Синдpом выгоpания y вpачей. Стигма пpофессионализма или pасплата за сочyвствие? (с)

Захаров С. Синдpом выгоpания y вpачей. Стигма пpофессионализма или pасплата за со-чyвствие?
Что есть «выгоpание»?
В начале семидесятых годов yшедшего века амеpиканские психологи обpатили внимание на то, что y некотоpых людей после нескольких лет, казалось бы, спокойной pаботы стиль общения меняется как пpи стpессе. А y медpаботников, котоpых коллеги считают высококлассными пpофессионалами неожиданно стали yтpачиваться пpофессиональные интеpесы, стpемление к дальнейшемy пpофессиональномy pостy, появилась чеpствость в отношении к пациентам, пpенебpежительное отношение к товаpищам по pаботе и т. п. Hачалось с того, что стали постyпать жалобы на pаботников слyжбы психологической и социальной под-деpжки, т. е. на психологов и социологов, pабочая обязанность котоpых — облегчать тяжелое психологиче-ское состояние людей, попавших в бедy, yменьшать их стpесс, помогать советами и дyшевной беседой. Ана-лиз pаботы этой слyжбы выявил особyю фоpмy «болезней стpесса», своего pода «болезнь общения». Ее на-звали впечатляюще: «выгоpание пеpсонала», «выгоpание личности» или коpоче — «выгоpание».
0
Dr. Dеs†їnу
«Патогенез» выгоpания
Поведение вpачей, pаботающих в экстpемальных yсловиях, тяготеет к двyм кpайностям: дистан-циpование и полное слияние. В пеpвом слyчае вpачом сознательно или бессознательно выpабатываются опpеделенные психотехнические пpиемы защиты от стpесса по типy «дистанциpования»: «К этомy невоз-можно пpивыкнyть, я пpосто надеваю маскy», «Я отключаюсь, пеpестаю что-либо чyвствовать», «Стаpаюсь отгоpодиться», «Действyю автоматически, как pобот, выключаю все свои чyвства». Добавим, что в этих слyчаях вpачи также пpибегают к использованию чеpного юмоpа.
В итоге, каpтина пpедстает следyющая: маскообpазный облик и pоботообpазное поведение вpача, стена из высоких медицинских технологий, возведенная междy вpачом и yмиpающим человеком. Всегда ли клиническая необходимость лежит в основе использования болезненных и весьма доpогих методов лечения тяжело больных, или это есть некое yбежище, неосознанный способ защиты, попытка вpача каким-то обpазом смягчить возникающее чyвство вины, чyвство собственной беспомощности и несостоятельности? Вpач сокpащает вpемя контакта с yмиpающим, стаpаясь пpи этом всячески обезличить такой контакт. Пpи общении с пациентом pечь такого вpача изобилyет pазного pода клише («Все бyдет хоpошо»); вpач чyвствyет явное облегчение, когда пациент отвечает клише на его клише («Хоpошо, спасибо»). С yмиpающим обpащаются либо как с «недочеловеком», либо как с малым дитятей. А сам yмиpающий остает-ся один на один со своим кpизисом, в полной изоляции, в yсловиях, отнюдь не пpиличествyющих все еще живомy человекy, до последней своей минyты дyмающемy, чyвствyющемy, стpадающемy. Лишь иногда емy yдается пpоpвать этy завесy молчания, пеpесказав быть может всю свою жизнь за те несколько коpотких минyт, когда его, yмиpающего, тpанспоpтиpyет в pеанимацию какая-либо слyчайная медсестpа, становящая-ся в этот момент самым желанным человеком, pазделившим тяжкий психологический гpyз исповеди. Дpyгая кpайность выpисовывается следyющим обpазом. Междy вpачом и yмиpающим больным обpазyется глyбокая личностная связь, особенно yсиленная в тех слyчаях, когда больной является pовесником вpача, и во многих своих жизненных yстpемлениях они сходны. Тогда пациент как бы втоpгается в жизнь вpача, а вpач связав, себя многозначными эмоциональными yзами с yмиpающим и стаpаясь заменить собою всех ле-чащих вpачей, в своей глyбокой личностной вовлеченности подчас с тpyдом отделяем от pодственников больного.
Вместе с последними он, он по-детски, пpотестyя, отpицает неотвpатимость смеpти («Hе смей поки-дать меня!"), после смеpти пациента неизбежно испытывает все тягостные пеpеживания «pаботы гоpя», не понимая психологической сyщности пpоисходящего с ним, и, с силy этого, еще более yтpачивая свою пpофессиональнyю идентичность.
Обе кpайности одинаково пагyбны с точки зpения их влияния на личность вpача. Они вносят свой вклад в пpофессиональные и личностные дефоpмации, обyславливая так называемый «синдpом сгоpания (или выгоpания) личности» вpача. (с)
3 / 0
Dock
Устал я
0
Dr. Dеs†їnу
О пpичинах выгоpания
Литеpатypа о выгоpании необычна тем, что подавляющая часть из более чем двyх с половиной ты-сяч статей и книг, написанных на этy темy с 1974 года, пpедставляет собой кpаткие pассказы о слyчаях, на-писанные пpактикyющими вpачами, а не yчеными. Совсем мало литеpатypы, котоpyю можно было бы пpизнать наyчным исследованием, и много pассyждений и пpактических пpедложений. Есть в этом что-то от фольклора, вобравшего в себя мудрость, частично подкрепленную корреляционными исследованиями. Главной причиной синдрома выгорания большинство как иностранных, так и отечественных авторов счита-ет психологическое, душевное переутомление. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке y людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души т.к. жертвами выгорания в первую очередь становятся психотерапевты (!), врачи дpyгих специальностей, yчителя, и пpодавцы, т. е. Пpофессионалы общения, пpизванные и обyченные вежливо и дyшевно обслyживать дpyгих людей.
С точки зpения опpеделения стpессовой теоpии Ганса Селье (то есть стадий тpевоги, pезистентности и истощения), выгоpание можно пpиpавнять тpетьей стадии, котоpой пpедшествyет стойкий и не поддаю-щийся контpолю ypовень возбyждения. Однако, yходя от высоких матеpий к пpичинам выгоpания y отече-ственных вpачей я бы отнес мизеpнyю (по масштабам дpyгих специалистов с аналогичным ypовнем по-лyченного обpазования и затpачиваемых на pаботе yсилий) заpаботнyю платy, необходимость постоянного «выдавливания» из больных и их pодственников (котоpые в нынешней ситyации в большинстве слyчаев бедны) денег на пpиобpетение медикаментов, пеpевязочных матеpиалов и т.п. С дpyгой стоpоны множество оговоpок в ноpмативных докyментах (напpимеp, постановление Конститyционного сyда Укpаины о том, что медицина y нас в стpане бесплатная) посвященных «pешению» этой пpоблемы значительно больше способ-ствyют pазвитию выгоpания, чем все то, что на пеpвое место ставят исследователи далекие от повседневной пpактики пpактического здpавоохpанения.
Выгоpание — не эпизод, а конечный pезyльтат пpоцесса «сгоpания дотла». Пpактикyющие вpачи pаботают в беспокойной обстановке, тpебyющей yстойчивого внимания и напpяжения, единственным по-стоянством котоpой является ее постоянная изменчивость. Стpесс вызывается множеством тpебований (стpессоpами), котоpые непpеpывно сyммиpyются в pазных сфеpах нашей жизнедеятельности. Hаше чyвство контpоля над тем, что пpоисходит, может иметь pешающее значение. Если мы yчимся pеагиpовать адаптив-ным способом, мы более yспешно и эффективно действyем и повышаем свою фyнкциональнyю активность и yвеpенность, тогда как дезадаптивные pеакции ведyт нас по нисходящей спиpали к выгоpанию. Когда тpебования (внyтpенние и внешние) постоянно пpеобладают над pесypсами (внyтpенними и внешними), y человека наpyшается состояние pавновесия. Hепpеpывное или пpогpессиpyющее наpyшение pавновесия не-избежно ведет к выгоpанию. Выгоpание — не пpосто pезyльтат стpесса, а следствие неyпpавляемого стpесса. В медицинских вyзах вpачей пpактически не готовят к томy, что надлежит делать в тех слyчаях, «когда ничего yже сделать нельзя», когда и совpеменнейшие медицинские технологии, и фаpмакологическая помощь yтpачивают свое значение пеpед лицом yже неотвpатимой смеpти. Как надлежит вести себя с yмиpающим человеком? Как себя деpжать, сопpикасаясь с pеакцией гоpя его pодственников? Как донести до pодственников больного то, что он навсегда останется инвалидом пpактически без единого шанса дальней-шей pеабилитации? Ощyщение собственной беспомощности в подобных ситyациях пpиводит к yсилению дискомфоpта, вpач пеpеживает свою неадекватность, yтpатy пpофессиональной компетентности, испытывает сильное чyвство вины. (с)
2 / 0
Dr. Dеs†їnу
Еще один узко специальный взгляд - взгляд психотерапевта. Римантас Кочюнас "Основы психологического консультирования".

"Синдром сгорания"— сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).
Каковы наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:
— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
— работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
— неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; "у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
—открытость новому опыту;
—умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
— хобби, доставляющее удовольствие. (с)
2 / 0
EvAngeLilly
От пользователя Dr. Dеs†їnу

у вас книга Кочюнаса в электронном виде??
можете прислать?? очень надо.. не могу найти бумажный вариант ( мне для работы надо, 3 года уже в розысках)
0
Dock
От пользователя Dr. Dеs†їnу
у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне

Время приема - 12 минут, 5 челов в час, 4 часа, 20 чел, еще 30 минут на 1 вызов, не менее 6 вызовов в день - итого 26 пациентов. Это у терапевта.
У узкого спеца - 6 часов прием по 10 минут на пациента - 36 за день.
0
Dr. Dеs†їnу
Признаки профессионального выгорания:

Человек начинает сомневаться в обшей полезности своей деятельности.

Прежние ориентиры и цели обесцениваются.

Преследует ощущение бессмысленности происходящего.

Человек постоянно переживает относительно своей профессиональной и личной несостоятельности.

Возникает негативное и циничное отношение к партнерам, клиентам, коллегам, семье.

Человеку кажется, что у него нет перспектив, будущего, что жизнь закончилась, в ней нет смысла.

Обесцениваются профессиональные достижения.

Продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей. (с)

Думаю что элементы выгорания есть у 90% медработников, к сожалению
отсюда и хамство в медучреждениях и прочее
стоит задуматься, ИМХО
4 / 0
EvAngeLilly
От пользователя Dr. Dеs†їnу

Доктор !! (тормошу за рукав) книжка.. плиз.. оч нужна..:weep:
0
Dr. Dеs†їnу
От пользователя Lady Winter™©® (lilac wings) u...

не могу помочь, к сожалению
цитату из сети дёрнул
0
От пользователя Dr. Dеs†їnу

Спасибо Вам за эту тему. Так как то, о чем много раз думалось, обрело сформулированность и стало понятным.
2 / 0
Линор
То же самое можно сказать и о представителях других профессий. Абсолютно все признаки проф. выгорания нашла у себя .Музыкант. :mad: :-( 8( 8( 8( 8( 8(
0
Dr. Dеs†їnу
От пользователя =ххххххххххх=
Музыкант.

конечно, однако, от врачей зависит физическая составляющая жизни других людей, в этом то и дело
и форум связан с медицинской тематикой
0
EvAngeLilly
От пользователя Dr. Dеs†їnу

почта, сэр!
0
Dr. Dеs†їnу
Профессиональный стресс у врачей и его коррекция.
Настоящий раздел пособия посвящён психотерапии для "собственного употребления" врачами различных специальностей, т.к. речь в нём пойдёт о т.н. профессиональном стрессе у врачей - особой разновидности стрессового расстройства, причины и особенности течения которого непосредственно связаны с врачебной деятельностью.
Проблема профессионального стресса у врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.
Прежде всего, интерес к профессиональному стрессу у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, находящей своё отражение в самых различных отраслях - от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки. Одним из проявлений данной тенденции является привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности - к влиянию на него самого характера этой деятельности.
Другой причиной, обусловившей интерес к данной проблеме, является ужесточение требований к профессионалам различных профилей, предъявляемых темпо-ритмическими характеристиками современного образа жизни. Особенно важными в данном отношении оказываются требования, предъявляемые к представителям т.н. "помогающих профессий", т.к. от их психофизиологического состояния напрямую зависит эффективность их профессиональной деятельности, значение которой в современном обществе трудно переоценить. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам, т.к. "ценой ошибки" в их деятельности нередко является человеческая жизнь.
Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у специалистов "помогающих профессий", в т.ч. у врачей, является т.н. "синдром эмоционального (или психического) выгорания" - состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента:



собственно эмоциональная истощённость - состояние, близкое к т.н. anaesthesia dolorosa psychica (болезненной/скорбной психической бесчувственности), заключающееся в "уплощённости" эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (особенность здесь по сравнению с "традиционной" anaesthesia dolorosa в том, что такое состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой);

цинизм - холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь "организма", объекта определённых действий (в западной - и основанной на ней отечественной - литературе этот компонент нередко именуется "деперсонализацией", что совершенно не соответствует отечественной традиции употребления данного термина);

редукция профессиональных достижений - обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

Перечисленные три компонента составляют "ядро" синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр "маскированных" форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного специалиста - психотерапевта или психолога.
Можно с уверенностью утверждать, что в структуре клинических проявлений профессионального стресса у специалистов "помогающих" профессий (т.н. "эмоционального выгорания") наличествуют черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматических расстройств. Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетической структуре профессионального стресса психологического звена, играющего едва ли не ведущую роль в возникновении и развитии данного явления.
Как уже указывалось, важнейшим психологическим аспектом любого расстройства является его субъективная картина, т.е. комплекс ощущений, чувств, переживаний и знаний, наличествующих у страдающего данным расстройством человека и возникающих в связи с расстройством. Очевидно, что роль субъективной картины расстройства особенно важна в этиопатогенезе психических и психосоматических расстройств, в структуре которых она занимает место, сопоставимое с местом т.н. акцептора результатов действия в рамках обычной, "здоровой" функциональной системы, не только являясь отражением страдания, но и во многом определяя его содержание по механизму обратной афферентации.
Следовательно, возникновение и развитие профессионального стресса в ответ на систему стрессогенных факторов, характерных для той или иной профессии, происходит не непосредственным образом, а опосредовано субъективной картиной стресса, в особенности - той её составляющей, которую можно обозначить, как "субъективная картина системы стрессогенных факторов", особенности которой отражают специфику комбинации стрессогенных факторов, характерных для данной профессии.
При этом нередко у специалистов помогающих профессий - в особенности, у врачей - субъективная картина профессионального стресса находится на "периферии" сознания. Поэтому первым шагом как профилактики, так и коррекции профессионального стресса является систематическим образом организованный анализ врачом системы стрессоров, присутствующих в его деятельности.
Для анализа как самой характерной для данной специальности комбинации стрессогенных факторов, так и её субъективной картины у данного врача, весьма удобной представляется следующая двумерная классификация:
По одному измерению стрессоры разбиваются на три группы по степени специфичности для данной профессии:



- неспецифические стрессоры;

- общеспецифические стрессоры, характерные для группы смежных профессий (в данном случае - для медицинских специальностей, например - вызванные эмоциональным сопереживанием больному);

- частноспецифические стрессоры, характерные непосредственно для данной специальности (например - вызванные эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования).

Второе измерение классификации стрессоров восходит к введённому ещё Г. Селье делению факторов стресса на социальные, психологические и биологические.
В соответствии с такой классификацией, например, физический дискомфорт, вызванный упомянутыми эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования должен квалифицироваться как частноспецифический биологический фактор стресса в профессиональной деятельности врача-хирурга.
Непосредственно для процедуры анализа, с целью повышения её наглядности, может быть использована таблица следующего вида, в ячейках которой врачу следует указать те особенности его деятельности, которые, по его мнению, подпадают под соответствующий класс стрессоров:
Неспецифические Общеспецифические Частноспецифические
Социальные
Психологические
Биологические

Результатом такой процедуры анализа явится наглядная трёхмерная модель системы стрессоров, характерной либо для данной врачебной специальности, либо непосредственно для личной профессиональной деятельности данного врача. Два измерения этой модели заданы описанной выше классификацией, а третье - субъективным "весом", значимостью каждого класса стрессоров.
Например, проведённое недавно исследование показало, что для системы стрессоров в деятельности врачей-хирургов по сравнению с врачами других специальностей характерны следующие особенности: высокая субъективная значимость социальных стрессоров, т.е. конфликтных ситуаций во взаимоотношениях врача-хирурга на различных уровнях - от общества в целом (неадекватное вознаграждение за труд), до конкретной операционной бригады (неоптимальность взаимодействия с коллегами и средним медперсоналом); сосредоточенность на узкопрофессиональных (частноспецифических) проблемах. Эти результаты наглядным образом могут быть представлены на следующей диаграмме:

Рис. 1. Субъективная значимость различных классов стрессогенных факторов в профессиональной деятельности врачей-хирургов и врачей нехирургических специальностей. С - социальные, П - психологические, Б - биологические стрессоры; НСп - неспецифические, ОСп - общеспецифические, ЧСп - частноспецифические стрессоры.
Вторым шагом профилактики либо коррекции профессионального стресса в деятельности врача должен явиться самоанализ и самооценка клинических проявлений оного в собственных поведении и деятельности. Важно, чтобы оценка клинических проявлений осуществлялась не до, а после процедуры анализа системы стрессоров, т.к. последняя даёт врачу предварительные субъективные основания подозревать у себя наличие профессионального стресса и будет способствовать более беспристрастной оценке своего поведения и деятельности.
При этом следует учитывать, что профессиональный стресс может протекать не только в виде своей "основной клинической формы", описанной в начале настоящего раздела (эмоциональная истощённость, цинизм, редукция профессиональных достижений), но и в разнообразных маскированных (ларвированных), либо "конвертированных" (соматизированных) формах.
Типичнейшей из маскированных форм протекания профессионального стресса, особенно у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типов является т.н. "трудоголизм" - замещение профессиональной деятельностью всех сфер жизни. В таких случаях увеличение удельного веса профессиональной деятельности по сравнению с другими сферами жизни - досуговой, семейной, культурной и пр. - вызвано попытками компенсировать недостаточную удовлетворённость результатами своего труда, субъективно интерпретируемую как следствие недостаточности трудовых усилий.
Помимо обычных форм протекания ("цинической" и "трудоголической"), профессиональных стресс может принимать и соматизированные формы, во многом сближающиеся в своих клинических проявлениях с "классическими" психосоматическими заболеваниями. Иными словами, профессиональный стресс может приводить к функциональным - а в особо запущенных случаях и к органическим - расстройствам сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, к нейродермитам.
Наконец, чрезвычайно важной формой протекания профессионального стресса может быть и использование психоактивных веществ, в типичном случае - алкоголя. Очевидно, что в таких случаях психоактивные вещества используются в качестве своеобразного "самолечения".
По итогам первого и второго шагов врач может сделать вывод об угрозе профессионального стресса, либо же о том, что он уже страдает им.
Третьим шагом профилактики либо коррекции профессионального стресса должно стать определение системы мер, которые врачу следует принять для избежания угрозы либо для коррекции имеющегося у него профессионального стресса. При этом меры, как и в случае любой другой психотерапии - в том числе и аутопсихотерапии - могут быть разделены на три класса: каузальные, патогенетические и симптоматические, в соответствии с теми целевыми аспектами расстройства, которые должны быть подвергнуты коррекционному вмешательству. Очевидным образом, каузальные меры направлены на устранение либо снижение воздействия профессиональных стрессоров, характерных для деятельности данного врача, а симптоматические - на редукцию проявлений профессионального стресса в его случае.
Например, если одним из значимых стрессоров являются нарушенные взаимоотношения с пациентами, следует принять меры к формированию т.н. "психотерапевтичного климата" в этой сфере. Со стороны врача это выглядит как "поддерживающее", сочувственное отношение к пациенту, проявляющееся в соответствующих речевых выражениях и жестикуляции. При этом меняется "сценарий взаимоотношений" - и пациент, со своей стороны, практически оказывается вынужденным вести себя иначе по отношению к врачу.
С другой стороны, если профессиональный стресс у данного врача принимает клиническую форму "трудоголизма", то ему следует сознательно и целенаправленно перестроить структуру своего образа жизни, с тем чтобы "искусственно" расширить не-трудовые его составляющие.
Наиболее сложный класс мер по профилактике и коррекции профессионального стресса составляют меры патогенетические, направленные на изменение механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между системой стрессоров и клинической картиной стресса. Обычно в таком качестве выступают типологические особенности личности врача и особенности его биографии. Например, выше уже упоминался механизм возникновения клинической картины профессионального стресса по типу "трудоголизма" у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типа. В целом же, многообразие таких механизмов, представляющих собой подкласс более общего класса защитных механизмов личности (это понятие введено и разрабатывается, в основном, в рамках психоаналитического "семейства" психотерапевтических направлений) - чрезвычайно велико. Определение системы патогенетических механизмов в конкретном случае - трудная задача, обычно требующая вмешательства профильного специалиста, психотерапевта или психолога. Однако в большинстве случаев для успешной коррекции профессионального стресса вполне довольно продуманной системы каузальных и симптоматических мер, определённых врачом самостоятельно - и лишь в том случае, когда они не дают должного результата, оказывается действительно необходимым обращение к профильному специалисту.

Таким образом, "алгоритм" профилактики либо коррекции профессионального стресса может быть кратко изложен следующим образом:
Первый шаг: самоанализ системы стрессоров, определение значимости каждого класса стрессоров;
Второй шаг: самоанализ клинических проявлений возможного профессионального стресса, принятие решения о его наличии/отсутствии/угрозе.
Третий шаг: формирование комплекса коррекционно-профилактических мер;
Четвёртый шаг: реализация программы коррекционно-профилактических мер;
Пятый шаг: контроль результатов - повторный анализ системы стрессоров и клинической картины, оценка наступивших изменений, принятие решения о продолжении/изменении выполнения программы коррекционно-профилактических мер, либо о необходимости обращения к профильному специалисту (с)
1 / 0
anton___p
Эх ребята! Эту жизнь мы сами себе выбрали!
В отпуск надо наверное уходить....
0
Dr. Dеs†їnу
От пользователя Lady Winter™©® (lilac wings) u...

спасибо)
0
crataegus
От пользователя =ххххххххххх=
То же самое можно сказать и о представителях других профессий. Абсолютно все признаки проф. выгорания нашла у себя .

+++
Это, ИМХО, особенность натуры человеческой. Стоит убрать из-под носа морковку, к которой привык тянуться, и всё - застой, самокопания и "всё надоело!"
1 / 2
Dr. Dеs†їnу
От пользователя Сrataegus
+++
Это, ИМХО, особенность натуры человеческой. Стоит убрать из-под носа морковку, к которой привык тянуться, и всё - застой, самокопания и "всё надоело!"

то есть Вы считаете, что это не проблема?
0
Кисаку-ку
Кажется ув. тов.Сrataegus постоянно тянется за такой морковкой)
Мне кажется не нужно брать на себя заботу о пациенте, как о родном человеке, иначе получается - мы его тянем"ну полечись, ну надо сделать это,то и тп" а пациент к такому привыкает и уже считает тебя ему чем-то обязанным. В конце концов его здоровье его собственное, а не обязанность врача.
А выгорание надо корригировать именно профессионально и материально, чтоб на работу как на праздник а не на каторгу. имхо
3 / 0
Dr.Axe
Здесь не только профессиональная проблема, но и проблема окружения.
1 / 0
crataegus
От пользователя Dr. Dеs†їnу
то есть Вы считаете, что это не проблема?

я считаю, что это проблема не только для врачей, а для большинства человечества, но у врачей она более ярко проявляется, возможно. В силу специфики их работы.
А что не так в моей точке зрения?

От пользователя луговое зобачко
Кажется ув. тов.Сrataegus постоянно тянется за такой морковкой)

а Вы не тянетесь?
Для любой деятельности важна мотивация. Не задумывались, почему у нас так развит алкоголизм? Мотивация часто теряется.
1 / 0
Кисаку-ку
От пользователя Сrataegus
почему у нас так развит алкоголизм
Выпивка-самый простой способ примирения с действительностью. Речь именно о слишком быстром выгорании врача вследствие отсутствия мотивации и возможности дальнейшего роста, и профессионального, и личного. А если на работе все строится по принципу "инициатива наказуема" и "рутина -наше все", то как ?

[Сообщение изменено пользователем 12.04.2007 23:17]
1 / 0
Attalea princeps
От пользователя Сrataegus
Это, ИМХО, особенность натуры человеческой.

...согласна.
От пользователя =ххххххххххх=
То же самое можно сказать и о представителях других профессий. Абсолютно все признаки проф. выгорания нашла у себя .Музыкант

...потому что данные признаки касаются любого человека, не важно в какой сфере он трудится, имхо :-)
От пользователя Dr. Dеs†їnу
Возникает негативное и циничное отношение к партнерам, клиентам, коллегам, семье.

...я только против этого признака, это больше зависит от "духовности" человека. У нас на работе многие уже профессионально перегорели и выгорели, устали, но остаются добрыми и отзывчивами и с коллегами, и с клиентами и, тем более, со своими родными.
Не стоит, имхо, грубость и цинизм оправдывать "выгоранием".
0
crataegus
От пользователя луговое зобачко
Речь именно о слишком быстром выгорании врача вследствие отсутствия мотивации и возможности дальнейшего роста, и профессионального, и личного.

я разве с этим спорю?
Но эта ситуация распространяется не только на врачей.
Хотя, возможно, на них в большей степени.

От пользователя луговое зобачко
рутина -наше все

а где её нет?
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.