Компромат на руководство свердловского Росреестра и УГМК
Z
Zmeya111
адрес публикации: http://vedomosti-ural.ru/notes/23500/
Вялотекущая борьба с коррупцией, периодически инициируемая федеральным центром, дает повод выявлять не только сегодняшние махинации чиновников, но и дела недалекого прошлого, по которым не вышел срок давности и последствия которых ощутимы сейчас. Наши корреспонденты с помощью проверенных источников в правоохранительных органах расследовали любопытную схему. Свердловское управление федеральной регистрационной службы (ныне - Ростреестра) во главе с Михаилом Зацепиным вывело из государственной собственности в частную крупную недвижимость в центре Екатеринбурга. Взамен казна получила непригодные ?полуразвалины? на окраине, а близкие к чиновникам коммерсанты - ликвидный актив в престижном районе уральской столицы. Выгодоприобретателем называют предприятие ?Уралэлектромедь?.
Уральские СМИ наперебой транслируют кадры кошмарных очередей, в которых мучаются посетители свердловского Росреестра в здании бизнес-центра ?Антей? в Екатеринбурге на улице Красноармейской, 10. Государственная регистрация прав на недвижимость - монопольный сектор с постоянным спросом, сюда приходится обращаться большинству граждан и предприятий. Как сообщают инсайдеры, близкие к регистрирующим структурам, аренда площадей ?Антея? госорганом в элитном объекте обходится в круглую сумму федеральному бюджету, зато очень выгодна девелоперу ?Антея? и ?Высоцкого? Андрею Гавриловскому и по известным в кулуарах причинам интересна Михаилу Зацепину. Другой источник, работавший в ФРС, сообщает, что на сегодняшний день площади регистраторов в ?Антее? вообще выкуплены казной у Гавриловского.
Законность бюджетных расходов ставится под сомнение многими экспертами и сотрудниками правоохранительных органов. Ведь четыре года назад свердловское управление ФРС лишилось сразу двух этажей в крупном здании на Малышева, 28 в центре Екатеринбурга (площадь 1 и 7 этажей 1413,4 кв.м.).
Чиновники и посредники обосновали схему необходимостью обменять этот объект шаговой доступности на ?более удобный? - полуразрушенные помещения лабораторного корпуса цеха ? 11 на режимной территории завода ?Уралмаш?, куда и пускают-то далеко не каждого.
Сделка красиво обосновывалась проектом создания единого офиса ФРС в Екатеринбурге, т.к. ?структурные подразделения размещаются в семи отдаленных друг от друга зданиях, что не позволяет реализовать требования Административного регламента?. В новом объекте планировалось создать современный электронный архив регистрации операций с недвижимостью. Делались и обосновывающие экономические выкладки: с переездом на Уралмаш якобы сократятся транспортные расходы, затраты на обслуживание офиса, - убеждал в специальной аналитичке Михаил Зацепин. Но в действительности даже спустя четыре года (!) сотрудники регистрационной службы, лишившись прежних площадей в центре, так и не переехали в ?новое? здание в Орджоникидзевском районе уральской столицы.
В ?хитрой? сделке было задействовано головное предприятие УГМК-Холдинга - ОАО ?Уралэлектромедь?. Именно ему принадлежали запустелые уралмашевские помещения, адрес по документам: Екатеринбург, площадь Первой Пятилетки.
21 мая 2008 года тогдашний глава областного управления Росимущества Андрей Лысенко подписал приказ ? 2951 ?О мене федерального имущества?. Документ давал добро начальнику УФРС Зацепину на обмен зданий: регистраторы отдавали ?Уралэлектромеди? федеральный объект на Малышева, 28, а взамен получали уралмашевские помещения.
Но затем ?медники? посчитали нужным внешне выйти из схемы, чтобы не светить бренд УГМК в сомнительной сделке. 6 июня 2008-го из ?Уралэлектромеди? поступило письмо Зацепину о том, что завод безвозмездно жертвует свое здание на Уралмаше в пользу никому не известно автономной некоммерческой организации ?Научно-практический консалтинговый центр ?Продвижение-2007?.
И теперь формально уже не УГМК, а вот это юрлицо становилось участником обмена с госрегистраторами. В распоряжении ?ВЕДОМОСТЕЙ Урал? есть копия и последующего письма Зацепина к Лысенко о необходимости изменить сторону в сделке. 26 июня вышел уточняющий приказ областного Росимущества. Отметим, НПКЦ ?Продвижение-2007? зарегистрирован в сентябре 2007 года (т.е. за несколько месяцев до описываемых событий), адрес регистрации: Генеральская, 6 в Екатеринбурге, рядом со зданием УФРС, руководитель и единственный учредитель - зарегистрированный на Уралмаше Денис Белянин, он же затем занимался и ликвидацией НПКЦ.
27 июня 2008 года (на следующий день после уточняющего приказа Росимущества) Зацепин и Белянин подписали договор мены. Документ занял всего три страницы, в нем указаны практически одинаковые стоимости обоих объектов - по более чем 138 млн. рублей за каждый. Но эксперты рынка недвижимости даже сегодня категорически отвергают, что полузабытый корпус одного из цехов Уралмашзавода может стоить столько же, сколько офисы почти на полторы тысячи квадратных метров в центре Екатеринбурга! ?Вероятно, оценка была ?правильная?, - говорит риэлтор, пожелавший не афишировать свое имя в данном контексте. Как стало известно ?ВЕДОМОСТЯМ Урал?, оценку недвижимости в сделке Белянина-Зацепина выполняло ООО ?Независимая оценка Урала?.
Неравноценность обмена подтверждает еще один факт. Для объединения своего офиса в одном месте областная ФРС получала дополнительные помещения в том же здании еще от одного собственника - ОАО ?Федеральный центр логистики?. Но в этом случае цена отдаваемых площадей оказалась в семь раз (!) ниже, чем площадей НПКЦ ?Продвижение-2007?.
Сегодня объект на ?Уралмашзаводе?, который так активно лоббировал Михаил Зацепин, находится в непригодном состоянии и, разумеется, для нужд госрегистрации не используется. Зато на пустующие площади исправно начисляется налог на недвижимое имущество - миллионы рублей каждый год уходят ни за что. В марте 2011 года руководитель свердловского ТУ Росимущества Владимир Островский (теперь тоже бывший) был вынужден признать, что даже не в курсе, подключено ли здание на Уралмаше к центральному отоплению. ?Проверок сохранности федерального имущества на площади Первой Пятилетки не проводилось?, - сообщалось в письме Островского заместителю прокурора Свердловской области Сергею Филипенко (сейчас занимает должность начальника управления генеральной прокуратуры в УрФО прим. Ред.). Побывавшие на месте ревизоры Росфиннадзора констатировали: ?на всех этажах демонтирована отопительная система, выбиты окна и двери, большое количество мусора?.
А два года назад ведомство Михаила Зацепина вообще решило отказаться от прав на уралмашевское здание и передать его в ведение Росимущества. То есть тот перспективный объект, ради которого свердловские регистраторы недвижимости и госказна потеряли крупный офис в центре Екатеринбурга, в итоге им оказался без надобности.
Эксперты, знакомые с ситуацией, сравнивают государство в этой сделке с неадекватным собственником хорошей квартиры, которую он меняет без доплаты на комнатушку в ветхом бараке. Казна лишилась ликвидного актива в центре Екатеринбурга (это сотни миллионов!), получив ?взамен? непригодный каркас на окраине города. Кто получил личную выгоду в этой схеме? Кто сейчас владеет и извлекает выгоду из бывших помещений ФРС в здании на Малышева, 28? Сколько в действительности бюджет потерял на так называемом обмене? Ответы на эти вопросы может знать бывший глава облуправления Росимущества Андрей Лысенко и, особенно, бессменный начальник регионального ФРС-Росреестра 53-летний Михаил Зацепин: по щелчку пальцев он может получить информацию о любой сделке и любом владельце недвижимости, и от его решения зависит судьба любой крупной сделки в регионе.
Ранее главный регистратор Свердловской области неоднократно фигурировал в громких скандалах. Так, в ноябре 2006 года в СМИ сообщалось, что господин Зацепин ?лично курировал операцию?, когда известный криминальный рейдер Павел Федулев захватил Завод бытовой техники в Екатеринбурге (собственность предприятия была переоформлена на близкое Федулеву ООО ?Уралэкономразвитие?). Якобы глава областного УФРС ?вызвал регистратора для оформления всех бумаг поздно вечером, уже по завершении рабочего дня?, а ?поняв, что это за история, ушел на больничный? и ?очень переживал за свою безопасность?. Другие источники сообщали, что Зацепин метил в кресло главы Федерального арбитражного суда Уральского округа, но не преуспел в проекте своего кадрового усиления. Сын Михаила Зацепина женат на дочери бывшего первого замначальника ГУВД Свердловской области Владимира Филиппова, который в аппаратных кругах считается креатурой УГМК. Супруга Зацепина много лет работает в адвокатском бизнесе (к слову сказать, фамилия нотариуса Зацепиной ?всплывала? в скандальных сделках по отчуждению за бесценок спорткомплекса ?Рингс? в Екатеринбурге). Происхождение доходов семьи Зацепиных не раз вызывало вопросы общественности.
Со своей стороны корреспонденты ?ВЕДОМОСТЕЙ Урал? продолжат выяснять подробности увода из федеральной собственности недвижимости на Малышева, 28 в Екатеринбурге. Документы, по которым подготовлена эта статья, есть в нашей редакции, и мы будем добиваться от правоохранительных органов тщательной проверки.
Андрей ПЕТРЕНКО
ї 2012, "ВЕДОМОСТИ Урал"
Вялотекущая борьба с коррупцией, периодически инициируемая федеральным центром, дает повод выявлять не только сегодняшние махинации чиновников, но и дела недалекого прошлого, по которым не вышел срок давности и последствия которых ощутимы сейчас. Наши корреспонденты с помощью проверенных источников в правоохранительных органах расследовали любопытную схему. Свердловское управление федеральной регистрационной службы (ныне - Ростреестра) во главе с Михаилом Зацепиным вывело из государственной собственности в частную крупную недвижимость в центре Екатеринбурга. Взамен казна получила непригодные ?полуразвалины? на окраине, а близкие к чиновникам коммерсанты - ликвидный актив в престижном районе уральской столицы. Выгодоприобретателем называют предприятие ?Уралэлектромедь?.
Уральские СМИ наперебой транслируют кадры кошмарных очередей, в которых мучаются посетители свердловского Росреестра в здании бизнес-центра ?Антей? в Екатеринбурге на улице Красноармейской, 10. Государственная регистрация прав на недвижимость - монопольный сектор с постоянным спросом, сюда приходится обращаться большинству граждан и предприятий. Как сообщают инсайдеры, близкие к регистрирующим структурам, аренда площадей ?Антея? госорганом в элитном объекте обходится в круглую сумму федеральному бюджету, зато очень выгодна девелоперу ?Антея? и ?Высоцкого? Андрею Гавриловскому и по известным в кулуарах причинам интересна Михаилу Зацепину. Другой источник, работавший в ФРС, сообщает, что на сегодняшний день площади регистраторов в ?Антее? вообще выкуплены казной у Гавриловского.
Законность бюджетных расходов ставится под сомнение многими экспертами и сотрудниками правоохранительных органов. Ведь четыре года назад свердловское управление ФРС лишилось сразу двух этажей в крупном здании на Малышева, 28 в центре Екатеринбурга (площадь 1 и 7 этажей 1413,4 кв.м.).
Чиновники и посредники обосновали схему необходимостью обменять этот объект шаговой доступности на ?более удобный? - полуразрушенные помещения лабораторного корпуса цеха ? 11 на режимной территории завода ?Уралмаш?, куда и пускают-то далеко не каждого.
Сделка красиво обосновывалась проектом создания единого офиса ФРС в Екатеринбурге, т.к. ?структурные подразделения размещаются в семи отдаленных друг от друга зданиях, что не позволяет реализовать требования Административного регламента?. В новом объекте планировалось создать современный электронный архив регистрации операций с недвижимостью. Делались и обосновывающие экономические выкладки: с переездом на Уралмаш якобы сократятся транспортные расходы, затраты на обслуживание офиса, - убеждал в специальной аналитичке Михаил Зацепин. Но в действительности даже спустя четыре года (!) сотрудники регистрационной службы, лишившись прежних площадей в центре, так и не переехали в ?новое? здание в Орджоникидзевском районе уральской столицы.
В ?хитрой? сделке было задействовано головное предприятие УГМК-Холдинга - ОАО ?Уралэлектромедь?. Именно ему принадлежали запустелые уралмашевские помещения, адрес по документам: Екатеринбург, площадь Первой Пятилетки.
21 мая 2008 года тогдашний глава областного управления Росимущества Андрей Лысенко подписал приказ ? 2951 ?О мене федерального имущества?. Документ давал добро начальнику УФРС Зацепину на обмен зданий: регистраторы отдавали ?Уралэлектромеди? федеральный объект на Малышева, 28, а взамен получали уралмашевские помещения.
Но затем ?медники? посчитали нужным внешне выйти из схемы, чтобы не светить бренд УГМК в сомнительной сделке. 6 июня 2008-го из ?Уралэлектромеди? поступило письмо Зацепину о том, что завод безвозмездно жертвует свое здание на Уралмаше в пользу никому не известно автономной некоммерческой организации ?Научно-практический консалтинговый центр ?Продвижение-2007?.
И теперь формально уже не УГМК, а вот это юрлицо становилось участником обмена с госрегистраторами. В распоряжении ?ВЕДОМОСТЕЙ Урал? есть копия и последующего письма Зацепина к Лысенко о необходимости изменить сторону в сделке. 26 июня вышел уточняющий приказ областного Росимущества. Отметим, НПКЦ ?Продвижение-2007? зарегистрирован в сентябре 2007 года (т.е. за несколько месяцев до описываемых событий), адрес регистрации: Генеральская, 6 в Екатеринбурге, рядом со зданием УФРС, руководитель и единственный учредитель - зарегистрированный на Уралмаше Денис Белянин, он же затем занимался и ликвидацией НПКЦ.
27 июня 2008 года (на следующий день после уточняющего приказа Росимущества) Зацепин и Белянин подписали договор мены. Документ занял всего три страницы, в нем указаны практически одинаковые стоимости обоих объектов - по более чем 138 млн. рублей за каждый. Но эксперты рынка недвижимости даже сегодня категорически отвергают, что полузабытый корпус одного из цехов Уралмашзавода может стоить столько же, сколько офисы почти на полторы тысячи квадратных метров в центре Екатеринбурга! ?Вероятно, оценка была ?правильная?, - говорит риэлтор, пожелавший не афишировать свое имя в данном контексте. Как стало известно ?ВЕДОМОСТЯМ Урал?, оценку недвижимости в сделке Белянина-Зацепина выполняло ООО ?Независимая оценка Урала?.
Неравноценность обмена подтверждает еще один факт. Для объединения своего офиса в одном месте областная ФРС получала дополнительные помещения в том же здании еще от одного собственника - ОАО ?Федеральный центр логистики?. Но в этом случае цена отдаваемых площадей оказалась в семь раз (!) ниже, чем площадей НПКЦ ?Продвижение-2007?.
Сегодня объект на ?Уралмашзаводе?, который так активно лоббировал Михаил Зацепин, находится в непригодном состоянии и, разумеется, для нужд госрегистрации не используется. Зато на пустующие площади исправно начисляется налог на недвижимое имущество - миллионы рублей каждый год уходят ни за что. В марте 2011 года руководитель свердловского ТУ Росимущества Владимир Островский (теперь тоже бывший) был вынужден признать, что даже не в курсе, подключено ли здание на Уралмаше к центральному отоплению. ?Проверок сохранности федерального имущества на площади Первой Пятилетки не проводилось?, - сообщалось в письме Островского заместителю прокурора Свердловской области Сергею Филипенко (сейчас занимает должность начальника управления генеральной прокуратуры в УрФО прим. Ред.). Побывавшие на месте ревизоры Росфиннадзора констатировали: ?на всех этажах демонтирована отопительная система, выбиты окна и двери, большое количество мусора?.
А два года назад ведомство Михаила Зацепина вообще решило отказаться от прав на уралмашевское здание и передать его в ведение Росимущества. То есть тот перспективный объект, ради которого свердловские регистраторы недвижимости и госказна потеряли крупный офис в центре Екатеринбурга, в итоге им оказался без надобности.
Эксперты, знакомые с ситуацией, сравнивают государство в этой сделке с неадекватным собственником хорошей квартиры, которую он меняет без доплаты на комнатушку в ветхом бараке. Казна лишилась ликвидного актива в центре Екатеринбурга (это сотни миллионов!), получив ?взамен? непригодный каркас на окраине города. Кто получил личную выгоду в этой схеме? Кто сейчас владеет и извлекает выгоду из бывших помещений ФРС в здании на Малышева, 28? Сколько в действительности бюджет потерял на так называемом обмене? Ответы на эти вопросы может знать бывший глава облуправления Росимущества Андрей Лысенко и, особенно, бессменный начальник регионального ФРС-Росреестра 53-летний Михаил Зацепин: по щелчку пальцев он может получить информацию о любой сделке и любом владельце недвижимости, и от его решения зависит судьба любой крупной сделки в регионе.
Ранее главный регистратор Свердловской области неоднократно фигурировал в громких скандалах. Так, в ноябре 2006 года в СМИ сообщалось, что господин Зацепин ?лично курировал операцию?, когда известный криминальный рейдер Павел Федулев захватил Завод бытовой техники в Екатеринбурге (собственность предприятия была переоформлена на близкое Федулеву ООО ?Уралэкономразвитие?). Якобы глава областного УФРС ?вызвал регистратора для оформления всех бумаг поздно вечером, уже по завершении рабочего дня?, а ?поняв, что это за история, ушел на больничный? и ?очень переживал за свою безопасность?. Другие источники сообщали, что Зацепин метил в кресло главы Федерального арбитражного суда Уральского округа, но не преуспел в проекте своего кадрового усиления. Сын Михаила Зацепина женат на дочери бывшего первого замначальника ГУВД Свердловской области Владимира Филиппова, который в аппаратных кругах считается креатурой УГМК. Супруга Зацепина много лет работает в адвокатском бизнесе (к слову сказать, фамилия нотариуса Зацепиной ?всплывала? в скандальных сделках по отчуждению за бесценок спорткомплекса ?Рингс? в Екатеринбурге). Происхождение доходов семьи Зацепиных не раз вызывало вопросы общественности.
Со своей стороны корреспонденты ?ВЕДОМОСТЕЙ Урал? продолжат выяснять подробности увода из федеральной собственности недвижимости на Малышева, 28 в Екатеринбурге. Документы, по которым подготовлена эта статья, есть в нашей редакции, и мы будем добиваться от правоохранительных органов тщательной проверки.
Андрей ПЕТРЕНКО
ї 2012, "ВЕДОМОСТИ Урал"
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.