К чему приведет смена министров образования и здравоохранения. Как думаете?
А
Ален@.
Собственно, вопрос в теме.
А
Ален@.
Вчера министром образования и науки РФ был назначен Дмитрий Ливанов, до последнего времени занимавший пост ректора МИСиСа - одного из ведущих технических вузов России.
Накануне с Дмитрием Викторовичем встретился корреспондент "РГ". Речь шла о проблемах и перспективах отечественного образования и науки.
Дмитрий Викторович, по опросам, в этом году в технические вузы собираются поступать даже самые слабые троечники. Что вы думаете?
Дмитрий Ливанов: Троечнику нечего делать в инженерном вузе. Это однозначно. А если его куда-то и возьмут, то он будет плохим инженером. Качество приема в вузы - важный вопрос, на который нет простых ответов. Прежде всего, надо повышать мотивацию хорошо подготовленных выпускников идти в технические вузы. Для этого нужно увеличивать там стипендию, допустим, до 10 тысяч рублей в бакалавриате. И активнее привлекать к выплате стипендий работодателей. Одновременно надо повышать уровень преподавания физики и математики в школе. Нужны новые программы и учебники, которые были бы интересны детям.
Учителя в 11-х классах жалуются: школьники забросили предметы, по которым не надо сдавать ЕГЭ. Мол, зачем их учить, если аттестат никакой роли не играет?
Дмитрий Ливанов: Возможность учета среднего балла аттестата в качестве дополнения к ЕГЭ обсуждается. Но не надо забывать, что так уже когда-то было и привело к небывалому росту липовых медалистов. К олимпиадам у меня тоже претензии. На ЕГЭ, в отличие от олимпиад, вы можете что-то оспорить, подать апелляцию, посмотреть базу данных, сравнить свой результат с другими, а в системе олимпиад все это закрыто. Так что действие субъективного фактора очень велико.
Главным критерием отбора все-таки является ЕГЭ. С каждым годом проходной балл в МИСиСе повышается. Например, в прошлом году на специальности "экономика" и "менеджмент" он был 77-80 баллов, на "автоматизацию технологических процессов" - 66. Самый низкий проходной балл был на "технологию художественной обработки металлов" - 59. Самые популярные специальности в этом вузе - связанные с нанотехнологиями и информационными технологиями. Туда принимают 350-400 человек каждый год.
А вы сами школу не с золотой медалью окончили?
Дмитрий Ливанов: Нет. Я учился в 91-й московской школе при РАО, у меня были пятерки по всем предметам, кроме НВП. Так что медаль мне не дали.
Ректоры жалуются, что студенты-высокобалльники часто не подтверждают свои оценки и в среднем с первого курса приходится отчислять до 10 процентов. В МИСиСе как ?
Дмитрий Ливанов: Претензий к абитуриентам, которые поступили с высокими баллами, у меня нет. Хотя разница между теми, кто пришел с 80 баллами и с 60, конечно, чувствуется. Но к третьему курсу студенты обычно выравниваются. Однако до выпуска доходит только 50 процентов поступивших. Если человек не справляется с задачами, которые перед ним стоят, мы вынуждены отчислять. И никаких упреков по этому поводу никогда не слышали. Другое дело, что, теряя студентов, вуз проигрывает и в финансировании. Каждый год МИСиС выпускает 1000 человек, 600 из них - инженеры и технологи, и все они находят работу. Предприятиям очень нужны кадры, но такие, которые не надо доучивать или переучивать, которые готовы к работе без дополнительных усилий со стороны работодателей.
- В Москве, как известно, металлургических предприятий нет. Чем выпускника столичного вуза заманить в Липецк или Кемерово?
Дмитрий Ливанов: Такова нынешняя ситуация - люди экономически мотивированы на то, чтобы остаться в столице. И к этому надо относиться нормально. Пусть Москва готовит техническую, творческую элиту, но это по определению небольшое количество людей. Сегодня, к примеру, инженеров нам надо не так уж и много. При этом мест в вузах у нас в три раза больше, чем было тогда. Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его.
Раздаются предложения: закрыть треть вузов. Вы согласны?
Дмитрий Ливанов: Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест.
Накануне с Дмитрием Викторовичем встретился корреспондент "РГ". Речь шла о проблемах и перспективах отечественного образования и науки.
Дмитрий Викторович, по опросам, в этом году в технические вузы собираются поступать даже самые слабые троечники. Что вы думаете?
Дмитрий Ливанов: Троечнику нечего делать в инженерном вузе. Это однозначно. А если его куда-то и возьмут, то он будет плохим инженером. Качество приема в вузы - важный вопрос, на который нет простых ответов. Прежде всего, надо повышать мотивацию хорошо подготовленных выпускников идти в технические вузы. Для этого нужно увеличивать там стипендию, допустим, до 10 тысяч рублей в бакалавриате. И активнее привлекать к выплате стипендий работодателей. Одновременно надо повышать уровень преподавания физики и математики в школе. Нужны новые программы и учебники, которые были бы интересны детям.
Учителя в 11-х классах жалуются: школьники забросили предметы, по которым не надо сдавать ЕГЭ. Мол, зачем их учить, если аттестат никакой роли не играет?
Дмитрий Ливанов: Возможность учета среднего балла аттестата в качестве дополнения к ЕГЭ обсуждается. Но не надо забывать, что так уже когда-то было и привело к небывалому росту липовых медалистов. К олимпиадам у меня тоже претензии. На ЕГЭ, в отличие от олимпиад, вы можете что-то оспорить, подать апелляцию, посмотреть базу данных, сравнить свой результат с другими, а в системе олимпиад все это закрыто. Так что действие субъективного фактора очень велико.
Главным критерием отбора все-таки является ЕГЭ. С каждым годом проходной балл в МИСиСе повышается. Например, в прошлом году на специальности "экономика" и "менеджмент" он был 77-80 баллов, на "автоматизацию технологических процессов" - 66. Самый низкий проходной балл был на "технологию художественной обработки металлов" - 59. Самые популярные специальности в этом вузе - связанные с нанотехнологиями и информационными технологиями. Туда принимают 350-400 человек каждый год.
А вы сами школу не с золотой медалью окончили?
Дмитрий Ливанов: Нет. Я учился в 91-й московской школе при РАО, у меня были пятерки по всем предметам, кроме НВП. Так что медаль мне не дали.
Ректоры жалуются, что студенты-высокобалльники часто не подтверждают свои оценки и в среднем с первого курса приходится отчислять до 10 процентов. В МИСиСе как ?
Дмитрий Ливанов: Претензий к абитуриентам, которые поступили с высокими баллами, у меня нет. Хотя разница между теми, кто пришел с 80 баллами и с 60, конечно, чувствуется. Но к третьему курсу студенты обычно выравниваются. Однако до выпуска доходит только 50 процентов поступивших. Если человек не справляется с задачами, которые перед ним стоят, мы вынуждены отчислять. И никаких упреков по этому поводу никогда не слышали. Другое дело, что, теряя студентов, вуз проигрывает и в финансировании. Каждый год МИСиС выпускает 1000 человек, 600 из них - инженеры и технологи, и все они находят работу. Предприятиям очень нужны кадры, но такие, которые не надо доучивать или переучивать, которые готовы к работе без дополнительных усилий со стороны работодателей.
- В Москве, как известно, металлургических предприятий нет. Чем выпускника столичного вуза заманить в Липецк или Кемерово?
Дмитрий Ливанов: Такова нынешняя ситуация - люди экономически мотивированы на то, чтобы остаться в столице. И к этому надо относиться нормально. Пусть Москва готовит техническую, творческую элиту, но это по определению небольшое количество людей. Сегодня, к примеру, инженеров нам надо не так уж и много. При этом мест в вузах у нас в три раза больше, чем было тогда. Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его.
Раздаются предложения: закрыть треть вузов. Вы согласны?
Дмитрий Ливанов: Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест.
Н
НадеждаYou
Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей.
А я-то надеялась, что сыновья пойдут в ВУЗы учиться. Миллионов нам не найти на высшее образование.
Н
НадеждаYou
Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования
И где он нашел "всеобщее бесплатное" высшее образование?
А
Ален@.
Я пока с надеждой думаю, что речь шла конкретно о его университете и конкретной ситуации. Иначе совсем тоскливо.
Н
НадеждаYou
Я пока с надеждой думаю, что речь шла конкретно о его университете и конкретной ситуации
Ой, что-то я сомневаюсь
Р
РиКузя
А я-то надеялась, что сыновья пойдут в ВУЗы учиться. Миллионов нам не найти на высшее образование.
Надь, если захотят учиться - пойдут
Конечно, есть специальности, на которые и сейчас очень ограниченный бюджетный прием. Ежели они выберут такую - тогда или платить, или не идти на неё. Сегодняшний пример - журналистика в универе и PR-технологии. Там нереально попасть на бюджет. На PR-технологиях было 5 мест и их сразу же заняли льготники.
Про специальности где бюджетный набор от 50 человек. Я считаю, что поступить вполне реально, если ребенок ответственно учится в не самой отстойной школе (либо родители понимают "стоимость" оценок и корректируют знания ребенка самостоятельно или через репетиторов).
В прошлом году отслеживала, как поступали наши. Вот кто учился в школе САМ - все прошли на бюджет, причем во вполне приличные вузы.
А
Ален@.
Про специальности где бюджетный набор от 50 человек. Я считаю, что поступить вполне реально, если ребенок ответственно учится в не самой отстойной школе (либо родители понимают "стоимость" оценок и корректируют знания ребенка самостоятельно или через
репетиторов).
Так пока и не сократили количество бюджетных мест. И еще не забывай, что эти 2 года были провальными в демографическом плане. У наших уже более жесткая конкуренция, их больше. А мест все меньше.
Ну и не хочется же выбирать специальность исходя из количества бюджетных мест и шансов на них попасть.
Н
НадеждаYou
Про специальности где бюджетный набор от 50 человек.
А когда количество этих специальностей сократят в 2 раза? Вообще сложно будет попасть, если ты не медалист и т.п.
Р
РиКузя
А когда количество этих специальностей сократят в 2 раза?
Я же написала "от 50". Так-то есть специальности (только технические, правда), где в прошлом году бюджетный набор был 120 человек. А были и по 15 (на радиофаке).
Тут как повезет В смысле, что выберет ребенок.
если ты не медалист
Медаль не влияет вообще никак.
Точнее, влияет в единственном случае: если на одно место претендуют несколько человек с одинаковыми баллами. Вот тогда начинается подсчет заслуг - медалей, дипломов, грамот и т.д.
Надь, твои мальчишки хорошо учатся. У них есть склонность к технике. Если эту их склонность поддерживать и направлять, то всё сложится удачно - через шесть лет технические специалисты будут нужны не меньше, чем сегодня
и
интарика
их больше.
в 2,5 раза вместо двух классов в параллели - пять
а если в 3 раза сократить места то шансы уменьшатся в7,5 РАЗ
то есть - никаких
А
Ален@.
Может пока школу закончим еще пяток министров сменят?
Неизвестно, что лучше, череда бесконечная или один на месте.
Я, все же, думаю, что говорил он именно о технических ВУЗах, что ВУЗы типа мед и пед не затронут такие изменения.
Кое в чем я согласна. Юристов, психологов и бухгалтеров сейчас готовят все, кому не лень. ВУЗов, как продуктовых магазинов, в каждом доме развелось. Качество высшего образования падает. Заплатил - и учись кое-как, не выгонят все равно, ВУЗу деньги нужны. Получается, что для поднятия качества образования нужно увеличивать количество бесплатных мест, а вот оставшиеся платные можно сделать дороже. На бесплатные все равно будет высокий конкурс, поступившие таким образом будут учиться, а не дурака валять. Ну и надо пересматривать количество льготников.
А
Ален@.
Для технаря почти пофиг, где брать вышку..
Франция недешево обойдется, даже при бесплатном образовании.
Про Чехию тоже все чаще думаю.
Франция недешево обойдется, даже при бесплатном образовании.
а вот хз..
знакомый мальчик (уже взрослый) увлекался языком и культурой, участвовал в акцих Альянс францеза, в программах обмена.. ну и поступил учиться. дык на жилье и продукты - как у нас..
понятно, что искал эконом-варианты..
Опять же, мы два года назад туда прокатились.. Если не идти туристическим маршрутом с дорогими отелями и ресторанами, то бюджетнее нашего юга вышло..
А если на длительный срок.. Имхо - реально.
В чехию сложнее, Альянс Франсез имхо вариает..
А в Чехии я не была. не знаю.. Но кто туда уехал - платил посредникам, год платил за курсы языка, за жилье тоже недешево..
[Сообщение изменено пользователем 23.05.2012 10:23]
А
Ален@.
вместо двух классов в параллели - пять
У нас уже 3 года до первого "И" набирают. Сколько это в параллели? А наших 6, до "Е" класса.
А
Ален@.
А в Чехии я не была. не знаю.. Но кто туда уехал - платил посредникам, год платил за курсы языка, за жилье тоже недешево..
Ну здесь сдавать, там снимать, как вариант.
А
Ален@.
С ребенком в Чехию.
Я б уехала. Да у меня обе специальности не нужные и неприменимые в другой стране, к сожалению.
Я б уехала. Да у меня обе специальности не нужные и неприменимые в другой стране, к сожалению.
c
cheburashko
По поводу министра образования: у меня создалось впечатление, что он давно живет в какой-то своей реальности, и возвращаться не собирается.
А
Анатолий50
Ничего не изменится.
А
Ален@.
нереально. гражданства нет, разрешен я на работу нет
Так и пишу УЕХАЛА БЫ. Мечтаю.
Ничего не изменится.
Ни в лучшую, ни в худшую сторону?
c
cheburashko
Скорее всего, будет продолжение политики предыдущего. Посмотрите, какой пост сейчас у предыдущего министра. Там у них просто произошла "ротация властных хм...." (с) Бо
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.