Праздники на 2 октября 2003

Ганди Джаянти (Индия)

2 октября Индия отмечает день рождения человека, который не создал своей религии, хотя во многом отвечает
традиционным индийским представлениям о святом гуру (религиозном наставнике). Мохандас Карамчанд Ганди, при
жизни названный Махатмой, что означает «великая душа», сыграл исключительную роль в национально-освободительном
движении индийского народа на том его этапе, который характеризовался широким участием народных масс и
завершился завоеванием страной независимости. Величие Ганди в том, что он воплотил в себе демократические
тенденции, которые отличали антиколониальную борьбу, и на основе глубокого понимания национальных интересов
сумел выработать эффективную тактику этой борьбы и наиболее действенные формы ее организации. Вместе с тем он,
безусловно, отразил противоречивость национально-освободительного движения, проходившего в целом под
руководством национальной
буржуазии в отсталой стране с гигантским преобладанием в населении мелкобуржуазных слоев. М.К.Ганди родился 2
октября 1869 г. в Порбандаре (Гуджарат) в семье министра небольшого княжества, по касте вайшья, т.е. торговца.
По завершении образования в Индии в возрасте 18 лет он отправился в Англию, где изучал право и сдал экзамен на
получение должности адвоката. Вернувшись в Индию, он пытался практиковать в качестве юриста, но особых успехов
не добился. В 1893 г. молодой адвокат переезжает в Южную Африку, где в то время находилось немало
индийцев-торговцев и плантационных рабочих, а также слуг, носильщиков и др. Притеснения со стороны расистов
потрясли Ганди. Он начинает организацию движения за равноправие соотечественников и после многолетней борьбы
добивается некоторого, хотя далеко не полного, успеха. В эти годы завершается его формирование как религиозного
мыслителя и проповедника-моралиста, начавшееся еще в студенческие времена. С другой стороны, именно в Южной
Африке Ганди
проявляет себя как незаурядный организатор массового движения, новатор в выработке такти!
ческих средств борьбы и установлении связей с широкими массами населения. Все это обеспечило ему большой
авторитет среди индийцев в Южной Африке и снискало известность далеко за ее пределами.

В 1914 г. Ганди возвращается на родину и вступает в партию Индийский национальный конгресс, стоявшую во главе
национально-освободительного движения. Организуя в 1917-1918 гг. ряд успешных массовых выступлений в различных
районах Индии, он укрепляет свой авторитет. В период послевоенного подъема национально-освободительного движения
(1919-1922 гг.) Ганди становится его признанным вождем. Выработанная им тактика ненасильственных массовых
выступлений против властей - сатьяграха - превращается в основной инструмент борьбы. В этой борьбе личное
мужество Ганди, не останавливавшегося перед частыми голодовками, подвергавшегося арестам и заключению в тюрьмы,
его близость к народу, стремление разделить тяготы его жизни завоевали ему любовь и преданность миллионов
индийцев.

Ганди многое сделал для улучшения положения низших, наиболее угнетенных и забитых каст, так называемых
неприкасаемых (он ввел по отношению к ним термин «хариджаны», «божьи дети», ныне официально принятый в прессе и
правительственных документах). Он неустанно боролся за равноправие и политическую активизацию женщин. Пропаганда
веротерпимости, борьба против коммунализма - воинствующей враждебности по отношению ко всем религиям, кроме
собственной, исключительность которой отстаивается и превозносится, - важные моменты его политического и
философского кредо. В то же время нельзя не отметить утопический характер его социальной концепции Сарводайи -
«Общества всеобщего блага».

Большое значение придавалось Ганди поощрению ремесел, ручного ткачества, прядения и ношения одежды из
домотканой материи «кхади». В этом он видел не только символ возврата к милой его сердцу и, разумеется,
идеализированной жизни индийской деревни древних времен с ее мнимой простотой. Начатое прежде всего как
составная часть кампании бойкота английских товаров и поощрения отечественного производства («свадеши»), оно
было немаловажным экономическим подспорьем для многомиллионных масс индийских ремесленников. Для Ганди и его
сподвижников прядение приобрело характер ритуала, а ручная прялка («чаркха») долгие годы была символом партии
Конгресс.

Ганди удалось дожить до дня осуществления своей мечты - рождения независимой Индии. Однако трагедия
расчленения страны на два государства, сопровождавшаяся братоубийственной резней между мусульманами и индусами,
потрясла его. Он отдает все силы борьбе с религиозным фанатизмом и шовинизмом, и именно в это время его жизнь
оборвала пуля убийцы, индусского фанатика Натхурама Годсе, сделавшего несколько выстрелов в упор во дворе дома
промышленника и филантропа Бирлы в Нью-Дели, куда 30 января 1948 г. Ганди по обыкновению приехал для совершения
молитвы в кругу своих почитателей. Ныне улица, на которой расположен бывший дом Бирлы, ставший музеем памяти
Ганди, носит название «Тис Джанвари Марг» - «Улица Тридцатого января».

Годовщина со дня рождения Ганди - Ганди Джаянти - объявлена в Индии общенациональным праздником. Различные
общества, претендующие на сохранение идеологии и традиций гандизма, устраивают в этот день молитвы и ручное
прядение. На молитвенных собраниях пересказываются эпизоды из жизни Махатмы, поются его любимые религиозные
гимны, зачитываются стихи из священной для индусов «Бхагавадгиты», Корана, Нового завета и писаний других
религий. В Дели основным местом, связанным с памятью Ганди, является его мемориал - Ганди Самадхи - в Раджгхате
(на берегу Джамны, недалеко от Красного форта), где захоронена часть его праха. Сюда постоянно приходят
посетители, многие из которых совершают молитвы, приносят лепестки цветов, возлагают их на мраморное надгробье,
на котором выбиты его последние слова - «Хэ Рам!» («О боже!»). Особенно много народа собирается здесь 2 октября.

Рядом с Ганди Самадхи находится музей Ганди Даршан, где посетители могут ознакомиться с жизнью и деятельностью
великого сына Индии.
0
Тема автоматически закрыта.
0
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.