Механика ЖИЗНИ: единство ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ и ИНТЕГРАЦИИ интересов различных ГРУПП...
g
garyh™
Механика ЖИЗНИ: единство ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ и ИНТЕГРАЦИИ интересов различных ГРУПП
P.S.:
- дифференциация интересов – социальное размежевание, структурализация, классирование интересов.
- интеграция интересов – объединение, сбалансированное согласование интересов.
По мотивам книги Эрик Л. Найман. Малая энциклопедия трейдера. (практически свободно лежит в магазинах):
Основные направления экономической политики правительств развитых стран.
Если исходить из того, что любой правительственный чиновник (от президента и премьер-министра до клерка в мэрии) назначается на свою должность и мечтает либо о повышении, либо, как минимум, остаться на своем месте, единственной возможностью избежать отставки является удовлетворение интересов, в первую очередь, влиятельного меньшинства при возможном наилучшем соблюдении интересов всего населения стра-ны. Это проявляется особенно сильно в периоды перед президентскими выборами.
Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение нацио-нальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансовым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высо-кая инфляция, а потребителям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не имеющим таковой - это невыгодно. Перечислять подобные группы можно до бесконечности. Во взаимном противопоставлении интере-сов различных групп рождается некое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи.
Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти и тем более динамичнее и гармоничнее происходит рост государства по направлениям деятельности данных бесчисленных социальных групп, собственно и наполняющих своими ин-тересами данное государство. Но здесь проявляется и обратная связь - чем дольше остаются у власти проводни-ки каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понимаем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад.
После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать неко-торые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу - всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны. Начинается противостояние.
Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям.
Первый приводит к тому, что правящая группа начинает прислушиваться к интересам дру-гих групп, ассимилируясь с ними. Это мирный путь, эволюционный, он не приводит к потрясениям.
Второй сценарий, революционный, - это прямая конфронтация интересов правящего меньшин-ства и интересов большинства. Приводит к полной отставке правящей группы и надолго отбрасывает ее подальше от власти. Характерный пример второго сценария - Россия, от царя Николая II до КПСС. Сей-час революционные пути решения проблем между различными группами не в моде, поэтому большинство си-туаций разрешается по первому сценарию - путем проведения мирных переговоров и нахождения консенсуса по спорному вопросу.
Зная, какая группа в данной стране сейчас у власти и какие у нее интересы, можно определить и при-оритеты в определении основных вопросов экономической и социальной политики.
Общий интерес группы является средним коллективным интересом участников этой группы. Главные интересы среднестатистического участника любой группы - стабильность и доходность. Отсюда мы получаем средний общий интерес группы - получение высокого дохода при соблюдении максимальной надежности. Это понятие среднего интереса присуще всем группам и лежит в основе постановки цели существования группы. Но при одинаково поставленной цели для любой группы различны средства ее достижения. Этим и отличаются различные группы. Между некоторыми существует коренное, стратегическое различие, между другими различие несущественно и состоит только в решениях тактических вопросов.
Определившись с основными приоритетами существования любой заинтересованной группы получе-ние дохода при соблюдении высокой надежности, мы можем перейти к рассмотрению вопросов экономической политики развитых стран. Сейчас интересы основных групп в постановке стратегических целей практически совпадают и основное различие накапливается только в тактических путях их решений. Сначала отметим ос-новные стратегические цели в определении экономической политики развитых стран. Рассмотрим различные градации решения одних и тех же вопросов (что такое хорошо и что такое плохо). На пересечении этих града-ций определяется эффективное стратегическое решение конкретной цели.
Инфляция.
Высокая инфляция - это плохо, так как высокие процентные ставки, неизбежные при такой инфляции, снижают эффективность производства и определяют перераспределение капитала от производств к посредни-кам (торговля и финансовые институты). Промышленные группы будут выступать против высокой инфляции. Низкая инфляция, или полное ее отсутствие - это плохо, так как начинают страдать интересы посредников. В торговле начинается застой, так как никто не хочет покупать товары, которые практически не растут в цене, а то и падают. Финансовые посредники страдают из-за низких процентных ставок.
Оптимальное значение инфляции - это хорошо, так как при стабильно высокой эффективности произ-водственного сектора остаются возможности для доходного ведения дел и у посредников, особенно у финансо-вых институтов ("и овцы целы и волки сыты").
Безработица.
Высокая безработица - это плохо. Она способствует социальной напряженности, уменьшению количе-ства людей среднего класса ("опоры демократии") и снижению чистой массы реальных доходов населения. Низкая безработица - это плохо, так как у работников пропадают стимулы к хорошему труду и начинают стра-дать интересы работодателей.
Оптимальное значение безработицы находится на пересечении интересов двух крупных групп - рабо-тодателей и работников. Неизбежен компромисс между ними, иначе страдающие интересы одной из групп мо-гут привести к революционному решению вопроса.
Бюджетный дефицит.
Представляет собой превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами. Большой бюджет-ный дефицит приводит к росту государственного долга и может выступить катализатором ускорения инфляции. Вызывается либо значительными расходами, либо небольшими доходами бюджета.
Отсюда вытекают два способа решения проблемы бюджетного дефицита - снижение расходов (в первую очередь страдают социальные статьи расходов - на здравоохранение, образование и т.п.), или повышение налогов.
В первом случае проблема решается за счет малообеспеченного населения страны, во втором - за счет налогоплательщиков. И в первом и во втором случае решение проблемы бюджетного дефицита за-трагивает интересы наиболее влиятельных групп, отсюда вытекает сложность ее решения.
С другой стороны, не решая проблему бюджетного дефицита, правительство подталкивает вверх ин-фляцию и, как следствие - процентные ставки. А это противоречит интересам большинства населения страны (являющихся покупателями товаров и недвижимости в кредит) и производственного сектора.
Незначительный бюджетный дефицит или даже полное его отсутствие говорит, как правило, или о высоких налогах или о низких расходах государства (в основном за счет небольших военных рас-ходов). В первом случае страдают налогоплательщики, во втором - получатели бюджетных средств (соци-альные программы и военно-промышленный комплекс). Низкий бюджетный дефицит приводит к снижению инфляции со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (см. выше инфляцию). В силу зна-чительного влияния военно-промышленного лобби на политику практически всех развитых государств можно сделать вывод о том, что низкий бюджетный дефицит невыгоден правительствам данных стран.
Эффективный бюджетный дефицит основан на умеренной инфляции при соблюдении интересов всех заинтересованных в бюджете страны групп.
Обменный курс.
Высокий обменный курс (завышенная стоимость национальной валюты) невыгоден экспортерам и внутренним производителям. Постепенно приводит к снижению экспортного потенциала страны. При низких процентных ставках сопровождается вывозом капитала за рубеж (характерный пример: Япония 80-90-х годов 20-го столетия).
Низкий обменный курс (заниженная стоимость национальной валюты) невыгоден импортерам и внут-ренним потребителям. Это приводит к повышению цен на импортные товары и способствует усилению инфля-ции.
Эффективный обменный курс. Понятие относительное. Определяется как величина, близкая к рыноч-ной, но скорее всего отличающаяся от нее в силу некоторых спекулятивных колебаний. Эффективный обмен-ный курс является стратегическим соглашением между основными группами разных стран по поводу удовле-творения общих интересов.
Учетная ставка.
Высокая учетная ставка приводит к удорожанию кредита и, как следствие, к экономическому застою. Является следствием высокой инфляции и одной из антиинфляционных мер. Невыгодна основной массе насе-ления страны и производственному сектору.
Низкая учетная ставка приводит к дешевизне денег, оттоку капитала из страны и обесцениванию на-циональной валюты. Она является следствием снижения инфляции и спада деловой активности в стране. На-прямую противоречит интересам финансовых посредников, так как вынуждает их интенсифицировать свою деятельность.
Эффективная учетная ставка. Находится на пересечении интересов всех заинтересованных групп, как непосредственно, так и опосредованно.
Остальные макроэкономические индикаторы либо являются производными от приведенных выше (тор-говый баланс, платежный баланс, ВНП, национальный доход, денежная масса и т.п.), либо менее значимы (роз-ничные продажи, жилищное строительство и т.п.).
Также необходимо отметить взаимосвязь и взаимозависимость различных стран между собой. Это осо-бенно проявляется в существовании валютных курсов, ведь в их определении участвуют как минимум две ва-люты. Большинство стран можно разделить на четыре основные зоны - долларовая зона во главе с США (в ос-новном страны Америки), стерлинговая зона во главе с Великобританией (страны — бывшие колонии великой Британской империи), йеновая зона во главе с Японией (страны Азии) и зона марки во главе с Германией (стра-ны Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Сейчас – зона евро.). Объединение стран по принци-пу ведущей валюты помогает рассматривать одну страну как часть достаточно большого организма, где про-блемы в одной части тела (стране) незамедлительно отзываются в другой части (стране).
Например, долговые проблемы Мексики, очень сильно ударившие по мексиканскому песо, рикошетом отозвались на долларе США, ослабив его. Объяснение этому достаточно простое. Страны региона, где одна из валют является ведущей (в примере с Мексикой - доллар США), большую часть своих резервов хранят в дан-ной валюте. Национальные проблемы в первую очередь начинают решаться за счет продажи этих резервов, не-избежно вызывая падение курса резервной валюты. Поэтому важно знать не только об интересах правящих групп в анализируемой стране, но и интересы групп, стоящих у власти в зависимых странах. Обычно интересы групп зависимых стран напрямую подчинены интересам групп ведущих стран, но бывают и исключения, скла-дывающиеся из исторических, геополитических и макроэкономических процессов. Иногда даже зависимым странам удается диктовать свои условия ведущим странам, выбивая из них значительные послабления и уступ-ки (в примере с Мексикой, эта страна стала оказывать столь значительное влияние на экономику США, что в некоторые моменты становится непонятно - кто из них больше от кого зависит).
Краткие выводы.
Экономическую политику определяют политики, представляющие интересы разнообразных групп. С течением времени интересы одной из групп становятся наиболее влиятельными, подминая под себя интересы более слабых групп. Это приводит к конфронтации интересов и поиску компромисса между ними. Вариант ре-волюционного разрешения противоречий в развитых странах маловероятен. Главные интересы любой группы сводятся к возможности получать доход и не потерять нажитое имущество. На соблюдение этих интересов в макроэкономическом плане наибольшее влияние оказывают понятия инфляции, учетной став-ки, безработицы, бюджетного дефицита и обменного курса. От того, насколько разумно и эффективно политики решают проблемы, сказанные с перечисленными выше понятиями, зависит удовлетворение интересов разнообразных групп. Ситуация осложняется взаимосвязанностью различных стран между собой.
Поэтому на удовлетворение интересов той или иной национальной группы может повлиять не только политика правительства своей страны, но и правительств зависимых и влияющих государств, представляющих, в свою очередь, в каждый момент времени интересы наиболее влиятельных на текущий момент времени сил внутри своих стран, естественно – с объективным перекосом в пользу данных интересов - наиболее влиятель-ной части, группы своего населения.
Взаимосвязь между фундаментальными факторами и динамикой обменного курса
Прежде чем описывать настоящую зависимость, обратимся к понятию фундаментального фактора. Под фундаментальными факторами здесь мы будем понимать макроэкономические индикаторы состояния экономи-ки (ВВП и ВНП, безработица и занятость, инфляция и денежная масса, национальный доход и т.п.).
Обратим внимание на общее, присущее человеку (как экономическому индивидууму), предпри-ятию (как совокупности работающих на нем людей и машин) и государству.
Целью экономической жизнедеятельности любого человека, также как предприятия и государства, яв-ляется удовлетворение собственных потребностей. Потребности эти могут быть как самыми примитивными {пища, сон, секс), так и более развитыми (в основном духовные потребности). Хотя в экономической литерату-ре и утверждается, что целью деятельности предприятий является получение прибыли, можно заметить, что практически все действующие предприятия, при условии, что на них работает хотя бы один человек, не только заняты производством, но и "живут". Поясню это на примере. Представим себе завод по производству автомо-билей.
Основой этого производства является сотрудничество конструкторов, проектирующих новую модель и отдела маркетинга, владеющего знаниями о потребностях рынка. Так как потребителями продукции этого заво-да являются люди, то простого механического исполнения автомобиля, как самодвижущейся тележки, явно не достаточно. Именно в этот момент и включается потребность предприятия в живом участии каждого его работ-ника, а не только простом исполнении им своих должностных обязанностей. Здесь приведен типичный пример конвейерного производства. На неконвейерных типах производств аналогичная потребность в творческом от-ношении к делу еще выше.
В рамках государства нематериальные потребности его граждан составляют основу научного и творче-ского потенциала страны. Невозможно увидеть ни одну процветающую ныне страну, основа для про-цветания которой не была бы заложена именно в реализации творческого потенциала ее граждан, при-ложении их энергии к уже имеющимся ресурсам страны.
Таким образом мы выяснили, что движущей силой развития и производства является стимул в удовле-творении потребностей. Потребности человека отличаются от потребностей государства скорее коли-чественно, нежели качественно. Это дает нам основание провести следующую параллель, которую отра-зим в таблице 2. Но сначала рассмотрим общие аспекты экономического взаимодействия потребностей и возможностей на государственном уровне, отраженного в следующей схеме (см.: таблица 1):
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Где:
1 - удовлетворение потребностей за счет собственных возможностей (внутреннее производство для собственных нужд);
2- реализация собственных возможностей для удовлетворения чужих потребностей с целью получения вознаграждения и соответствующего последующего удовлетворения собственных потребностей (экспорт това-ров и услуг);
3 - удовлетворение собственных потребностей за счет чужих возможностей, при этом для оплаты ис-пользуется полученное ранее от экспорта вознаграждение (импорт товаров и услуг).
В зависимости от суммы, которая стоит за той или иной ячейкой, определяется общий размер деятельности исследуемого объекта (государства, предприятия или человека). Примерно также про-исходит взаимодействие экономических факторов на уровне предприятия и семьи (человека). Сразу отвечу на вопрос, почему семью и человека я рассматриваю на одном уровне. Причиной этого является относительная общность экономических интересов у всех членов семьи. Ситуация «семья в семье» атомарно подтверждает данное правило от обратного.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
У вас может возникнуть сомнение - на каком основании я провожу подобную параллель между государством, предприятием и семьей (человеком). Объясню это на примере.
Каждый из нас (естественно - при наличии элементарных навыков выживания-хозяйствования и при элементарном доступе к элементарным ресурсам жизненного воспроизводства на территории своего текущего обитания - земле, воде, тепле) может прожить относительно натуральным хозяйством, производя еду и постро-ив себе жилище. С ростом потребностей (если мы захотим приодеться, съесть ту пищу, которую сами не можем произвести, повидать мир, либо удовлетворить другие потребности) мы будем вынуждены производить боль-ше, чем сможем потребить, предполагая излишек обменять. Та часть продукции, которая пойдет на об-мен, в макроэкономической терминологии будет называться "экспорт". А результат удовлетворения но-вой потребности - "импорт". Аналогично в терминах микроэкономики (для предприятия) результатом производства для реализации будет "выручка", а потребления - "себестоимость" и вложения в сторон-ние предприятия и организации - "депозиты" и т.п.
Положительная разница между выручкой и себестоимостью является прибылью, которая со-ответствует росту активов предприятия. Но если эта прибыль вкладывается не в собственное предпри-ятие, а, например, в банковские депозиты, то есть уходит "на сторону", то реального роста активов предприятия не происходит. Также в масштабах государства. Положительное сальдо торгового баланса, соответствующее превышению реализации продукции над ее потреблением, еще не означает гарантированного роста националь-ной экономики. Если отрицательное сальдо платежного баланса (когда ввоз капиталов меньше их вывоза) пре-вышает положительное сальдо торгового баланса, то это означает уменьшение реальных активов государства.
Аналогично выглядит ситуация на примере человека. Если человек много зарабатывает и на всем экономит, а то и того круче - все деньги складывает в кубышку, то жизнь свою он закончит как нищий и после его смерти все будут долго удивляться, насколько этот скряга был богат. Ситуация, правда, может быть и обратной. Человек может всю жизнь не работать, но жить как настоящий богач. И если виной этому будет не наследство богатого дедушки, то единственной возможностью для ведения подобного образа жизни могут быть значительные долги (они же - отрицательное сальдо платежного баланса). Среди государств и предприятий мы можем встретить немало примеров богатых наследников прошлого (Великобритания), "нищих" скряг (Россия и Япония), неисправимых должников (США) и других персонажей нашей повседневной жизни.
Денежные средства или их заменители также присутствуют в повседневной жизни государств, предприятий и людей. Попробуйте в своей семье ввести суррогат денег, которыми необходимо расплачиваться за каждую услугу, помощь и подарок. Так вы заметите, что самый активный и полезный член вашей семьи (как правило, им окажется жена или мать, а в тоталитарном государстве - госаппарат) будет получать этих "денег" больше других. И если жизнь вашей семьи (государства, общества) замкнута, т.е. крайне затруднен доступ к прочим имеющимся традиционным ресурсам и сферам человеческого творчества-деятельности (т.е. ВАШИ ВОЗМОЖНОСТИ для жизни и творчества несоизмеримо по сравнению с другими домохозяйствами, предприятиями, государствами - ОГРАНИЧЕНЫ), то рано или поздно практически все "деньги" этого "государства" (или по крайней мере наибольшая их часть) окажутся в руках у одного творца-человека-группы (или, касательно текущих роспроблем более точнее, - у госаппарата). Налицо крайняя разбалансировка интересов общество наполняющих в пользу одной группы. Теперь он (она) сможет жить как рантье или подавать вам милостыню, соглашаясь работать на вас бесплатно. В последнем случае деньги теряют свой экономический смысл и в самую пору их именовать каким-либо красивым наукообразным способом, к примеру, стабилизационным фондом.
[Сообщение изменено пользователем 02.01.2006 22:03]
P.S.:
- дифференциация интересов – социальное размежевание, структурализация, классирование интересов.
- интеграция интересов – объединение, сбалансированное согласование интересов.
По мотивам книги Эрик Л. Найман. Малая энциклопедия трейдера. (практически свободно лежит в магазинах):
Основные направления экономической политики правительств развитых стран.
Если исходить из того, что любой правительственный чиновник (от президента и премьер-министра до клерка в мэрии) назначается на свою должность и мечтает либо о повышении, либо, как минимум, остаться на своем месте, единственной возможностью избежать отставки является удовлетворение интересов, в первую очередь, влиятельного меньшинства при возможном наилучшем соблюдении интересов всего населения стра-ны. Это проявляется особенно сильно в периоды перед президентскими выборами.
Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение нацио-нальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансовым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высо-кая инфляция, а потребителям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не имеющим таковой - это невыгодно. Перечислять подобные группы можно до бесконечности. Во взаимном противопоставлении интере-сов различных групп рождается некое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи.
Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти и тем более динамичнее и гармоничнее происходит рост государства по направлениям деятельности данных бесчисленных социальных групп, собственно и наполняющих своими ин-тересами данное государство. Но здесь проявляется и обратная связь - чем дольше остаются у власти проводни-ки каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понимаем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад.
После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать неко-торые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу - всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны. Начинается противостояние.
Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям.
Первый приводит к тому, что правящая группа начинает прислушиваться к интересам дру-гих групп, ассимилируясь с ними. Это мирный путь, эволюционный, он не приводит к потрясениям.
Второй сценарий, революционный, - это прямая конфронтация интересов правящего меньшин-ства и интересов большинства. Приводит к полной отставке правящей группы и надолго отбрасывает ее подальше от власти. Характерный пример второго сценария - Россия, от царя Николая II до КПСС. Сей-час революционные пути решения проблем между различными группами не в моде, поэтому большинство си-туаций разрешается по первому сценарию - путем проведения мирных переговоров и нахождения консенсуса по спорному вопросу.
Зная, какая группа в данной стране сейчас у власти и какие у нее интересы, можно определить и при-оритеты в определении основных вопросов экономической и социальной политики.
Общий интерес группы является средним коллективным интересом участников этой группы. Главные интересы среднестатистического участника любой группы - стабильность и доходность. Отсюда мы получаем средний общий интерес группы - получение высокого дохода при соблюдении максимальной надежности. Это понятие среднего интереса присуще всем группам и лежит в основе постановки цели существования группы. Но при одинаково поставленной цели для любой группы различны средства ее достижения. Этим и отличаются различные группы. Между некоторыми существует коренное, стратегическое различие, между другими различие несущественно и состоит только в решениях тактических вопросов.
Определившись с основными приоритетами существования любой заинтересованной группы получе-ние дохода при соблюдении высокой надежности, мы можем перейти к рассмотрению вопросов экономической политики развитых стран. Сейчас интересы основных групп в постановке стратегических целей практически совпадают и основное различие накапливается только в тактических путях их решений. Сначала отметим ос-новные стратегические цели в определении экономической политики развитых стран. Рассмотрим различные градации решения одних и тех же вопросов (что такое хорошо и что такое плохо). На пересечении этих града-ций определяется эффективное стратегическое решение конкретной цели.
Инфляция.
Высокая инфляция - это плохо, так как высокие процентные ставки, неизбежные при такой инфляции, снижают эффективность производства и определяют перераспределение капитала от производств к посредни-кам (торговля и финансовые институты). Промышленные группы будут выступать против высокой инфляции. Низкая инфляция, или полное ее отсутствие - это плохо, так как начинают страдать интересы посредников. В торговле начинается застой, так как никто не хочет покупать товары, которые практически не растут в цене, а то и падают. Финансовые посредники страдают из-за низких процентных ставок.
Оптимальное значение инфляции - это хорошо, так как при стабильно высокой эффективности произ-водственного сектора остаются возможности для доходного ведения дел и у посредников, особенно у финансо-вых институтов ("и овцы целы и волки сыты").
Безработица.
Высокая безработица - это плохо. Она способствует социальной напряженности, уменьшению количе-ства людей среднего класса ("опоры демократии") и снижению чистой массы реальных доходов населения. Низкая безработица - это плохо, так как у работников пропадают стимулы к хорошему труду и начинают стра-дать интересы работодателей.
Оптимальное значение безработицы находится на пересечении интересов двух крупных групп - рабо-тодателей и работников. Неизбежен компромисс между ними, иначе страдающие интересы одной из групп мо-гут привести к революционному решению вопроса.
Бюджетный дефицит.
Представляет собой превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами. Большой бюджет-ный дефицит приводит к росту государственного долга и может выступить катализатором ускорения инфляции. Вызывается либо значительными расходами, либо небольшими доходами бюджета.
Отсюда вытекают два способа решения проблемы бюджетного дефицита - снижение расходов (в первую очередь страдают социальные статьи расходов - на здравоохранение, образование и т.п.), или повышение налогов.
В первом случае проблема решается за счет малообеспеченного населения страны, во втором - за счет налогоплательщиков. И в первом и во втором случае решение проблемы бюджетного дефицита за-трагивает интересы наиболее влиятельных групп, отсюда вытекает сложность ее решения.
С другой стороны, не решая проблему бюджетного дефицита, правительство подталкивает вверх ин-фляцию и, как следствие - процентные ставки. А это противоречит интересам большинства населения страны (являющихся покупателями товаров и недвижимости в кредит) и производственного сектора.
Незначительный бюджетный дефицит или даже полное его отсутствие говорит, как правило, или о высоких налогах или о низких расходах государства (в основном за счет небольших военных рас-ходов). В первом случае страдают налогоплательщики, во втором - получатели бюджетных средств (соци-альные программы и военно-промышленный комплекс). Низкий бюджетный дефицит приводит к снижению инфляции со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (см. выше инфляцию). В силу зна-чительного влияния военно-промышленного лобби на политику практически всех развитых государств можно сделать вывод о том, что низкий бюджетный дефицит невыгоден правительствам данных стран.
Эффективный бюджетный дефицит основан на умеренной инфляции при соблюдении интересов всех заинтересованных в бюджете страны групп.
Обменный курс.
Высокий обменный курс (завышенная стоимость национальной валюты) невыгоден экспортерам и внутренним производителям. Постепенно приводит к снижению экспортного потенциала страны. При низких процентных ставках сопровождается вывозом капитала за рубеж (характерный пример: Япония 80-90-х годов 20-го столетия).
Низкий обменный курс (заниженная стоимость национальной валюты) невыгоден импортерам и внут-ренним потребителям. Это приводит к повышению цен на импортные товары и способствует усилению инфля-ции.
Эффективный обменный курс. Понятие относительное. Определяется как величина, близкая к рыноч-ной, но скорее всего отличающаяся от нее в силу некоторых спекулятивных колебаний. Эффективный обмен-ный курс является стратегическим соглашением между основными группами разных стран по поводу удовле-творения общих интересов.
Учетная ставка.
Высокая учетная ставка приводит к удорожанию кредита и, как следствие, к экономическому застою. Является следствием высокой инфляции и одной из антиинфляционных мер. Невыгодна основной массе насе-ления страны и производственному сектору.
Низкая учетная ставка приводит к дешевизне денег, оттоку капитала из страны и обесцениванию на-циональной валюты. Она является следствием снижения инфляции и спада деловой активности в стране. На-прямую противоречит интересам финансовых посредников, так как вынуждает их интенсифицировать свою деятельность.
Эффективная учетная ставка. Находится на пересечении интересов всех заинтересованных групп, как непосредственно, так и опосредованно.
Остальные макроэкономические индикаторы либо являются производными от приведенных выше (тор-говый баланс, платежный баланс, ВНП, национальный доход, денежная масса и т.п.), либо менее значимы (роз-ничные продажи, жилищное строительство и т.п.).
Также необходимо отметить взаимосвязь и взаимозависимость различных стран между собой. Это осо-бенно проявляется в существовании валютных курсов, ведь в их определении участвуют как минимум две ва-люты. Большинство стран можно разделить на четыре основные зоны - долларовая зона во главе с США (в ос-новном страны Америки), стерлинговая зона во главе с Великобританией (страны — бывшие колонии великой Британской империи), йеновая зона во главе с Японией (страны Азии) и зона марки во главе с Германией (стра-ны Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Сейчас – зона евро.). Объединение стран по принци-пу ведущей валюты помогает рассматривать одну страну как часть достаточно большого организма, где про-блемы в одной части тела (стране) незамедлительно отзываются в другой части (стране).
Например, долговые проблемы Мексики, очень сильно ударившие по мексиканскому песо, рикошетом отозвались на долларе США, ослабив его. Объяснение этому достаточно простое. Страны региона, где одна из валют является ведущей (в примере с Мексикой - доллар США), большую часть своих резервов хранят в дан-ной валюте. Национальные проблемы в первую очередь начинают решаться за счет продажи этих резервов, не-избежно вызывая падение курса резервной валюты. Поэтому важно знать не только об интересах правящих групп в анализируемой стране, но и интересы групп, стоящих у власти в зависимых странах. Обычно интересы групп зависимых стран напрямую подчинены интересам групп ведущих стран, но бывают и исключения, скла-дывающиеся из исторических, геополитических и макроэкономических процессов. Иногда даже зависимым странам удается диктовать свои условия ведущим странам, выбивая из них значительные послабления и уступ-ки (в примере с Мексикой, эта страна стала оказывать столь значительное влияние на экономику США, что в некоторые моменты становится непонятно - кто из них больше от кого зависит).
Краткие выводы.
Экономическую политику определяют политики, представляющие интересы разнообразных групп. С течением времени интересы одной из групп становятся наиболее влиятельными, подминая под себя интересы более слабых групп. Это приводит к конфронтации интересов и поиску компромисса между ними. Вариант ре-волюционного разрешения противоречий в развитых странах маловероятен. Главные интересы любой группы сводятся к возможности получать доход и не потерять нажитое имущество. На соблюдение этих интересов в макроэкономическом плане наибольшее влияние оказывают понятия инфляции, учетной став-ки, безработицы, бюджетного дефицита и обменного курса. От того, насколько разумно и эффективно политики решают проблемы, сказанные с перечисленными выше понятиями, зависит удовлетворение интересов разнообразных групп. Ситуация осложняется взаимосвязанностью различных стран между собой.
Поэтому на удовлетворение интересов той или иной национальной группы может повлиять не только политика правительства своей страны, но и правительств зависимых и влияющих государств, представляющих, в свою очередь, в каждый момент времени интересы наиболее влиятельных на текущий момент времени сил внутри своих стран, естественно – с объективным перекосом в пользу данных интересов - наиболее влиятель-ной части, группы своего населения.
Взаимосвязь между фундаментальными факторами и динамикой обменного курса
Прежде чем описывать настоящую зависимость, обратимся к понятию фундаментального фактора. Под фундаментальными факторами здесь мы будем понимать макроэкономические индикаторы состояния экономи-ки (ВВП и ВНП, безработица и занятость, инфляция и денежная масса, национальный доход и т.п.).
Обратим внимание на общее, присущее человеку (как экономическому индивидууму), предпри-ятию (как совокупности работающих на нем людей и машин) и государству.
Целью экономической жизнедеятельности любого человека, также как предприятия и государства, яв-ляется удовлетворение собственных потребностей. Потребности эти могут быть как самыми примитивными {пища, сон, секс), так и более развитыми (в основном духовные потребности). Хотя в экономической литерату-ре и утверждается, что целью деятельности предприятий является получение прибыли, можно заметить, что практически все действующие предприятия, при условии, что на них работает хотя бы один человек, не только заняты производством, но и "живут". Поясню это на примере. Представим себе завод по производству автомо-билей.
Основой этого производства является сотрудничество конструкторов, проектирующих новую модель и отдела маркетинга, владеющего знаниями о потребностях рынка. Так как потребителями продукции этого заво-да являются люди, то простого механического исполнения автомобиля, как самодвижущейся тележки, явно не достаточно. Именно в этот момент и включается потребность предприятия в живом участии каждого его работ-ника, а не только простом исполнении им своих должностных обязанностей. Здесь приведен типичный пример конвейерного производства. На неконвейерных типах производств аналогичная потребность в творческом от-ношении к делу еще выше.
В рамках государства нематериальные потребности его граждан составляют основу научного и творче-ского потенциала страны. Невозможно увидеть ни одну процветающую ныне страну, основа для про-цветания которой не была бы заложена именно в реализации творческого потенциала ее граждан, при-ложении их энергии к уже имеющимся ресурсам страны.
Таким образом мы выяснили, что движущей силой развития и производства является стимул в удовле-творении потребностей. Потребности человека отличаются от потребностей государства скорее коли-чественно, нежели качественно. Это дает нам основание провести следующую параллель, которую отра-зим в таблице 2. Но сначала рассмотрим общие аспекты экономического взаимодействия потребностей и возможностей на государственном уровне, отраженного в следующей схеме (см.: таблица 1):
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Где:
1 - удовлетворение потребностей за счет собственных возможностей (внутреннее производство для собственных нужд);
2- реализация собственных возможностей для удовлетворения чужих потребностей с целью получения вознаграждения и соответствующего последующего удовлетворения собственных потребностей (экспорт това-ров и услуг);
3 - удовлетворение собственных потребностей за счет чужих возможностей, при этом для оплаты ис-пользуется полученное ранее от экспорта вознаграждение (импорт товаров и услуг).
В зависимости от суммы, которая стоит за той или иной ячейкой, определяется общий размер деятельности исследуемого объекта (государства, предприятия или человека). Примерно также про-исходит взаимодействие экономических факторов на уровне предприятия и семьи (человека). Сразу отвечу на вопрос, почему семью и человека я рассматриваю на одном уровне. Причиной этого является относительная общность экономических интересов у всех членов семьи. Ситуация «семья в семье» атомарно подтверждает данное правило от обратного.
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
Фотография из Фотогалереи на E1.ru
У вас может возникнуть сомнение - на каком основании я провожу подобную параллель между государством, предприятием и семьей (человеком). Объясню это на примере.
Каждый из нас (естественно - при наличии элементарных навыков выживания-хозяйствования и при элементарном доступе к элементарным ресурсам жизненного воспроизводства на территории своего текущего обитания - земле, воде, тепле) может прожить относительно натуральным хозяйством, производя еду и постро-ив себе жилище. С ростом потребностей (если мы захотим приодеться, съесть ту пищу, которую сами не можем произвести, повидать мир, либо удовлетворить другие потребности) мы будем вынуждены производить боль-ше, чем сможем потребить, предполагая излишек обменять. Та часть продукции, которая пойдет на об-мен, в макроэкономической терминологии будет называться "экспорт". А результат удовлетворения но-вой потребности - "импорт". Аналогично в терминах микроэкономики (для предприятия) результатом производства для реализации будет "выручка", а потребления - "себестоимость" и вложения в сторон-ние предприятия и организации - "депозиты" и т.п.
Положительная разница между выручкой и себестоимостью является прибылью, которая со-ответствует росту активов предприятия. Но если эта прибыль вкладывается не в собственное предпри-ятие, а, например, в банковские депозиты, то есть уходит "на сторону", то реального роста активов предприятия не происходит. Также в масштабах государства. Положительное сальдо торгового баланса, соответствующее превышению реализации продукции над ее потреблением, еще не означает гарантированного роста националь-ной экономики. Если отрицательное сальдо платежного баланса (когда ввоз капиталов меньше их вывоза) пре-вышает положительное сальдо торгового баланса, то это означает уменьшение реальных активов государства.
Аналогично выглядит ситуация на примере человека. Если человек много зарабатывает и на всем экономит, а то и того круче - все деньги складывает в кубышку, то жизнь свою он закончит как нищий и после его смерти все будут долго удивляться, насколько этот скряга был богат. Ситуация, правда, может быть и обратной. Человек может всю жизнь не работать, но жить как настоящий богач. И если виной этому будет не наследство богатого дедушки, то единственной возможностью для ведения подобного образа жизни могут быть значительные долги (они же - отрицательное сальдо платежного баланса). Среди государств и предприятий мы можем встретить немало примеров богатых наследников прошлого (Великобритания), "нищих" скряг (Россия и Япония), неисправимых должников (США) и других персонажей нашей повседневной жизни.
Денежные средства или их заменители также присутствуют в повседневной жизни государств, предприятий и людей. Попробуйте в своей семье ввести суррогат денег, которыми необходимо расплачиваться за каждую услугу, помощь и подарок. Так вы заметите, что самый активный и полезный член вашей семьи (как правило, им окажется жена или мать, а в тоталитарном государстве - госаппарат) будет получать этих "денег" больше других. И если жизнь вашей семьи (государства, общества) замкнута, т.е. крайне затруднен доступ к прочим имеющимся традиционным ресурсам и сферам человеческого творчества-деятельности (т.е. ВАШИ ВОЗМОЖНОСТИ для жизни и творчества несоизмеримо по сравнению с другими домохозяйствами, предприятиями, государствами - ОГРАНИЧЕНЫ), то рано или поздно практически все "деньги" этого "государства" (или по крайней мере наибольшая их часть) окажутся в руках у одного творца-человека-группы (или, касательно текущих роспроблем более точнее, - у госаппарата). Налицо крайняя разбалансировка интересов общество наполняющих в пользу одной группы. Теперь он (она) сможет жить как рантье или подавать вам милостыню, соглашаясь работать на вас бесплатно. В последнем случае деньги теряют свой экономический смысл и в самую пору их именовать каким-либо красивым наукообразным способом, к примеру, стабилизационным фондом.
[Сообщение изменено пользователем 02.01.2006 22:03]
w
waserman.
угу.а что нового?
З
Злой EMO
Ниасилил. Многа букаф.
g
garyh™
Пардон, за многословность, не хотел вредить цепочку рассуждения Наймана. Но если кратко, то собственно, и по логике рассуждений Наймана, получается, что нельзя России ежегодно увеличивать объемы экспорта природных ресурсов за кордон, когда уже полученная выручка от реализованных за прошлые годы
природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, - превышают все допустимые объемы денежной массы, которые госаппарат в состоянии в силу своего развития-неразвитости освоить внутри страны, приложить для блага ее населения.
"В последнем случае деньги теряют свой экономический смысл"!!!!!!!!!
Надо бы поумерить пыл разбежавшейся слепой гослошади, ее целесообразнее останавливать и концентрироваться на вопросы качества взаимодействия ГОСАППАРАТ-НАСЕЛЕНИЕ самых различных групп ........ ;-)
"В последнем случае деньги теряют свой экономический смысл"!!!!!!!!!
Надо бы поумерить пыл разбежавшейся слепой гослошади, ее целесообразнее останавливать и концентрироваться на вопросы качества взаимодействия ГОСАППАРАТ-НАСЕЛЕНИЕ самых различных групп ........ ;-)
g
garyh™
Практически все жизненно важные проекты, в том числе бюджетные, в России принимаются по-прежнему по-советски - не в результате острых и сбалансированных дебатов-решений абсолютно всех основных заинтересованных сторон, которые, по идее, должны представлять депутаты всех уровней, - а в результате
ГОСАППАРАТНЫХ ИГР со стороны госадминистраций различных уровней власти, блокировки предложений депутатов и общественных объединений. В результате и на 2006 год депутатство на поверку в России оказывается в немалой степени профанацией! Надо углублять процесс народовластия, коллегиальности, это
чувствуют и некоторые депутаты. Так, депутаты Гордумы в декабре 2005-го года предупредили администрацию мэрии, что в 2006 году бюджет будет принят только с их участием, обсуждением, а не только - под вывеской их номинального, бюджетнооплачиваемого, но безмолвного, свадебно-генеральского присутствия
при этом процессе.... Как, увы, это уже произошло и с принятием городского бюджета на 2006-ой год:
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-261562-section...
1. Вместе с тем, депутаты выразили мнение, что документ принимать все-таки надо, однако, при этом дали понять представителям администрации, что в следующий раз такой бюджет не пройдет. "У нас подготовлен альтернативный вариант бюджета. Чтобы не поднимать сейчас шум, мы его не озвучиваем. Но в течение года мы будем смотреть и сравнивать, кто прав - администрация или депутаты. И если окажется, что наши расчеты были более обоснованны, то в следующем году мы выйдем с собственным бюджетом", - предупредил представителей мэрии председатель бюджетной комиссии гордумы Александр Косинцев.
2. Еще ряд замечаний со стороны парламентариев были связаны с тем, что несколько депутатских предложений по поводу изменения бюджета были проигнорированы или не рассмотрены вопреки регламенту. !!!!!!!!!! Что за депутаты, которые не в состоянии защитить даже регламент????!!!! Итить!!!!
3. Также народные избранники до сих пор не получили от администрации реестр муниципального имущества и поэтому не имеют представления, как оно используется и какой доход приносит.
4. "И если говорить честно, то дефицит бюджета у нас надуманный. Доходные источники занижены. Вы прекрасно это знаете. Я уже пятый год в думе и мы никогда не обращались за кредитами, чтобы покрыть дефицит. Наоборот, у нас всегда были сверхдоходы", - заявил Ян Габинский.
Получается, искренняя благонаправленность представительских стараний депутатов, по крайней мере, на словах, - налицо. Но и высокая степень депутатской этической и умственной, увы, слаборазвитости и исторически объективный саботаж госаппарата - тоже еще тестируется явно, с одной стороны, повторюсь:
"У нас подготовлен альтернативный вариант бюджета. Чтобы не поднимать сейчас шум, мы его не озвучиваем. Но в течение года мы будем смотреть и сравнивать, кто прав - администрация или депутаты. И если окажется, что наши расчеты были более обоснованны, то в следующем году мы выйдем с собственным бюджетом", - предупредил представителей мэрии председатель бюджетной комиссии гордумы Александр Косинцев.
А с другой стороны:
...Народные избранники до сих пор не получили от администрации реестр муниципального имущества и поэтому не имеют представления, как оно используется и какой доход приносит. А на дворе 2006 год - о какой же депутатской системе народовластия можно говорить?!
При отсутствии даже в 2005 году, на двадцатом году перестройки, полной картины финансовой деятельности муниципалитета - все еще тешат себя мыслью, что "если окажется, что наши расчеты были более обоснованны"....
Пример-аналогия: играют две стороны в шахматы, администрация мэрии и депутаты гордумы. Только вторая, депутатская сторона - ни поля всего не зреет, ни даже косвенной инфы о реальных ходах на поле - не получает. Но тешит себя мыслью, что - может выйграть..... По поводу саботажа госаппарата, мне кажется, надо срочно вводить смертную казнь и смазать госколеса парой сотней показательных казней. Цена издержек их саботажа - для страны, для населения, потеря исторически важного времени - слишком высока. На дворе-то - 2006-ой год, 20 лет с момента начала переходного этапа к народовластию, коллегиальности различных слоев общества, а где оно?! Вот на что надо нацеливать усилия со всех сторон, и со стороны еще адекватно мыслящих чиновников, и со стороны адекватных депутатов и населения!!!!!! Наиболее актуальный вопрос на поверку в России - не КОЛИЧЕСТВА, а КАЧЕСТВА!!!! Ка-чест-ва связи ГОСАППАРАТ-НАРОД, вопросы ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.
[Сообщение изменено пользователем 02.01.2006 23:54]
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-261562-section...
1. Вместе с тем, депутаты выразили мнение, что документ принимать все-таки надо, однако, при этом дали понять представителям администрации, что в следующий раз такой бюджет не пройдет. "У нас подготовлен альтернативный вариант бюджета. Чтобы не поднимать сейчас шум, мы его не озвучиваем. Но в течение года мы будем смотреть и сравнивать, кто прав - администрация или депутаты. И если окажется, что наши расчеты были более обоснованны, то в следующем году мы выйдем с собственным бюджетом", - предупредил представителей мэрии председатель бюджетной комиссии гордумы Александр Косинцев.
2. Еще ряд замечаний со стороны парламентариев были связаны с тем, что несколько депутатских предложений по поводу изменения бюджета были проигнорированы или не рассмотрены вопреки регламенту. !!!!!!!!!! Что за депутаты, которые не в состоянии защитить даже регламент????!!!! Итить!!!!
3. Также народные избранники до сих пор не получили от администрации реестр муниципального имущества и поэтому не имеют представления, как оно используется и какой доход приносит.
4. "И если говорить честно, то дефицит бюджета у нас надуманный. Доходные источники занижены. Вы прекрасно это знаете. Я уже пятый год в думе и мы никогда не обращались за кредитами, чтобы покрыть дефицит. Наоборот, у нас всегда были сверхдоходы", - заявил Ян Габинский.
Получается, искренняя благонаправленность представительских стараний депутатов, по крайней мере, на словах, - налицо. Но и высокая степень депутатской этической и умственной, увы, слаборазвитости и исторически объективный саботаж госаппарата - тоже еще тестируется явно, с одной стороны, повторюсь:
"У нас подготовлен альтернативный вариант бюджета. Чтобы не поднимать сейчас шум, мы его не озвучиваем. Но в течение года мы будем смотреть и сравнивать, кто прав - администрация или депутаты. И если окажется, что наши расчеты были более обоснованны, то в следующем году мы выйдем с собственным бюджетом", - предупредил представителей мэрии председатель бюджетной комиссии гордумы Александр Косинцев.
А с другой стороны:
...Народные избранники до сих пор не получили от администрации реестр муниципального имущества и поэтому не имеют представления, как оно используется и какой доход приносит. А на дворе 2006 год - о какой же депутатской системе народовластия можно говорить?!
При отсутствии даже в 2005 году, на двадцатом году перестройки, полной картины финансовой деятельности муниципалитета - все еще тешат себя мыслью, что "если окажется, что наши расчеты были более обоснованны"....
Пример-аналогия: играют две стороны в шахматы, администрация мэрии и депутаты гордумы. Только вторая, депутатская сторона - ни поля всего не зреет, ни даже косвенной инфы о реальных ходах на поле - не получает. Но тешит себя мыслью, что - может выйграть..... По поводу саботажа госаппарата, мне кажется, надо срочно вводить смертную казнь и смазать госколеса парой сотней показательных казней. Цена издержек их саботажа - для страны, для населения, потеря исторически важного времени - слишком высока. На дворе-то - 2006-ой год, 20 лет с момента начала переходного этапа к народовластию, коллегиальности различных слоев общества, а где оно?! Вот на что надо нацеливать усилия со всех сторон, и со стороны еще адекватно мыслящих чиновников, и со стороны адекватных депутатов и населения!!!!!! Наиболее актуальный вопрос на поверку в России - не КОЛИЧЕСТВА, а КАЧЕСТВА!!!! Ка-чест-ва связи ГОСАППАРАТ-НАРОД, вопросы ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.
[Сообщение изменено пользователем 02.01.2006 23:54]
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.