А вот Платонов...
K
KЦ
Рад. Спасибо паровозу. Наконец-то сумел проникнуть. Заход с "Сокровенного человека" оказался верным. За ним и рассказы и "Котлован" на третий раз легли уже на прочный фундамент.
После пресловутого "Острова" встретил это, как будто ступил из болота на твердую почву. Ни тебе откровений каких-то, ни великой и единственной Правды, ни правильных людей, ни правильных ответов... только взгляды изнутри
Смакую короткие фразы, сиюминутные движения взгляда...
- Некуда жить, вот и думаешь в голову.
Когда Елисей отошел обратно, то мужик открыл свои желтые глаза, но уже не мог их закрыть и так остался глядеть.
- Баба-то есть у него? - спросил Чиклин Елисея
- Один находился, - ответил Елисей
- Зачем же он был?
- Не быть он боялся.
Так весь мир и пронесся мимо него, не задев никакого чувства.
Профуполномоченный потерял готовность лица и почувствовал свою душу - он всегда ее чувствовал, когда его обижали
- Отчего вы не чувствуете сущности? У вас ребенок живет, а вы ругаетесь, он же весь свет родился окончить.
Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц, глядели на свидетеля.
- Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка - вам лучше будет.
...
- А вы чтите своего ребенка, когда вы умрете, то он будет.
Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, и он узнал теплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены. Он тронулся по своей линии к буровой скважине, легко превозмогая опустевшее тело.
Пухов сам не знал - не то он таял, не то рождался.
И неважно какая это родина. Важно - обрести свою родину, не быть пустым. А быть пустым - страшно
Мне кажется, человек Платонова бежит не к - чему-то, а от - этой пустоты, ищет себя в будущем, и это честнее
После пресловутого "Острова" встретил это, как будто ступил из болота на твердую почву. Ни тебе откровений каких-то, ни великой и единственной Правды, ни правильных людей, ни правильных ответов... только взгляды изнутри
Смакую короткие фразы, сиюминутные движения взгляда...
- Некуда жить, вот и думаешь в голову.
Когда Елисей отошел обратно, то мужик открыл свои желтые глаза, но уже не мог их закрыть и так остался глядеть.
- Баба-то есть у него? - спросил Чиклин Елисея
- Один находился, - ответил Елисей
- Зачем же он был?
- Не быть он боялся.
Так весь мир и пронесся мимо него, не задев никакого чувства.
Профуполномоченный потерял готовность лица и почувствовал свою душу - он всегда ее чувствовал, когда его обижали
- Отчего вы не чувствуете сущности? У вас ребенок живет, а вы ругаетесь, он же весь свет родился окончить.
Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц, глядели на свидетеля.
- Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка - вам лучше будет.
...
- А вы чтите своего ребенка, когда вы умрете, то он будет.
Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, и он узнал теплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены. Он тронулся по своей линии к буровой скважине, легко превозмогая опустевшее тело.
Пухов сам не знал - не то он таял, не то рождался.
И неважно какая это родина. Важно - обрести свою родину, не быть пустым. А быть пустым - страшно
Мне кажется, человек Платонова бежит не к - чему-то, а от - этой пустоты, ищет себя в будущем, и это честнее
K
KЦ
не знаю
К
Курт
А я из школьной программы помню Котлован. В этом произведении какая-то деревня всю свою сознательную деятельность направляла на рытьё могил и создание гробов. Мне этот отрывок показался увлекательным, про готов я тогда ещё ничего не знал.
А дальше книгу не осилил.
А дальше книгу не осилил.
K
KЦ
конечно именно. Отсюда и вся соль
К
Курт
После пресловутого "Острова"
Похоже посмотреть придётся :-)
Прямо-таки повороотный пункт!
K
KЦ
Просто попались в один исторический момент времени. Давно не испытывал такого проникновения в себя, сравнить не с чем - вот и сравнил с тем, что ныне в других животрепещет...
Такие явления, как Платонов - это нечто большее, чем просто язык, в смысле штиля и краснопения. Этот язык - сам по себе целая философия. Неповторимый, потому что не по форме, а по сути
Такие явления, как Платонов - это нечто большее, чем просто язык, в смысле штиля и краснопения. Этот язык - сам по себе целая философия. Неповторимый, потому что не по форме, а по сути
Язык - это всегда философия. Язык Платонова (особенно в "Котловане" и "Чевенгуре") - философия странного человека в еще более странном мире...
a
ambull
Я вообще считаю его самым великим русским писателем 20 века (даже более великим, чем Горький или Шолохов). Как словеснику ему и равных-то нет.
Когда-то Сталину дали прочесть какое-то из опубликованных тогда его произведений, тот назвал это дерьмом и ещё кучу грязных эпитетов высказал. С тех пор его больше и не публиковали в те годы. Закончил он свою жизнь всего-то в 52 года, работая дворником в Литинституте, живя в какой-то подсобке там же...
"Котлован", "Ювенильное море", "Происхождение мастера", "Мусорный ветер", "Епифанские шлюзы", "Река Потудань", "Сокровенный человек", "Размышления читателя"...
В советских изданиях про его творчество писали: "Своеобразная по мировосприятию и стилю лиро-эпическая, сатирическая проза".
Но лично я никакой сатиры там и не вижу. Там философия жизни и глубинное осмысление сущности человека.
Когда-то Сталину дали прочесть какое-то из опубликованных тогда его произведений, тот назвал это дерьмом и ещё кучу грязных эпитетов высказал. С тех пор его больше и не публиковали в те годы. Закончил он свою жизнь всего-то в 52 года, работая дворником в Литинституте, живя в какой-то подсобке там же...
"Котлован", "Ювенильное море", "Происхождение мастера", "Мусорный ветер", "Епифанские шлюзы", "Река Потудань", "Сокровенный человек", "Размышления читателя"...
В советских изданиях про его творчество писали: "Своеобразная по мировосприятию и стилю лиро-эпическая, сатирическая проза".
Но лично я никакой сатиры там и не вижу. Там философия жизни и глубинное осмысление сущности человека.
Илья, странных - не вписывающихся в общие нормы поведения и мышления людей.
Многие известные писатели выписывали "странных" людей, для создания своей конструкции мира. Тот же Шукшин, например...
Многие известные писатели выписывали "странных" людей, для создания своей конструкции мира. Тот же Шукшин, например...
K
KЦ
Ничего более глубокого по проникновению в меня и меня в чужие миры я не встречал
Командор, пусть каждый - философия, но в других языках виден лишь автор, а в языке Платонова я вижу целый мир, в котором мы оба с ним гости. Это я и зову философией - возвышение над собой. Его язык - самый образный из всех, пожалуй, даже включая поэтические (разве что, Маяковского рискну вровень поставить). И не для красоты, кажется - только для выражения внутреннего котла человеческого механизма...
Командор, пусть каждый - философия, но в других языках виден лишь автор, а в языке Платонова я вижу целый мир, в котором мы оба с ним гости. Это я и зову философией - возвышение над собой. Его язык - самый образный из всех, пожалуй, даже включая поэтические (разве что, Маяковского рискну вровень поставить). И не для красоты, кажется - только для выражения внутреннего котла человеческого механизма...
Илья, мы странные по сравнению друг с другом, а платоновские герои - по отношению ко всем нам, вместе взятым...
КЦ, я соглашусь с тем, что у Платонова язык не столько создает образность, сколько сам является образом...
Но такие примеры "гиперязыка" уже были...
Но такие примеры "гиперязыка" уже были...
Автор: ambull Член Клуба Е1
Дата: 09 Янв 2007 15:54
Как словеснику ему и равных-то нет.
---------------------------------------------------------------------------
Набоков. На пару порядков "словеснее".
Про Куприна с Буниным я как-то и не говорю...
Дата: 09 Янв 2007 15:54
Как словеснику ему и равных-то нет.
---------------------------------------------------------------------------
Набоков. На пару порядков "словеснее".
Про Куприна с Буниным я как-то и не говорю...
K
KЦ
Вот я и говорю - философия. Потому что важна не форма (гиперязык), но сама суть.
Странные - это чужие, сиречь, непонятные. Внутренний мир даже самого себя - странен. Если вывернуть его наизнанку - даже самый "нормальный" человек окажется странным. И ничего тут искусственного нет...
Мне думается, само то время с точки зрения нынешнего было странным и рождало такие глыбы, каких сейчас и тени нет... Но мне кажется, сами люди Платонова - обычные люди того времени, просто вывернутые наизнанку. К тому же, это ведь те, кто попал на изгиб истории, а подчас - и на излом...
Странные - это чужие, сиречь, непонятные. Внутренний мир даже самого себя - странен. Если вывернуть его наизнанку - даже самый "нормальный" человек окажется странным. И ничего тут искусственного нет...
Мне думается, само то время с точки зрения нынешнего было странным и рождало такие глыбы, каких сейчас и тени нет... Но мне кажется, сами люди Платонова - обычные люди того времени, просто вывернутые наизнанку. К тому же, это ведь те, кто попал на изгиб истории, а подчас - и на излом...
K
Kips
Федот Федотыч Сучков, Царство ему Небесное, первым напечатал Платонова в "Сельской жизни". Замечательный был человек, многолетний сиделец. "Из Свердловска, - спрашивал. - Я там в пересыльной тюрьме сидел. И показалось мне, что рядом погост". Очень обрадовался, когда узнал, что не ошибся....
"Пухов сидел на гробе жены и ел колбасу..." Гений, что скажешь
"Пухов сидел на гробе жены и ел колбасу..." Гений, что скажешь
K
KЦ
Странно, отчего никто не процитировал сакраментальной притчи, родившейся, по словам Григория Горина, еще в 50-х годах:
***
В холодной зимней Москве пацан, разбивший стекло, убегает от разъяренного дворника.
Он бежит и думает: "Ну почему я живу в этом холодном городе? Сидеть бы мне сейчас под пальмами на каком-нибудь тропическом острове".
А в это время на острове Куба писатель Хемингуэй сидит под пальмой и думает : "И чего я сижу в этой жаре? Ведь в Париже, в кафе "Ротонда" настоящие писатели пьют вино и беседуют об искусстве".
А в это время в кафе "Ротонда" сидит писатель Жан-Поль Сартр и думает: "И чего я забыл здесь, в
этом буржуазном Париже, когда сейчас в социалистической Москве живет и творит настоящий писатель Андрей Платонов..."
А в это время дворник Платонов бежит за разбившим стекло пацаном и думает: "Догоню - убью!"
***
В холодной зимней Москве пацан, разбивший стекло, убегает от разъяренного дворника.
Он бежит и думает: "Ну почему я живу в этом холодном городе? Сидеть бы мне сейчас под пальмами на каком-нибудь тропическом острове".
А в это время на острове Куба писатель Хемингуэй сидит под пальмой и думает : "И чего я сижу в этой жаре? Ведь в Париже, в кафе "Ротонда" настоящие писатели пьют вино и беседуют об искусстве".
А в это время в кафе "Ротонда" сидит писатель Жан-Поль Сартр и думает: "И чего я забыл здесь, в
этом буржуазном Париже, когда сейчас в социалистической Москве живет и творит настоящий писатель Андрей Платонов..."
А в это время дворник Платонов бежит за разбившим стекло пацаном и думает: "Догоню - убью!"
Д
Дон.
Неоднозначное у меня к нему отношение: вроде бы и хорошо, но уж очень вязко, не летишь, не скользишь, не плывёшь, а пробираешься по болоту, с трудом выдирая ногу из липкой чвакающей трясины, чтобы сделать следующий шаг, а потом и вовсе останавливаешься, впадая в монтонный платоновский транс. Мастер,
но мне больше по душе Шмелёв или Осоргин.
Что же до языка как образа, то на мой взгляд, из прозаиков первой половины ХХ века нет равных Ремизову. Другое дело, что многие знают его имя из довлатовской фразы "звукопись ремизовской школы", но очень мало, кто читал Ремизова, включая самого Довлатова, похоже.
Что же до языка как образа, то на мой взгляд, из прозаиков первой половины ХХ века нет равных Ремизову. Другое дело, что многие знают его имя из довлатовской фразы "звукопись ремизовской школы", но очень мало, кто читал Ремизова, включая самого Довлатова, похоже.
K
KЦ
Да, есть такое. Когда хочешь привычно сначала пробежать, сглотнуть все произведение целиком, чтобы потом уже, перечитывая налегке, вникать и тщательно окатывать мыслью каждое неслучайное слово.
А Платонов вприпрыжку не отпускает - все время хватает за ноги, вяжет... В этом плане, конечно, болото.
"Котлован" такой, потому и не давался, наверное, долгое время. А вот "Сокровенный человек" у меня на раз прошел легко и чисто. И тем впустил в этот мир...
А Платонов вприпрыжку не отпускает - все время хватает за ноги, вяжет... В этом плане, конечно, болото.
"Котлован" такой, потому и не давался, наверное, долгое время. А вот "Сокровенный человек" у меня на раз прошел легко и чисто. И тем впустил в этот мир...
Вот я и говорю - философия. Потому что важна не форма (гиперязык), но сама суть.
Ага :-)
Только мне тоже не понятна странность... В его произведениях люди очень похожи на людей... Когда в школе прочитал "Чевенгур", Платонов мне показался странным, но не люди, которых он описывает. Эта реалистичность тогда меня напугала. Сейчас ценю Платонова за это. Он точен как никто другой. Он дает хорошую пищу для осмысления нас, людей, самих себя.
Но мне
кажется, сами люди Платонова - обычные люди того времени, просто вывернутые наизнанку. К тому же, это ведь те, кто попал на изгиб истории, а подчас - и на излом...
Нет, не вывернутые... Именно обычные. Вне времени. Место и время - это призма, через которую их показывает Платонов.
K
Kips
Платонов из тех писателей, что двигают вперед итературу, не будучи сильно популярны. "Петербург" Белого, скажем, как мне кажется, тоже оттуда
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.