Ставить ли прививки??
С
Светлaна2000
Профессиональная деформация личности. Особенности медицинских работников
На днях зашел разговор о молодых врачах-специалистах, проблемах трудоустройства, заработной платы, психологической адаптации и прочих мелочей. Для твоего чтения выкладываю свою реферативную работу по САБЖу из курса психиатрии и наркологии.
Адаптация молодого врача к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный ?имидж?, приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях. В начале самостоятельной работы молодой врач обычно еще не чувствует себя вполне уверенно, ориентируясь на более опытных врачей, к помощи которых прибегает в сложных или ответственных случаях. Продолжается поиск информации, тренировка профессиональных навыков с получением обратной связи (одобрения, поощрения со стороны старших), интенсивное общение с молодыми начинающими коллегами, обеспечивающее эмоциональную поддержку. Этот познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.
Другой, эмоциональной составляющей профессиональной адаптации врача является выработка навыка определения той степени эмоциональной ?включенности? больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с ?дозированием? эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным. В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой врач в стремлении как можно лучше помочь больному переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие недостаточной уверенности в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточная эмоциональная ?включенность? в переживания больного, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в отношении возможных последствий, приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Снижаются адаптивные и компенсаторные возможности. Вследствие постоянного переутомления возможны снижение иммунитета, частые простудные заболевания, обострения хронических соматических расстройств. Возникает ?синдром эмоционального сгорания? как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.
?Синдром эмоционального сгорания? субъективно проявляется в чувстве психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием ? внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный ?кризис? врачебной деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической ?разгрузке?, участии в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. ?Сгорающих? описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать окружающих людей. Одновременно это лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения, интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.
При исследовании ?синдрома эмоционального сгорания? были выделены три фазы. Первая ? ?фаза напряжения?. Предвестником и механизмом, запускающим ?синдром эмоционального сгорания?, является фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдаются снижение настроения, раздражительность (признак ослабления контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом) и реакции депрессивного типа. Вторая фаза получила название ?фазы сопротивления?. Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу ?неучастия?, стремления избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденцией к ограничению собственного эмоционального реагирования в ответ на самые незначительные психотравмирующие воздействия. ?Экономия эмоций?, ограничение эмоциональной отдачи упрощает и сокращает процесс общения ?врач-больной?, привнося в него черты поверхностности и формализма. Подобная форма защиты может переноситься за пределы профессиональной деятельности, сокращая общение во всех сферах жизни, что приводит к регламентированности и избирательности межличностного взаимодействия. Третья фаза описывается под названием ?фазы истощения?. Она характеризуется снижением энергетического тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышенный уровень тревоги с признаками дезорганизации психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых ощущений, нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем.
По мере накопления опыта врач обучается ?дозировать? степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения. Эмоциональная ?включенность? важна в начале общения с больным, при установлении психологического контакта. В дальнейшем взаимодействии эмоциональные компоненты общения могут быть значительно уменьшены. Интенсивность эмоциональных контактов с пациентом повышается лишь на отдельных, наиболее значимых этапах диагностики и терапии: при необходимости убедить больного пройти болезненную диагностическую процедуру, в случае принятия решения о проведении операции, особенно, если существует вероятность неблагоприятного исхода. Роль эмоционального взаимодействия возрастает в ситуациях возникновения угрозы жизни больного, при общении с депрессивными пациентами, имеющими суицидальные тенденции, а также при контактах с больными, перенесшими тяжелую психическую травму (смерть близкого человека, потеря трудоспособности, развод).
Медицинские работники также отличаются от своих подопеч?ных. Они вынуждены трудиться над за?болевшим, нездоровым человеком, у которого деформированы либо организм, либо психика. А иногда и то, и другое вместе ? психо?соматическое заболевание. И врачи, и медперсонал обязаны иметь достаточно развитые эмпатические свойства, чтобы быть способ?ными лечить не орган, но человека, чтобы составить ясное пред?ставление о субъективной картине болезни пациента, его образе жизни и т. п. Это обязательное требование закреплено в медицин?ской деонтологии. Сказанное в полной мере относится и к дея?тельности психиатров и психотерапевтов.
В профессиях типа ?человек?человек? между субъектом и объектом из-за существования определенных прин?ципиальных различий возникает психологический барьер, обус?ловленный тем фактом, что между субъектом и объектом существу?ет различие именно психологического характера. Между неодушев?ленным объектом труда и деятелем тоже существует различие, например, по таким характеристикам, как пространственно-вре?менные параметры, масса, физико-химическая структура и т. д. Но в профессиях ?человек - техника? эти различия не психологичны по своей природе. И поэтому у деятеля не возникает никаких психо?логических барьеров. Технический объект слишком отличен по своей природе от человека-субъекта, чтобы тот смог оставить в психике человека следы характерологического, мировоззренче?ского типа.
Авторы многих публикаций отмечают такие признаки профес?сиональной деформации врачей, которые особенно характерны для эпохи научно-технической революции. Это так называемая ?поте?ря больного?, когда лечащий врач не видит перед собой живого человека, не учитывает его личностных особенностей. Иногда этот признак на?зывают ?ветеринаризацией? медицины. Например, Н. В. Эльштейн так определяет этот термин: ?Речь идет о заслонении личности больного анализами и кривыми вследствие того, что былой принцип отношений "врач?больной" все более подменя?ется принципом "врач?аппарат?больной"?.
В. Е. Рожнов, говоря о стандартизации общения врача с боль?ным, отмечает, что зачастую все сводится к языку голых цифр, ко?личественных показателей анализов, называются формулы, про?износятся специфические, непонятные больному выражения о динамике диаграмм и электро-, кардио-, энцефало-, гастро - и других графических исследований.
О деградации личности врача писали многие авторы. Некоторые особое внимание обращали на такой признак, как ?приборный фетишизм?, который характерен установкой на обезличивание пациента, недооценку анамнеза, клиники и осо?бенностей личности.
Затрагивая проблему узкой специализации при отсутствии достаточно широкой общекультурной подготовки, многие авторы указывают на ее негативные последствия:
ћ односторонность восприятия и понимания;
ћ узость мышления;
ћ субъективизм и однобокость диагноза;
ћ преувеличение значимости биологических и недооценка роли социальных и психологических факторов болезни;
ћ концентрация внимания врача только на одном органе, а не на всем организме в целом;
ћ такое медицинское мышление, когда врач сосредотачивается на частностях в ущерб общему;
ћ превращение лечащих врачей или в диспетчеров (участко?вый терапевт), или в механических манипуляторов (хирург);
ћ деформация этической и юридической ответственности (особенно при групповых формах курирования больного);
ћ утрата индивидуального и целостного подхода к пациенту;
ћ бесцеремонность врачей;
ћ отсутствие в работе терапии словом;
ћ забвение доброты к больному, лечения лаской и любовью;
ћ рвачество медицинских работников (врачей, сестер, сани?тарок), т. е. отношение к пациенту как к источнику дохода;
ћ нетерпимость и даже агрессия, а порой и хамство при обще?нии с больным;
ћ хамство;
ћ отсутствие такта, чувства меры в отношении как пациентов, так и коллег в присутствии больных и т. д., и т. п.
А. Н. Орлов в своей монографии, посвященной коммуникативной культуре медицинского работника, дает огромный перечень примеров и признаков ?неврачебного?, непрофессионального отношения медицинских работников к пациентам, которые приво?дят к печальным последствиям. Из-за ограниченности объема книги отметим здесь только множественность этих признаков.
Р. Конечный и М. Боухал, изучавшие профессиональную деформацию врачей и сестер милосердия, пишут: ?Профессиональной деформацией являются и поведение, и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляет?ся черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма. Например, если врач или медсестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в 20-коечной палате. Или врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Или в анатомическом зале шутят над трупа?ми, рассказывают анекдоты и курят?.
Они считают, что профессиональная деформация проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, который ис?пользуется даже в присутствии больного. Например, они могут сказать, что у них в палате лежат четыре желудка, три желчных пузыря и одна почка. ?Поведение и некоторые выраже?ния медиков находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. Уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как, например, "тифозный стул в виде горохового супа", "гной в виде сметаны", "моча в виде пива"?. Р. Конечный и М. Боухал считают, что от того времени, когда на целителя смотрели как на чародея и мага, в пси?хологии врачей остались пережитки, иногда имеющие даже кас?товый характер. Явно демонстрируемое отсутствие интереса к боль?ному как к человеку может приводить к ятрогенным эффектам. В. В. Пилипенко также считает странным и неприятным, когда ме?дицинские работники называют своих больных ?астматиками?, ?язвенниками?, ?ревматиками? и т. д.
А. Н. Орлов обнаружил важную закономерность связи между характером деятельности профессионала и степенью его квалифи?кации: ?Чем ниже квалификация врача, тем меньше он беседует с больным, обследует его физикальными методами, чаще назначает анализы, рентгеновские и другие виды исследования?. Подобные явления обнаруживаются и в других видах профессио?нальной деятельности, относящейся к типу ?человек - человек?. Самое трудное и сложное ? профессионально демонстрировать свои умения в субъект-субъектных взаимоотношениях. Это про?является, например, в юридической деятельности следователей, судей, сотрудников органов внутренних дел, в управленческой, педагогической и других профессиях.
Старший научный сотрудник Института психологии РАН Л. А. Китаев, проводя исследования медицинского персонала мос?ковской ?скорой помощи?, пришел к выводу, что ?многие кадро?вые работники "скорой"? имеют психологические отклонения, несовместимые с их профессией.
Основные из них ? это:
ћ негативное отношение к пациентам;
ћ психологическая неустойчивость;
Характерное отношение врачей к людям только как к своим потенциальным пациентам описывал в своих произведениях рос?сийский писатель и врач по образованию В. В. Вересаев (см. его ?Записки врача? и цикл ранних рассказов). Некоторые авторы от?носят к признакам профессиональной деформации и следующие проявления:
ћ потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии;
ћ склонность к технократическому мышлению, когда человек рассматривается как ?биологическая машина?, а заболева?ния ? как поломки, аварии в этой машине, которые можно устранить лишь материальными способами (лекарствами, операциями);
ћ установка на патоцентризм, т. е. такой способ мышления, когда в центре представлений лежит понятие болезни (?патос?), а не здоровья (?санус?);
ћ неиндивидуальный подход к лечению, когда лечение боль?ного ставится на конвейер и пропадает индивидуальная от?ветственность врача за конкретного больного (например, групповой оперативный метод лечения глазных болезней на конвейере типа ?Ромашка?, как в центре ?Микрохирургия глаза?);
ћ отрицание и недооценка необходимости моральной поддер?жки пациента;
ћ дегуманизация взаимоотношений ?врач?пациент?;
ћ грубость персонала;
ћ безответственное отношение к своему долгу;
ћ взяточничество;
ћ бюрократизм;
ћ дефицит милосердия.
О степени распространения этих признаков профессиональной деформации можно судить по результатам последней аттестации 350 тысяч медработников в 1998 г. в РСФСР. Тогда 10 % аттестовали условно, а тысячу медработников вообще отстранили от работы.
В Уголовном кодексе РФ перечислены следующие виды нару?шений норм деятельности врачей, которые трактуются как пре?ступления строго медицинского характера: неоказание помощи больному; незаконный аборт; незаконное врачевание; противоза?конное составление и выдача подложных медицинских доку?ментов; нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил; нарушение правил производства, хранения, перевозки и пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ; неосторожные действия ме?дицинских работников.
В. Д. Тополянский и М. В. Струковская пишут об особом при?знаке профдеформации врачей ? органолокалистической установ?ке на больного: готовности жестко привязать каждую жалобу па?циента к определенному органу или физиологической системе, что начисто исключает допущение возможности чисто функциональ?ного расстройства. Корни таких установок они видят в популяр?ности выдвинутого свыше ста лет назад немецким ученым Р. Вирховым принципа анатомического мышления: врач обязан найти место в теле больного, где гнездится болезнь. В этом, на наш взгляд, очень ярко проявляется роль той теоретической концепции, кото?рую успели усвоить работники и которая делает их ?рабами? этого мировоззрения. Вышеупомянутые авторы предлагают использо?вать и другие нормы лечебной деятельности: психосоматический подход к пациенту, максимальный учет эмоциональной сферы, личностного фактора в этиологии болезни.
Л. А. Цветкова, изучавшая процессы коммуникации между пе?диатрами и пациентами, обнаружила, что для неуспешных врачей характерны следующие негативные признаки:
ћ низкий уровень развития эмпатии;
ћ слабо развитое отношение к другим людям как к ценности;
ћ отрицательная направленность интеракций;
ћ повышенный уровень игнорирования психологического состояния пациента;
ћ отсутствие отношения к пациенту как к активному соучаст?нику;
ћ возлагание большей ответственности за успехи лечения на таблетки, аппаратуру, нежели на самого себя;
ћ отсутствие дружелюбия;
ћ отсутствие готовности прийти на помощь.
С. Криппер отмечает, что ?современная медицина, уход за престарелыми, социальная помощь, консультирование и психотерапия ориентированы на решение только соматических, психических, эмоциональных, социальных проблем, но очень редко духовных. Большинство практикующих врачей весьма смутно представляют себе культурные и этнические различия в этой области. Многие профессионалы оказываются беспомощны, когда пациенты или клиенты задают им вопрос о смысле жизни. Чем больше человек, нуждающийся в помощи, озабочен такими проблемами, как страх смерти, чувство одиночества, бессмысленность существования, тем меньше шанс, что он сможет найти профессионала, способного ему такую помощь оказать?. И это, по нашему мнению, слу?жит еще одним доказательством в пользу тезиса о принципиальной ограниченности ресурсов каждого профессионала и соответствую?щей предметности их подходов к людям. Духовная поддержка боль?ных не входит в компетенцию специалистов по болезням тела. Это удел представителей других профессиональных цехов - священни?ков, психотерапевтов и т. п.
Разумеется, деятельность медицинских работников разнообраз?на, специализация медицинской профессии продолжает увеличи?ваться. Остаются специальности, традиционно воспринимаемые как гуманные, но есть и такие, которые вызывают публичные со?мнения в этом. Например, специалисты, допущенные делать абор?ты, в тех странах, где они официально разрешены, но где имеются активисты, проповедующие их запрет и считающие медицинских работников абортария ?убийцами в белых халатах?. Подобные кол?лизии могут вызывать очень сильные эмоциональные реакции у врачей, сестер милосердия, которые могут приводить к моральным деформациям личности.
Например, американская медсестра С. Тисдейл с беспощадной откровенностью пишет о своей работе и сопряженными с ней пси?хическими переживаниями: ?Многие люди считают, что мы, дела?ющие аборт, ? убийцы. (...) Меня одолевают усталость и мрачные настроения, мне кажется, что больше не выдержу. (...) Но я вынуж?дена сдерживаться. Мы здесь обречены на рациональную жесто?кость, бесстрастный гуманизм. Как мы можем заниматься такой работой, такое выносить? Здесь высокое и этическое всегда пре?ломляется в призме обыденного и повседневного. (...) Мы очень заняты, чтобы размышлять над этикой. (...) Я культивировала в себе некоторую черствость. Нет, не равнодушие, но я не хочу пережи?вать каждую операцию ? иначе как бы я выдержала здесь: мы де?лаем более 100 абортов в неделю. Коллеги признают, что от этой работы можно свихнуться, и поэтому предпочитают смотреть на вещи шире, не хотят фокусировать внимание?.
Л. А. Лещинский, долгое время изучавший деонтологические проблемы в медицинской работе, составил перечень негативных признаков, которые проявляются в деятельности некоторых про?фессионалов:
ћ недооценка активной роли пациента в ходе излечивания;
ћ ятрогении и сестрогении ? негативные, психогенные воз?действия на больного;
ћ недостаток чуткости, внимания к пациентам;
ћ расхождение между уровнем профессиональных знаний, умений и деонтологических кондиций;
ћ принципиальное недопонимание, принижение роли этичес?ких факторов и профессиональной подготовки;
ћ выдача больничных листов о временной нетрудоспособно?сти заведомо здоровым пациентам;
ћ правовые нарушения врача, врачебное преступление;
ћ нарушение тех норм деятельности, которые зафиксирова?ны в праве, законе. Среди них халатность, преступное оставление больного без помощи, невежество и вследствие этого неправильное лечение, взятки и т. д.;
ћ получение дополнительной платы, гонорара за выполнение уже оплаченных (государством) обязанностей врача;
ћ выделение среди пациентов ?любимчиков?;
ћ нарушение норм коллективного лечения.
При современной постановке лечебного дела (полипатология, полиморбидность, полиятрия, полипрагнация), когда к одному больному имеют отношение в среднем 9,45 врача (!), существует необходимость регулярного проведения консилиумов. Однако подобные очные совещания у постели больного на практике край?не редки (0,5-1 % случаев); зато нередко встречаются:
ћ неточное выполнение врачебных назначений по уходу за больным, небрежность, необязательность, неаккуратность;
ћ отказ от информирования больного о его диагнозе, тактике лечения или же чрезмерная, неоправданно детальная инфор?мация;
ћ казенно-бюрократический подход к лабораторно-инструментальным исследованиям, когда врач назначает много ненуж?ных обследований по принципу ?как бы чего не вышло? (что?бы не было претензий у администрации и инспекции);
ћ неуместная насмешка над страхами больного, звучащая ча?сто как издевка;
ћ грубая душевная организация личности врача;
ћ нарушения требований сохранения врачебной тайны и кон?фиденциальности сведений о больном;
ћ нарушение норм вербальной врачебной деонтологии. Это одно из наиболее частых проявлений признаков професси?ональной деформации;
ћ чрезмерный диктат над больным (патернализм) при полном отрицании его собственных желаний;
ћ неоправданное использование профессионального жаргона;
ћ неправильные, субъективные представления врача о некоторых заболеваниях; например, представление о неврозе как о ?ложной, несуществующей? болезни, поскольку органического поражения мозга в данном случае нет;
ћ врачебный техницизм, дегуманизация деятельности, переоценка, абсолютизация технических, аппаратурных средств диагностики и лечения в ущерб всем остальным средствам. Установлено, что техницизм провоцирует до 20% врачебных ошибок. Этому сопутствуют деперсонализация больного, девальвация представления о больном как личности;
ћ варварские, омерзительные преступления врачей ? опыты над людьми. После обнародования фактов нарушения норм общественной морали и профессиональной этики мировая общественность сформулировала общие критерии в отно?шении допустимых экспериментов на людях, сведенные в кодексы, имеющие мировое значение, например ?Деклара?ция, принятая в Хельсинки. Рекомендации врачей по клиническим испытаниям на человеке. Этический комп?лекс?.
На днях зашел разговор о молодых врачах-специалистах, проблемах трудоустройства, заработной платы, психологической адаптации и прочих мелочей. Для твоего чтения выкладываю свою реферативную работу по САБЖу из курса психиатрии и наркологии.
Адаптация молодого врача к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный ?имидж?, приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях. В начале самостоятельной работы молодой врач обычно еще не чувствует себя вполне уверенно, ориентируясь на более опытных врачей, к помощи которых прибегает в сложных или ответственных случаях. Продолжается поиск информации, тренировка профессиональных навыков с получением обратной связи (одобрения, поощрения со стороны старших), интенсивное общение с молодыми начинающими коллегами, обеспечивающее эмоциональную поддержку. Этот познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.
Другой, эмоциональной составляющей профессиональной адаптации врача является выработка навыка определения той степени эмоциональной ?включенности? больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с ?дозированием? эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным. В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой врач в стремлении как можно лучше помочь больному переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие недостаточной уверенности в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточная эмоциональная ?включенность? в переживания больного, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в отношении возможных последствий, приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Снижаются адаптивные и компенсаторные возможности. Вследствие постоянного переутомления возможны снижение иммунитета, частые простудные заболевания, обострения хронических соматических расстройств. Возникает ?синдром эмоционального сгорания? как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.
?Синдром эмоционального сгорания? субъективно проявляется в чувстве психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием ? внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный ?кризис? врачебной деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической ?разгрузке?, участии в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. ?Сгорающих? описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать окружающих людей. Одновременно это лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения, интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.
При исследовании ?синдрома эмоционального сгорания? были выделены три фазы. Первая ? ?фаза напряжения?. Предвестником и механизмом, запускающим ?синдром эмоционального сгорания?, является фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдаются снижение настроения, раздражительность (признак ослабления контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом) и реакции депрессивного типа. Вторая фаза получила название ?фазы сопротивления?. Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу ?неучастия?, стремления избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденцией к ограничению собственного эмоционального реагирования в ответ на самые незначительные психотравмирующие воздействия. ?Экономия эмоций?, ограничение эмоциональной отдачи упрощает и сокращает процесс общения ?врач-больной?, привнося в него черты поверхностности и формализма. Подобная форма защиты может переноситься за пределы профессиональной деятельности, сокращая общение во всех сферах жизни, что приводит к регламентированности и избирательности межличностного взаимодействия. Третья фаза описывается под названием ?фазы истощения?. Она характеризуется снижением энергетического тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышенный уровень тревоги с признаками дезорганизации психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых ощущений, нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем.
По мере накопления опыта врач обучается ?дозировать? степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения. Эмоциональная ?включенность? важна в начале общения с больным, при установлении психологического контакта. В дальнейшем взаимодействии эмоциональные компоненты общения могут быть значительно уменьшены. Интенсивность эмоциональных контактов с пациентом повышается лишь на отдельных, наиболее значимых этапах диагностики и терапии: при необходимости убедить больного пройти болезненную диагностическую процедуру, в случае принятия решения о проведении операции, особенно, если существует вероятность неблагоприятного исхода. Роль эмоционального взаимодействия возрастает в ситуациях возникновения угрозы жизни больного, при общении с депрессивными пациентами, имеющими суицидальные тенденции, а также при контактах с больными, перенесшими тяжелую психическую травму (смерть близкого человека, потеря трудоспособности, развод).
Медицинские работники также отличаются от своих подопеч?ных. Они вынуждены трудиться над за?болевшим, нездоровым человеком, у которого деформированы либо организм, либо психика. А иногда и то, и другое вместе ? психо?соматическое заболевание. И врачи, и медперсонал обязаны иметь достаточно развитые эмпатические свойства, чтобы быть способ?ными лечить не орган, но человека, чтобы составить ясное пред?ставление о субъективной картине болезни пациента, его образе жизни и т. п. Это обязательное требование закреплено в медицин?ской деонтологии. Сказанное в полной мере относится и к дея?тельности психиатров и психотерапевтов.
В профессиях типа ?человек?человек? между субъектом и объектом из-за существования определенных прин?ципиальных различий возникает психологический барьер, обус?ловленный тем фактом, что между субъектом и объектом существу?ет различие именно психологического характера. Между неодушев?ленным объектом труда и деятелем тоже существует различие, например, по таким характеристикам, как пространственно-вре?менные параметры, масса, физико-химическая структура и т. д. Но в профессиях ?человек - техника? эти различия не психологичны по своей природе. И поэтому у деятеля не возникает никаких психо?логических барьеров. Технический объект слишком отличен по своей природе от человека-субъекта, чтобы тот смог оставить в психике человека следы характерологического, мировоззренче?ского типа.
Авторы многих публикаций отмечают такие признаки профес?сиональной деформации врачей, которые особенно характерны для эпохи научно-технической революции. Это так называемая ?поте?ря больного?, когда лечащий врач не видит перед собой живого человека, не учитывает его личностных особенностей. Иногда этот признак на?зывают ?ветеринаризацией? медицины. Например, Н. В. Эльштейн так определяет этот термин: ?Речь идет о заслонении личности больного анализами и кривыми вследствие того, что былой принцип отношений "врач?больной" все более подменя?ется принципом "врач?аппарат?больной"?.
В. Е. Рожнов, говоря о стандартизации общения врача с боль?ным, отмечает, что зачастую все сводится к языку голых цифр, ко?личественных показателей анализов, называются формулы, про?износятся специфические, непонятные больному выражения о динамике диаграмм и электро-, кардио-, энцефало-, гастро - и других графических исследований.
О деградации личности врача писали многие авторы. Некоторые особое внимание обращали на такой признак, как ?приборный фетишизм?, который характерен установкой на обезличивание пациента, недооценку анамнеза, клиники и осо?бенностей личности.
Затрагивая проблему узкой специализации при отсутствии достаточно широкой общекультурной подготовки, многие авторы указывают на ее негативные последствия:
ћ односторонность восприятия и понимания;
ћ узость мышления;
ћ субъективизм и однобокость диагноза;
ћ преувеличение значимости биологических и недооценка роли социальных и психологических факторов болезни;
ћ концентрация внимания врача только на одном органе, а не на всем организме в целом;
ћ такое медицинское мышление, когда врач сосредотачивается на частностях в ущерб общему;
ћ превращение лечащих врачей или в диспетчеров (участко?вый терапевт), или в механических манипуляторов (хирург);
ћ деформация этической и юридической ответственности (особенно при групповых формах курирования больного);
ћ утрата индивидуального и целостного подхода к пациенту;
ћ бесцеремонность врачей;
ћ отсутствие в работе терапии словом;
ћ забвение доброты к больному, лечения лаской и любовью;
ћ рвачество медицинских работников (врачей, сестер, сани?тарок), т. е. отношение к пациенту как к источнику дохода;
ћ нетерпимость и даже агрессия, а порой и хамство при обще?нии с больным;
ћ хамство;
ћ отсутствие такта, чувства меры в отношении как пациентов, так и коллег в присутствии больных и т. д., и т. п.
А. Н. Орлов в своей монографии, посвященной коммуникативной культуре медицинского работника, дает огромный перечень примеров и признаков ?неврачебного?, непрофессионального отношения медицинских работников к пациентам, которые приво?дят к печальным последствиям. Из-за ограниченности объема книги отметим здесь только множественность этих признаков.
Р. Конечный и М. Боухал, изучавшие профессиональную деформацию врачей и сестер милосердия, пишут: ?Профессиональной деформацией являются и поведение, и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляет?ся черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма. Например, если врач или медсестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в 20-коечной палате. Или врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Или в анатомическом зале шутят над трупа?ми, рассказывают анекдоты и курят?.
Они считают, что профессиональная деформация проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, который ис?пользуется даже в присутствии больного. Например, они могут сказать, что у них в палате лежат четыре желудка, три желчных пузыря и одна почка. ?Поведение и некоторые выраже?ния медиков находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. Уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как, например, "тифозный стул в виде горохового супа", "гной в виде сметаны", "моча в виде пива"?. Р. Конечный и М. Боухал считают, что от того времени, когда на целителя смотрели как на чародея и мага, в пси?хологии врачей остались пережитки, иногда имеющие даже кас?товый характер. Явно демонстрируемое отсутствие интереса к боль?ному как к человеку может приводить к ятрогенным эффектам. В. В. Пилипенко также считает странным и неприятным, когда ме?дицинские работники называют своих больных ?астматиками?, ?язвенниками?, ?ревматиками? и т. д.
А. Н. Орлов обнаружил важную закономерность связи между характером деятельности профессионала и степенью его квалифи?кации: ?Чем ниже квалификация врача, тем меньше он беседует с больным, обследует его физикальными методами, чаще назначает анализы, рентгеновские и другие виды исследования?. Подобные явления обнаруживаются и в других видах профессио?нальной деятельности, относящейся к типу ?человек - человек?. Самое трудное и сложное ? профессионально демонстрировать свои умения в субъект-субъектных взаимоотношениях. Это про?является, например, в юридической деятельности следователей, судей, сотрудников органов внутренних дел, в управленческой, педагогической и других профессиях.
Старший научный сотрудник Института психологии РАН Л. А. Китаев, проводя исследования медицинского персонала мос?ковской ?скорой помощи?, пришел к выводу, что ?многие кадро?вые работники "скорой"? имеют психологические отклонения, несовместимые с их профессией.
Основные из них ? это:
ћ негативное отношение к пациентам;
ћ психологическая неустойчивость;
Характерное отношение врачей к людям только как к своим потенциальным пациентам описывал в своих произведениях рос?сийский писатель и врач по образованию В. В. Вересаев (см. его ?Записки врача? и цикл ранних рассказов). Некоторые авторы от?носят к признакам профессиональной деформации и следующие проявления:
ћ потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии;
ћ склонность к технократическому мышлению, когда человек рассматривается как ?биологическая машина?, а заболева?ния ? как поломки, аварии в этой машине, которые можно устранить лишь материальными способами (лекарствами, операциями);
ћ установка на патоцентризм, т. е. такой способ мышления, когда в центре представлений лежит понятие болезни (?патос?), а не здоровья (?санус?);
ћ неиндивидуальный подход к лечению, когда лечение боль?ного ставится на конвейер и пропадает индивидуальная от?ветственность врача за конкретного больного (например, групповой оперативный метод лечения глазных болезней на конвейере типа ?Ромашка?, как в центре ?Микрохирургия глаза?);
ћ отрицание и недооценка необходимости моральной поддер?жки пациента;
ћ дегуманизация взаимоотношений ?врач?пациент?;
ћ грубость персонала;
ћ безответственное отношение к своему долгу;
ћ взяточничество;
ћ бюрократизм;
ћ дефицит милосердия.
О степени распространения этих признаков профессиональной деформации можно судить по результатам последней аттестации 350 тысяч медработников в 1998 г. в РСФСР. Тогда 10 % аттестовали условно, а тысячу медработников вообще отстранили от работы.
В Уголовном кодексе РФ перечислены следующие виды нару?шений норм деятельности врачей, которые трактуются как пре?ступления строго медицинского характера: неоказание помощи больному; незаконный аборт; незаконное врачевание; противоза?конное составление и выдача подложных медицинских доку?ментов; нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил; нарушение правил производства, хранения, перевозки и пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ; неосторожные действия ме?дицинских работников.
В. Д. Тополянский и М. В. Струковская пишут об особом при?знаке профдеформации врачей ? органолокалистической установ?ке на больного: готовности жестко привязать каждую жалобу па?циента к определенному органу или физиологической системе, что начисто исключает допущение возможности чисто функциональ?ного расстройства. Корни таких установок они видят в популяр?ности выдвинутого свыше ста лет назад немецким ученым Р. Вирховым принципа анатомического мышления: врач обязан найти место в теле больного, где гнездится болезнь. В этом, на наш взгляд, очень ярко проявляется роль той теоретической концепции, кото?рую успели усвоить работники и которая делает их ?рабами? этого мировоззрения. Вышеупомянутые авторы предлагают использо?вать и другие нормы лечебной деятельности: психосоматический подход к пациенту, максимальный учет эмоциональной сферы, личностного фактора в этиологии болезни.
Л. А. Цветкова, изучавшая процессы коммуникации между пе?диатрами и пациентами, обнаружила, что для неуспешных врачей характерны следующие негативные признаки:
ћ низкий уровень развития эмпатии;
ћ слабо развитое отношение к другим людям как к ценности;
ћ отрицательная направленность интеракций;
ћ повышенный уровень игнорирования психологического состояния пациента;
ћ отсутствие отношения к пациенту как к активному соучаст?нику;
ћ возлагание большей ответственности за успехи лечения на таблетки, аппаратуру, нежели на самого себя;
ћ отсутствие дружелюбия;
ћ отсутствие готовности прийти на помощь.
С. Криппер отмечает, что ?современная медицина, уход за престарелыми, социальная помощь, консультирование и психотерапия ориентированы на решение только соматических, психических, эмоциональных, социальных проблем, но очень редко духовных. Большинство практикующих врачей весьма смутно представляют себе культурные и этнические различия в этой области. Многие профессионалы оказываются беспомощны, когда пациенты или клиенты задают им вопрос о смысле жизни. Чем больше человек, нуждающийся в помощи, озабочен такими проблемами, как страх смерти, чувство одиночества, бессмысленность существования, тем меньше шанс, что он сможет найти профессионала, способного ему такую помощь оказать?. И это, по нашему мнению, слу?жит еще одним доказательством в пользу тезиса о принципиальной ограниченности ресурсов каждого профессионала и соответствую?щей предметности их подходов к людям. Духовная поддержка боль?ных не входит в компетенцию специалистов по болезням тела. Это удел представителей других профессиональных цехов - священни?ков, психотерапевтов и т. п.
Разумеется, деятельность медицинских работников разнообраз?на, специализация медицинской профессии продолжает увеличи?ваться. Остаются специальности, традиционно воспринимаемые как гуманные, но есть и такие, которые вызывают публичные со?мнения в этом. Например, специалисты, допущенные делать абор?ты, в тех странах, где они официально разрешены, но где имеются активисты, проповедующие их запрет и считающие медицинских работников абортария ?убийцами в белых халатах?. Подобные кол?лизии могут вызывать очень сильные эмоциональные реакции у врачей, сестер милосердия, которые могут приводить к моральным деформациям личности.
Например, американская медсестра С. Тисдейл с беспощадной откровенностью пишет о своей работе и сопряженными с ней пси?хическими переживаниями: ?Многие люди считают, что мы, дела?ющие аборт, ? убийцы. (...) Меня одолевают усталость и мрачные настроения, мне кажется, что больше не выдержу. (...) Но я вынуж?дена сдерживаться. Мы здесь обречены на рациональную жесто?кость, бесстрастный гуманизм. Как мы можем заниматься такой работой, такое выносить? Здесь высокое и этическое всегда пре?ломляется в призме обыденного и повседневного. (...) Мы очень заняты, чтобы размышлять над этикой. (...) Я культивировала в себе некоторую черствость. Нет, не равнодушие, но я не хочу пережи?вать каждую операцию ? иначе как бы я выдержала здесь: мы де?лаем более 100 абортов в неделю. Коллеги признают, что от этой работы можно свихнуться, и поэтому предпочитают смотреть на вещи шире, не хотят фокусировать внимание?.
Л. А. Лещинский, долгое время изучавший деонтологические проблемы в медицинской работе, составил перечень негативных признаков, которые проявляются в деятельности некоторых про?фессионалов:
ћ недооценка активной роли пациента в ходе излечивания;
ћ ятрогении и сестрогении ? негативные, психогенные воз?действия на больного;
ћ недостаток чуткости, внимания к пациентам;
ћ расхождение между уровнем профессиональных знаний, умений и деонтологических кондиций;
ћ принципиальное недопонимание, принижение роли этичес?ких факторов и профессиональной подготовки;
ћ выдача больничных листов о временной нетрудоспособно?сти заведомо здоровым пациентам;
ћ правовые нарушения врача, врачебное преступление;
ћ нарушение тех норм деятельности, которые зафиксирова?ны в праве, законе. Среди них халатность, преступное оставление больного без помощи, невежество и вследствие этого неправильное лечение, взятки и т. д.;
ћ получение дополнительной платы, гонорара за выполнение уже оплаченных (государством) обязанностей врача;
ћ выделение среди пациентов ?любимчиков?;
ћ нарушение норм коллективного лечения.
При современной постановке лечебного дела (полипатология, полиморбидность, полиятрия, полипрагнация), когда к одному больному имеют отношение в среднем 9,45 врача (!), существует необходимость регулярного проведения консилиумов. Однако подобные очные совещания у постели больного на практике край?не редки (0,5-1 % случаев); зато нередко встречаются:
ћ неточное выполнение врачебных назначений по уходу за больным, небрежность, необязательность, неаккуратность;
ћ отказ от информирования больного о его диагнозе, тактике лечения или же чрезмерная, неоправданно детальная инфор?мация;
ћ казенно-бюрократический подход к лабораторно-инструментальным исследованиям, когда врач назначает много ненуж?ных обследований по принципу ?как бы чего не вышло? (что?бы не было претензий у администрации и инспекции);
ћ неуместная насмешка над страхами больного, звучащая ча?сто как издевка;
ћ грубая душевная организация личности врача;
ћ нарушения требований сохранения врачебной тайны и кон?фиденциальности сведений о больном;
ћ нарушение норм вербальной врачебной деонтологии. Это одно из наиболее частых проявлений признаков професси?ональной деформации;
ћ чрезмерный диктат над больным (патернализм) при полном отрицании его собственных желаний;
ћ неоправданное использование профессионального жаргона;
ћ неправильные, субъективные представления врача о некоторых заболеваниях; например, представление о неврозе как о ?ложной, несуществующей? болезни, поскольку органического поражения мозга в данном случае нет;
ћ врачебный техницизм, дегуманизация деятельности, переоценка, абсолютизация технических, аппаратурных средств диагностики и лечения в ущерб всем остальным средствам. Установлено, что техницизм провоцирует до 20% врачебных ошибок. Этому сопутствуют деперсонализация больного, девальвация представления о больном как личности;
ћ варварские, омерзительные преступления врачей ? опыты над людьми. После обнародования фактов нарушения норм общественной морали и профессиональной этики мировая общественность сформулировала общие критерии в отно?шении допустимых экспериментов на людях, сведенные в кодексы, имеющие мировое значение, например ?Деклара?ция, принятая в Хельсинки. Рекомендации врачей по клиническим испытаниям на человеке. Этический комп?лекс?.
V
Victоriа
ПОстаивла себе прививку (работаю в дс) от гриппа.
поставила сразу 4 прививки-АДС, дизентерию, грипп и гепатит В в один день(работаю в дс) -жива-здорова-чего и всем желаю
A
Aй
психология однако
а у тебя психиатрия
K
Kаменка
От пользователя: Светлaна2000
чз 20 мин ребенок умер.
откуда дровишки? Не припомню таких подробностей в темах.
я рассказала мою исторю Светлане в личке. Все так и было.
вы так уверены в искренности Светланы..? ей просто заняться нечем..вот она и орёт тут..а вовсе не из-за солидарности с вами и для вашей поддержки
Она не против прививок, Светалана за РАЗУМНЫЙ подход к ним, после обследований и консультаций. А мне достаточно трагедий в моей семье, если вы не хоронили собственного долгожданного первеца, это наверно сложно понять. Я категорически против прививок, любых, это мой очень печальный и жесткий опыт.
post hoc далеко не всегда
est propter hoc. Это ясно любому.
Вопрос к Вам, а как доказать, что проблемы со здоровьем или смерть ребенка наступили именно вследствии вакцинации? Как доказать наличие проблем у ребенка, если до этого есть осмотры специалистов и везде написано "здоров"? Почему обязанность доказывать ложится на родителей?
c
cheloveche
ПОстаивла себе прививку (работаю в дс) от гриппа. Через нескольок дней заболела гриппом,без температуры,без насморка и кашля -просто ломало дико. На след день заболело ухо -прямо отекло все внутри. А еще на след день у меня пропал голос.
БОлела ларингитом 2,5 недели. Я задыхалась,у меня дичайше болели связки. Как итог -уже месяц я не могу восстановить нормально голос, к обеду начинает садиться,а я работаю в дс -мне голос ой как нужен..вот вам и привилась от гриппа..а перед этим ставила адску -зад разбарабанило-я сидеть не могла(( а
какого детям? Мне хватило эпилепсии у дочки после акдски..
вы болели аденовирусной инфекцией, это не грипп.
Т
Троечник
и еще - когда так реагируют - то значит чувствуют вину.
То есть когда называют фашистом и говорят, что смерть ребенка безразлична - надо как-то по другому реагировать. Оправдываться, наверное?
Е
Евгений Л
А еще бывают люди, которые кирпичи головой бьют. У них тоже здоровья много.
поставила сразу 4 прививки
Т
Троечник
точно аллергологи назначают обследование?
я думаю, они просто более в курсе. Это как минимум.
Дата: 03 Дек 2012 19:46
Но все таки вопрос мой был-есть ли реальные примеры людей, знакомых, который живут без прививок и вполне здоровы
десь большинство которые ставят своим детям прививки. лично моему ребенку 3,5года, и мы ставили все прививки. никаких проблем. сейчас слава богу только в 6 или 7 лет ставить надо, не считая там манты пару раз. И старшей все ставили прививки. Мой ребенок 2 раза за все это время болела, тьфу тьфу конечно.
V
Victоriа
я тоже обоим детям ставила и ставлю, но тут это не в тренде
С
Светлaна2000
тебя лично фашистом никто не называл. это про медиков и медицину в целом. не надо передергивать .
d
darya_darya
да какая баня,у меня,равно как и у многих знакомых такая инфекция проявилась после прививки от гриппа..
С
Светлaна2000
вы все верно говорите. это изза прививки. не ОРЗ это, как некоторые тут пытаются представить. на будущее вам наука - не пихать в себя говно, придуманное не понятно кем и не понятно зачем. вернее понятно - бабла нарубить на фуфле
Ж
Ж@Рптичка
я вообще не понимаю как можно ставить всем прививки от гриппа в период эпидемии, 3года подряд ставила и импортные и российские все равно тут же заболевала,жаль,что по работе приходится их ставить
С
Светлaна2000
,жаль,что по работе приходится их ставить
и в этом случае можно найти выход. прививки от гриппа - это миф ради бабла. не может прививка с прошлогодним штаммом вируса быть полезной от нового штамма.
d
darya_darya
я впервые в жизни ставила(( на работе в доу и моу они обязательны..
С
Светлaна2000
всегда можно договориться о штампике
Е
Евгений Л
Ставьте хотя бы не по четыре сразу. По хорошему, это врачи должны были вас останавливать от таких экспериментов.
я тоже обоим детям ставила и ставлю, но тут это не в тренд
V
Victоriа
Ставьте хотя бы не по четыре сразу.
дак я ведь не сама..это через приём у врача-мне надо было 6 штук поставить-она сказала что эти 4 можно враз-честно сказать, я нормально перенесла всё
через месяц доставили 2 недостающие для сан.книжки
мне кажтеся, что реакция на прививки зависит только от организма-если есть непереносимость-будут осложнения, а если здоровый человек-то он нормально перенесёт
Е
Евгений Л
По нашим временам такого человека надо признавать не просто здоровым, а сверхздоровым. Хорошо, что "обошлось".
если здоровый человек-то он нормально перенесёт
A
Aй
Вы просто видимо очень темный - в развитых странах (а я вижу, что на подобное Вы не претендуете даже в мыслях) прививки ставят одновременно сколь угодно много - главное чтобы в разные места.
но в нашем Гадюкино это конечно мегановость, не поддающаяся разуму его обитателей
V
Victоriа
сверхздоровым.
ну значит я сверхздорова
главное чтобы в разные места
ага в обе руки, под лопатку и в ногу поставили
сли здоровый человек-то он нормально перенесёт
а если нездоровый и не перенесет?
тогда и хрен с ним ,так чтоли получается
A
Aй
а если нездоровый и не перенесет?
он потом будет постить вместе со Светланой, и оба они будут нездоровы
и компания какая-никакая опять же
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.