будет риторическим для всякого, кто дает себе труд следить за дискуссиями на российские темы в польских СМИ. Дискуссий, участники которых способны, например, прийти к согласию относительно того, у Путина и его сотрудников прямо-таки мания на пункте якобы грозящего России распада, каковой угрозы в реальности не существует, а власти используют эту страшилку для националистической мобилизации общества. А через пару минут те же участники способны хором констатировать, что: раздел России (воспринимаемый на этот раз как реальная возможность) должен произойти.
Так они уже извинялись?
Это будет вопрос столь же риторический для того, кто наблюдал за тем, как польские СМИ освещали, а сейчас вспоминают трагедию в Беслане.
Напомним - отряд чеченских партизан занял школу в этом городе, захватил в качестве заложников несколько сот детей, большинство которых погибли во время штурма, предпринятого российскими силами. Так вот, тон большинства репортажей был и есть таков, что - во-первых - неинформированный читатель или зритель может быть уверен, что детей в большинстве убили штурмующие русские, а не чеченские боевики (перед этим их мучившие). Во-вторых - сообщения были (и есть) сконструированы так, что в принципе не проявляется в них тема чьей-либо ответственности, кроме: ответственности российского правительства. Потому что оно отдало приказ о штурме:
Еще раз - я был бы последним, кто бросил бы камнем осуждения в борющихся за свободу чеченцев. В свое время на страницах Rzeczpospolita я сам напоминал, что террор по отношению к мирному населению противника случалось применять и полякам (например, АК-овский отряд 'Загра-Лин', устанавливающий бомбы в берлинском метро). Однако, эта констатация не уменьшает моего смущения тем фактом, что польские сообщения о Беслане представляли и представляют ситуацию так, как будто основным и очевидным долгом правительства любой страны, в которой произошел теракт, была бы немедленная капитуляция...
А что касается российского правительства, то у меня такое впечатление, что единственное решение, им принятое, которое могло бы удовлетворить поляков, было бы заявление о прекращении существования собственного государства и призыв соотечественников к массовому самоубийству. Тогда на Висле все были бы довольны. Но даже и это стало бы предлогом для комментариев о российских саморазрушительных традициях и о завершении дела Дзержинского и Сталина...
Речь не только об Осетии и Беслане. Большинство наших СМИ весьма последовательны в такой подаче основных информаций о российских делах, которая de facto вводит читателя и зрителя в заблуждение вследствие умолчания весьма существенных - но не совпадающих с антироссийской идеологией - аспектов.
Точно так же обстоит дело с перипетиями вокруг Катыни. Скрупулезно сообщаются и обсуждаются многочисленные связанные с этим преступлением юридические противоречия. Весь обширный контекст проблемы либо замалчивается, либо подается в столь урезанном виде, что польское общество можем понять это так, будто бы российские власти либо до сих пор не сказали правды об этом преступлении, либо прямо-таки гордятся им. Что не отдали нам основных (до последнего времени засекреченных) документов. Что Борис Ельцин никогда не говорил слова 'простите'.
Поэтому когда я читаю высказывания влиятельного советника Путина Глеба Павловского, который на вопрос журналиста Rzeczpospolita:
- Имеет ли Комиссия по трудным вопросам шансы на урегулирование расхождений в оценке исторических событий, таких, как Катынь?
Отвечает:
- Для меня сам факт, что Катынь записывают в трудные вопросы, является ненормальным. Это дело прозрачно, как стекло. Существует полная документация, свидетельствующая о том, что катынское преступление было следствием конкретного решения советских властей, решения, не обоснованного ни с военной, ни с политической и ни с какой иной точки зрения. Я даже не знаю, о чем тут вообще дискутировать. Нужно открыть архивы.
В этот момент у меня возникает впечатление, что я имею дело с нормальностью. Впечатление, которого, увы, не бывает, когда я читаю множество касающихся России польских информационных и публицистических материалов.
Многие из них, в особенности те, что касаются Катыни, как интеллектуальным уровнем, так и эмоционально-этичным, напоминают мне иерусалимскую шутку времен путешествия Леха Валенсы в Израиль. Вот диалог двух комиков.
- Ты слышал? Приезжает президент поляков.
- Пусть просит прощения.
- Уже просил.
- Так пусть еще раз просит прощения.
- Он уже и второй раз просил.
- Тогда может возвращаться к себе!
И еще раз - конечно, в вопросах Катыни существуют противоречия, существуют элементы саботажа с российской стороны. Однако, дело в пропорциях. Нынешние проблемы - сущий пустяк по сравнению с огромными общими достижениями, которые абсолютное большинство польских журналистов и комментаторов предпочитает не замечать либо пренебрегать ими.
Поосторожнее с превосходством
Польские представления о России пронизаны не только лицемерием и враждебностью, но и чувством превосходства. Превосходства цивилизационного.
Цивилизационного, если не расового. О том, что русских следует презирать, потому что, цитирую, 'там после каждого монгольского нашествия всякая кацапка с брюхом ходила', мне было сообщено впервые, когда мне было 14 лет, и с тех пор время от времени я слышу различные варианты этой мантры. Естественно, слышу, а не читаю, потому что мы же за собой следим, мир таких выражений не любит. Но мы-то знаем, как там оно на самом деле...
Оставаясь, однако, на 'безопасной' почве нашего цивилизационного превосходства, следует признать, что почему-то никто кроме нас его не замечает. Что является для нас причиной сильной фрустрации, которую мы компенсируем еще большей дозой презрения.
Что характерно, сторонники польской идеологии цивилизационного превосходства, как правило, понятия не имеют о фундаментальных фактах, которые следовало бы принять во внимание, отстаивая столь радикальный тезис. Кто из польских комментаторов, например, знает, что уже в первой половине XVII века в Москве было, по крайней мере, столько же жителей, сколько в ту же эпоху в Кракове, Варшаве и Гданьске, вместе взятых?
Что не покажется странным, если не забывать, что еще раньше, когда Баторий осаждал Псков, королевский секретарь, ксендз Ян Петровский, при виде этого города (который не был столицей московского царства...) воскликнул:
- О, Боже! Да он не меньше Парижа!
'Город очень большой, - писал он. - В Польше у нас такого нет, стеной окружен, церкви многочисленны и прекрасны, все каменное!'
Конечно, я пишу это не затем, чтобы провозгласить противоположный, абсурдный тезис - о якобы цивилизационном превосходстве русских над поляками. Мои намерения куда скромнее: полагаю, что следует осторожнее обращаться с убеждениями о цивилизационном превосходстве кого-то над кем-то. Легко можно не только оскорбить кого-то, но и самому себя на посмешище выставить.
Путин не способен быть Сталиным
Описываемые мною явления не новы. Они существуют издавна. Но когда-то они были понятны с психологической точки зрения. Вторая половина XIX века - это время, когда, по словам Достоевского, 'русская политика по отношению к полякам была мастерицей дразнить'. Это было время унижения поляков на всех польских землях, входящих в Российскую Империю, реальной угрозы для польскости на Кресах, а также безуспешной - но это только теперь известно - русификации в Королевстве Польском.
Также и межвоенное двадцатилетие, когда Речь Посполита были стиснута между двумя враждебными державами, не способствовало нормализации наших преставления о самом большом восточном соде. Тем более невозможно это было в ПНР, когда однозначная советизация 50-х годов уступила место реально менее мучительному - но психологически столь же оскорбительному - вассалитету 60-х и 70-х годов.
Сегодня, однако, ситуация совершенно иная. Польша независима уже 17 лет, она входит во все возможные западные структуры. Конечно, как я уже писал в начале этой статьи, существуют потенциальные угрозы. Конечно, следует осознавать их и последовательно сводить к минимуму. Но от этого еще далеко до той антироссийской волны, которую мы можем наблюдать сейчас.
Откуда эта волна? Первое, что приходит в голову, это, казалось бы, очевидное объяснение: Путин и Грузия. Сторонники антироссийской идеологии провозглашают, что нынешняя Россия - это либо СССР, прием на вершине своего могущества, либо прямо-таки Третий Рейх, чаще всего в данном контексте упоминает мюнхенский период.
Обе эти аналогии не выдерживают критики. Современная Россия - не Советский Союз. По очень многим причинам. Не будем говорить о демократии (можно доказывать, что ее там подавляют - но ведь все-таки она продолжает существовать). Не будем говорить о частной собственности в экономике (можно доказывать, что влияние государства на экономику там во много раз сильнее, чем на Западе - но ведь это еще добольшевистская российская традиция).
Важнее нечто совсем иное. Так вот, самым мощным оружием Советского Союза не была Красная Армия. Им были - когда-то гигантские, потом уменьшающиеся, но и до конца имеющие значение - сонмы граждан Запада, составлявших потенциальную или реальную советскую пятую колонну. Люди, зачарованные идеологией коммунизма. Идеологией, центр которой был в Москве.
Так вот, сейчас у России такого оружия нет. Она не создала - и ничто не указывает на то, что сможет создать - идеологии, которая могла бы зачаровать кого-нибудь, кроме русских. Россия остается национальным государством. Агрессивным, но исключительно национальным. И это принципиальным образом уменьшает силу ее экспансии.
Россия - не Третий Рейх. И тоже по многим причинам. Из которых наиважнейшая, как это ни парадоксально, - высокие цены на энергоресурсы. Нацизм вырос на почве экономического кризиса. На военных репарациях. Между тем, в современной России уровень жизни резко - и уже который год подряд - повышается. Нет питательной среды для нацистских настроений. Скорее, наоборот - для постепенного успокоения, погружения в современный мир западных потребительских возможностей...
Размеры статьи не позволяют подвергнуть этот взгляд более подробной критике. Следует, однако, заметить, что его сторонники желая возвеличить польскость и Польшу, на самом деле - унижают и уменьшают ее. Потому что ни один исторический народ не определяется, противопоставляя себя другому народу. Предложение принять такой взгляд - это предложение, чтобы современные поляки начали смотреть на современных русских так, как, например, литовцы в конце XIX века смотрели на тогдашних поляков. Как на общество, с которым они должны порвать, чтобы быть собою. Действительно ли сегодня, в первом десятилетии XXI века, нам необходимо резко отделиться от русских?...
Это еще один риторический вопрос в этом тексте.
Уничтоженная империя
В польском мышлении о России доминируют экстерминационные акценты. Я без колебания употребляю это слово, несмотря на то, что речь не идет об уничтожении, понимаемом буквально, физически.
Потому что невозможно представить себе такую Россию, на существование которой многие поляки великодушно дали бы согласие. Ну, разве что уменьшенная до размеров Великого Княжества Московского XIV века. Вдобавок - Великого Княжества Московского, которое так глобально и радикально отказалось бы от русского патриотизма, того, каким он всегда был и каков есть, что трудно было считать его национальным русским государством.
А откуда уничтожительные тенденции? К сожалению, я знаю причину, по которой антироссийские фобии сегодня столь распространены в Польше.
Дело в том, что поляки - и это у нас из всех пор исходит - не в состоянии смириться с тем, что в XVII веке потеряли (а Россия приобрела) положение державы. Они считают, что такой поворот истории был не только несправедлив, но что это было следствие случая. Случая, который можно - в благоприятных условиях - исправить.
В реальности все было совсем иначе. Это минутная державность Речи Посполитой была делом случая - значительного ослабления Руси татарскими нашествиями, что сделало возможной экспансию литовских князей.
Но и сегодня - после 100 лет непосредственной принадлежности к московскому государству и десятилетий зависимости - поляки не принимают реальность этих нескольких столетий. Они хотят вернуться к такому положению вещей, которое - одни втайне, а другие подсознательно - считают естественным. К положению могучей Речи Посполитой и слабенькой России. Поэтому они и раздувают - как реальные, так и вымышленные - конфликты с Москвой.
Где доказательства этой смелой гипотезы?
'...мы уничтожили этот народ'
Так вот, существует сфера, в которой дух народный воплощается безнаказанно и без ограничений. Это фантастическая литература, а в ее рамках и тот жанр, который - по не совсем понятным мне правилам - называется научной фантастикой. Он многое говорит о нынешнем состоянии польского духа.
Я мог бы перечислить, по крайней мере, пару десятков - если не больше - современных произведений, от романов до коротких рассказов, которые объединяет создание такой реальности, в которой Польша - иногда вследствие принятия правильного (по мнению автора) решения заключить в 1939 году союз с Гитлером, иногда в результате других, более ранних перемен в историческом процессе - на переломе XX и XXI веков является державой или сверхдержавой. Бомбит Сайгон при помощи 'Лосей' новейшего поколения. Колонизирует Африку. Но прежде всего - и это ключевой элемент - давно уже избавилась от Москвы или России.
Избавилась методами традиционными или, иногда, более присущими XX веку. Упоминая выше об экстерминационном акценте польского мышления о России, я отмечал, что речь не идет о физическом уничтожении. Так вот, не всегда и не везде. В довольно популярной новелле, ни названия которой, ни автора я не назову из жалости, главный герой - польский офицер, проявивший себя в совместной с немцами кампании против России - в конце XX века говорит так:
- Американские индейцы, австралийские аборигены, африканские пигмеи тоже не заслужили своей судьбы. Но тут, по крайней мере, (...) мы уничтожили народ, который хотел сделать своих соседей рабами.
Повторяю: мы уничтожили народ. Подобных фантазий - иногда менее, иногда более жестоких - я мог привести гораздо больше.
А что они?
Русские, конечно, хорошо чувствуют то, что польская душа излучает всеми своими порами. Естественно, это их немного смешит (очевидная диспропорция потенциалов), немного раздражает. Но что интересно, этот состояние до сих пор не вызвало с их стороны никакого эмоционального отклика.
Наоборот. Не так давно, в 2005 году, 'Газета Выборча' опубликовала результаты исследований, проведенных одновременно в России и в Польше.
'В польской анкете поражает пессимистический образ польско-российских отношений. (...) Между тем, для подавляющего большинства опрошенных россиян важнейшим событием в общей истории России и Польши является не нашествие поляков на Москву в XVII веке и не война 1920 года, но совместная борьба с фашистской Германией' - писал тогда, подытоживая исследования, журналист GW. 'Их (русских - прим. автора) образ Польши, хотя и анахроничный, гораздо симпатичнее, чем наш образ России'.
Пора подвести итоги. Несмотря на всю враждебность, характеризующую нашу публично-информационную жизнь, большинство его участников заявляет, что общим авторитетом для них является Юзеф Пилсудский.
Так вот, Маршал, несмотря на то, что в течение многих лет проводил политику глубоко антироссийскую, на переломе 1920 и 1921 года оказался способен сделать выводы из фактов: он проанализировал силу тогдашних политических группировок, чьей главной целью была независимость, находящихся восточнее пределов действия польской армии, и способность к решительным действиям тогдашних западных союзников Речи Посполитой. И заключил с Россией Рижский мир.
Предлагаю нынешним публицистам рассудить, было ли это решение неправильным?
Петр Сквециньский - публицист, директор Польского Информационного Агентства. Статья выражает его личные взгляды и написана до визита Сергея Лаврова в Варшаву
Невозможно представить такую Россию, на существование которой многие поляки великодушно дали бы согласие
Петр Сквециньский (Piotr Skwiecinski), 15 сентября 2008
Сюжет: Переводы наших читателей
[отослать ссылку] [версия для печати]
Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель ursa, за что мы ей крайне признательны
____________________________________
Для начала скажу ясно: Польша имеет реальные причины не исключать в будущем возвращения российской угрозы. Поэтому в ее интересах усиление независимости постсоветских государств. Втягивание их в западные структуры. Уменьшение зависимости от российских энергоносителей.
Это приводит к реальному конфликту интересов между Варшавой и Москвой. Ситуация неприятная, но нормальная. Однако нельзя назвать нормальным связанное с этой ситуацией состояние польских умов и эмоции, кипящие в комментариях в СМИ и в публицистике. Состояние, которое можно определить как нездоровое. И это будет самое мягкое из всех возможных определений.
Двойная мораль
Одним из основных элементов польского представления о России является лицемерие.
Я повторяю - в наших интересах усиление независимости государств, которые отделились от России. Этот общий принцип относится также и к осетинскому конфликту. И хотя можно задать вопрос, соответствует ли наше участие в событиях в столь отдаленном регионе нашим средствам и возможностям, вместе с тем, очевидно, что в этом конфликте польские национальные интересы - на стороне Грузии.
Вот только большинство из нас не ограничивается этой реалистической констатацией. Поражает степень невежества, с каким в дискуссиях об этом конфликте мы умалчиваем об основном связанном с ним факте. А именно - что Грузия пыталась силой вернуть под свою власть маленькую страну, подавляющее большинство жителей которой этого не желает.
Внешняя политика - это сфера национального эгоизма. Никто - а в особенности страна маленькая и слабая, каковой является Польша - не обязан руководствоваться в этой области чем-либо иным. Без особого внутреннего сопротивления я признаю факт, что мы поддерживаем агрессию. Это нормально.
Но совсем другое дело - лицемерие. Мы совершенно закрываем глаза на тот факт, что - говоря модным языком - возможен такой дискурс, в котором Россия благородно выступила в защиту маленького народа, когда его попытался аннексировать большой брат.
Конечно, Путин с Медведевым руководствовались не сочувствием к осетинам, а своим пониманием интересов России. Это правда. Однако позвольте напомнить, что когда несколько лет назад Ирак занял Кувейт, и западный мир под предводительством Америки решил освободить захваченную страну, противники интервенции представляли весьма похожие аргументы. И именно - подчеркивали, что действия США вовсе не вызваны благородным протестом против оккупации Кувейта, что американцам важна только нефть. Тогдашние сторонники интервенции (к которым относился и я, и большинство нынешних публицистов, настроенных крайне антироссийски) отвечали на это, что если к благородному поступку кого-то склоняет и собственная выгода, то само по себе это поступка не компрометирует, и это вовсе не повод, чтобы от такого поступка отказаться.
Прошло почти двадцать лет, сегодня ситуация весьма похожая, но на страницах польской прессы не видно подобных раздумий. Почему?
Увы, этот вопрос будет риторическим для всякого, кто дает себе труд следить за дискуссиями на российские темы в польских СМИ. Дискуссий, участники которых способны, например, прийти к согласию относительно того, у Путина и его сотрудников прямо-таки мания на пункте якобы грозящего России распада, каковой угрозы в реальности не существует, а власти используют эту страшилку для националистической мобилизации общества. А через пару минут те же участники способны хором констатировать, что: раздел России (воспринимаемый на этот раз как реальная возможность) должен произойти.
Так они уже извинялись?
Это будет вопрос столь же риторический для того, кто наблюдал за тем, как польские СМИ освещали, а сейчас вспоминают трагедию в Беслане.
Напомним - отряд чеченских партизан занял школу в этом городе, захватил в качестве заложников несколько сот детей, большинство которых погибли во время штурма, предпринятого российскими силами. Так вот, тон большинства репортажей был и есть таков, что - во-первых - неинформированный читатель или зритель может быть уверен, что детей в большинстве убили штурмующие русские, а не чеченские боевики (перед этим их мучившие). Во-вторых - сообщения были (и есть) сконструированы так, что в принципе не проявляется в них тема чьей-либо ответственности, кроме: ответственности российского правительства. Потому что оно отдало приказ о штурме:
Еще раз - я был бы последним, кто бросил бы камнем осуждения в борющихся за свободу чеченцев. В свое время на страницах Rzeczpospolita я сам напоминал, что террор по отношению к мирному населению противника случалось применять и полякам (например, АК-овский отряд 'Загра-Лин', устанавливающий бомбы в берлинском метро). Однако, эта констатация не уменьшает моего смущения тем фактом, что польские сообщения о Беслане представляли и представляют ситуацию так, как будто основным и очевидным долгом правительства любой страны, в которой произошел теракт, была бы немедленная капитуляция...
А что касается российского правительства, то у меня такое впечатление, что единственное решение, им принятое, которое могло бы удовлетворить поляков, было бы заявление о прекращении существования собственного государства и призыв соотечественников к массовому самоубийству. Тогда на Висле все были бы довольны. Но даже и это стало бы предлогом для комментариев о российских саморазрушительных традициях и о завершении дела Дзержинского и Сталина...
Речь не только об Осетии и Беслане. Большинство наших СМИ весьма последовательны в такой подаче основных информаций о российских делах, которая de facto вводит читателя и зрителя в заблуждение вследствие умолчания весьма существенных - но не совпадающих с антироссийской идеологией - аспектов.
Точно так же обстоит дело с перипетиями вокруг Катыни. Скрупулезно сообщаются и обсуждаются многочисленные связанные с этим преступлением юридические противоречия. Весь обширный контекст проблемы либо замалчивается, либо подается в столь урезанном виде, что польское общество можем понять это так, будто бы российские власти либо до сих пор не сказали правды об этом преступлении, либо прямо-таки гордятся им. Что не отдали нам основных (до последнего времени засекреченных) документов. Что Борис Ельцин никогда не говорил слова 'простите'.
Поэтому когда я читаю высказывания влиятельного советника Путина Глеба Павловского, который на вопрос журналиста Rzeczpospolita:
- Имеет ли Комиссия по трудным вопросам шансы на урегулирование расхождений в оценке исторических событий, таких, как Катынь?
Отвечает:
- Для меня сам факт, что Катынь записывают в трудные вопросы, является ненормальным. Это дело прозрачно, как стекло. Существует полная документация, свидетельствующая о том, что катынское преступление было следствием конкретного решения советских властей, решения, не обоснованного ни с военной, ни с политической и ни с какой иной точки зрения. Я даже не знаю, о чем тут вообще дискутировать. Нужно открыть архивы.
В этот момент у меня возникает впечатление, что я имею дело с нормальностью. Впечатление, которого, увы, не бывает, когда я читаю множество касающихся России польских информационных и публицистических материалов.
Многие из них, в особенности те, что касаются Катыни, как интеллектуальным уровнем, так и эмоционально-этичным, напоминают мне иерусалимскую шутку времен путешествия Леха Валенсы в Израиль. Вот диалог двух комиков.
- Ты слышал? Приезжает президент поляков.
- Пусть просит прощения.
- Уже просил.
- Так пусть еще раз просит прощения.
- Он уже и второй раз просил.
- Тогда может возвращаться к себе!
И еще раз - конечно, в вопросах Катыни существуют противоречия, существуют элементы саботажа с российской стороны. Однако, дело в пропорциях. Нынешние проблемы - сущий пустяк по сравнению с огромными общими достижениями, которые абсолютное большинство польских журналистов и комментаторов предпочитает не замечать либо пренебрегать ими.
Поосторожнее с превосходством
Польские представления о России пронизаны не только лицемерием и враждебностью, но и чувством превосходства. Превосходства цивилизационного.
Цивилизационного, если не расового. О том, что русских следует презирать, потому что, цитирую, 'там после каждого монгольского нашествия всякая кацапка с брюхом ходила', мне было сообщено впервые, когда мне было 14 лет, и с тех пор время от времени я слышу различные варианты этой мантры. Естественно, слышу, а не читаю, потому что мы же за собой следим, мир таких выражений не любит. Но мы-то знаем, как там оно на самом деле...
Оставаясь, однако, на 'безопасной' почве нашего цивилизационного превосходства, следует признать, что почему-то никто кроме нас его не замечает. Что является для нас причиной сильной фрустрации, которую мы компенсируем еще большей дозой презрения.
Что характерно, сторонники польской идеологии цивилизационного превосходства, как правило, понятия не имеют о фундаментальных фактах, которые следовало бы принять во внимание, отстаивая столь радикальный тезис. Кто из польских комментаторов, например, знает, что уже в первой половине XVII века в Москве было, по крайней мере, столько же жителей, сколько в ту же эпоху в Кракове, Варшаве и Гданьске, вместе взятых?
Что не покажется странным, если не забывать, что еще раньше, когда Баторий осаждал Псков, королевский секретарь, ксендз Ян Петровский, при виде этого города (который не был столицей московского царства...) воскликнул:
- О, Боже! Да он не меньше Парижа!
'Город очень большой, - писал он. - В Польше у нас такого нет, стеной окружен, церкви многочисленны и прекрасны, все каменное!'
Конечно, я пишу это не затем, чтобы провозгласить противоположный, абсурдный тезис - о якобы цивилизационном превосходстве русских над поляками. Мои намерения куда скромнее: полагаю, что следует осторожнее обращаться с убеждениями о цивилизационном превосходстве кого-то над кем-то. Легко можно не только оскорбить кого-то, но и самому себя на посмешище выставить.
Путин не способен быть Сталиным
Описываемые мною явления не новы. Они существуют издавна. Но когда-то они были понятны с психологической точки зрения. Вторая половина XIX века - это время, когда, по словам Достоевского, 'русская политика по отношению к полякам была мастерицей дразнить'. Это было время унижения поляков на всех польских землях, входящих в Российскую Империю, реальной угрозы для польскости на Кресах, а также безуспешной - но это только теперь известно - русификации в Королевстве Польском.
Также и межвоенное двадцатилетие, когда Речь Посполита были стиснута между двумя враждебными державами, не способствовало нормализации наших преставления о самом большом восточном соде. Тем более невозможно это было в ПНР, когда однозначная советизация 50-х годов уступила место реально менее мучительному - но психологически столь же оскорбительному - вассалитету 60-х и 70-х годов.
Сегодня, однако, ситуация совершенно иная. Польша независима уже 17 лет, она входит во все возможные западные структуры. Конечно, как я уже писал в начале этой статьи, существуют потенциальные угрозы. Конечно, следует осознавать их и последовательно сводить к минимуму. Но от этого еще далеко до той антироссийской волны, которую мы можем наблюдать сейчас.
Откуда эта волна? Первое, что приходит в голову, это, казалось бы, очевидное объяснение: Путин и Грузия. Сторонники антироссийской идеологии провозглашают, что нынешняя Россия - это либо СССР, прием на вершине своего могущества, либо прямо-таки Третий Рейх, чаще всего в данном контексте упоминает мюнхенский период.
Обе эти аналогии не выдерживают критики. Современная Россия - не Советский Союз. По очень многим причинам. Не будем говорить о демократии (можно доказывать, что ее там подавляют - но ведь все-таки она продолжает существовать). Не будем говорить о частной собственности в экономике (можно доказывать, что влияние государства на экономику там во много раз сильнее, чем на Западе - но ведь это еще добольшевистская российская традиция).
Важнее нечто совсем иное. Так вот, самым мощным оружием Советского Союза не была Красная Армия. Им были - когда-то гигантские, потом уменьшающиеся, но и до конца имеющие значение - сонмы граждан Запада, составлявших потенциальную или реальную советскую пятую колонну. Люди, зачарованные идеологией коммунизма. Идеологией, центр которой был в Москве.
Так вот, сейчас у России такого оружия нет. Она не создала - и ничто не указывает на то, что сможет создать - идеологии, которая могла бы зачаровать кого-нибудь, кроме русских. Россия остается национальным государством. Агрессивным, но исключительно национальным. И это принципиальным образом уменьшает силу ее экспансии.
Россия - не Третий Рейх. И тоже по многим причинам. Из которых наиважнейшая, как это ни парадоксально, - высокие цены на энергоресурсы. Нацизм вырос на почве экономического кризиса. На военных репарациях. Между тем, в современной России уровень жизни резко - и уже который год подряд - повышается. Нет питательной среды для нацистских настроений. Скорее, наоборот - для постепенного успокоения, погружения в современный мир западных потребительских возможностей...
Размеры статьи не позволяют подвергнуть этот взгляд более подробной критике. Следует, однако, заметить, что его сторонники желая возвеличить польскость и Польшу, на самом деле - унижают и уменьшают ее. Потому что ни один исторический народ не определяется, противопоставляя себя другому народу. Предложение принять такой взгляд - это предложение, чтобы современные поляки начали смотреть на современных русских так, как, например, литовцы в конце XIX века смотрели на тогдашних поляков. Как на общество, с которым они должны порвать, чтобы быть собою. Действительно ли сегодня, в первом десятилетии XXI века, нам необходимо резко отделиться от русских?...
Это еще один риторический вопрос в этом тексте.
Уничтоженная империя
В польском мышлении о России доминируют экстерминационные акценты. Я без колебания употребляю это слово, несмотря на то, что речь не идет об уничтожении, понимаемом буквально, физически.
Потому что невозможно представить себе такую Россию, на существование которой многие поляки великодушно дали бы согласие. Ну, разве что уменьшенная до размеров Великого Княжества Московского XIV века. Вдобавок - Великого Княжества Московского, которое так глобально и радикально отказалось бы от русского патриотизма, того, каким он всегда был и каков есть, что трудно было считать его национальным русским государством.
А откуда уничтожительные тенденции? К сожалению, я знаю причину, по которой антироссийские фобии сегодня столь распространены в Польше.
Дело в том, что поляки - и это у нас из всех пор исходит - не в состоянии смириться с тем, что в XVII веке потеряли (а Россия приобрела) положение державы. Они считают, что такой поворот истории был не только несправедлив, но что это было следствие случая. Случая, который можно - в благоприятных условиях - исправить.
В реальности все было совсем иначе. Это минутная державность Речи Посполитой была делом случая - значительного ослабления Руси татарскими нашествиями, что сделало возможной экспансию литовских князей.
Но и сегодня - после 100 лет непосредственной принадлежности к московскому государству и десятилетий зависимости - поляки не принимают реальность этих нескольких столетий. Они хотят вернуться к такому положению вещей, которое - одни втайне, а другие подсознательно - считают естественным. К положению могучей Речи Посполитой и слабенькой России. Поэтому они и раздувают - как реальные, так и вымышленные - конфликты с Москвой.
Где доказательства этой смелой гипотезы?
'...мы уничтожили этот народ'
Так вот, существует сфера, в которой дух народный воплощается безнаказанно и без ограничений. Это фантастическая литература, а в ее рамках и тот жанр, который - по не совсем понятным мне правилам - называется научной фантастикой. Он многое говорит о нынешнем состоянии польского духа.
Я мог бы перечислить, по крайней мере, пару десятков - если не больше - современных произведений, от романов до коротких рассказов, которые объединяет создание такой реальности, в которой Польша - иногда вследствие принятия правильного (по мнению автора) решения заключить в 1939 году союз с Гитлером, иногда в результате других, более ранних перемен в историческом процессе - на переломе XX и XXI веков является державой или сверхдержавой. Бомбит Сайгон при помощи 'Лосей' новейшего поколения. Колонизирует Африку. Но прежде всего - и это ключевой элемент - давно уже избавилась от Москвы или России.
Избавилась методами традиционными или, иногда, более присущими XX веку. Упоминая выше об экстерминационном акценте польского мышления о России, я отмечал, что речь не идет о физическом уничтожении. Так вот, не всегда и не везде. В довольно популярной новелле, ни названия которой, ни автора я не назову из жалости, главный герой - польский офицер, проявивший себя в совместной с немцами кампании против России - в конце XX века говорит так:
- Американские индейцы, австралийские аборигены, африканские пигмеи тоже не заслужили своей судьбы. Но тут, по крайней мере, (...) мы уничтожили народ, который хотел сделать своих соседей рабами.
Повторяю: мы уничтожили народ. Подобных фантазий - иногда менее, иногда более жестоких - я мог привести гораздо больше.
А что они?
Русские, конечно, хорошо чувствуют то, что польская душа излучает всеми своими порами. Естественно, это их немного смешит (очевидная диспропорция потенциалов), немного раздражает. Но что интересно, этот состояние до сих пор не вызвало с их стороны никакого эмоционального отклика.
Наоборот. Не так давно, в 2005 году, 'Газета Выборча' опубликовала результаты исследований, проведенных одновременно в России и в Польше.
'В польской анкете поражает пессимистический образ польско-российских отношений. (...) Между тем, для подавляющего большинства опрошенных россиян важнейшим событием в общей истории России и Польши является не нашествие поляков на Москву в XVII веке и не война 1920 года, но совместная борьба с фашистской Германией' - писал тогда, подытоживая исследования, журналист GW. 'Их (русских - прим. автора) образ Польши, хотя и анахроничный, гораздо симпатичнее, чем наш образ России'.
Пора подвести итоги. Несмотря на всю враждебность, характеризующую нашу публично-информационную жизнь, большинство его участников заявляет, что общим авторитетом для них является Юзеф Пилсудский.
Так вот, Маршал, несмотря на то, что в течение многих лет проводил политику глубоко антироссийскую, на переломе 1920 и 1921 года оказался способен сделать выводы из фактов: он проанализировал силу тогдашних политических группировок, чьей главной целью была независимость, находящихся восточнее пределов действия польской армии, и способность к решительным действиям тогдашних западных союзников Речи Посполитой. И заключил с Россией Рижский мир.
Предлагаю нынешним публицистам рассудить, было ли это решение неправильным?
Петр Сквециньский - публицист, директор Польского Информационного Агентства. Статья выражает его личные взгляды и написана до визита Сергея Лаврова в Варшаву
S
Silumin
ну, не повезло Польше просто...их все всегда предавали, делили и делали разменной политической монетой. расположение у них такое...только почему-то именно на Россию они больше всего обижаются, хотя досталось им ото всех...
В
ВОВИК.
у поляков больше исторически сложившихся причин не любить Рашу чем у кого либо
Поэтому похвал от этого государства-недоразумения не стоит.
С
Саня Ниваклуб
Кстати есть польский же ответ на эту статью. Хотите выложу?
P
PL763
В Польше процветает самый махровый национализм, прикрытый разными идейками о демократии, тоталитаризме России и т.д. Ну и поводов обидиться на соседей дофига.
Так что лицемерие - самое точное определение.
Так что лицемерие - самое точное определение.
Е
ЕвгенийДва
Кстати есть польский же ответ на эту статью. Хотите выложу?
хотим
D
D-Nuke
этот пшек для них, как Новодворская для нас
A
Alex0815
Хотите выложу?
так, ради интереса...
к полякам неприязни не испытываю, считаю что оценка негатава в отношении русских, в данной статье несколько превышена...хотя, кто его знает, ведь знакомых поляков нет...
С
Саня Ниваклуб
этот пшек для них, как Новодворская для нас
а вот этот видимо как Павловский??
В когтях русофобии ("Salon24", Польша)
15 сентября 2008
Сюжет: Переводы наших читателей
[отослать ссылку] [версия для печати]
Мы больны Россией, следует из текста П. Сквециньского в 'Жечпосполитой', названного - ни более, ни менее - 'Комплекс России', между тем, мне казалось, что это русские больны Польшей, причем уже много, много лет.
Кстати, после подписания нашими властями договора с США по ПРО интересным явлением в польских СМИ стали рассуждения о польской русофобии и непонимании не только души русской (об этом множество исследований было опубликовано еще в ПНР), но и внешней политики Москвы. Я лично не в состоянии понять, как мало надо знать об истории польско-российских отношений, чтобы после всего, что сотворила с нами Россия, еще совершать интеллектуальные кульбиты, ведущие к 'углубленному пониманию' интересов Москвы - собственно говоря, мне бы и дела не было до подобных аберраций, если бы не то, что личности, провозглашающие 'критические мнения' о 'польской русофобии', как правило, сомневаются во вменяемости оных 'русофобов'.
'Однако нельзя назвать нормальным связанное с этой ситуацией состояние польских умов и эмоции, кипящие в комментариях в СМИ и в публицистике. Состояние, которое можно определить как нездоровое. И это будет самое мягкое из всех возможных определений', - пишет Сквечиньский и тут же провозглашает такие лозунги, как 'лицемерие', 'враждебность', 'чувство превосходство цивилизационного, если не расового' (?). Более того, он видит аналогию между действиями России в Грузии и США в Кувейте, необъективность польских СМИ при освещении антитеррористической операции в Беслане (?) и при обсуждении того, как Россия решает проблему Катыни. То есть собрано всего понемногу, с бору по сосенке, но, похоже, автор так распалился, что принужден был обосновывать свои выводы чем попало, сравнивая все со всем. Ну, что ж, и так можно.
Я бы начал с того, что если бы у меня был сосед, который сначала дважды ограбил мой дом, а затем поселился в нем, как у себя, и хозяйничал несколько десятков лет, пока, довольно-таки неохотно, не убрался к себе, - то я был бы более чем сдержан в выражении добрососедских чувств к нему, и, полагаю, такая позиция была бы не только обоснованной, но и естественной. Если бы мы питали к такому соседу симпатию или великодушную толерантность, мы бы рисковали еще раз повторить историю, и, думаю, такое поведение вызвало бы абсолютное презрение соседа к нашей явной трусости. Казалось бы, это вещи очевидные, но таким публицистам, как Сквечиньский, повторение букваря соседских отношений явно пригодилось бы (хотя не знаю, помогло ли бы, потому что если кто-то 'понимает' действия Москвы, это значит, что букварь написан кириллицей).
Аналогия с Кувейтом, который США вырвали из рук Ирака, настолько ошибочна, что я даже не намерен дискутировать с этим риторическим приемом. Гораздо более интригующим кажется утверждение о нашем чувстве превосходства. Предполагается, что культура большевистская, советская и постсоветская ни в чем не уступает польской, и мы все еще должны учиться у наших братьев-москалей. Мне, однако, кажется, что уже польское межвоенное двадцатилетие создало гораздо больше истинных ценностей в области науки, литературы или искусства, нежели тот же период в истории России. Ну, может, в области живописи русские имели на самом деле великолепных творцов, но и они 'сохранились для мира' постольку, поскольку пребывали в Париже, Берлине или Мюнхене, а не утонули в Большевии.
Конечно, сравнение культур с точки зрения, какая из них 'лучше' и т.д., обычно не достигает цели, поскольку в любой (значит, и в русской) попадаются достойные произведения, но ведь идиотизмом будет утверждать, что создаваемая в условиях тотального подавления большевистская и советская культура в каком-либо аспекте может быть сравнима с культурой, создаваемой свободными людьми в свободной стране. Более того, существуют ли какие-нибудь шедевры большевистской или советской литературы, которые стоило бы сохранить для потомства с целью иной, нежели демонстрация того, как может быть искажена человеческая натура и культура стать карикатурой на самое себя? Ну, может быть, роман 'Голый год' Бориса Пильняка, но я не знаю, можно ли это произведение назвать советским в полном смысле этого слова. Другие достойные произведения, например, Ахматовой, Мандельштама, Солженицына, Бродского, Ерофеева и т.д., создавались вопреки советизму и на обочине русской культуры. Что интересно, даже тем, кто воспевал коммунизм, например, Бруно Ясенскому, Советы готовили страшную судьбу.
Я пишу это затем, чтобы доказать, что у поляков есть совершенно объективные причины считать, что в истории (не только в XX веке) им выпала более благородная судьба, чем русским. Это не чувство превосходства, но скорее чувство удовлетворения тем, что мы в своем отношении к другим народам не пали так низко, как русские (или немцы). Может быть, это горькая правда для наших соседей, но нам она позволяет спать относительно спокойно, хотя бы по той причине, что мы никому геноцид не устраивали. А вот имеем ли мы право опасаться тех, кто массово уничтожал нас и грабил до последней нитки? Думаю, что да, хотя, конечно, я отличаю рядового русского от кагэбэшника, сидящего в Кремле и считающего, что одной из величайших трагедий XX века был распад СССР.
Что касается несчастного культурного превосходства, то следует также припомнить Сквециньскому, что именно в послевоенной Польше с самого начала нарастало (сначала вооруженное, потом уже только мирное) сопротивление советизму, в то время, как в СССР какая-либо оппозиционная деятельность имела характер более чем маргинальный, о чем подробно рассказывает в своей книге '... и возвращается ветер' В. Буковский. Такой поединок с советизмом может ли дать чувство морального удовлетворения? Конечно, да, хотя Сквециньский имеет право не разделять этого чувства.
И еще о русской борьбе с терроризмом. Тут, кажется, Сквециньскому помогло бы внимательное чтение книг Ковалева, Политковской и Литвиненко, прежде, чем он снова начнет горевать о том, что польские СМИ неправильно освещали 'освобождение заложников' в Беслане. Потому что существуют убедительные доказательства того, что терроризм, с которым 'борются' российские власти с того времени, когда Путин начал свой путь к президентству, генерируется постсоветскими спецслужбами. Что же касается катынского архив, о котором упоминает автор, Россия 'открывает' его уже много лет, да все как-то открыть не может.
Современная история показывает, что это у русских комплекс поляков, а в особенности польской свободы и национального собственного достоинства. Большевистские, советские и постсоветские власти не могли понять, что страна, такая 'маленькая, как Польша', имеет такое чувство исключительности и не желает подчиняться Москве (я не говорю об агентуре в нашей стране, естественно, подчинявшейся с большой охотой). Сегодня, когда национальным праздником России является годовщина изгнания поляков из Кремля в 1612 году, когда постсоветские военные грозят нам каждую минуту своими ракетами, когда советские власти то и дело отчитывают нас за проведение проамериканской политики и 'создание международного напряжения', предпосылок утверждать, что у России комплекс Польши, гораздо больше.
* * * * * * * *
A
Alex0815
Современная история показывает, что это у русских комплекс поляков, а в особенности польской свободы и национального собственного достоинства. Большевистские, советские и постсоветские власти не могли понять, что страна, такая 'маленькая, как
Польша', имеет такое чувство исключительности и не желает подчиняться Москве (я не говорю об агентуре в нашей стране, естественно, подчинявшейся с большой охотой). Сегодня, когда национальным праздником России является годовщина изгнания поляков из Кремля в 1612 году, когда постсоветские военные
грозят нам каждую минуту своими ракетами, когда советские власти то и дело отчитывают нас за проведение проамериканской политики и 'создание международного напряжения', предпосылок утверждать, что у России комплекс Польши, гораздо больше.
"...это не мы плохие, а они!!! "
С
Саня Ниваклуб
Сегодня, когда национальным праздником России является годовщина изгнания поляков из Кремля в 1612 году, когда постсоветские военные грозят нам каждую минуту своими ракетами,
А что они там делали то в Кремле? На ланч забегали? А?
A
Alex0815
Дело в том, что поляки - и это у нас из всех пор исходит - не в состоянии смириться с тем, что в XVII веке потеряли (а Россия приобрела) положение державы. Они считают, что такой поворот истории был не только несправедлив, но что это было следствие
случая.
Сегодня, когда национальным праздником России является годовщина изгнания поляков из Кремля в 1612 году
видимо, действительно их (поляков) это сильно задело...
С
Саня Ниваклуб
Как то Ангелу Меркель не задевает то что мы празднуем девятое мая. Или Франция празднует восьмое мая (день победы) ее тоже не задевает. И че то я не слышал что бы Миллибэнд громко протестовал против празднования Пендосией Дня независимости от Англии
[Сообщение изменено пользователем 16.09.2008 15:16]
[Сообщение изменено пользователем 16.09.2008 15:16]
S
Silumin
"Я бы начал с того, что если бы у меня был сосед, который сначала дважды ограбил мой дом, а затем поселился в нем, как у себя, и хозяйничал несколько десятков лет, пока, довольно-таки неохотно, не убрался к себе, - то я был бы более чем сдержан в
выражении добрососедских чувств к нему, и, полагаю, такая позиция была бы не только обоснованной, но и естественной. Если бы мы питали к такому соседу симпатию или великодушную толерантность, мы бы рисковали еще раз повторить историю, и, думаю, такое поведение вызвало бы абсолютное презрение соседа
к нашей явной трусости."
"Сегодня, когда национальным праздником России является годовщина изгнания поляков из Кремля в 1612 году,"
чото нестыковка какая-то, не? кто у кого хозяйничал, я стесняюсь спросить?
C
Chiburgen
Польша - это чё? И хде оно?
Т
Тараканкин
Польша - это чё? И хде оно?
Пригород Хантымансийска? Не?
По теме: Всем полякам на ночь читать Крылова "Слон и Моська"
Если это им не поможет - закидайте меня пятисотенными купюрами
[Сообщение изменено пользователем 16.09.2008 16:31]
O
Otool_
Кстати, один америкос знакомый говорил, что у них в Пендосии аналогом нашего чукчи в анекдотах служат как раз поляки. Их в НАТО как дежурных клоунов взяли, очевидно. :-) И ракеты надувные поставят.
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.