Рыбки, Овны и Тельцы - наши детки умницы! (2008)
Е
"Егоза"
Приветики всем! Да, погуляли просто замечательно.
Маша, как на работу? Ты-то готова?
Я не могу адекватно соображать вообще с мыслями о завершении кормления... всю голову сломала.
Маша, как на работу? Ты-то готова?
Я не могу адекватно соображать вообще с мыслями о завершении кормления... всю голову сломала.
a
anyat
Спасибо, Тань!
а я на работу через неделю выхожу
Ну здорово. Сама то хочешь?
Мда уж, о садке надо задуматься.
Я вот сама не хочу на работу выходить, но и с Данькой сидеть не хочу. Вот такая я горе-мамаша.
всю голову сломала
Наталья, надо только решиться
Е
"Егоза"
Дак я вроде готова, но страшно чего-то. Как ночью-то быть? Укачивать слоника не вариант вообще, спина отвалится последняя, а так, словами его тоже не уложишь
a
anyat
ну я же укачиваю своего слоника. хотя ночь дойдем на руках до кухни попьем и сразу в кровать. он и засыпает там
S
Striped
Маша, как на работу? Ты-то готова?
Мда уж, о садке надо задуматься.
да как сказать, пока ребенок в семье -дома и с близким человеком, я готова и поработать, а вот в садик морально не готова отдать. вот сижу читаю про психологические трудности превыкания ребенка к садику и т.д - и слезы на глаза наворачиваются, жалко деток....и у меня самой ощущение, что я сына бросаю. корче попробуем, яж только на 3 дня в нед пока иду работать (чт пт и субб) по утрам и вечерам дома, трудовые "напряги" с 13.00 - мне такой режим подходит, пока днем спит гуляет с бабушкой а там и я уж приехала и папа тоже
не теряйте -уезжаем на надельку к бабуле с дедом в гости, пока-пока
Е
"Егоза"
Всем приветики. Мы сегодня занимаемся приборкой, Игорь в ванной стирает свои носки
, сам в ванне сидит, тазик туда закинул и стирает. Мы все в шоке,
a
anyat
А мы скатались к бабе с дедой.
У Даньки глазки приболели, слезяться и гнояться. Промываю фурацилино и зеленым чаем. Завтра может к окулисту или педиатру пойдем
У Даньки глазки приболели, слезяться и гнояться. Промываю фурацилино и зеленым чаем. Завтра может к окулисту или педиатру пойдем
Е
"Егоза"
Простыл может Данька? У нас сопли рекой, слёзы уже прошли. Не знаю на что и думать, ну не на зубы ведь
опять. Завтра потопаем к врачу,
b
btp
Девчатки, привет!
Маш, ну это хороший график, в принципе неплохо. Для Арсюши не будет очень сильно резкой смены обстановки.
А мы опять в садик не ходим, я уже честно не знаю, что и делать дальше. Сережа уже 3 недели кашляет, уже четвертый препарат назначили. Не знаю, что будет после него. Ни температуры ни соплей нет, только кашель. Что за фигня пристала
Ой, Аня, ты прям как про меня сказала. Я думала, что я одна такая. Я и с Сережкой устаю за весь день ( в выходные например) и без него мне скучно. И работать не хочу.
Это мы тоже любим. Мы вот еще любим горшок свой мыть. Сделаем в него дела, берем и со словами "вылить" несемся в туалет. Содержимое выливаем в унитаз, а затем залазим на тумбочку около раковины и с серьезным видом и со словами "мить" начинаем намывать этот горшок губкой и мылом.
А еще мы лужи свои своими же мокрыми трусами тщательно вытираем
Аня давайте не болейте
яж только на 3 дня в нед пока иду работать (чт пт и субб)
Маш, ну это хороший график, в принципе неплохо. Для Арсюши не будет очень сильно резкой смены обстановки.
А мы опять в садик не ходим, я уже честно не знаю, что и делать дальше. Сережа уже 3 недели кашляет, уже четвертый препарат назначили. Не знаю, что будет после него. Ни температуры ни соплей нет, только кашель. Что за фигня пристала
Я
вот сама не хочу на работу выходить, но и с Данькой сидеть не хочу. Вот такая я горе-мамаша
Ой, Аня, ты прям как про меня сказала. Я думала, что я одна такая. Я и с Сережкой устаю за весь день ( в выходные например) и без него мне скучно. И работать не хочу.
Игорь в ванной стирает свои носки , сам в ванне сидит, тазик туда закинул и стирает. Мы все в шоке
Это мы тоже любим. Мы вот еще любим горшок свой мыть. Сделаем в него дела, берем и со словами "вылить" несемся в туалет. Содержимое выливаем в унитаз, а затем залазим на тумбочку около раковины и с серьезным видом и со словами "мить" начинаем намывать этот горшок губкой и мылом.
А еще мы лужи свои своими же мокрыми трусами тщательно вытираем
У Даньки
глазки приболели
Аня давайте не болейте
Е
"Егоза"
Да что за фигня к Сержику привязалась-то? Мы тоже опять с соплями, каждый день с боем дышим в ингалятор, кстати, может вам тоже такую штуку приобрести?
На улице оч тепло, поэтому гуляем часто.
На улице оч тепло, поэтому гуляем часто.
b
btp
Да что за фигня к Сержику привязалась-то?
Не знаю Наташа, что за фигня такая пристала.
расскажи про ингалятор (можешь в ЛС), какой, чего делает, сколько стоит. Я как то не грузилась этим
S
Striped
всем приветики
девочки, ну чего такое напало то на всех? Кира с Катей тоже болеют
. Лечитесь и берегите деток и себя любимых красивых
из поездки вернулись с кучей ссадин и фингалом под глазом - каждый день Арсений умудрялся пораниться на ровном месте ибо носиться как угорелый.
вылез последний запаздавший клык (остальные уже как у вампиреныша выросли большие :-D) -теперь можно на время выдохнуть, последние зубки думаю что не скоро будут нас беспокоить
Таня, про ингалятор можно еще у Кати спросить, они им часто пользуются -очень нравиться.
, мы вернулись домой, мамин коротенький отпуск закончился -как хорошо когда бабушки и дедушки рядом (вздохнула мечтательно :-D), но иной раз думаешь -как хорошо что никого рядом нет У
Даньки глазки приболели, слезяться и гнояться
У нас сопли рекой, слёзы уже прошли
Сережа уже 3 недели кашляет
девочки, ну чего такое напало то на всех? Кира с Катей тоже болеют
. Лечитесь и берегите деток и себя любимых красивых
из поездки вернулись с кучей ссадин и фингалом под глазом - каждый день Арсений умудрялся пораниться на ровном месте ибо носиться как угорелый.
вылез последний запаздавший клык (остальные уже как у вампиреныша выросли большие :-D) -теперь можно на время выдохнуть, последние зубки думаю что не скоро будут нас беспокоить
расскажи про ингалятор
Таня, про ингалятор можно еще у Кати спросить, они им часто пользуются -очень нравиться.
b
btp
Ой, ну хоть кто то в нашей компашке появился.
У меня у Сережи синяки на ногах вообще не сходят. А носится тоже мама не горюй, да еще залазит везде. У нас дома все стулья большие лежат на боку типа спят. Так он у нас шустрый малый. Мы купили ему маленький стульчик, ну так он теперь везде его таскает, подставляет, куда надо и залазит. Глаз да глаз постоянно. А на улицу мы теперь с машинкой ходим, так я только догонять успеваю его, да ловить, чтоб с бордюра не слетел.
А кашель у нас так и не прошел, сегодня ходили на прием снова, завтра пойдем анализы сдавать. Не знаю, что за дрянь пристала.
Девочки, скажите, ваши карапузики ночью как спят в памперсе или это только мы в памперсе спим?
[Сообщение изменено пользователем 19.10.2009 16:04]
из поездки вернулись с кучей ссадин и фингалом под глазом
У меня у Сережи синяки на ногах вообще не сходят. А носится тоже мама не горюй, да еще залазит везде. У нас дома все стулья большие лежат на боку типа спят. Так он у нас шустрый малый. Мы купили ему маленький стульчик, ну так он теперь везде его таскает, подставляет, куда надо и залазит. Глаз да глаз постоянно. А на улицу мы теперь с машинкой ходим, так я только догонять успеваю его, да ловить, чтоб с бордюра не слетел.
А кашель у нас так и не прошел, сегодня ходили на прием снова, завтра пойдем анализы сдавать. Не знаю, что за дрянь пристала.
Девочки, скажите, ваши карапузики ночью как спят в памперсе или это только мы в памперсе спим?
[Сообщение изменено пользователем 19.10.2009 16:04]
Девочки, всем приветище и с хорошей погодкой ))))
Таня (btp) - у меня к тебе вопрос....Я пардон не мониторила тут ваши взаимоотношения с детским садиком....Скажи плиз - вы туда еще ходите али как??? Мы просто вот тоже пошли....Неделю отходили...Щас ребзя прочухал, что маман сваливает как его приведет...Ну и ревет у дверей (в садике), держит меня и не пускает....Воспитатели (когда я прихожу его забирать) говорят, что он пототм как я ухожу-отвлекается и играть начинает....Тань - у вас такого не было? Долго ревел (если ревел), нет?
Ну и про памперсы - мы с ними похоже попрощались....Уже с месяц точно. Ни на сон, ни на прогулки, ни в садике - не носим. Ну если тока в поликлинику ходить - туда одеваю.
[Сообщение изменено пользователем 19.10.2009 16:06]
Таня (btp) - у меня к тебе вопрос....Я пардон не мониторила тут ваши взаимоотношения с детским садиком....Скажи плиз - вы туда еще ходите али как??? Мы просто вот тоже пошли....Неделю отходили...Щас ребзя прочухал, что маман сваливает как его приведет...Ну и ревет у дверей (в садике), держит меня и не пускает....Воспитатели (когда я прихожу его забирать) говорят, что он пототм как я ухожу-отвлекается и играть начинает....Тань - у вас такого не было? Долго ревел (если ревел), нет?
Ну и про памперсы - мы с ними похоже попрощались....Уже с месяц точно. Ни на сон, ни на прогулки, ни в садике - не носим. Ну если тока в поликлинику ходить - туда одеваю.
[Сообщение изменено пользователем 19.10.2009 16:06]
b
btp
Саша, привет!! Двненько тебя не было :-)
Про садик. Попытка с садиком у нас непонятная. Мы больше не ходим, чем ходим. Только наченм ходить и начинаем болеть, Сережка даже привыкнуть не успевает. У нас в среднем получается неделю ходим, 2-3 дома. Вот опять 4 недели сидим дома, кашель не проходит. А когда ходили, то точно так же оставляешь его он плачет. Потом звоню узнаю, говорят, что успокоился, играет. Вот уже и побаиваюсь честно, выздоровеем, опять пойдем надолго или нет. А вы куда ходите?
Ни на сон, ни на прогулки, ни в садике
Днем то мы давно без памперса спим, ночью летом тоже голопопыми спали, а вот сейчас на ночь одеваю, т.к. Сережа писеет ночью и спит в этой луже, иногда просыпается, а иногда и нет. А на фоне кашля как то оставлять спать его мокрым мне не хочется. Саш, а у тебя Денис просыпается и и просится на горшок или как? И на улице тоже просится или терпит? Мой вот не просится. А дома сикнет чуток и поток кричит пись-пись.
А вы куда ходите?
Мы пошли в миник, тут рядом. И я тут сглазила....Седня вот привела - 37,5 температура....Бум лечить видимо.
Саш, а у тебя Денис просыпается и и просится на горшок
или как?
Он днем не просится, спит часа 2-2,5 не просыпается (в основном), а ночью начинает ворочаться всяко и пищать. я его тащу в ванную, он пописиит и дальше спать. Тока после этой процедуры его в кроватку не упихать. Он хоть и сонный, вырывается и на руки обратно лезет - типа, мать, клади пядом. Так что вот с 4-5 утра где-то он спит со мной.
И на улице тоже просится или терпит?
Неа, терпит видимо. Когда тепло было - я писила с ним в кустах. А щас вот по часу -1,5 гуляем (2 раза в день получается) - терпит. Но как придем и я замешкаюсь и не сгоняю с ним в туалет - может лужу надуть. Мы же на горшок не ходим, мы в унитаз сразу ....И мой в принципе не говорит еще (пись-пись сказать не сможет) ))))
b
btp
Седня вот привела - 37,5 температура
Ну вот, давайте не затягивайте. А кроме температуры больше нет ничего?
а ночью начинает ворочаться всяко и пищать
А мы дрыхнем в луже. а сама я не просыпаюсь, если Сережка спит всю ночь не просыпаясь.
S
Striped
Девочки, скажите, ваши карапузики ночью как спят в памперсе или это только мы в памперсе спим?
мы тоже ночью в памперсе спим к утру им прибить кого-нибудь можно -тяжеленный, а если не одевать то будет мокрый и холодный дрыхнуть или меня поднимать начнет посреди ночи. мы по прежнему не просимся на горшок и писькаем где хотим а вот про покаки сообщаем что хотим -но на горшок нас не усадить -ревем, поэтому чтобы мама не мучала -предпочитаем делать это в тихом укромном месте, а потом сообщать что УЖЕ ГОТОВО
сегодня папа обещал купить новый горшок -может быть он будет в почете, я надеюсь
Девочки, всем приветище
Привет Саша, давай фотки показывай с отпуска!!!
Мы же на
горшок не ходим, мы в унитаз сразу
расскажи как научила , может мы тоже не горшочные дети и на унитаз хотим? я правда его один раз пыталась усадить - орал долго, так же и над ванной. я уже и не парюсь -купила моющий пылесос -и ковер чист и не пахнет. ну дойдет же когда-нибудь до Арсений что писькать нужно в определенное место, тогда и мама добрая и попка сухая
b
btp
с возвращение
мы тоже ночью в памперсе спим
Ну ладно успокоили меня, а то я думала мы уж одни такие, даж кто то тут заминусил. Думала все караул, все пропала, так и будем в памперсах жить
Правда мы вот их с боем стали одевать, сопротивляется у меяр парень то такой одежке
не просимся на горшок и писькаем где хотим
Ну просится особо мы тоже не просимся, но вот если посажу поймаю, то сидим и делает туда все дела. а горшок у нас самый простой, в Ашане покупали за 45 рубликов.
тогда и мама добрая
Вот насмешила
Девочки мы выучили два новых слова, я вообще угораю.
Первое слово: кабааааси. Это колбаса. Причем колбасу мы не даем, но он видит ее и просит. вот выучил. слышали бы вы с каким наслаждением он говорит свое "кабааааси". Даже однажды засыпали так, лежит засыпает, глаза закрыты и одно свое: кабааааааааас, кабаааааааси, кабаааааааааси.
А второе слово "труселя". Ну вот что где услышал, у нас никто так не говорит. Причем он ведь понимает о чем идет речь. Я вообще угораю
S
Striped
даж кто то тут заминусил
Тань, выключи эту функцию дурацкую и живи спокойно
Ну просится особо мы тоже не просимся, но вот если посажу поймаю, то сидим и делает туда
все дела. а горшок у нас самый простой
так ведь сидит на горшке, а мой не хочет, сразу встает и ничем его не завлечь пока не вырвется -не успокоится. было как-то раз: жду его пробуждения после дневного сна, подхватила и на горшок сажу -заревел соскочил, бегает от меня по квартире и я как не нормальная за ним с горшком хожу - в итоге деть у меня пописькал через 30мин в темном уголке -во испугался как. я даже не знаю как его уболтать
у нас был горшок-стульчик с вынимающейся чашей -как-то раз Арсений игрался-присаживался на него и защемил себе ногу там -вот думаю может испугался и не хочет теперь на него совсем садиться. купили простой горшок - так сына на него только зайца или хорька усаживает и всем говорит ПИСЬ-ПИСЬ -значит ведь понимает для чего нужно это приспособление -но не делает туда дела
мы выучили два новых слова
молодечики
а у меня опять растройства по поводу одежды, даж не знаю что делать бежать в магазин или подождать пока. одели сегодня осенний комбез на улицу (до этого ходили в куртке и полукомбезе) и Арсений отказывался на улице ходить ногами, не бегал -просто стоял, пришлось тащить его на руках и на прогулку и домой и по лестнице . видимо не удобно в комбезе. а утром гуляли в обычной одежде, так деть и на площадке носился и туда шел ногами и домой тоже, и по лестнице спускался-поднимался. а у меня на заму комбез теплый для него - вот и думаю, а не повториться ли зимой тоже самое, наверно придется покупать зимнюю куртку еще и полукомбез. а я то уже успокоилась, что к зиме мы готовы
а мой не хочет, сразу встает и ничем его не завлечь пока не вырвется -не успокоится
Привет, Машуня
Вот мой такой же перец, НО! Мы давненько ссяли над ванной и какали собственно туда же. А потом мне надоеало ванну за ним мыть и переместила я его над унитазом. ОН на нем не сидит, ты не думай Детское сидение отправлено в отстой. Маманя его держит на весу....И так ему нравица. Он туда не просится, я его таскаю раз в час примерно. Если не хочет - то орет и вырывается, но в основном все удачно. Проколы с обописиванием ковров у нас прекратились, ну если тока мамашка замешкается и с прогулки его в течение минут 10 на унитаз не отнесет. А в садике их каждые 1,5 часа на горшок садят. Вот там мне говорят он на горшке сидит и все свои дела туда делает. Без лишних вопросов....А вот какать мой просицца. Бежит ко мне и за пипиську себя держит - это значит какать хочу Тут маман подрывается и несецца в туалет. Вобщем там на весу он все свои дела и делает.
одели сегодня осенний комбез на улицу
Мы перелезли в прошлогодний зимний комбез (да-да-да, мы из него еще не выросли), правда он на отстегивающейся овчине, но она соответственно не пристегнутая еще...Ничего, ходит парень. Не носится конечно, но он и без того не шибко активный товарищчь, ему бы все понаблюдать больше....
мы выучили два новых слова
А вот мы ДО СИХ ПОР даже МАМА не говорим...Прикол у него такой чтоли...Не пойму я ))))
давай фотки показывай с отпуска!!!
хм....я тебе в личку пароль и ссылку вышлю. Там немного, но есть
S
Striped
Мы перелезли в прошлогодний зимний комбез (да-да-да, мы из него еще не выросли
не, ну а чоу, мы тоже в прошлогодний собирались прелезть, он у нас на 80был взят (но по виду явно больше), а Арсений в год 78см был только и за всю весну - лето мы выросли на 2-3см всего, так что по размеру подходит еще. ну посмотрю как будет вести себя на улице, чет не прикололо меня сегодня таскать на руках его.
А в садике их каждые 1,5 часа на горшок садят. Вот там мне говорят он на
горшке сидит и все свои дела туда делает. Без лишних вопросов.
ну за компанию то интереснее же дела делать -мужиккк
А вот какать мой просицца. Бежит ко мне и за пипиську себя держит - это значит какать хочу
а мой за писюн держится-значит писькать скоро будет - но маме его не догнать
мы ДО СИХ ПОР даже МАМА не говорим..
Саша, а что вам невролог говорит по этому поводу? он ведь не молчит у тебя совсем? слоги звуки произносит?
S
Striped
девочки, простите за многобуквие...но не удержалась
Развитие речи у ребенка второго года жизни
Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает. А вот говорить... Вам кажется, что говорит он недостаточно много... Все правильно. Понимание обращенной речи, то есть того, что говорят ребенку окружающие, на втором году заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверены: ваш малыш понимает, как что называется, знает, как обозначаются разные действия. Ведь и возможности познавать окружающий мир у него сильно возросли. Многие действия малыш уже проделывает вполне осмысленно. Например, при переодевании принимает нужную позу, старается вам помочь. Старайтесь развивать это замечательное стремление, ведь в дальнейшем оно пригодится и вам, и ребенку.
Между тем часто приходится слышать от мам сетования вроде: "Прямо не знаю, что и делать, всюду лезет, все норовит ухватить!" У ребенка вовсю развивается чудесное качество - любознательность. Он уже распрощался с местом "постоянного обитания", то есть детской кроваткой, манежем, теперь к его услугам весь окружающий мир. Конечно, тревоги взрослых естественны. И вот раздается грозное "не трогай", категоричное "не лезь", сердитое "не бери", устрашающее "кому сказала", негодующее "ты что, русский язык не понимаешь"... Понимает, заботливые мамы и обеспокоенные бабушки. В том-то и дело, что понимает, поэтому попробуйте-ка не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания.
Безусловно, о безопасности забывать не стоит, просто приберите с глаз на время такие мелочи, как ножи, ножницы, иглы. Лучше понадежнее припрятать лекарства, бытовую химию, убрать с видных (и легко достигаемых маленьким изыскателем) мест посуду, стекло.
На логопедический прием однажды пришла мама с полуторагодовалой девочкой. Мама была обеспокоена отсутствием речи у ребенка и полна тревожных мыслей о развитии дочки. За первые десять минут беседы она сделала ребенку, по примерным подсчетам логопеда, около тридцати ограничивающе-одергивающих замечаний, хотя малышка не предпринимала никаких требующих этого действий. Она просто не в силах была сидеть все время прямо, сложив руки на коленях, а также несколько раз поворачивала голову. Для того, чтобы привлечь ее внимание, а кроме того, хотя бы на некоторое время освободить от недреманного контроля, логопеду пришлось уединиться с ребенком под столом, где, наконец, и удалось пообщаться...
Будьте осторожны, если в доме разбросаны монеты, кольца, значки. Автору этих строк доводилось быть свидетелем нескольких драматических историй, которые случились с малышами, проглотившими кто обручальное колечко, кто пятак (в годы застоя это была объемистая монета). Только высочайшее мастерство ЛОР-врача позволило извлечь инородные предметы без операции... Но мы уверены, что с вашим малышом ничего подобного не произойдет, ведь вы умеете приглядывать за ребенком и не ограничиваете его тягу к новым знаниям.
Малыш и сам уже довольно уверенно двигается и пробует тащить, толкать и передвигать разные предметы. Иногда даже пытается отфутболить мячик, открывая для пап широкое поле деятельности.
Активный ребенок активно говорит. Тут уж вам, родители, бабушки, дедушки, и карты в руки, поскольку вы - пример для подражания. Ребенок прежде всего будет подражать именно вашим звукам, жестам и словам. Этот процесс ему очень нравится. Не удивляйтесь, если он будет одним словом (слогом, звуком) обозначать несколько предметов, между которыми есть что-то общее. Например, мальчик одного года и двух месяцев от роду называл и воду, и чай, и дождь коротко и ясно: "дуф". Он очень любил купаться и достаточно трудное для своего возраста и возможностей слово "душ" использовал для обозначения практически всего, что течет.
Несмотря на естественность подобных явлений помните: ваша задача состоит в том, чтобы сопровождать словами по возможности все свои действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь. Ведь вы же хотите, чтобы ваш активный малыш владел активной речью.
Когда малыш произносит слово самостоятельно? Прежде всего тогда, когда что-либо производит на него впечатление, способствующее запоминанию. Например, определенная ситуация, обстоятельства, в которых ребенок радуется, внезапно видит какую-нибудь знакомую вещь, узнает яркую, красивую картинку, животное. Услышав слово, произнесенное малышом, задайте ему вопрос: "Что ты увидел?" или "Кого ты узнал?" Очень может быть, что слово, которое вы жаждете услышать, будет немедленно повторено. Но если нет, не приставайте и не мучайте ребенка. Все придет. Пусть вас не смущает, что звучит слово не очень четко, не хватает какого-либо звука или слога. Это в пределах возможностей малыша. Он не только повторяет, но и изобретает, "пробует на вкус" новые звуки и комбинации звуков. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок изобретет совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.
Одна девочка, например, стала употреблять непонятное для родных и близких грозное слово "диба", уточнить подлинное, конкретное значение которого не удалось ни тогда, ни много-много лет спустя, когда девочка выросла и стала учить разговаривать других детишек, а также их родителей. Таинственная "диба" даже осталась в детских стишках символом чего-то если не страшного, то, по крайней мере, опасного:
Диба, диба, диба - я
Диба Анечку дия!
Что, видимо, означало описание того, как "диба" взяла Анечку. Анечке во времена появления "дибы" как раз шел второй год. Тайна "дибы" не раскрыта и поныне...
Как нужно относиться к таким словесным новообразованиям? Естественно. Не стараться закреплять, но и не препятствовать появлению. И уж, конечно, ни в коем случае не сюсюкать, искуственно коверкая свою речь под детский лепет. Дети великолепно чувствуют любую фальшь, в том числе и речевую и не будут стараться откликаться на тетенькино-дяденькино "масю-сю"...
Замечательно, если вы создаете для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать что-либо и словом подтверждать свой выбор. Разложите перед ним несколько игрушек и предложите взять одну, называя ее. Не надо демонстрировать при этом изобилие, игрушек должно быть не более 4-5. Иначе малышу будет трудно сосредоточиться и тем более связать предмет со словом, его обозначающим.
К году и трем-четырем месяцам ждите, что ребенок начнет выполнять не очень сложные поручения. Проследите, чтобы они не были многоступенчатыми.
Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году малышу хорошо бы произносить около 10 слов. Так написано в книжках и учебниках. Но у Пети 15 слов, а у Насти - 7. Все люди разные, как ни банально это звучит. И дети тоже. Не спешите делать выводы. Между прочим, быстрота, с которой ребенок овладевает словом, да и речью вообще, зависит от вас, уважаемые взрослые, от того, как вы ведете себя с малышом, сколько времени отдаете общению с ребенком.
Разговаривайте со своим ребенком не "сверху вниз", а на одном уровне. Что это значит? Представьте себе такую картину: в большой комнате, на ковре, в окружении игрушек, возится малыш лет полутора. На диване сидит мама и смотрит, ну и, конечно, что-то говорит малышу. Он поднимает голову и как-то реагирует.
Мама! Сползите, пожалуйста, на ковер! Поиграйте и поговорите с ребенком на его уровне! Поползайте на четвереньках, посидите на ковре, полежите на боку. Вы будете на одном уровне с маленьким человечком. Вы будете смотреть ему в глаза и играть на уровне его рук. Не надо сидеть на ковре постоянно. Это, конечно, для взрослого несколько неудобно. На диване несравненно лучше. Но проведите все-таки на ковре некоторое время. Результат, который получается от "коверного" труда, всегда искупает неудобства. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...
Действия, которые ребенок проделывает с игрушкой, предваряют появление и усвоение слов. Малыш не просто рассматривает игрушку, не только крепко держит ее, он с ней манипулирует. Чем больше действий проделывает он, тем будет более разговорчив. Сама игра тоже становится богаче.
А вам интересно? Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь - из топора каши не получится. Надо добавить радости от общения, искреннего интереса и любви. Позволим себе еще раз повториться: любви никогда не бывает слишком много...
Вы взяли в руки игрушку. Пусть это будет что-то естественное, симпатичное. Допустим, медвежонок, только лучше не зеленый. Лучше коричневый. Коричневые все-таки встречаются значительно чаще, чем зеленые. Покажите мишку малышу, продемонстрируйте, как мишка "ходит", "спит", "пляшет". Пусть малыш обратится к мишке, позовет его (а вы подскажите, как позвать). И отдайте игрушку. У ребенка появится возможность действовать, произносить звуки, слова, обращения, причем вы активно отвечаете, реагируете, откликаетесь.
Дети очень любят, когда озвучиваешь для них предметы и игрушки. На втором году малышам уже в некоторой степени доступна интонация и они прекрасно понимают, что волк говорит грубым голосом, а заяц тоненьким голоском. Более того, малыши пытаются это повторить.
"Волшебный мешочек", который вы сотворили раньше, не торопитесь выбрасывать, он еще пригодится. Теперь можно не только показывать и находить игрушку, но и давать о ней определенную информацию: где живет мишка, что ест, какие у него повадки. Малышу можно уже предложить для сравнения пару игрушек, например, двух мишек разной величины.
Отлично, если вы, призвав на помощь дремлющее актерское дарование, попытаетесь изобразить, представить какую-либо игрушку или зверя. Вспоминается одна молодая бабушка, которая замечательно умела имитировать множество звуков, среди них совершенно фантастические, в частности, групповое мычание коров и грохот падающих камней, чему со страстью учила внука и преуспела в этом настолько, что двухлетний ребенок предпочитал звуки словам... Справедливости ради заметим, что после общения с логопедом все силы бабушки были брошены на развитие речи, что также увенчалось успехом.
На втором году жизни малышам очень нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Конечно, вы их называете ребенку. Только прячьте игрушки не особенно хитроумно, ведь действия малыша должны непременно закончиться победой, то есть положительным результатом. С удовольствием ребята выполняют просьбы подать, показать что-либо, хотя порой, видя, с каким трудом малыш тащит здоровенного игрушечного зайца, едва удерживаешься от желания вскочить и донести ношу самостоятельно.
Итак, на втором году жизни словарный запас, или количество слов, которыми пользуется малыш, возрастает в три, а то и в четыре раза. Как же это происходит? Очень просто: мы используем все возможности для узнавания и запоминания новых слов. Например, идем на прогулку. Вокруг столько всего интересного, привлекающего внимание малыша. Проследим, куда смотрит ваш ребенок. А он приметил, как вы думаете, что? Конечно, прежде всего то, что движется. Это автобус, человек, тачка... Констатируйте, констатируйте: "Смотри, Надя, машина едет. Вот она остановилась. Снова поехала. Где у машины колеса? Уехала машина". Вы сделали это? Браво. Вы провели грамотный урок.
Объекты, за которыми наблюдает малыш, очень хорошо запоминаются. Попробуйте перед следующей прогулкой проверить это: "Сейчас пойдем гулять и снова увидим машину (погладим кота, покормим птиц)". Будьте внимательны к ответной реакции ребенка, к его впечатлениям. Обязательно демонстрируйте ребенку голоса зверей и птиц, старайтесь, чтобы он повторял за вами и пытался отвечать вам: "Вот кот. Ты знаешь, как он кричит? Мяу! Как кот кричит?" Большая удача, если какой-то звук привлек внимание малыша на ваших глазах, например, залаяла собака: "Ты слышала? Кто это? Это собака. Как она кричит? Ав-ав. Кто кричит ав-ав?" Не торопите ребенка, дожидайтесь его ответа спокойно и доброжелательно.
Однако ведь и недвижущиеся предметы как-то обозначаются. Тем более, если они вокруг нас. Это, конечно, прежде всего родной дом. Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: "Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Что ты видишь на кухне? Это плита. На ней мама готовит еду и т.д.". Не забывайте "вбрасывать" ребенку вопросы. Психологи заметили, что вопросы стимулируют мыслительную деятельность.
Если совсем маленькому ребенку вы задавали вопросы, чтобы привлечь его внимание, то теперь пора добиваться активного ответа. Поэтому отныне у вас для широкого использования имеется не только "Где?", но и "Кто это?", "Что это?". Задали вопрос - не забудьте вытащить и образчик, словечко, обозначающее предмет или действие.
Больше всего в речи у ребенка, конечно же, существительных. Это и понятно, ведь вы с малышом активнее всего осваивали названия всего того, что непосредственно окружает ребенка, то есть игрушек, посуды, частей тела. Для пополнения речи ребенка новыми словами можно использовать картинки. Лучше, если вы приготовите естественные, красочно оформленные, узнаваемые картинки. Постарайтесь избежать сюрреализма или живописи в стиле "модерн", поскольку это может вызвать неожиданные ассоциации...
Никаких особенных приемов работы с картинкой нет. Вы показываете картинку (на первых порах только одну) и просите ребенка: "Ну-ка, Аля, посмотри, вот лягушка. Лягушка квакает: ква-ква. Покажи мне лягушку". Если дело поначалу не ладится, возьмите ручку ребенка и покажите ею на лягушку. Просто отвечать и выполнять неинтересно, поэтому спрячьте картинку. Иногда даже придется побыть лягушкой, попрыгайте вместе, поквакайте. Когда малыш справится, вы можете дать ему вторую картинку, ну, а потом обе вместе. Но не переусердствуйте. Увеличивайте их количество постепенно. Более 7-8 картинок показывать одновременно не нужно, ведь возможности малыша пока ограничены, и нельзя перегружать его внимание. Картинки, на которых нарисованы предметы, называются предметными, с них-то и начинайте. Потом уже можно будет приготовить картинки, где знакомые предметы (или живые объекты) действуют.
Вот так вы будете способствовать усвоению ребенком не только названий предметов, но и действий, ведь малыш уже начинает пользоваться и глаголами. Картинка очень удобна, потому что при ее использовании мы можем вводить множество новых слов, не только названий предметов, но и обозначений величины, формы, цвета, состояния: "Посмотри, вот большой еж, а вот маленький. Покажи маленького ежа. Это какой еж?", "Видишь, собачка ест. А эта собачка что делает? А эта собачка спит. Покажи, где собачка спит. Что она делает?"
С полутора лет на радость родителям ребенок начинает пользоваться предложениями. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: "Мама, бум-бум". Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырех.
Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок порадует родителей года через три, о предлогах и союзах вообще думать рано, но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно активнее читать книжки.
Сразу же хочется предупредить родителей: будьте внимательны при покупке литературы для детей. Есть много замечательных книг, на которых выросло не одно поколение. Их содержание не устареет никогда, потому что, во-первых, они написаны талантливыми людьми, знающими психологию малышей, а, во-вторых, они написаны с любовью. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть, чтобы малыш понимал содержание. Иллюстрации - это тоже очень важно. Полуторагодовалый ребенок уже пытается переворачивать страницы, и это здорово, особенно, если при этом он еще и рассматривает картинки.
Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении (пусть это бывает как можно чаще), читайте выразительно и не торопитесь. Попробуйте предложить ребенку самому выбрать книжку (он может ориентироваться на знакомые или интересные картинки).
В первое время для чтения вполне достаточно и пяти минут, ну, а дальше действуйте по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Улучите момент, когда малыш займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Замечательно, если по ходу чтения ребенок будет договаривать последний звук, слог, слово. Это может быть лепетный вариант или что-нибудь вроде "мяу" в чудесной истории В. Сутеева "Кто сказал "мяу"".
Дети с удовольствием озвучивают "Путаницу" К. Чуковского. Попробуйте попросить ребенка изобразить кого-нибудь из героев рассказа или стишка по ходу чтения или продемонстрировать действия персонажа, а затем назвать, кто это был, что делал.
- Как пищат у нас цыплятки?
- Пик-пик-пик! Пик-пик-пик.
- Как они играют в прятки?
- Прыг-прыг- прыг! Прыг-прыг-прыг.
- Как по лужицам шагают?
- Плюх-плюх-плюх! Плюх-плюх-плюх.
- Как на солнце загорают?
- Ух-ух-ух! Ух-ух-ух.
- За зерно как будут драться?
- Дай-дай-дай! Дай-дай-дай.
- Как орла они боятся?
- Ай-ай-ай! Ай-ай-ай.
- Червячка они как тянут?
- Так-так-так! Так-так-так.
- Как с порога прыгать станут?
- Бряк-бряк- бряк! Бряк-бряк-бряк.
Так пищат цыплятки наши:
- Пик-пик-пик! Пик-пик-пик.
Так все крылышками машут:
- Фык-фык-фык! Фык-фык-фык.
(Л. Станчева)
Ни в коем случае не препятствуйте использованию жестов, с их помощью малышу легче выразить свои мысли, переживания.
Лучше всего речь развивается в деятельности, поэтому не забывайте и о практических умениях малыша. Показывая, как и что нужно делать, а дел-то уйма: собирать сборные игрушки, строить и конструировать, сортировать и т. п., вы рассказываете о порядке действий. Комментируем все-все. Даже если что-то не вышло, говорим и об этом: "Сейчас мы с тобой построим башенку. Что мы построим? Вот, кладем кубик на кубик. Теперь еще один. Ой, посмотри, упал. Что упало? Что случилось с кубиком? Он..."
При этом ребенок не только учится понимать вашу речь, но и пытается проговорить услышанное слово. Ловите такие моменты и помогайте вопросами.
Для развития речи, как мы уже говорили, нужно использовать каждый удобный случай. Не является исключением и время еды. Вы называете ребенку, что он ест, объясняете, как нужно есть, держать ложку, вилку. Есть еще несколько способов с максимальной отдачей использовать кормление, их список вы, конечно же, сможете расширить сами.
Важное слово "хочу", а равно и "не хочу" органично вписывается в развивающий речь процесс. В ответ на вопрос "Ты хочешь есть?" хорошо бы получить в лучшем случае "хочу", ну, а на худой конец, "да" или "нет". Бесспорным успехом будет усвоение слова "еще", которое вам нужно обязательно ввернуть, если вы видите, что малыш желает добавки. "Тебе еще?" и "Дать тебе еще?" будут ключевыми вопросами. Заветная цель, произнесение их ребенком, достигается далеко не сразу. Следует закреплять это слово и в других ситуациях, связанных с нехваткой и добавлением чего-либо.
Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле деятельности. Вы вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания и т. д. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему курточку, вывернутую наизнанку, застегнутую кофточку. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по ходу дела вы задали вопрос, обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.
Всех родителей интересует, сколько слов должно быть в словаре малыша, какое количество считается нормальным. К двум годам вы можете насчитать 100 слов, которыми активно пользуется ваш наследник. Но их может быть и 300. Это зависит (повторимся) от того, в каких условиях растет маленький человек, окружен ли он вниманием взрослых, стараются ли развивать малыша. Так что следите, пожалуйста, за своей речью, уважаемые взрослые.
Как-то автору этих строк довелось присутствовать при разговоре между родителями чудесного, умненького двухлетнего Сережи и заведующей детскими яслями. Родители, научные работники, милые интеллигентные люди, краснели и бледнели, слушая жалобы на сына, употреблявшего в группе ненормативную лексику в весьма замысловатых комбинациях. Оказалось, что по выходным мальчик навещал дедушку, милейшего, но не чуждого желания расслабиться, человека. Вытравить ядреные словечки из словаря Сережи представлялось задачей архитрудной...
К двум годам гордостью родителей может стать умение ребенка говорить фразы. А вот что касается звуков, тут требования скромнее. Если гласные "а", "о", "и", "у", как правило, произносятся четко, то вот "ы" и "э" вполне могут быть заменены на "и" и "е". Но гораздо более сложную задачу представляют согласные звуки. Ведь для их произнесения требуются активные, четкие, согласованные движения губ, язычка, нижней челюсти, а наш малыш к двум годам еще не полный хозяин этих умений. Большинство звуков, увы, звучат неверно, твердые смягчаются, сложные упрощаются, вы слышите "тям" вместо "там", "сюп" вместо "суп", а уж с "шубой", "рыбой" и "лодкой" вообще творится непонятно что.
Не огорчайтесь, все идет нормально. Вместо сетований вроде "Леша-то уже слово "демонстрация" говорит, а наш..." попробуйте потренировать губы, язычок ребенка. Это совсем нетрудно: гудите, как паровоз, войте, как сирена или волк, разумеется, вместе с малышом. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Просто так облизывать губы неинтересно, а вы посыпьте их ребенку крошками, сахарком, смажьте вареньем. Налепите за верхними зубами катышек хлебного мякиша - пусть снимает язычком. Только помните, что при выполнении таких заданий вам нужно обязательно находиться рядом с ребенком, контролировать его действия, чтобы малыш не подавился и не задохнулся. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к небу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. А уж дуть-то как интересно, и на кораблики из бумаги, и на ватку, и на шарик, и в дудочку.
Не убирайте звучащие игрушки, пусть малыш слушает звуки и угадывает, что звучит. Под силу будет и повторить простое ритмическое постукивание, и попеть, и поговорить то громко, то тихо, то жалобно, то грозно. Обязательно записывайте детские достижения, ведь на ваших глазах происходит масса чудесных превращений и открытий, а вы не только их свидетель, но (хочется надеяться) активный участник, естественный учитель и верный друг.
Итоги:
Итак, к двум годам ваш ребенок:
- Обладает запасом в 200-300 слов.
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.
- Прислушивается к словам и понимает их значение.
- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации.
- Называет предметы, изображённые на картинках.
- Хороню знает своё имя, произносит его.
- Пользуется словами "да", "нет", "еще".
- Выражает просьбу словами, а не только жестами.
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
- Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу").
Развитие речи у ребенка второго года жизни
Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает. А вот говорить... Вам кажется, что говорит он недостаточно много... Все правильно. Понимание обращенной речи, то есть того, что говорят ребенку окружающие, на втором году заметно улучшается. Теперь вы можете быть уверены: ваш малыш понимает, как что называется, знает, как обозначаются разные действия. Ведь и возможности познавать окружающий мир у него сильно возросли. Многие действия малыш уже проделывает вполне осмысленно. Например, при переодевании принимает нужную позу, старается вам помочь. Старайтесь развивать это замечательное стремление, ведь в дальнейшем оно пригодится и вам, и ребенку.
Между тем часто приходится слышать от мам сетования вроде: "Прямо не знаю, что и делать, всюду лезет, все норовит ухватить!" У ребенка вовсю развивается чудесное качество - любознательность. Он уже распрощался с местом "постоянного обитания", то есть детской кроваткой, манежем, теперь к его услугам весь окружающий мир. Конечно, тревоги взрослых естественны. И вот раздается грозное "не трогай", категоричное "не лезь", сердитое "не бери", устрашающее "кому сказала", негодующее "ты что, русский язык не понимаешь"... Понимает, заботливые мамы и обеспокоенные бабушки. В том-то и дело, что понимает, поэтому попробуйте-ка не одергивать малыша поминутно, а поощрять его изыскания.
Безусловно, о безопасности забывать не стоит, просто приберите с глаз на время такие мелочи, как ножи, ножницы, иглы. Лучше понадежнее припрятать лекарства, бытовую химию, убрать с видных (и легко достигаемых маленьким изыскателем) мест посуду, стекло.
На логопедический прием однажды пришла мама с полуторагодовалой девочкой. Мама была обеспокоена отсутствием речи у ребенка и полна тревожных мыслей о развитии дочки. За первые десять минут беседы она сделала ребенку, по примерным подсчетам логопеда, около тридцати ограничивающе-одергивающих замечаний, хотя малышка не предпринимала никаких требующих этого действий. Она просто не в силах была сидеть все время прямо, сложив руки на коленях, а также несколько раз поворачивала голову. Для того, чтобы привлечь ее внимание, а кроме того, хотя бы на некоторое время освободить от недреманного контроля, логопеду пришлось уединиться с ребенком под столом, где, наконец, и удалось пообщаться...
Будьте осторожны, если в доме разбросаны монеты, кольца, значки. Автору этих строк доводилось быть свидетелем нескольких драматических историй, которые случились с малышами, проглотившими кто обручальное колечко, кто пятак (в годы застоя это была объемистая монета). Только высочайшее мастерство ЛОР-врача позволило извлечь инородные предметы без операции... Но мы уверены, что с вашим малышом ничего подобного не произойдет, ведь вы умеете приглядывать за ребенком и не ограничиваете его тягу к новым знаниям.
Малыш и сам уже довольно уверенно двигается и пробует тащить, толкать и передвигать разные предметы. Иногда даже пытается отфутболить мячик, открывая для пап широкое поле деятельности.
Активный ребенок активно говорит. Тут уж вам, родители, бабушки, дедушки, и карты в руки, поскольку вы - пример для подражания. Ребенок прежде всего будет подражать именно вашим звукам, жестам и словам. Этот процесс ему очень нравится. Не удивляйтесь, если он будет одним словом (слогом, звуком) обозначать несколько предметов, между которыми есть что-то общее. Например, мальчик одного года и двух месяцев от роду называл и воду, и чай, и дождь коротко и ясно: "дуф". Он очень любил купаться и достаточно трудное для своего возраста и возможностей слово "душ" использовал для обозначения практически всего, что течет.
Несмотря на естественность подобных явлений помните: ваша задача состоит в том, чтобы сопровождать словами по возможности все свои действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь. Ведь вы же хотите, чтобы ваш активный малыш владел активной речью.
Когда малыш произносит слово самостоятельно? Прежде всего тогда, когда что-либо производит на него впечатление, способствующее запоминанию. Например, определенная ситуация, обстоятельства, в которых ребенок радуется, внезапно видит какую-нибудь знакомую вещь, узнает яркую, красивую картинку, животное. Услышав слово, произнесенное малышом, задайте ему вопрос: "Что ты увидел?" или "Кого ты узнал?" Очень может быть, что слово, которое вы жаждете услышать, будет немедленно повторено. Но если нет, не приставайте и не мучайте ребенка. Все придет. Пусть вас не смущает, что звучит слово не очень четко, не хватает какого-либо звука или слога. Это в пределах возможностей малыша. Он не только повторяет, но и изобретает, "пробует на вкус" новые звуки и комбинации звуков. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок изобретет совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.
Одна девочка, например, стала употреблять непонятное для родных и близких грозное слово "диба", уточнить подлинное, конкретное значение которого не удалось ни тогда, ни много-много лет спустя, когда девочка выросла и стала учить разговаривать других детишек, а также их родителей. Таинственная "диба" даже осталась в детских стишках символом чего-то если не страшного, то, по крайней мере, опасного:
Диба, диба, диба - я
Диба Анечку дия!
Что, видимо, означало описание того, как "диба" взяла Анечку. Анечке во времена появления "дибы" как раз шел второй год. Тайна "дибы" не раскрыта и поныне...
Как нужно относиться к таким словесным новообразованиям? Естественно. Не стараться закреплять, но и не препятствовать появлению. И уж, конечно, ни в коем случае не сюсюкать, искуственно коверкая свою речь под детский лепет. Дети великолепно чувствуют любую фальшь, в том числе и речевую и не будут стараться откликаться на тетенькино-дяденькино "масю-сю"...
Замечательно, если вы создаете для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать что-либо и словом подтверждать свой выбор. Разложите перед ним несколько игрушек и предложите взять одну, называя ее. Не надо демонстрировать при этом изобилие, игрушек должно быть не более 4-5. Иначе малышу будет трудно сосредоточиться и тем более связать предмет со словом, его обозначающим.
К году и трем-четырем месяцам ждите, что ребенок начнет выполнять не очень сложные поручения. Проследите, чтобы они не были многоступенчатыми.
Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году малышу хорошо бы произносить около 10 слов. Так написано в книжках и учебниках. Но у Пети 15 слов, а у Насти - 7. Все люди разные, как ни банально это звучит. И дети тоже. Не спешите делать выводы. Между прочим, быстрота, с которой ребенок овладевает словом, да и речью вообще, зависит от вас, уважаемые взрослые, от того, как вы ведете себя с малышом, сколько времени отдаете общению с ребенком.
Разговаривайте со своим ребенком не "сверху вниз", а на одном уровне. Что это значит? Представьте себе такую картину: в большой комнате, на ковре, в окружении игрушек, возится малыш лет полутора. На диване сидит мама и смотрит, ну и, конечно, что-то говорит малышу. Он поднимает голову и как-то реагирует.
Мама! Сползите, пожалуйста, на ковер! Поиграйте и поговорите с ребенком на его уровне! Поползайте на четвереньках, посидите на ковре, полежите на боку. Вы будете на одном уровне с маленьким человечком. Вы будете смотреть ему в глаза и играть на уровне его рук. Не надо сидеть на ковре постоянно. Это, конечно, для взрослого несколько неудобно. На диване несравненно лучше. Но проведите все-таки на ковре некоторое время. Результат, который получается от "коверного" труда, всегда искупает неудобства. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...
Действия, которые ребенок проделывает с игрушкой, предваряют появление и усвоение слов. Малыш не просто рассматривает игрушку, не только крепко держит ее, он с ней манипулирует. Чем больше действий проделывает он, тем будет более разговорчив. Сама игра тоже становится богаче.
А вам интересно? Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь - из топора каши не получится. Надо добавить радости от общения, искреннего интереса и любви. Позволим себе еще раз повториться: любви никогда не бывает слишком много...
Вы взяли в руки игрушку. Пусть это будет что-то естественное, симпатичное. Допустим, медвежонок, только лучше не зеленый. Лучше коричневый. Коричневые все-таки встречаются значительно чаще, чем зеленые. Покажите мишку малышу, продемонстрируйте, как мишка "ходит", "спит", "пляшет". Пусть малыш обратится к мишке, позовет его (а вы подскажите, как позвать). И отдайте игрушку. У ребенка появится возможность действовать, произносить звуки, слова, обращения, причем вы активно отвечаете, реагируете, откликаетесь.
Дети очень любят, когда озвучиваешь для них предметы и игрушки. На втором году малышам уже в некоторой степени доступна интонация и они прекрасно понимают, что волк говорит грубым голосом, а заяц тоненьким голоском. Более того, малыши пытаются это повторить.
"Волшебный мешочек", который вы сотворили раньше, не торопитесь выбрасывать, он еще пригодится. Теперь можно не только показывать и находить игрушку, но и давать о ней определенную информацию: где живет мишка, что ест, какие у него повадки. Малышу можно уже предложить для сравнения пару игрушек, например, двух мишек разной величины.
Отлично, если вы, призвав на помощь дремлющее актерское дарование, попытаетесь изобразить, представить какую-либо игрушку или зверя. Вспоминается одна молодая бабушка, которая замечательно умела имитировать множество звуков, среди них совершенно фантастические, в частности, групповое мычание коров и грохот падающих камней, чему со страстью учила внука и преуспела в этом настолько, что двухлетний ребенок предпочитал звуки словам... Справедливости ради заметим, что после общения с логопедом все силы бабушки были брошены на развитие речи, что также увенчалось успехом.
На втором году жизни малышам очень нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Конечно, вы их называете ребенку. Только прячьте игрушки не особенно хитроумно, ведь действия малыша должны непременно закончиться победой, то есть положительным результатом. С удовольствием ребята выполняют просьбы подать, показать что-либо, хотя порой, видя, с каким трудом малыш тащит здоровенного игрушечного зайца, едва удерживаешься от желания вскочить и донести ношу самостоятельно.
Итак, на втором году жизни словарный запас, или количество слов, которыми пользуется малыш, возрастает в три, а то и в четыре раза. Как же это происходит? Очень просто: мы используем все возможности для узнавания и запоминания новых слов. Например, идем на прогулку. Вокруг столько всего интересного, привлекающего внимание малыша. Проследим, куда смотрит ваш ребенок. А он приметил, как вы думаете, что? Конечно, прежде всего то, что движется. Это автобус, человек, тачка... Констатируйте, констатируйте: "Смотри, Надя, машина едет. Вот она остановилась. Снова поехала. Где у машины колеса? Уехала машина". Вы сделали это? Браво. Вы провели грамотный урок.
Объекты, за которыми наблюдает малыш, очень хорошо запоминаются. Попробуйте перед следующей прогулкой проверить это: "Сейчас пойдем гулять и снова увидим машину (погладим кота, покормим птиц)". Будьте внимательны к ответной реакции ребенка, к его впечатлениям. Обязательно демонстрируйте ребенку голоса зверей и птиц, старайтесь, чтобы он повторял за вами и пытался отвечать вам: "Вот кот. Ты знаешь, как он кричит? Мяу! Как кот кричит?" Большая удача, если какой-то звук привлек внимание малыша на ваших глазах, например, залаяла собака: "Ты слышала? Кто это? Это собака. Как она кричит? Ав-ав. Кто кричит ав-ав?" Не торопите ребенка, дожидайтесь его ответа спокойно и доброжелательно.
Однако ведь и недвижущиеся предметы как-то обозначаются. Тем более, если они вокруг нас. Это, конечно, прежде всего родной дом. Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: "Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Что ты видишь на кухне? Это плита. На ней мама готовит еду и т.д.". Не забывайте "вбрасывать" ребенку вопросы. Психологи заметили, что вопросы стимулируют мыслительную деятельность.
Если совсем маленькому ребенку вы задавали вопросы, чтобы привлечь его внимание, то теперь пора добиваться активного ответа. Поэтому отныне у вас для широкого использования имеется не только "Где?", но и "Кто это?", "Что это?". Задали вопрос - не забудьте вытащить и образчик, словечко, обозначающее предмет или действие.
Больше всего в речи у ребенка, конечно же, существительных. Это и понятно, ведь вы с малышом активнее всего осваивали названия всего того, что непосредственно окружает ребенка, то есть игрушек, посуды, частей тела. Для пополнения речи ребенка новыми словами можно использовать картинки. Лучше, если вы приготовите естественные, красочно оформленные, узнаваемые картинки. Постарайтесь избежать сюрреализма или живописи в стиле "модерн", поскольку это может вызвать неожиданные ассоциации...
Никаких особенных приемов работы с картинкой нет. Вы показываете картинку (на первых порах только одну) и просите ребенка: "Ну-ка, Аля, посмотри, вот лягушка. Лягушка квакает: ква-ква. Покажи мне лягушку". Если дело поначалу не ладится, возьмите ручку ребенка и покажите ею на лягушку. Просто отвечать и выполнять неинтересно, поэтому спрячьте картинку. Иногда даже придется побыть лягушкой, попрыгайте вместе, поквакайте. Когда малыш справится, вы можете дать ему вторую картинку, ну, а потом обе вместе. Но не переусердствуйте. Увеличивайте их количество постепенно. Более 7-8 картинок показывать одновременно не нужно, ведь возможности малыша пока ограничены, и нельзя перегружать его внимание. Картинки, на которых нарисованы предметы, называются предметными, с них-то и начинайте. Потом уже можно будет приготовить картинки, где знакомые предметы (или живые объекты) действуют.
Вот так вы будете способствовать усвоению ребенком не только названий предметов, но и действий, ведь малыш уже начинает пользоваться и глаголами. Картинка очень удобна, потому что при ее использовании мы можем вводить множество новых слов, не только названий предметов, но и обозначений величины, формы, цвета, состояния: "Посмотри, вот большой еж, а вот маленький. Покажи маленького ежа. Это какой еж?", "Видишь, собачка ест. А эта собачка что делает? А эта собачка спит. Покажи, где собачка спит. Что она делает?"
С полутора лет на радость родителям ребенок начинает пользоваться предложениями. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: "Мама, бум-бум". Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырех.
Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок порадует родителей года через три, о предлогах и союзах вообще думать рано, но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно активнее читать книжки.
Сразу же хочется предупредить родителей: будьте внимательны при покупке литературы для детей. Есть много замечательных книг, на которых выросло не одно поколение. Их содержание не устареет никогда, потому что, во-первых, они написаны талантливыми людьми, знающими психологию малышей, а, во-вторых, они написаны с любовью. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть, чтобы малыш понимал содержание. Иллюстрации - это тоже очень важно. Полуторагодовалый ребенок уже пытается переворачивать страницы, и это здорово, особенно, если при этом он еще и рассматривает картинки.
Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении (пусть это бывает как можно чаще), читайте выразительно и не торопитесь. Попробуйте предложить ребенку самому выбрать книжку (он может ориентироваться на знакомые или интересные картинки).
В первое время для чтения вполне достаточно и пяти минут, ну, а дальше действуйте по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Улучите момент, когда малыш займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Замечательно, если по ходу чтения ребенок будет договаривать последний звук, слог, слово. Это может быть лепетный вариант или что-нибудь вроде "мяу" в чудесной истории В. Сутеева "Кто сказал "мяу"".
Дети с удовольствием озвучивают "Путаницу" К. Чуковского. Попробуйте попросить ребенка изобразить кого-нибудь из героев рассказа или стишка по ходу чтения или продемонстрировать действия персонажа, а затем назвать, кто это был, что делал.
- Как пищат у нас цыплятки?
- Пик-пик-пик! Пик-пик-пик.
- Как они играют в прятки?
- Прыг-прыг- прыг! Прыг-прыг-прыг.
- Как по лужицам шагают?
- Плюх-плюх-плюх! Плюх-плюх-плюх.
- Как на солнце загорают?
- Ух-ух-ух! Ух-ух-ух.
- За зерно как будут драться?
- Дай-дай-дай! Дай-дай-дай.
- Как орла они боятся?
- Ай-ай-ай! Ай-ай-ай.
- Червячка они как тянут?
- Так-так-так! Так-так-так.
- Как с порога прыгать станут?
- Бряк-бряк- бряк! Бряк-бряк-бряк.
Так пищат цыплятки наши:
- Пик-пик-пик! Пик-пик-пик.
Так все крылышками машут:
- Фык-фык-фык! Фык-фык-фык.
(Л. Станчева)
Ни в коем случае не препятствуйте использованию жестов, с их помощью малышу легче выразить свои мысли, переживания.
Лучше всего речь развивается в деятельности, поэтому не забывайте и о практических умениях малыша. Показывая, как и что нужно делать, а дел-то уйма: собирать сборные игрушки, строить и конструировать, сортировать и т. п., вы рассказываете о порядке действий. Комментируем все-все. Даже если что-то не вышло, говорим и об этом: "Сейчас мы с тобой построим башенку. Что мы построим? Вот, кладем кубик на кубик. Теперь еще один. Ой, посмотри, упал. Что упало? Что случилось с кубиком? Он..."
При этом ребенок не только учится понимать вашу речь, но и пытается проговорить услышанное слово. Ловите такие моменты и помогайте вопросами.
Для развития речи, как мы уже говорили, нужно использовать каждый удобный случай. Не является исключением и время еды. Вы называете ребенку, что он ест, объясняете, как нужно есть, держать ложку, вилку. Есть еще несколько способов с максимальной отдачей использовать кормление, их список вы, конечно же, сможете расширить сами.
Важное слово "хочу", а равно и "не хочу" органично вписывается в развивающий речь процесс. В ответ на вопрос "Ты хочешь есть?" хорошо бы получить в лучшем случае "хочу", ну, а на худой конец, "да" или "нет". Бесспорным успехом будет усвоение слова "еще", которое вам нужно обязательно ввернуть, если вы видите, что малыш желает добавки. "Тебе еще?" и "Дать тебе еще?" будут ключевыми вопросами. Заветная цель, произнесение их ребенком, достигается далеко не сразу. Следует закреплять это слово и в других ситуациях, связанных с нехваткой и добавлением чего-либо.
Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле деятельности. Вы вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания и т. д. Попробуйте чуть-чуть спровоцировать малыша, предложив ему курточку, вывернутую наизнанку, застегнутую кофточку. Понаблюдайте за реакцией, а затем не забудьте озвучить все свои действия. Если по ходу дела вы задали вопрос, обязательно дождитесь ответа, не перебивайте и не затыкайте рот ребенку. Это не по душе не только взрослым, но и детям.
Всех родителей интересует, сколько слов должно быть в словаре малыша, какое количество считается нормальным. К двум годам вы можете насчитать 100 слов, которыми активно пользуется ваш наследник. Но их может быть и 300. Это зависит (повторимся) от того, в каких условиях растет маленький человек, окружен ли он вниманием взрослых, стараются ли развивать малыша. Так что следите, пожалуйста, за своей речью, уважаемые взрослые.
Как-то автору этих строк довелось присутствовать при разговоре между родителями чудесного, умненького двухлетнего Сережи и заведующей детскими яслями. Родители, научные работники, милые интеллигентные люди, краснели и бледнели, слушая жалобы на сына, употреблявшего в группе ненормативную лексику в весьма замысловатых комбинациях. Оказалось, что по выходным мальчик навещал дедушку, милейшего, но не чуждого желания расслабиться, человека. Вытравить ядреные словечки из словаря Сережи представлялось задачей архитрудной...
К двум годам гордостью родителей может стать умение ребенка говорить фразы. А вот что касается звуков, тут требования скромнее. Если гласные "а", "о", "и", "у", как правило, произносятся четко, то вот "ы" и "э" вполне могут быть заменены на "и" и "е". Но гораздо более сложную задачу представляют согласные звуки. Ведь для их произнесения требуются активные, четкие, согласованные движения губ, язычка, нижней челюсти, а наш малыш к двум годам еще не полный хозяин этих умений. Большинство звуков, увы, звучат неверно, твердые смягчаются, сложные упрощаются, вы слышите "тям" вместо "там", "сюп" вместо "суп", а уж с "шубой", "рыбой" и "лодкой" вообще творится непонятно что.
Не огорчайтесь, все идет нормально. Вместо сетований вроде "Леша-то уже слово "демонстрация" говорит, а наш..." попробуйте потренировать губы, язычок ребенка. Это совсем нетрудно: гудите, как паровоз, войте, как сирена или волк, разумеется, вместе с малышом. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Просто так облизывать губы неинтересно, а вы посыпьте их ребенку крошками, сахарком, смажьте вареньем. Налепите за верхними зубами катышек хлебного мякиша - пусть снимает язычком. Только помните, что при выполнении таких заданий вам нужно обязательно находиться рядом с ребенком, контролировать его действия, чтобы малыш не подавился и не задохнулся. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к небу. Учите сплевывать ниточку, бумажку. А уж дуть-то как интересно, и на кораблики из бумаги, и на ватку, и на шарик, и в дудочку.
Не убирайте звучащие игрушки, пусть малыш слушает звуки и угадывает, что звучит. Под силу будет и повторить простое ритмическое постукивание, и попеть, и поговорить то громко, то тихо, то жалобно, то грозно. Обязательно записывайте детские достижения, ведь на ваших глазах происходит масса чудесных превращений и открытий, а вы не только их свидетель, но (хочется надеяться) активный участник, естественный учитель и верный друг.
Итоги:
Итак, к двум годам ваш ребенок:
- Обладает запасом в 200-300 слов.
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.
- Прислушивается к словам и понимает их значение.
- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации.
- Называет предметы, изображённые на картинках.
- Хороню знает своё имя, произносит его.
- Пользуется словами "да", "нет", "еще".
- Выражает просьбу словами, а не только жестами.
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
- Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу").
Е
"Егоза"
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.
чуть со стула не упала.
Всем приветики.
Мы тут, живы - здоровы. Правда без приключений не обходится.
Например вчера вызывали скорую, но она так и не приехала за час (хотя ребёнку), и поехали мы в травма-пункт. Сидел значит Игорёха с дедом на кухне вечером - пил кефир и решил он коробочку в холодильник поставить. Надо же деду показать что мы самостоЯтельные. Ну и увидел баночку консервную, надо же проверить что там внутри. Ну и палец-то и засунул. вытащил со второго раза. В итоге порезал среднии палец на левой руке, под ногтем и нокоток зацепил. Мы своими силами еле кровь остановали через ЧАС!!! В травме нам сказали что от того, что он плакал давление подскочило и кровь пульсировала. Капец. Ничего не зашивали, пересыпали антисептиком, лейкопластырем и домой отправили. Теперь на кухню вход только на кормление.
и нам фотки показывай с отпуска!!!
кабааааси
"труселя
ну Сережка молодец.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.