Специаль для (не для Денсо), Ника и др. защитников Естонцев

Эстония: баталии вокруг истории ("The Jerusalem Post", Израиль)
Эфраим Зурофф (EFRAIM ZUROFF), 02 мая 2007
Сюжет: Welcome to Estonia

Прошедшие в конце недели в Эстонии крупномасштабные беспорядки вряд ли могли стать для кого-нибудь сюрпризом. В ходе этих беспорядков был убит один, ранено более ста и задержано свыше 1000 человек из числа вышедших на демонстрации в знак протеста против решения правительства о демонтаже и переносе из центра Таллина в отдаленное место памятника советской эпохи, поставленного в ознаменование победы Красной Армии над фашистской Германией.

Любой следящий за тем, как в этой прибалтийской республике обращаются с историей Второй мировой войны, Холокоста и их последствий, хорошо понимает, что спор из-за памятника это лишь верхушка айсберга, символ более фундаментальной борьбы по поводу недавней истории.

С момента обретения Эстонией независимости в 1991 году, оккупация этой страны Советами в период 1940-1941 годов и в течение более чем четырех десятилетий после Второй мировой войны, а также нацистская оккупация в период 1941-1944 годов стали предметом острых дебатов между эстонским большинством и этническими меньшинствами Эстонии - русскими и евреями. Если первые по вполне очевидным причинам предпочитают подчеркивать свои страдания при советской власти и ту роль, которую сыграли русские и евреи в преступлениях коммунизма, при этом игнорируя или сводя к минимуму значение сотрудничества Эстонии с нацистами, то последние по-прежнему считают победу Красной Армии в этой стране и конец нацистской оккупации спасением и освобождением.

Важно помнить о том, что в Эстонии (как и во всей посткоммунистической Европе) данные дебаты имеют многочисленные практические последствия, которые с годами углубили раскол между сторонами.

Одно из наиболее очевидных последствий - судебное преследование тех, кто несет ответственность за преступления, совершенные в годы оккупации. Например, судебные органы Эстонии приложили массу усилий для уголовного преследования коммунистических преступников, в основном русских. По меньшей мере, десять из них в этой стране уже осуждены. Однако такой активности отнюдь не наблюдается в проведении расследований по делам эстонцев, сотрудничавших с нацистами в совершении преступлений Холокоста.

Эстонские власти не привлекли к суду ни одного гражданина Эстонии, участвовавшего в преследовании и/или убийствах евреев во время Второй мировой войны, несмотря на наличие многочисленных инкриминирующих доказательств, по меньшей мере, в двух таких делах из числа начатых в последние годы.

Отсутствие у Таллина политической воли и стремления покарать тех, кто совершил преступления Холокоста, ярко проявилось в публичных заявлениях официальных лиц, таких как бывший государственный прокурор Хейно Тынисмяги (Heino Tonismagi). Свое решение от 2005 года отказаться от судебного преследования в отношении оперативного работника эстонской политической полиции Харри Мяннила (Harry Mannil), участвовавшего в 1941 году в арестах евреев и коммунистов, которых впоследствии уничтожали его коллеги, прокурор обосновал тем, что эстонцы не могут быть причастны ни к каким военным преступлениям нацистов, поскольку страна в то время была оккупирована. Этим заявлением Тынисмяги полностью проигнорировал факт активного участия многих эстонцев в преступлениях Второй мировой войны, а также ту поддержку, которую значительная часть населения оказывала нацистским оккупантам. (В Эстонии не существовало никакого антифашистского подполья или движения сопротивления.)

Действия Эстонии в вопросах памяти жертв Холокоста и ознакомления населения с этой проблематикой существенно отстают от работы в данном направлении, которая проводится в большинстве других европейских стран. Это подтверждается явно запоздавшим решением отмечать 27 января - день освобождения Освенцима - в качестве дня поминовения. Тот факт, что эстонских евреев не отправляли в этот лагерь смерти, позволил обществу Эстонии с большей легкостью смириться с данным решением. Известно, что подавляющее большинство населения страны (93 процента, по данным опросов газеты Eesti Paevaleht) выступило против такого дня памяти.

Явно противоположные взгляды на самые важные события в недавней эстонской истории являются ключевой причиной напряженности межэтнических отношений в стране. А если к этому добавить глубоко укоренившуюся дискриминацию в вопросах приема на работу и получения образования, которую ощущает большая часть русских, составляющих здесь треть населения и считающихся оккупантами среди многих эстонцев, то становится вполне понятно, почему решение о переносе статуи солдата Красной Армии из центра Таллина вызвало самые мощные выступления протеста и беспорядки за всю новейшую историю страны.

Правительство премьер-министра Андруса Ансипа (Andrus Ansip), перенося памятник, явно играло на руку националистическим настроениям, но в глазах тех этнических групп, которые были спасены Красной Армией, этот шаг граничит с кощунством. Данное решение усилило среди местных русских чувство отверженности в эстонском обществе и сделало недавние столкновения неизбежными.

Доктор Эфраим Зурофф является директором расположенного в Израиле Центра Симона Визенталя.



[Сообщение изменено пользователем 03.05.2007 11:20]
5 / 1
Саня Ниваклуб
Ну и еще в тему

Для эффективной интеграции в мировую транспортную систему и развития российской экономики России необходимо повысить конкурентоспособность морского транспорта. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин, открывая заседание президиума Государственного совета и Морской коллегии в Мурманске, сообщает телеканал "Вести 24".

Как отметил президент, для повышения конкурентоспособности необходимо согласованное развитие всех составляющих российского морского транспорта.

В.Путин отметил, что существуют общепринятые критерии и параметры конкурентоспособности морского транспорта: наличие у страны портов с высокой пропускной способностью и мощного транспортного флота, а также эффективность работы вспомогательных структур, занятых в логистике, экспедировании, таможенном обслуживании, в смежных видах транспорта.

С целью развития морского транспорта России В.Путин считает целесообразным внести соответствующие изменения в федеральную целевую программу по модернизации транспортной системы России, развивать железнодорожную и автомобильную инфраструктуру на подходах к морским портам России, создавать мощные логистические центры на основе государственно-частного партнерства. Также в морских портах могут быть созданы свободные экономические зоны с льготным режимом налогообложения, для чего необходимо принять соответствующий закон, считает В.Путин.

Кроме того, по его словам уже в текущем году должны быть решены все вопросы, связанные с землепользованием в зонах морских портов.
0
DENSO DENSO
Круто! Я не зря писал на этом форуме. Мне посвятили целую тему!
Текст не читал.
1 / 5
DENSO DENSO
Кстати, я ни разу и нигде не защищал эстонцев. Мне на них вообще фиолетово.
1 / 2
Niк
кстати, да. Саш, покажи мне тему где я оправдывал Эстонию.
Или это тема где Эстония сравнивается с Моськой а Россия со слоном. который хочет перелаять Моську.
0 / 2
МеРВ
От пользователя Саня Ниваклуб
необходимо повысить конкурентоспособность морского транспорта.

Если вы намекаете на Эстонию, то зря. Процитированное нужно было сделать очень давно, Эстония тут не причём.
0
ВОВИК.
стихийная истерия вокруг переноса памятника и многолетняя профашистская ориентированность правительства Эстонии не имеют общих корней. Надо отделять одно от другого.
0
Тема автоматически закрыта.
0
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.