Проект Наша новая школа мнение

Проект Наша новая школа мнение
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&b...


24.01.2010, 00:30
Проект "Наша новая школа": мнение члена-корреспондента РАО О.Е. Лебедева
Проект «Наша новая школа» требует от образовательных учреждений нового качественного подхода к обучению и его результатам. О том, что нужно для этого поменять в школьной системе, и почему детям неинтересно сегодня учиться, в интервью РИА Новости рассказывает доктор педагогических наук, профессор, президент Общественного института развития школы, заведующий кафедрой Московской высшей школы социальных и экономических наук Олег Лебедев.


- Олег Ермолаевич, в проекте «Наша новая школа» обозначены пять ее составляющих. Насколько они актуальны? И какой, на ваш взгляд, должна быть наша новая школа?

- Она должна отличаться новым содержанием образования, иной квалификацией педагогических кадров, вниманием к одаренным детям, заботой о здоровье детей, иной учебно-материальной базой, как заявлено и проекте. Это очевидно и понятно, но, на мой взгляд, не раскрывает сущности изменений, которые важно осуществить в системе школьного образования.

Главное отличие новой школы от той, какая у нас сейчас, должно заключаться в ином характере отношений между участниками образовательного процесса.

Мы наблюдаем сейчас опасную тенденцию: отчуждение детей от школы. Все большему их числу в школе неинтересно. По исследованиям, ведущимся в Санкт-Петербурге с 1993 года, в 90-е годы доля их составляла 5% –9%, в 2005 и 2007 годах уже 12% и 21%. Результаты 2009 года будут опубликованы в ближайшее время, но вряд ли ситуация изменилась к лучшему.

Школа утратила позиции монополиста общеобразовательных знаний. Появились новые образовательные институты, новая информационная среда. Многие сведения, которые традиционно давала школа, сейчас можно получить вне ее и более комфортными способами.

Чтобы выйти на новое качество образования, школа должна учесть появление информационной среды и отказаться от принуждения к обучению.

- Но ведь у нас обязательное для всех общее образование…

- Да, и вся советская система образования строилась на идеологии долга. Ребенок обязан учиться в школе - это его долг перед Родиной. Учитель обязан выполнять свой профессиональный долг в любых условиях, даже если школа не обеспечена ресурсами. В результате – смысл приобретаемых знаний ученику может быть далеко не всегда ясен.

Известный педагог Михаил Щетинин проводил однажды опрос в 4 – 10 классах: какие чувства дети испытывают, когда звенит звонок на урок. «Мне радостно» – ответили четверо четвероклассников, более 250 детей сказали: «Мне тревожно». То есть школа выступает, прежде всего, источником неприятностей. Запускается механизм принудительности: учение мне не в радость, а учусь, потому что должен.

- Чем же в таком случае должно быть наполнено образование?

- В Советской педагогической энциклопедии 60-х годов образованием именовался процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Но при таком подходе школа, образно говоря, начинает превращаться в склад стройматериалов. Однако задача не в том, чтобы накопить их, а научить детей строить из них дом.

Сейчас формируется иной взгляд на образование. Под образованием, скорее, понимается процесс развития способностей к самостоятельному решению проблем на основе освоенного опыта.

Есть и методические пути изменений характера образования - то, что называют компетентностным подходом. Чтобы реализовать его, требуются изменения во многих аспектах образовательной системы.

Надо сокращать объем материала, который должен быть непременно изучен, а больше времени отводить на осмысление, упражнения, обсуждения. Должна меняться система оценивания: сейчас она строится на подсчете недостатков, а не на выявлении достоинств в ответе. За всем этим должна стоять иная квалификация учителя и иная оценка его работы.

Это глубокая реформа школьного образования, которую нельзя осуществить одномоментно, она требует поэтапного освоения.

- Когда можно ожидать ее результатов?

- Ее рубежом в соответствии с современной моделью образования станет 2020 год: стратегические планы развития школы рассчитаны до того времени.

В этом году в первый класс пришли дети, которые закончат школу в 2020 году, и если мы хотим добиться изменений, что-то должно меняться для этих детей каждый год.

Должна формироваться ориентация не столько на послушание и исполнительность, сколько на инициативу, самостоятельность, творчество и умение решать те задачи, с которыми встречаются люди в жизни – от самых утилитарных проблем до мировоззренческих.

Школа, которая формировалась как школа долга, должна становиться школой права на образование, права, за реализацию которого в значительной мере отвечает и ученик. Это школа, в которой расширены его возможности – в выборе образовательных программ, собственной образовательной траектории, но вместе с тем и повышена ответственность за этот выбор.

Образование должно приобретать иной смысл: я учусь не потому, что обязан, а потому, что без этого не могу.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
0
Анатолий50
Вот пару мнений, которые мне понравились.

25.02.2010, 16:40 #39
Лариса Дмитрук

К вопросу о мотивации...
Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, "детьми улицы", разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках.

Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в "отстающих". В средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути встретится талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым "дремлющие" возможности детского мозга.

Совершенно необязательно, что жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или ботаникой, но мозг уже начал работать, и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу для которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали о таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко.
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&b...
0
Анатолий50
Там же:

Наталья Рукавишникова
28.02.2010, 23:32 #71
Наталья Рукавишникова

Не все было так плохо в советской системе образования, так как большинство моих коллег получили истинно академические знания по своим предметам именно в советской школе. Конечно, меняется время и новое поколение более коммуникативное, более развито информационно, требует несколько иного подхода к обучению. Но тем неимение роль учителя на уроке, его личностный подход к материалу, его умение учитывать разный уровень социализации детей в классе по-прежнему остается важным. Но глубокую реформу школьного образования, даже если ее проводить поэтапно не возможна при современных реальных требований от учителя.

Когда он должен при сокращенном количестве часов на уроке проявить свое творчество, выявить самостоятельные навыки учащихся в оценивании той или иной позиции, да просто элементарно добиться минимального уровня усвоения, хотя бы базового материала.


Учитель лично не может выбрать общеобразовательную программу, даже элементарно учебник, так как все должно соответствовать федеральному перечню тех программ и пособий, которые на данный момент утверждены Мин. образованием.
Ребенку в среднем звене только одному учителю без поддержки родителей сложно объяснить, что он не может без образования, поэтому нужно учитывать опять-таки социальный аспект того контингента, который приходит в школы. Потому что есть классы, в которые дети отбираются на конкурсной основе. Есть школы, в которых существует норма для зачисления в данное образовательное учреждение. И в данном случае мотивировка идет на престиж того или иного класса и той или иной школы, но никак на престиж образования.


Нельзя сказать, что для многих 11-ов отсутствует мотивировка, но зачастую они ориентированы на получение знаний по тем предметам, которые понадобятся при поступлении в ВУЗ. И опять в данном вопросе главную роль играют родители, исходя из их возможностей, из их понимания, что нужно их ребенку. При этом роль учителя заключается в том, чтобы «натаскать» ребенка к ЕГЭ по нужному предмету.


Если, как планировалось в проекте реформы образования, будут основные предметы, а за другие по выбору родителей и учащихся они будут платить то, с учетом востребованости предметов для поступления в ВУЗ (например, обществознание требуется для многих вузов) многие учителя могут оказаться, не очень то востребованы.


И потом не нужно забывать тот факт, что в любой школе большая роль отводится администрации, которая в свою очередь, подчинена нормативным документам и района и города.
Конечно, в школе есть преподаватели с очень приличным стажем работы, но тем не менее выпускники РГПУ им. А.И.Герцена в очереди на их место не стоят…
0
Анатолий50
А вот мое мнение:

Мне, как деду, больше по душе рассуждения Наталья Рукавишникова
Хотя они и не полные.
Лариса Дмитрук начала за здравие, кончила за упокой.
Сперва привела красочный пример САМО определения в подворотне и к чему это приводит, а в конце призвала к само стоятельному выбору детей без насилия.

Все эти предложения о САМО определении детей с детсада, меня просто бесят. Да дайте им свободу и вы получите ту же подворотню.

Какие способности выявить в начальной школе? О чем вы господа, сколько раз они изменятся за жизнь. Кто лучше вас, лучше ученых из академии знает что потребуется через 10 лет? Зачем это весить на затюканных родителей? Да им деньги считать умеет и больше не надо.

Только имеющее практически применение? Что за вздор несете. Тогда мы никогда в космос больше не полетим и ничего не произведем сами, все эти разговоры имеют практическую ценность для перепродажи китайских шмоток.

Учение это труд, и учитель способен сделать его интересным.
Я то же работаю, но мне это нравится, это доставляет наслаждение и так должно быть, как можно больше.

Поддержка одаренных – бред сивой кобылы, а не «члена-корреспондента РАО.
Это политика партии Единая Россия на экономию бюджета во всем, кроме банкиров и олигархов. Президент, соблюдай Конституцию! По конституции ВСЕ имеют право на образование, а не только одаренные! Все это делается партией Единая Россия только для экономии бюджета.

После передачи образования в автономные учреждения, а в перспективе в частные руки, за все эти «Новые школы» будет платить родитель! Поэтому Президент и так щедро говорит, какой должна быть школа, он её финансировать НЕ БУДЕТ! А указывать родителям, кому то другому, он умеет!


«Школа утратила позиции монополиста общеобразовательных знаний. Появились новые образовательные институты, новая информационная среда. Многие сведения, которые традиционно давала школа, сейчас можно получить вне ее и более комфортными способами.»

Что за бред «члена-корреспондента РАО». Человечество веками шло, что детей надо учить системно в школе, а этот горе выскочка, подлиза Президента, лепечет о какой то
«новая информационная среда»! Это он первоклассника гонит в интернет найти сколько будет 2+2=? Там можно найти и 5! Сколько ребенок будет искать это? Уже сейчас родители за голову хватаются с этими нововведениями в первом классе, найти, что обозначает это слово! Зачем задание задавать родителям?



«- Да, и вся советская система образования строилась на идеологии долга. Ребенок обязан учиться в школе - это его долг перед Родиной. Учитель обязан выполнять свой профессиональный долг в любых условиях, даже если школа не обеспечена ресурсами. В результате – смысл приобретаемых знаний ученику может быть далеко не всегда ясен.»

И это говорит бред «члена-корреспондента РАО»! Да гнать надо таких корреспондентов поганой метлой! Ресурсами должно обеспечить государство! Как банкиров обеспечило в одночасье 200 млрд. дол. А учителю учить, может избрать путь, но конечные цели должны быть определены! Из целого нельзя выбросить, то, что кажется ненужным в данный момент.

Нужно внедрять компьютерное индивидуальное образование, но роль учителя еще возрастет. Без него все это металлолом! Учиться должно быть работой, интересной.

Все это мое личное мнение.
:-D
2 / 2
Ален@.
Вот честно, мое мнение. Чем больше пытаются изменить нашу систему образования, тем хуже она становится. Забыты напрочь все методики. Программы не соответсвуют возрасту и психологическим особенностям детей. Происходит замена обучения простым натаскиванием. Бесконечные доклады и рефераты не дают детям особого развития, потому как тупо качаются из и-нета, зачастую, родители делают за детей работу от 10 до 95%, иначе такой объем ребенку просто не потянуть. Школа все больше переходит на то, что уроки ребенок должен делать с родителями. Но это глупость. Я свой аттестат получила, а сейчас должна учиться с ребенком и за него.
5 / 0
Brend
Так многа букаф мну ни осилить.
:-D
В краце, без искажения фактов можно?
2 / 0
Ален@.
От пользователя Анатолий50
Нужно внедрять компьютерное индивидуальное образование, но роль учителя еще возрастет. Без него все это металлолом! Учиться должно быть работой, интересной.

Вы почему комп как панацею рассматриваете? Ну вот никак не пойму. Ну не нужен он!!!! Кроме как на информатике.
2 / 0
Анатолий50
От пользователя Анатолий50
Все это мое личное мнение.
:-D
—2


А что не понравилось? Поделитесь. А то и с Педсовета просто удалили. Член корреспондент обсуждению не подлежит? :-)
0
Pekatya™
От пользователя Alen@
Школа все больше переходит на то, что уроки ребенок должен делать с родителями. Но это глупость. Я свой аттестат получила, а сейчас должна
учиться с ребенком и за него

во, подписываюсь полностью под этими словами. Не должно быть так, что если ребенок не делает домашнее задание, то он ничего не понимает.
У меня сын по математике не понимает то, что ему объясняет учитель. Только когда я начала с ним заниматься, он начал хоть как-то её понимать.
Это не правильно, не я педагог.
Так же я считаю, что именно учитель должен прививать интерес к школе. Практически все дети хотят в школу, ждут первого сентября как манны небесной. Хотя им объясняешь, что это тяжелый труд, что надо заниматься, надо учиться, надо слушать и понимать. Но что такое? Проходит пол года и былого желания идти в школу уже нет...
2 / 0
Анатолий50
О вас подумали.
В Нашей новой школе, все будет по другому. Задавать задание не будут, перегружать не будут, ученик будет выбирать, что ему учить. Школа - центр досуга для всей семьи. Школа будет отвечать за предоставление услуги учителя, за предоставление класса, раковины. И всех других услуг по калькуляции.
Главное, что бы здоровым вышел из школы.
:-D
0
Марыля
От пользователя Анатолий50
ученик будет выбирать, что ему учить

это уже лишнее
моя выберет только физкультуру и труд

От пользователя Анатолий50
Главное, что бы здоровым вышел из школы.

ой, это не ошибка?
я думала здоровым - из поликлиники
а образованным - из школы ;-)
1 / 0
D2K
От пользователя Анатолий50
Школа будет отвечать за предоставление услуги учителя, за предоставление класса, раковины. И всех других услуг по калькуляции.
Главное, что бы здоровым

Анатолий, мне кажется вас на паталогическом уровне раздражают товарно-денежные отношения. В них нет ничего плохого. Они везде и во всем присутствуют, в той или иной мере.
2 / 0
Ален@.
Многие и сейчас платят неслабые суммы в школу и при поступлении, и еще и ежемесячно. Уж лучше их узаконить и точно знать, на что они тратятся.
1 / 0
Анатолий50
От пользователя D2K
Анатолий, мне кажется вас на паталогическом уровне раздражают товарно-денежные отношения. В них нет ничего плохого. Они везде и во всем присутствуют, в той или иной мере


От пользователя Alen@
Многие и сейчас платят неслабые суммы в школу и при поступлении, и еще и ежемесячно. Уж лучше их узаконить и точно знать, на что они тратятся.


Все бы хорошо, только как это согласуется с Конституцией, где записано образование доступно и бесплатно?

Сейчас платят по желанию, за сверх услуги, меньше наполняемость и пр.

А предлагают платить всем и за конечный результат не отвечать. Ребенок САМ сделал осознанный выбор, что учить. Сказал физкультуру, так тому и быть, это его выбор. Не желает физику и химию? Будет гуманитарием, пусть трудом занимается, это полезно и необходимо в будущей работе. Главное не перегружать ребенка не более 6 часов в день. Ребенку должно быть интересно в школе.
Еще будут развивать компетенции. Не просто знать что то, а уметь применить на практике, найти ответ в интернете, умение работать в группе, в команде.

В программе много лишнего, что не применимо на практике. Наши прошлое образование давало много того, что в обыденной жизни не применимо, это будет отброшено. Перегружать ребенка нельзя. Обучение новому материалу не более 15 минут на уроке.

Как говорят ученые мужи от образования, школа перестала быть главным источником знаний, теперь главное САМО образование с пеленок. Роль учителя изменяется, теперь он направляет самообразование ребенка.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.