Давненько о Мураками не говорили

Может, кому будет интересно:
______________________________

Харуки Мураками, опрашивая в книге «Край обетованный» последователей секты «Аум Синрикё», выписал обвинительный приговор современности.

Книгу Харуки Мураками «Край обетованный» уже успели обозвать «сиквелом». Доля правды в этом есть, не случайно второе название книги — «Подземка-2». Вышедшая у нас с год назад «Подземка», как известно, стоит в творчестве самого известного японского писателя особняком — это не художественный роман, а документальный. Сборник интервью с людьми, пережившими атаки террористов в токийском метро 20 марта 1995 г., когда члены секты «Аум Синрикё» распылили на трех линиях столичной подземки отравляющий газ зарин.

«Край обетованный» принадлежит к этому же жанру, а о причинах повторного обращения Мураками вполне понятно рассказывает в предисловии:

«По правде сказать, работая над «Подземкой», я твердо решил не заниматься сбором информации об «Аум Синрикё». Хотелось, насколько возможно, поставить себя на место тех, кто пострадал в тот день — 20 марта 1995 года. В положение людей, которые, ни о чем не подозревая, получили смертельный удар непонятно от кого. Поэтому я намеренно не включил в «Подземку» точку зрения «Аум Синрикё».

Но работа была закончена, книга вышла, волнение улеглось, все успокоилось, и меня самого постепенно стал все больше волновать вопрос: «Что же такое «Аум Синрикё»? В «Подземке» секта «Аум Синрикё» предстает как неопределенная угроза — некий «черный ящик», — жестоко и внезапно вторгающаяся в повседневную жизнь. И я решил попытаться и приоткрыть этот «черный ящик», посчитав, что, сопоставив его содержимое с перспективой, предложенной в «Подземке», или, иными словами, проанализировав их разнородность и однородность, может быть, удастся достичь большей глубины в понимании того, что произошло».

В поисках глубины писатель оправился разыскивать членов «Аум Синрикё», бывших и нынешних, и беседовать с ними.

И в ходе этих бесед проявилось первое отличие, не позволяющее считать «Край обетованный» простым продолжением «Подземки». В В «Подземке» Харуки Мураками практически не было — он появился лишь в начале и в конце, и там, и там — на насколько страниц. Все остальное — монологи пострадавших. В «Крае обетованном» же — не монологи, а диалоги. Писатель там — полноправный участник бесед, не только спрашивающий и уточняющий, но и активно полемизирующий со своими визави: высказывающий свое несовпадающее мнение, апеллирующий к собственному жизненному опыту и т.п.
Однако различие между книгами отнюдь не исчерпываются рекламным слоганом «больше Мураками».

В «Подземке», как Парк культуры уже писал, показания пострадавших в итоге обернулись уникальным портретом сегодняшней японской нации. В «Крае обетованном» пазл сложился еще причудливее, эта книга от первоначального замысла отбежала на совсем уж марафонскую дистанцию.
Мураками попытался понять — что же было в том «черном ящике», откуда там взялись люди, как они туда попали. И начал с напрашивающегося — с анкетных данных, биографических справок, семейного положения и сведений об образовании.
Ничего интересного.

Обычные биографии обычных людей. Но вот когда все эти уроженцы префектуры Фукуи, выпускники колледжей на Хоккайдо, школьники, рисовальщики манга и школьные учителя заговорили… Из откровений всех этих типичных японцев, тривиальнейших отпрысков ничем не примечательных «сарариманов» (искаженное англ. «salaryman» — человек, живущий на зарплату) начинает складываться странная мозаика:
— Хотелось поделиться с кем-нибудь своими мыслями — но с кем? Все или заболели зубрежкой перед экзаменами, или, кроме машин и бейсбола, ни о чем больше не могли говорить.
— Последние три года я проучилась в муниципальной школе в Канагаве. Там были совсем другие разговоры — кто в кого влюблен, о моде, где лучше караокэ. Только о развлечениях. Для меня эта болтовня не имела никакой ценности, и я всегда оставалась в стороне.
— Иногда я пробовал заговорить об этом с приятелями, но разговора не получалось. Подойдешь к кому-нибудь потолковее и слышишь восторженный ответ: «Ну ты даешь! Надо же до чего додумался! Это круто!» И все. Людей, с которыми можно вволю наговориться о самом интересном, мне что-то не попадалось.


Случайно или нет, но практически все персонажи книги Мураками — белые вороны. Странные существа, которым чего-то не хватало в жизни. Которые не то не могли, не то просто не хотели жить так, как положено — с ежедневными поездками на службу, ежемесячными выплатами по кредитам, еженедельными расслаблениями в караоке-баре и т.п.

У каждого из них была какая-то сосущая пустота внутри, и именно стремление чем-то заполнить эту пустоту и выдернуло их нормальной жизни. Эта не то ущербность, не то выщербленность и вывела их на дорогу, упершуюся в итоге в вывеску «Аум Синрикё»
Их показания вызывают не ожидаемый гнев на пусть невольных, но пособников убийства. И не даже не сожаление по обманутым и запутавшимся людям. В том-то и дело, что опрошенные писателем сектанты не выглядят ни злодеями, ни наивными дурачками. Как ни странно, больше всего эти люди напоминают живые иллюстрации к древней истине «Не хлебом единым…».

И автор, понимая, что у него получается изобличение, но никак не последователей Асахары, с горечью резюмирует: «В Японии отсутствует нормальная и эффективная страховочная подсистема, которая в состоянии принимать людей (особенно молодежь), оторвавшихся от главной системы — японского общества, и после трагедии в токийской подземке в этом отношении ничего не изменилось. Организация «Аум Синрикё» сокрушена, но до тех пор пока в нашем обществе существует такой серьезный системный недостаток — своего рода «черная дыра», — похожая, засасывающая в себя людей, структура — подобие «Аум Синрикё» — может когда-нибудь возникнуть вновь».

(с)
______________________

уже несколько месяцев Подземку читаю.
Надо будет Край поискать потом.

[Сообщение изменено пользователем 25.01.2007 16:12]
0
Не говорили - и слава Б-гу!
0
(с плохо скрытым чувством) А я что говорил?! :-)
0
Комкон
Действительно, давненько.

9 марта 2004 11:10

Харуки Мураками. "Мой любимый sputnik".
Евгений Камшилов


Судя по выходным данным книги, вышла она в 1999 году. В России появилась буквально только что. Стоит полагать, что это один из последних романов японского писателя. И уж точно - последняя переведенная на русский и выброшенная массам. Если не полениться и прочитать краткую аннотацию к книге, то это "один из самых загадочных романов 20 века". (Складывается ощущение, что у авторов всех этих книжных аннотаций давно фантазия иссякла - что ни книга, то самая загадочная) Впрочем, какой роман Харуки, не считая первых: "Слушай песню ветра", "Пиннбол-1973" и "Норвежский лес", - не наполнен загадками?

Метафорических человеко-овец, стран чудес на краю света, подземелий с чудовищами, колодцев и подобных, присущих автору символизмов, здесь нет. Хотя, образ колодца все же пару раз проскальзывал вопросом, ища себе места, куда б приткнуться. Но места ему не нашлось: "Может, у вас есть глубокий колодец? - Нет, колодцев у нас нет...". Все как нельзя реально. Причем, и действо сие происходит каких-то пять лет назад. Но загадок и аллюзий пачка и маленький довесок. Однако эти загадки служат именно что не больше, чем "довеском", акцентом, замочной скважиной к основному вопросу.

Роман женский. Женский не в смысле "дамский", для домохозяек, а в том плане, что история заверчена вокруг двух женщин. Одна из которых любит и страстно желает свою подругу, а другая, старшая, отдается ей только платонически. А герой-рассказчик силой обстоятельств втянут в разворачивающиеся события и косвенно принимает в них участие. При этом он страстно любит первую - вот такая ’шведская’ ситуация на первый взгляд. Герой прекрасно понимает, что шансов у него никаких - и потому живет своей жизнью, не вмешиваясь и не отвоевывая, не разрушая хода событий.

Вообще, этот любовный сюжет - лишь фон, на котором автор хочет до нас что-то донести. Утрата самого близкого человека. Нет ничего больнее и безвыходней. Кто-то из героев теряет себя, свою живую часть, и дальше живет тенью, не находя себя прежнего или нового. Кто-то теряет свою половину в лице другого человека. Кто-то теряется совсем, исчезает абсолютно на пустом месте. Но никто не теряет надежды. Ищут, думают, решают. Любят. Любят в своем одиночестве. Меняются или остаются прежними, грустят или не подают вида. Но никто не скорбит, ибо скорбь убивает надежду. Герои прекрасно это знают. Выпадение одного звена из их треугольника оставляет оставшихся перед вопросом: кто ты есть без того, кого любишь?.. И им остается просто "тянуть лямку". Любить и помнить. Помнить и любить...

Невеселая книга. Роман изначального одиночества. Одиночества тех, кто по тем или иным причинам не научился или кому просто не повезло стать единым целым с одним-единственным человеком. О том, как много это значит. О том, что без этого единения ты из пустоты в пустоту просто ’тянешь лямку’. О том, что просто при узнавании своей половины, - даже не при соединении с ней, а только лишь при знании того, что снова эта половина есть и смотрит на одну с тобой луну, дышит тем же воздухом, - ... тебе не надо уже никуда бежать и торопиться. Главное, что бы этот человек был жив. Перефразируя поэта, "не важно с кем ты живешь. Лишь бы ты жила".
0
:-d
0
чо-та все седня ржут надо мной
(посмотрел в зеркало. увидел небритое лицо алкоголика. расстроился)
0
Мура кАками!

[Сообщение изменено пользователем 25.01.2007 16:55]
0
сruelmonkey
От пользователя кАш
(посмотрел в зеркало. увидел небритую попу алкоголика. расстроился)
0
Akr
Вы будете смеяться но буквально позавчера закончил читать его книгу "Страна Чудес без тормозов и Конец света".
:-)
Правда не особо впечатлился. Но прочитал ибо читабельно.

Жииыва любовь к Мураками на клио)
0
Комкон

Фотография из Фотогалереи на E1.ru

От пользователя кАш
чо-та все седня ржут надо мной
(посмотрел в зеркало. увидел небритое лицо алкоголика. расстроился)

небритость присутствует, остальное - под вопросом.
0
Якакаши Жмуруками
0
Crow'Ь
я люблю Мураками... собираюсь вот прикупить его серию джазовых рассказиков
0
Кому как. Он меня не впечатлил, ну просто никак. Наверно чего-то я не понял - в чём прикол? В тупых поисках игрального автомата? Или в страданиях подростка не сумевшего удержать девушку?
0
Так
В прошлом году прочёл "Хроники Заводной Птицы", "Охоту на овец" и "Дэнс, дэнс, дэнс". Сегодня дочитаю "Мой любимый sputnik"...
Действительно, основной персонаж у Мураками обычно далеко не в японском "мейнстриме". Весьма одинокий и довольно-таки проблемный...
0
Кроу! Не тратьте денег и времени на его тривиальнейшие джазовые эссе. По смыслу - слабенький блог коллекционера. Лучше слушать джаз.
0
От пользователя Crow'Ь
я люблю Мураками...

Здесь так нельзя говорить. Здесь чота не принято различать Мураками и коэльо.
Но я тоже люблю Мураками. Пора уже наконец-то почитать Кафку на пляже. Жень, как оно?
0
Crow'Ь
От пользователя TERMINADOR
Кроу! Не тратьте денег и времени на его тривиальнейшие джазовые эссе. По смыслу - слабенький блог коллекционера. Лучше слушать джаз.

я собираю Мураками
От пользователя Марикoв
Здесь так нельзя говорить. Здесь чота не принято различать Мураками и коэльо.

Да я в курсе... давно здесь сидим©
Коэлье не вставляет
А /Кафка на пляже/ мне понравилась
0
Безрюмки-Встужева
От пользователя кАш
У каждого из них была какая-то сосущая пустота внутри, и именно стремление чем-то заполнить эту пустоту и выдернуло их нормальной жизни

неужели кто-то считает эту жизнь нормальной...
От пользователя Так

основной персонаж у Мураками обычно далеко не в японском "мейнстриме

ест, пьет и слушает американское
От пользователя Марикoв
Здесь чота не принято различать Мураками и коэльо

ходят парой
От пользователя TERMINADOR
По смыслу - слабенький блог коллекционера.

похоже
0
От пользователя Марикoв
Пора уже наконец-то почитать Кафку на пляже. Жень, как оно?

продолжение Норвежского леса, Любимого спутника, Хроник птицы и прочих к Западу от солнца:-) Только декорации меняются. То есть чистый Мураками.

А вот Подземка - совсем другое.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.