В.Похмелкин. Популизм будет нарастать (об ОСАГО)
http://www.pokhmelkin.ru/ms160603.php
Виктор Похмелкин:
ПОПУЛИЗМ БУДЕТ НАРАСТАТЬ
16 июня 2003 в эфире радиостанции «Говорит Москва» депутат Госдумы Российской Федерации
Виктор Похмелкин.
Ведущий - Николай Яременко.
Н.ЯРЕМЕНКО - Один из вопросов, в связи с которым Вы часто высказываетесь в различных СМИ в последние дни, - с 1 июля вступит в действие закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Вы известны как яростный противник многих положений этого закона. Давайте объясним саму суть ситуации, против чего Вы выступаете?
В.ПОХМЕЛКИН - Я не просто высказываюсь против этого закона, а внес законопроект, направленный на его существенное изменение и на перенос срока введения его в действие. Вы правильно сказали, что с 1 июля этот закон должен вступить в силу, если, конечно, Дума не поддержит мои предложения. Сама по себе идея обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств разумна, она применяется во многих государствах. Суть проекта состоит в том, что человек, владеющий автомобилем, вносит определенную сумму, посильную для него, страховой компании и если наступает страховой случай - дорожно-транспортное происшествие, виновником которого становится этот владелец - то довольно быстро, без особых хлопот страховая компания возмещает весь ущерб, нанесенный в результате такого ДТП. В идеале все замечательно: один раз застраховался и в течение года, что бы с тобой ни случилось (ты ли причинил вред, тебе ли причинили вред), возмещение ущерба должно происходить быстро, фактически - автоматом. Так этот закон работает во многих цивилизованных странах. У нас, увы, приняли совершенно другой закон, согласно которому, от владельца транспортных средств будут требоваться большие взносы, явно непосильные для многих наших автомобилистов. Сразу хочу сказать, что правительство их утвердило. Это базовая ставка в районе 2 тыс. рублей. С учетом всяких коэффициентов, в Москве это может дойти до 400 долларов. Притом, что размеры страховых выплат ограничены, и ограничены очень существенно - максимальный размер - 4 тысячи долларов.
Н.ЯРЕМЕНКО - Чтобы было понятно: если я въехал в «Мерседес» стоимостью 40 тысяч долларов - по столу стучу - то мне выплатят только 4 тысячи долларов?
В.ПОХМЕЛКИН - Все остальное через суд. Причем максимальное возмещение вреда жизни и здоровью составляет 240 тысяч рублей. Я недавно узнавал, что стоимость одного более менее качественного протеза - 300 тысяч рублей. Иначе говоря, основная проблема не решается. Во-первых, нет посильного страхового тарифа, и, во-вторых, что самое главное, нет достаточного и автоматического возмещения вреда, если он наступит. Там есть еще очень много изъянов: и то, что нет льгот для социально незащищенных слоев населения - инвалидов, ветеранов - и то, что страховые компании получают очень большие полномочия «они сами организуют автотехническую экспертизу и, понятно, что в этой ситуации размер ущерба всегда может быть занижен). Страховые компании могут в порядке регресса взыскать деньги в случае, если, например, вред причинен водителем, не указанным в полюсе на страхование. Или же если страховая компания докажет, или просто выскажет предположение, что вред был причинен умышленно. Это всегда очень спорный и сложный вопрос. Короче говоря, для страховой компании есть масса возможностей уклониться от выплат, либо взыскать выплаченное со страхователя.
Н.ЯРЕМЕНКО - То есть сам факт регресса - это уже абсурдная ситуация, потому что, я же заплатил компании за страховой полис. Компания получила деньги, как с меня, так и с других людей, застрахованных в ней. И это уже гарантия того, что за меня заплатят. В итоге, если я въехал, не дай Бог, в кого-то или причинил кому-то ущерб в результате того, что был неаккуратен, компания выплатит, а потом подаст на меня в суд для того, чтобы все равно получить с меня деньги?
В.ПОХМЕЛКИН - Вы совершенно правы. Но есть еще одна проблема. Скажем, в Эстонии можно заключить договор страхования и получить страховой полис на 1 день, что очень удобно. Человек страхуется тогда, когда реально использует свой автомобиль. У нас минимальный срок - полгода. Это притом, что большинство наших автомобилистов ездит сезонно: три-четыре месяца в дачный период. Это совершенно не учтено. Якобы, страховым компаниям это невыгодно. В итоге, всех заставляют страховаться, как правило, на год и в порядке исключения, может быть, на полгода. Для того, чтобы исправить эти положения и, действительно, максимально защитить автомобилистов, Движение автомобилистов России, которое я возглавляю, подготовило поправки к этому закону. Мы внесли их еще в январе. Но профильный комитет по кредитным организациям, который находится, как бы мягче сказать, под патронажем страхового сообщества, до сих пор не вынес этот законопроект на первое чтение. А что касается второго проекта, то поскольку я понимал, что в течение полугода может всякое случиться, то поэтому и предложил перенести введение закона в действие на год. Законопроект продержали с января по конец мая, а в конце мая вынесли вердикт: нужно заключение правительства. Но это же полная ерунда! Никакие финансовые обязательства государства здесь не меняются, поэтому заключение правительства не нужно. Это просто повод оттянуть рассмотрение закона. Завтра совет Думы будет принимать окончательное решение: выносить этот вопрос на палату, или нет. Если завтра это решение не будет принято, и мне не удастся в среду пробить его на пленарном заседании, тогда, фактически, это будет означать, что закон вступит в силу, несмотря на массовый протест. И уже тогда борьба за его изменение будет проходить в условиях действия этого закона. У очень многих наших граждан возникнет целый ряд проблем. К примеру, пока не заплатишь за страховой полис, не удастся пройти техосмотр, поставить машину на учет, а с 1 января незастрахованные лица будут платить штрафы в размере 800 рублей. Вот, фактически, каковы реальные последствия данного закона.
Н.ЯРЕМЕНКО - Одно из самых громких событий в Думе на этой неделе - это вопрос об отставке правительства, вынесенный на 18 июня, на среду. Много говорят о том, для чего вообще нужна эта акция. О том, что ничем страшным для правительства она не закончится. Как Вы прокомментируете эту историю?
В.ПОХМЕЛКИН - Сегодня в нашей стране есть три вида оппозиции. Во-первых, оппозиция конституционному строю. Это люди, мечтающие о тоталитарном реванше: о возврате коммунизма, советской власти или даже национал-социализма, в том или ином виде. Эти в основном, маргинальные силы, но, тем не менее, потенциальную угрозу они представляют. Вторая оппозиция - та, к которой мы принадлежим - наша партия Либеральная Россия. Это оппозиция не конкретному правительству, не, тем более, отдельным представителям власти, а той системе управления страной, которая сложилась. Третья оппозиция - не к режиму, не к конституционному строю, а к конкретным носителям власти. То есть, пусть сохраняется режим, лишь бы поменялось что-то в конкретных персоналиях. Сегодняшний вопрос об отставке правительства - это именно игра в третий вид оппозиции, которая, действительно, ничего реально не меняет. Это первое. Второе, ясно, что это не более, чем популистский ход. Потому что, очевидно, что Дума в нынешнем составе не проголосует за отставку правительства. Да и зачем все это затевать, когда можно через полгода сменить это правительство на законных основаниях? Побеждайте на выборах, завоевывайте доверие людей и меняйте правительство! Тем более, что, по Конституции, это у нас должно происходить после президентских выборов. Да и сам президент сказал, что готов формировать правительство по итогам парламентских выборов. Цель очевидна - показать оппозиционность курсу правительства своим избирателям. Наша партия - Либеральная Россия - приняла решение, что мы в этой игре участвовать не будем. Мы - реальная оппозиция режиму и намерены доказать эту оппозиционность на выборах, завоевав определенные позиции в следующей Государственной Думе. И только тогда, уже используя наши парламентские возможности, мы начнем всерьез вести борьбу с режимом. То, что сегодня происходит, это, скорее, проявление слабости, а не реальной силы.
Н.ЯРЕМЕНКО - Скоро заканчивается весенняя сессия работы Думы. Останется, менее полугода работы, дальше выборы. На Ваш взгляд, есть ли вероятность, что Дума в ближайшие полгода будет все больше ударяться в какие-то популистские решения, чтобы напомнить о себе перед выборами? Потому что многие нужные законы, которые, казалось, точно будут приняты в весеннюю сессию, либо завалены, либо отложены на осень. Думаю, пальцев двух рук не хватит для того, чтобы эти законы вспомнить. Ваш прогноз?
В.ПОХМЕЛКИН - Я думаю, что, популизм будет нарастать. А что касается законов, которые необходимо будет принять, я надеюсь, что бюджет все-таки будет принят вовремя, как и сопутствующее налоговое законодательство. За этим очень пристально следят в правительстве и в администрации Президента, а именно там сегодня сконцентрирован контрольный пакет голосов в Государственной Думе.Что касается остальных законопроектов, то, опять же, тут все зависит от воли Кремля и Белого дома. Но предвыборная ситуация непростая, и в нее будут втянуты все политические игроки. Поэтому, мне кажется, что на осенней сессии, помимо бюджетных и налоговых законов вряд ли удастся принять что-либо серьезное. Очевидно, что реальный законотворческий процесс возобновится только после выборов в декабре этого года.
Н.ЯРЕМЕНКО - То есть спокойной политической осени у нас не будет.
В.ПОХМЕЛКИН - Безусловно, не будет.
Виктор Похмелкин:
ПОПУЛИЗМ БУДЕТ НАРАСТАТЬ
16 июня 2003 в эфире радиостанции «Говорит Москва» депутат Госдумы Российской Федерации
Виктор Похмелкин.
Ведущий - Николай Яременко.
Н.ЯРЕМЕНКО - Один из вопросов, в связи с которым Вы часто высказываетесь в различных СМИ в последние дни, - с 1 июля вступит в действие закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Вы известны как яростный противник многих положений этого закона. Давайте объясним саму суть ситуации, против чего Вы выступаете?
В.ПОХМЕЛКИН - Я не просто высказываюсь против этого закона, а внес законопроект, направленный на его существенное изменение и на перенос срока введения его в действие. Вы правильно сказали, что с 1 июля этот закон должен вступить в силу, если, конечно, Дума не поддержит мои предложения. Сама по себе идея обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств разумна, она применяется во многих государствах. Суть проекта состоит в том, что человек, владеющий автомобилем, вносит определенную сумму, посильную для него, страховой компании и если наступает страховой случай - дорожно-транспортное происшествие, виновником которого становится этот владелец - то довольно быстро, без особых хлопот страховая компания возмещает весь ущерб, нанесенный в результате такого ДТП. В идеале все замечательно: один раз застраховался и в течение года, что бы с тобой ни случилось (ты ли причинил вред, тебе ли причинили вред), возмещение ущерба должно происходить быстро, фактически - автоматом. Так этот закон работает во многих цивилизованных странах. У нас, увы, приняли совершенно другой закон, согласно которому, от владельца транспортных средств будут требоваться большие взносы, явно непосильные для многих наших автомобилистов. Сразу хочу сказать, что правительство их утвердило. Это базовая ставка в районе 2 тыс. рублей. С учетом всяких коэффициентов, в Москве это может дойти до 400 долларов. Притом, что размеры страховых выплат ограничены, и ограничены очень существенно - максимальный размер - 4 тысячи долларов.
Н.ЯРЕМЕНКО - Чтобы было понятно: если я въехал в «Мерседес» стоимостью 40 тысяч долларов - по столу стучу - то мне выплатят только 4 тысячи долларов?
В.ПОХМЕЛКИН - Все остальное через суд. Причем максимальное возмещение вреда жизни и здоровью составляет 240 тысяч рублей. Я недавно узнавал, что стоимость одного более менее качественного протеза - 300 тысяч рублей. Иначе говоря, основная проблема не решается. Во-первых, нет посильного страхового тарифа, и, во-вторых, что самое главное, нет достаточного и автоматического возмещения вреда, если он наступит. Там есть еще очень много изъянов: и то, что нет льгот для социально незащищенных слоев населения - инвалидов, ветеранов - и то, что страховые компании получают очень большие полномочия «они сами организуют автотехническую экспертизу и, понятно, что в этой ситуации размер ущерба всегда может быть занижен). Страховые компании могут в порядке регресса взыскать деньги в случае, если, например, вред причинен водителем, не указанным в полюсе на страхование. Или же если страховая компания докажет, или просто выскажет предположение, что вред был причинен умышленно. Это всегда очень спорный и сложный вопрос. Короче говоря, для страховой компании есть масса возможностей уклониться от выплат, либо взыскать выплаченное со страхователя.
Н.ЯРЕМЕНКО - То есть сам факт регресса - это уже абсурдная ситуация, потому что, я же заплатил компании за страховой полис. Компания получила деньги, как с меня, так и с других людей, застрахованных в ней. И это уже гарантия того, что за меня заплатят. В итоге, если я въехал, не дай Бог, в кого-то или причинил кому-то ущерб в результате того, что был неаккуратен, компания выплатит, а потом подаст на меня в суд для того, чтобы все равно получить с меня деньги?
В.ПОХМЕЛКИН - Вы совершенно правы. Но есть еще одна проблема. Скажем, в Эстонии можно заключить договор страхования и получить страховой полис на 1 день, что очень удобно. Человек страхуется тогда, когда реально использует свой автомобиль. У нас минимальный срок - полгода. Это притом, что большинство наших автомобилистов ездит сезонно: три-четыре месяца в дачный период. Это совершенно не учтено. Якобы, страховым компаниям это невыгодно. В итоге, всех заставляют страховаться, как правило, на год и в порядке исключения, может быть, на полгода. Для того, чтобы исправить эти положения и, действительно, максимально защитить автомобилистов, Движение автомобилистов России, которое я возглавляю, подготовило поправки к этому закону. Мы внесли их еще в январе. Но профильный комитет по кредитным организациям, который находится, как бы мягче сказать, под патронажем страхового сообщества, до сих пор не вынес этот законопроект на первое чтение. А что касается второго проекта, то поскольку я понимал, что в течение полугода может всякое случиться, то поэтому и предложил перенести введение закона в действие на год. Законопроект продержали с января по конец мая, а в конце мая вынесли вердикт: нужно заключение правительства. Но это же полная ерунда! Никакие финансовые обязательства государства здесь не меняются, поэтому заключение правительства не нужно. Это просто повод оттянуть рассмотрение закона. Завтра совет Думы будет принимать окончательное решение: выносить этот вопрос на палату, или нет. Если завтра это решение не будет принято, и мне не удастся в среду пробить его на пленарном заседании, тогда, фактически, это будет означать, что закон вступит в силу, несмотря на массовый протест. И уже тогда борьба за его изменение будет проходить в условиях действия этого закона. У очень многих наших граждан возникнет целый ряд проблем. К примеру, пока не заплатишь за страховой полис, не удастся пройти техосмотр, поставить машину на учет, а с 1 января незастрахованные лица будут платить штрафы в размере 800 рублей. Вот, фактически, каковы реальные последствия данного закона.
Н.ЯРЕМЕНКО - Одно из самых громких событий в Думе на этой неделе - это вопрос об отставке правительства, вынесенный на 18 июня, на среду. Много говорят о том, для чего вообще нужна эта акция. О том, что ничем страшным для правительства она не закончится. Как Вы прокомментируете эту историю?
В.ПОХМЕЛКИН - Сегодня в нашей стране есть три вида оппозиции. Во-первых, оппозиция конституционному строю. Это люди, мечтающие о тоталитарном реванше: о возврате коммунизма, советской власти или даже национал-социализма, в том или ином виде. Эти в основном, маргинальные силы, но, тем не менее, потенциальную угрозу они представляют. Вторая оппозиция - та, к которой мы принадлежим - наша партия Либеральная Россия. Это оппозиция не конкретному правительству, не, тем более, отдельным представителям власти, а той системе управления страной, которая сложилась. Третья оппозиция - не к режиму, не к конституционному строю, а к конкретным носителям власти. То есть, пусть сохраняется режим, лишь бы поменялось что-то в конкретных персоналиях. Сегодняшний вопрос об отставке правительства - это именно игра в третий вид оппозиции, которая, действительно, ничего реально не меняет. Это первое. Второе, ясно, что это не более, чем популистский ход. Потому что, очевидно, что Дума в нынешнем составе не проголосует за отставку правительства. Да и зачем все это затевать, когда можно через полгода сменить это правительство на законных основаниях? Побеждайте на выборах, завоевывайте доверие людей и меняйте правительство! Тем более, что, по Конституции, это у нас должно происходить после президентских выборов. Да и сам президент сказал, что готов формировать правительство по итогам парламентских выборов. Цель очевидна - показать оппозиционность курсу правительства своим избирателям. Наша партия - Либеральная Россия - приняла решение, что мы в этой игре участвовать не будем. Мы - реальная оппозиция режиму и намерены доказать эту оппозиционность на выборах, завоевав определенные позиции в следующей Государственной Думе. И только тогда, уже используя наши парламентские возможности, мы начнем всерьез вести борьбу с режимом. То, что сегодня происходит, это, скорее, проявление слабости, а не реальной силы.
Н.ЯРЕМЕНКО - Скоро заканчивается весенняя сессия работы Думы. Останется, менее полугода работы, дальше выборы. На Ваш взгляд, есть ли вероятность, что Дума в ближайшие полгода будет все больше ударяться в какие-то популистские решения, чтобы напомнить о себе перед выборами? Потому что многие нужные законы, которые, казалось, точно будут приняты в весеннюю сессию, либо завалены, либо отложены на осень. Думаю, пальцев двух рук не хватит для того, чтобы эти законы вспомнить. Ваш прогноз?
В.ПОХМЕЛКИН - Я думаю, что, популизм будет нарастать. А что касается законов, которые необходимо будет принять, я надеюсь, что бюджет все-таки будет принят вовремя, как и сопутствующее налоговое законодательство. За этим очень пристально следят в правительстве и в администрации Президента, а именно там сегодня сконцентрирован контрольный пакет голосов в Государственной Думе.Что касается остальных законопроектов, то, опять же, тут все зависит от воли Кремля и Белого дома. Но предвыборная ситуация непростая, и в нее будут втянуты все политические игроки. Поэтому, мне кажется, что на осенней сессии, помимо бюджетных и налоговых законов вряд ли удастся принять что-либо серьезное. Очевидно, что реальный законотворческий процесс возобновится только после выборов в декабре этого года.
Н.ЯРЕМЕНКО - То есть спокойной политической осени у нас не будет.
В.ПОХМЕЛКИН - Безусловно, не будет.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.