Как заставить ребенка учиться?

Любопытная статья из Сноба, случай из практики (начало дискуссии тут: http://www.snob.ru/selected/entry/4016)

? Мы дома уже исчерпали все резервы, поэтому решили обратиться к специалисту, ? энергично сказала мать и рубанула воздух ребром ладони. ? Скажите, как мы можем заставить его учиться?

Я оглядела рослого и крепкого на вид мальчишку лет десяти, внешне очень похожего на мать, и пожала плечами:

? Заставить? Да никак не можете. Есть такая поговорка: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Это правда.

? Что же нам делать? ? мать опустила руки на колени и понурилась. ? Его выгонят из школы?

? Сами виноваты: разбаловали, ? вступила в разговор молчавшая до сих пор бабушка. ? Часто болел, жалели, все было можно. Я дочери говорила: с самого начала драть надо было за непослушание как сидорову козу, и все было бы в порядке. Мы в деревне в школу за три километра каждый день бегали, и никто нас не подгонял, взрослые засветло на ферму, а мы ? печь растопи, воды принеси?

? Погодите, погодите? ? вполне ?домостроевская?, хотя и выросшая в советской деревне бабушка явно уводила наш разговор от темы. ? Давайте вернемся к Жене. Обстоятельства сложились так, что ему не надо по утрам топить печь и носить воду?

? Вот! ? бабушка подняла крючковатый палец, видимо, услышав в моих словах поддержку своей позиции.

? Дайте мне Женину медицинскую карту и расскажите все с самого начала, ? попросила я мать. ? Особенно про первый год жизни ребенка. Вы тогда высыпались?

? Да какое там! ? махнула рукой мать. ? Он то и дело просыпался и орал как резаный. Врачи говорили: зубки, животик? Потом, когда мы с мужем разбежались, все прошло. Стал спать хорошо. И сейчас так спит ? в школу не добудиться, приходится водой брызгать?

Я нашла в карточке Жени интересующую меня запись невролога ? ПЭП (перинатальная энцефалопатия, в нынешней классификации ее обозначают как ППЦНС ? перинатальное поражение центральной нервной системы). Надо думать, что это произошло оттого, что ребенок родился крупным ?головастиком? ? больше четырех килограммов весом.

До школы все было неплохо. Женя ходил в ясли, потом в обычный детский сад. Там считался в меру драчливым и непоседливым, но воспитательницы его любили, потому что он всегда первым откликался на любую игру и был готов помочь ? расставить стульчики, унести или принести коробки с игрушками. В школе проблемы начались с первого класса: учиться Жене не понравилось с самого начала.

? Пригрозишь, что телека вечером не будет ? сядет за уроки уже под вечер и сделает тяп-ляп за пару минут, а чтобы постараться ? такого вообще не было, ? рассказывала мать.

На уроках Женя отвлекался, болтал, пускал бумажных голубей, пропускал все объяснения учительницы, а потом не мог выполнить задания. С одноклассниками то дрался, то дружил, но никогда не жаловался. А про школу однажды еще в первом классе сказал: неинтересно мне учиться, не буду я туда ходить. Мать отмахнулась от ?этих глупостей? и приступила к ежедневной битве ? усаживанию сына за уроки.

К третьему классу вопрос стоял острее некуда: у Жени были двойки за все контрольные по русскому и математике. Учительница, которая вначале говорила, что мальчик соображает вполне по возрасту, теперь настоятельно советовала: забирайте, он не усваивает программу, потому что попросту ничего не делает на уроках, я не могу его заставить, у меня еще 29 детей.

? Я учительницу понимаю: у нас он один, так мы тоже заставить не можем, ? качает головой бабушка.

? Все пробовали? ? спрашиваю я.

? Все! ? уверенно говорит мать. ? Упрашивала. Плакала. Орала. Договоры составляли (это мне соседка посоветовала, она в книжке прочла). С ремнем рядом стояла. Компьютер на месяц выключала и телевизора лишала. К друзьям на двор не пускала. Ничего!

Быстренько тестирую Женю. Интеллект, как я и ожидала, в пределах нормы. Единственный ?дефект? ? истощаемость внимания...

? Вы все время пытались его чего-то лишить, ? говорю я. ? Теперь для разнообразия попробуем добавить. Но! При этом нужно убрать все, что уже было и доказало свою неэффективность?

? И тряпку? ? внезапно встревает в разговор Женя.

? И тряпку, ? твердо говорю я, не очень понимая, о чем идет речь, но индукционно, от мальчика, проникаясь ненавистью к этой самой тряпке. ? Женя по-прежнему готов ?расставлять стульчики и носить коробки??

? Да, да, ? кивает бабушка. ? Если со мной в магазин, сумки принести, или пропылесосить, или с собакой погулять, или даже прибить чего ? тут у нас с ним никаких ссор не бывает, он всегда готов!

?Черт побери, жил бы он в той бабкиной деревне ? топил бы по утрам печь и бегал в ту же школу как миленький?, ? думаю я.

Пишу записку учительнице, ставлю печать.

? Делаете вместе какой-нибудь не глобальный ремонт в квартире, ездите в лес жарить сосиски (возьмите парочку Жениных одноклассников), идете в аквапарк? Что вы сами-то любите?

? Когда-то рисовать любила, ходила в художественную школу?

? Отлично! Значит, вместе придумываете и рисуете смешные комиксы про школу и нерадивого ученика Петю.

? И девочку еще, отличницу, и ихнюю собаку, ? добавляет Женя. ? И кота с помойки.

? Да-да, ? киваю я. Мне уже хочется посмотреть получившуюся историю.

? А уроки-то? ? тянет шею бабушка. ? Уроки?!

? Уроки тяп-ляп делает сам Женя. Чего непонятно, спрашивает. Вы всегда на его стороне. Помогаете вовсю. Что-то (механическое) можно даже сделать за него. У него дефицит и истощаемость внимания. Не боритесь, например, за заполнение дневника или аккуратное оформление чего-то, сделайте это сами?

? На шею сядет?

? Не сядет. Вы же будете вместе, а не против него. Он сейчас еще не понимает, зачем учиться тому, что неинтересно. Но он готов помочь вам в домашних делах и также охотно разделит с вами школьные задания, если вы признаете, что это ваше общее дело и вам оно сейчас нужно даже больше, чем ему. В дальнейшем, если все пойдет хорошо, ситуация изменится на противоположную?

* * *

Учительница, которой нужно было учить 30 детей, охотно загрузила Женю ?общественными? делами. Он носил пособия, переставлял все те же стулья, строил класс перед входом в столовую и даже (по моему отдельному совету матери) обучился подавать учительнице пальто, когда они с классом ездили на экскурсии. Приключения хулигана Пети и отличницы Маши (и их собаки!) получали почти ежедневное продолжение. Женины друзья принимали участие в сочинении комиксов и с нетерпением ждали очередного выезда ?на сосиски?. Кухню и санузел покрасили и разрисовали звездочками и планетами потолок. Попутно Женя заинтересовался астрономией. Съездили ?сосисочной компанией? в ночное путешествие с картой и лазерной указкой ?искать созвездия?. Уговорили учительницу, сходили классом в планетарий. Женя пришел в восторг и прямо там записался в кружок ?Увлекательная наука?.

Борьба ?за уроки? прекратилась совсем. В Жениных тетрадках по-прежнему грязь и ужас, но задания он выполняет. Учительница иногда ставит ему даже четверки. По физкультуре, труду и рисованию у Жени твердые пятерки. Летом он очень хочет побывать в родной деревне бабушки.
11 / 0
Елефанта
Илья, спасибо за репортаж
0
Marley_
От пользователя Илья Xантер

это про Женю.

а обязательно так много? :cool:
0
Камышовка
прочитала: познавательно, почерпнула для себя некоторые аспекты. Спасибо:-)
0
Katrina55
Спасибо за познавательную статью.
0
Анатолий50
Это художественная литература. На самом деле все намного сложнее.
Дефицит внимания у ребенка приходится компенсировать удесятиренным вниманием к нему родителей. и направлений надо много, а не только это.
0
Tetron
Теоретически - правильно, но на практике, как всем известно,- бывают другие комбинации.

Сложная это наука, - воспитывать ребенка.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.