Кризис 2014. Мнения
S
Sveta23456
12:59, 21.03.2014
Признаки экономического спада в России наблюдались уже давно, и первые «ласточки» очередного кризиса появились еще в 2013.
По мнению экспертов 2014 обещает стать годом разочарований и социально-экономического провала. Падение рубля будет продолжаться, а безработица будет расти. Уже несколько месяцев назад статистика отмечала снижение спроса на рынке труда, а в ближайшее время количество вакансий может еще уменьшится, и многие компании будут вынуждены провести сокращение штата. В первую очередь, это коснется строительной и банковской сфер, но не стоит забывать, что кризисные явления в стране всегда оказывают влияние на все коммерческие структуры (в стороне обычно только бюджетники), поэтому отрасль трейд-маркетинга тоже может попасть под эту «волну».
Есть мнение, что все не так плохо, как видится на первый взгляд и о дефолте речь не идет. Аналитики утверждают, что уже во 2-3 квартале Россия сможет выйти из этой ситуации. Что же касается рынка трейд-маркетинга, то здесь нелегко придется только небольшим агентствам - отсутствие средств на персонал не позволит им удержаться «на плаву» - будет происходить укрупнение рынка. Лидеры же рынка, которые владеют бОльшими ресурсами, технологиями и инвестициями, всего лишь будут вынуждены перейти в режим экономии затрат.
Мы опросили представителей крупных агентств, чтобы узнать их взгляд на экономическую ситуацию:
Сергей Лебедев, коммерческий директор Холдинга PVG:
В настоящее время российские рекламодатели в стадии ожидания. В единичных случаях происходит секвестирование маркетинговых бюджетов, но в целом общего снижения маркетинговой активности на рынке пока не наблюдается. Считаем, что рынок занял выжидательную позицию и возможны сокращения во второй половине года в зависимости от итогов первого полугодия и общей экономической и политической ситуации.
Тем не менее, мы ставим себе задачу роста, так как при любом сценарии заказы на рынке будут, и объемы нашей деятельности в большой степени зависят от нашей активности, профессионализма, скорости и качества нашей работы.
Илья Громов, Nuance Director, агентство Praktika, группа компаний e:mg:
О кризисе заговорили в первой половине 2013 года, и в эти прогнозы все сразу поверили. Мировая экономика была нестабильной последние год-полтора, в России сокращался рост ВВП, росла инфляция, были и другие тревожные экономические признаки.. При таких ожиданиях и экономических событиях предсказуемо, что компании будут снижать свои издержки: урезать маркетинговые бюджеты, замораживать зарплаты, сокращать персонал.
Коснутся ли эти изменения рынка трейд-маркетинга? В целом, ему ничего не грозит. Клиенты будут уменьшать затраты на рекламу, но трейд-маркетинговые бюджеты, как минимум, не сократятся, напротив, может произойти небольшой рост за счет перелокации бюджетов на продвижение. Причина стабильного положения трейд-маркетинга в том, что трейд – это и есть продажи, поэтому можно сказать, что если не будет трейда, не будет бизнеса.
Как сложится ситуация для различных услуг, которые входят в комплекс трейд-маркетинга? В целом, будут востребованы традиционные трейд-маркетинговые услуги – мерчандайзингi, предположительно будут увеличиваться расходы на POS и на Sales Promotion.
А вот развитие различных нестандартных трейд-маркетинговых механик замедлится. С одной стороны, малобюджетные креативные решения востребованы рынком, с другой - бюджеты клиентов на инновационные и экспериментальные технологии продвижения в условиях нестабильности будут заморожены.
Мария Астаурова, директор по работе с клиентами fmcgi-направления группы компаний Action:
В настоящий момент запросы от клиентов поступают активно, и явных признаков, указывающих на сокращение бизнеса Action, я не вижу.
Так как точный прогноз экономической ситуации сейчас не могут дать даже финансовые эксперты, то, в случае ухудшения ситуации на рынке, я надеюсь, что в трейд-маркетинге повторится ситуация 2008 г.: компании-производители частично сократят штат мерчандайзеров за счет передачи некоторых функций своим сотрудникам, но основные обязанности - выкладку продукции - оставят агентству. При этом совмещенная программа, благодаря ее эффективности, позволит минимизировать бюджеты на мерчандайзингi. После того, как ситуация на рынке стабилизируется, наличие мерчандайзеров в каждой торговой точке позволит нашему агентству быстро "взять на себя" и дополнительные функции: отчетность, звонки на горячую линию и так далее.
Дмитрий Костомаров, управляющий партнер Retailor:
Рисков индустрии, связанных с кризисом и экономической ситуацией не так много. Страна представляет собой граждан, которые просто сидят в разном отдалении от непрерывного потока денег, которые создаются экспортными операциями, НДПИ и акцизами. Эта рента распределяется обратно в экономику через бюджетные расходы, инфраструктуру, великие стройки и события, создавая потребление, которое напрямую стимулирует спрос на наши услуги, через поддержание бюджетов.
Текущая ситуация скорее влияет на подход к ценообразованию агентств и к маржинальности проектов:
- Клиенты стремятся к непрерывному снижению расходов, увеличивают сроки постоплат, а банки - % по факторинговым программам.
- Клиенты снижают комиссии, растет индикативная налоговая нагрузка, поглощающая большую часть комиссионного дохода,
- Клиенты переходят на электронные торги, где цена является единственным фактором, и на торги приходят компании, которые физически не в состоянии исполнить заявленные работы, но получают контракты.
В трудовых отношениях благие намерения о защите прав работников дополнены возможностью анонимных жалоб на работодателя через специальные онлайн сервисы, что резко увеличило количество немотивированных обращений и откровенных подлогов со стороны нерадивых сотрудников.
Елена Леонова, генеральный директор агентства Seven:
Ожидание чего-либо негативного, как правило, хуже самого негатива. По отношению к грядущему кризису это имеет особенный смысл: мы приближаем экономические потрясения даже своими разговорами о них. Мой совет: опираться на факты и с оптимизмом смотреть в будущее. За последние 15 лет мы переживали не один кризис, опыт убедил нас, что рынок трейд-маркетинга, как правило, страдает от рецессии меньше, чем другие сферы маркетинговых услуг. На мой взгляд, в 2014 на рынке трейда больших потрясений быть не должно, а осмотрительное планирование и быстрая реакция важны в любые времена, в том числе и сейчас.
Любые трудности лично я воспринимаю как проверку на прочность и новые возможности для развития кампании. В нашем деле основной актив - это люди, причем те, которые непосредственно влияют на продажи. Поэтому я уверена, что сильные команды станут еще сильнее, а для тех, кто регулярно не мониторил эффективность своей деятельности, это отличная возможность избавиться от балласта.
А Вы как думаете, будет ли кризис и на чем он отразится?
[Сообщение изменено пользователем 21.03.2014 13:00]
По мнению экспертов 2014 обещает стать годом разочарований и социально-экономического провала. Падение рубля будет продолжаться, а безработица будет расти. Уже несколько месяцев назад статистика отмечала снижение спроса на рынке труда, а в ближайшее время количество вакансий может еще уменьшится, и многие компании будут вынуждены провести сокращение штата. В первую очередь, это коснется строительной и банковской сфер, но не стоит забывать, что кризисные явления в стране всегда оказывают влияние на все коммерческие структуры (в стороне обычно только бюджетники), поэтому отрасль трейд-маркетинга тоже может попасть под эту «волну».
Есть мнение, что все не так плохо, как видится на первый взгляд и о дефолте речь не идет. Аналитики утверждают, что уже во 2-3 квартале Россия сможет выйти из этой ситуации. Что же касается рынка трейд-маркетинга, то здесь нелегко придется только небольшим агентствам - отсутствие средств на персонал не позволит им удержаться «на плаву» - будет происходить укрупнение рынка. Лидеры же рынка, которые владеют бОльшими ресурсами, технологиями и инвестициями, всего лишь будут вынуждены перейти в режим экономии затрат.
Мы опросили представителей крупных агентств, чтобы узнать их взгляд на экономическую ситуацию:
Сергей Лебедев, коммерческий директор Холдинга PVG:
В настоящее время российские рекламодатели в стадии ожидания. В единичных случаях происходит секвестирование маркетинговых бюджетов, но в целом общего снижения маркетинговой активности на рынке пока не наблюдается. Считаем, что рынок занял выжидательную позицию и возможны сокращения во второй половине года в зависимости от итогов первого полугодия и общей экономической и политической ситуации.
Тем не менее, мы ставим себе задачу роста, так как при любом сценарии заказы на рынке будут, и объемы нашей деятельности в большой степени зависят от нашей активности, профессионализма, скорости и качества нашей работы.
Илья Громов, Nuance Director, агентство Praktika, группа компаний e:mg:
О кризисе заговорили в первой половине 2013 года, и в эти прогнозы все сразу поверили. Мировая экономика была нестабильной последние год-полтора, в России сокращался рост ВВП, росла инфляция, были и другие тревожные экономические признаки.. При таких ожиданиях и экономических событиях предсказуемо, что компании будут снижать свои издержки: урезать маркетинговые бюджеты, замораживать зарплаты, сокращать персонал.
Коснутся ли эти изменения рынка трейд-маркетинга? В целом, ему ничего не грозит. Клиенты будут уменьшать затраты на рекламу, но трейд-маркетинговые бюджеты, как минимум, не сократятся, напротив, может произойти небольшой рост за счет перелокации бюджетов на продвижение. Причина стабильного положения трейд-маркетинга в том, что трейд – это и есть продажи, поэтому можно сказать, что если не будет трейда, не будет бизнеса.
Как сложится ситуация для различных услуг, которые входят в комплекс трейд-маркетинга? В целом, будут востребованы традиционные трейд-маркетинговые услуги – мерчандайзингi, предположительно будут увеличиваться расходы на POS и на Sales Promotion.
А вот развитие различных нестандартных трейд-маркетинговых механик замедлится. С одной стороны, малобюджетные креативные решения востребованы рынком, с другой - бюджеты клиентов на инновационные и экспериментальные технологии продвижения в условиях нестабильности будут заморожены.
Мария Астаурова, директор по работе с клиентами fmcgi-направления группы компаний Action:
В настоящий момент запросы от клиентов поступают активно, и явных признаков, указывающих на сокращение бизнеса Action, я не вижу.
Так как точный прогноз экономической ситуации сейчас не могут дать даже финансовые эксперты, то, в случае ухудшения ситуации на рынке, я надеюсь, что в трейд-маркетинге повторится ситуация 2008 г.: компании-производители частично сократят штат мерчандайзеров за счет передачи некоторых функций своим сотрудникам, но основные обязанности - выкладку продукции - оставят агентству. При этом совмещенная программа, благодаря ее эффективности, позволит минимизировать бюджеты на мерчандайзингi. После того, как ситуация на рынке стабилизируется, наличие мерчандайзеров в каждой торговой точке позволит нашему агентству быстро "взять на себя" и дополнительные функции: отчетность, звонки на горячую линию и так далее.
Дмитрий Костомаров, управляющий партнер Retailor:
Рисков индустрии, связанных с кризисом и экономической ситуацией не так много. Страна представляет собой граждан, которые просто сидят в разном отдалении от непрерывного потока денег, которые создаются экспортными операциями, НДПИ и акцизами. Эта рента распределяется обратно в экономику через бюджетные расходы, инфраструктуру, великие стройки и события, создавая потребление, которое напрямую стимулирует спрос на наши услуги, через поддержание бюджетов.
Текущая ситуация скорее влияет на подход к ценообразованию агентств и к маржинальности проектов:
- Клиенты стремятся к непрерывному снижению расходов, увеличивают сроки постоплат, а банки - % по факторинговым программам.
- Клиенты снижают комиссии, растет индикативная налоговая нагрузка, поглощающая большую часть комиссионного дохода,
- Клиенты переходят на электронные торги, где цена является единственным фактором, и на торги приходят компании, которые физически не в состоянии исполнить заявленные работы, но получают контракты.
В трудовых отношениях благие намерения о защите прав работников дополнены возможностью анонимных жалоб на работодателя через специальные онлайн сервисы, что резко увеличило количество немотивированных обращений и откровенных подлогов со стороны нерадивых сотрудников.
Елена Леонова, генеральный директор агентства Seven:
Ожидание чего-либо негативного, как правило, хуже самого негатива. По отношению к грядущему кризису это имеет особенный смысл: мы приближаем экономические потрясения даже своими разговорами о них. Мой совет: опираться на факты и с оптимизмом смотреть в будущее. За последние 15 лет мы переживали не один кризис, опыт убедил нас, что рынок трейд-маркетинга, как правило, страдает от рецессии меньше, чем другие сферы маркетинговых услуг. На мой взгляд, в 2014 на рынке трейда больших потрясений быть не должно, а осмотрительное планирование и быстрая реакция важны в любые времена, в том числе и сейчас.
Любые трудности лично я воспринимаю как проверку на прочность и новые возможности для развития кампании. В нашем деле основной актив - это люди, причем те, которые непосредственно влияют на продажи. Поэтому я уверена, что сильные команды станут еще сильнее, а для тех, кто регулярно не мониторил эффективность своей деятельности, это отличная возможность избавиться от балласта.
А Вы как думаете, будет ли кризис и на чем он отразится?
[Сообщение изменено пользователем 21.03.2014 13:00]
I
ILРetr

13:51, 21.03.2014
Мнения
Автор бредит, а Вы очень впечатлительная натура, практически за гранью перехода в эмо.
s
senator2014
15:28, 21.03.2014
Кризис будет и ввергнет нашу страну в состояние Африки.
Перспектив выхода из него нет никаких: их до Олимпиады не было, а связи с Крымом и санкциями все последние надежды на хоть какое-то улучшение ушли.
имхо - это не кризис , а нормальное состояние российской экономики с 2008г .
П
Партизан Бога

15:58, 21.03.2014
Вы как думаете, будет ли кризис и на чем он отразится?
рекламщеки второй год уже прикуривают
их не жалко
остальные работают, кризиса нет
Б
Бочаров Сергей

16:24, 21.03.2014
О боже, мы все умрем!!!
Ч
Чайка-66
16:36, 21.03.2014
О боже, мы все умрем!!!
Ой,да ладно вам,у нас, по-моему, всегда кризис-привыкли
I
ILРetr

16:37, 21.03.2014
Перспектив выхода из него нет никаких
Кризис при капитализме это перепроизводтво чего-либо. Что перепроизведено в России?
Б
Бочаров Сергей

16:45, 21.03.2014
невежество в переизбытке
П
Партизан Бога

23:15, 21.03.2014
0/7 | +
Надеюсь скоро не будет такого явления как реклама
23:28, 21.03.2014
опять небо падает..... млять бесите... я в прошлый кризис хорошо поднял.... даёшь новый кризис..... попробуйте работать а не паниковать....
[Сообщение изменено пользователем 21.03.2014 23:30]
[Сообщение изменено пользователем 21.03.2014 23:30]
Б
Бочаров Сергей

23:47, 21.03.2014
На злобу всяким паникерам и всеплохоплохоплохотелям типа сенатора.
За 12 лет Путин увеличил бюджет России в 22 раза, военные расходы - в 30 раз, ВВП - в 12 раз (Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 6-ое место).
Увеличил золотовалютные резервы в 48 раз!
Вернул 256 месторождений полезных ископаемых в Российскую юрисдикцию (осталось вернуть 3!).
Разорвал «либеральные» кабальнейшие в истории соглашения о разделе продукции.
Национализировал 65% нефтяной промышленности и 95% газовой и многие другие отрасли.
Поднял промышленность и сельское хозяйство (Россия уже 5 лет подряд занимает 2-3 место в мире по экспорту зерна, обогнав США, которые сейчас на 4-м месте).
Увеличил средние зарплаты в бюджетной сфере в 18,5 раз за 12 лет, а средние пенсии - в 14 раз.
Ну и уж совсем мелочь: Путин (именно он) снизил вымирание населения России с 1,5 миллионов человек в год в 1999 году до 21 тысячи в 2011 году, т.е. в 71,5 раз.
Кроме того Путин отменил Хасавюртовское соглашение - чем отстоял целостность России, предал огласке НКО - 5-ой колонны и запретил депутатам иметь счета за границей, отстоял Сирию, прекратил войну в Чечне
Увеличил золотовалютные резервы в 48 раз!
Вернул 256 месторождений полезных ископаемых в Российскую юрисдикцию (осталось вернуть 3!).
Разорвал «либеральные» кабальнейшие в истории соглашения о разделе продукции.
Национализировал 65% нефтяной промышленности и 95% газовой и многие другие отрасли.
Поднял промышленность и сельское хозяйство (Россия уже 5 лет подряд занимает 2-3 место в мире по экспорту зерна, обогнав США, которые сейчас на 4-м месте).
Увеличил средние зарплаты в бюджетной сфере в 18,5 раз за 12 лет, а средние пенсии - в 14 раз.
Ну и уж совсем мелочь: Путин (именно он) снизил вымирание населения России с 1,5 миллионов человек в год в 1999 году до 21 тысячи в 2011 году, т.е. в 71,5 раз.
Кроме того Путин отменил Хасавюртовское соглашение - чем отстоял целостность России, предал огласке НКО - 5-ой колонны и запретил депутатам иметь счета за границей, отстоял Сирию, прекратил войну в Чечне
00:10, 22.03.2014
ВВП - в 12 раз (Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 6-ое место).
А что за источник.
Что то пишете непроверенную чушь. Есть несколько источников (методик) по самой оптимистичной Россия никогда не была выше 41 места; 51-57 места в среднем.
Остальное видимо такой же бред.
T
Thom
00:17, 22.03.2014
Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 6-ое место
И приземлилась на голову?
Б
Бочаров Сергей

00:18, 22.03.2014
М
Марсоход
00:37, 22.03.2014
, будет ли кризис
Кризис у нас уже сто лет. Похоже,что он у нас навсегда.
работать а не паниковать..
Да уж, и не надо раскачивать лодку - а то нашу Крысу тошнит. И работы, даже самые изнурительные, не все,так сказать, полезны. Есть бесполезный мартышкин труд. Есть зловредный труд форумного бота. Вот здесь интересную мысль прочитал:
-- Правило первое. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.Одно из любимых занятий эсэсовцев — заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал!»
Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?http://www.gazeta.ru/comments/2014/03/11_x_5944609...
[Сообщение изменено пользователем 22.03.2014 08:50]
М
Марсоход
08:43, 22.03.2014
скоро не будет такого явления как реклама
Сегодня самое интересное и честное на госканалах ТВ - это она, проклятая. На Втором канале реклама по 10 минут вечером показывалась даже при тоталитаризме. Знаете советский анекдот про рекламу стиральную машину Урал?
поднял...
А я вот деньги никогда "поднять" не умел. Всю жизнь их только зарабатывал
М
Марсоход
15:46, 22.03.2014
работа лишь ради работы
Работа и раб - однокоренные слова. Беркуты на Майдане кричали повстанцам во время противостояния: "Идите работать!"
За 12 лет Путин увеличил бюджет
России в 22 раза, военные расходы - в 30 раз, ВВП - в 12 раз (Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 6-ое место).
Пенсии,говорите в 14 раз увеличил... А квартплату уменьшил во сколько? Нефть национализировал,говорите. А что, цены на бензин снизились? Или нам уже начали выдавать долю от добычи, как в Норвегии и Аравии? Ещё обязательно сопоставьте, насколько достижения вождя превзошли аналогичные за 1913 год. Ваши реляции о победах напоминают выдержки из советских учебников истории. Мы тогда не успевали заучивать цифры надоев и урожаев от одного "судьбоносного" пленума ЦК КПСС до другого. До школы только надо было в семь утра занять очередь,выстоять её и купить молока, потому что к обеду оно заканчивалось во всех магазинах. Остального там и вовсе отродясь не было. хоть ты в пять утра к магазину подходи. При том,казалось бы, что нефть и газ тоже тогда были национализированы. И все месторождения были в государственной "юрисдикции". Включая те самые Ваши Три, которые только и осталось вернуть для уже совсем полного нашего с Вами счастья
I
ILРetr

11:18, 23.03.2014
Или нам уже начали выдавать долю от добычи, как в Норвегии и Аравии?
Вот этого делать совсем не надо - Вы и Вам подобные просто свихнутся от упавшего богатства - целых 30 долларов в месяц!!! Продавцы Феррари и Ролексов будут прятаться на улицах, чтобы их не избили потенциальные покупатели, которым не хватило товаров. (В России приходится по бочке нефти на человека в месяц, при 100 баксах оборота за бочку прибыли там около 30, остальное затраты на добычу и транспортировку и ... налоги, на которые Вы и Вам подобные получили бесплатное среднее образование).
Б
Бочаров Сергей

12:47, 23.03.2014
при 100 баксах оборота за бочку прибыли там около 30
позволю себе немного вмешаться: но 30$ на баррель это слишком много.
В среднем чистая прибыль составляет 12$ на баррель. У газпрома 16-17$, у лукойла - 12-15$, у Сургута порядка 8-10$ на баррель.
Так что нас лишили целых 300 рублей. Плакала моя феррари...
I
ILРetr

15:09, 23.03.2014
Так что нас лишили целых 300 рублей.
Представляете как люди неработают - 300 рублей в месяц для них не просто заметные деньги, а грань между бедностью и богатством. Я тут несколько лет назад вдруг понял, что по сути нищеброд - выкуривая в день две пачки Парламента я стираю носки ценой в 10 сигарет.
Б
Бочаров Сергей

16:04, 23.03.2014
Представляете как люди неработают -
Я бы понял, если бы выражение "Проклятый газпром захапал нашу нефть, а нам нет гешефта с добычи" я бы прочитал на форуме кулинария, в теме "треп". Там понятно и простительно.Но на форуме "Экономика"...
Я как-то всегда думал, что экономисты и иже с ними, хоть немного понимают суть финансов и денег. Но данный форум раз от раза доказывает мне обратное.
Жуть просто.
Кстати, лично со мной газпром делится гешефтом. Каждый год. Это называется дивиденды
выкуривая в день две пачки Парламента я стираю носки ценой в 10 сигарет.
Какой кошмар, а я джинсы ношу по полгода-году, ценою в блок
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.