Сегодня день смерти Сталина И.В.
И
Искандер
Искандер! Вы так сильно заняты или Ваше высшее экономическое образование не позволяет дать определение понятия "потребительская экономика"?
Дубик, Ваша "дубиковость" меня поражает. Мне не понадобилось мое высшее экономическое образование, когда я только что специально ДЛЯ ВАС набрал в яндексе слова "потребительская экономика". Определения там, может, и нет, не знаю, но смысл этих двух слов, я очень надеюсь, Вы поймете.
В том то и дело, что нет!!!!! И быть не может! Определения там, может, и нет
Смысл этих двух слов я понимаю, но от человека с высшим экономическим
хотелось бы слышать, при разговоре про экономику, речи, в которых присутствуют словосочетания свойственные данной науке. А то создается впечатление, что единственное образование, которое вы получили - ВПШ, ну или курсы политруков. смысл этих двух слов
Может мне поделиться с Вами своей "дубовостью", что бы вы могли твердо опираться на экономические знания?
И
Искандер
Смысл этих двух слов я понимаю, но от человека с высшим экономическим хотелось бы слышать, при разговоре про экономику, речи, в которых присутствуют словосочетания свойственные данной науке.
Эти словосочетания создают в Ваших глазах видимость компетентности?
Я вообще общаюсь на нормальном человеческом языке. Да и понять друг друга люди,мыслящие по-разному, смогут, только используя простые, общедоступные понятия.
Напоминаю с чего началось....
Я Вам привел факты и прокомментировал их:
Это любимое Вами словосочетание звучало очень много раз и я спокойно это воспринимал, полагая, что мы понимаем, что имеется в виду.
Но вдруг в несколько хамоватой форме Вы меня посылаете....почитать умные книги.
Почитайте умные книги. Там написано, что такое "потребительская экономика".Я Вам намекаю: Дубик, Вы меня поражаете!
Я Вам привел факты и прокомментировал их:
В 1992 году Россия потребила 41,9млн т стали или 282кг на человека , а в 1998 - 14,6 и 99 соответственно. Правда к 2000году потребление выросло до21.1 млн тонн, но
все равно осталось ниже 1992 почти в 2 раза. При этом 1992 году была талонная система! Так какая из экономик потребительская?
Это любимое Вами словосочетание звучало очень много раз и я спокойно это воспринимал, полагая, что мы понимаем, что имеется в виду.
Но вдруг в несколько хамоватой форме Вы меня посылаете....почитать умные книги.
Почитайте умные книги. Там написано, что такое "потребительская экономика".
Вы: Нет в "умных книгах" понятия "потребительская экономика"!
Сколько лишних действий! Сколько лишних слов! Ради чего? Просто Вы не можете возразить по существу! Ресурсы в обществе за
которое Вы ратуете расходовались сильнее и бесполезнее! И возразить Вам нечего! От того и злость и оскорбления в мой адрес. Я это понимаю. А Вы?
Дубик, Ваша "дубиковость" меня поражает. Мне не понадобилось мое высшее экономическое образование, когда я только
что специально ДЛЯ ВАС набрал в яндексе слова "потребительская экономика". Определения там, может, и нет, не знаю, но смысл этих двух слов, я очень надеюсь, Вы поймете.
И
Искандер
Ресурсы в обществе за которое Вы ратуете расходовались сильнее и бесполезнее!
Дубик, мне даже неловко снова Вам намекать, но самостоятельно Вы никак не поймете.
"Потребительская экономика" - это не про расходование ресурсов (кстати, "сильнее и бесполезнее" - эмоциональныеи необоснованные оценки, Ваше ЛИЧНОЕ мнение).
Это про другое. Про цель (декларируемую) экономического развития. Советскую экономику только пытались сделать потребительской разные убожества от Хрущева до Горбачева (но для Вас они, видимо, лучшие люди, "элита"!). И вот что получилось.
41,9 >14,6 ; эмоциональныеи необоснованные оценки, Ваше ЛИЧНОЕ мнение
282>99
Что может быть объективнее цифр?
Я уверен, что Вы
знаете, что такое "неравновесная система". Это система (я упрощено), которая рушится при любом малейшем воздействии из вне. Сталин создал такую систему. После его смерти она мнговенно начала рушиться - Хрущев. Это не казус, не исключение - это свойство системы! Обратитесь к истории: какой
авторитарный режим не закончился упадком? (за исклучением случаев, когда авторитарным методом ликвидировались последствия авторитаризма (Пиночет)) Вопрос: Зачем лезть на вершину, если после этого запрограммировано падение?
убожества от Хрущева
S
SаNeK
doobik Я уверен, что Вы знаете, что такое "неравновесная система". Это система (я упрощено), которая рушится при любом малейшем воздействии из вне. Сталин создал такую систему. После его смерти она мнговенно начала рушиться - Хрущев. Это не казус, не исключение - это свойство системы!
---------------
Додик ты опять прав! Как доктор, скажу, что человек* это тоже "неравновесная система", особенно если в нем завелись личинки описторхоза**, тогда со временем эти мелкие личинки паразитов вырастают в больших толстых глистов***, они съедают человека заживо, и он “система человек” гибнет. Это не казус, не исключение - это свойство системы! Поэтому лечение нужно проходить у мудрого доктора****, и не ругать его за неприятные антибиотики*****, а с уважением признать положительный результат лечения и также проводить необходимые профилактические процедуры, дабы глисты не попали, в жизненно важны центры****** "системы человек". А так в принципе человек* довольно жизнеспособная система.
*СССР
**либеральная идея
*** мелкократия
**** т.Сталин
***** репрессии
****** жизненно важны центры
doobik Вопрос: Зачем лезть на вершину, если после этого запрограммировано падение?
-------
Додик, в рассказе Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый" как раз ответ на твой вопрос.
[Сообщение изменено пользователем 24.03.2005 23:35]
---------------
Додик ты опять прав! Как доктор, скажу, что человек* это тоже "неравновесная система", особенно если в нем завелись личинки описторхоза**, тогда со временем эти мелкие личинки паразитов вырастают в больших толстых глистов***, они съедают человека заживо, и он “система человек” гибнет. Это не казус, не исключение - это свойство системы! Поэтому лечение нужно проходить у мудрого доктора****, и не ругать его за неприятные антибиотики*****, а с уважением признать положительный результат лечения и также проводить необходимые профилактические процедуры, дабы глисты не попали, в жизненно важны центры****** "системы человек". А так в принципе человек* довольно жизнеспособная система.
*СССР
**либеральная идея
*** мелкократия
**** т.Сталин
***** репрессии
****** жизненно важны центры
doobik Вопрос: Зачем лезть на вершину, если после этого запрограммировано падение?
-------
Додик, в рассказе Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый" как раз ответ на твой вопрос.
[Сообщение изменено пользователем 24.03.2005 23:35]
Да Вы, батенька, поэт!
Только в паразитологии не смыслите! Опистрохоз - не личинки и в больших толстых глистов не вырастают, так и прозябают маленькими и худенькими....
И еще.... Антибиотиками с паразитами не боряться....
А так, очень красиво получилось. Особено звездочки!
А
Аркадий Р.
А я видел. Есть разница? Слыхал и читал.
Нет, не согласен. Именно потому, что обладаю органо-лептической, а не виртуальной информацией.
Не согласны?
И
Искандер
От пользователя: Искандер
эмоциональныеи необоснованные оценки, Ваше ЛИЧНОЕ мнение
41,9 >14,6 ;
282>99
Что может быть объективнее цифр?
Дубик, епрст! Я тебе сейчас один умный вещь скажу, только ты не обижайся. Если чего-то не можешь понять, так Вы спросите у кого-нибудь, хоть у меня, я объясню.
В 1992 году Россия потребила 41,9млн т стали или 282кг на человека , а в 1998 - 14,6 и 99
соответственно. Правда к 2000году потребление выросло до21.1 млн тонн, но все равно осталось ниже 1992 почти в 2 раза.
Вы, я вижу, любитель цифр.
Конструкционные материалы
Для крупных индустриальных держав производство стали традиционно рассматривается как важный показатель развития экономики. «Железо - фундамент цивилизации».
Сталь является основным конструкционным материалом для машиностроения, и по динамике ее потребления можно судить о развитии машиностроения и строительства, которые в свою очередь определяют инвестиционные возможности экономики. Динамика производства стали в РСФСР и РФ представлена на рис. 4-8.
За 70-е годы производство стали выросло на треть, а затем достигло максимума (94 млн. т) в 1988 г. Начавшаяся в том же году перестройка экономической системы вызвала сокращение производства стали, которое приняло обвальный характер в 1991 г. К 1998 г. уровень производства снизился более чем в два раза (до 43,6 млн. т). В 1999-2000 гг. наблюдалось некоторое оживление производства, хотя об устойчивой тенденции к росту говорить пока рано – в 2001 г. прироста производства стали не было.
Таким образом, производство стали в РФ за годы реформы резко сократилось и, по-видимому, стабилизируется на уровне, значительно более низком, нежели в 70-е годы. Кроме того, черная металлургия в большой мере стала работать на экспорт, так что для внутреннего потребления в народном хозяйстве России остается совсем немного стали. В 1996 и 1997 гг. ежегодный экспорт в страны вне СНГ железа и стали в слитках, полуфабрикатах и прокате составлял 20,5 млн. т. – почти половину отечественного производства. В 1999-2000 гг. экспорт составлял около 23 млн. тонн в год. Со странами СНГ экспорт и импорт были небольшими и примерно уравновешивались.
Столь малое количество стали, идущей на внутреннее потребление в отечественном хозяйстве, является очевидным и неоспоримым признаком того, что одним из главных результатов проводимой реформы стала деиндустриализация России.
На рис. 4-9 представлена динамика производства проката черных металлов . И здесь в результате реформы после 1989 г. объем производства упал к 1998 г. почти в два раза. Хотя положение несколько выправилось в 1999-2000 гг., стабилизация производства происходит на уровне, соответствующем началу 70-х годов.
На такой металлургической базе существенного роста промышленности, транспорта и строительства ожидать не приходится. В 2001 г. прироста производства проката не наблюдалось.
Снижение вдвое производства рядовой стали и рядового проката уже отражает катастрофические изменения в промышленности большой страны. Однако еще более тяжелый удар нанесла реформа по производству специальных видов продукции черной металлургии – тех, которые обладают особенно высокими техническими качествами и во многом определяют технологический прогресс в отраслях-потребителях.
Науко- и техноемкие металлургические производства пострадали гораздо сильнее, чем традиционное массовое производство. Как пример на рис. 4-10 приведена динамика производства сортовой холоднотянутой стали . Это - необходимый для машиностроения высококачественный материал. Из него, например, производятся подшипники. Хотя в РСФСР к 80-м годам было создано крупномасштабное производство такой стали (в год свыше 2 млн. т), потребности отечественного машиностроения еще удовлетворялись не полностью, и часть необходимой специальной стали импортировалась.
В результате реформы к 1998 г. производство сортовой холоднотянутой стали сократилось в РФ в 8,4 раза.
Особо надо выделить производство чрезвычайно важного для современной промышленности материала – проката из нержавеющей стали . Это важное производство в ходе реформы парализовано почти полностью – его уровень упал с 1990 по 1998 г. примерно в 20 раз. Некоторый подъем производства в 1999-2000 гг. пока что не превратился в устойчивую тенденцию. Ход падения и стабилизации производства можно видеть в табл. 4-1.
Таблица 4-1. Производство проката из нержавеющей стали
Годы
1990
1992
1994
1996
1998
2000
Объем производства, тыс.т.
810
440
109
69,3
46,8
94,1
Резко, почти в 5 раз, снизилось с середины 80-х годов к 1998 году производство проката с упрочняющей термической обработкой (см. рис. 4-11). В 2000 г. производство слегка возросло и стабилизируется на очень низком уровне – в 2001 г. был даже спад производства на 4%.
Необходимым для строительства высококачественным материалом является упрочненный сортовой арматурный прокат . Его производство на новых прокатных станах быстро наращивалось в РСФСР в 80-е годы. Этот процесс был резко прерван реформой, и производство этого материала стало безостановочно снижаться вплоть до 1998 г., после которого сохраняется на очень низком уровне. Динамика роста и падения производства представлена на рис. 4-12.
В принципе сходное положение сложилось и с производством других специальных металлических материалов, в том числе и таких, производство которых как раз предполагалось расширять в ходе модернизации промышленности. Например, увеличение выпуска современных автомобильных покрышек требовало повышения уровня производства металлокорда .
Оно быстро наращивалось и было увеличено за 80-е годы в два раза. Реформа вызвала обвальное падение производства, которое стало расти лишь начиная с 1999 г. (см. рис. 4-13).
В условиях кризиса хрупкое социальное равновесие в России и поддержание, хотя бы на минимальном уровне, государственных расходов, в большой степени обеспечивается экспортом нефти и газа. А значит, обеспечивается работой нефте- и газодобывающей промышленности и больших трубопроводов – производственно-транспортной системы, созданной в советское время.
Для поддержания этой системы в рабочем состоянии, не говоря уж о ее развитии, требуются регулярные поставки большого количества труб. За 80-е годы в РСФСР было создано современное трубопрокатное производство. За годы реформы выпуск продукции резко упал. На рис. 4-14 показана динамика производства стальных труб . Несмотря на оживление производства после 1998 г., его объем в 2001 г. существенно ниже уровня 1970 г.
Важным шагом вперед было создание производства труб с улучшенными техническими характеристиками – высокопрочных, а также труб больших диаметров с полимерными покрытиями. Масштабы выпуска таких труб резко возросли во второй половине 80-х годов. Это производство было резко свернуто или почти прекращено в ходе реформы. Динамика его показана на рис. 4-15 и 4-16.
Надо подчеркнуть, что резкое сокращение производства стали в 90-е годы вовсе не сопровождалось расширением производства альтернативных конструкционных материалов. Одним из направлений технического прогресса в машиностроении и строительстве в последние десятилетия было снижение металлоемкости конструкций за счет замены стали пластмассами и особенно стеклопластиками. Развитие промышленности этих современных материалов и изделий из них было одной из приоритетных задач в научно-технической и промышленной политике СССР. Производство синтетических смол и пластмасс в РСФСР с 1970 по 1989 г. выросло в 2,7 раза. Затем, в результате реформы, произошел обвальный спад. Динамика его представлена на рис. 4-17.
Положение начало выправляться после 1996 г., так что до настоящего времени наблюдается быстрый рост.
В производстве стеклопластиков спад оказался гораздо более глубоким – в 1997 г. его уровень упал по сравнению с достигнутым в 80-е годы в 7 раз. Оживление, наблюдаемое начиная с 1998 г., не столь значительно, как в производстве смол и пластмасс.
Таким образом, в ходе реформы в России произошло не только небывалое в истории падение производства конструкционных материалов, но и значительное ухудшение структуры их набора. Производство технически более совершенных и эффективных материалов и изделий из них пострадало гораздо сильнее, чем производство традиционной и рядовой продукции. Сокращение производства сопровождается техническим регрессом.
Машиностроение
Во время перестройки один из главных тезисов в новой хозяйственной политике заключался в том, что в советской экономике были недостаточны темпы развития машиностроения . Из-за этого в хозяйстве имел место перерасход ручного труда, людям приходилось работать в относительно тяжелых условиях, а отдача была меньше, чем в странах с более развитым машиностроением. Все это было верно – за истекший до 80-х годов период советское машиностроение не успело насытить хозяйство достаточным количеством машин необходимого технического уровня и ассортимента. Вопрос в том, куда повели дело реформаторы. Улучшила ли реформа обеспечение российского хозяйства машинами или ухудшила?
В ходе реформы происходила деградация гражданского машиностроения, производство в котором сократилось к 1999 г. по сравнению с 1991 г. в шесть раз (без учета производства легковых автомобилей).
В ходе развития отечественного машиностроения происходило, прежде всего, обеспечение хозяйства страны теми ключевыми видами машин и механизмов, которые брали на себя выполнение самых массовых трудоемких работ. Даже и на этих направлениях машиностроение не могло еще удовлетворить самые острые потребности хозяйства за очень короткий, по сравнению с промышленным Западом, срок советской индустриализации. Например, максимум, которого удалось достичь в РСФСР в насыщении сельского хозяйства тракторами, составил всего 12 машин на 1000 га пашни (1988) – при среднеевропейской норме 100-120 машин на 1000 га.
Начатая в 1990 г. реформа парализовала машиностроение России и за десять лет простоя производственных мощностей привела к его глубокой деградации. Крупные машиностроительные предприятия были расчленены, так что число предприятий за годы реформы выросло в 10 раз и колеблется на уровне 54-55 тысяч. Количество рабочих, занятых в отрасли, сократилось в 2,4 раза.
Рассмотрим динамику этого процесса на ряде примеров, выбирая для них именно ключевые (системообразующие) типы машин – те, от производства которых зависят целые отрасли хозяйства.
Первым таким типом машин можно считать те, которые создают энергетическую базу любого производства – обеспечивают его теплом, электричеством, механической силой. Одним из таких ключевых устройств, которыми машиностроение регулярно снабжало народное хозяйство, являются современные паровые котлы . Динамика их производства в РСФСР и РФ представлена на рис. 4-19.
В течение 80-х годов ежегодно в среднем в России выпускалось паровых котлов (с производительностью свыше 10 тонн пара в час) суммарной мощности 45,6 тыс. тонн пара. К 1999 г. объем производства упал до 3,2 тыс. тонн – более чем в 14 раз. В 2000 г. он слегка вырос – до 3,8 тыс. т., что в 13 раз меньше, чем в 1980 году.
Второй важнейший тип энергетических машин - турбины. Динамика их выпуска показана на рис. 4-20.
Соответственно сокращению производства турбин снизился и выпуск генераторов к турбинам. После 1970 г. их ежегодный выпуск, вплоть до реформы, обеспечивал суммарную мощность около 13 млн. квт. Он начал слегка снижаться в годы перестройки, а в 2000 г. составил суммарную мощность 200 тыс. квт, то есть в 65 раз меньше, чем в 70-80-е годы. В 2001 г. он слегка вырос – до 317 тыс. квт.
Резко сократился в годы реформы выпуск машин, которые статистика объединяет в категорию «электрические машины крупные» . Этот процесс представлен на рис. 4-21.
В 6-7 раз уменьшилась по сравнению с 70-80-ми годами суммарная мощность выпускаемых ежегодно после 1996 г. двигателей переменного тока – с 20-21 млн. квт до 3 млн. квт. В 2000 г. производство частично восстановилось – до 5,7 млн. квт.
Дизели и дизель-генераторы предназначены для автономного энергоснабжения в сельской местности и удаленных местах (геологоразведка, бурение и т.п.). Их выпуск отечественным машиностроением достиг максимума в середине 70-х годов, а затем, по мере все более полной электрификации хозяйства с питанием от стационарной сети стал снижаться, оставаясь, однако, на уровне производства 20-25 тыс. машин в год. В результате реформы он упал примерно в 10 раз по сравнению с 80-ми годами (см. 4-22).
При этом надо подчеркнуть, что именно сейчас Россия втягивается в такое состояние, когда насущно необходимыми станут именно автономные источники энергоснабжения. Это связано не только с острой потребностью в возобновлении массированных работ по разведочному бурению (хотя бы на нефть и газ), но и с деградацией и разрушением стационарных сетей электроснабжения в сельской местности.
Важной системой больших машин являются машины, выполняющие наиболее трудоемкие работы в строительстве (дорожном, жилищном, капитальном и др.) – при выемке, перемещении и планировке грунта, подъеме тяжестей и т.д. Можно сказать в целом, что в этой подотрасли реформа нанесла отечественному машиностроению тяжелейший удар. Вместо той модернизации и обновления моделей, которые планировались начиная с середины 80-х годов, произошло свертывание и производства, и конструкторских разработок.
На рис. 4-23 показана динамика производства одной из главных массовых машин – экскаваторов. Уже к 1975 г. их производство в России вышло на стабильный уровень, позволяющий поддерживать хозяйственную деятельность страны с ее небольшим ежегодным приростом (около 3,5% ВВП). Этот уровень составлял выпуск 25-27 тыс. экскаваторов в год. Что же произошло в результате реформы? Производство экскаваторов рухнуло обвально, опустившись до 2,6 тыс. в 1999 г. (3,4 тыс. в 2000 г.). При этом существенно уменьшилась средняя емкость ковша производимых экскаваторов – с 0,7 куб. м в 1990 г. до 0,55 во второй половине 90-х годов.
Отечественное производство экскаваторов стабилизируется на уровне, абсолютно не соответствующем масштабам страны и ее потребностей, а заместить свое производство импортом нереально из-за скудных валютных возможностей РФ. За 1996 и 1997 гг. импорт экскаваторов за вычетом экспорта составил 802 машины (около 2% от дореформенного уровня отечественного производства), за 1999 и 2000 гг. импорт экскаваторов за вычетом экспорта составил 1083 машины.
Таким образом, когда будет израсходован ресурс парка экскаваторов, поставленных хозяйству в советское время, будут поневоле резко свернуты и так уже незначительные объемы земляных работ.
Главной большой машиной на строительстве зданий и сооружений являются башенные краны . Динамика их производства в России представлена на рис. 4-24. После того, как в середине 80-х годов было освоено производство кранов нового поколения и объем выпуска был вновь доведен до 2,5 тыс. кранов в год, началась реформа и произошел катастрофический спад производства, которое в 1996-1999 гг. было практически прекращено – в 2000 г. было выпущено 36 штук.
Ненамного лучше обстоит дело и с производством кранов на автомобильном ходу – незаменимой массовой машины в строительстве и на транспорте. Начиная с середины 70-х годов в России поддерживался стабильный уровень их производства около 15 тыс. машин в год. В результате реформы это производство было практически свернуто, упав в 1998 г. до 1,1 тыс. Оно стало постепенно восстанавливаться начиная с 1999 г. Динамика процесса представлена на рис. 4-25.
Необходимыми для строительства машинами являются бульдозеры и грейдеры . Их производство понесло примерно такой же урон в результате реформы, как и производство кранов и экскаваторов. Динамика выпуска этих машин показана на рис. 4-26 и 4-27.
При этом надо сказать, что импорт всех этих машин лишь в очень малой степени компенсирует спад производства. В 1996-2000 гг. было продано на экспорт 1461 из произведенных в РФ бульдозеров, а закуплено по импорту 1472. То есть превышение импорта над экспортом за пять лет составило всего 11 машин.
Вообще производство машин для строительства дорог понесло в годы реформы исключительно тяжелый урон.
Если в 1990 г. было выпущено 15,4 тыс. больших машин для дорожного строительства, то к 1996-1997 гг. их выпуск снизился до 1,2-1,3 тыс. Это производство перестало отражаться в публикуемой статистике.
Наконец, самой важной и самой массовой машиной, главным элементом всей технологической системы сельского хозяйства, базой для многих специализированных машин (экскаваторов, бульдозеров и др.) является трактор. Развитие, начиная с 30-х годов, мощного отечественного тракторостроения стало одним из важных условий выхода всего народного хозяйства СССР и РСФСР на уровень, соответствующий жизненным потребностям страны, – как в сфере производства, так и в обороноспособности.
Одним из важнейших результатов реформы 90-х годов, который будет иметь долговременный характер и окажет большое влияние на судьбы России и ее народов, является, несомненно, почти полная ликвидация отечественного тракторостроения. Смотрите рис.4-28!
Свернуто производство даже тех машин, которые были любимым объектом пропаганды реформаторов, в пику «гигантомании плановой экономики» – производство минитракторов. В 1998 г. их было выпущено в 78 раз меньше, чем в 1993 г. – всего 100 штук на всю Россию (в 2000 г. 500 штук – в 16 раз меньше, чем в 1993 году).
Остановка отечественного производства тракторов лишь в малой степени компенсируется импортом из стран СНГ. Так, за 1996-1997 гг. в РФ было импортировано 18468 тракторов, экспортировано в СНГ 2956 – в РФ осталось, как превышение импорта над экспортом, 15,5 тыс. тракторов. В 2000 г. превышение импорта над экспортом еще меньше – около 13 тыс. тракторов.
Следует напомнить, что идеологи реформы в СССР и РСФСР загодя начали готовить общественное мнение к ликвидации отечественного тракторостроения. В СМИ и даже в научную литературу был запущен миф о том, что якобы колхозы и совхозы перенасыщены ненужными им тракторами, а их продолжают производить – вот он, дескать, абсурд плановой экономики. Реальность, однако, была такова: в 1988 г. на 1000 га пашни в РСФСР было 10,54 тракторов, в Польше 77, в Италии 144 и в Японии 476.
Заметим, что хотя обычно сельское хозяйство СССР сравнивали с США, в отношении тракторов большим подобием обладает Западная Европа. В СССР основное производство зерновых было сосредоточено в Европейской части, а большие равнинные пространства, подобные американским, имелись лишь в Казахстане. Тем не менее, в целом США имели в 1988 г. 34,4 трактора на 1000 га пашни - в три раза больше, чем СССР. Это огромная разница.
Перед началом сева 2001 г. Минсельхоз РФ доложил, что на 1 марта 2001 г. в сельском хозяйстве России имелось 514,4 тыс. исправных тракторов. В 1986 г. их было 1424 тыс. Сегодня оставшаяся техника работает на износ, который при столь высокой нагрузке ускорился.
Сходное положение возникло в результате реформы и в производстве зерноуборочных комбайнов . Оно было практически парализовано, оживление производства наметилось только в 2000-2001 гг. Динамика выпуска в России приведена на рис. 4-29.
Важнейшей машиной для всего народного хозяйства страны (как и для обороноспособности) является грузовой автомобиль . Особое значение он имеет в условиях России для сельского хозяйства. С конца 60-х годов производство грузовиков в РСФСР быстро росло и в середине 80-х годов вышло на уровень 700 тыс. машин в год. В ходе реформы произошло резкое падение производства – в 5 раз. В 1999-2000 гг. наблюдалось некоторое оживление производства, но в 2001 г. оно опять сократилось. Динамика его представлена на рис. 4-30.
Примерно так же обстоит дело и с производством грузовых автомобилей с дизельными двигателями – их выпуск сократился примерно в 4 раза и составил в 2001 г. 43,5 тыс. штук.
Импорт грузовых автомобилей в очень малой степени компенсирует спад производства. Из стран вне СНГ импортируется 5-8 тыс. машин в год, из стран СНГ 8-12 тыс. при сравнимом по масштабам экспорте – в СНГ 8-9 тыс., в страны вне СНГ 4-5 тыс. машин в год.
В целом состояние производства сельскохозяйственной техники примерно такое же, как тракторов и комбайнов. Вот выводы доклада Министерства сельского хозяйства РФ «Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России» (Москва, 2000 г.) о положении в сельскохозяйственном машиностроении: «Объем товарной продукции на предприятиях отрасли сократился почти в 13 раз, в том числе по тракторостроению – в 10, по сельскохозяйственным машинам для растениеводства более чем в 14, по машинам и оборудованию для животноводства и кормопроизводства – в 38, по двигателестроению – в 8, по компонентам машин и запасным частям – в 17, а по использованию производственного потенциала – в 13-25 раз».
Надо подчеркнуть, что на фоне сокращения отечественного производства в РФ идет лоббирование иностранной техники. В 2000 г. импортные комбайны захватили 25% российского рынка. Это несмотря на то, что, по данным «Ростсельмаша», средняя цена импортного комбайна на нашем рынке составляет 220000 долл., а российского – 50000 («Ведомости», 9 июля 2001).
Захват российского рынка зарубежными производителями техники сопровождается сильным идеологическим давлением, формированием отрицательного отношения к отечественным машинам, преувеличением их качественных недостатков при замалчивании важных для российской действительности достоинств.
Так, много говорится, например, что российские комбайны допускают повышенные, по сравнению с американскими аналогами, потери зерна при уборке. Это действительно так, но технические преимущества американских машин оплачены столь непропорционально большим завышением цены (более чем в 4 раза дороже отечественных аналогов), что массовые закупки этих машин становятся нереальными. Российское село может быть обеспечено только отечественными машинами. Их можно и нужно улучшать, но лишь на основе развития собственного машиностроения.
Что же касается потерь зерна, то следует учесть известные данные: на уборке урожая 2000 и 2001 гг. в Северо-Кавказском регионе были использованы арендованные у Турции американские комбайны (с их комбайнерами). В оплату за аренду и работу была отдана треть собранного этими комбайнами зерна. Таким образом, можно считать, что на российских полях американские комбайны допускают потери трети зерна - помимо того, что оставляют безработными российских комбайнеров. У отечественных комбайнов даже второго поколения, которые выпускались в 1972-1985 гг., потери зерна достигали 10-12% [16] .
Приведем данные еще о некоторых подотраслях машиностроения.
Уже говорилось, какое значение для смягчения нынешнего тяжелого положения России, а также для накопления средств для выхода из кризиса и будущего развития имеют добыча газа и нефти.
Однако в этих отраслях приближается критический период истощения тех месторождений, которые были разведаны и обустроены в советское время (в нефтедобывающей промышленности этот момент наступит позже, но столь же неминуемо, как и в газовой промышленности).
В обозримом будущем равноценной замены выводимым из эксплуатации или малопродуктивным скважинам не предвидится, так как с начала реформы происходило быстрое свертывание разведочного бурения на минеральные ресурсы.
Вести такую разведку мог только мощный государственный научно-производственный комплекс. Приватизация промышленных предприятий и демонтаж отраслевой научно-технической системы парализовали геологоразведку.
На рис. 4-31 представлена динамика глубокого разведочного бурения на нефть и газ, а на рис. 4-32 - на другие минеральные ископаемые. Хотя масштабы последнего на порядок меньше, чем разведочное бурение на нефть и газ, значение его столь же велико. Здесь объем бурения сократился в 30 раз.
Многократно большие объемы бурения требуются при освоении разведанных месторождений.
До 1991 г. проведение этих работ было обеспечено тем, что Россия располагала высокоразвитым производством турбобуров .
Это производство было в полном смысле слова ликвидировано в первые же два года реформы, и к 1999 г. оно сократилось по сравнению со стабильным уровнем 80-х годов в 130 раз. Динамика этого процесса показана на рис. 4-33.
Скажем вкратце о транспортном машиностроении .
Одним из узких мест на транспорте всегда была нехватка товарных вагонов . После расчленения единого планового хозяйства СССР эффективность использования подвижного состава на железных дорогах значительно снизилась.
Если бы в целом не упал так резко объем производства, сегодня экономика испытывала бы исключительно резкий «голод», нехватку вагонов.
Нехватка вагонов остается скрытым ограничением возможностей развития хозяйства, поскольку их производство сильно упало и с 1998 г. остается на очень низком уровне. Если в конце 70-х годов в РСФСР за год производилось около 33 тыс. вагонов в год, то сейчас выпуск держится на уровне около 4 тыс. в год.
Лишь в 2001 г. он поднялся до 6,5 тыс. Экспорт и импорт вагонов носят нерегулярный характер и на положение дел не влияют. Так, в 2000 г. был экспортирован 2471 вагон, а закуплено за рубежом 1843. Динамика производства представлена на рис. 4-34.
Производство пассажирских вагонов в ходе реформы также испытало резкий спад (в 3,5 раза), однако после 1998 г. наблюдается его заметный рост (см. рис. 4-35).
Экспорт и импорт пассажирских вагонов невелики. В 2000 году было экспортировано 110 вагонов, а импортировано – 25, т.е. превышение экспорта над импортом составило 85 штук при объеме выпуска 797.
Отдельно стоит сказать о вагонах метрополитена . За годы реформы их производство упало более чем в 10 раз (см. рис. 4-36). Поскольку поступления этих машин по импорту нет, их недостаток ведет к перегрузке и быстрому износу имеющегося в метрополитенах Российской Федерации вагонного парка.
В больших городах метрополитен является главным средством общественного транспорта и осуществляет массовые перевозки пассажиров, поэтому старение его материально-технической базы в скором времени создаст острые социальные проблемы.
В среднесрочной перспективе значительные трудности на железнодорожном транспорте могут возникнуть и из-за резкого сокращения производства тепловозов .
В 70-80-е годы ежегодный выпуск этих машин поддерживался на стабильном уровне около 70 секций. Уже в 1991 г. выпуск тепловозов упал до 39 секций, а затем стал очень нерегулярным, в среднем с производством 10-12 секций в год. В 2000 г. он поднялся до 21 секции, а в 2001 г. до 22 секций, но говорить об устойчивой тенденции к росту пока рано. Важно, что за десять лет реформ транспорт уже недополучил очень большое число тепловозов.
Важнейшей («системообразующей») для всего народного хозяйства отраслью машиностроения является станкостроение . Основу его составляет производство металлорежущих станков . Здесь в годы реформы произошел обвальный спад производства – более чем в 10 раз с конца 80-х годов. Динамика этого процесса представлена на рис. 4-38.
Нередко приходится слышать, что в СССР требовались крупные технологические сдвиги в металлообработке, переход от резания к более прогрессивным способам изготовления металлических изделий. А значит, не было нужды наращивать парк металлорежущих станков. Действительно, назревала технологическая модернизация металлообрабатывающего производства, но деградация станкостроения никак к модернизации привести не может. Столь крупные технологические сдвиги – длительный и сложный социальный процесс, связанный как с постепенной сменой типов оборудования, так и переучиванием работников.
Импорт металлорежущих станков из стран СНГ составил в 1997 г. 5 тыс. штук, а экспорт в страны СНГ – 2 тыс. штук. Импорт из стран вне СНГ в том же 1997 г. был равен 12,4 тыс. штук, а экспорт за рубеж СНГ – 2,6 тыс. штук. При том, что отечественное производство металлорежущих станков составляло тогда 9,4 тыс. штук, это означает, что на рынке РФ наряду с 4,8 тыс. станков отечественного производства находилось уже 17,4 тыс. импортных станков. В 2000 г. на российском рынке было 20,3 тыс. импортных станков против 3,8 тыс. станков отечественного производства.
То есть в ходе реформы отечественные производители оказались в большой степени вытеснены с рынка станков в РФ.
Особо надо сказать о производстве станков высокой и особо высокой точности, а также станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Это – технологически наиболее передовая область станкостроения. В 80-е годы она быстро развивалась, так что к концу десятилетия в РСФСР 23% выпускаемых металлорежущих станков были снабжены ЧПУ, а 11% относились к категории станков высокой и особо высокой точности. Это производство понесло самый большой ущерб, как видно из рис. 4-39.
Если в 1990 г. в РСФСР было выпущено 16,7 тыс. станков с ЧПУ, то в 1996-1999 гг. их выпуск составлял по 100 штук в год – в 167 раз меньше [17] . В 2000 г. производство таких станков выросло в два раза - на сотню штук – и составило 200 станков. В 2001 г. тенденция к росту сохранилась – было выпущено 257 станков с ЧПУ.
Следует подчеркнуть, что речь идет не просто об уменьшении числа выпускаемых станков с ЧПУ, но и о том, что более наукоемкое производство оказалось подорванным в наибольшей степени – при сокращении общего выпуска металлорежущих станков произошла не модернизация ассортимента, не снятие с производства устаревших типов, а, наоборот, технологический регресс – резко уменьшилась доля прогрессивной продукции в общем объеме производства.
Аналогично, доля станков высокой и особо высокой точности в общем объеме производства металлорежущих станков упала с 22,8 % (1989 г.) до 1,3% в 1999 году.
Важным направлением модернизации металлообработки в 70-80-е годы была замена резания другими способами обработки – ковкой и прессованием.
С этой целью быстро развивалось производство в РСФСР кузнечно-прессовых машин . С середины 80-х годов выпуск этих машин стал снижаться, а в годы реформы это направление было практически свернуто, и производство машин резко упало – почти в 40 раз. Оживления его не наблюдается до настоящего времени. Динамика этого процесса показана на рис. 4-41. Надо подчеркнуть, что за время реформы был практически прекращен выпуск кузнечно-прессовых машин самого высокого технологического уровня – с числовым программным управлением. В 1990 г. в РСФСР было произведено 370 таких машин, а в 1997 г. в РФ – 3 штуки, в 1998 – 4 шт., а в 1999 г. – 1 штука. В 2000 г. производство несколько выросло – до 5 штук.
В результате реформы была разрушена важная наукоемкая отрасль машиностроения, предназначенная для разработки и производства автоматических и полуавтоматических линий для металлообработки и машиностроения. К 1985 г. отечественная промышленность вышла на уровень производства 754 комплекта линий, максимума их выпуск достиг в 1987 г. (802 комплекта), а с 1991 г. началось обвальное снижение выпуска. В 1996 и 1997 гг. он составил 29 и 30 комплектов.
Рассмотрим пару примеров из области машиностроения для легкой промышленности. Самое массовое производство в ней – текстильное . В нем две главные операции – прядение и ткачество.
В 70-е годы в РСФСР производилось около 3,5 тыс. прядильных машин в год. Машин улучшенного типа выпускалось в 80-е годы около 2,2 тыс. в год.
С середины 80-х годов ожидалась очередная модернизация этих машин. Однако начавшаяся реформа привела просто к свертыванию производства – выпуск прядильных машин упал к 1998 г. до 3 штук в год!
Спад производства в тысячу раз означает, по сути дела, его ликвидацию.
Заметных изменений не происходит и в самые последние годы (рис. 4-42). Машиностроительное производство, практически остановленное 15 лет назад, потребует для своего возрождения огромных средств. Но отказ от отечественного производства столь массовых машин и переход на их импорт обойдется еще дороже.
Судьба производства ткацких станков аналогична. Наивысшего уровня их выпуск достиг в середине 70-х годов, в ходе модернизации текстильной промышленности. В 80-е годы сохранялся почти стабильный уровень производства – 20-22 тыс. штук в год.
Выпуск ткацких (рис. 4-43) станков за годы реформы упал в 180 раз, и восстановления этого производства не наблюдается.
Особенно резко сократилось в ходе реформы производство наукоемких изделий и приборов. Поскольку состояние этих производств во многом предопределяет безопасность страны, ссылки на то, что отечественные изделия не выдерживают конкуренции импортных образцов, несостоятельны – поддерживать производственный потенциал таких отраслей приходится независимо от рентабельности. Так, по сравнению с 1990 г. в 2000 г. сократилось производство персональных ЭВМ в 12 раз, радиоприемных устройств в 15 раз, магнитофонов в 897 раз, телевизоров в 4 раза.
Отечественная промышленность обеспечивала массовый спрос на телевизоры вполне приемлемого качества при низкой цене и отправляла значительную часть продукции на экспорт.
Решение демонтировать ее вместо того, чтобы улучшить качество (в том числе за счет кооперации с зарубежными фирмами, импорта некоторых компонентов, например, кинескопов), не может быть объяснено разумными экономическими соображениями.
С середины 90-х годов наблюдалась тенденция к сокращению как экспорта, так и импорта телевизоров. Но если экспорт по сравнению с 1997 г. в 2000 г. уменьшился в 40 раз, то импорт – в 2 раза. При этом превышение импорта над экспортом растет непрерывно – в 1997 году оно равнялось 397 тыс. телевизионных приемников, а в 2000 г. уже 609 тыс.
Если кому интересно, оглавление книги.
Белая книга. Экономические реформы в России 1991—2001
Графики к разделам книги
Аннотация
Введение
От составителей
Раздел 1. Население России. Воздействие реформы на демографические процессы и здоровье населения
Здравоохранение
Семья, материнство, детство
Раздел 2. Производство и потребление продуктов питания в РФ
Раздел 3. Реформа и благосостояние населения
Раздел 4. Промышленность и строительство
Энергетика
Конструкционные материалы
Машиностроение
Химическая промышленность
Производство потребительских товаров
Строительство
Перспективы восстановления производства
Раздел 5. Сельское хозяйство России
Институциональные изменения в сельском хозяйстве в ходе реформы
Реформа и экономические условия для ведения сельского хозяйства
Материально-техническая база сельскохозяйственного производства в РСФСР и РФ
Растениеводство
Животноводство
Изменения в социальной сфере села в ходе реформы
Раздел 6. Транспорт
http://www.situation.ru/app/rs/books/whitebook/whi...
L
LSA
Никогда не буду спрашивать у Искандера про умные вещи. :-d
N
Niк
В полностью разрушенной стране - экономику
А кто её разрушил?
И
Искандер
Никогда не буду спрашивать у Искандера про умные вещи.
Я еще и не так могу! :-d
N
Niк
копи паст рулит. к началу перестройки был жесткий перекос в структуре производства. почему нет статистических данных сколько из железа сгнило под открытым небом в виде неустановленных станков.
И
Искандер
почему нет статистических данных сколько из железа сгнило под открытым небом в виде неустановленных станков.
У Вас есть такие данные?
А
Аркадий Р.
И я! :-(
Никогда не буду спрашивать у Искандера про умные вещи.
И
Искандер
От пользователя: LSA
Никогда не буду спрашивать у Искандера про умные вещи.
И я!
Вам-то зачем?
L
LSA
А кто её разрушил?
1-я мировая война, гражданская война, иностранная интервенция. Достаточно?
А
Аркадий Р.
Вот я и подумал, что ни к чему мне такиой "умный вещь". :-d
Вам-то зачем?
А
Аркадий Р.
Вы случайно не забыли ещё один фактор? ВОСР! Два последних (ИМХО) были следствием этого.
1-я мировая война, гражданская война, иностранная интервенция. Достаточно?
L
LSA
Вы случайно не забыли ещё один фактор? ВОСР! Два последних (ИМХО) были следствием этого.
Там был ещё один. Буржуазная революция. А за ним второй. Неспособность буржуазного Временного правительства справиться с ситуацией в стране.
А
Аркадий Р.
Спорно. Хотя, даже если так, не оправдывает последствий ВОСР.
Неспособность буржуазного Временного правительства справиться с ситуацией в стране.
L
LSA
Спорно. Хотя, даже если так, не оправдывает последствий ВОСР.
Почему? В стране была полная анархия.
А
Аркадий Р.
Ага! А навели порядок. Отрыгается до сих пор.
В стране была полная анархия.
L
LSA
Ага! А навели порядок. Отрыгается до сих пор.
Порядок навели. Гражданскую войну выиграли. Потом промышленность восстановили. Следом опять войну выиграли. И территорию расширили. И вновь промышленность восстановили. Чем не молодцы? :-)
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.