Часто задаваемые вопросы по заболеваниям детей.

Температура у детей.


Температура у ребёнка - наиболее частая причина обращения родителей ко врачу. Определение - повышенной считается температура выше 38.0 С, измеренная в прямой кишке (в попке ), или выше 37.5 в подмышечной впадине. Сама по себе температура не является жизнеугрожающим состоянием, если только она не выше 41.6 С в прямой кишке (41.0 С в подмышечной впадине). Температура может быть признаком серьёзной болезни, но чаще она является признаком самых банальных инфекций. В мозге есть отдел, называемый гипоталамус, который и контролирует температуру тела. Гипоталамус повышает температуру тела для того, чтобы организм мог вырабатывать вещества, необходимые ему для борьбы с болезнью. Организм способен на это только при повышенной температуре.

Когда обращаться к врачу немедленно (вызывать "Скорую")
Вашему ребёнку меньше 2-х месяцев.
Вы предполагаете, что ребёнок обезвожен.
Признаки обезвоживания
"запавшие" глаза
снижено кол-во мочеиспусканий или сухие подгузники
запавший родничок у детей до года
отсутствие слез при плаче
сухие слизистые во рту, сухой язык
выраженная сонливость (больше, чем обычно )
выраженное возбуждение (больше, чем обычно)
появление неприятного специфического запаха изо-рта
у ребёнка развились судороги.
у ребёнка на теле пурпурная сыпь или появляющиeся на глазах кровоподтеки.
изменения в состоянии сознания у ребенка. Ребенок апатичен, сонлив, не реагирует на попытки его разбудить.
дыхание становится слишком замедленным, слишком быстрым или затрудненным.
у ребёнка очень сильная головная боль, не поддающаяся контролю анальгетиками и жаропонижающими.
у ребёнка непрекращающаяся рвота.
Наличие хотя бы одного из этих симптомов на фоне температуры требует НЕМЕДЛЕННОГО обращения к врачу.


Когда еще обращаться к врачу:

ребенок младше 6 мес.
Вы не можете контролировать температуру, несмотря на прием жаропонижающих.
Вы предполагаете, что ребёнок может обезводится из-за недостаточного количества вводимой жидкости (ребенок категорически отказывается пить, у ребенка понос, ребёнок пьет, но при этом его рвет).
если ребёнок уже был осмотрен врачом по поводу настоящего заболевания, но его состояние ухудшилось, или появились новые симптомы.
Наличие хотя бы одного из этих признаков на фоне температуры требует разговора с врачом и/или осмотра врача в тот же день.


Что делать дома?
Три основные задачи, которые ставит перед собой мама ребёнка с высокой температурой.
снизить температуру до приемлемой.
предупредить обезвоживание.
постоянное наблюдение за состоянием ребёнка, чтобы не пропустить серьёзное или опасное заболевание.
Снижение температуры
лучше всего измерять температуру обычным ртутным термометром в попке или в подмышечной впадине. Можно пользоваться и дигитальным. Не надо пользоваться внутриушным - его показания недостоверны. У детей до года температуру надо измерять в попке, данные измерения температуры в подмышечной впадине у таких маленьких детей недостоверны.
Ваша задача - снизить Т до 38.9 С в попке (38.5 С подмышечная впадина).
для снижения Т используйте парацетамол (ацетоминофен), ибупрофен. Никогда не используйте аспирин, особенно, если у ребенка ветрянка.
разденьте ребёнка (не укутывайте!). Не забудьте о прохладном , свежем воздухе в комнате.
для снижения Т можно использовать также прохладные ванны (температура воды соответствует нормальной температуре тела ).
не используйте спиртовые обтирания, особенно у маленьких детей. Помните, алкоголь - яд для ребёнка.
Предупреждение обезвоживания
- старайтесь, чтобы ребёнок пил больше, чем обычно. Лучше соки. - чай - это не самый лучший напиток для ребёнка для предотвращения обезвоживания, т.к. чай содержит кофеиноподобные вещества, усиливающие продукцию мочи, что может привести к дополнительной потере жидкости. Это совсем не тот эффект, которого Вы хотите добиться. - если ребёнок не обезвожен, он должен примерно каждые 4 часа мочиться светлой мочой.


Постоянное наблюдение за ребёнком
постарайтесь, чтобы Т не превышала 39.0 С в попке (38.5 С в подмышечной впадине).
обильное питье.
если, несмотря на наличие обоих выполненных условий, состояние ребёнка не улучшается, следует думать о более серьёзной проблеме, вызвавшей повышение температуры.
Помните, большинство температур у детей вызываются вирусами и не требуют назначения антибиотиков для их лечения. Большая часть заболеваний, вызывающих Т у детей, длится 3-7 дней. Будьте здоровы!

_______________________
Автор - Ирина Миренбург, врач педиатр, Israel
forums.rusmedserv.com

[Сообщение изменено пользователем 05.07.2008 20:28]
2 / 0
У моего малыша запор. Запор ли?


Запор - это редкий, болезненный, твердый стул. Нормальная ф-ция кишечника свидетельствует о хорошем здоровье ребенка любого возраста. В первые месяцы жизни ребенка родители особенно внимательно и болезненно относятся к частоте дефекаций у своего малыша. В среднем, у младенцев первых недель жизни бывает 4 дефекации за сутки с постепенным уменьшением их количества с возрастом.Часто родителям кажется, что их ребенок какает слишком редко, и они считают, что у их ребенка запор, требующий немедленного вмешательства. Но, на самом деле, у малышей, особенно находящихся на грудном вскармливании, истинные запоры бывают редко. Грудное молоко настолько хорошо усваивается, что дефекация у малышей может проходить раз в неделю, или, даже раз в 2 недели. Если стул при этом мягкий или кашицеобразный, то о запоре речь не идет, даже, если дефекация, по мнению родителей, происходит редко. То же самое относится и к малышам, находящимся на искусственном вскармливании. То, что малыш тужится и кряхтит во время дефекации, совсем не говорит о том, что у него запор, при условии, что стул мягкий или кашицеобразный. Помните также, что железо, находящееся во всех детских смесях, обогащенных железом не вызывает запор.

Н-ко слов о том, когда надо обращаться к врачу. Если Вы отмечаете, что малыш какает редко и, при этом, каждый акт дефекации для него болезненен, и ребенок постоянно плачет при дефекации, кал твердый, как сырокопченая колбаса или напоминает "овечий кал", если Вы видите кровь в кале, то все это - повод показать ребенка врачу.

______________________
Автор - Ирина Миренбург, врач педиатр, Israel
(c) forums.rusmedserv.com
0
Кашель у детей


Кашель - одна из самых частых жалоб родителей болеющего ребенка. Количество имеющихся и прописываемых "от кашля" лекарств исчисляется десятками. Однако, учитывая неприятные последствия от применения этих препаратов, связанные с их побочными действиями и / или передозировкой, следует совершенно точно представлять себе, насколько нужны лекарства "от кашля" и нужны ли они, вообще, Вашему ребенку.


Итак, что такое кашель, и зачем он нужен?

Кашель - это рефлекторная реакция дыхательных путей на механическое, химическое или воспалительное раздражение. Кашель используется организмом ребенка, как физиологическая функция для очистки дыхательных путей от того, чего там в норме быть не должно.

При некоторых патологических состояниях ( астма, муковисцидоз и др.) в дыхательных путях образуется очень большое количество, часто, вязкой мокроты. С помощью кашля организм ребенка очищает дыхательные пути, поэтому подавление кашля, особенно в таких ситуациях, может привести к выраженному ухудшению состояния ребенка.

Многие инфекции дыхательных путей сопровождаются кашлем, который не требует медикаментозного лечения и проходит сам в течение достаточно короткого времени. Основным способом лечения такого кашля является обильное питье и увлажнение вдыхаемого воздуха.

Кашлевой рефлекс у детей врожденный , однако, способность откашливать мокроту развивается с возрастом и достигает приемлемого уровня к возрасту 4-5 лет.

У совсем маленьких детей носоглотка устроена так, что большая часть слизистых выделений при насморке стекает по задней стенке глотки и попадает на голосовые связки, раздражая их и вызывая рефлекторный кашель. То же самое происходит и при прорезывании зубов, когда усиливается слюноотделение (чтобы вам было понятнее - вы сами испытываете примерно те же ощущение, когда "поперхиваетесь" слюной).

Таким образом, назначение маленькому ребенку откашливающих и разжижающих мокроту препаратов не только неэффективно, но и может привести к неприятным последствиям. Главная особенность лекарств от кашля в том, что до сих пор нет настоящих научных исследований, определяющих эффективность и безопасность большинства лекарств "от кашля". Дозы, которые назначаются детям, на самом деле, экстраполированы со взрослых доз, т.е точные дозировки для детей неизвестны и неуточнены. Побочные эффекты, вплоть до самых тяжелых, связанные с приемом лекарств "от кашля", неоднократно описаны в специальной литературе.

Кашель при ОРВИ - самопроходящее состояние, которое лечится обильным питьем и увлажнением воздуха.

Так нужно ли, уважаемые родители, давать ребенку лекарственные препараты, подвергая его здоровье риску там, где вполне достаточно родительской любви, терпения и обильного питья?

_______________________
Автор - Ирина Миренбург, врач педиатр, Israel
(c) forums.rusmedserv.com
0
Запоры у детей. Лечение

Запоры - это достаточно частая проблема у детей. Ими страдает ок. 10% детского населения. Любое определение запоров включает в себя определение частоты и консистенции стула. У некоторых детей частота стула м.б раз в н-ко дней, но, если стул бывает не чаще, чем раз в три дня, и, при этом твердый и с трудностями при дефекации, то к этому надо относиться, как к запору. У б-ва детей, страдающих запорами, нет никакой органической патологии. Основные причины запоров у детей: - основной причиной запоров у малышей старше 18 мес. явл. нежелание идти в туалет по той или иной причине. Например, "тоддлеры" (дети от года до 3-х лет) могут "заиграться", или им не хватает терпения сидеть на горшке. - дети школьного возраста не хотят заходить в общественный туалет в школе из-за того, что там может быть слишком грязно, или из-за того, что там нет достаточной интимности (lack of privacy). - если акт дефекации был (по какой-то причине) болезненным, или посещение туалета оставило психологическую травму, то ребенок тоже может отказываться от посещения туалета, а, через некоторое время научится игнорировать, а потом и вовсе не воспринимать позывы к дефекации. Кал задерживается в прямой кишке, накапливается там. Продолжающееся всасывание воды превращает его в еще более твердый, что приводит к тому, что дефекация становится еще более болезненной, ребенок "отказывается" от дефекации - возникает порочный круг. - диета, разумеется, оказывает влияние на наличие запоров. Дети, питающиеся сбалансировано и разнообразно, реже страдают запорами.

- Подростки и "тоддлеры", которые едят много сладкого, тоже могут иметь проблемы со стулом. - различные стрессовые ситуации у детей (заболевания с высокой температурой, длительный постельный режим, недостаточное кол-во потребляемой пищи, обезвоживание) тоже могут приводить к задержке стула. - Некоторые лекарства, в т.ч. лекарства от простуды, тоже могут приводить к задержке стула.

Есть ряд хр. заболеваний, вызывающих запоры, но этот вопрос надо решать вместе с лечащим врачом, и здесь мы его обсуждать не будем.

Лечение

В первую очередь, родители должны понять, что в том, что ребенок страдает запорами, НЕТ НИЧЬЕЙ ВИНЫ: НИ ИХ, НИ РЕБЕНКА! Нельзя демонстрировать ребенку никаких отрицательных эмоций или негативного отношения по этому поводу. Если стула не было длительное время, то лечение начинают с освобождения толстого кишечника (клизма или слабительное, или и то, и другое, по назначению лечащего врача). После того, как кишечник очищен, очень важно продoлжить лечение, цель которого - приучить ребенка к тому, что освобождение кишечника должно происходить регулярно. Для этого используются минеральные масла (вазелиновое, парафиновое), т.к. они не всасываются в организме, различные слабительные (по назначению врача), всяческое поощрение ребенка за "успешное" посещение туалета, полноценное, разнообразное питание, адекватный прием жидкости. Лечение хр. запоров длительное, не менее 7-ми месяцев, иногда, и год. Терпение и последовательность в лечении практически всегда гарантируют успех. Дополнительная информация, касающаяся запоров у маленьких детей (до года) в теме http://forums.forums.rusmedserv.com/showthread.php...

______________________________
Автор - Ирина Миренбург, врач педиатр, Israel
(с) forums.rusmedserv.com
0
Атопический дерматит у детей


Атопический дерматит или атопическая экзема - это воспалительное заболевание кожи, поражающее, в основном, малышей. Диагноз ставится клинически ( критерии разработаны United Kingdom Working Party) и основывается на наличии хронического, повторяющегося в виде обострений, зудящего воспаления кожи, чаще поражающего сгибательные поверхности суставов.

У младенцев заболевание начинается в возрасте нескольких недель и поражает кожу "выпуклых" областей тела (щечки, наружные стороны конечностей). Очень часто выражена сухость пораженных участков. Зуд начинается, примерно, с 3-х месячного возрaста и проявляется у таких малышей, обычно, в виде нарушений сна. Внешний вид кожных проявлений зависит от стадии заболевания на момент осмотра ( обострение или ремиссия).

У детей старше 2-х лет проявления АД обычно располагаются на cгибательных поверхностях суставов (на внутренней поверхности локтей, под коленями..). Лихенификация (утолщение и огрубление) кожи - частый симптом, говорящий о хроническом местном зуде. АД чаще всего исчезает к возрасту 4 - 5 лет, не оставляя следов. Если же он продолжается и в более старшем возрасте, то лихенификация и сухость кожи у таких больных весьма выражена.

Нужны ли дополнительные обследования для постановки диагноза? Нет. Диагноз ставится клинически. Единственным возможным тестом может быть исследование пищевых аллергенов, если замечено, что определенные виды пищи вызывают у ребенка обострение АД.


Лечение АД.
При обострениях основой лечения будут местные стероиды, которые делятся на 4 класса по силе действия: класс 1 - слабые, класс 2 - средние, класс 3 - сильные, класс 4 - очень сильные. 4 класс противопоказан грудничкам и маленьким детям и не должен использоваться в любом возрасте для лечения АД на лице, складках кожи и ягодицах. 3 класс может использоваться в течение очень непродолжительного времени на очень воспаленных или лихенизированных участках на руках и ногах. 2 класс может использоваться в любом возрасте и на любом участке тела. 1 класс имеет слабый терапевтический эффект.

Для лечения АД в складках кожи и мокнущих повреждений лучше использовать препараты в виде крема. Мази (ointments) рекомендуется применять на сухих и лихенизированых участках. Рекомендуется смазывать повреждения стероидными препаратами 1 раз в день. это не менее эффективно чем более частое нанесение, но риск побочных действий меньше.


Длительность лечения обострения:
Используют два основных метода: 1) короткий курс более сильного стероидного препарата, затем переход на эмолленты до следующего обострения. 2) ежедневное нанесение кортикостероидного препарата до полного исчезновения симптомов, затем переход на эмолленты.

Вторая группа препаратов для лечения обострений - tacrolimus и pimecrolimus (calcineurin inhibitors). Серьезных краткострочных побочных эффектов отмечено не было, за исключением небольшого чувства жхения. Однако, в связи с тем, что эти препараты являются иммуносупрессорами, изучается возможность их долгосрочного карциногенного эффекта. Пока подтверждений карциногенного эффекта нет.

Препарат разрешен к применению у детей старше 2-х лет при обострении 2 раза в день до исчезновения симптоов.


Для предупреждения обострений:
Основные препараты - эмолленты, то есть средства, предупреждающие потерю кожей влаги.

Не рекомендуется долгое купание и купание в горячей воде. Непродолжительная ванна или душ, теплая вода, специальные моющие средства, не сушащие кожу. Нанесение эмоллентов непосредственно после мытья. Одежда - хлопок, мягкий полиэстер. Исключить шерсть, флис.

Есть данные о связи АД с психологическими проблемами и стрессами.

P.S.Спасибо д-ру Яне Студенцовой за перевод данных об основных положениях о лечении АД.

___________________________
Автор - Ирина Миренбург, врач педиатр, Israel
(c) forums.rusmedserv.com
0
Дисбактериоз


Знакомое слово? Российский родитель, который не слышал его от своего педиатра, может прислать свой портрет на конкурс «Самый счастливый родитель года». Страшный недуг, поразивший всех наших детей, подобравшийся к взрослым, мучительный и неприличный, но легко излечимый регулярной едой чего-либо, выпиванием чего-то по утрам, вообщем регулярным переводом денег на чей то счет, пришел в наш мир.

Столкнувшись с самым грандиозным обманом современной педиатрии, мы считаем своим долгом поставить точки над i, чтобы не повторять бесчисленно в каждой второй теме одно и тоже.


Итак, что нужно знать о дисбактериозе кишечника:

1. Главное – дисбактериоза… не существует! Нет ни такого заболевания, ни состояния, которое могло бы иметь отношение к понятию, ни необходимости его искать, ни необходимости его лечить. Подробнее…

2. Просвет кишечной трубки у родившегося ребенка стерилен (как стерилен и сам ребенок). В течение короткого промежутка времени он, как сообщающийся с внешней средой, колонизируется микроорганизмами, которые живут в нем всю жизнь человека.

3. Эти микроорганизмы могут быть полезными, принимающими участие в процессе пищеварения; нейтральными, коих большинство (живут и живут – должен же кто-нибудь жить в просвете кишечника) и вредными, вызывающими кишечные заболевания.

4. Количество микроорганизмов в кишечнике, а также их соотношение у каждого человека разное и зависит от бесчисленного множества факторов – от того в городе или в деревне живет человек, что он ест, насколько тщательно соблюдает правила гигиены, здоров он или болен в данный момент и т.д. Нет единых норм содержания микробов в просвете кишечника. Это первое что нужно понять. Человек имеет право на индивидуальную микрофлору (с) (vlg_asb 2003)

5. Отсутствие норм, масштабных исследований в этом направлении связано, в первую очередь с тем, что исследования такие не нужны клинической медицине и не несут никакой смысловой нагрузки! От количества и состава микробных колоний ничего не зависит. И это второй вывод нашей беседы.

6. Далее, следует различать содержание микроорганизмов в каловых массах - в просвете кишечника (которые так активно исследуют иные доктора) и содержание их же собственно в кишечнике, т.е. на кишечной стенке - там, где они могут иметь хоть какое-то гипотетическое значение. Нет никаких убедительных данных, что количество МО в кале хоть каким-то образом соответствует соотношению их в кишке. Таким образом, что мы определяем абсолютно непонятно. Запоминаем третье правило «Нет, не было и не может быть анализа на дисбактериоз» Любое исследование, которое Вам предлагают пройти в этой связи – бессмысленно, неинформативно и направлено только на имитацию лечения.

7. Вы спросите, а как же вредные бактерии? Их что тоже не нужно определять? Нужно! Вот их всенепременно нужно определить в случае развития кишечной инфекции. При холере, сальмонеллезе, дизентерии и других заболеваниях, мы ищем в кале возбудителя, определяем его и исследуем, к каким препаратам он чувствителен. Но только при болезни.


Так почему же этот самый дисбактериоз не лечит только ленивый?!!!

А вот на этот вопрос ответа нет. Отчасти потому что проще всего лечить несуществующую болезнь – то, чего не было, обязательно пройдет. Отчасти потому, что прочитать реклюмную брошюрку очередных производителей для некоторых коллег легче, чем серьезный учебник (он же еще и денег стоит, да и написан чаще на английском)... В некоторых случаях потому, что проще списать непонятные симптомы на некую мифическую, но общеизвестную проблему – ведь то, что мы пишем сегодня, не исключает существования множества заболеваний желудочно-кишечного тракта, каждое из которых имеет свою клинику, свой набор анализов и свое лечение. Но это болезни. Здоровых детей лечить не надо.

Степень обмана дошла до того, что помимо бессмысленных лекарств для лечения несуществующей болезни нам предлагают покупать даже продукты!!! «Покупайте у нас постоянно и у Вас не будет дисбактериоза!!!». Мы надеемся, что прочитав эти слова, Вы всегда будете скептически относиться к подобной рекламе, насколько бы убедительна она не была.


А как же антибиотики? Почему же тогда при их приеме нередко «расстраивается желудок»

Рутинной ошибкой, впрочем, и распространенным добросовестным заблуждением является мнение, что при назначении антибиотиков обязательно происходит нарушение микробного равновесия в толстом кишечнике (интересно, кстати, почему никто не додумался «лечить равновесие», например в легких? Какой бизнес пропадает! «Ингаляционный йогурт, обогащенный натуральным мусором с альпийских полей!!!»(с)). Увы производителям. Как правило, и в большинстве случаев, применение антибиотиков не влечет за собой каких-либо расстройств и не требует дополнительной коррекции микробного балланса.

Но. Для ряда препаратов, временная диарея является побочным эффектом применения. Например популярный антибиотик амоксиклав вызывает диарею примерно в 7-10% случаев. Таким образом, временное учащение и разжижение стула надо рассматривать не как самостоятельную проблему, требующую коррекции, а как одно из действий препарата.


Так как же поддержать организм ребенка? Какие действия предпринять? Может среди сотен товаров, которые нам предлагают есть что-то действительно полезное?.. Что бы в кишечнике моего ребенка жили только полезные микробы???

Ничего, абсолютно ничего экстраординарного делать не надо. Кормите детей вкусно и разнообразно. Приучите их мыть фрукты и руки перед едой. Обучите элементарным правилам гигиены и считайте, что на этом Ваша миссия выполнена.

____________________________________
Автор - Валерий Валерьевич Самойленко, Спб
(c) forums.rusmedserv.com
0
Вирусные кишечные инфекции


Уважаемые мамы!

Сейчас можно говорить об эпидемии вирусной кишечной инфекции. Основные типы, распространенные сейчас:

1.
повышение температуры до 38-39
рвота
понос (стул жидкий или кашицеобразный)


2.
повышения температуры нет, чаще - ее снижение
начинается со рвоты
понос (стул в виде "воды")
При вирусной кишечной инфекции, в основном, во втором варианте, очень быстро начинается эксикоз (обезвоживание).


Признаки обезвоживания:
сухость слизистых
язык обложен белым или серым густым налетом, сухой
жажда
у малышей западение родничка



Лечение вирусных кишечных инфекций:

обильное питье! Если есть рвота, то распаивать надо с чайной ложки каждые 5-10 минут. Объем выпитого должен быть равен объему потерянной со рвотой и поносом жидкости
жаропонижающие при высокой температуре
При невозможности распоить ребенка, неукротимой рвоте показана госпитализация для проведения инфузионной терапии.


Что не нужно давать ребенку при вирусной кишечной инфекции:

антибиотики (антибиотики не влияют на вирусы!!!!)
про- и эубиотики (линекс, бактисубтил, эубикор, хилак и пр.)
энтерофурил и фуразолидон
ферменты
иммуномодуляторы
травки-муравки
имодиум



Как предупредить обезвоживание:

Младенцы:
Младенцев, получающих грудное молоко или смесь, необходимо кормить чаще, но уменьшить время кормления. При длительной диаррее, давайте ребёнку 50-100мл специального расствора для регидратации (Оралит, Регидрон, Naturalyte, Pedialyte, Rehydralyte, Infalyte) после каждого эпизода рвоты или жидкого стула. Продолжайте кормление молоком и смесью так же как и обычно. Растворы для регидратации можно чередовать с кормлениями. Если рвота продолжается, уменьшите количество молока или смеси на каждое кормление до 15-30 мл, но кормите каждый час.


Более старшие дети:
Давайте любые жидкости в небольших количествах, но часто. Предлагайте ребёнку ту еду, которую он ест обычно. Лучше чаще и по-немножку.



Признаки обезвоживания:

Рание признаки:
Отсутствие мочи в течение 8-12 часов
Моча темная, с сильным запахом аммиака
Слюна густая, липкая.


Поздние признаки:
все вышеперечисленные плюс:
запавший родничок
впавшие глаза
Ребенок неактивен, сонлив, его сложно разбудить.



Уход за ребёнком с вирусным гастроентеритом:

Диета:
Обычно рвота и жидкий стул продолжаются недолго. В этом случае нет причин менять обычную диету ребёнка. Если ребёнок на грудном вскармливании продолжайте кормить по требованию.
Если ребёнок получает смесь, продолжайте кормление в обычном режиме той же смесью. Более старшие дети могут есть все , что они едят обычно, кроме продуктов, которые могут усилить диаррею, таких как яблочный или грушевый сок.

Продукты, полезные ребёнку: каши, хлеб, картофель, нежирное мясо, несладкий йогурт, бананы, яблочное пюре, овощи.

Нежелательно ограничивать диету жидкой пищей, поскольку ее недостаточно для восполнения потерь витаминов и других питательных веществ со рвотой и жидким стулом. Также нежелательны яблочный сок, газированные напитки, бульоны. Эти продукты могут усилить диарею.


Лечение дегидратации:

Если диаррея прогрессирует, давайте ребёнку специальные растворы для оральной регидратации.


Обязателен вызов врача, если:

вы не можете напоить ребёнка, а диаррея длится больше 24 часов
ребёнок нормально пьет, но диаррея длится больше недели.
у ребёнка нет мочи в течение 8-12 часов
ребёнок плачет без слез.
ребёнок очень вял и капризен.
рот и губы ребынка сухие
глаза выглядят запавшими
ребёнок постоянно просит пить
в стуле и рвотных массах есть кровь
рвота темно-зеленого цвета
у ребёнка впавший родничок.

____________________________
Васильева Наталья Рашидовна
(c) forums.rusmedserv.com
0
Внутричерепная гипертензия


ПОВЫШЕННОЕ ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ
(варианты - внутричерепная гипертензия, гипертензионный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром и т.п.).

Поголовная "диагностика внутричерпной гипертензии" - порок отечественной неврологии. К счастью, в большинстве случаев такой "диагноз" не имеет никакого отношения к реальным проблемам пациента. Более того, в формулировке диагноза этот термин может присутствовать лишь в одном случае – при т.н. идиопатической (или доброкачественной) внутричерепной гипертензии (частота встречаемости 1-2 на 100000 населения).

Повышенное внутричерепное давление – это не диагноз, а описание одного из звеньев развития множества различных заболеваний. Внутричерепное давление (ВЧД) повышается при гидроцефалии, опухолях головного мозга, нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), тяжелых черепно-мозговых травмах, внутричерепных кровоизлияниях, некоторых редких наследственных болезнях и т.д.


Основные признаки повышения ВЧД:

головные боли,
тошнота, рвота или срыгивания (обычно вне связи с приемами пищи, часто по утрам),
нарушения зрения и движений глазных яблок (косоглазие),
так называемые застойные диски зрительных нервов на глазном дне,
нарушения сознания (от оглушенности до комы),
у детей первого года жизни - избыточный рост окружности головы (нормы приведены здесь ), выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа.
Возможны судороги, при длительно сохраняющемся патологическом процессе - умственные нарушения, слепота, параличи.

Надо помнить, что ОТДЕЛЬНО каждый из перечисленных признаков НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ о повышении ВЧД.

Внимание! Если у ребенка действительно повышено внутричерепное давление, то ему нужна срочная госпитализация, т.к. речь идет об угрозе жизни!


Не являются признаками повышения ВЧД:

расширенные желудочки, межполушарная щель и другие отделы ликворной системы на нейросонограмме (НСГ) или томограммах
нарушения сна и поведения
гиперактивность, дефицит внимания, вредные привычки
нарушения психического, речевого и моторного развития, плохая успеваемость
«мраморный» рисунок кожи, в том числе на голове
носовые кровотечения
«пальцевые вдавления» на рентгенограмме черепа
тремор (дрожание) подбородка
ходьба на цыпочках


ДИАГНОСТИКА
Объективно оценить состояние ВЧД можно только во время операции со вскрытием черепа или (менее достоверно) при проведении люмбальной пункции. Все остальные исследования дают косвенную информацию, которая может сложиться в определенную картину только при грамотной интерпретации врачом. Наиболее доступным начальным методом диагностики при подозрении на повышение ВЧД является осмотр глазного дна. Дополнительные методы обследования предназначены для уточнения характера поражения мозга.

Методы визуализации (нейросонография, компьютерная или магнитно-резонансная томография) непосредственно с определением давления не связаны, хотя могут помочь уточнить причину заболевания, оценить прогноз и подсказать направление действий. Применение эхоэнцефалоскопии (ЭхоЭС, или ЭхоЭГ – эхоэнцефалография) «для определения ВЧД» - распространенное на постсоветском пространстве заблуждение. Оценить давление с помощью ЭхоЭС принципиально невозможно. Этот древний метод применяется только для быстрого и крайне приблизительного поиска крупных объемных внутричерепных образований (опухоли, гематомы и т.д.). Данные ЭхоЭС могут пригодиться в машине 03 или в приемном отделении при определении методов первой помощи и выбора места госпитализации. Нельзя оценить ВЧД также с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), реоэнцефалографии (РЭГ).

На всякий случай стоит упомянуть «диагностику» по Фоллю, Накатани и подобные шарлатанские методики – эти процедуры вообще не имеют отношения к диагностике чего-либо и служат только для отъема денег.


ЛЕЧЕНИЕ
Лечение состояний, сопровождающихся повышением ВЧД, зависит от причин их возникновения. Так, при гидроцефалии выполняются операции, при которых избыток ликвора отводится из полости черепа, при наличии опухоли производится ее удаление, при нейроинфекциях вводятся антибиотики. Применяется и симптоматическое медикаментозное лечение, направленное на снижение ВЧД, однако это обычно временная мера для острой ситуации.

Некорректна распространенная практика «лечения» любых болезней мочегонными препаратами (диакарб, триампур). В большинстве случаев такое лечение направлено на несуществующий диагноз. При наличии реальных показаний лечение должно проводиться в стационаре под строгим контролем. Стремление к «медикаментозному лечению внутричерепной гипертензии» может привести к потере времени и развитию по этой причине необратимых изменений в организме (гидроцефалия, слепота, нарушения интеллекта). С другой стороны, лечение здорового пациента грозит "всего лишь" побочными эффектами применямых препаратов.


Ни одно состояние с повышенным ВЧД не лечится:

«сосудистыми препаратами» (кавинтон, циннаризин, сермион, никотиновая кислота и т.п.)
«ноотропными препаратами» (ноотропил, пирацетам, пантогам, энцефабол, пикамилон и т.п.)
гомеопатией
травами
витаминами
массажем
иглоукалыванием

__________________________
Василий Юрьевич Ноговицын
0
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок).


ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА

В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:

Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача ; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже).
Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".


2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка.
Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.



Во-первых, тотальное диагностирование "ПЭП" приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
Во-вторых, "гипердиагностика" приводит к извращенным представлениям родителей о "норме" и "патологии". За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: "Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть "энцефалопатия", а у него нет?"
В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка.


3. Негативные последствия для ребенка.
"Гипердиагностика" имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.

Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом "ПЭП", имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
Во-вторых, "гинердиагностика" ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
В-третьих, "гипердиагностика" перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.



Источник: Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: "Питер", 2000 Н.П.Шабалов,А.Б.Пальчик
Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей. Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография - РЭГ, эхоэнцефалоскопия - ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.


ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ

Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике - препараты для расслабления мышц, при судорогах - противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной "ПЭП" назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.

Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. - церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
Гомеопатические средства.
Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.
Внимание! Утверждения об "улучшении питания мозга" представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.

Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» - его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.


НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ

Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .


ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

При публикации вопросов на тему ПЭП на форуме следует помнить: Интернет-консультирование на основании только факта наличия диагноза (или диагнозов) не имеет большого смысла. Потребуется описание появления жалоб в хронологическом порядке, история протекания беременности, родов, оценка по Апгар, описание неврологического статуса, темпов развития (рост, вес, окружность головы помесячно, время появления у ребенка основных навыков) результаты исследований дословно (часто требуются отсканированные документы – снимки, ЭЭГ).

_____________________________________________
© С.О.Ковалева (OrFun), В.Ю.Ноговицын (Dr. W.N.), Москва
(c) forums.rusmedserv.com
0
Гемангиомы


Гемангиомы - самые распостраненные доброкачественные новообразования в младенческом возрасте, которые можно найти у каждого десятого ребёнка, а у недоношенных детей даже чаще.

Большинство гемaнгиом не видны сразу после рождения, a появляются в течение первых двух недель жизни ребёнка. Сначала родители замечают покраснение похожее на царапины, которое вместо того чтобы исчезнуть увеличивается в размере и объеме.

Поверхностные гемангиомы - ярко красные, глубокие - синевато-фиолетовые. Иногда гемангиомы имеют оба компонента - поверхностный и глубокий.

Гемангиомы обычно растут в течение 6-12 месяцев, a затем начинают уменьшаться в размерах. Большинство гемангиом уменьшаются медленно, в течение 5-7 лет. Все гемангиомы уменьшаются в размере. 70 процентов из них уменьшаются настолько, что не требуют никакого дальнейшего лечения. Традиционно педиатры советуют родителям набраться терпения и не применяют никакие методы лечения в течениe нескольких лет инволюции гемангиом. Большинству маленьких пациентов и сейчас педиатры не рекомендуют ничего кроме наблюдения. Тридцати процентам пациентов может потребоватся лечение.


Какие гемангиомы требуют лечения.

Гемангиомы, расположенные вокруг глаз или близко к дыхательным путям, требуют активного лечения.

Гемангиомы, блокирующие зрение т.е. их расположение мешает нормальному процессу "видения", могут привести к синдрому "ленивого глаза" (амблиопии).

Гемангиомы, сдавливающие роговицу, могут привести к ее повреждеиию.

Гемангиомы, расположенные в дыхательных путях, могут привести к удушью. В таких случаях наблюдение неоправдано и необходимо медицинское вмешательство.

Лечение может быть предложено и по поводу гемангиом открытых частей лица, где возможно возникновение косметического дефекта (нос, губы, щеки).

Лечение может быть предложено и для гемангиом с язвообразованием, и гемангиом, расположенных в околоушных слюнных железах.


Лечениe

Как уже было сказано большинство гемангиом (около 70%) не требуют ничего кроме периодического наблюдения педиатра, детского дерматолога или пластического хирурга.

Большинству пациентов достаточно наблюдения педиатра.


Виды лечения.

1) Лечение с помощью лазера.
С помощью лазерной терапии селективно разрушаются кровеносные сосуды в гемангиоме. Лазерные лучи проникают в кожу всего на несколько миллиметров и поэтому используются для поверхностных плоских гемангиом.

2) Кортикостероидные препараты (гормональные препараты).
Кортикостероидные препараты преимущественно даются чeрез рот в жидком виде. Либо используются местно в виде крема. Иногда кортикостероиды вводятся с помощью шприца непосредственно в гемангиому. Во время приема кортикостероидных препаратов дети не должны получать вакцинацию живыми вакцинами.

3) Хирургическое лечение.
Некоторые хирурги настаивают на немедленном оперативном вмешательстве. Другие рекомендуют ждать окончательной регрессии гемангиомы и оперировать в случае сохранения косметического дефекта.

Родители должны понимать, что 70% гемангиом исчезнут без всякого медицинского вмешательства, и что любая хирургическая процедура оставляет шрам.

Таким образом агрессивный подход может привести к ненужным оперативным вмешательствам, и некоторые дети могут получить в результате операции более выраженный косметический дефект чем при естественной инволюции гемангиомы.

__________________
Яна Студенцова, NY
(c) forums.rusmedserv.com
0
Вакцина БЦЖ и реакция Манту


Для чего нужна эта прививка? И почему, несмотря на то, что всех прививают, многие люди болеют туберкулезом? – эти вопросы мне приходится слышать чуть ли не каждый день. Прививка БЦЖ нужна для профилактики туберкулеза у детей. Она не защищает от заражения возбудителем туберкулеза, но она реально защищает от перехода скрытой инфекции в явную болезнь (примерно у 70% привитых), и практически на 100% защищает деток от тяжелых форм туберкулеза – от туберкулезного менингита, туберкулеза костей и суставов и тяжелых форм туберкулеза легких. Именно применение вакцины БЦЖ позволило добиться значительного снижения заболеваемости детей туберкулезом вообще, и в частности, уже много лет, несмотря на тяжелую социальную ситуацию, мы не видели случаев туберкулезного менингита у привитых детей. Прививка БЦЖ, как правило, делается в родильном доме на четвертый день жизни ребенка, в левое плечико, на границе его верхней и средней трети. Почему так рано? Дело в том, что к сожалению, ситуация с туберкулезом в обществе неблагополучна, и далеко не все больные туберкулезом, выделяющие возбудитель, знают о своей болезни, соответственно они не получают лечения и заразны. Поэтому встретиться с микобактерией туберкулеза ребенок может очень и очень рано. А фтизиатрам давно известно, что чем раньше ребенок инфицирован, тем больше вероятность перехода инфекции в болезнь и тем более неблагополучным будет течение заболевания. Поэтому-то и прививку делают максимально рано, чтобы у ребенка успел выработаться иммунитет, чтобы не заболеть. И в связи с этим позволю себе напомнить старинное правило – до месяца не стоит показывать никому из посторонних новорожденного. Вакцина БЦЖ – это ослабленный вакцинный штамм, который не может вызывать заболевания туберкулезом, но позволяет вырабатываться иммунитету против этого заболевания. Поскольку иммунитет, направленный против туберкулеза, вырабатывается только тогда, когда в организме присутствует возбудитель или его вакцинная замена, то сделать убитую вакцину невозможно, поэтому во всех странах применяется одна и та же вакцина БЦЖ различных производителей (многие родители часто задают вопрос об импортных вакцинах, так как считают, что они лучше). Более того, отечественная вакцина, как мне кажется, лучше, потому что и у вакцинаторов, и у педиатров большой опыт работы с ней. Вдобавок, импортные вакцины могут довольно долго храниться на таможне или оказаться в неподходящих условиях, а поскольку вакцина живая, условия ее хранения должны быть очень строгими. Существует вариант вакцины БЦЖ - вакцина БЦЖ-М, в которой содержится в два раза меньше микробных тел, чем в обычной вакцине. Вакциной БЦЖ-М прививают ослабленных и маловесных недоношенных детей, и обычно эту вакцину уже применяют не в роддоме, а там, куда переведут ребенка из роддома. Обычно вакцина БЦЖ, в отличие, скажем, от вакцины АКДС, переносится неплохо, однако возможны осложнения вакцинации, и здесь мы специально скажем об этом, чтобы родители знали, на что обратить внимание. Но сначала – несколько слов о нормальном течении поствакцинального процесса, так как на эту тему бывает удивительно много вопросов. В норме через 6-8 недель после вакцинации (то есть в полтора- два месяца) начинается поствакцинальная реакция – ранее незаметный беловатый узелок приподнимается на коже, вначале напоминая комариный укус, а потом на месте прививки появляется пузырек, заполненный светло-желтой жидкостью, затем (обычно к 3-4 месяцам) пузырек лопается, место прививки покрывается корочкой, которая сходит несколько раз и появляется вновь. Все это – совершенно нормальный процесс, а не «жуткий гнойник», как описывают некоторые родители. Никакого особого ухода за местом прививки не нужно, нельзя смазывать гнойничок никаким дезинфицирующими средствами, йодом, зеленкой или мазями – это может убить достаточно нестойкий вакцинный штамм, и нарушить ход поствакцинальной реакции. Что же должно насторожить родителей? Дело в том, что редко, но бывает, что вакцина попадает подкожно, а не внутрикожно – и образуется нагноение, но уже под кожей, при этом внешне гнойничка нет, есть горошина под синюшной кожей. Также может отмечаться увеличение лимфоузлов подмышкой слева. Все это – признаки возможного осложнения вакцинации БЦЖ, и на это следует обязательно обратить внимание участкового доктора. Иммунитет после вакцинации БЦЖ держится 6-7 лет, поэтому всем детям с отрицательной реакцией Манту в 7 лет предлагают повторную вакцинацию БЦЖ. Сейчас, на волне модного антипрививочного поветрия, некоторые родители считают, что прививки – это вред, так как в них содержится фенол, ртуть и все такое прочее. Дело в том, что в вакцине БЦЖ действительно есть консерванты, но без этого живую вакцину не сделать, и еще один момент – в нашей водопроводной воде гораздо больше всякой дряни, чем в вакцине. Однако если родители решают, что их ребенку вакцинация не нужна – они имеют полное право от нее отказаться, этот пункт четко прописан в нашем законодательстве. Таким родителям искренне хочется сказать только одно – это ваш ребенок и именно вы берете на себя ответственность за отказ от прививок, в частности от БЦЖ. В этом случае родители должны собственноручно написать в карте ребенка отказ от проведения профилактических прививок и указать, что они имели возможность задать все интересующие их вопросы, и не будут иметь никаких претензий к лечебному учреждению.


А теперь о том, что позволяет оценить напряженность поствакцинального иммунитета и своевременно провести профилактику туберкулеза у детей – о реакции Манту.

Многие ошибочно считают реакцию Манту прививкой, однако это – не прививка, а кожная аллергическая проба, позволяющая выявить напряженность иммунитета к туберкулезу и рано выявить заболевание у ребенка. Проба Манту проводится туберкулином – грубо говоря, это раствор осколков оболочек возбудителя туберкулеза (то есть это аллерген, и естественно туберкулин не может вызвать заболевание), который вводится в предплечье подкожно. Через три дня пробу измеряют. При технически правильном, подкожном введении туберкулина образуется «лимонная корочка», а затем при положительной реакции появляется папула – она выглядит, как укус комара. У ребенка, привитого вакциной БЦЖ, реакция Манту в первые 4-5 лет обычно стойко положительная (более 5 мм, но не больше 17 мм), и постепенно угасает. Это совершенно нормальное явление, которое называется «поствакцинальная аллергия». Однако возможны и другие варианты – если у привитого ребенка реакция Манту отрицательная, то это – неэффективная вакцинация, и ребенку могут предложить повторную вакцинацию. Но более тревожны следующие ситуации: когда реакция Манту нарастает более, чем на 6 мм, или рядом появляются пузырьки, или увеличиваются лимфоузлы, или красная дорожка от пробы к локтю – все это – признаки так называемого виража туберкулиновых проб, то есть – инфицирования возбудителем туберкулеза. Во всех этих ситуациях ребенка обязательно направляют на консультацию к фтизиатру. Хотелось бы сказать родителям, чтобы они не отказывались от похода к специалисту, ведь фтизиатр выяснит, истинная ли это реакция, или ложно-положительная, обследует ребенка, и возможно, назначит профилактическое лечение. Достаточно часто родители, не понимая серьезности положения (риск перехода скрытой инфекции в реальное заболевание в первый год без лечения составляет 15%), не хотят давать ребенку препараты для профилактического лечения. Поверьте, фтизиатр препараты назначает не для «галочки» и не с целью «травить ребенка» (вот почему-то это обидное высказывание проскальзывает очень часто). В первую очередь, вся детская противотуберкулезная помощь направлена на профилактику заболевания туберкулезом, потому что лечение при настоящем туберкулезе очень долгое. Ребенок на год, а то и дольше, будет вырван из привычной среды, некоторое время придется провести в детском отделении туберкулезной больницы, и ничего хорошего в этом, конечно, нет. Поэтому не отказывайтесь от проведения профилактического лечения детям, это делается в первую очередь для ребенка, и для его здоровья.

В противотуберкулезном диспансере и противотуберкулезных кабинетах центральных районных больниц ни вам, ни вашему ребенку не откажут в консультации и совете. Наши доктора – это квалифицированные специалисты с большим опытом работы. Мы принимаем всех, вне зависимости от наличия гражданства или страхового полиса. Наши обследования и лечение бесплатны и одинаковы для всех. Потому что мы знаем – туберкулез опасная и тяжелая болезнь. И ее гораздо легче предупредить, чем лечить


__________________________
Автор сообщения Annabella. Врач-фтизиатр.
(c) forums.rusmedserv.com
1 / 0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.