патриархи - они такие разные
Что побуждает людей копаться в чужом в грязном белье, верить сплетням и искать везде подвох? Почему речь некоторых борцов за красивые идеалы пестрит упоминаниями физиологических отправлений и сексуальных извращений? Какое отношение к морали и нравственности имеет отвращение?
Недавно я наткнулся на фразу ?Психологические эксперименты показали, что источником моральных чувств является эмоция отвращения, которую люди испытывают по отношению к испорченной пище, тараканам и экскрементам? разумные доводы в пользу того или иного морального суждения ? это всегда вторичная рационализация?. Сначала меня поразила ее нелепость; затем ? я подумал, что в ней определённо что-то есть. Подмена моральных чувств отвращением и гадливостью ? реальность, которую можно видеть довольно часто. Только это именно подмена.
Но начну с того, почему меня не убеждают такие эксперименты. Собственно во всех околонаучных рассуждениях подобного рода присутствует ?парадокс британского учёного?, аналогичный известному ?парадоксу лжеца? ? ?если критянин говорит, что все критяне лжецы, правду он говорит или лжет??. Если наши интеллектуальные и моральные суждения есть результат рационализации наших внеинтеллектуальных и внеморальных импульсов, то почему мы должны делать исключение для суждений самого британского учёного?
Если все, что есть человеческого в человеке ? рациональность, нравственное чувство, стремление к истине, личностность ? есть иллюзия, порождённая бессмысленной игрой внерациональных, вненравственных и внеличностных природных сил, то рациональность британских учёных также иллюзорна, а суждения их так же бессмысленны, как и суждения их оппонентов. В последовательно материалистической вселенной нет не только Бога ? там нет и людей.
Поэтому эксперименты, направленные на то, чтобы показать, что люди (и, неизбежно, сам экспериментатор) не могут иметь осмысленных, рационально обоснованных (в данном случае моральных) суждений, вызывают у меня такой же скептицизм, как горячие уверения критянина что все критяне постоянно лгут. Человек, который выдвигает рациональные аргументы, чтобы убедить меня в полной неубедительности рациональных аргументов, создаёт забавный парадокс ? чтобы поверить ему, я должен принять его аргументы, то есть не поверить ему!
Но сама по себе связь морали и отвращения ? интересный вопрос. Интуитивно понятно, что тут что-то не то. У многих людей мораль никак не ассоциируется с отвращением. Она ассоциируется с хорошими людьми ? в моем личном опыте с теми, кто помог мне в трудную минуту, кто ободрил меня, когда я унывал, кто терпеливо сносил мои недостатки и прощал мои грехи и ошибки. ?Мораль? ассоциируется с теми примерами доброты, терпения и мудрости, о которых я слышу от других людей. Это что-то явно положительное, моральный человек ? этот тот, кто делает добро.
Но в ассоциации с тараканами, гнильём и прочим есть некое верное наблюдение ? потому что она говорит об одной фундаментальной подмене, которую стоит заметить. Речь идёт о подмене морали отвращением к аморальности. В нашем обществе с моралью дело обстоит неважно, зато с отвращением к аморальности все очень хорошо. Это совсем разные вещи, они отличаются, как жития святых от скандальной хроники. Человек, который читает о хороших людях, чтобы подражать им, и человек, который читает о плохих людях, чтобы испытывать к ним отвращение, движимы разными побуждениями.
Мне долго казалось странным настойчивое упоминание экскрементов и сексуальных перверсий в гражданственной риторике, относящейся, кажется, к вопросам далёким от гигиены и медицины. Предмет критики не просто говорит неправду, а пребывает в нечистотах; не просто ищет расположения сильных мира сего, а вступил с ними с противоестественные отношения. Потом я понял, что все эти навязчивые физиологизмы должны были выразить отвращение пишущих к чьей-то (предполагаемой) аморальности, потому что в их глазах быть моральным ? значило выражать отвращение к чужой аморальности в самых решительных, иногда даже явно чрезмерных выражениях.
Нравственность в этом случае воспринимается не как готовность выполнять свои обязательства, приходить на помощь нуждающимся, заботиться о тех, кто от тебя зависит, или хотя бы вовремя отдавать долги ? а как демонстративная брезгливость. Неважно, как ты обращаешься с сотрудниками, домашними или соседями, важно, выражаешь ли ты должную брезгливость по отношению к Плохим Людям.
Изображение брезгливой мины составляет столь великую заслугу перед мирозданием, что полностью освобождает человека от каких-либо ещё обязательств. Уклонение от брезгливости, нормальное общение с людьми, на которых Истинно Нравственный Человек смотрит как на тараканов и грязь, приводит к отлучению от Собрания Истинно Нравственных Людей и причислению к тараканам и грязи. Церковь не может быть нравственным авторитетом в этой среде просто потому, что в этой среде не бывает позитивных нравственных авторитетов. Нравственность в принципе определяется не через подражание хорошим людям, а через брезгливость к плохим.
Обычные моральные чувства ? это восхищение, признательность, желание подражать, желание общности и принадлежности. Даже когда речь идёт о такой мирской вещи, как корпорация, ее этика строится на позитивных примерах ? основатели, мол, были простыми людьми вроде нас, но выказали огромное трудолюбие, преданность делу, мужество перед лицом препятствий, изобретательность и усердие ? и вот, добились успеха, после чего оказали немалые благодеяния обществу. Можно смеяться над молодыми людьми, делающими жизнь со Стива Джобса, но они, по крайней мере, хоть кого-то любят, хоть кем-то восхищаются, хоть кому-то хотят подражать.
Все эти вещи вполне чужды ?нравственности от отвращения? ? она строится на брезгливости, гадливости, и всяческом омерзении. При этом наблюдается интересный парадокс. Люди обычно избегают того, что им отвратительно; вряд ли вы встретите арахнофоба, коллекционирующего пауков, или невротика, помешанного на чистоте, который бегает по помойкам, ища, где грязнее. С нравственным отвращением наоборот ? люди тщательно ищут грязь и тараканов.
Рассказы о том, какие все кругом мерзавцы, негодяи, жулики и воры рассматриваются как самое достойное и похвальное проявление нравственности ? независимо от их достоверности. В Крымске РПЦ вымогает деньги у пострадавших? Что ещё ожидать от это коммерческой структуры! Выяснилось, что это просто ложь, местные священники как раз жертвенно служили людям? Но все порядочные люди все равно знают, что они мерзавцы!
Недавно я наткнулся на фразу ?Психологические эксперименты показали, что источником моральных чувств является эмоция отвращения, которую люди испытывают по отношению к испорченной пище, тараканам и экскрементам? разумные доводы в пользу того или иного морального суждения ? это всегда вторичная рационализация?. Сначала меня поразила ее нелепость; затем ? я подумал, что в ней определённо что-то есть. Подмена моральных чувств отвращением и гадливостью ? реальность, которую можно видеть довольно часто. Только это именно подмена.
Но начну с того, почему меня не убеждают такие эксперименты. Собственно во всех околонаучных рассуждениях подобного рода присутствует ?парадокс британского учёного?, аналогичный известному ?парадоксу лжеца? ? ?если критянин говорит, что все критяне лжецы, правду он говорит или лжет??. Если наши интеллектуальные и моральные суждения есть результат рационализации наших внеинтеллектуальных и внеморальных импульсов, то почему мы должны делать исключение для суждений самого британского учёного?
Если все, что есть человеческого в человеке ? рациональность, нравственное чувство, стремление к истине, личностность ? есть иллюзия, порождённая бессмысленной игрой внерациональных, вненравственных и внеличностных природных сил, то рациональность британских учёных также иллюзорна, а суждения их так же бессмысленны, как и суждения их оппонентов. В последовательно материалистической вселенной нет не только Бога ? там нет и людей.
Поэтому эксперименты, направленные на то, чтобы показать, что люди (и, неизбежно, сам экспериментатор) не могут иметь осмысленных, рационально обоснованных (в данном случае моральных) суждений, вызывают у меня такой же скептицизм, как горячие уверения критянина что все критяне постоянно лгут. Человек, который выдвигает рациональные аргументы, чтобы убедить меня в полной неубедительности рациональных аргументов, создаёт забавный парадокс ? чтобы поверить ему, я должен принять его аргументы, то есть не поверить ему!
Но сама по себе связь морали и отвращения ? интересный вопрос. Интуитивно понятно, что тут что-то не то. У многих людей мораль никак не ассоциируется с отвращением. Она ассоциируется с хорошими людьми ? в моем личном опыте с теми, кто помог мне в трудную минуту, кто ободрил меня, когда я унывал, кто терпеливо сносил мои недостатки и прощал мои грехи и ошибки. ?Мораль? ассоциируется с теми примерами доброты, терпения и мудрости, о которых я слышу от других людей. Это что-то явно положительное, моральный человек ? этот тот, кто делает добро.
Но в ассоциации с тараканами, гнильём и прочим есть некое верное наблюдение ? потому что она говорит об одной фундаментальной подмене, которую стоит заметить. Речь идёт о подмене морали отвращением к аморальности. В нашем обществе с моралью дело обстоит неважно, зато с отвращением к аморальности все очень хорошо. Это совсем разные вещи, они отличаются, как жития святых от скандальной хроники. Человек, который читает о хороших людях, чтобы подражать им, и человек, который читает о плохих людях, чтобы испытывать к ним отвращение, движимы разными побуждениями.
Мне долго казалось странным настойчивое упоминание экскрементов и сексуальных перверсий в гражданственной риторике, относящейся, кажется, к вопросам далёким от гигиены и медицины. Предмет критики не просто говорит неправду, а пребывает в нечистотах; не просто ищет расположения сильных мира сего, а вступил с ними с противоестественные отношения. Потом я понял, что все эти навязчивые физиологизмы должны были выразить отвращение пишущих к чьей-то (предполагаемой) аморальности, потому что в их глазах быть моральным ? значило выражать отвращение к чужой аморальности в самых решительных, иногда даже явно чрезмерных выражениях.
Нравственность в этом случае воспринимается не как готовность выполнять свои обязательства, приходить на помощь нуждающимся, заботиться о тех, кто от тебя зависит, или хотя бы вовремя отдавать долги ? а как демонстративная брезгливость. Неважно, как ты обращаешься с сотрудниками, домашними или соседями, важно, выражаешь ли ты должную брезгливость по отношению к Плохим Людям.
Изображение брезгливой мины составляет столь великую заслугу перед мирозданием, что полностью освобождает человека от каких-либо ещё обязательств. Уклонение от брезгливости, нормальное общение с людьми, на которых Истинно Нравственный Человек смотрит как на тараканов и грязь, приводит к отлучению от Собрания Истинно Нравственных Людей и причислению к тараканам и грязи. Церковь не может быть нравственным авторитетом в этой среде просто потому, что в этой среде не бывает позитивных нравственных авторитетов. Нравственность в принципе определяется не через подражание хорошим людям, а через брезгливость к плохим.
Обычные моральные чувства ? это восхищение, признательность, желание подражать, желание общности и принадлежности. Даже когда речь идёт о такой мирской вещи, как корпорация, ее этика строится на позитивных примерах ? основатели, мол, были простыми людьми вроде нас, но выказали огромное трудолюбие, преданность делу, мужество перед лицом препятствий, изобретательность и усердие ? и вот, добились успеха, после чего оказали немалые благодеяния обществу. Можно смеяться над молодыми людьми, делающими жизнь со Стива Джобса, но они, по крайней мере, хоть кого-то любят, хоть кем-то восхищаются, хоть кому-то хотят подражать.
Все эти вещи вполне чужды ?нравственности от отвращения? ? она строится на брезгливости, гадливости, и всяческом омерзении. При этом наблюдается интересный парадокс. Люди обычно избегают того, что им отвратительно; вряд ли вы встретите арахнофоба, коллекционирующего пауков, или невротика, помешанного на чистоте, который бегает по помойкам, ища, где грязнее. С нравственным отвращением наоборот ? люди тщательно ищут грязь и тараканов.
Рассказы о том, какие все кругом мерзавцы, негодяи, жулики и воры рассматриваются как самое достойное и похвальное проявление нравственности ? независимо от их достоверности. В Крымске РПЦ вымогает деньги у пострадавших? Что ещё ожидать от это коммерческой структуры! Выяснилось, что это просто ложь, местные священники как раз жертвенно служили людям? Но все порядочные люди все равно знают, что они мерзавцы!
с
святой Йорген
Че воздух то гонять
дододооооо....
то есть опять будете уверять что монашеский постриг и давание обетов при постриге в двух православных церквях: Русской и Болгарской совершенно разные?
с
святой Йорген
Что побуждает людей копаться в чужом в грязном белье, верить сплетням и искать везде подвох? Почему речь некоторых борцов за красивые идеалы пестрит упоминаниями физиологических отправлений и сексуальных извращений? Какое отношение к морали и
нравственности имеет отвращение?
Вот заметь...
тредстартером в заглавном посте предлагалось просто почтить память предстоятеля Болгарской церкви...
а дальше раздувать уже начал ты про нападки на РПЦ по поводу их излишней роскоши....
в заглавном посте предлагалось просто почтить память предстоятеля Болгарской церкви...
ты или придурок или прикидываешься?
Церковь не занимается поучениями.Вы хоть знаете какова основная цель существования Церкви?
Бабло рубить
ты или придурок или прикидываешься?
Мне вот интересно, у тебя природная склонность к мазохизму или ты таки получаешь какой-то профит от ЗАО РПЦ?
Иначе как объяснить что человека загибают раком, а он всё равно поёт дифирамбы своему загибателю?
Иначе как объяснить что человека загибают раком, а он всё равно поёт дифирамбы своему загибателю?
ты это своей жене расскажи или маме.Почему они любят тебя и твоего папу
с
святой Йорген
доооооо.вот и докажи
что доказать то?
что Кирилл, имеющий яхту, пятикомнатную квартиру с ценными историческими фолиантами, ездящий на Мерседесе далеко не 1991 года выпуска и носящий часы "Брегет" на руке стоимостью в несколько десятков тысяч долларей не принимал обета нестяжательства?
Интересно, я один заметил, или кто-то ещё:
раньше поцыент всегда ставил пробел между точкой и следующим словом, а теперь перестал. Неужто поцыентов двое?
раньше поцыент всегда ставил пробел между точкой и следующим словом, а теперь перестал. Неужто поцыентов двое?
что Кирилл, имеющий яхту, пятикомнатную квартиру с ценными историческими фолиантами, ездящий на Мерседесе далеко не 1991 года выпуска и носящий часы "Брегет" на руке стоимостью в несколько десятков тысяч долларей не принимал обета
нестяжательства?
это его сопстенность ух ты...все!!!уйду из РПЦ пойду в торговый центр и там буду жись прожигать встретимся на какой нипуть попойке!До встречи неудачники-я решил примкнуть к вам
ты это своей жене расскажи или маме.Почему они любят тебя и твоего папу
Я один не понял при чём тут мама, папа и жена?
с
святой Йорген
Я один не понял при чём тут мама, папа и жена?
я даже и не понял при чем тут это....
это его сопстенность 8( ух ты...все!!!уйду из РПЦ пойду в торговый центр и там буду
жись прожигать встретимся на какой нипуть попойке!До встречи неудачники-я решил примкнуть к вам
D
Death®
Иначе как объяснить что человека загибают раком, а он всё равно поёт дифирамбы своему загибателю?
Он болен, какой спрос с него.
Я один не понял при чём тут мама, папа и
жена?
я даже и не понял при чем тут это....
Это убожество в очередной раз решило всех оскорбить намекая, что если вы жен ставите раком в процессе сношения, то они вас меньше не любят от этого. И тоже самое на примере матери и отца.
Он абсолютно больной и нихрена не понимающий придурок. И спасает его от пиздюлей только интернет анонимность.
M
Marley_
патриархи - они такие разныељ
P
Pink Friday
пацик, заметь - я ни слова ни сказала о вашем патриархе.
ты же - немедленно провел параллель и сравнив - начал срач, да еще и тему создал.
косяков за вашим пастухом немало, раз вы, овцы и рабы бессловесные, так в штыки воспринимаете любое упоминание о человеке, живущем или жившем действительно по церковным канонам, и заслуживающем неподдельное уважение даже от атеистов.
ты же - немедленно провел параллель и сравнив - начал срач, да еще и тему создал.
косяков за вашим пастухом немало, раз вы, овцы и рабы бессловесные, так в штыки воспринимаете любое упоминание о человеке, живущем или жившем действительно по церковным канонам, и заслуживающем неподдельное уважение даже от атеистов.
с
святой Йорген
Он абсолютно больной и нихрена не понимающий придурок. И спасает его от пиздюлей только интернет анонимность.
Да ладно....
убогих всегда на Руси жалели....
Это убожество в очередной раз решило всех оскорбить намекая, что если вы жен ставите раком в процессе сношения, то они вас меньше не любят от этого. И тоже самое на примере матери и отца.
не оскорбить а поговорить на вашем языке.
Вы имеете право лезть в мою семью?В мою Церковь?Я думаю,что нет.Не лезте,тогда и к вашим семьям не кто лезть не будет.
Смерд,вот у тебя жена есть?Ты ее девственницей замуж взял или она уже была попользованна?
D
Death®
убогих всегда на Руси жалели...
Что с больного взять. Пусть потявкает
Я думаю,что нет.
Тебе думать нечем, так что засунь язык в жопу и сиди ровно
D
Death®
Ты ее девственницей замуж взял или она уже была попользованна?
Я смотрю ты всем это вопрос задаешь. Что же ты такой озабоченный, что тебя всю дорогу интересует, кто онанирует, да у кого жена какая, да кто с кем и как?
На почве беспробудных пьянок и пгм видать совсем крыша поехала.
D
Death®
Да кому ты вообще то нужен
Ты лучше скажи, кому ты нужен. Без члена и с больной головой, придурок
P
Pink Friday
убогих всегда на Руси жалели....
убогие - не синоним агрессивным неадекватам.
у пацика, я заметила периоды вот такие:
временами он вполне милый собеседник. но периодически в него вселяется бес
если бы он не трындел о трезвом образе жизни - я б подумала, что у него 2 состояния - выпимши - добренький, а когда бухла нет - бесноватый.
На почве беспробудных пьянок и пгм видать совсем крыша поехала.
понимаешь,брат,в чем дело.Мне по боку что у вас в семье.Какое вам дело до наших Патриархов?До наших братиев и сестер?Занимайтесь своей жизнью,со своими женами не первой свежести,гулящими дочерьми и дырявыми сыновьями,нищими отцами и похабными матерями.Занимайтесь своей семьей,не суйте свой нос в нашу семью,а то ведь доскоблите на свою спину.Уже и закон приняли,скоро вас начнут на площадях жарить
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.