Незаконно созданное ТСЖ или Наследники Великого комбинатора

НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОГО КОМБИНАТОРА
Казалось бы, навсегда в прошлом остались финансовые пирамиды, чековые инвестиционные фонды и прочие «лохотроны», умело играющие на наивной доверчивости наших граждан по отношению к людям и организациям, внезапно озаботившихся их материальным благополучием. Но новоявленные остапы бендеры проявляют исключительную находчивость в поиске «сравнительно честных способов отъема денег» у населения.
Реформа ЖКХ и новый Жилищный кодекс переложили всю полноту финансовой ответственности за состояние домов (от подвала до чердака) и придомовой территории на плечи собственников квартир. Естественно, что подавляющее большинство облагодетельствованных таким образом россиян до сих пор не представляет себе, как распорядиться внезапно свалившимся на них «богатством». И последователи бессмертного героя Ильфа и Петрова тут же решили воспользоваться заветом своего литературного прототипа: «пора переквалифицироваться в управдомы».

Инициативный «инвестор»
История зарождения, «смерти» и суетливых попыток реанимации товарищества собственников жилья в доме, расположенном по адресу ул. Мельковская, 2Б в Екатеринбурге, служит весьма красноречивым примером того, как один чрезмерно деятельный предприниматель способен затуманить головы немалой части своих соседей и не только получить доступ к содержимому их кошельков, но и заставить горячо защищать его право безнаказанно в них рыться.
Этот занимательный сюжет уже излагался на страницах «АиФ» (№19), но тогда была представлена точка зрения как раз организатора скандального ТСЖ. Что лишний раз свидетельствует о его незаурядных способностях.
Впрочем, обо всем по порядку. Примерно полтора года назад проживающий в вышеозначенном доме некрупный бизнесмен Сергей Комаров развил бурную деятельность по созданию товарищества собственников жилья. В качестве решающего аргумента в пользу организации ТСЖ этот предприниматель из Нижнего Тагила, именующий себя не иначе, как «инвестор с 15-летним стажем», приводил ошеломляющие суммы, которые жильцы смогут получать от аренды подвала дома. Шутка ли, почти миллион рублей?! Ведь этих денег хватит не только на то, чтобы с лихвой окупить затраты на коммунальные услуги. Можно без труда провести капитальный ремонт, сказочно обустроить придомовую территорию и сделать еще множество приятных и полезных вещей.
О красноречивости закаленного в боях инвестора свидетельствует хотя бы то, с какой удивительной легкостью он «обаял» журналиста из «АиФ», заставив повторять вслед за собой беспрецедентную чушь, даже не озаботившись ее проверкой. Посудите сами, как можно в здравом уме говорить о прибыли, получаемой с лестничных клеток, или о том, что «при желании во внутреннем дворе (жилого дома! – Р.Л..) РЭМП может запросто построить «свечечку» этажей в шестнадцать»? И это далеко не полный перечень того, что «напел» журналисту председатель несуществующего ТСЖ.
Ведь на поверку (то есть в реальных организационно-хозяйственных делах) г-н Комаров оказался не столь хватким, как в умении вешать людям лапшу на уши. Процедура выбора ТСЖ в качестве формы управления домом была проведена с грубейшими нарушениями. В связи с чем часть жильцов, не подпавших под обаяние настойчивого бизнесмена, поспешила обратиться в суд.

Суд да дело
Стоит отметить, что сомнения этих жильцов были более чем оправданы. Ведь дом был построен еще в 1950 году. И с тех самых пор капитального ремонта он практически не видел. Прежние его владельцы – Управление железной дороги – ремонт не делали, а новые – РЭМП Железнодорожного района – не успели довести начатое до конца, хотя уже вложили в ремонт кровель и обустройство придомовой территории около 6 миллионов рублей. Эта сумма могла бы стать намного большей. Но все работы были прекращены в связи с тем, что финансовые заботы о благополучии дома решило взять на себя товарищество.
ТСЖ – это такая форма управления, при которой не только содержание дома, но и любой аварийный ремонт полностью ложатся на плечи самих собственников жилья. А при полуаварийным состоянии изношенного здания и сетей такие аварии практически неизбежны. Так случившийся в мае этого года прорыв трубы горячего водоснабжения едва не повредили дорогостоящую аппаратуру и не остановил работу, расположенного в этом же доме отделения Уралтрансбанка.
Стоит ли удивляться, что наиболее здравомыслящие из жильцов решили оспорить неправомерно принятое решение?
Еще в октябре 2006 года последовал ясный и недвусмысленный вердикт суда: регистрация ТСЖ была признана недействительной. После чего… товарищество во главе с председателем, как ни в чем не бывало, продолжило свою работу. Последняя состояла в сборе денег с проживающих в нем граждан и арендаторов нежилых помещений.
В результате на начало мая текущего года жильцы дома оказались в долгах, как в шелках, перед поставщиками коммунальных услуг. Более 2 миллионов рублей они задолжали ТГК-9 и около 500 тысяч «Водоканалу». Очевидно, что суммы эти в перспективе будут только увеличиваться, но расплачиваться рано или поздно всё равно придется, иначе поставщики ничтоже сумнящеся отключат дом от электричества, газа и горячей воды
Результатом деятельности хитроумного инвестора Комарова стало заведение уголовного дела по статье 159 УК РФ (мошенничество). Однако даже это не охладило пыл наследника «великого комбинатора». Вопреки пословице «насильно мил не будешь», он и его ближайшие сподвижники из числа соучредителей товарищества (то ли взятые в долю то ли совершенно бескорыстно поддерживающие своего предводителя) стали делать все возможное, чтобы, с одной стороны, не позволить своим соседям выбрать иную форму управления жильем, а с другой, обрести вожделенный юридический статус.
Так, в январе этого года активисты товарищества сделали все возможное, чтобы сорвать проведение собрания по выбору формы управления домом, инициированное Управлением ЖКХ Железнодорожного района: снимали объявления, не давали жильцам сдавать бюллетени в место указанное в уведомлении о собрании, терроризировали жильцов (главным образом пожилых) ежедневными посещениями с отговорами голосовать за РЭМП и т.п. В результате собрание было признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума. «Патрулирование» во дворе дома, призванное отсечь от жильцов любую положительную информацию о «конкурирующей организации» в лице Управляющей компании РЭМП Железнодорожного района, продолжается и по сей день.
Во всяком случае, когда произошла упомянутая авария в Уралтрансбанке, прибывшим на место специалистам Железнодорожного РЭМПа «Комаров со товарищи» просто не дали пройти в подвал. В итоге аварию через два дня ликвидировали сантехники из Ленинского РЭМПа, приехавшие аж с улицы Онуфриева. С ними председатель «виртуального» ТСЖ, успел заключить договор на обслуживание. На вопрос – «Чем Ленинский РЭМП лучше Железнодорожного, расположенного буквально через дорогу от дома?» внятного ответа Комаров дать не может. Наверное, у него с Ленинским РЭМПом, какие то особые доверительные отношения?
В апреле те же деятели организовали свое собрание в лучших традициях жилтоварищества Швондера и компании. Собственникам квартир был предложен на выбор один - единственный вариант управления домом. Догадайтесь какой? Правильно – ТСЖ. Жилтоварищи в очередной раз постарались обрести законность, откровенно наплевав на нормы действующего Жилищного кодекса. Причем недостающие голоса жильцов можно было легко подделать. Ведь руководство ТСЖ располагает как паспортными данными, так и другими правоустанавливающими документами собственников квартир. Стоит ли говорить, что подобные попытки манипуляции своими соседями не только морально нечистоплотны, но и нуждаются в надлежащей правовой оценке со стороны компетентных органов и суда. Будем надеяться, что и уголовное дело, возбужденное против ретивого предпринимателя будет доведено до логического конца.

Политическая лихорадка
Возможно, бесславный путь инвестора, тяготеющего к чужой собственности, закончился бы значительно раньше, если бы истории на Мельковского, 2Б не постарались придать политическую окраску. Она откровенно сквозит в статье журналиста «АиФ» (мол, городская администрация руками управляющих компаний стремится прибрать к рукам доходный бизнес управления жильем). (для справки – одна страница в АиФ-Урал стоит 120000 рублей.)
Удобной ситуацией для дешевого пиара всегда стремятся воспользоваться различные фигуранты политического процесса. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека.
Поневоле приходишь к выводу, что околпачивание избирателей в ходе выборов и уголовно наказуемое мошенничество имеют сходную природу.

О чужих ошибках
Товарищество собственников жилья, как одна из форм управления жилым домом, само по себе не является чем-то плохим или неприемлемым. Напротив, при соблюдении ряда условий (квалифицированные специалисты в правлении товарищества, новый дом, не требующий затрат на капремонт, высокая платежеспособность жильцов, имеющих возможность содержать собственный аппарат управления и мини-ЖКО в своем доме, а также постоянно «скидываться» на различные нужды). При таких условиях ТСЖ несомненно способно полностью удовлетворять индивидуальные потребности собственников жилья в удобствах и комфорте.
И все же мы рекомендовали бы нашим жителям быть исключительно внимательными по отношению к тем чрезмерно активным деятелям, кто якобы лучше других знает, как распоряжаться их имуществом. В особенности, если помимо доступа к их финансовым средствам он, как Сергей Комаров, еще и требует положить себе зарплату в размере 30 тысяч рублей.
Прежде всего, не следует доверять тем мифам, которые они беззастенчиво распространяют, пользуясь неискушенностью большинства своих соседей.
Они говорят о сверхприбылях, которые, якобы, дает управление жильем управляющим компаниям. Истина же состоит в том, что подавляющая часть квартплаты (до 80%) идет поставщикам коммунальных услуг (она останется неизменной при любой форме управления), и лишь незначительная ее часть взимается собственно за управление.
Кроме того, те отчисления, которые на сегодняшний день мы производим на капитальный ремонт, не смогут покрыть тех затрат, в которых реально нуждается большинство наших домов. И изысканы эти средства могут быть только за счет бюджетной поддержки, о чем много раз говорили многие высокие чиновники и сам президент. Деньги эти, без сомнения, будут найдены. Но расходовать их станут только централизованно, через крупные управляющие компании. Создавая ТСЖ, вы, по сути, добровольно отказываетесь от этих денег.
Далее, все средства, полученные от конкретного дома (в том числе, от аренды подвалов и придомовой территории, размещения рекламы на стенах и т.д.) управляющая компания обязана расходовать только на нужды его жителей. Причем финансовая деятельность таких компаний строго контролируется не только самими собственниками (что прописано в заключаемом с ними договоре), но и многочисленными инстанциями. Напротив, правлению ТСЖ (мы ни в коем случае не говорим о всех) никто не мешает формально проводить одни платежи (от заинтересованных предпринимателей) в общую кассу, а другие – частным порядком.
Наконец, затраты на зарплату штата специалистов и собственно управление в крупных компаниях равномерно распределяются по всем домам, ТСЖ самостоятельно содержит всех своих работников во главе с председателем.

Пока неизвестно, чем закончатся злоключения жильцов из дома №2Б по ул. Мельковской. Выберут ли они наиболее приемлемую для себя форму управления, рассчитаются ли с долгами? Но в любом случае, хотелось бы, чтобы читатели не повторяли их ошибок.
Роман Лебедев
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.